Задачи, система и функции органов юстиции Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ:

лист

1. Введение. 3

2. Министерство юстиции РФ:

основные функции и организация. 4

3. Департамент судебных приставов. 11

4. Нотариат. 14

5. Адвокатура. 17

6. Заключение. 19

7. Задача № 1. 20

8. Задача № 2. 22

9. Список используемой литературы. 24

ВВЕДЕНИЕ.

Роль органов юстиции в становлении гражданского общества в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Поворот в развитии России в середине 80-х годов ознаменовался становлением новых демократических принципов, в основу которых легли следующие понятия и категории: правовое государство, демократия, рыночная экономика, приоритет защиты прав и свобод человека. Важнейшим условием претворения в жизнь указанных категорий является высокий уровень развития гражданского общества, определяемый способностью населения страны самостоятельно и активно решать вопросы самоорганизации общественной жизни. Несмотря на известную шутку о том, что Россия имеет самое развитое гражданское общество в мире, так как ее граждане научились жить, абсолютно не рассчитывая на помощь государства, значение государственной власти в содействии развитию общественной самоорганизации неоценимо.

В связи с этим в последнее время существенно возросла роль Министерства юстиции РФ и его территориальных органов в процессе становления и развития гражданского общества. Усиление роли Минюста России в данном случае напрямую связано с государственной регистрацией общественных и религиозных объединений и контролем за соответствием их деятельности российскому законодательству и заявленным уставным целям. Перед Министерством юстиции РФ и его территориальными органами в субъектах в настоящее время стоит важнейшая задача по обеспечению выполнения требований Конституции РФ и российского законодательства о запрете на создание и деятельность экстремистских общественных и религиозных объединений.

Следует отметить, что с вступлением в силу с 1 июля 2002 г. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» роль органов юстиции при регистрации общественных объединений и религиозных организаций несколько изменилась, так как теперь государственную регистрацию всех без исключения юридических лиц осуществляют налоговые органы. Однако органы юстиции по-прежнему занимают определяющее место в данном процессе, так как именно они принимают решение о государственной регистрации общественных объединений и религиозных организаций.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ.

Структура министерства юстиции Российской Федерации.

Вся полнота ответственности за выполнение функций органов юстиции лежит на Министерстве юстиции РФ. Исходя из этого и строится организация его центрального аппарата, в котором сформированы подразделения, отвечающие за конкретные участки работы. В соответствии со структурой аппарата Министерства юстиции РФ, утвержденной приказом министра от 01 июля 1996 года, основные функциональные подразделения этого министерства можно было бы изобразить следующим образом:

Центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации

Российский федеральный центр судебной экспертизы

Лаборатории судебной экспертизы

Российская правовая академия (РПА)

Филиалы и центры РПА

Международный юридический институт

Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения

Государственная регистрационная палата

Российский институт государственных регистраторов

Научный центр правовой информации

Центры правовой информатизации

Главный информационно-аналитический центр

Органы юстиции в субъектах Российской Федерации

Подразделения судебных приставов

Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Управление исполнения наказаний

Учреждения исполнения наказаний

Государственные нотариальные конторы

Работа по организационному обеспечению деятельности судов возложена прежде всего на управление организационного обеспечения судебной деятельности и исполнительного производства, в составе которого образованы отделы, занимающиеся организационным обеспечением судебной деятельности, организацией исполнительных производств, а также аналитической работой. Вопросы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе судейских, решаются управлением по вопросам государственной службы и кадров.

Проблемы совершенствования и систематизации законодательства отданы в ведение еще одной группы подразделений – управлений конституционного законодательства, гражданского и экономического законодательства, законодательства по борьбе с правонарушениями и систематизации законодательства. Близко к ним по своим общим задачам примыкает управление государственной регистрации ведомственных нормативных актов и управление информатизации и статистики, основная задача которого заключается в автоматизированном учете законодательства и иных нормативных актов и обеспечении информации о них.

Другие участки работы, возложенной на Министерство юстиции РФ, поручены иным функциональным подразделениям – управлению по делам общественных и религиозных образований, управлению организационно-правового обеспечения юридической помощи, международно-правовому управлению, отделу экспертных учреждений.

Самая мощная структура Минюста Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) - передано Министерством внутренних дел Минюсту России в 1998 г. в соответствии с обязательствами, взятыми нашей страной при вступлении в Совет Европы.

Главная задача ГУИНа - исполнение уголовных наказаний, содержание обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охрана, этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и лиц, которым суд предоставил отсрочку отбывания наказания.

Как и в других министерствах, работой Министерства юстиции РФ руководит министр, получающий свои полномочия в порядке, установленном Конституцией РФ. Он имеет заместителей, назначаемых Правительством РФ и несущих ответственность за конкретные участки работы в соответствии с распределением обязанностей, утверждаемым министром. Непосредственное руководство подразделениями осуществляют их начальники, назначаемые министром. Работой некоторых наиболее важных подразделений могут руководить непосредственно заместители министра.

Ведущую роль в организации работы и принятии принципиальных решений призвана играть коллегия Министерства юстиции РФ. Она образуется в составе министра (председатель), его заместителей и других руководящих работников министерства. Состав коллегии утверждается Правительством РФ. Она на своих регулярно созываемых заседаниях рассматривает основные вопросы деятельности Министерства и подведомственных органов и учреждений, а также вопросы организационного обеспечения деятельности судов.

Основные правовые акты, регламентирующие деятельность Министерства юстиции Российской Федерации.

Компетенция Министерства юстиции Российской Федерации установлена:

  • Конституцией Российской Федерации

  • Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации  от 02.08.99 г. № 954

  • Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 04.11.93 г. № 1187

  • Концепцией реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.96 г. № 1177

  • Указом Президента Российской Федерации от 03.12.94 г. № 2147 “О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации”

  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.95 г. № 550 “О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации”

  • Указом Президента Российской Федерации от 02.05.96 г. № 642 “О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации”

  • Федеральным законом от 21.07.97 г. № 118-ФЗ “О судебных приставах”

  • Федеральным законом от 21.07.97 г. № 119-ФЗ “Об исполнительном производстве”

  • Федеральным законом от 21.07.97 г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”

  • Указом Президента Российской Федерации от 08.10.97 г. № 1100 “О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации”

  • Постановлением Правительства Российской    Федерации от 13.08.97 г. № 1009 “Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”

  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.97 г. № 1378 “О мерах по реализации Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”

  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.98 г. № 130 “О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации иностранных религиозных организаций”.

Основные функции

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является  федеральным органом   исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции на основе регламентирующих правовых актов.
      Минюст России, его органы, учреждения и организации образуют единую систему юстиции. Система юстиции Российской Федерации представляет собой сложный, динамично развивающийся объект, имеющий трехуровневую структуру (федеральный, региональный, районный).

Его статус в настоящее время определяется Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Постановлением Советом министров – Правительства РФ от 04 ноября 1993 года и некоторыми другими правовыми актами, изданными Верховным Советом РФ, Президентом РФ и Правительством РФ.

В соответствии с п.3 Положения на министерство юстиции РФ возложены следующие задачи (функции):

а) Реализация правовой политики государства в установленной сфере деятельности:

  • нормотворческая деятельность;

  • представление Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания и Конституционном Суде Российской Федерации;

  • разработка и реализация программ правовой информатизации.

б) Обеспечение в пределах своей компетенции прав и законных интересов Российской Федерации, граждан и юридических лиц:

  • государственная регистрация и контроль за деятельностью юридических лиц;

  • организация деятельности судебно-экспертных учреждений;

  • организация деятельности государственных нотариальных контор;

  • организация деятельности коллегий адвокатов;

  • государственная регистрация актов гражданского состояния;

  • функции уполномоченного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти в системе регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

  • международно-правовая деятельность.

в) Обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности:

  • реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности.

г) Обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнения судебных актов и актов других органов:

  • организация деятельности службы судебных приставов;

  • обеспечение деятельности военных судов.

д) Обеспечение исполнения уголовных наказаний:

  • обеспечение исполнения уголовных наказаний, содержание находящихся под стражей, а также их охрану, этапирование и конвоирование;

  • осуществление на производственных объектах уголовно-исполнительной системы разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности.

е) Обеспечивающие функции:

  • организационно-финансовая деятельность;

  • реализация кадровой политики;

  • рассмотрение устных и письменных обращений граждан, связанных с работой органов и учреждений юстиции.

  • ДЕПАРТАМЕНТ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ.

Департамент судебных приставов создан в составе Минюста во исполнение Федеральных законов “О судебных приставах” и “Об исполнительном производстве” в 1997 г. В то же время начала формироваться и Служба судебных приставов, призванная наряду с другими функциями осуществлять исполнение судебных актов и актов иных органов, а также осуществлять оперативно-розыскную деятельность, связанную с исполнением возложенных на нее функций.

Сегодня Служба имеет статус не только федерального органа исполнительной власти, но и правоохранительного; наряду с широкими полномочиями она вправе применять соответствующие меры принуждения к нерадивым должникам и лицам, препятствующим надлежащему исполнению судебных решений, имеет вооружение, специальную технику.

Статья 1 федерального закона № 118 – ФЗ от 21 июля 1997 года «О судебных приставах» возлагает на службу судебных приставов задачи по обеспечению порядка деятельности Конституционного суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией РФ, федеральным законом № 118 – ФЗ от 21 июля 1997 года «О судебных приставах», федеральным законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, министерства юстиции РФ.

В настоящее время служба судебных приставов, входящая в систему органов Минюста России и возглавляемая заместителем Министра юстиции – Главным судебным приставом РФ, имеет следующую организационную структуру:

  • департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ, возглавляемый заместителем главного судебного пристава РФ;

  • службы судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ, возглавляемые заместителем начальника Управления военных судов – главным военным судебным приставом;

  • службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов РФ – главными судебными приставами субъектов РФ;

  • районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов – исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. Полномочия и требования, предусмотренные федеральным законом № 118 – ФЗ от 21 июля 1997 года «О судебных приставах», в равной мере распространяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов через главного судебного пристава Российской Федерации. Органы юстиции субъектов Российской Федерации осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью соответствующих служб судебных приставов через главных судебных приставов субъектов Российской Федерации.

НОТАРИАТ.

Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 года приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, которые введены в действие с момента опубликования (опубликованы в "Российской газете" N 49 от 13.03.93).

Согласно статье 1 Основ нотариат в Российской Федерации призван обеспечить в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, данными Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Независимо от этого, нотариусы при совершении нотариальных действий обладают равными правами и исполняют одинаковые обязанности, а оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу (ст. 2 Основ).

Статья 35 Основ содержит перечень нотариальных действий, которые имеют право совершать нотариусы, а именно: удостоверение сделок, выдача свидетельства о праве собственности на долю в обще имуществе супругов, засвидетельствование подлинности копий документов и подписей на них, удостоверение факта нахождения гражданина в живых, принятие на хранение документов и т. д. В компетенцию нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, кроме действий, предусмотренных ст. 35 Основ, входит также и оформление наследственных прав.

На должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном настоящими Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, а на территории других государств - должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

Лицензия на право нотариальной деятельности выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии. Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. В республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

В соответствии со ст. 1 Основ нотариусы имеют право:

а) совершать предусмотренные законодательством нотариальные действия;

б) составлять проекты сделок, изготовлять копии документов выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

в) истребовать от физических и юридических лиц сведения документы, необходимые для совершения нотариальных действий.

Нотариусы обязаны (ст. 16 Основ):

а) оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов;

б) разъяснят клиентам права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий;

в) хранить в тайне сведения, предоставленные им в связи с осуществлением профессиональной деятельности;

г) отказывать в совершении нотариальных действий, заведомо противоречащих действующему законодательству;

д) представлять налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан в порядке наследования или дарения, необходимую для исчисления с него налога в случаях предусмотренных действующим законодательством.

Нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, - органы юстиции совместно с нотариальными палатами.

АДВОКАТУРА.

Адвокатура - это профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам. Адвокатура является общественной самоуправляющейся организацией, призванной на основе закона оказывать населению и организациям юридическую помощь путем консультирования по правовым вопросам, составления разного рода документов и деловых бумаг.

Организационно адвокатура построена по коллегиям. В соответствии со ст. 3 главы 2 Положения об адвокатуре РСФСР "коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью". Это значит, что адвокатура сегодня представляет собой децентрализованную систему самоуправляющихся общественных организаций - коллегий адвокатов.

В РФ действуют республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в Москве и Санкт-Петербурге) коллегии адвокатов.

С согласия Министерства юстиции, когда это необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям, могут образовываться межтерриториальные коллегии адвокатов. Коллегии адвокатов являются юридическими лицами, имеют печать и штамп с обозначением своего наименования.

Высшим органом коллегии адвокатов является Общее собрание - конференция - членов коллегии, ее исполнительным органом - президиум, контрольно-ревизионным органом - ревизионная комиссия.

Адвокатской деятельностью является юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе физическим и юридическим лицам путем правового консультирования, организации защиты или представительства интересов в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве, предоставления иных видов юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Адвокатура выполняет правоохранительные функции, однако, она не является правоохранительным органом, т.к. у адвоката нет полномочий по принуждению за соблюдением чьих-либо прав, он действует на принципиально иной основе: в уголовном процессе он - защитник, т.е. защищает, а в гражданском судопроизводстве он – представитель, т.е. представляет интересы той или иной стороны.

Адвокатура служит важным инструментом укрепления обратной связи от общества к государству. В связи с этим необходимо расширять самостоятельность, права и ответственность адвокатуры. Сейчас компетенция органов государственного управления по руководству адвокатурой существенно ограничена. Исключены полномочия отчислять и исключать адвокатов из коллегии, отменять постановления президиума об отказе в приеме в коллегию, а также об исключении из коллегии, отменять решения Общего собрания коллегии и постановления президиума, утверждать вновь избранных председателя и заместителей председателя президиума коллегии и др. Однако наряду с этим все центральные и местные органы управления юстицией вправе издавать инструкции по вопросам деятельности адвокатуры, устанавливать порядок оказания адвокатами юридической помощи, порядок оплаты труда адвокатов и порядок организации и прохождения стажировки лицами, желающими быть принятыми в коллегию. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В своей работе я попытался показать структуру органов юстиции, какими основными законодательными актами они пользуются при исполнении своих обязанностей, их функции и задачи.

Функции органов юстиции настолько разнообразны, что затрагивают, если не все, то большинство сторон нашей жизни. Они призваны соблюдать права человека и гражданина, провозглашенные Конституцией Российской Федерации, его свободы, защищать их от неправомерного вмешательства. Деятельность органов юстиции Российской Федерации, призвана способствовать безусловному исполнению закона в сфере исполнительного производства, а также дальнейшему развитию в стране гражданско-правовых отношений.

Как может Государство, к примеру, с помощью подвластной ему адвокатуры, защищать интересы граждан от себя самого? В данный момент, например, Министерство юстиции Российской Федерации существенно ограничено в руководстве адвокатурой, что, безусловно, положительно влияет на складывающуюся обстановку.

Конечно, в последнее время, Россия отходит от старых принципов и понемногу продвигается к тому, чтобы наше общество стало по действительному правовым. Этот путь тернист и я думаю, что, пройдя через все испытания, мы к нему придем.

7. ЗАДАЧА № 1.

В целях борьбы с экономическими правонарушениями, законодательный орган одного из субъектов Российской Федерации принял Закон о создании на своей территории специализированного экологического суда и предложил главе субъекта Федерации по согласованию с квалифицированной коллегией судей назначить судей специализированного суда.

Правомерно ли данное решение?

ОТВЕТ:

Нет, данное решение не правомерно, так как оно противоречит:

  • Конституции РФ;

федеральным конституционным законам:

  • № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96 г.;

  • Закону «О Статусе судей в Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 14.04.1993 № 4791-1; Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288;Федеральных законов от 21.06.1995 № 91-ФЗ, от 17.07.1999 г. № 169-ФЗ, от 20.06.2000 № 89-ФЗ, от 15.12.2001 № 169-ФЗ).

Закон № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96 г. устанавливает из каких судов состоит судебная система Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации могут создаваться только:

  • Арбитражный суд субъекта Российской Федерации полномочия, порядок образования и деятельности которого устанавливаются Федеральным Конституционным Законом (ст. 25 п. 2 вышеуказанного закона);

  • Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов и других нормативно-правовых актов субъекта РФ Конституции (уставу) субъекта РФ (ст. 27 п.1), создается и упраздняется законами субъекта Российской Федерации (ст. 17 п.2);

  • Мировые судьи. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливается Федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации (ст. 28 п. 2).

Специализированные суды могут быть только федеральными и учреждаются путем внесения изменений и дополнений в Федеральный Конституционный Закон № 1-ФКЗ (ст. 26. п.1). Полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются Федеральным Конституционным Законом (ст. 26 п.2). Специализированные суды – относятся к судам общей юрисдикции.

Судьи федеральных судов общей юрисдикции назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда.

Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

8. ЗАДАЧА № 2.

Управлением юстиции по Калининградской области было дано поручение совету адвокатской палаты о возбуждении дела о дисциплинарной ответственности в отношении адвоката Р. Однако совет адвокатской палаты отказался выполнить данное поручение, ссылаясь на то, что органы юстиции в настоящее время такими полномочиями не обладают.

Чьи действия (управления юстиции или совета адвокатской палаты) в этой ситуации были правомерны?

ОТВЕТ:

В данном случае правомерны действия управления юстиции Калининградской области, т.к. на основании Федерального закона № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, а именно ст. 17 п.5 гласящий, что территориальный орган юстиции, располагающий сведениями об обстоятельствах, являющихся основаниями для прекращения статуса адвоката, направляет представление о прекращении статуса адвоката в адвокатскую палату. В случае если совет адвокатской палаты в месячный срок со дня поступления соответствующего представления не принял решение о прекращении статуса адвоката в отношении данного адвоката, территориальный орган юстиции вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката.

Высшим органом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации является собрание адвокатов. В его компетенции находится рассмотрение жалоб на действия (бездействие) адвокатов с учетом заключения квалификационной комиссии (ст. 31 п. 3 пп. 8 вышеуказанного закона).

Квалификационная комиссия по результатам рассмотрения жалобы дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм кодекса профессиональной этики адвоката, о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей (ст. 33 п.7).

Заключение квалификационной комиссии принимается простым большинством голосов членов квалификационной комиссии, участвующих в ее заседании, путем голосования именными бюллетенями. Форма бюллетеня утверждается советом Федеральной палаты адвокатов. Адвокат и лицо, подавшее жалобу на действия (бездействие) адвоката, имеют право на объективное и справедливое рассмотрение жалобы. Указанные лица вправе привлечь к рассмотрению жалобы адвоката по своему выбору. Протокол заседания квалификационной комиссии подписывается всеми членами квалификационной комиссии независимо от позиции, занятой каждым членом при голосовании.

8. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Конституция Российской Федерации.

2. К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. Учебник для ВУЗов: Правоохранительные органы. Москва. Издание «Зерцало» 1996 г.

3. Собрание законодательства Российской Федерации № 30 от 28 июня 1997 года. Официальное издание.

4. Федеральный закон от 21.07.97 г. № 118-ФЗ “О судебных приставах”.

5. Федеральный закон от 21.07.97 г. № 119-ФЗ “Об исполнительном производстве”.

6. Федеральный закон № 1-ФКЗ от 31.12.96 г. «О судебной системе Российской Федерации».

7. Закон «О Статусе судей в Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 14.04.1993 № 4791-1; Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288;Федеральных законов от 21.06.1995 № 91-ФЗ, от 17.07.1999 г. № 169-ФЗ, от 20.06.2000 № 89-ФЗ, от 15.12.2001 № 169-ФЗ).

8. Федеральный закон № 63-ФЗ от 31.05.2002 года «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

- 1 -