Иски

•1. Осуществление прав а) Понятие осуществления права б) Границы осуществления права

2. Формы защиты прав а) Самоуправство б) Государственная защита прав

3. Иски

а) Значение иска б) Виды исков

в.) Защита и возражения против иска г) Коллизия прав и конкуренция исков

4. Производство дел по частным искам а) Производство in iure б) Производство in iudicio

в) Восстановление в прежнее состояние (реституция) г) Меры против неосновательного отрицания иска и неоснова­тельного предъявления иска

5. Влияние времени на осуществление и защиту прав а) Значение времени в праве б) Исковая давность

6. Заключение

ИСКИ Б РИМСКОМ ПРАВЕ.

Римскому понятию права - ius - соответствует как смысл право­вой нормы, правового порядка, так; и представление о праве, при­надлежащем отдельному лицу в силу предписаний общего права. Осу­ществление права состоит в совершении лицом действий, служащих для удовлетворения его положительных интересов (uti, frui), защи­щаемых правом, и б противодействии нарушению этих прав (imperare, vetare).

Каждый может пользоваться своим частным правом или отказы­ваться от него. При осуществлении субъектом своих полномочий объ­ективное право указывает ему на необходимость соблюдать границы своего права. Эти границы Гаи очерчивает в двух текстах. В одном, становясь на точку зрения полноты использования прав, он говорит: NULLUS VIDETUR DOLO FACERE, QUI IURE SUO UTITUR (Никто не счита­ется поступающим злоумышленно, если он пользуется принадлежащим ему правом).

В другом он указывает ,что это осуществление права должно на­ходить границу в собственном разумном интересе управомоченного лица MALE ENIM N0STRO lURE UTI NON DEBEMUS;QUA RATIONE ET PRO-DIG INTERDICITUR BONORUM SUORUM ADM IN I STRATI 0. (Мы не должны дурно пользоваться этим правом; на этом основании расточителям воспрещается управление их имуществом. )

В виде исключения иногда (если того требовали серьезные ин­тересы других лиц), устанавливалась возможность принудить субъек-

та к использованию своего права. Закон указывает на необходимость осуществлять некоторые частные права осмотрительно (civi liter mo-do) ,чтобы не вредить другому праву и руководиться для этого возз­рением o6opOTa(civiliter facere).

Но общее воспрещение злоупотреблять правом с единственной целью вредить другим римлянам было неизвестно. Значительность чужого интереса не влияла при определении границы для осуществле­ния права. Состояние крайней необходимости могло приводить иногда к нанесению кем-либо повреждений чужому имуществу .Потерпевший не получал в этом случае иска на возмещение.

Первоначально защита частных прав осуществлялась заинтересо­ванным лицом путем расправы с нарушителем права . Только постепен­но от самоуправства переходят к защите прав через посредство ор­ганов государства как организованного аппарата господствующего класса.

Развитое право предполагало ,что насильственные действия мог­ли предприниматься заинтересованными лицами в своих интересах лишь в крайних чрезвычайных случаях ,как состояние необходимой обороны , когда самоуправство было лишь средством защиты против неправомерного нападения направленного против лица или его иму­щества. Ульпиан повторяет по этому поводу правило Кассия : vim vi ^repellere licet (насилие дозволено отражать силой). Еще Двенад­цатью таблицами было дозволено убийство на месте застигнутого во­ра. Против нападений, направленных на отнятие вещей,допускается не только защита, но и самоуправное возвращение их. Самоуправством в тесном смысле является и самовольное удовлетворение какого-либо требования Дозволено задержание беглого должника и арест захва­ченных им с собой денежных средств для удовлетворения претензий. В этом случае самоуправство допущено как исключение ,единственное и последнее средство охраны интересов. Вообще же действия по само­управному взысканию были воспрещены декретами 389 года. Кредитор терял свое требование , если он пытался самовольно получить удов-

летворение. Другой закон содержал соответствующее распоряжение в отношении лиц, которые под предлогом права собственности само­вольно отнимали у другого лица какую-либо вещь.Они обязывались вернуть ее назад и, если оказывалось, что захвативший в действи­тельности не был ее собственником ,то он был обязан заплатить еще стоимость вещи. Исторически процесс развился путем вытеснения и дисциплинирования первоначального самоуправства и превращения го­сударством борьбы сторон в рассмотрении споров органами государс­тва.

По внешности, магистрат и в классическом праве сохранял за собой ведение только предварительного процесса, где точно устанав­ливались правовые основания спора между сторонами и указывались средства его разрешения. Ко этого было достаточно чтобы превра­тить все фазы суда в. орудие классового принуждения и проводить через суд выгодные для господствующей верхушки юридические возз­рения и нормы. Право государственных судебных магистратов органи­зовывать для разрешения каждого отдельного спора судебное разби­рательство присяжных судей ,решающих дело по существу ,называется юрисдикцией (iurisdictio). В тесном смысле она обозначала содейс­твие магистрата по организации суда (iudiciuin) по делу и принад­лежала только магистратам, располагавшим высшей властью ( imperi-um). Магистраты ,которые пользовались высшей властью (консулы,пре­торы) ,имели право организовывать суды по спорам частных лиц. Ког­да юрисдикция сосредоточилась в руках претора ,установилось фор­мальное понятие юрисдикции. Судебное разбирательство считалось за­конным (iudicium legitimum) ,если оно организовано в Риме или в пределах первого поминального камня от Рима (domi), между римскими гражданами, с участием одного судьи, тоже римского гражданина.

Всякое другое разбирательство ,в котором отсутствовало одно из этих требований, считалось вытекающим непосредственно из высшей власти( iudicia imperio contihenta);к этой юрисдикции общие про­цессуальные правила не применялись. Принципиально все дела между гражданами могли разбираться только городскими магистратами Рима или того города, в котором лицо имело право гражданства и свое место жительство-forum originis и forum domicilii.

INCOLA ET HIS MAQISTRATIBUS PARERE DEBET,APUD QU03 INCOLA ЕSТ,ЕТ 1LLI3.АPUD QUOS С1V1S ЕSТ.(Местный житель обязан подчи­няться и тем магистратам ,где он проживает ,и тем, где является гражданином. Эти общие правила подсудности применялись и во всех римских провинциях. Однако, для римских граждан была открыта воз-можность требовать перенесения их споров на рассмотрение городс­ких магистратов Рима. И обратно ответчик временно прибывший в Рим имел право просить о переносе процесса на место его жительства. Применялись также правила специальной подсудности по роду дел. (Подсудность по месту исполнения в исках из договоров; по мес­ту совершения деяния при исках о недозволенных действах. Одна­ко правила подсудности не имели в Риме принудительного характе­ра. Соглашение сторон могло сделать некомпетентного магистра упол­номоченным на организацию суда, превышающего его компетенцию. Судьей по всем спорам мог быть вообще всякий взрослый римский гражданин. Обычно его выбирали из лиц, внесенных в особые спис­ки ,составлявшиеся по соображениям политики то из сенаторов, то из всадников. Функционировал судья один (unus iudex) или в коллегии и назначался претором индивидуально для каждого дела. Судья ,который мог решать дела по свободному усмотрению(агЬиtгium, назывался ar­biter и обычно назначался в тех спорах, где дело шло о производс-

тве оценок, установке меж, разделе.

Исторически выработалось разделение процесса на две Фа­зы: а) перед магистратом -in iure и б) перед судьей-арud iudicem. Судебная функция магистрата in iure состояла в обязанности дать правильную юридическую трактовку спору сторон .В начале республики стороны должны были пользоваться устными формулировками, -строго согласованными с текстом законов, за чем следил претор и почему производство in iure называлось легисакционным(lеgis actio). Ле-гисакционный процесс отличался строгим формализмом и обеспечивал защиту лишь в пределах узкого круга случаев, подходивших под букву закона. Развивавшийся оборот ,обострявшиеся противоречия интересов. различных группировок рабовладельцев требовали более гибкой про­цессуальной защиты.В практике перегринского претора стал склады­ваться новый порядок производства, получивший название формулярно­го процесса, от письменных формул ,которые претор давал судье в качестве программы , и ,вместе с тем ,директивы ,на основе которой следовало вынести решение по делу. Преимущество нового порядка состояло в том,что претор не был связан буквой закона, а давал формулу или отказывал в иске ,исходя из конкретных обстоятельств дела. Учитывая запросы жизни ,претор иногда отказывал в иске,ког­да по букве закона его следовало бы дать, и давал иск в случа­ях.,не предусмотренных законом. Закон Эбуция (середина 2 века н.э.) предоставил сторонам факультативно пользоваться такого рода формулами; но вскоре формулярный процесс совершенно вытесняет ле-гисакционный. Власть магистрата заставить ответчика согласиться на процесс имела решающее значение. Еще в эпоху 12 таблиц были ясно видны черты суда как органа принудительного осуществления пра­ва. Ответчик, которого истец вызывал в суд,представлял за себя по-

ручителя, который перед магистратом принимал на себя дополнитель­ную ответственность зa явку ответчика в назначенный судом срок. Эта гарантийная форма вызова была лишь прикрыта особым про­изводством внешне договорного xapaктepa-vadimonium-ответчик представлял поручителей и обещал явиться в срок. Такое же vadimo-nium применялось , когда ответчик осуществлял указанное выше право перенести процесс к месту его жительства. Позднее этот порядок вы­зова в суд вышел из употребления и заменялся по виду соглашением ответчика с истцом о вступлении его в данное процессуальное отно­шение ,а по существу была установлена обязанность ответчика всту­пить в процесс. По римским воззрениям только судебная защита на­личного права давала этому последнему настоящую ценность и завер­шение. Но эта защита не связывалась в представлениях римских юрис­тов неразрывно с самим материальным правом .Только в тех случа­ях, когда орган государства устанавливал возможность предъявления иска (actio) по делам известной категории , можно было говорить о праве,защищаемом государством. В этом смысле можно сказать ,что римское право есть система исков.

Иски вырабатывались в Риме исторически ,и их число всегда бы­ло ограниченным. При этом в эпоху формулярного процесса actio не­редко давались там ,где лицо не обладало правом по цивильной сис-

теме, и, наоборот, несмотря на наличие цивильного права на иск, пре­торы отказывали в предоставлении формулы для соответствующего ис­ка. Общее понятие иска дается в Дигестах:Иск есть не что иное ,как право лица осуществлять судебным порядком принадлежащее ему требование.

По личности ответчика иски делились на actiones in pem (вещ­ные иски) и actiones in personam (личные иски). Вещный иск направ-

лен на признание права в отношении определенной вещи ,ответчиком по такому иску может быть любое лицо, нарушающее право истца, так как нарушителем права на вещь может оказаться любое третье ли­цо. Actiones in personam направлена на выполнение обязательства определенным должником. Обязательство всегда предполагает наличие одного или нескольких определенных должников; только они могут на­рушить право истца ,и только против них и давался личный иск.По объему и цели имущественные иски делились на три группы:

l.actiones rei реrзесutоriае-иски для восстановления нарушенно­го состояния имущественных прав; здесь истец требовал только утра­ченную вещь или иную ценность ,поступившую к ответчику,

2. actiones poenales-штрафные иски, цель которых в частном нака­зании ответчика. Предметом их служили : а) прежде всего взыскание частного штрафа и б) возмещение убытков

о. actiо mixtae- иски,осуществляющие и возмещение убытков и нака­зание ответчика (например: за повреждение вещи взыскивалась не ее стоимость, а высшая цена, которую она имела в течение года. Личные иски ,направленные на получение вещей или совершение действий, на-зываются condictiones. Личное требование в римском праве рассмат­ривалось с точки зрения кредитора как требование принадлежащего ему долга (debitum) или обязанности должника что-либо отдать или сделать (dare, facere, oportere).

Преторский эдикт публиковал в систематическом порядке форму­ляры отдельных исков. Они излагались применительно к существующей системе правоотношений ,для которых вырабатываются соответствующий иск. Естественно, все иски формулярного процесса получили характе­ризующие их с материальной стороны индивидуальные наименования :actio empti,actio venditi,actio pro socio,rei vindicatio.Индиви-

дуальность этих исков нужно понимать,конечно,не буквально и конкретно, а как обозначение типов крупных институтов.Пользуясь этими формулами-типами для конкретных лиц и отношений, преторы придавали искам действительно индивидуальное значение. Дальнейшая классификация римских исков проводилась по системам права,поло­женным в основание исков. Различались цивильные иски,основанные на цивильном праве,и иски гонорарные, или преторские, основанные на преторском праве. Иск, требовательный пункт которого направлен на утверждение существования или несуществования какого-либо пра­ва, согласно цивильному прaву,называется actio in ius concepta. Некоторые иски предоставлялись всякому гражданину:например,«ис­ки, предъявлявшиеся к тем, кто что-либо поставил или подвесил так, что оно может упасть на улицу. Они назывались actiones popula-гез.Если по образцу уже существующего и принятого в практике иска создавался аналогичный ему иск, то первоначальный иск назывался actio directa,a производный -actio utilis.Фиктивными исками (ac­tiones ficticiae) назывались такие ,формулы которых содержат фик­цию, т.е. указание судьи присоединить к наличным фактам определен­ный несуществующий факт или устранить из них какой-либо факт, а весь случай разрешить по образцу другого определенного случая. Во многих исках судье предоставлялось произносить свое решение в со­ответствии с тем,чего требует Ьопа fidеs(добрая совесть). Судья обязывался в этих случаях восполнять предписания действующего права, исходя из соображений bonum et aequum, т.е. того ,что в обо­роте считается соответствующим справедливости. В классическом пра­ве редко попадаются формулы, в которых не указывалась бы aequi-tas.KbBK принцип решения. Б противоположность им иски более старые назывались actiones stricti iuris (строго права),при которых име-

ло место более буквальное применение закона. Нередко судье предпи­сывалось выносить особое решение, если он не добился от ответчика выдачи или предъявления предмета спора. Объем возмещения судья мо­жет определить по своему усмотрению (arbitrium), исходя из сообра­жений bohum et aequum .Иски такого рода в праве Юстиниана называ­ются арбитражными. Предъявленный иск ответчик может либо признать ,либо оспаривать. В случаях признания решение дела могло последо­вать уже в первой стадии производства(in iure). Институт признания еще в 12 таблицах занимал место в процессе, т. к. там упоминался признанный должником долг aes confessum наряду с судебным решени­ем .Когда ответчик отрицал свой долг, он отвечал не должен- поп oportere-процесс развивался дальше и передавался in iudicium. Та­кого продолжения процесс не имел , когда ответчик признавал свой долг, и за этим следовало подлежащее исполнению присуждение в пользу истца. Признавший требование как бы выносил решение по собственному делу.СОNFESSUS PRO IUDICATO EST QUI QUODAMMODO SUA SENTENTIA DAMNATUR. Когда ответчик признавал существование требо­вания на вещи, или основание этого требования,но не его раз­мер, возникали затруднения. Вопрос разрешался передачей для разре­шения судьей в следующей стадии-in iudicio. Однако при таком по­рядке против сделанного in iure признания ответчик мог in iudicio выступать с опровержениями и таким образом обессиливать его. В последующей четверти 2 века был принят сенатусконсульт,на основа­нии которого выработалось правило, что последовавшее in iure приз­нание вело за собой постановление,завершающее спор по данному пункту, особенно при исках на вещи. Такое постановление окончатель­но устанавливало право истца на вещь-rem actoris esse. Если ответчик не признавал иска он мог направить оспаривание

против его основания .Ответчик мог также отрицать факты на которых истец основывают свой иск, или приводить факты ,исключающие присуж­дение ,даже в том случае ,если факты ,обосновывающие иск ,были верными.

В формулярном процессе выработалась практика помещения в фор­муле, после интенции (излагавшей притязание истца) ,-эксцепции. Она представляла ссылку на такое обстоятельство ,которое делает непра­вомерным удовлетворение иска,даже если интенция иска основатель­на. Эксцепции получили значение защиты ответчика, который не может поколебать intentio формулы ,но имеет возражение ,которое судья примет во внимание ,если претор уполномочит его на это. Гай указы­вает, что в руках преторов эксцепция была могучим средством раз­вития преторского права, преторской помощи и содействия.Во времена Гая рядом с эксцепцией,как дальнейшее ее продолжение,появляется в формуле иска прескрипция,при которой возражение ставится не после интенции, а выдвигается как самостоятельный тезис в начале самой формулы и выражается словами-еа res agatur si. Таким образом ,воз­ражение должно быть разрешено как предварительное условие для ре­шения спора по основному вопросу. Некоторые возражения противопос­тавлялись постоянно и неизменно по требованию истца (так называе­мые перемпторные или уничтожающие эксцепции. Другие эксцепции действуют только на время или же от действия их истец может изба­виться путем и средством,указываемым в содержании самой эксцепции (отлагательные или дилаторные).

Осуществление некоторых прав может происходить не иначе, как задерживая или препятствуя вполне или отчасти осуществлению дру­гих прав (что называется коллизией прав. Разрешается она в зависи­мости от отношений „установленных законом между сталкивающимися

правами в различных случаях .В процессуальных отношениях, при иске о собственности ,владение предметом спора до процесса определяет положение владельца как ответчика, перелагает тяжесть доказатель­ства на истца. В отличие от коллизии исков конкуренция исков, име­ла место в тех случаях ,когда одно или несколько лиц располагали несколькими исками против одного или нескольких лиц, причем все эти иски преследовали один и тот же интерес и ту же цель (eadem res) .Удовлетворением одного из этих требований уничтожалось дру­гое требование, так как представлялось недопустимым дважды удов -летворить один и тот же интерес. Однако если удовлетворение по од­ному иску было неполным, допускалось предъявление второго иска в пределах разницы. Однако возможно и другое разрешение конкуренции исков по историческим традициям и в зависимости от характера про­исхождения этих исков (в области деликатных исков существовала возможность кумулятивной конкуренции исков, т.е. допускалось од­новременное проведение двух исков, возникших на основании одного правонарушения). ПРОИЗВОДСТВО IN IURE

Производство начиналось с указания истцом иска. Истец еще до вызова к претору знакомил ответчика с тем иском, который хотел то­му предъявить. Необходимо было подготовить специальные данные, тре­буемые для заполнения формулы, в особенности правильно обозначить объект иска, указав его не родовыми чертами, а видовым образом. Ис­тец обращался к претору за выдачей соответствующей обстоятельст­вам дела формулы для разбирательства по ней судьей дела во второй стадии. Обычно претор давал ее без предварительного расследования дела. Ответчик должен был не только явиться с истцом к претору, но и защищать себя надлежащим образом: заключать дополнительные сог-

лашения (спонзии и стипуляции),выставлять свои эксцепции, участво­вать с истцом в составлении формулы, выборе судьи и засвидетельст­вовании спора. Если он не выполнял свои обязанности, то он считался незащищенным in iurе,что влекло важные последствия.Явившись б суд ,ответчик мог оспаривать требования истца, подвергать критике исп­рашиваемую истцом редакцию формулы и делать со своей стороны предложения, в особенности настаивать на включении в формулу вы­годных для него возражений .Однако окончательная редакция формулы не зависела от истца и ответчика и находилась целиком в руках претора. Претор в письменном виде предоставлял формулу истцу,кото­рый в свою очередь передавал ее копию ответчику, который тем самым подчинял себя суду присяжного судьи. Эта операция была заверши­тельным актом производства in iure, называемым "засвидетельствова­нием спора". В случае отказа ответчика принять формулу он стано­вился indefensus. Производство в первой стадии могло тут же и за­кончиться без передачи дела на дальнейшее рассмотрение in iudici­um, если магистрат приходил к выводу,что требования истца не обос­нованы или сам истец признавал возражения ответчика. Отказ в иске не был бесповоротным и истец мог вторично обратиться с иском к претору. Если одна из сторон не являлась к судебному разбиратель­ству до полудня, то дело решалось в пользу прибывшей стороны. Если присяжному судье были известны основательные причины, оправдываю­щие неявку сторон,то он мог назначить другой день для разбира­тельства. После пропуска этой отсрочки стороны могли представлять оправдывающие их неявку причины, а судебный магистрат был полномо­чен произвести восстановление в прежнее состояние.

Момент контенсации спора устанавливал процессуальные отноше­ния между спорящими сторонами и тем судьей, который назначен в

формуле для разбора дела. Сам же иск прекращал свое существова­ние, так как наступало процессуальное погашение иска. С этого мо­мента на ответчика ложится ответственность за гибель предмета спора. При иске ,направленном на вещь,ответчик должен представить обеспечение при содействии поручителей, что он выплатит присужден­ное с него, которое состояло из 3 частей: а) что он исполнит реше­ние, б) что он будет надлежащим образом защищаться.в) что он не бу­дет поступать и не поступал злоумышленно. При личных исках обязан­ность предоставлять обеспечение наступала только в виде исключе­ния по отношению к подозрительным ответчикам и при известных при­вилегированных требованиях. ПРОИЗВОДСТВО IN IUDICIO

Гай сообщает, что стороны при легисакционном процессе,после назначения судьи, взаимно вызывали друг друга явиться к этому судье на третий день. Сохранился ли этот срок для формулярного процесса неизвестно. Перед назначенным присяжным судьей процесс развивался в свободной устной форме и при господстве принципа свободной оценки доказательств. Такими доказательствами служили свидетели, сведущие лица, осмотр на месте, документальные дан­ные, присяга. Свидетелей обыкновенно допрашивали под присягой. Реше­ние спора зависело от того, доказали ли стороны свои утвержде­ния. Предметом доказывания служили только спорные факты. Истец должен был доказать те факты, которыми обосновывал иск, а ответ­чик-факты, на которых он основывал свои возражения. Обеим сторонам давалось право представить суду свидетелей, которые выразили сог­ласие явиться. Присяга, как средство решения дела, не применялась, но для подтверждения отдельных фактов суд мог обязать одну из сторон принести присягу. Судьи поступали здесь по свободному усмотрению и

выбирали ту сторону, которая была и лучше осведомлена и заслужива-ла доверия. Внешними рамками деятельности судьи во второй стадии процесса всегда оставалась переданная ему претором формула. Судья обязан был принять ее в данной формулировке,хотя бы она и заклю­чала в себе какие-либо ошибки .Ошибки могли заключаться в превыше­нии или понижении требований к ответчику со стороны истца-pi из или minus petitio. Всякое превышение истцом действительно принад­лежащих ему прав влекло для истца невыгодные последствия, т. к. преувеличенный требовательный пункт интенция-оказывался ложным и неподтвержденным, а формула обязывала судью в таком случае освобо-дить ответчика. Начать дело вновь препятствовало исключающее дейс­твие последовавшего решения. Чтобы избежать невыгодных последствий запроса существовало лишь одно - ввести в формулу прескрипцию в пользу истца, предупреждающую судью о возможности дальнейшего уточнения истцом своих требований. Особенностью римского процесса является денежный характер присуждения. И только в императорскую эпоху отступили от принципа обязательной денежной кондемнации, ус­тановив, что если предметом иска является определенная вещь, то от­ветчик присуждается к ее выдаче. Решение дела судьей во второй стадии влекло за собой погашение процесса: процесс,доведенный до решения, не мог быть вновь начат. Судебное решение заканчивает про­цесс и может быть освободительным или осудительным. Законная сила судебного решения осуществляется двумя средствами: а)Истцу дается вместо прежнего иска новый-бесспорный иск о выполнении реше­ния, содержание которого определено судебным решением. б) Каждой из сторон дается exceptio rei iudicatae,если противная сторона пыта­ется вторично возбудить решенный уже судом спор (возбуждение того же притязания, когда отыскивается тот же предмет на основание того

же самого права, имеющего тождественное основание; между теми же лицами (к тем же лицам причисляются также универсальные или даже сингулярные преемники).Дальнейшим выводом из основного правила было распространение содержания судебного решения только на участников первого процесса и их правопреемников.

Если ответчик отрицает законную силу судебного решения, он мо­жет против него защищаться .В классическую эпоху сторона могла при наличии уважительных обстоятельств испросить у претора restitutio in integrum (восстановление в первоначальном состоянии.) .В импера­торскую эпоху можно обжаловать судебное решение в высший орган (аппеляция),однако с риском быть присужденным в двойном размере в случае проигрыша дела. Если же ответчик не защищается и не пла­тит, истец может произвести принудительное взыскание с помощью ас-tio iudicati. Взыскание могло иметь личный характер ( содержание должника под арестом до уплаты или отработки долга- executio per­sonalis) или же имущественный характер. Б последнем случае креди­торы вводились во владение имуществом должника.

Классическое право не знало обжалования судебного решения в собственном смысле слова. Сторона просила об уничтожении наступив­ших юридических последствий, возвращении в первоначальное положе­ние. Применение этого экстраординарного средства производилось как по просьбе сторон, так и по собственному усмотрению магистрата в, целях защиты верхушки господствующих классов. Истец, получивший реституцию, должен был вернуть ответчику выгоду ,полученную от по­гашения юридического отношения. При применении реституции против судебного решения решение считалось несостоявшимся и начинался новый процесс. Меры против ответчиков, неосновательно отрицавших иск,факти-

чески всей тяжестью ложились на бедняков, не имевших возможности собрать или сохранить доказательства, но ,конечно, не на знатных лиц. В принципе ответчик, неосновательно отрицавший притязания ист­ца, платил штраф и присуждался в двойном размере требуемого от не­го истцом. Значительное число исков влекло за собой для проиграв­шего ответчика еще и гражданское бесчестие. Мало значения придава­лось тому,действовал ли ответчик ,будучи уверенным в своем праве, или без такого убеждения. Истец, в случаях, когда ответчик, несмотря на приказ судьи, не выдает или не предъявляет того, что требует­ся ,может подтвердить размер своего интереса присягой-iu siuranum in Iitem. Для воздействия на истцов,неосновательно предъявляющих иск, были установлены меры, но эти меры не устанавливали действи­тельной гарантии интересов ответчиков бедняков, так как применение их зависило от суда: 1. Ответчик мог потребовать от истца специаль­ной штрафной стипуляции. Тогда истец, в случае проигрыша, подвер­гался тому же штрафу, который он сам обязывал ответчика платить в случае проигрыша последним дела. 2. Ответчик мог со своей стороны просить истца принести присягу в том, что он,истец,действует доб­росовестно,-iusiurandum calumniae. 3. Претор рассматривал как де­ликт преторского права тот случай, когда истец предъявлял иск из: одного только намерения вести процесс, зная,что утверждаемое им право в действительности не существует. Но если эти меры не были приняты заранее,то все же проигравший истец подвергался преследо­ванию со стороны своего ответчика. Штраф, которому подвергался прежний истец, оценивался в одну десятую спорного иска. Постепенное исчезновение штрафов объясняется заменой их возложением на проиг­равшую сторону судебных издержек. Исковая давность означает погашение возможности процессуаль-

ной защиты права вследствие того, что в течении известного вр-меки таkая защита не была осуществлена заинтересованным лицом.Класси­ческое право знало лишь законные сроки для нескольких исков, т.е. само право действует в течении определенного времени.В 5 веке бы­ла введена исковая давность почти для личных исков и исков, на ве­щи. При Юстиниане все иски подлежали давности и назывались actio-nез perpetuae,ecли погашались через. 30 лет,и actiones tempora-1ез,если сроки погашения были короче. Начало исковой давности ус­танавливалось с момента возникновения искового притязания,в част­ности: 1.При праве собственности и других правах на вещи с момен­та нарушения кем-либо господства лица над вещью. 2.При обязатель­ствах не делать чего-либо - когда обязанный субъект совершал действие ,противоположное принятой обязанности. 3. При обязательст­вах что-либо сделать - когда возникала возможность немедленно требовать исполнения обязанности от обязанного.

Приостановление исковой давности означало, что ее течение вре­менно приостанавливается по какой- нибудь причине; например ввиду несовершеннолетия лица, либо юридических препятствий для предъяв­ления иска. Устранение этих оснований возобновляло течение исковой давности, а истекшее до приостановления время зачитывалось в общий срок давности.

По истечении срока давности ответчик мог противопоставить эксцепцию всякой попытке истца осуществить судебным порядком по­гашенные давностью притязания. Судья по собственной инициативе не учитывал давность, если этого не требовало обязанное лицо. По исте­чении законного срока исковой давности уплата долга не является обязательной для должника(идет как бы уплата уже не должного). Проведенные исследования показывают какую громадную роль иг-

рают иски в жизни простого римского гражданина. С рождения и до самой смерти его права находили защиту от нарушения в исках. С появлением исков появилась возможность цивилизованного решения конфликтов сторон, без самоуправства и насилия. Правовой поря­док решения тяжб прочно вошел в римскую жизнь.

Список используемой литературы 1. И.Б. Новицкий "Римское право", издание 4, Москва, 1993

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОММЕРЦИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО:

ОЭТ

ТЕМА:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ"

СТУДЕНТ ГРУППЫ ФАКУЛЬТЕТА МЕНЕДЖМЕНТА: Д-21 ТОМИЧ ДАРКО

ПРОФ. ИСЛАМОВА А. Д.

МОСКВА, 1996

• 1 РОЛЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭКОНОМИКИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ

В плановой экономике государственное управление играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. Через систему директивных адресных заданий государственные органы определяют основные хозяйственные связи и параметры деятельности каждого предприятия; объем и основной ассортимент производимой продукции, цены, поставщиков средств производства и потребителей готовой продукции. До предприятий доводятся директивные задания по повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции, по внедрению новой техники и формированию фонда оплаты труда и т.п. При построении системы государственного регулирования экономики здесь господствует принцип "максимальной возможности": все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться государственными органами.

В рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа "необходимости": только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

Разумеется, представления различных экономистов и политиков о том, какие именно экономические процессы могут эффективно регулироваться государством и какие - рынком, не совпадают. Поэтому в отдельных странах с плановой экономикой могут наблюдаться существенные различия в степени

экономической самостоятельности предприятий. Точно так же степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в разных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство намного активнее влияет на экономические процессы, чем в США. Но общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой она всегда выполняет вспомогательные функции.

Изменение основополагающего принципа формирования системы государственного регулирования - одно из главных стартовых условий перехода к рыночной экономике. На переходном этапе эта система характеризуется двумя определяющими тенденциями. С одной стороны, государственное регулирование экономических процессов теряет здесь всеобъемлющий характер. Степень государственного вмешательства в экономику уменьшается. С другой стороны, происходит изменение форм и методов государственного регулирования.

На этапе перехода к рынку роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами. Во-первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления и его регулирующие возможности недостаточно высоки, что обусловливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Во-вторых, переход от планового хозяйства к рыночному происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процесс перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи, можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во-первых, это функция по созданию условий эффективного функционирования рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Названные функции характерны как для переходной, так и для развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку реализация каждой из этих функций характеризуется рядом особенностей. Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве обеспечение правовой базы функционирования экономики реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственника и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и т.п., содержать правовые основы антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные условиям

рынка налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению и т.д. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса переходного этапа, как массовая приватизация государственной собственности.

Правовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в хозяйственном законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику, формируя у хозяйствующих субъектов чувство неуверенности в завтрашнем дне. Однако новое хозяйственное право, создаваемое в сжатые сроки на начальном этапе перехода к рынку, не апробировано практикой и уже в силу этого несовершенно. По мере развития переходной экономики это несовершенство становится все более очевидным, возникает необходимость существенных корректировок хозяйственного законодательства. Таким образом, объективное противоречие между требованием стабильности хозяйственного законодательства и необходимостью его совершенствования становится в переходной экономике необычайно острым. Это осложняет реализацию функции правового обеспечения экономики. Прежде чем вносить те или иные коррективы в правовые нормы хозяйствования, необходимо каждый раз соизмерять предполагаемый положительный эффект вносимых изменений с ущербом от нарушения правовой стабильности.

В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного типа, реализация данной функции приобретает здесь особенно важное значение.

Переход от плановой экономики к рыночной объективно сопровождается резким увеличением дифференциации доходов населения. Причем в начале перехода этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких

темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня жизни основной массы населения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту социально-экономических противоречий и не допустить обнищания отдельных социальных слоев, государство вынуждено более интенсивно участвовать в перераспределении доходов. Основными каналами перераспределения доходов населения является прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Причем главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капиталов за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.

Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов также не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплаты пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе.

Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

Известно, что рыночные механизмы не обеспечивают рационального с общественной точки зрения распределения ресурсов в тех случаях, когда речь идет о производстве, сопровождающемся внешними эффектами, или о создании общественных благ. В этих случаях государство берет на себя функцию

корректировки распределения ресурсов. Такая корректировка и в переходной, и в рыночной экономике осуществляется традиционными методами. К их числу относятся установление административных ограничений и стандартов, препятствующих загрязнению окружающей среды, система специальных налогов и дотаций, финансирование производства общественных и квазиобщественных благ или непосредственное управление их производством, когда оно сосредоточено на государственных предприятиях. Спецификой переходной экономики является наличие особых проблем, усложняющих реализацию рассматриваемой функции государственного регулирования.

Отметим, прежде всего, что для стран, вступающих в этап перехода к рынку, характерны острейшие экологические проблемы, перешедшие по наследству от административно- командной системы. Для их решения необходимо резко ужесточить ограничения на вредные выбросы, значительно повысить налоги на производителей, использующих экологически опасные технологии, и т. п. Однако производители в массе своей технологически не готовы создавать продукцию с меньшим вредоносным внешним эффектом. Поэтому попытки быстро изменить экологическую ситуацию путем введения жестких нормативов, санкций и дополнительных налогов выльются в значительное сокращение объема производства, что усилит экономический спад, характерный для начала переходного периода. Решение проблемы вялится на путях постепенного ^ ужесточения политики регулирования отрицательных внешних эффектов с заранее, за несколько лет объявленными очередными изменениями экологических нормативов, размеров налогов, штрафов и т. п. Это позволило бы предприятиям заранее приспособиться к грядущим изменениям и отреагировать на них внедрением экологически безопасной технологии, а не резким сокращением производства.

Регулирование процесса перераспределения ресурсов в производство общественных и квазиобщественных благ (национальная оборона, фундаментальная наука, образование, здравоохранение и т.п.) в переходной экономике осложняется из-за высокой инфляции. Как известно, от высокой инфляции больше всего страдают лица с относительно стабильными номинальными доходами, к которым, в частности, относятся работники бюджетных отраслей. Начинается перетек квалифицированных научных, педагогических и др. кадров в сферы деятельности, приносящие более высокие доходы. Для того, чтобы воспрепятствовать этому процессу, сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом политики перераспределения ресурсов на переходном этапе должна быть эффективная система защиты доходов работников бюджетной сферы от инфляции.

Чем выше темпы инфляции и глубже спад в переходной экономике, тем выше роль стабилизационной функции государственного регулирования. Данная функция реализуется, главным образом, посредством традиционных методов бюджетной, фискальной и кредитно-денежной политики. Основная сложность стабилизационного регулирования на переходном этапе связана с тем, что высокие темпы инфляции сочетаются здесь с глубоким экономическим спадом. В этих условиях стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно-денежная политика, направленная на преодоление спада, способствует усилению инфляции. И наоборот, ужесточением денежно-кредитной, фискальной и бюджетной политики, направленное на подавление инфляции, способствует углублению кризисного падения производства. Перед государством встает сложнейшая проблема сочетания «жесткости» и «мягкости» в экономическом регулировании.

На более поздних этапах переходного периода по мере преодоления экономического спада и снижения инфляции все более актуальной становится функция стимулирования экономического роста. К этому моменту у государства появляется возможность увеличить финансирование фундаментальной науки и образования, что способствует ускорению НТП,. уменьшить тяжесть налогового бремени, что стимулирует рост деловой активности, более активно использовать налоговую и кредитно-денежную политику как средство стимулирования технического прогресса и роста инвестиций.

• 2 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭКОНОМИКИ

Свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных и экономических методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов. Принципиальное различие между этими двумя группами методов состоит в следующем.

Административные или прямые методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно устанавливаемые цены на товары и услуги - типичные методы .административного регулирования в плановой экономике- лишают предприятие возможности альтернативного использования ресурсов. Оно обязано произвести продукцию в задан- лом ассортименте и объеме и реализовать ее по заданной цене. В отличие от этого, экономические или косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение -налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки

процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной, политики. Просто снижение

налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.

Разграничение между административными и экономическими методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов-например решение об изменении налоговых ставок о предоставлении налоговых льгот или продаже центральным банком государственных облигаций. В этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время, любой административный регулятора прямо принуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Например, административное повышение- цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения. В этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов. Тем не менее рассмотренный выше критерий позволяет, как правило, без особых проблем отличать на практике экономические- методы от административных. Разграничение между ними- принципиально важно с точки зрения природы рыночных отношений.

Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию,. например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать

на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения: или сокращения выпуска. Чем шире сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.

Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов.

Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов.

Разрушение системы административно-командных методов управления, блокирующих рыночные механизмы - необходимое условие формирования и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов, то есть предоставление хозяйствующим субъектам свободы в формировании цен, определении объема и ассортимента выпускаемой продукции, установлении хозяйственных связей с поставщиками и потребителями, знаменует собой начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования административных методов в переходной экономике.

Для того, чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не допустить катастрофического падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформы может, например, сохранять административный контроль над производством и реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного и личного потребления нации. Так, в большинстве стран Восточной Европы и бывшего СССР на первых этапах реформы государство административно устанавливало цены на энергоносители и некоторые продовольственные товары (хлеб, обезжиренный творог, молоко и некоторые другие). По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими методами урегулирования государство постепенно сокращает сферу использования административных рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их применения.

Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка. Административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные

стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных технологий, производство, реализацию или рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. п.,

ограничивают свободу предпринимательства и относятся к административным методам регулирования. Нередко используются административные методы регулирования внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты и т.д.

Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью все страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной и налоговой систем.

Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой центральный банк посредством экономических нормативов осуществляет регулирование деятельности широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя нормы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами, центральный банк получает возможность проводить активную кредитно-денежную политику.

Важнейшими элементами налоговой системы, формирующейся в переходной экономике, являются подоходный налог, налог на прибыль предприятий и налог на добавленную стоимость.

В плановой экономике подоходный налог, как правило, был пропорциональным, взымался по одинаковой налоговой ставке независимо от размеров личного дохода. Это было оправдано в условиях, когда дифференциация доходов ограничивалась административными методами. В условиях рынка дифференциация доходов населения значительно повышается. Поэтому для переходной экономики, как, впрочем, и для развитого рыночного хозяйства, более

приемлемым является прогрессивный подоходный налог, который обеспечивает переложение определенной части налогового бремени на более обеспеченных людей и сглаживает разрыв в жизненном уровне различных слоев населения. Социальная ориентированность налогообложения личных доходов усиливается посредством системы налоговых льгот и преференций социально-незащищенным слоям населения. Так, по Российскому налоговому законодательству для участников войны, инвалидов, граждан, имеющих детей и содержащих иждивенцев, устанавливается более высокий необлагаемый налогом уровень дохода. Не облагаются налогом пенсии и пособия. Предоставляются налоговые льготы многодетным семьям, одиноким матерям, имеющим двух и более детей, и т. д. Налог на прибыль предприятий приходит на смену индивидуализированным нормативам, на основе которых определялись отчисления от прибыли в бюджет в дореформенной экономике. Эти нормативы дифференцировались в зависимости от прибыльности предприятий. Более прибыльным предприятиям устанавливались соответственно и более высокие нормативы отчислений в бюджет. Это снижало заинтересованность предприятий в получении прибыли. В таких условиях само введение единого пропорционального налога на прибыль оказывает стимулирующее воздействие, усиливая влияние рыночной конъюнктуры на поведение производителен. Система льгот по налогу на прибыль, установленная для ряда приоритетных отраслей (пониженные ставки налогообложения, вычет из облагаемой прибыли средств, направляемых на техническое перевооружение и расширение производства) позволяет стимулировать прогрессивные структурные сдвиги в экономике.

Налог на добавленную стоимость заменяет так называемый налог с оборота - основной вид налога в дореформенный период. Налогом с оборота облагались по преимуществу только потребительские товары, причем по высоким и сильно

дифференцированным ставкам. Это способствовало усилению структурных диспропорций в экономике, в частности гипертрофированному развитию производства средств производства за счет предметов потребления.

Налог на добавленную стоимость исчисляется по одинаковой ставке для всех производителей товаров и услуг. Это позволяет более равномерно распределять налоговое бремя, избегать диспропорций в уровнях цен на различные товары и других структурных диспропорций. В то же время некоторые особо значимые для народного хозяйства и массового потребителя виды товаров и услуг могут облагаться налогом по пониженной ставке или вовсе освобождаться от налога на добавленную стоимость, что стимулирует ускоренный рост в соответствующих отраслях.

Создавая новую систему государственного регулирования в переходный период, следует иметь в виду. что чрезмерно интенсивное использование экономических методов управления ослабляет эффективность рыночных механизмов и способно нанести экономике не меньший вред, чем увлечение административными методами. Так, например, стремление сократить дефицит государственного бюджета за счет увеличения налогов окажет дестимулирующее воздействие на предприятия и отдельных работников, что может затруднить преодоления спада в переходной экономике. Существенное расширение системы налоговых льгот и преференций искажает систему народнохозяйственных пропорций, адекватных закономерностям рынка, и может вызвать серьезные структурные диспропорции. Чрезмерная активизация кредитно-денежной политики с целью стимулирования деловой активности чревата резким увеличением темпов инфляции. Сфера распространения и интенсивность использования любых, в том числе и экономических, методов государственного

регулирования в переходной экономике должна быть строго ограничена. Их применение допустимо лишь там и лишь в той мере, в какой рыночные регуляторы не справляются с Лощением жизненно важных социально-экономических проблем.

Государственное регулирование экономики осуществляется различными институтами. Кредитно-денежное регулирование возлагается на центральный банк. Фискальное и бюджетное регулирование является прерогативой законодательных властей (парламент, дума), которые утверждают основные виды налогов, нормативы налогообложения, основные статьи доходов и расходов госбюджета. Особый орган несет ответственность за антимонопольное регулирование (в России это Госкомитет по антимонопольной политике). Целый ряд министерств и ведомств осуществляет разработку разнообразных нормативов и стандартов, регулирующих различные социально-экономические процессы, протекающие в рамках народнохозяйственного комплекса страны.

Рассогласованные действия различных институтов, регулирующих экономическую активность, могут нанести существенный ущерб народному хозяйству. Например, многие экономисты полагают, что острейшие социально-экономические проблемы, с которыми столкнулась Россия на начальных этапах перехода к рынку, в немалой степени были усугублены несогласованностью фискальной и кредитно-денежной политики. Высокие налоги и высокие нормативы обязательных отчислений в централизованные фонды (соцстрах, пенсионный фонд и т. п.), установленные с 1992 г., были призваны сократить дефицит госбюджета и тем самым сдерживать .инфляцию. Но одновременно это оказывало дестимулирующее воздействие на производителей, снижало их заинтересованность в развитии производства. В то же время мягкая кредитно-

денежная политика (обилие льготных кредитов Центробанка, низкая учетная ставка процента, периодические компании по взаимозачетам долгов предприятий и т. п.) имела .целью стимулировать производство. Но в тоже время такая политика способствовала раскручиванию инфляционной спирали. Результатом сочетания сдерживающей фискальной и стимулирующей кредитно-денежной политики в 1992-1993 гг. было углубление стагфляции - одновременное повышение темпов инфляции и сокращение производства.

Необходима координация деятельности различных государственных институтов по регулированию экономики на базе четко определенных целей и приоритетов - социально-экономического развития. Эта задача решается посредством экономического программирования.

Экономическое программирование является особым методом регулирования, который нельзя отнести ни к экономическим, ни к административным методам. Программирование вбирает в себя и те, и другие, придает разнообразным инструментам регулирования целенаправленный характер, координирует их применение для достижения заданных программной целей, приоритетов, структурных пропорций.

Разработка программ социально-экономического развития осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Но на этапе перехода к рынку значимость данного метода регулирования экономики особенно велика. Это' связано с тем, что переход от плановой экономики к рынку не может произойти сам по себе, без активного участия государства в демонтаже прежнего хозяйственного механизма и в создании инфраструктуры рынка. Для выполнения такой работы нужен план, программа перехода к рынку с выделением промежуточных этапов, определением целей и задач каждого из них, с развернутой

разработкой системы мероприятий, комплекса инструментов регулирования экономики необходимых для успешной реализации ближайших этапов программы. В рамках общей программы перехода к рынку могут разрабатываться частные программы развития отдельных экономических процессов, институтов, регионов и т. п.. Например, Государственная программа приватизации, программа государственной поддержки малого предпринимательства, программа конверсии военного производства и др.

Литература:

1. Экономика переходного периода. Под редакцией В.В.Радаева, А.В.Бузгалина - Москва: Издательство МГУ

2. Экономика. Макконнелл Кэмбелл P., Брю Стекли Л. Перевод с английского. - Москва: Республика, 1992 г.

3. Экономический образ мышления. Хейне Пол. - Перевод с английского. -Москва: Издательство "Дело", 1992 г.