Контрольная работа по истории государства и права зарубежных стран (работа 1)

1. Дать сравнительный анализ государства, права, органов власти и управления Древнего Рима и Вавилона.

Вавилон

Вавилон – рабовладельческое государство Древнего Востока, располагавшееся в междуречье Евфрата и Тигра. Название свое получил от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего расцвета дважды – в 18 и 7 веках до нашей эры.

Древний Шумер (3 – 2 тыс. лет до н.э). состоял из городов-государств, образованных в результате объединения общин. По форме правления они являлись аристократическими республиками. Между ними шла конкуренция за доминирующее положение. Главы этих государств выбирались народными сборами граждан или советом старейшин, что свидетельствует о пережитках патриахально – родовой демократии. Именно в Шумере впервые были созданы законы и статуты.

На протяжении нескольких веков (с 24-го по сер. 17-го вв.до н.э.) сменилось много правителей и царей Месопотамии. Практически все они стремились преодолеть сепаратизм и объединить государство. Наиболее яркие из них – Урукагина (24 в. до н.э. - провел денежную реформу, вернул общинам отобранную у них ранее землю, ввел штрафы и др. Однако его законы фиксировали абсолютно бесправное положение рабов), Саргон (24 в. до.н.э. - объединил под своей властью Шумер и Аккад и создал раннерабовладельческую державу, столицей которой стал город Аккад. В его правление развивалось земледельческое хозяйство, основанное на искусственном орошении. Все хозяйство в целом основывалось на широкой эксплуатации труда рабов и свободных общинников. Все земли считались принадлежащими царю. Рабовладельческая деспотия, созданная Саргоном и его преемниками, защищала интересы правящего класса рабовладельцев. Религиозная идеология использовалась для укрепления царской власти).

К концу 23 в. до н.э. ослабленная классовой борьбой и длительными войнами аккадская рабовладельческая деспотия стала приходить в упадок.

Горные племена гутиев опустошили страну и подчинили ее своей власти. Но южная часть Шумера сохранила некоторую независимость. Впоследствии гутии были изгнаны из Месопотамии, что способствовало образованию большого Шумеро-Аккадского царства со столицей в Уре. Династия Уру просуществовала около века. После этого Месопотамия вновь распалась на мелкие государства, объединить которые смог в 1763 г. до н.э. вавилонский царь Хаммурапи. Его Вавилонское царство являлось типичной восточной деспотией. Хозяйственная деятельность контролировалась властями, это сдерживало развитие предпринмательства. Купцы находились на государственной службе и были обязаны обеспечивать самые выгодные доходы от продаж продукции с царских земель.

Помощником царя в сфере управления был нубанда. У него был свой административный аппарат, с помощью которого он контролировал работу всех ведомств империи по организации различных гражданских работ, по управлению войском, сбору налогов и др.

В провинциях функции городского главы выполняли представители царской власти.

Внешняя торговля была монополией государства.

Хаммурапи ввел новое административное разделение территории. Границы областей в основном соответствовали территориям предыдущих царств. Город разделялся на кварталы. их избирательные органы зависели от царской администрации.

Военная реформа закрепила новую организацию армии, повысилась дисциплина, ужесточилось наказание за дезертирство, улучшилось материальное обеспечение воинов. Воин не мог уклониться от службы или послать в поход вместо себя наемника. Закон предусматривал материальное обеспечение воинов после возвращения из плена.

Хаммурапи осуществил реорганизацию судебной системы, ограничил в нец роль жрецов. Но право общинных органов управления на разбор „мелких” правонарушений было сбережено (кража, убийство).

В законнике предусматриваются жестокие наказания за лжесвидетельство, за преступления судей, чиновников и военначальников; рассматривается положение свидетеля, доказательная сила его показаний и др. Суд был открытым.

Царь был верховным судьей, высшей апелляционной тнстанцией.

Для установления истины часто практиковался „божий суд”. Обвиняемого бросали в речку. Если он тонул, его вина считалась доказанной.

В законнике практически отсутствовали статьи про преступления и наказания священнослужителей.

Т.о. судебная система в результате реформ Хаммурапи стала более централизованной, почти независимой от жрецов. А главным фактором судебных решений стало написанное право.

Земля как субъект собственности была двух видов: государственная (царская или храмовая) и общинная. Особенный правовой статус имели наделы земли воинам за службу - имущество ("ильк"). Полученный воином земельный надел, дом, скот не могли отчуждаться. Надел запрещалось продавать, дарить, отдавать в долг.

Земля, вода считались собственностью царя или общины. Порядок пользования общинной землей и водой определялся органами управления. Отчуждение земельного надела за пределы общины практически не допускалось.

Законник охранял общину, прежде всего крестьян – земледельцев от засилия ростовщиков. Но консерватизм общины с точки зреня исторической перспективы затруднял социально - экономическое развитие государства, прогрессивный путь которого предусматривал создание и укрепление частновладельческого хозяйства, но в странах Древнего Востока тогда для этого еще не сложились условия.

Собственность охранялась также криминальными санкциями. Законы Хаммурапи особенно жестоко карали тех, кто претендовал на собственность дворца, храма.. Виноватый карался смертью вместе с держателем краденого. Такое же наказание угрожало тому, кто прятал у себя в доме чужого раба.

Согласно законнику даже царь и его чиновники не могли вмешиваться в земельные отношения общины, распоряжаться его недвижимостью.

Законник Хаммурапи дает возможность представить социальную структуру Древневавилонского государства. Общество состояло из двух основных классов: рабовладельцев и рабов. Рабами были в основном пленные.

К господствующему классу (авилум) относились царь, его приближенные, верхушка знати, жрецы, военначальники, чиновники, старосты, члены совета старейшин в общинах.

Авилум, "сын человека", - полноправный человек. Охране его жизни, здоровья, защите его имущественных интересов посвящена значительная часть законника.

К угнетенному классу относились рабы, рядовые общинники, мушкенумы (бедняки на службе у царя, государства, от которых они получали средства производства и жилище). Мушкенум имел некоторые права, но только до тех пор, пока пребывал на гос. службе. Законник ставил мушкенума в приниженное положение в сравнении с авилумом в вопросах охраны жизни, но гарантировал защиту его имущества.

Самый низкий класс – рабы Они делились на царских, тех, что принадлежали общине, и личных. Раб имел небольшое имущество, мог им распоряжаться, но после его смерти оно становилось собственностью хозяина. Раб мог оспаривать свое рабское положение через суд.

Вольнорожденный вавилонянин не мог быть отданным в рабство, допускалось только временное пребывание в долговой кабале. Есть данные, что до правления Хаммурапи неоплатные должники попадали в долговую кабалу навечно. Законник ограничивал ее срок до 3 лет.

Законник запрещал рабам виступать в суде как свидетелям.

Брак считался разновидностью договора между родителями жениха и невесты. Согласия последних не требовалось. Закон не квалифицировал брак как договор купли - продажи.

Закон предполагал некоторые гарантии женщине с детьми. Муж, оставляя ее, должен был выделить на воспитание детей половину своего имущества. Это пример одного из старейших видов алиментных обязательств.

Закон детально определял положение супругов, их права на наследство. Например, муж-авилум мог отдать свою жену в долговую кабалу, если она в брачном контракте в письменной форме не была от этого защищена.

Законы Хаммурапи осложняли положение женщин в сравнении с законами шумеров. В привиллегированном положении находились лишь жрицы при храме.

Законник закреплял почти неограниченную власть главы семьи над детьми.

Анализ статей о преступлении и наказании указывает на неравность социальных групп, их откровенно классовый характер, привилегированное положение авилумов. В списке наказаний главной была казнь (30 видов преступлений). Большинство наказаний превращали осужденного в инвалида.

Т.о. законник обеспечивал защиту интересов господствующего положения рабовладельцев. Но следует отметить его значение как выдающейся памятки права Древнего Востока, которая имела огромное влияние на юридические нормы других народов этого региона. И через 1-1000 лет законник считался образцом кодификации, отдельные его статьи переписывали, их влияние можно проследить в памятках права Ближнего и Среднего Востока. Хаммурапи отметил в заключении законника: „Мои слова чудесные, мои деяния не имеют себе равных". Памятка права действительно сделала этого царя знаменитым.

Древний Рим.

В античном мире Древний Рим был самым большим рабовладельческим государством. Принадлежащая ему территория простиралась от Пиренейского полуострова до Персидского залива, от Британии до Северной Африки.

В истории Древнего Рима выделяются такие периоды: царский в эпоху родового строя (8 - 6 ст. до н.э.); республика (5 - 1 ст. до н.э.) и монархия (1 ст. до н.э. – 5 ст. н.э.). Последний делится на принципат (монархия, при которой сохраняются республиканские традиции и институты) и доминант (абсолютная монархия). Сравнивать Вавилон и Рим достаточно сложно, исходя из временного промежутка между существованием этих государств, а также из-за существенных отличий и многообразия систем власти в Риме по сравнению с Вавилоном.

Ромул считается первым царем, его правление открывает царскую эпоху в римской истории. Цари правили с 8 по 6 век до н.э. За это время постепенно из разрозненных поселков на холмах вырос город. Общество из родоплеменного стало классовым, царская власть из власти первобытных вождей развилось до единоличной, тиранической, первоначальная культура Рима поднялась до уровня цивилизации.

Родоплеменная структура Рима царской эпохи являлась единством патриархальной семьи, рода, племени. Община була саморегулируемой, она имела свою территорию, свои земли, ее членов связывало единство культа. В этом видно некоторе сходство с общинами Вавилона.

Коренные жители Рима называли себя патрициями. К плебеям относились приезжие, пленные, а также безземельные вольные коренные жители. Плебеи не допускались к пользованию общественными землями (которые были экономической основой могущества патрицианских родов), не могли быть жрецами, были политически бесправными. У них не было родоплеменной организации, как у патрициев. Большинство плебеев занимались земледелием, торговлей, ремеслом.

Управление Римом состояло из сената, комиций и царя. Сенат был советом из 100, а позднее из 300 родовых старейшин

Сервий Туллий царствовал в Риме (578-535 г.г. до н.э.) и был выдающимся правителем. При нем завершились те общественные и политические процессы, которые привели Рим от разлагающегося первобытного строя к государству и цивилизации. Именно он совершил разделение всех жителей по имущественному положению, в результате чего плебеи вошли в состав римской общины.

Всю римскую империю он поделил на 4 городских и 16 сельских округов, которые назвал трибами.

Главная часть общеримской казны состояла из налогов. Сервий сделал сборы налогов регулярными и дифференцированными. Для учетов доходов провел ценовую реформу.

В соответствии с уровнем достатка люди, независимо от принадлежности к родам призывались в армию. Войско делилось на центурии, т.е. на отряды из 100 человек. Но фактически в центурии богатых воинов было гораздо меньше ста, а в пролетарской центурии – намного больше. Это имело огромное значение для внутренней жизни Рима, так как центурия была не только воинской, но и голосующей единицей.

Сервий Туллий ввел новый вид народных собраний – центуриатные комиции. Поскольку центурий состоятельных разрядов было много больше, чем центурий, включавших людей победнее, голосование всегда оказывалось в пользу богатых.

Сервий стремился ограничить влияние родовой знати в обществе. Создав новое войско вместо прежних родовых ополчений, Сервий укрепил свою власть и принизил родовую знать, которая этим ополчением командовала. А чтобы еще больше подавить ее царь провел земельные конфискации и наделил землей бедняков.

Реформа Сервия Туллия разрушила общество, снованное на кровном родстве, и вместо него создало государственное устройство, основанное на имущественном различии и территориальном делении.

Затем, после изгнания последнего царя в Риме установился строй под названием республика, что означает, "общее дело"; верховным хозяином государства считался теперь весь римский народ, т.е. народное собрание. Постоянное руководство общественными делами перешло к сенату, а вместо царя были избраны два верховных правителя, названные консулами. Командовали они или вместе, или по очереди и были во всем равны: один консул не мог что-нибудь приказать другому, но имел право отменить приказ товарища, если считал его вредным для государства.

Памяткой права Древнего Рима являются Законы XII-и таблиц, созданные в 451-450 гг. до н.э. Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках - таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима.

Если вернуться к Вавилону, то можно сказать, что эти таблицы являются своеобразным аналогом законника Хаммурапи, поэтому рассмотрим их подробнее.

К моменту принятия Законов XII таблиц право состояло из двух частей. Первое - квиритское внутреннее право римской общины, что позднее стало называться гражданским. К нему относятсявідносяться Законы XII таблиц. Второе - гентиум, регулировало внешние отношения Рима и определяло права иностранцев в Риме.

Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но не касались государственного права. Начиная с IV-III вв. до н.э. законы Таблиц стали корректироваться новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от древних архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена, банковских операций и др.

В законах есть ряд статей, которые сохраняли пережитки римской патриархальной общины. Так, в ее руках оставалось распоряжение землей. Земельний надел нельзя было завещать храмам и даже богам. Земля не должна была выходить из-под контроля общины. (в Вавилоне сходным было положение с земельными участками и имуществом воинов).

Важной чертой римского права собственности было подразделение вещей на два типа - рес манципи и рес нек манципи. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля в Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Ко второму типу относились все прочие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории - продажи, мены, дарения и др. требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от "манус" - рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег без манципации было еще недостаточно, как видим, для возникновения права собственности.

Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, то есть бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.

Законы XII таблиц закрепляли принцип талиона ("око за око”) при совершении преступления, что отличается от твердой системы покараний и штрафов в Вавилоне.

Законы оберегали права, честь и совесть граждан, их формальное равенство. Гражданина нельзя было казнить без санкции центуриатной комиции.

В процессе классовой борьбы плебеи приобрели некоторые права. Например, в 367 г. до н.э. был принят закон, после введения котрого в действие плебеи наравне с патрициями получили доступ к общественным землям. В том же году был избран первуй консул от плебеїв. В течение нескольких лет патриции утратили монополию на высшие государственные должности.

Рабы в Риме делились на две категории. 1 - соотечественники, которые попали в долговую кабалу, 2 – чужаки. Первые считались вольнорожденными и юридически не считались рабами. Бесправие рабов фиксировалось законом. Раб не мог иметь имущество и семью. Он был собственностью хозяина. который полностью распоряжался его жизнью.

Особенностью римського рабовладения был пекулий – один из способов вызвать у рабов заинтересованность в работе, который был распространен в последний период республики. Хозяин давал рабу часть свого имущества. Раб мог совершать сделки в пределах стоимости этого имущества, но за юридические последствия нес ответственность хозяин. При удачном ведении дел раб мого собрать сумму денег, достаточную для того, чтобы выкупиться из рабства. Т.о. клас рабов не был монолитным.

Подводя итоги, рассмотрим: в чем же состоят принципиальные особенности римской аристократической республики лучших лет ее существования?

Система сдержек и противовесов проходит через всю систему римской формы правления. Два собрания, одно из которых было поначалу чисто плебейским; отделение судебной власти от власти исполнительной; исключительные полномочия народных трибунов; наличие Сената, как назначаемого органа, обладающего высшим авторитетом, но лишенного исполнительной власти, и т. д.

Наконец, наше внимание не может не коснуться армии, бывшей в течение всех лет республики (до эпохи диктатур) народным ополчением и уже по одному этому силой, стоявшей на пути к царской власти или олигархической формы правления.

Когда с широкой завоевательной политикой Рима, сначала в самой Италии, а затем и на всем ареале земель, омываемых Средиземным морем, римская армия сделалась постоянным инструментом политики, наемной силой, содержащейся за счет завоеванных народов, разрушилась преграда на пути военных диктатур, а вслед затем и переходу к монархическому правлению.

История империи делится на два периода. Первый - принципат (27 р. до н.э. - конец 2 ст. н.э.), второй - доминат (3 – 5 ст. н.э.).

Этот период (особенно переход к абсолютной власти монарха - доминанту) сопровождался упадком рабовладельческого строя и зарождением феодальных отношений. Начиная с Тиберия, он был основан на терроре и завершил историю Великой Римской империи.

2. Дать сравнительный анализ государства, права, органов власти и упрвления государств западнях и южных славян и Англии.

Англия

Издавна территорию острова Британия населяли кельтские племена (бритты). С 43 г. н.э. Британия входила в состав Римской империи, но господство римлян не привело к романизации кельтов, которые смогли сохранить свою самобытность. Во второй половине 3-го в. страна подверглась нашествию германских племен: фризов, саксов и ютов.

В 6 – 7 ст. на Британских островах было семь англосаксонских государств: Кент—королевство ютов, три королевства саксов и три королевства англов - Шотландия и Уэльс были самостоятельными королевствами. Все они являлись раннефеодальными государствами с пережитками родового строя. Король выступал больше как вождь племени. Население жило общинами.

Многочисленные попытки объединить Англию в единое королевство относительно увенчались успехом в 829 г. при короле Экберте. С этого времени государство носит название Англии.

Завершение процесса феодализации в Англии было связано с нормандским завоеванием во второй половине XI в. Во главе завоевателей стоял нормандский герцог Вильгельм. Он был коронован и в 1088 г. провозгласил себя верховным владельцем земель государства. Его поданные могли получать от него земельные наделы только во владение.

Для Англии того времени характерно значительное усиление центральной власти. Новые крупные феодальные землевладельцы - бароны, получая земли в ходе завоевания непосредственно от короля, являлись его прямыми вассалами. Они были обязаны королю военной службой и значительными денежными платежами. Вильгельм требовал вассальной службы не только от баронов, но и от рыцарей, являвшихся вассалами баронов. Таким образом, вассальная система в Англии носила более законченный и централизованный характер, чем на континенте, где обычно действовало правило: «Вассал моего вассала — не мой вассал».

Чрезвычайно важное значение в укреплении феодальных порядков в Англии имела обширная земельная перепись, проведенная в 1086 г. Перепись ускорила закрепощение крестьян, так как многие из свободных крестьян были занесены в разряд вилланов, т.е. крепостных крестьян.

В правление Генриха I (1100—1135) был значительно усовершенствован центральный государственный аппарат. Большую роль в управлении государством стал играть постоянный королевский совет. Большой совет созывался три раза в год (на рождество, пасху и троицу) в составе сановников короля, главных его служащих и крупнейших представителей знати страны. Обязательной силы рекомендации совета не имели, но таким путем король мог добиться признания влиятельными феодалами своих политических действий. В Англии сложилась совершенная форма феодальной организации с сильной королевской властью.

После смерти Генриха I начались феодальные усобицы, прекратившиеся лишь в 1153 г с приходом к власти Генриха Плантагенета. Он провёл ряд реформ, которые позволили укрепить ослабевшую во время феодальных междоусобиц королевскую власть и ограничить судебно-административную власть крупных феодалов.

Судебная реформа вводилась постепенно путем последовательного издания асизов: Большого, Кларендонского (1166 г.) и Норгемптонского (1176 г.). Право требовать расследования обстоятельств дела с участием присяжних теперь предоставлялось всем подданным королівства. К концу XII ст. эта форма процесса стала преобладать в судах.

Сущность военной реформы сводилась к тому, что военная служба феодалов в пользу короля ограничивалась определённым, сравнительно небольшим сроком. Взамен остальной службы король требовал от феодалов уплаты особой денежной суммы. На эти деньги король нанимал к себе на службу рыцарей, что уменьшало его зависимость от феодального ополчения баронов. Кроме того, король предписывал всем свободным людям иметь определенное вооружение, в зависимости от их имущественного положения, и по призыву короля являться в полном вооружении на военную службу.

Очень важной памяткой права того времени является Великая Хартия вольностей (1215 г.), подписанная королем Иоанном Безземельным под давлением баронов. Центральное место в ней занимают статьи, выражающие именно их интересы. Для контроля за соответствием положениям Хартии королем был создан совет из 25 баронов. Через полстолетия из него образовался парламент Англии. Если бы эта хартия была осуществлена на деле, в Англии, скорее всего, воцарилось бы феодальное самоуправство, страна бы раздробилась. Этого не случилось главным образом потому, что падения центральной власти не хотели ни города, ни мелкое рыцарство. Тотчас по окончании смуты Иоанн отказался от хартии.

Важным этапом в становлении государственности в Англии было создание парламента. Собрание, созванное в январе 1265 г., на которое, кроме баронов, были приглашены по два представителя от каждого графства и по два горожанина от каждого из наиболее значительных городов, считается первым парламентом Англии. Это означало переход к новой, более централизованной форме феодального государства, к феодальной монархии с сословным представительством.

С середины XIV в. парламент стал делиться на две палаты: верхнюю — палату лордов, где заседали прелаты и бароны, и нижнюю — палату общин, где заседали рыцари и представители городов. То, что горожане и рыцари заседали совместно, отличало английский парламент от сословно-представительных собраний в других странах, их прочный союз обеспечил палате общин большое влияние в политической жизни Англии. Духовенство не было особо выделено в английском парламенте.

Функции парламента. Первой и важнейшей функцией парламента была финансовая. В 1297 г. статут «О неналожении податей» установил, что обложение прямыми налогами не может иметь места без согласия парламента. В XIV в. тоже самое коснулось косвенных налогов. В XV в. все вопросы, связанные с налогообложением, должны были вначале рассматриваться нижней палатой.

В XIV—XV вв. оформилась законодательная функция парламента. Вначале это выглядело так: нижняя палата подавала королю петицию, в которой ставился вопрос об издании законов, необходимых, по мнению парламентариев, для общества. Позднее петиции стали облекаться в форму готовых законопроектов. В дальнейшем установился порядок, по которому постановления, при­нятые обеими палатами и королем (статуты), не могли быть изменены или отменены без согласия обеих палат. Статуты стали высшим актом государственной власти (законом).

Контрольная функция парламента выражалась в виде так называемого импичмента. Перед палатой лордов как высшим судом страны палата общин возбуждала обвинение против тех или иных советников короля в злоупотреблении своими обязанностями.

Парламент вмешивался и в область внешней политики: его согласие требовалось при разрешении вопросов войны и мира.

В конце 15 ст. в Англии установилась абсолютная монархия. Первым самодержцем Англии был Генрих VII. Его наследник, Генрих VIII в 1534 г. разорвал отношения с Ватиканом и провозгласил себя главой англиканской церкви. В результате церковное богатство, в том числе и земли, перешли к королю.

Абсолютная монархия в Англии защищала интересы дворянства. То, что английские короли боролись с остатками феодальной раздробленности, создавали централизованное государство, отвечало інтересам буржуазии, которая раз вивалась.

В сравнении с абсолютистскими монархиями континентальны стран английский абсолютизм имел незавершеный характер. Это проявлялось в сбережении сословно – представительського органа в виде парламента и городского самоуправления. В Англии не было постоянной армии и развитого бюрократического аппарата. При комплектовании вооруженных сил применяли милиционную систему.

При Елизавете 1 английский абсолютизм достиг вершины своего могущества. Государство превратилось в мощную морскую державу, появились первые колонии в Северной Америке, была основана Ост-Индская торговая компания. Это было время подъема и в экономической, и в культурной жизни страны.

Высшим органом управления периода абсолютизма был Тайный совет, члены которого назначались только королем, и только перед ним несли ответственность. Тайный совет обладал широкой компетенцией: он управлял колониями, регулировал внешнюю торговлю, рассматривал некоторые судебные дела в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке. Звездная палата была новым учреждением (для борьбы с противниками королевской власти), являвшимся отделением Тайного совета.

В эпоху феодализма сформировались основные институты и принципы английского права, его источниками были статутное право, общее право и "суд справедливости (канцлера)".

Статутное право включает в себя правовые нормы, изложенные в актах парламента и короны (королевских хартиях, асизах и др.), начиная с Великой Хартии вольностей.

Общее право в Англии подверглось заметному влиянию римского права. Общее право действовало на территории всей Англии, не делало никаких отличий между категориями вольных во время рассмотрения гражданських дел. В основе этого права лежит фикция о его общеизвестности и общепризнанности.

Магистраты, решая спорные, но недостаточно точно урегулированные законом казусы, могли исходить из собственных доктрин. При этом использовалась презумпция, что судья всегда Исользует уже существующую норму права. Т.о. установленный им принцип становился судебным обычаем (прецедентом), обязательным для всех других судов. Отклонить прецедент могла только высшая судебная инстанция.

В суде канцлера применяли новые процессуальные формы. Это дало возможность лучше защищать интересы феодалов и буржуазии.

В этот же период были заложеныосновы английского криминального права. Оно предусматривало сурове наказания, целью которых было запугивание. Многие преступления карались смертью.

Государства западных и южных славян

Из народов племен западных и южных славян сформировались народы Польши, Чехии, Болгарии, Сербии.

Славянские племена, продвигаясь по Балканскому полуострову, ослабили могущество Восточной римской империи, что способствовало утверджению там феодального способа производства. У славян было рабство, но у них оно не стало формой получения дополнительного продукта.

Процесс становления и развития самостоятельных государств славянских народов происходил в условиях жестомой борьбы с многочисленными завоевателями. Это было одной из причин более позднего вступления их на путь товарно – денежных отношений сравнительно с другими западно – европейскими странами.

В Польше. Чехии, Сербии не было абсолютной монархии в ее совершенной форме. Процесс феодалной раздробленности значительно затянулся.

Польша.

В Польше появление феодального госужарства связано с деятельностью князя Мешко І (960—992 гг.). Ему удалось объединить почти все польськие земли. Но уже в XII ст. Единая Польша фактически распалась на самостоятельные княжества.

Понятие про общественное и государственное устройство Польши XIII ст. дает такая памятка права, как Польськая правда, она считается первым письменным сводом норм польского права.

Феодально-зависимое население делилось на 3 основные группы: полностью закрепощенные крестьяне, наполовину вольные (кметы) и мелкие рыцари.

Польская правда содержит подробные указания по ведению процесса. Позволялось применять ордалии: испытания поединком, железом и водой. Хозяин мог послать свого кмета вместо себя на судебный поединок.

Польша подвергалась нападениям пруссаков, немецких феодалов и татар, ее западные земли попали под власть Тевтонского ордена. Поэтому борьба за преодоление феодальной раздробленности и централизацию государства отвечала жизненным інтересам страны. На объединение страны была направлена политика королей Пшемыслава II, Владислава Локетка и Казимира III.

Особенно много сделал для централизации власти Казимир III. Во время его правления началось строительство укрепленных замков, которые имели важное значение для обороны страны. Дворян обязывали служить в королевском ополчении. Также к военной службе призывались крестьяне и горожа не, а также духовенство. Поощрялась внешняя торговля.

С именем Казимира III связывают попытку провести унификацию судебных обычаев. Таким сборниками стали Вислицкий и Петраковский статуты. В этих судебниках систематизировались нормы права о службы в ополчении, положении духовенства, отношении между поміщиками и крепостными, вопросы собственности, наказания за преступления.

Знать добилась ограничения права короля в выборе престолонаследника. По Будзинскому договору 1355 г. польский престол мог передаваться только по муж ской линии (согласно Саллическому закону). Особенно Больших уступки знати сделал Людовик Угорский, подписав в 1374 г. Кошицкий привиллей, согласно которому феодалы освобождались от налогов в пользу короля. Дворянство можно было призывать в ополчение только в случае "нападения врагов". На пост воеводы, судьи, старосты король мог назначать людей только из местных дворян. Кошицкий привиллей свитетельствовал о слабости королевской власти.

В середине XV ст. политическое влияние шляхты еще болем усилилось. В XV—XVI ст. Польша переживала экономический спад. В стране царила фильварково-барщинная система - эксплуатация крестьян в самой жестокой форме. В начале XVI ст. Крестьяне были полностью закрепощены.

На положении страны негативно ображалась незавершенность процесса централизации. Буржуазия развивалась медленно, города обкладывались непомерными поборами.

По Генриховым артикулам 1573 г.. выборный король обязывался собирать сейм через каждые 2 года. Без согласия последнего запрещалось принимать законы, провозглашать войну и пр. В таких условиях власть короля имела номинальный характер.

В Польше не сложилась ни сословная, ни абсолютная монархия в том виде, в котором она существовала в странах Западной Европы. Польша XV—XVI ст. Фактически представляла собой дворянскую республику.

Особенностью Польського государства был период феодальной раздробленности, который затянулся, и как следствие – слабость королевской власти.

Во второй половине XVIII ст. стала очевидной потребность в проведении государственных реформ. Сторонники патриотической партии добились продолжения полномочий Экстренного сейма, созванного в 1788 г, на 2 года, По их настоянию сейм из ординарного превратился в конфедеративный, все решения на нем принимались большинством голосов. З травня 1791 р. конфедеративный сейм принял конституцию Польши, однако правовое положение крестьян почти не изменилось.

Приблизительно в это же время происходило слияние части феодалов скрепнувшей буржуазией. Это было явлением, характерным для периода перехода от феодализма к капитализму. В целом общественное устройство Польши не изменилось.

В конце XVIII ст. Польша дважды была переделена между Австріией, Россией и Пруссией. В 1794 г. Польша приостановила самостоятельное государственное существование до 1918 г.

Чехия.

Чешское феодальное государство развилось из княжества Само (623 - 658 гг.) объединения чешско-моравских племен. После его распада возникло Великоморавское государство, которое погибло под ударами венгерских феодалов. За 10 лет до этого из него выделилось Чешокое княжество., его князям удалось отстоять свою независимость, немного ограничить сепаратизм крупних феодалов, установить дружеские отношения с Киевской Русью.

Одной из ранних памяток права Чехии конца XII ст. являются Статуты Конрада Оттона. Статути освободили духовенство от юрисдикции светской власти. Они сохранили ордалии. Большинство статей были посвящены процессуальному праву. Но были и отдельные статьи о преступлениях и наказаних. Статьи судебника дают представление про дворцово – вотчинную систему великого князя. Во главе княжеских городов и поместий стоял каштелян. Его обязанностью был сбор ополчения и командование им, сбор налогов, совершение правосудия.

Феодальный строй в Чехи окончательно утвердился в XII ст. Увеличение большого землевладения сопровождалось захватом общинных земель. Ранее вольные общинники попали в крепостную кабалу.

В конце XIV ст. центральная власть стала обременительной для больших феодалов и они много раз выступали против нее. Попытки королей на протяжении 150 лет централизовать власть, создать единый свод законов завершились неудачей.

В период сословно-представительской монархии (XV – начало XVI ст.) в Чехии созывался сейм, на котором заседали паны, властители и мещане и мещане.

В начале XVI ст. Чехия утратила свою независимость и вошла в состав австрийского государства Габсбургов.

Особенностью чешского феодального права был его партикуляризм, в нем проявляется влияние сводов римского гражданського права, хотя использование его имело субсидный характер.

Болгария.

Феодалное государство в Болгарии существовало с VII до конца XIV ст.

Первое болгарское царство существовало до начала XI ст. и погибло всдедствие византийской экспансии, а второе – со времен изгнания захватчиков в XII ст. и до конца ХIV ст.

Положение царя, его сила и слабостіь много в чем зависели от того, насколько успешной была его политика ограничения автономии больших бояр, а также от успехов в области внешней политики.

В 1394 г. Болгария попала под иго Османской Турции.

Важной памяткой права Болгарии является Закон судный людям (вторая половина IX ст.).

Во главе государства стоял князь, его помощником по военным делам был жупан, ниже стояли городские управители, властители и кметы. Кроме свободных общинников, были рабы и вольноотпущенники. Раб мог выкупиться на свободу за деньги или за отработку.

Закон охранял собственность суровыми методами. Ряд статей прдусматривал суровые наказания за многоженство. Проявлялось влияние некоторых норм византийского права.

Сербия.

Из-за долгое сохранение общины, очень гористую и замкнутую местность Сербское государство сформировалось только в XII ст. при Стефане Немане.

Наибольшего расцвета Сербия достигла при выдающемся военном и политическом деятеле Стефане Душане (1308—1355 рр.), которому удалось преодолеть сепаратизм местных князев, а также принудить византийских, венгерских и болгарских феодалов остановить на время вторжение в Сербию. Но после его смерти Сербия снова заспалась на самостоятельные княжества и владения. Часть территории Сербии вскоре отошла Венгрии и Венеции, а после 1389 г. Сербия стала вассалом турции.

Памяткой права Сербии XIV ст. является Законник Стефана Душана. Щогласно ему феодалы делились на две основные категории: Больших и маленькие властели и властеличи. Властели омелинаследуемые земли.

Незакрепощенные крестьяне назывались себрами. Крепостные крестьяне были окончательно прикреплены к земле и утратили право переходить от феодала к феодалу. Были и рабы.

Царская власть ограничивалась собором. Страна делилась на на округи, жупы, села. Во главе админ. единиц стояли чиновники царя. Судебную систему возглавлял цар, но дела о семейных отношениях и преступлениях священников рассматривал церковный суд.

Законник давал детальные указания о криминальной ответственности за кражу, измену, подделку монеты и др.

Законник закреплял феодальные порядки, которые основувались на жестокой эксплуатации крестьян и ремесленников.

Про историю Вавилонского царства можно без преувеличения сказать, что истоки права зародились именно здесь и в это время, во многом благодаря талантливому политику Хаммурапи. За более чем сорокалетний период его правления ему удалось объединить под своей властью основную часть долин Тигра и Евфрата и создать мощное централизованное государство. В Древнем Риме своеобразный аналог законника Хаммурапи - это законы 12-и таблиц, но они были созданы на много веков позже, поэтому нельзя не поразиться мощи и такому правовому «совершенству» Древнего Вавилона.

Римское право стало вообще общим правом всего античного мира. По существу творцом этого права был, таким образом, весь мир; Рим же явился лишь тем лаборантом, который переработал рассеянные обычаи международного оборота и слил их в единое, поразительное по своей стройности, целое. Универсализм и индивидуальность — основные начала этого целого. Мастерски разработанное в деталях беспримерной юриспруденцией классического периода, римское право нашло себе затем окончательное завершение в знаменитом своде — Corpus Juris Civilis императора Юстиниана, и в таком виде было завещано новому миру.

А в Западной Европе пути перехода к феодальному строю во многих странах значительно отличались от того, что происходило в Римской империи. Многие народы пришли к феодализму, минуя рабовладельческий строй непосредственно от первобытнообщинного строя. По такому пути развития пошли, например, в Европе западные и восточные славяне, а также большая часть германских племён (на территории между Рейном и Эльбой и в Британии).

При всём различии путей, какими те или иные народы переходили к феодализму, основное содержание этого процесса было одним и тем же. Во-первых, свободная сельская община разлагалась. Общинные земли переходили в руки знати. Во-вторых, свободные крестьяне-общинники превращались в феодально зависимых крестьян. Вслед за утратой земли наступила утрата личной свободы.

Литература

1. Сауляк Ю.В., Цвигун Д.П. «История государства и права зарубежных стран», МАУП, 2000 г.

2. Васильев Л.С. История Древнего Востока. – М.,1993

3. Штокмар В.В. История Англии в средние века. – Л., 1973.

4. Аннерс Э. История европейского права. – М., 1994

5. Всеобщая история государства и права. Под ред. К. И. Батыра. Моск-

ва: Былина, 1996.

6. Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., Мысль, 1989

1