Государственный нотариат

Среди правоохранительных органов нашей страны немаловажное значение принад-

лежит гос. нотариату. Нотариат представляет собой систему гос.органов, на ко-

торые возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование

документов и выполнение других нотариальных действий, напрвленных на юриди-

ческое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения

в дальнейшем.

Необходимость появления нотариата в России как и в других странах мира,

была вызвана объективными закономерностями развития общества, главная из кото-

рых - обеспечение сохранности частной собственности как священной и неприкос-

новенной, создание условий, при которых собственник по своему усмотрению и

желанию мог ей распоряжаться.

В дореволюционной России нотариусами могли быть только российские поддан-

ные, совершеннолетние, не опороченные судом или общественным приговором, не

занимающий никакой должности не в государственной, не в общественных учреждени-

ях. Должность нотариуса предоставлялась только после сдачи экзамена (на проф.

пригодность) председателю окружного суда, старшему нотариусу и прокурору.

В дореволюционной России нотариус был уважаемым и высококвалифицированным

специалистом. Нотариальные документы, составленные Российскими нотариусами

принимались во всех странах. Нотариус не только охранял собственость физичес-

ких и юридических лиц, но и сам был достаточно обеспеченным человеком. За со-

вершение нотариальных действий, помимо строгих установленных пошлин и сборов,

нотариус, по добровольному согласию с клиентом взымал плату в свою пользу, а

если такого соглашения не было, то по таксе, устанавливаемой Министерством

Юстиции совместно с МВД и Министерством финансов в законодательном порядке и с

величайшего утверждения. Пошлины и сборы шли в бюджет, а такса лично нотариу-

су, т.е. чем интенсивнее он работал, тем больше получал. На первый взгляд бла-

годаря такой лично заинтересованности он мог совершать любые сделки в том чис-

ле и незаконные, но сделать он этого не мог. Кажду сделку он обеспечивал своим

залогом, размер которого определялся Министерством юстиции, МВД и Министерст-

вом финансов. Если на покрытие взыскани залог был израсходован полностью или

частично, нотариус временно отстранялся до его пополнения, если же залог не

восполнялся в теч. 6 месяцев нотариус увольнялся. Предусматривались и другие

организационные формы обеспечения безопастности - это регулирование числа но-

тариусов. Такая практика объяснялась прежде всего заботой о нотариусах - чтобы

они могли спокойно содержать свою семью, ценили свою должность стольже достой-

ную, как и должность судьи. И сегодня это действительно так в странах Латинс-

кого нотариата (их более 50), в Италии стать нотариусом можно на конкурсной

основе поработав адвокатом, судьёй. В Германии на открывшуюся должность нота-

риуса на конкурсной основе претендуют как правило 50-70 человек.

После октябрьской революции свободный нотариат России коренным образом из-

менил свой правовой статус. Как ни парадоксально роль его стала ничтожной.

Неизменно потребность у Советской власти в нотариате отсутствовала. Отмена

часной собственности на землю, на средства производства, на жилище обрекла

некогда мощный российский нотариат на гибель. Он содержался теперь за счёт

республиканского бюджета: вся пошлина за совершение нотариальных действий пос-

тупала в местный бюджет. В его компетенцию теперь входило удостоверение (сугу-

бо формальное) копий документов.

В законодательство конечно вносились отдельные изменения. Так в 1973-1974

г.г. существенно было обновлено союзное и республиканское нотариальное законо-

дательство: 19 июля 1973 г. принят Закон СССР "О государственном нотариате."

Затем в союзных республиках были созданы республиканские законы о государ-

ственном нотариате (В РСФСР - 2 августа 1974 г.)

Необходимость обновления нотариального законодательства была обусловлена

экономическими, социальными и культурными преобразованиями в нашей стране и

расширением культурных и международных связей. С принятием нового нотариально-

го законодательства изменилась система его источников. Если ранее основными

нормативными актами в этой области были Положения о государственном нотариате,

то теперь это уже акты самого высокого ранга - Законы о государственном нота-

риате. Такое изменение учитывает характер и существо норм, закреплённых в этих

законах, а так же соответствуют роли, которую играет нотариат среди других ор-

ганов, призванных защищать права и законные интересы граждан и организаций.

Несомненным достоинством названного закона является то, что регулирует де-

ятельность не только нотариальных контор, но и определяет компетенцию иных ор-

ганов, совершающих нотариальные действия (исполкомы местных Советов, консуль-

ские учреждения СССР), а также отдельных должностных лиц, удостоверяющих заве-

щания и доверенности, которые приравниваются к нотариально засвидетельствован-

ным документам.

Однако с переходом общества к рыночным отношениям стало ясно, что гос. но-

тариат к работе в новых бусловиях не подготовлен. Думается, всё дело в недос-

татках правовых и организационных форм его деятельности. Посему Министерство

финансов будучи ответственным за организацию работы нотариата, ежегодно

обобщало работу контор, определяло нагрузку нотариусов и просило через Минис-

терство финансов у Совета министров России дополнительные единицы, что позво-

лило бы открыть новые нотариальные конторы или увеличить число нотариусов в

уже существующих. Только в 1992 г. нотариальным конторам выделено 600 должнос-

тей к уже имеющимся 4,5 тыс. нотариусов дополнительно. Однако это число оказа-

лось каплей в море. Очереди в нотариальных конторах не уменьшились, напротив

они стали длиннее, что заставило журналистов писать о стихийном бедствии. Но-

тариус не имел полагающегося ему штата работников, зачастую выполнял роль ма-

шинистки, что поощрялось государством благодаря утверждению "Положения об ока-

зании платных дополнительных услуг" где нотариусу было выгодно взять плату за

дополнительные услуги. Он также не был оснащён нужным оборудованием, когда на-

пример в Германии конторы оснащаются ЭВМ, а все сотрудники могут из её памяти

вызвать любую информацию о совершённых нотариальных действиях.

И наконец, нотариус лично не заинтересован в интенсивности своего труда,

т.к. взысканная им пошлина взымается в бюджет гоударства.

В связи с этим перед Министерством юстиции РФ возникает делема: или увели-

чить число нотариусов в 2,3,4 и более раз или коренным образом перестроить но-

тариат. Но путь постоянного укрупнения и расширения сети государственных нота-

риальных контор заведомо тупиковый. Отсюда коренная перестройка нотариата - не

дань времени, а объективная потребность общества. Именно это обусловило необ-

ходимость необходимость разработки проекта Основ законодательства РФ о нотари-

ате, который был окончательно принят 11 февраля 1993 г.

Подготавливая проек Основ Министерство юстиции РФ не стремилось что-то не-

пременно "сломать". Напротив, была цель: дать возможность возродиться российс-

кому нотариату, ни в коем случае не отказываясь и не принижая роль государст-

венного. Авторы проекта Основ исходили из того, что частный и государственный

нотариат ничем не отличаются по своему правовому положению, что как государст-

венным, так и частным нотариусом может быть гражданин РФ, имеющий высшее юри-

дическое образование, прошедший стажировку у нотариуса, сдавший квалификацион-

ный экзамен на право занятия нотариальной деятельностью, получивший лицензию и

назначенный на должность.

Основы законодательства РФ о нотариате возвращают из небытия понятие нота-

риального округа, существовавшее когда-то на Руси.

Так, в соответствии с Положением о нотариальной части 1892 г. нотариусы

состояли в ведомствах тех окружных судов, в округе которых находилось их мес-

топребывание.

В Основах законодательства РФ о нотариате несколько расширены обязанности

нотариуса. В частности он должен разъяснять физическим и юридичеким лицам их

права и обязанности, которые возникнут после совершения нотариальных действий

и т.д.