Экологическое право Украины

Экологическое право Украины.

_______________________________________________________________

План.

1. Введение.

2. Проблема экологии сегодня.

3. Экологическая концепция в Украине.

4. Конституционное закрепление охраны окружающей среды.

5. Экологические права граждан Украины.

6. Заключение.

В наше время защита окружающей среды выдвигается на первый план. Последствия недостаточного внимания к проблеме могут быть катастрофическими. Речь идет не только о благополучии человечества, а о его выживании. Особенно тревожно то, что деградация природной среды может оказаться необратимой.

Загрязнение вод наносит ущерб здоровью человека и рыбным запасам. Деградация сельскохозяйственных угодий привела к засухе и эрозии почв во многих районах. Отсюда недоедание, голод, болезни. Загрязнение воздуха наносит все более ощутимый ущерб здоровью людей. Массовое уничтожение лесов отрицательно сказывается на климате и сокращает биоразнообразие, генофонд. Серьезной угрозой здоровью является истощение озонового слоя, защищающего от вредных излучений Солнца. К катастрофическим изменениям в климате Земли ведет "парниковый эффект", то есть глобальное потепление в результате растущих выбросов углекислого газа в атмосферу. Нерациональное использование минеральных и живых ресурсов ведет к их истощению, что опять-таки ставит проблему выживания человечества. Наконец, аварии на предприятиях, связанных с радиоактивными и ядовитыми веществами, не говоря уже об испытании ядерного оружия, причиняют огромный ущерб здоровью людей и природе. Достаточно вспомнить об аварии на Чернобыльской АЭС и на американском химическом заводе в Индии. Большой ущерб окружающей среде приносят вооруженные конфликты, о чем свидетельствует опыт войн во Вьетнаме, Кампучии, Персидском заливе, в Югославии и др.

На конференции ООН 1992 г. в Рио-де-Жанейро прозвучал вывод о том, что нынешняя рыночно-потребительская модель, действующая в ряде стран, стремительно ведет к гибели всего человечества. Это модель неустойчивого развития, характеризующаяся бездумной разработкой и потреблением природно-энергетических и сырьевых ресурсов биосферы.

Учитывая высокую энерго- и ресурсоемкость промышленного производства в Украине, низкий уровень культуры производства и пренебрежение экологическим законодательством, необходимо трансформировать всю социальную и политическую организацию управления и разработать новую экологическую доктрину, концепцию1, в интересах выживания будущих поколений украинцев.

Необходимость разработки новой экологической концепции Украины – ноосферного пути развития – диктуется следующими причинами:

    До последнего времени в Украине вообще отсутствовала какая-либо государственная политика в области экологии. Такое положение вещей становится недопустимым в период перехода к рыночным отношениям, когда экологические и экономические интересы вступают в особо острые противоречия.

    Условия выживания человека диктуют переход его на ноосферный путь развития. Впервые термин “ноосфера” ввел в обращение академик В.И.Вернадский, понимая под этим разумно управляемое развитие человека, общества и природы, переход всего человечества в новую эпоху – ноосферу. Фундаментом ноосферного развития является понимание того, что человек является частью природы и обязан подчиняться ее законам. Переход к ноосферному развитию – единственный путь спасения современной цивилизации от гибели.

    Существует необходимость приведения норм экологического права Украины в соответствие с нормами международного права, что предполагает освоение и восприятие украинской наукой и правом наиболее эффективных международных концепций и идей в области охраны окружающей среды.

    Основные положения новой экологической концепции Украины должны стать основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Эти положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества.

Охрана среды обитания человека, как одно из важнейших направлений экологической концепции Украины, тесно связана с идеей создания благоприятных экологических условий для жизнедеятельности, труда и отдыха человека. Это так же является одной из главных задач деятельности по охране окружающей среды. Ст.3 Конституции Украины устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В Ст.50 Конституции Украины сказано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

При этом право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается:

    созданием благоприятных условий их жизнедеятельности;

    предоставлением возможности участия в обсуждении подготавливаемых решений, выполнение которых может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду;

    осуществлением государственных мер по предотвращению экологически опасной деятельности, предупреждению и ликвидации последствий аварий, природных стихийных бедствий;

    предоставлением достоверной информации о состоянии окружающей среды;

    улучшением качества продуктов питания;

    возможностью требовать в судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации экологически опасных объектов;

    иные гарантии граждан.

Можно выделить несколько основных положений механизма реализации экологической концепции Украины:

    Постоянное и неуклонное увеличение доли средств государственного бюджета, направляемых на охрану окружающей среды и природных ресурсов, что способствует повышению уровня устойчивости экосистем природных зон Украины и обеспечивает людям, социальным группам и обществу в целом право на проживание в чистой природной среде.

    Поэтапное формирование экологического механизма защиты окружающей среды и природных ресурсов, обеспечивающего устойчивое их воспроизводство.

    Поэтапное формирование нормативно-правового механизма, соотносящего развитие всех сфер общественного производства, его отраслей, отдельных предприятий и всех членов общества с реальным состоянием природных ресурсов и условиями окружающей среды.

Решение вопросов рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на основе широкой информированности населения о состоянии природы, экономики, здравоохранения при организующей деятельности всех органов государственной власти и общественных организаций.

Исходя из вышесказанного, нетрудно понять важность конституционного закрепления и регулирования экологических правоотношений.

В Конституции Украины, принятой 28 июля 1996 г. несколько статей посвящены проблемам экологии. В частности, статья 16 гласит:

Обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы - катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда Украинского народа является обязанностью государства.

Данная статья Конституции является одной из наиболее важных - такая, которая касается самого существования украинского народа, здоровья каждого человека, который проживает на территории Украины, будущих поколений.

Конституция определяет как обязанность государства сохранение генофонда украинского народа, обеспечение экологической безопасности для человека и всего животного мира, преодоление особо тяжких для Украины последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Понятие экологической безопасности, ключевое для данной нормы, имеет четко определенные правовые рамки. Они обусловлены установленными законодательством критериями качества окружающей природной среду, ее отдельных элементов, качества продуктов питания, одежды, жилья и т. д., соблюдение которых позволяет обеспечить экологическую безопасность. Соответствующие критерии закреплены системой экологических нормативов, среди которых центральное место занимают нормативы экологической безопасности относительно гранично допустимых: концентрации загрязняющих веществ в воде, воздухе, грунте; уровня акустического, электромагнитного, радиационного и другого вредного физического влияния на окружающую природную среду; содержания вредных веществ в продуктах питания и животных кормах.

Кроме нормативов экологической безопасности поддержания надлежащего состояния окружающей природной среды и экологического равновесия должно обеспечиваться соблюдение нормативов гранично допустимых выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих химических веществ, уровней вредного влияния физических и биологических факторов, которые исходят от каждого конкретного стационарного источника загрязнения.

Для разных технологических процессов, технологического и другого оборудования, сооружений и объектов в зависимости от времени разработки и ввода в действие технологий и оборудования, наличия научных и технических разработок, экономической целесообразности устанавливаются также нормативы граничных объемов образования загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферный воздух; требования относительно ввода технологических процессов в части влияния на образование загрязняющих веществ; регламенты использования сырья. И наконец, для каждого типа транспортных средств, которые эксплуатируются на территории Украины, устанавливаются нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах, а также вредных физических влияний.

Экологические нормативы разрабатываются и вводятся в действие Министерством охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, Министерством охраны здоровья Украины и другими уполномоченными на это государственными органами в соответствии с законодательством Украины.

Соблюдение нормативов и правил экологической безопасности обеспечивается государством с помощью трех рычагов: созданием системы современного законодательства, эффективного административного контроля, внедрением экономического механизма природопользования, формированием и развитием правовой культуры граждан. Развитие системы экологического законодательства в Украине в какой-то мере осуществлялось в соответствии с концепцией, основными в которой стали законы об охране окружающей природной среды, охране атмосферного воздуха, охране и использовании животного мира, Земельный, Лесной и Водный кодексы, Кодекс о недрах и другие акты, которые обеспечивали природопользование и гласность использования природных ресурсов. Следующий этап в развитии экологического законодательства - его кодификация с учетом соответствующих конституционных положений.

Государственный контроль в сфере охраны окружающей природной среды имеет цель обеспечение соблюдения требований соответствующего законодательства всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями не зависимо от форм собственности и подчинения, всеми физическими и юридическими лицами.

Государственному контролю подлежат использование и охрана земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и другой растительности, животного мира, морской среды и природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны Украины, природных территорий и объектов, которые подлежат особой охране, состояние окружающей природной среды. Формирование экологической культуры граждан включает систему беспрерывного экологического просвещения, экологического воспитания людей.

Кроме общих положений относительно обеспечения экологической безопасности, данная статья выделяет обязанность государства в сфере ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Конституционный уровень данного положения определяется тем, что речь идет о беспрецедентном экологическом бедствии, последствия которого шагнули далеко за пределы нашего государства, а их ликвидация еще долго будет требовать целенаправленных государственных мер. Основными законодательными актами, которые регулируют вопросы, связанные с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, являются Закон Украины “О правовом режиме территории, которая подверглась радиоактивному заражению вследствие Чернобыльской катастрофы” от 27 февраля 1991 г. и Закон Украины “О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы” от 28 февраля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями.

Предусмотренная Конституцией обязанность государства заботиться о сохранении генофонда Украинского народа обусловлена значительным ухудшением состояния здоровья населения. Как показывают исследования Всемирной организации охраны здоровья, состояние здоровья людей на 20 - 80 процентов зависит от окружающей среды. Поэтому деятельность государства по ее охране, обеспечению экологической безопасности приобретает важное значение. Реализация этой статьи требует создания развитой системы законодательных актов, в том числе и тех, которые предоставляют юридические гарантии медицинского обслуживания населения в соответствии с современным уровнем медицинской науки и практики, охраны семьи, детства, развития физической культуры и т. д.

Очень важна для конституционного регулирования экологических отношений статья 50 Конституции Украины:

Каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права ущерба.

Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве продуктов питания и предметов быта, а также право на ее распространение. Такая информация не может быть засекречена.

Безопасная для жизни и здоровья людей окружающая среда это такое состояние окружающей природной среды, при котором обеспечивается предупреждение ухудшения экологической обстановки и возникновения опасности для жизнедеятельности населения.

Критерии безопасного состояния окружающей среды определяются экологическими стандартами и нормативами, а также техническими, санитарно-гигиеническими, строительными и другими нормами и правилами, которые содержат требования относительно охраны окружающей природной среды.

Широкие полномочия в сфере охраны окружающей среды предоставлены гражданам. Они в порядке, который определен законодательством, имеют право принимать участие в обсуждении материалов относительно размещения, строительства и реконструкции экологически опасных объектов и вносить предложения в государственные и хозяйственные органы по этим вопросам, а также в проведении общественной экологической экспертизы, вносить предложения об организации территорий и объектов природо-заповедного фонда, выполнять функции общественных инспекторов по охране окружающей природной среды и т. д.

Конституционное закрепление получили две важнейшие составляющие экологических прав граждан: право на возмещение ущерба, причиненного ухудшением состояния окружающей среды, и право на получение и использование экологической информации.

Каждый имеет право подавать в суд иски о возмещении вреда вследствие негативного влияния на окружающую среду деятельности предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан. Такой вред в соответствии со статьей 69 Закона Украины “Об охране окружающей природной среды” от 25 июня 1991 г. подлежит компенсации, как правило, в полном объеме. В соответствующих случаях учитываются затраты на лечение и восстановление здоровья, а также затраты, связанные со сменой места жительства, профессии; недополученная прибыль за время, необходимое на восстановление здоровья и т. д.

Конституция признает экологическую информацию открытой, запрещает ее засекречивать, гарантирует свободный доступ для получения данных о состоянии окружающей среды, качестве продуктов питания и предметов быта, а также признает право граждан на ее распространение.

И, наконец, статья 66 гласит:

каждый обязан не причинять вред природе, культурному наследству, возмещать причиненные им убытки.

Обязанность, которая возложена на каждого члена общества статьей 66 Конституции, урегулирован действующим законодательством. Так, Закон Украины “Об охране окружающей природной среды”, обязывает граждан рационально использовать природные ресурсы, принимать меры для предупреждения порчи, загрязнения, истощения природных ресурсов, негативного влияния на состояние окружающей природной среды. Если объектам природы причинен вред, то его размер определяется согласно специальным таксам в отношении объектов животного мира, лесов; согласно специальным методикам определения убытков, причиненных рыбному хозяйству, водным ресурсам, а также вследствие загрязнения атмосферного воздуха. В других случаях размер убытков определяется согласно фактическим затратам, необходимым для восстановления нарушенного состояния природных ресурсов.

Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.

Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надежные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе человеком.

Литература.

М.Кисельов “Екологічна компонента процесу державотворення”. Розбудова держави. № 7/8 1997 г.

С.Касаткин “Человек в XXI веке. Проблемы экологии”. Знание. К. 1997 г.

Конституция Украины от 28 июля 1996 г.

Закон Украины “Об охране окружающей природной среды” от 25 июня 1991 г.

1 Концепция (от латинского слова “концептино” – понимание) – система, определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности (Советский энциклопедический словарь. М. 19988. С. 633).

TYPE=RANDOM FORMAT=ARABIC>8

________________________________________________________________________________

Проблемы конституционного регулирования экологических правоотношений.