Теории государства и права

Теории государства и права

1. Понятие исторического типа государства

Тип гос-ва- это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономич формации.

В основе делен. госуд. на типы лежат экономич. отношения:

1 отн. по производству мат. благ

2 способы распред. мат. благ

3 способы потреб. матер. Благ

Сущ. 2 класса:

эксплуататоры и эксплуатируемый (основано на частной собственности)

Гос-во представляет собой орудие с помощью которого господств. класс укрепляет свое господство. Поэтому каждой форме эксплуатации соответствует определенный тип гос-ва и права: рабовладельческий, фео-ный, бурж-ное.

1 Эксплуататорское гос-во.

Внутрен. функции

1 Организация эксплуатац. зависимого населения (рабов, крепостных,)

2 Удержание в повиновении зависимого населения (воспрепятствование открытым выступлениям)

3 Сбор налогов в бюджет.

4 Обеспечение политич. и экономич. интересов господствующего класса

5 Хозяйственно-организаторские функции

Внешние функции

1 ведение захват. Войн

2 эксплуатация народов и природ. богатств зависимых терит.

3 защита гос. границ, отпор вооруж. агресии со стороны других гос-в.

4 торгово-экономические

5 культурный и информационный обмен с другими гос-ми.

2 Буржуазное гос-во.

Класс промышлен. буржуазии- обладание частной собственности (результат совместного труда наемных рабочих приобретающих часть прибавочного продукта. На смену карательных функций приходит хоз-организаторская функция. Был достигнут компромисс между властью монарха молодой буржуазии и рабочим классом (принятие конституции) Государство постепенно утрачивает черты эксплуататорского. Появляются защитные функции и черты.

Рабовлад. Гос-во- монархия, республика (аристократич, демократич)

Феодальное - монархии, городские республики

Буржуазного типа - демократические республики, конституцион монархии,

2. Форма государства

Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности госу-дарственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

3. Форма правления

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

    как создаются высшие органы государства и какого их строение;

    как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

    как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

    в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на :

    монархические (единоличные, наследственные)

    республиканские (коллегиальные, выборные)

3.1 Монархия

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления являются :

    существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

    наследственный порядок преемственности верховной власти;

    представительство государства монарха по своему усмотрению;

    юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.

В свою очередь монархия делится на :

    абсолютную

    ограниченную (парламентарную)

    дуалистическую

    теократическую

    парламентарную

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

По формуле Петровского Воинского устава — “ самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения бур-жуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолю-тизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя попрежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками :

    правительство формируется из предствителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

    лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

    в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

    законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

    правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.

При дуалистической монархии государственная власть носит двой-ственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Морокко.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).

Такова краткая характеристика основных разновидностей монархи-ческой формы государственного правления.

3.2Республика

Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

    существование единоличного и коллегиального главы государства;

    выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов осударственной власти;

    осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

    юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

    обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформи-ровалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

Насчитывается несколько основных разновидностей республи-канского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на :

    парламентарные

    президентские

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках избира-ется парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии например президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членом бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает полно-мочиями : обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета мини-стра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятель-ность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

    внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

    ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

    более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии.

Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями : как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функци-онирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

В странах Латинской Америки часто встречаются “суперпрезиде-нтские республики”. Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.

В современном цивилизованном обществе принципиальных разли-чий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.

4. Форма государственного устройства

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

В отличии от форм правления организация государства рассма-тривается с точки зрения распределения государтсвенной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

    из каких частей состоит внутренняя структура государства;

    какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

    как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

    в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:

    унитарное;

    федеративное;

    конфедеративное.

4.1 Унитарное государство

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

    унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

    на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

    составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

    унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

    все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

    имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными огранами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.

К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

4.2 Федерация

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований водно союзное государство.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В разли-чных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые ха-рактерны для большинства федеративных государств.

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов : штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодатель-ная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной кон-ституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте име-ется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятель-ность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Федерации строятся по территориальному и национальному приз-наку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным огра-ничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

4.3 Конфедерация

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами :

    конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

    конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

    сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

    государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

5. Формы государственного режима

Формы государственного режима - представляют собой сово-купность способов и методов осуществления власти государством.

Государственный режим - важнейшая составная часть политическо-го режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

Государственные режимы могут быть демократическими и антиде-мократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма - и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

5.1 Антидемократические режимы

Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками:

    определяет характер государственной власти - это соотношение государства и личности;

    антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением;

    ему свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.);

    личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;

    реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;

    всеохватывающая милитаризация общественной жизни;

    игнорируют интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств;

    -не учитывает особенностей религиозных убеждений населения.

Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим несоглашается с буржуазным федерализмом.

5.2 Демократический режим

Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.

Конкретно режим демократической власти выражается в следующем:

    режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;

    реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях;

    создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;

    в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;

    власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;

    основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм;

    государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.

История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее время получил режим парламентрской демократии, основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический режим.

6. Причины и особенности изменения форм государственного и политического режима

Политические формы современных государств складывались в течении нескольких столетий. Эти формы определялись в конечном счете экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.

Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

Понятие исторического типа связывается с установлением законо-мерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития.

Общ. Объединения

5 признаков :

1 общ организации

индивидуальное членство, членские взносы , прием по заявлению (профсоюзы, спорт организации)

2 об движения

для решения какой либо цели. Во главе группа активистов. Члены- те кто оказывает фин. помощь (Мир без насилия Всемирное православное мол. Движение)

3 общ фонды

цель- сбор средств, благотворительная деят. Правление, Устав фонда. (Фонд человека Джуна фонд)

4 общ учреждения

объединения образованные для оказания услуг членам общ. орган. без цели коммерческой деят. (спорт базы клубы стадионы)

5 органы общ самодеят.

Для задач местного значения. Нет вышестоящих организаций, не регистрируются. (домкомы, советы при школах)

Гос-во

1 Регистрируют

2 Пресекают деят должн лиц припятств деят общ. обьедин

3 Порядок образования, ликвидации, приделы.

4 Надзор

1 Предупреждение

2 Приостановление

3 Ликвидация

Ликвидация

1 Нарушение прав и свобод

2 Нарушение закона

3Нарушение устава

Политические партии

- общественные объединения Задачи: активное участие в гос жизни и завоевание большинства мест в парламенте. Особенности- ориентация на полит. деятельность.

Программа партии: пути прихода партии к власти и создание нужной гос. власти.

2 вида:

1 Массовые- индивидуальное членство (членские взносы, работа в организациях партии) “Ком партия”

+ формирование политич. и правового сознания соих членов.

большой аппарат управления , который может подчинить себе интересы всей партии.

2 Парламентского типа - состоит из проф. политиков- действ в период выборов. Задача: привлеч. на свою сторону. Членом явл- если голосует за кандидатов данной партии.

Все они регистрируются

Местное сам. Управление

- деят по вопросам местного значения (Либо через население либо через органы м.с.у.)

1 Собрание представителей

органы городов и сел- избираемые населением для осуществления правотворчества.

2 Глава администрации (возглавл местную администрацию)

3 Органы територ. общего с.у.

-создаются населением для вопросов на уровне улицы квартала, предприятия. (собрания сходы стачкомы)

Вопросы м.с.у.

1 Соц и экономич. развитие территории населен. пункта.(поддержка частного предпринимательства, комерчиских организаций, создание муниципальных органов)

2 Контроль за использованием земли, воды и охраны природы.

3 обеспечение соц-культ, бытовых комунальных потребностей (столовые, рестораны, больницы)

4 общественный порядок КРФ запрещает вмешиваться в деятельность органов м.с.у принимают н.п.а

Религиозные организации

объединение граждан с целью удовлетвор. Религиозных потребностей и распространение своей веры.

Свобода совести включ. 3 правомочия: 1 исповедовать свою веру 2 распространять свою веру 3 образовывать новые веры. По КРФ церковь отделена от государства:

1 гос-во не финансирует религ. Объединения

2 гос-во не возлагает на религ. Организации исполнение гос. функций. (регистрация брака, ведение духовной деят в армии и школах)

3 гос-во не использует церковной атрибутики (клятва)

4 гос-во не вмешивается в деят. р.о. (разреш культовые обряды)

5 гос-во не ведет религ пропаганды но и не пропагандир. атеизм.

6 гос-во регистрир уставы хтих организац.

Религиозные организации обязуются:

1 не финансировать полит. партии и не участвовать в предвыборных компаниях.

2 церковь не может принимать участие в образовании учереждений без согласия самих обучающихся.

3 р. о осуществляют свою деятельность в спец отведенных местах.

Преступные сообщества

необходимо 3 признака:

1 наличие органа управления

2 сплоченность

3 постановка цели совершения совокупности преступлений

П.С по сфере деятельности дел:

1 в сфере политики и ставящ. Целью насильственное свержение власти (диверсии ит.п.)

2 в экономической сфере (подрыв эконом, незак изьятие мат благ, создание в обществе напряжения)

3 пропаганда национальной розни (пропаганда фашизма)

Пути совершенствования полит. системы

Гос-во заинтересованно в том чтобы в обществе работали все об-ные орган. полит партии и.т.д под средством этих орган. гос-во вовлекает граждан в активную общ. деят. Гос-во имеет возможность получать квалифицированные кадры.

Общ. организац по ряду вопросов являются единственно возможным субьектом проведения конкретных мер гос-ва.(Всесоюзное общество слепых. Эта организация является органом осуществляющим работу и гос-ва и самих слепых)

Взаимодействие гос-ва и обществ. орган. должно идти по следующим направлениям:

1 создание правовой основы деятельности общ. объединений, принятие законов о полит партиях, порядка регистраци общ. объединен

2 укрепление законности в деятельности общ. обьединен. и организаций (надзор)

3 проблема реального равноправия политических партий (для пропаганды)

4 необходимо активизировать о.о и политические партии к работе среди населения (обеспечить активное участие населения)