Механизмы реализации политических и групповых интересов

Содержание

Введение

1. Содержательная характеристика политических интересов

1.1 Понятие «интереса»

1.2 Политический интерес

1.3 Роль политических интересов в общей системе политических отношений в обществе

2. Механизм реализации политических интересов. Политическое участие и политическая деятельность

2.1 Механизм реализации политических интересов

2.2 Политическое участие

2.3 Политическая деятельность

3. Группы интересов. Лоббизм

Заключение

Список литературы

Введение

Все, что совершает человек, проходит через его сознание. Внутренними источниками его активности выступают потребности и интересы. Потребность – это отношение между агентом, субъектом и условиями его существования. Интерес – это отношение между субъектами по поводу условий существования.

Потребности и интересы – важнейшие побудительные причины человеческой деятельности. Эту функцию они выполняют и в сфере политических отношений. Вне их учета невозможно понять истинный смысл, намерения и конкретные шаги в политике государств, партий, социальных групп и конкретных личностей. Эта устойчивая связь отмечается многими учеными и политиками. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, – писал Г. Гегель, – что действия людей вытекают из их интересов, и лишь они играют главную роль».

В этой связи политические интересы представляют собой актуальную и достаточно сложную теоретическую проблему, уяснение которой позволяет понять логику деятельности различных политических сил, предвидеть развитие политических событий и процессов. [8]

В самом общем плане политические интересы осознаются и направляются посредством деятельности на реализацию потребностей больших групп людей. Основой политических интересов выступает социальный опыт. Он обрабатывается посредством сложнейших социально-идентификационных механизмов, превращаясь, в частности, в политическую идеологию.

Интересы, распространившись и превратившись в стереотипы общественной психологии, приобретают статус мощной политической силы.

Цель работы: дать характеристику политических интересов, механизмов их реализации и групп интересов.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие «интереса» и «политического интереса» и роль политических интересов в системе политических отношений в обществе

2. Рассмотреть механизм реализации политических интересов, политическое участие и политическую деятельность.

3. Рассмотреть вопрос о группах интересов и лоббизме.

1. Содержательная характеристика политических интересов

1.1 Понятие «интереса»

политический интерес власть лоббирование

Понятие «интерес» (лат. interest – иметь значение) активно используется в различных отраслях научного знания. При этом исходное понимание термина везде восходит к толкованию в словарях Даля, Ожегова, Ушакова – «интерес» как значение, важность дела; внимание, возбуждаемое к кому(чему)-нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таковым. В философско-политологическом ключе интерес понимается как причина действий индивидов, социальных общностей, причина, определяющая их социальное поведение [11].

Природа интереса представителями различных отраслей знания объясняется по-разному. Так, психологи, социологи, философы, правоведы говоря об интересе указывают, прежде всего, на свой предмет исследования. Поэтому в литературе существует несколько подходов (концепций) объяснения генезиса интереса [10].

Приверженцы «психологической концепции» интересов видят их первооснову в психологии человека и его сознании. Интересы, по их представлению, выступают в виде чувств, желаний, настроений и устремлений к удовлетворению потребностей.

Сторонники другого подхода исходят из того, что интерес объективен и связан всецело не с сознанием и волей, а с материальными условиями жизнедеятельности людей («концепция объективного интереса»).

Представляется, что более правильным является подход тех, кто видит корни интереса в единстве объективного и субъективного. Дело в том, что возникновение и содержание интереса обусловлено объективными потребностями субъектов социальной жизни. То, что необходимо для функционирования и развития отдельных индивидов, социальных групп, государств и общества в целом, составляет предмет их интереса. И в этом смысле интерес – это такое отношение к действительности, которое направлено на обеспечение всякого субъекта всем необходимым для его существования и развития.

В то же время интерес – это отражение в сознании людей потребностей как объективных явлений, их осмысление и осознание. Процесс же осознания проявляется в избирательности и целенаправленной деятельности субъектов интереса, что подчеркивает его субъективность.

Для уяснения содержания интереса важным является также понимание взаимосвязи потребностей и интересов. Как известно, потребность означает недостаток чего-либо, нужду в чем-либо для нормального существования личности, социальной группы, государства и общества в целом.

То, чем может быть удовлетворена потребность, составляет предмет удовлетворения потребности. В этой связи существующая ориентация на создание и усвоение предмета потребности выступает как интерес.

Разумеется, наличие потребностей еще не дает ответа на вопрос, почему человек поступил, так или иначе. Дело в том, что потребности лишь обусловливают активность, но само содержание активности определяется интересами. Одна и та же потребность может быть удовлетворена с помощью разных предметов. Поэтому на ее основе могут формироваться различные интересы по содержанию, характеру и направленности.

Это говорит о том, что изучить интересы – значит, уяснить не только содержание потребностей, но и возможные пути, формы и способы их оптимального удовлетворения.

Своей структурой интересы отражают:

а) социальное положение субъекта интереса или совокупность его практических связей с обществом;

б) степень осознания субъектом своего положения в обществе;

в) идеальные побудительные силы или мотивы деятельности, направленные на вполне определенные объекты интереса;

г) само действие субъекта в социальной среде обитания.

Таким образом, интерес, это отношение (осознанное и заинтересованное) субъекта к объекту, который является средством удовлетворения той или иной потребности индивида или социальной общности.

При этом всегда происходит соотнесение:

1) потребностей,

2) объектов, служащих средством их удовлетворения,

3) социальных условий жизнедеятельности субъекта (социальная среда)

4) способов удовлетворения тех или иных потребностей.

В зависимости от сферы действия и социального носителя интересы разделяются на экономические, политические, культурные, нравственные, эстетические, религиозные, военные. Особое место среди них занимают интересы политические.

1.2 Политический интерес

Особенностью политической сферы является формирование политических интересов. Их основой становится зависимость субъекта политики от его положения в указанной сфере. Сам политический интерес в таком случае предстает как стремление субъектов политики изменить свое социальное положение с помощью политических средств.

Содержание же конкретных политических интересов многообразно, ибо оно зависит от самого субъекта, от конкретно-исторических условий, от взаимосвязи с другими субъектами и т.п. Чтобы интересы превратились в побудительные силы человеческой деятельности, они должны быть осознаны людьми.

Процесс осознания интересов можно представить в виде следующей упрощенной схемы: импульсы, порождаемые интересом, отражаются в виде чувств, настроений людей, в их эмоциональном отношении к лидерам, государственным институтам, партиям и т.п. [4].

Политический интерес представляет собой избирательное отношение субъекта к каким-либо политическим явлениям, событиям, процессам, политической деятельности, основанное на его мировоззренческих принципах, убеждениях, установках. Это та внутренне осознанная движущая сила политического поведения, которая побуждает субъект к столкновению с противоборствующей стороной и конкретным действиям по достижению поставленных целей [2].

Исходя из специфики природы политических потребностей и политического интереса последний представляет собой по своей сути субъективное выражение объективно существующих политических отношений с точки зрения реализации субъектами политики своих социальных целей.

Объектом политического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

Предметом политического интереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий. Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезности и возможности использования для достижения своих целей.

Содержанием политических интересов является вся совокупность тех объектов, целей и задач политической деятельности, которые овладевают сознанием субъекта действия (отдельных лиц, социальных групп, партий и иных политических сил).

Политические интересы, в силу своего многообразия, представляют собой сложное системное образование. Классифицировать их можно по следующим, наиболее существенным основаниям:

а) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные, государственные);

б) по степени осознанности (действующие стихийно и на основе разработанной программы);

в) по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические);

г) по возможности их осуществления (реальные и мнимые);

д) по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные) [3].

В отличие от других социальных интересов политические интересы имеют ряд характерных особенностей, которые определяют их качественную специфику.

Во-первых, политический интерес коренится в материальных отношениях общества, но при этом играет активную роль по отношению к нему. Это связано с тем, что в экономических отношениях в каждый исторический момент потенциально заключено несколько тенденций развития, но далеко не каждая их них может реализоваться. Реализация той или иной тенденции есть вопрос политического выбора, в котором решающую роль играют политические интересы тех или иных общественных сил, социальных групп и слоев.

Во-вторых, политический интерес есть проявление властного отношения, он теснейшим образом связан с механизмом и со способами осуществления власти в обществе.

В-третьих, политический интерес обладает относительной самостоятельностью. Сложности и перипетии взаимодействия интересов разных социальных групп с совокупным общественным интересом – интересом социальной целостности, создают возможность самостоятельной формы существования политического интереса, воплощающегося в этом случае в образе надклассового, «внеполитического» государства.

В-четвертых, противоречивая природа политического интереса порождает разнообразные состояния, типы, в которых он предстает в общей системе политических отношений. Все многообразие типов и модификаций политических интересов имеет общий источник – соотношение интересов классов, социальных групп и слоев с интересами общества в целом.

В-пятых, содержание политического интереса формируется главным образом в результате взаимодействия интересов социальных групп в зависимости от их зрелости, политической активности, веса в обществе. Однако совпадение политических интересов социальных групп и политических интересов общества, наступает лишь в определенный момент развития и целого – общества, и его интегральной части – социальной группы.

Могут существовать ситуации, когда интересы социальной группы (класса) еще не созрели до выражения интересов целого, и ситуации, когда по времени уже упущены возможности для совпадения этих двух видов интересов, когда класс все менее способен строить свою деятельность с учетом интересов целого. Политическая деятельность такого класса вызывает нарастающую дезорганизацию социальной системы, ведет не к разрешению, а к нагромождению все новых противоречий, нарастанию социальных антагонизмов.

Совпадение политических интересов социальной группы с интересами общества дает импульс интенсивному развитию, поскольку их деятельность не расходится в главном, определяющем с магистральным направлением общественного развития. Такими качествами обладают прогрессивные классы в эпоху социальных революций (например, буржуазных).

В-шестых, политические интересы отдельных классов, социальных групп и слоев могут не совпадать с политическим государственным интересом: осуществляя совокупный политический интерес, государство может ущемлять частные политический интересы. Конкретным выражением такого положения в обществе может служить осуществление советским государством политических мероприятий после революции 1917 года.

В-седьмых, в многонациональном обществе политический интерес имеет национальную окраску, поскольку нации – субъекты политики, а национальные отношения – элемент отношений политических. И в этом отношении негативные процессы: национальная рознь, сепаратистские тенденции, элементы гражданской войны на почве национальных противоречий и конфликтов, имеющие место сегодня, являются выражением политических интересов различных классов, социальных групп и слоев внутри Российской Федерации [8].

1.3 Роль политических интересов в общей системе политических

отношений в обществе

Роль политических интересов в общей системе политических отношений в обществе заключается в следующем:

Во-первых, в политических интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные политические потребности представителей тех или иных социальных общностей, вследствие чего сами интересы всегда направлены на сохранение или изменение политического положения той или иной группы в обществе, служат реальными причинами их политического поведения.

Во-вторых, политические интересы определяют направленность политической деятельности, отражают взаимосвязь общего (общегосударственного интереса), частного (интереса класса, социальной группы, личности).

В-третьих, политические интересы выражают уровень развития политической деятельности, степень отражения в ней важнейших социальных потребностей. Если, например, экономика – важнейшее основание политической деятельности и политической активности, то качественные изменения в экономике, ее структуре служат наиболее важным итогом, показателем успешности политической деятельности.

В-четвертых, в политических интересах отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом. Отсутствие согласованности между политическими интересами различных социальных групп, слоев и интересами представителей властных институтов, может привести не только к формированию и обострению политических противоречий, но и созданию такой ситуации, при которой противоречия могут перерасти в политический конфликт.

В-пятых, политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических позиций, на основе которых осуществляется выбор политических приоритетов, учитывающих потребности социальных групп и слоев общества. [8]

Сложившийся политический интерес (мысленное предвосхищение результатов его удовлетворения) выступает как определенная цель, достижение которой осуществляется в ходе политической борьбы. Он служит исходным фактором обоснования политики, истоком научного управления социальными процессами, позволяет соотнести интересы групп и классов и выяснить место каждого из них в социальном прогрессе.

Политический интерес не существует вне субъекта политики. Однако порождается он не сознанием (хотя и является осознанием потребностей), а объективным положением субъекта в обществе. Политический интерес возникает на базе экономического интереса, но не сводится к нему. Содержанием политического интереса выступает необходимость (потребность) завоевания политической власти. Это связано с особой ролью государства в обществе, призванного защищать интересы наиболее социально активных групп [4].

2. Механизм реализации политических интересов. Политическое

участие и политическая деятельность

2.1 Механизм реализации политических интересов

Политический интерес, являясь неотъемлемым свойством всех субъектов политики, в функционально-деятельном плане представляет их творчески преобразующее отношение к окружающей действительности. Он обнаруживает себя на всех уровнях активности субъекта (в процессе теоретического моделирования возможных действий, в конкретных практических действиях и т.д.).

Политический, властно значимый интерес личности и социальной группы оформляется через систему социального представительства. Субъекты политики, реализуя свои интересы через систему социального представительства, вызывают изменения в социальных возможностях и затрагивают интересы других общностей. Государство согласовывает эти интересы. Оно выражает общий интерес всех граждан – сохранение социальной стабильности и на этой основе проведение политического курса, отражающего коллективную волю большинства граждан. На фазе формирования политического взаимодействия важно не допускать завышения или занижения субъектом политики своих социальных возможностей и ожиданий, а также возможностей и интересов своих оппонентов. В противном случае неизбежна конфликтность политических отношений [3].

В целом политический интерес имеет ряд каналов реализации:

1) деятельность властных структур (представительной, исполнительной и президентской);

2) политическое влияние партий, организаций, союзов, церкви, средств массовой информации;

3) давление массовых политических сил (забастовочное движение, митинги).

Реализация политического интереса невозможна без проявления политической активности его носителя.

В политической активности отдельных личностей или социальных групп можно сконструировать следующую примерную шкалу интенсивности политических действий:

1) реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью собственной высокой активности;

2) участие в периодических действиях, связанных с делегированием полномочий (электоральное поведение);

3) деятельность в политических и примыкающих к ним организациях;

4) выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему или действующих против нее;

5) прямое действие;

6) активная (в том числе руководящая) деятельность во внеинституциональных политических движениях, направленных против существующей политической системы и добивающихся ее коренной перестройки и т.д.

Исходя из предложенной шкалы интенсивности политических действий в политическом поведении классов, наций, социальных групп и слоев, отдельных личностей – можно выделить две основные формы реализации их политических интересов: политическое участие и политическая деятельность [8].

2.2 Политическое участие

Участие людей в политике служит одним из средств выражения и достижения их интересов.

Политическое участие, характеризует способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.п. [7].

Не всякое участие в общественной жизни является политическим. Если люди принимают участие в решении производственных, профессиональных проблем, в технических решениях, в управлении техникой, вещами, не влияя на распределение власти, то такое участие не является собственно политическим. Участие приобретает качество политического, когда личность, группа, слой, класс вовлекаются в политико-властные отношения, в процесс принятия решений и управления, носящий политический характер.

Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной (представительной). Прямое участие имеет место в рамках небольших политических общин, где массы на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления, осуществляемого гражданами через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

При опосредованном участии массы выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Чем крупнее общество, тем меньше возможностей для самоуправления. Опосредованное участие дает больше возможностей для искажения воли масс, поскольку избранные представители, депутаты могут преследовать собственные интересы, не совпадающие с интересами тех, кого они представляют. Массы могут терять контроль над своими представителями, и степень их политического участия снижается. Тем не менее, представительное участие является единственно возможным в крупных политических системах. Одна из наиболее разработанных схем политического участия включает следующие элементы:

- реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, не связанная с необходимостью участвовать в каких-либо действиях;

- участие в делегировании полномочий (выборах). Это электоральное поведение;

- участие в деятельности политических и иных организаций;

- выполнение политических функций в рамках государственных и иных политических институтов, в том числе в оппозиционных партиях и т.д. Это профессиональные политики, должностные лица, депутаты, лидеры и функционеры партий;

- прямые действия (участие в митингах, демонстрациях и т.д.) [9].

2.3 Политическая деятельность

Одной из форм реализации политического интереса является политическая деятельность, как особая, специфическая сфера общественной деятельности. Политическая деятельность представляет собой совокупность действий общественных групп по реализации своих политических интересов по поводу завоевания, использования и удержания власти.

Согласно широко распространенной точке зрения, политическая деятельность людей выступает в качестве производной по отношению к экономической, но в то же время обладает значительной самостоятельностью. Практически политическая деятельность, представленная крупными политическими решениями программного характера, акциями местного масштаба, узкоспециализированными действиями в различных областях общественной жизни или по отношению к различным социальным группам, может, с одной стороны, оказывать прогрессивное воздействие на экономические отношения, а с другой – сдерживать их развитие, дестабилизировать, толкать к конфронтации, межнациональной розни.

Политическая деятельность предполагает определенные виды, она дифференцируется на теоретическую (познавательную, прогностическую и ценностно-ориентировочную) и практическую (сфера внешней политики, сфера выработки и реализации внутренней политики, участие в общественно-политических движениях, военно-политическая сфера).

Политическую деятельность можно определить и как сознательное изменение или совершенствование существующих в обществе политических отношений в интересах больших масс людей (классов, наций, социальных групп, слоев).

В отличие от политического участия, представляющего собой единовременный (при референдуме) или периодически повторяющиеся (на выборах) акт политического волеизъявления личности, политическая деятельность предполагает профессиональное участие – выполнение политических функций – в рамках тех или иных институтов политической организации общества или действующих против нее.

Политическая деятельность тесно связана с совокупными политическими интересами тех или иных социальных образований. Основной организационной формой их выражения являются политические партии и общественные формальные и неформальные организации, движения и объединения. Они рассматриваются как наиболее эффективный инструмент для организации переноса групповых политических интересов в сферу реальной политики [8].

3. Группы интересов. Лоббизм

Группы интересов можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами.

Группы интересов (заинтересованные группы) возникают на основе объективно существующего многообразия интересов и запросов людей. Эти политические ассоциации, будучи посредниками в отношениях государства с населением, представляют интересы социальных, национальных, региональных и прочих человеческих общностей и служат формой коллективных действий их членов.

Группы интересов являются одним из основных каналов политической активности граждан. Чем шире представительство социальных потребностей группами интересов, тем разностороннее связь между обществом и государством, тем гибче властные институты реагируют на социальные запросы населения, а люди обладают большим влиянием на политические решения.

В научной литературе приводится различная типология групп интересов по разным критериям. Для сформировавшихся в российском обществе групп интересов наиболее очевидной представляется их классификация по общественным сферам их деятельности:

- организованные группы в экономической сфере и в сфере трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);

- организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов, общества инвалидов, благотворительные союзы);

- организованные группы в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы, союзы филателистов и т.д.);

- организованные группы в сфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, союзы художников, писателей, артистов и т.д.);

- организованные группы в политической сфере (экологические движения, движения за мир, за права женщин, молодежи, национальных меньшинств и т.д.) [1].

Среди групп интересов важно выделять политические и неполитические группы интересов. Критерием для такого разграничения является понимание политики как деятельности, связанной с приобретением и использованием власти, а также влиянием на власть.

К неполитическим группам интересов необходимо причислить такие, возникновение и функционирование которых не связано с приобретением и использованием власти. Их задачей не является влияние на власть. Природа подобных групп обусловлена интересами, которые в основе своей могут быть реализованы помимо власти, на принципах самоорганизации и соблюдения действующего законодательства (любительские интересы: спортивные объединения, общества филателистов, автолюбителей, любителей рыбной ловли, поэзии, музыки, бардовской песни и т.п.).

Однако эти неполитические группы интересов привлекают политологию в трех измерениях.

Во-первых, массовые общественные объединения, как правило, вовлекаются политическими партиями и лидерами в политический процесс с целью привлечения голосов в ходе избирательных кампаний.

Во-вторых, неполитические группы интересов зачастую сами вынуждены в периоды кризисов в обществе вторгаться в политику, чтобы защитить условия реализации своих интересов (к примеру, российские эстрадные знаменитости несколько лет назад через СМИ организовали акцию недовольства системой налогообложения).

В-третьих, массовое распространение и эффективное функционирование групп интересов свидетельствует о высоком уровне развития гражданского общества, о способности людей решать многие свои проблемы помимо власти, на принципах самоорганизации и самоуправления.

Далее, среди групп интересов, в научной литературе принято выделять такие, основной задачей которых является влияние на власть (политические группы интересов). Отстаивание интересов группы в ее отношениях с властью придает группе интересов функции давления на власть. Акцентируя внимание на эту функцию групп, аналитики часто используют понятие «группа давления».

Имеются в виду такие группы, которые не стремятся к овладению властью, но оказывают на нее воздействие с целью реализации определенных групповых интересов. Группа давления это иной, дополнительный вариант групп интересов, который можно определить как группу интересов, оказывающую давление на властные структуры.

Понятие «группа интересов» шире, чем понятие «группа давления». Значительная часть интересов большинства групп реализуется в рамках гражданского общества помимо властных структур. Лишь тогда, когда осуществление коллективного интереса группы требует принятия властных решений, она превращается в группу давления. Для одних групп (в сферах религии, культуры, спорта, досуга и отдыха) эта трансформация может носить лишь эпизодический характер, для других же (организованные группы в политической, экономической, социальной сферах) – постоянный.

В современных демократиях существует огромное количество групп интересов, стремящихся оказывать влияние на власть. В чем причины их роста?

Во-первых, в усиливающемся многообразии интересов в современных обществах.

Во-вторых, многие интересы приходят в столкновение между собой и требуют государственного вмешательства.

В-третьих, в сложности представительства интересов.

Далеко не все многообразие интересов может быть представлено в институтах власти. Во власти (в парламентах), как правило, посредством партий представлены лишь наиболее обобщенные интересы. Все это побуждает различные интересы интегрироваться, поскольку власть, как правило, не реагирует на индивидуальные и неорганизованные интересы.

В целом группы интересов порождают особую форму демократического взаимодействия гражданского общества и власти, они представляют важный канал обратной связи между властью и обществом.

Группы интересов выполняют важные общественные функции. Главными среди них являются функции артикуляции и агрегирования интересов.

- артикуляция (лат. articulatio – ясно, членораздельно произносить) называют процесс выявления, четного формулирования интересов людей, входящих в группу, выдвижение конкретных требований и лозунгов.

- агрегирование (согласование). В процессе агрегирования интересов множество частных интересов, ожиданий, потребностей сводятся в единые требования и программы, отражающие общегрупповые цели.

- мобилизация – вовлечение, активизация граждан и их различных объединений в процесс защиты групповых интересов посредством взаимодействия с властью;

- социализация – усвоение гражданами через участие в работе групп интересов опыта и навыков взаимодействия с институтами власти;

- формирование и выдвижение политической элиты из среды активных и влиятельных групп интересов;

- представительство и продвижение групповых интересов в структурах власти [5].

Представляя определенные интересы, выдвигая требования и программы, группы интересов выполняют важную функцию информирования власти о наличии той или иной общественно значимой проблемы и желательных способах ее решения. Группы интересов могут предоставить органам власти экспертные разработки по интересующим их проблемам, а также делегировать своих экспертов для работы в различного рода консультативных советах и комиссиях, влиять на отбор кадров соответствующих властных структур.

Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, для доведения нужд и запросов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. В качестве таких ресурсов могут выступать их экономические и финансовые возможности, информация или опыт политического участия их членов, организационные структуры и т.д.

Существуют четыре этапа политического процесса, на которых активно действуют группы интересов: это съезд политической партии, общенациональные выборы, вступление в силу законов (именно здесь группы давления прилагают наибольшие усилия) и влияние на администрацию.

Вместе с тем «группой давления» называют и относительно узкую группу лиц, которая в интересах более широкой заинтересованной группы оказывает непосредственное воздействие на органы законодательной и исполнительной власти при принятии тех или иных решений. В американской политической практике такая деятельность получила название «лоббизма» и стала предметом правового регулирования. Американские лоббистские организации не являются самостоятельными группами интересов. Это профессиональные организации, выполняющие заказы различных групп интересов. В более широком смысле лоббированием принято называть отстаивание интересов тех или иных заинтересованных групп депутатами парламента, парламентскими фракциями при распределении бюджетных средств, определении налоговой и таможенной политики и т.д. [1].

Лоббизм (от англ. «lobby» – кулуары, коридор) – является политическим институтом и способом, инструментом влияния групп интересов на власть. Лоббизм выступает своего рода критерием выделения среди многообразия групп интересов специфических групп – групп давления. Группы давления самым широким образом используют лоббирование как способ воздействия на власть. В XX веке лоббизм превратился в распространенную форму политической деятельности и один из важных политических институтов западных демократий. Крупнейшие корпорации, ассоциации, профсоюзы и предпринимательские союзы имеют в своих структурах специальные подразделения, занимающиеся лоббированием, или используют услуги лоббистских фирм. В коридорах власти лоббисты добиваются решения вопросов в пользу своих клиентов.

Влияние лобби на власть осуществляется по следующим основным направлениям:

- посредством создания с помощью СМИ общественного мнения в поддержку вопроса, который продвигает соответствующая группа интересов. Группы интересов часто стремятся привлечь максимальное внимание общественности и властных структур к различного рода общезначимым проблемам. Огромная роль общественного мнения в западных демократиях вынуждает парламенты и правительства этих стран осуществлять популярные в обществе требования, хотя популярность этих требований может оказаться результатом манипулятивной активности лоббистов, а их значимость для общества – фикцией;

- посредством влияния на государственные институты (парламенты, правительства), представителей власти и политических чиновников;

- посредством финансовой и иной поддержки политических партий в ходе избирательный кампаний в обмен на соответствующие законодательные услуги [5].

В современной российской политике в качестве групп интересов, широко использующих лоббирование, выступают крупные корпорации. К примеру, как отмечают исследователи, АО «Лукойл» концентрирует свои усилия в сфере законодательства на участии в подготовке и обсуждении законопроектов по проблемам налоговой политики, лицензирования и особенно порядка предоставления лицензий на добычу и экспорт нефти, ценообразования, а также вывозных и ввозных пошлин. Эти же вопросы, но уже в более конкретном плане обсуждаются в Правительстве.

Свою роль в политике кампания реализует не только через отношения с государством, но и через СМИ и воздействие на общественное мнение. Помимо крупных корпораций все возрастающее влияние во взаимодействии с государством и властью приобретают различные предпринимательские ассоциации, которые выражают и отстаивают интересы более широких слоев российского бизнеса. Так, Торгово-промышленная палата России (ТПП) представляет интересы не только крупных, но и средних, мелких компаний и фирм.

Кроме органов государственной власти объектами давления могут быть политические партии, а также общественное мнение. Основными средствами воздействия групп давления являются информирование и консультирование органов власти и официальных лиц, организация кампаний в средствах массовой информации с целью формирования общественного мнения в пользу требуемых группе решений, угроза отказа в поддержке на выборах, различные акции протеста и т.п. Возможны и скрытые формы воздействия с использованием личных связей членов группы в руководящих кругах. Иногда такое воздействие может принять форму коррупции. Следовательно, можно различать законные и незаконные способы деятельности групп давления.

Очевидно, что различные группы интересов обладают неодинаковыми ресурсами давления на власть. Эти ресурсы зависят от экономических и финансовых возможностей группы, ее численности, сплоченности, информированности, наличие или отсутствие личных связей в органах власти [5].

Заключение

Коренной политический интерес общества состоит в постоянном развитии демократии, в упрочении и расширении подлинного народовластия, самоуправления народа. В механизме действия демократии особое значение имеет учет, улавливание, выражение объективно обусловленных интересов социальных групп. Здесь многое зависит от методов выявления, координации и субординации этих интересов. Кроме того, необходимо систематическое выяснение, в какой мере общеполитические интересы воспринимаются гражданами как свои собственные, в какой степени они становятся источником поведения конкретных лиц и коллективов. Усложнение интересов, возрастание их многогранности в современных условиях, предполагает постоянное совершенствование и тех надстроечных структур, с помощью которых осуществляется учет и реализация политических интересов.

Политическое участие и политическую деятельность как формы реализации политических интересов можно, с полным основанием рассматривать в качестве критериев развития политической организации общества. Позитивное значение политического участия заключается в том, что оно оценивается как одна из основных характеристик демократии, как средство политической социализации и политического воспитания, разрешения конфликтов, борьбы с бюрократией и политическим отчуждением граждан. А негативное значение политического участия заключается в следующем. Несовпадение политических интересов, потребностей и жизненных ориентиров граждан, социальных групп и государства, неудовлетворенность бездействием властных структур и их пустые обещания вызывают усиливающееся недоверие к органам государственной власти на всех уровнях, общественным и государственным структурам и институтам, которое может перерасти в протестные формы политического участия. Основная опасность протеста состоит в том, что он способен к нарастанию интенсивности и переходу к неконвенциональным, неконституционным (особенно революционным) формам, связанным с прямым применением силы населением (или его отдельными группами). Крайней формой неконвенционального политического протеста является политический терроризм, цель которого – физическое уничтожение политических деятелей, проведение силовых символических акций возмездия режиму, постоянное провоцирование взрывной ситуации в стране.

Гражданина в демократической политической системе отличает проявление интереса к политике, вовлеченность в политические дискуссии, участие в выборах, наличие определенных познаний в политике, компетентность, все, что необходимо для воздействия на правительственную деятельность. В целом эти качества можно суммировать как активность, вовлеченность, рациональность.

Одна из форм участия – это система представительной демократии, в которой представители народа осуществляют власть по его поручению. Еще одна форма участия граждан в системе власти – посредством референдумов, гражданских инициатив или отзыва депутатов.

Список литературы

1. Группы интересов. Режим доступа: http://www.tspu.tula.ru

2. Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). – М.: Юридический институт МИИТа, 2009. – 302 с.

3. Климова С.В. Политология. Учебно-практическое пособие. Ч. 1. – М.: Московский государственный университет управления и технологии, 2007. – 105 с.

4. Мунтян М. Политика как общественный феномен. Режим доступа: http://dom.viperson.ru

5. Политология. Учебник. / Под ред. д.п.н., проф. Буренко В.И., д.ф.н. Журавлева В.В. − М.: Изд-во МГУ, 2004. – 274 с.

6. Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н. Марченко – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 683 с.

7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. − 4-е изд., перераб. и доп. − М.: Аспект Пресс, 2004. – 479 с.

8. Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. − М.: МГСУ; Союз, 1997. – 992 с.

9. Решетников С.В. Политология: курс лекций. / Решетников С.В., Подкопаев В.В. – 2-е изд. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 328 с.

10. Ханипов А.Т. Интересы как форма общественных отношений. – Новосибирск, 1987.

11. Философский словарь. – М.: Политиздат, 1991.