Общие принципы инвестиционной деятельности в Тунисе

Общие принципы инвестиционной деятельности в Тунисе

Находясь на севере Африканского континента, в 150 км от острова Сицилия, Тунис еще во времена римлян был камнем преткновения в борьбе многих народов. На протяжении веков основой благополучия страны считалось сельское хозяйство. Полупустыня на юге традиционно считалась центром скотоводства, где разводили коз и верблюдов.

В конце 80-х годов положение резко изменилось.

В стране назрела необходимость пересмотра экономической стратегии. Был сделан упор на оживление торговли. Следующим этапом стало расширение масштабов авиаперевозок. Такие перемены потребовали крупных капиталовложений, и страна стала искать новые источники дохода. В Тунисе серьезно занялись развитием туризма. Благодаря этим объективным и благоприятным условиям, а также внутренней стабильности и последовательной политике, Тунис в области туризма вышел среди африканских стран на первое место и сейчас прочно удерживает первенство.

Желая обеспечить приток иностранного капитала, Тунис пошел на введение мощных налоговых стимулов, В 1989 г. Было принято законодательство, предусматривающее предоставление большого комплекса налоговых льгот для международных компаний, занятых в туризме, пищевой и сельскохозяйственной промышленности (особенно в рыболовстве), машиностроительной и электронной промышленности, сфере обслуживания. В Тунисе международные торговые компании могут получить разрешение на ведение на территории страны бизнеса с льготным налогообложением. Основным содержанием их деятельности является экспорт товаров и услуг.

В целях привлечения нерезидентов: Зарсиз на юге страны и Бизе рта на севере получают статус свободных экономических зон. Льготные налоговые условия привлекают туда иностранных предпринимателей, которые, по закону, должны реэкспортировать всю свою продукцию. В этих зонах предполагается создать 8 тыс. Новых рабочих мест и получить от экспорта 140 $ млн. Прибыли. Особые надежды тунисцы возлагают на Бизе рту, получившую статус свободной экономической зоны только в 1995 г., но уже претендующую на место " французского Гибралтара " в Северной Африке.

Новое законодательство, призванное стимулировать деятельность инвесторов, прежде всего предоставляет " режим наибольшего благоприятствования " резидентам, нерезидентам или партнерам, инвестирующим и создающим новые рабочие места в таких отраслях тунисской экономики, как сельское хозяйство, рыболовство, обрабатывающая промышленность, общественные работы, туризм, развитие художественных ремесел, транспорт, образование, профессиональное обучение, культура и защита окружающей среды. Иностранцы (резиденты и нерезиденты) могут свободно делать в эти отрасли любые капиталовложения, однако их участие в компаниях, частично работающих в системе экспорта, подлежит утверждению со стороны Верховной комиссии по инвестициям в случае, если их доля превышает 50 % уставного капитала компании.

Единственное ограничение касается сельского хозяйства. Иностранцы могут брать землю только в аренду и только при условии ее обработки. Покупка сельскохозяйственных угодий иностранцами не допускается. В то же время недвижимость в Тунисе может приобрести любой иностранец. Для этого необходимо всего лишь получить разрешение губернатора того округа, в котором предполагается совершить покупку.

Компании, полностью работающие в системе экспорта

Наибольшими налоговыми льготами пользуются компании, чья деятельность целиком ориентирована на экспорт. К экспортным компаниям относятся те, чья продукция полностью предназначается для вывоза за рубеж, или компании, предлагающие свои услуги за рубежом или на территории Туниса, но для использования за рубежом. В их число входят также компании, работающие с компаниями, учрежденными в свободных экономических зонах, а также с банковскими и финансовыми организациями, работающими главным образом с нерезидентами.

Налогообложение " полностью экспортных " компаний регулируется законодательными актами, принятыми для свободных экономических зон. В ходе деятельности на территории Туниса они обязаны выплачивать:

1.Налоги и сборы за эксплуатацию легковых автомобилей;

2.Единый компенсационный налог на дорожный транспорт;

3.Санитарный налог;

4.Эксплуатационные расходы;

5.Налоги и взносы, взимаемые за эффективность услуг, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством;

6.Взносы и вклады в существующую систему социального страхования (однако в момент поступления на работу в компанию иностранцы-нерезиденты имеют право отказаться от тунисской системы социального страхования; в этом случае ни работодатели, ни служащие налоги в тунисскую систему платить не будут);

7.Подоходный налог с физических лиц, который взимается после снижения на 50 % экспортной прибыли. В первые десять лет после проведения первой экспортной операции указанная в ежегодной налоговой декларации экспортная прибыль подоходным налогом не облагается;

8.Налог на прибыль компаний выплачивается по этой же схеме.

Полностью экспортные компании считаются нерезидентными, если капитал, полученный нерезидентом за счет импорта конвертируемой иностранной валюты, составляет, как минимум 66 %. Эти компании могут свободно импортировать любые составляющие, необходимые им для обеспечения процесса производства. Они уполномочены продавать товары собственного производства или предоставлять услуги в Тунисе в пропорциях, определяемых соответствующим декретом в зависимости от характера деятельности и производимых продуктов, не превышающих, однако, 20 % оборота. Сельскохозяйственные и рыболовецкие компании считаются полностью экспортными, если на экспорт идет по крайней мере 70 % их продукции, оставшуюся же часть они имеют право продать на внутреннем рынке. Реализация этих товаров и услуг производится в соответствии с положениями о внешней торговле, выплачиваются таможенные пошлины и налог на импорт.

После уведомления Министерства, отвечающего за найм и профессиональную подготовку работников, полностью экспортные компании могут принять на работу иностранный персонал, в том числе менеджеров, но не более четырех человек для каждой компании. Кроме этого компании обязаны соблюдать положения особой программы, одобренной Министерством в соответствии со ст. 260 Закона о труде.

Иностранному персоналу, зарубежным инвесторам или их представителям предоставляются следующие льготы:

1.Выплата паушальной суммы (без дифференцирования составляющих частей) подоходного налога в размере 20 % валового дохода;

2.Освобождение от таможенных пошлин и налога на импорт товаров, необходимых для стабильной деятельности иностранного персонала, а также от налога на импорт одного пассажирского автомобиля для каждого человека.

Компании, полностью работающие на экспорт, подлежат проверке компетентных административных властей, которые следят за тем, чтобы их деятельность полностью соответствовала законам. Компании должны постоянно проходить таможенный контроль и нести ответственность за своевременную выплату зарплаты персоналу и арендной платы за офис.

Компании, частично работающие в системе экспорта

К этому виду относятся компании, занятые следующими видами деятельности:

А)Продажей товаров за рубеж;

Б)Предоставлением услуг на внешнем рынке;

В)Продажей товаров и услуг компаниям, полностью работающим на экспорт, компаниям, зарегистрированным в свободных экономических зонах, банковским и финансовым организациям, которые работают в основном с нерезидентами; А также зарубежные компании, предоставляющие услуги на территории Туниса.

Компаниям, частично работающим в системе экспорта предоставляются следующие налоговые льготы:

1. Освобождение от уплаты НДС и налога на потребление товаров, продуктов и услуг, необходимых для проведения экспортных операций.

2. Снижение ставки подоходного налога для физических лиц и снижение налога на прибыль на 50 % для компаний в течение первых десяти лет после проведения первой экспортной операции.

3. Компенсация таможенных пошлин и налогов из расчета стоимости сырья и полуфабрикатов, импортированных или приобретенных на внутреннем рынке с целью производства товаров, предназначенных для экспорта.

4. Компенсация таможенных пошлин и налогов на ввоз оборудования, необходимого для производства, в зависимости от количества продуктов и товаров, предназначенных для экспорта. Условия по данному пункту определяются соответствующим декретом.

5. Создание более гибких условий для импорта продуктов и товаров, предназначенных для дальнейшей переработки и реэкспорта. Для этого на депозит вносится крупная сумма, размеры которой определяются соответствующим декретом.

Для регистрации компаний, полностью и частично занятых в системе экспорта, в соответствующее Министерство должно быть подано заявление с указанием: формы и порядка инвестирования, основного вида деятельности, местонахождения проекта, информации о заключенных контрактах, стоимости, источников финансирования, плана инвестиций, юридической формы компании, степени участия зарубежных инвесторов, сроков реализации проекта и числа необходимых рабочих мест.

Особое внимание в Тунисе обращено на привлечение новых инвесторов. Максимальная стоимость их проектов в сельском хозяйстве, рыболовстве и сфере обслуживания установлена в размере - 1 млн. динаров.

Для обеспечения жизнедеятельности столь сложной структуры в Тунисе создана банковская сеть, отвечающая самым строгим международным стандартам. Помимо Центрального банка (Banque centrale) Туниса, определяющего монетарную политику страны, в нее входят около десяти коммерческих банков, столько же инвестиционных или банков развития, а также несколько оффшорных банков. Сегодня еще рано говорить об оффшорных перспективах Туниса. Никто не знает, насколько успешно будут реализованы его новые возможности. Вывод может быть однозначным:

Инициативы тунисского правительства привлекут в страну международные корпорации.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа