Конституционное право в РФ.

ВВЕДЕНИЕ

Право в советском обществе до начала девяностых годов было в основном продуктом и юридизированным обеспечением радикального военно-коммунистического строя, прикрываемого идеологизированными понятиями и терминологией "научного социализма".

Правда Октябрь 1917 года ознаменовался широковещательными юридическими документами -декретами, великое множество декретов, иных актов, в последующие годы появилось серия сменяющих друг друга Конституций-1918,1924,1936 годов.

Но, революционные декреты служили, по прямому указанию Лени­на, прежде всего "пропаганде"; а главное и они, и весь гигантский массив юридических документов, практика юридических органов стро­ились в соответствии с "духом революционного правосознания", ни в самой малой малости не связывали всевластие партийных чиновников и административного аппарата партийного государства, юридически облагораживали ничем не ограниченные внесудебные и судебными реп­рессии, расправу с неугодными "контреволюционерами и оппозицией".

С учетом этого необходимо отметить две особенности советского "революционного права", выражающие его тоталитарную природу и ха­рактеризующие его развитие при сталинском тоталитарном режиме.

Первая особенность. Декреты и иные номативные документы того времени открыли простор, реально включили в жизнь непосредствен­но-социальное революционное право, то есть тот неправовой в юри­дическом смысле феномен, который, как представлялось, был обусловлен потребностями революции, а в действительности лишь обосно­вывал насиле.

Вторая особенность. Это - непосредственное включение в ткань революционного права тоталитарных идеологических моментов.

Советская юридическая система выступила как сугубо государс­твенная, диктаторски-публичная, которая не только не смогла противостоять тоталитарной системе, но и стремилась придать этой системе "законный облик".

К этому следует добавить то, что отчетливо проявилось в раз­витии "юридической надстройки социализма" к тридцатым годам, ког­да всецело утвердился тоталитарный режим и развеялась практика "революционного права".

В части прав человека процветали особой пышностью проявивши­еся после принятия Конституции 1936 года откровенная фальсифика­ция и государственная ложь. Фиктивный характер пышно декларирован­ных избирательных и политических прав граждан, декларированных этим документов очевиден.

Нельзя не пройти мимо одной, весьма противоречивой черты за­щиты прав человека "советских времен". С момента возникновения правовой системы Советского государства вся мощь законодательства была направлена на обеспечение социальной защищенности граж­дан. Именно в связи с этой направленностью получило развитие соци­альное законодательство, в частности, такие отрасли, как трудо­вое, социального обеспечения, семейное право.

После осуждения "культа личности Сталина" в "хрущевскую вес­ну" прогрессивные законоположения начали получать ограниченную, неполную, но какую-то новую жизнь, известное реальное значение. В законодательстве было упразднено все то, что во второй половине тридцатых годов и в последующие годы способствовало незаконным репрессиям, - действие внесудебных карательных органов, ограничение процессуальных гарантий.

Во второй половине пятидесятых и в шестидесятых годах прошла законодательная реформа, были обновлены основные отрасли законода­тельства - уголовное, гражданское, процессуальное, трудовое, семей­ное, земельное. Издавались новые крупные законодательные акты, венцом которых стала "Конституция развитого социализма" 1977 года.

К сожалению, все это не изменило общего облика советской правовой системы, как такой, которая имеет тоталитарный харак­тер. Не изменило во многом потому, что законодательные нововведе­ния в сущности, не затронули главного - доминирующего положения административно-командного управления, безраздельного господства всесильного партаппарата, всевластия бюрократической государствен­ной собственности, репрессивной деятельности карательных органов и в целом осуществления политико-государственной деятельности по­мимо права. И в обновленном законодательстве, и в новых юридичес­ких документах не были установлены сколь бы то ни было действен­ные юридические механизмы, которые бы ставили деятельность ве­домств в четкие законодательные рамки, обеспечивали бы юридичес­кие возможности для того, чтобы противостоять диктату, командно нажимным акциям, авторитарным методам, реально утверждали бы не только ответственность гражданина перед государством, но и от­ветственность государства перед гражданином.

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК НАУКА

Конституционное (государственное) право в правоведении расс­матривается в трех аспектах: как отрасль права конкретных госу­дарств, как наука и как учебная дисциплина в системе высшего юри­дического образования. Термины "конституционное право" и "госу­дарственное право" зачастую считаются синонимами. Действительно, подходя формально, нетрудно обнаружить, что круг регулируемых со­ответствующей отраслью права общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков. Выбор же термина обычно диктуется национальной традици­ей словоупотребления. Так, англосаксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином "конституционное право", тогда как для германской системы характерно употребление термина "государственное право".

При более тщательном рассмотрении вопроса можно, однако, за­метить, что различие терминологии отражает (не всегда, но доста­точно часто) сущностную разницу между соответствующими понятиями. Так в Великобритании, США, Франции к началу или в начале Х1Х века утвердился конституционный строй, минимальными признаками которо­го являются судебная защита прав человека и разделение властей. В Германии это произошло позднее. Примечательно, что ныне и в Гер­мании стал употребляться термин "конституционное право". Впрочем, для обозначения учебной дисциплины в германских юридических вузах часто используется термин "публичное право", который охватывает и административное право, и судебное право, и некоторые другие от­расли права. Государственное право рассматривается как основопола­гающая часть публичного права.

Самостоятельность конституционного права в правовой системе любой страны обусловливается прежде всего его особым предметом регулирования. Конституционное право регулирует общественные от­ношения, которые образуют основу всего устройства общества и го­сударства и непосредственно связаны с осуществлением государс­твенной власти. Это отношения между человеком, обществом и госу­дарством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.

Дополнительным основанием отграничения конституционного пра­ва от других отраслей права служит метод правового регулирования, то есть совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения.

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается большинство норм конституционного права, относящихся к организации власти: "Все органы и государственные предприятия обязаны оказывать депутатам необходимое содействие в выполнении ими своих обязанностей" (ст. 8. 5 Конституции Республи­ки Куба 1976 г. ); "Правительство должно получить доверие палат" (ст. 94 Конституции Италии 1947 г. ).

Наряду с этим в конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы: "Дискриминация по мотивам расы, цвета кожи, пола и национального происхождения запрещена и карается законом" (ст. 41 Конституции Республики Куба); "Всякий императивный мандат является недействительным" (ст. 27 Конституции Французской Рес­публики 1958 г.).

Конституционному праву известен и метод дозволения, применя­емый по преимуществу к регулированию статуса человека и граждани­на, что само по себе естественно, но также иногда при определении полномочий государственных органов.

В целом конституционно-правовой метод регулирования общест­венных отношений основывается на властно-императивных началах. Это объясняется природой тех общественных отношений, которые под­падают под воздействие норм конституционного права. Властеотноше­ния определяют содержание значительной части, если не большинства этих норм. В то же время немалая их часть в демократических госу­дарствах устанавливает содержание и гарантии прав человека, что означает соответствующие ограничения для государственной власти.

Содержание конституционного права во многом определяется со­циальными противоречиями, борьбой классов и иных общественных групп за свои интересы. В демократическом государстве конституци­онное право неизбежно представляет собой выражение социального компромисса. Что же касается формы тех или иных конституцион­но-правовых институтов, то она зачастую представляет собой плод субъективного выбора правящих в стране сил. Если, например, нали­чие в парламенте одной или двух палат чаще всего зависит от пози­ций заинтересованных политических сил, прежде всего политических партий, то число депутатов, скажем, в палате общенационального представительства определяется нередко просто предпочтением не­посредственных составителей конституционного текста, которое мо­жет не иметь ничего общего с их политико-партийной принадлежностью.

Конституционное право - это система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности сис­темы государственных органов, и также органов самоуправления.

Это наиболее общее определение, охватывающее самые сущест­венные объекты регулирования. Естественно, что оно оставляет без внимания некоторые более частные предметы, как, например, госу­дарственные символы.

В литературе часто можно встретить более краткое определе­ние, дававшееся обычно советскому государственному праву. Говори­лось, что это отрасль права, которая регулирует общественные от­ношения, связанные с осуществлением государственной власти. Конс­титуционное право является сложной системой, включающей множество взаимодействующих частей и элементов, которые характеризуют его внутреннее строение и обособляют его. Основные части и элементы системы конституционного права - это его общие принципы, его инс­титуты и нормы.

Общие принципы конституционного права суть его выраженные в содержании данной отрасли права основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осущест­вляется конституционно-правовое регулирование общественных отно­шений. Общие принципы составляют как бы остов, каркас системы конституционного права и придают ей единую направленность. Они ре­гулируют общественные отношения не непосредственно, а через конк­ретные конституционно-правовые нормы и воплощаются в этих нормах и в правоприменительной деятельности органов государства.

В конституционном праве можно выявить, во-первых, общие принципы, которые декларируются конституциями: народный суверенитет , народное представительство, разделение властей , равнопра­вие , неотчуждаемые права и т. п. Эти принципы не формулируют конкретные права и обязанности и не всегда обеспечены правовыми санкциями, однако имеют определяющее "значение" для многих конс­титуционно-правовых норм. Во-вторых, это принципы, которые имеют четкую юридическую форму выражения и непосредственно применимы в государственной деятельности: независимость депутатов от избира­телей , судебная защита конституционных прав , неответственность главы государства и т. п.

Конституционно-правовые институты представляют собой опреде­ленную систему норм конституционного права, регулирующих однород­ные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относи­тельно самостоятельную группу. К числу конституционно-правовых институтов относятся такие, как правовой статус человека и гражданина, основы общественного строя, форма правления, избирательное право (в объективном смысле), народное представительство, консти­туционный контроль (надзор) и др. Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более частных. Например, институт избиратель­ного права включает такие более частные институты, как избира­тельное право (в субъективном смысле), избирательный процесс.

Нормам конституционного права присущи следующие особенности, которые отграничивают их от норм других отраслей права: указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные от­ношения, оформляют правовые основы государства; многие из этих норм имеют весьма общий характер, они не являются предоставитель­но-обязывающими, то есть в них отсутствует связь между конкретны­ми правами и обязанностями. Внешняя форма большинства норм выра­жается в статьях конституций и других источниках; многие нормы имеют двухэлементную и одноэлементную структуру чаще всего в них отсутствует санкция, но нередко и гипотеза.

Система конституционного права каждого отдельного государс­тва содержит большое число норм. Их можно классифицировать по сле­дующим основаниям.

По функциональной направленности: нормы регулятивные и охра­нительные. Большая часть норм конституционного права относится к регулятивным. Они непосредственно направлены на регулирование об­щественных отношений. Охранительные нормы чаще всего представляют собой запреты ("Право на ведение государством войны не признает­ся"), - гласит, например, ст. 9 Конституции Японии).

По способу воздействия на субъекта права: нормы управомочи­вающие , обязывающие и запрещающие.

По действию во времени: нормы постоянные, временные и исклю­чительные. Большинство норм - постоянные; у них неопределенный срок действия. Временные нормы содержатся обычно в переходных по­ложениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом. Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств; такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают воз­можность временного правового регулирования.

2. СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Субъекты конституционного права подразделяются на две боль­шие группы физические лица и общественные образования.

К первой группе субъектов относятся граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы. Нормы конституционного права опре­деляют наиболее общие стороны правосубъектности индивидов, уста­навливая их основные права и обязанности. Причем общая правосубъ­ектность провозглашается равной для всех, а основным правам и свободам придана всеобщая значимость.

Ко второй группе субъектов принадлежат государство в целом, его органы, а иногда и их обособленные части (например, палаты, комиссии, партийные группы в парламентах), территориальные едини­цы, учреждения и органы самоуправления, а также политические пар­тии и другие общественные объединения.

В общественных отношениях, регулируемых нормами конституци­онного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти. Как правило, само государство не становится стороной этих отношений. Оно предписывает, каким долж­но быть данное отношение между субъектами права, и обеспечивает исполнение прав и обязанностей, определяющих содержание указанно­го предписания, Иногда государство выступает в качестве участника определенного общественного отношения, то есть находится в тех же условиях, которые предусмотрены нормами конституционного права для других участников правоотношений (например, в отношениях фе­деративного государства с субъектами федерации). Оно действует либо через государственные органы, либо через референдум.

3. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Объективные причины (источники) возникновения и существова­ния конституционного права коренятся в материальных условиях жиз­ни общества. Правовой же наукой выработано понятие юридических источников права. Под источником права в юридическом смысле пони­маются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы. Основными видами источников конституционного права- являются нор­мативно-правовые акты, судебные прецеденты и правовые обычаи, а также иногда международные и внутригосударственные договоры. Нор­мативно-правовые акты конституционного права обычно подразделяют­ся на законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские регламенты, акты местного самоуправления.

Законы принимаются обычно законодательными собраниями, иног­да другими высшими органами власти - монархами в абсолютных мо­нархиях, узкими постоянно действующими коллегиальными органами в некоторых странах.

По степени важности и характеру регулируемых общественных отношений законы подразделяются на основные (конституции), конс­титуционные, органические и обычные.

Конституции (основные законы) провозглашают основные права и свободы человека и гражданина, регулируют основы общественного строя, форму государства, устанавливают принципы организации и деятельности государственных органов. В отдельных странах они ре­гулируют не все отмеченные общественные отношения.

Конституционные законы как источники права имеют различное значение в разных странах. В Чехо-Словакии например, было приня­то, что конституционные законы дополняют Конституцию. Органичес­кие законы в ряде стран (обычно романской системы права) опреде­ляют статус органов государства на основе бланкетных статей конс­титуций. Например, Конституции Франции предусматривает урегулиро­вание органическими законами статуса таких государственных орга­нов, как Конституционный совет (ст. 63), Высокая палата правосу­дия (ст. 67), Экономический и социальный совет (ст. 71), Высший совет магистратуры (ст. 65).

Ту же юридическую силу, что и законы, имеют в некоторых странах нормативные акты, издаваемые в порядке замещения парла­ментов.

Они зачастую подлежат последующему утверждению парламентом и являются источниками конституционного права, если содержат соот­ветствующие нормы.

К нормативно-правовым актам исполнительной власти относятся нормативные акты глав государств (указы, декреты, приказы и т. п. ) и нормативные акты правительств, а иногда и ведомств (ордонансы, декреты, постановления и т. п. ). Указанные акты служат источниками конституционного права лишь в той части, в какой содержат его нормы. Между ними существует определенная субординация: норматив­ные акты нижестоящих государственных органов не должны противоре­чить актам вышестоящих. Нормативные акты глав государств и прави­тельств имеют наиболее широкую сферу действия.

4. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ

Конституционное право Российской Федерации как юридическая наука изучает общественные отношения, лежащие в основе конститу­ционного устройства Российской Федерации, правового положения че­ловека и гражданина, способа организации и деятельности государс­твенных органов и местного самоуправления. Причем формой таких отношений являются волевые общественные отношения, с которыми связано осуществление государственной власти. И это понятно, ибо конституция, властные структуры государства, правовой статус че­ловека и гражданина и т. д. - все это относится к сфере государс­твенно-правовой надстройки, возвышающейся над социально-экономи­ческим базисом общества.

Важно также подчеркнуть, что наука конституционного права Российской Федерации не просто вскрывает характер общественных отношений, лежащих в основе государственного строя Российской Фе­дерации, а призвана показать и доказать, как указанные отношения с естественной необходимостью находят соразмерное выражение и воплощение в конституционном устройстве государства. Иначе гово­ря, как наука она должна вывести из господствующих в обществе об­щественных отношений адекватную модель его конституционной орга­низации. А это неизбежно предполагает абстрагирование от всего случайного, второстепенного, нехарактерного в способе организации и осуществления государственной власти. Тем самым наука конститу­ционного права освещает путь практике. Она призвана показать и обосновать, каким должно быть устройство Российской Федерации при господствующих в обществе общественных отношениях. Поэтому наука конституционного права РФ имеет дело с осмыслением только таких государственно-правовых норм, которые адекватно выражают и зак­репляют указанные отношения. Более того она должна предлагать властным структурам государства модель оптимальных норм права, стимулирующих поступательное конституционное развитие общества, государства. На основе таких норм должны возникать и функциониро­вать государственно-правовые отношения.

В систему конституционного права входят следующие знания:

1. 0 конституционном праве РФ как ведущей отрасли права. Они включают в себя знания о его предмете и методологии исследования.

2. 0 сущности Конституции Российской Федерации 1993 г. , осо­бенностях ее структуры и содержания.

3. Об основах конституционного строя Российской Федерации и их соотношении с господствующими в обществе общественными отноше­ниями.

4. 0 правах и свободах человека и гражданина.

5. 0 национально-государственном и административно террито­риальном устройстве Российской Федерации.

6. 0 системе органов Российской Федерации, местном самоуп­равлении.

Конституционное право РФ - это выраженная в системе госу­дарственно-правовых норм общеобязательная воля многонационального народа Российской Федерации, обеспеченная государством.

В этом определении схватывается сущность конституционного права РФ в виде общеобязательной или государственной воли народа и способ ее выражения, воплощения в лице системы государствен­но-правовых норм.

Предметом конституционного права РФ является изучение сущ­ности государственно-правовых реалий,с которыми связаны властеот­ношения и которые адекватно отражают господствующие в обществе общественные отношения.

Это определение позволяет понять, что не вся государствен­но-правовая надстройка является предметом изучения конституцион­ною права России, а только та ее часть в которой представлены, "овеществлены" властеотношения. Причем она должна быть соразмер­ной господствующим в обществе общественным отношениям. Или говоря словами Гегеля, указанные стороны должны быть доведены до полной адекватности друг другу, т. е. государственно-правовые явления призваны выступать исключительно как воплощение основополагающих об­щественных отношений.

Следовательно конституционное право России охватывает госу­дарственно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционною строя РФ, определяемые социально-экономическим базисом многонаци­онального общества, права и свободы человека и гражданина, право­вой статус властных структур государства и содержание их деятель­ности, местное самоуправление. И все эти институты пронизаны од­ним смыслом, одним содержанием - волей многонациональном народа Российской Федерации, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве.

5. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РФ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИ­ОННОГО ПРАВА

Конституционный строй - это представленная в соответствующих структурах государства и общества и их институтов и закрепленная нормами Основного закона система основополагающих общественных отношений.

Говоря об определении конституционного строя государства, важно подчеркнуть, что в нем должна схватываться сущность послед­него. А сущность всех социальных явлений коренится в определенной форме общественных отношений. Поэтому недопустимо сводить консти­туционный строй к тому из чего он складывается (форма организации государственной власти, способ формирования и функционирования властных структур государства, статус человека и гражданина и т. д. ) и чем он закрепляется (нормы Основного закона). Нередко та­кое сведение имеет своей причиной обособление или мнимое сущест­вование указанных институтов от той формы общественных отношений, на которой они базируются. В итоге мысль лишь фиксирует содержа­ние конституционных норм, что представляется обычным и само собой разумеющимся для науки конституционного права.

Эта видимость простоты предмета науки конституционного права порождается тем, что компоненты конституционного строя лежат как бы на поверхности явлений и поэтому схватываются в первую оче­редь. А общественные отношения, которые представлены в них и об­разуют их сущность, любят скрываться. Тем самым от исследователя ускользает та форма общественных отношений, которая и лежит в ос­нове государственно-правовых институтов в своей совокупной связи, образующих конституционный строй государства.

При изучении конституционного строя ученый имеет дело не с его составными компонентами и юридическими нормами, закрепляющими их, а с властеотношениями, которые всегда связаны с этими компо­нентами и представлены в них.

Каждый конституционный строй - это единый государственнопра­вовой организм, который базируется на определенной форме общест­венных отношений, закрепленный нормами Основного закона государс­тва. Эта форма общественных отношений как бы вселяется в указан­ный организм и придает им специфический характер. Вместе с тем каждому конституционному строю свойственны и свои особенности, которые обусловлены конкретно-историческим стечением обстоятель­ств.

Конституционный строй характеризуется рядом черт, важнейшие из которых указаны в преамбуле Конституции. Так, согласно Основ­ному закону Российской Федерации многонациональное российское об­щество характеризуется прежде всего тем, что оно утверждает права и свободы человека и гражданина, гражданский мир и согласие, сох­раняет исторически сложившееся государственное единство, руко­водствуется общепризнанными принципами равноправия и самоопреде­ления народов, возрождает суверенную государственность России, утверждает незыблемость ее демократической основы и стремится обеспечить благополучие и процветание России.

Конституция РФ как источник конституционного права и Основ­ной закон государства обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации. Она должна соблюдаться всеми органами государственной власти, органа­ми местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Немаловажное значение имеет и конституционное по­ложение, согласно которому законы подлежат официальному опублико­ванию. Те же из них, которые не опубликованы не применяются. Осо­бую значимость приобретает требование Конституции об опубликова­нии любых нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. В противном случае она осво­бождает общество и его граждан от их соблюдения и исполнения (статья 15 Конституции РФ).

Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы меж­дународного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Причем она предус­матривает, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем федеральным законом, то применяются правила международного договора (статья 15 Основного закона РФ 1993 г. ).

Таковы основы конституционного строя Российской Федерации, изложенные в первой главе Основного закона РФ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ

2. Коваленко А. И. Основы конституционного права РФ М. 1994

3. Верховенство права М. 1992

4. Фридмен Л. Введение в американское право М. 1993

5. Конституционное право зарубежных стран М. 1993

6. Политология Словарь-справочник М. 1993

7. Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира М. 1993

8. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение и юридическая геог­рафия мира М. 1994

9. Чиркин В. Е. Элемены сравнительного правоведения М. 1994