Современное понимание демократии

Московский Архитектурный Институт

Реферат на тему:

«Современное понимание демократии»

Работу выполнила

студентка 3 курса 1 группы

Косихина Елизавета

Москва, 2009 год.

Оглавление

Введение

    Обратимся к истории

    Современная демократия

    Политические партии

    Теории современной демократии

    Факторы, влияющие на современную демократию

Заключение

Введение

Главное понятие в современной политологии, которое помогает нам разобраться в политической системе - это политический режим (от лат. Regimen- управление). Под этим термином мы понимаем то, как связанны между собой государственная власть и индивид и каковы основы системы власти. Политический режим понятие, которое помимо описания методов государственного властвования, включает так же в себя механизм работы негосударственных политических организаций, таких как движения, клубы, партии и так далее. В настоящее время мы можем говорить о существовании 140-160 разнообразных политических режимов, которые обладают незначительными отличиями друг от друга. Как бы там не было, политический режим — это способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется способами реализации политической власти, уровнем политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности. В одном государстве могут присутствовать несколько политических режимов, но всегда присутствует один доминирующий режим, который и характеризует государство. Политический режим образуется как результат политического курса, а затем и деятельности людей, которые находятся у верховья власти.

Форма правления является одной из составляющих политического режима, которая сосредотачивает свое внимание на том, чем занимаются правительственные структуры. В таком случае мы основываем классификацию политических режимов на отличии исполнительной и законодательной функции государства.

В данной работе я рассмотрю режим, который в наше время наиболее часто встречаем, и является неким символом данной эпохи - это демократия.

В конце 20 века общество вновь стало отдавать предпочтение демократическим режимам. На примере Америки популярность этого режима стала поглощать Европу, а затем и достигло территорию бывшего советского союза. И так начнем с самого начала и постараемся понять, какой смысл был вложен в этот термин, когда он только впервые появился.

1. Обратимся к истории

Еще во времена тех режимов, когда общество управлялось одним человеком или группой лиц, политологи говорили о том, что рано или поздно развитие государства привет общество к демократии. И то, что считалось неизбежным случилось, и в 20 веке демократия стала тем режимом, которому отдали предпочтение практически все. Но оправдал ли он наши ожидания, стал ли он тем режимом, который всех объединил и устроил?

Само понятие демократия появился еще при Платоне, и уже он начал ее критиковать. Термин демократия произошло от греческого слова « demos», которое означает «народ». В основном высказывание Платона касаются современных форм демократии. В дальнейшем от демократии отказались в пользу монархических форм правления. Сейчас этот режим носит западный характер, а теоретическими родоначальниками считаются Монтескье и Жан Жак Руссо. В наши дни много говорится о неясном будущем демократии, о ее дальнейшем развитии, и то что раньше с уверенностью утверждалось что демократия настанет, то в данный момент возникает вопрос а может ли она исчезнуть. Ее считали формой, которая обеспечит уверенное и спокойное существование. Но теперь с опытом можно сказать, что данный режим только больше побуждает нас к новым исканиям, поэтому можно сказать, что стабильности этот режим не принесет. При монархических режимах всегда существовала определенная концепция и некий запланированный план жизни для всех, каждый знал свое место. Демократия дает нам шанс найти это место самим, решить чем, как, где, и когда мы будем заниматься. И именно это свобода породила множество спорных моментов. Мы получили индивидуумов, которые сами принимают решения, но не всегда могут за них ответить.

Сам термин «демократия» античные мыслители Платон и Аристотель понимали как форму правления. В то время формы правления различались по признаку: находится у власти один человек, группа людей или весь народ, было выдвинуто 3 доминирующих состояния: монархия, аристократия и демократия. Они уточнили, что эти формы не являются конечными, они изменчивы и трансформируемы. Это же относится и к демократии. Несмотря на то, что Платон выделял эту форму правления, потому как в данном случае каждый человек волен сам распоряжаться своей судьбой по собственному желанию, он говорил о том, что этот режим в большинстве своем приводит к путанице, от отсутствия плана и порядка в голове. Аристотель считает, что наиболее успешна демократия у народов, живущих наиболее простой жизнью, близкой к природе. Потому как в более сложных сообществах под видом демократии некое сообщество людей идет к своим целям.

Европа внесла свои изменения в понимание этого определения. В древнем мире этот термин понимали как правление народом государством, через народные собрания. Но Руссо внес свои правки это определение. Он объяснил что параллельно тому как народ сам будет принимать решения, в верховьях могут находиться различные формы государственной власти: демократическая, аристократическая, монархическая, то есть, по сути, власть принадлежит народу, а формы правления присутствуют разные. Понятие демократия распространилось на все конфигурации государства, где власть принадлежит народу, либо группе лиц, которая представляет их интересы. То есть форма государства, где происходит самоуправление народа, без какого либо деления на то, что хорошо и плохо. Следовательно, под видом демократии может присутствовать любой режим. Например, современная Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Нидерланды, несмотря на правящего монарха, считается демократией, так же как и такие общепризнанные демократически страны как Франция или Германия. А многие демократические государства Латинской Америки или Африки скрывают под этим термином абсолютно монархические режимы, что и подтверждает Греческое определение демократии. Античное определение демократии говорит о том, что каждый человек имеет возможность жить, основываясь лишь на своих желаниях, потребностях и возможностях, и данное определение лучше всего подходить к современному пониманию демократического режима. В наши дни люди нуждаются в проявлении своей сущности, поэтому ключевым словом для понимания демократической формы государства, является свобода.

2. Современная демократия

К концу 20 века демократия распространилась так же в странах восточной Азии и Африке. Страны стали отказываться от различного рода авторитарных режимов в пользу демократии. Мало кто продолжает поддерживать недемократические способы правления. В странах, где ярко выражены границы между партиями, защищающими и поддерживающими демократию, возникают конфликты. Хотя с другой стороны страна, в парламенте которой, не представлены несколько точек зрения, сложно назвать демократичной. Большинство теоретиков политических режимов разделяют демократию на греческую и современную. Греческая форма допускает равные выборы правителя. Но при этом проигравший на выборах вываливался в дегте и изгонялся, таковы были правила. Отличие современной демократии в том, что к тем, кто находится в меньшинстве проявляется уважение и дается право на отстаивание своей точки зрения. Допускается выражения сомнений в правильности действий правительства и предложений об изменении курса. Такие идеи встречаются в работах многих политических теоретиков. Вот самые известные из них.

Хуан Линц: "Демократия - это законное право формулировать и отстаивать политические альтернативы, которым сопутствует право на свободу объединений, свободу слона и другие главные политические права личности; свободное и ненасильственное соревнование лидеров общества с периодической оценкой их претензий на управление обществом; включение в демократический процесс всех эффективных политических институтов; обеспечение условий политической активности для всех членов политического сообщества независимо от их политических предпочтений... Демократия не требует обязательной смены правящих партий, но возможность такой смены должна существовать, поскольку сам факт таких перемен является основным свидетельством демократического характера режима".

Ральф Дарендорф: "Свободное общество поддерживает различия в его институтах и группах до уровня действительно обеспечивающего расхождения; конфликт - жизненное дыхание свободы".

Адам Пшеворский: "Демократия представляет собой такую организацию политической власти... [которая ] определяет способность различных групп реализовывать их специфические интересы".

Арендт Лийпьярт: "Демократия может быть определена не только как управление посредством народа, но также, согласно знаменитой формулировке Президента Авраама Линкольна, как управление в соответствии с народными предпочтениями... демократические режимы характеризуются не абсолютной, но высокой степенью ответственности: их действия находятся в относительно близком соответствии с пожеланиями относительного большинства граждан на протяжении длительного промежутка времени".

Рой Макридис: "Несмотря на рост взаимозависимости между государством и обществом, а также растущую деятельность государства (особенно, в социалистической, обращает особое внимание на разделение сфер деятельности государства и общества".

Все определения включают в себя слова о возможности участвовать в управление государством всех слоев общества в независимости от социального статуса и положения. Это и является главным признаком современной демократии. Современная демократия допускает любую критику в сторону правящей группы, а так же принимаются меры для улучшения выбранного курса.

Демократия главным образом включает в себя много различных свобод и правил. Вот некоторые из них:

    свобода слова;

    свобода вероисповедания;

    свобода выбора языка;

    свобода средств массовой информации; разграничение религии и государства;

    деполитизация органов государственной безопасности, контроль за различными силовыми структурами;

    свобода гражданина на творческое самовыражение;

    свобода выражения мнения (в том числе с помощью мирных собраний, митингов, демонстраций);

    право гражданина объединяться в группы, союзы, политические партии, не запрещенные законом;

    право человека на личную свободу и безопасность, а самое главное жизнь;

    право на неприкосновенность частной собственности; право на любой труд, не запрещенный законом;

    право на независимый беспристрастный суд;

    развитое гражданское общество, а так же развитые институты парламентаризма;

    право на честные выборы;

    гарантии государства на внутрипартийную и внутрипрофсоюзную демократию.

3. Политические партии

Для защиты прав и свобод личности, народ сам формирует правительство, которое состоит из политических партий. Политические партии - это свободные организации, которые являются связующим звеном между народом и государством. Партии отбирают людей, и занимаются их продвижением на ту или иную должность, а затем эти люди представляют интересы той части народу, которая поддерживает их точку зрения.

Существует партия большинства, которая контролирует органы государственной власти, и ведет законодательный контроль за рядом политических установок и программ. Остальные партии в свою очередь могут свободно критиковать действия партии большинства и вносить свои изменения и дополнения. Но, не смотря на это, члены этих партий признают и уважают власть избранного правителя, даже когда у власти находится не их лидер.

Многообразие партий отражает многообразие культур, в основе которых они возникают. Все демократические партии, стараются найти компромисс и проявляют терпимость в решении различных проблем и вопросов, и каким бы не был ожесточенным спор, а разногласия глубокими, все участники с уважением демократическим ценностям свободы слова и вероисповедания. Партии, которые проигрываю на выборах, берут на себя роль оппозиции, точно зная, что их мнение все же будет учитываться, а права на высказывание и защиту своих интересов остается. На выборах у всех этих партий есть право на возобновление компаний, и борьбу за голоса избирателей. Борьбы между партиями никогда не выливается в ожесточенную схватку между друг другом, а в любом случае это является соревнованием за право лучшим образом служить своему народу.

4. Теории современной демократии

В современной политологии существуют идеи, которые появились в более ранний исторический период.

Либеральная теория демократии опирается на англосаксонские традиции, которые считают демократию грамотным и ответственным правлением. Главным принципом считается доминирование принципа ответственности над принципом соучастия. У власти, по сути, народ, который выражает свою волю через своих представителей, которые избираются на определенный срок. Управление находится в руках специально подготовленных людей и основывается на поддержке большинства. Сами отношения определяются конституцией, но так же основываются на доверии. Конституция определяет те полномочия, которые передаются от народа своим избранникам, им ту ответственность, которую они несут за принятие своих решений.

Автором теории прямой демократии является Ж.-Ж. Руссо. Эта теория отрицает принцип представительности. С этой точки зрения демократия это прямое правление народа, который в состоянии сам выразить свою позицию и волю. Отсутствует разделение на управляющих и управляемых. Высказывание мнения происходит на собраниях.

Принципом теории социалистической демократии является классовое господство. Существует две традиции: ортодоксальная (Маркс, Энгельс, Ленин) и реформаторская (Бернштейн, Каутский). В самой идее данной теории общественный интерес страдает из-за господства личностных прав и свобод. По этому все попытки сформировать общую волю имея такое большое разнообразие социальных интересов, привели к тому, что режимы социалистической демократии рухнули.

Так же в современный период появились теории, которые развивают концепции вышеизложенных теории, но уже с учетом динамики демократических процессов.

Теория партиципаторной демократии отрицает разделение политического труда. Личность самоопределяется во всестороннем политическом участии в рамках всего общества и в отдельных сферах его деятельности. Таким образом, ответственность профессионалов и не профессионалов в управлении государством фактически равна, что снижает ответственность избираемых лиц. На территории западных стран в 60 годов такая демократия стала особо популярна и возникло множество движений действующих по такому принципу. Они фактически отрицали чье-либо принуждение и давление.

Существенный вклад в историю демократии в первой половине 20 века внесли сторонники плюрализма (Даль Трумэн, Ласки). В данной концепции демократии предполагается свободное соревнование различных групп, которые являются главной движущей силой политики. Сплоченность действий всех организаций исключает вариант монополизации одной из них, по этому приходится достигать своих целей с помощью компромиссов с остальными. Демократия является вечно изменяемым режимом из-за динамики внутренних процессов и постоянным движением правящего большинства.

Но для успешного функционирования данной концепции нужно достичь единства в понимании базовых идеалов и ценностей для всего общества, так как в противном случае возникнут непреодолимые препятствия для принятия государством единых решений. В данной ситуации мало учитывается роль личности в политическом процессе, а степень влияния различных групп снижается до минимума.

Существует идея консоциальной демократии, предложенная А. Лейпхартом. Он предложил оригинальную модель, сутью которой является «разделение власти», что поможет представлять свои интересы меньшинству, которые не могут получить доступ к рычагам государственной власти.

В таком случае предполагается существование в правительстве всех партий, которые представляют основные слои общества. Является очень важным грамотное пропорциональное соотношение существующих партий. Не мало важно оставлять группам максимум автономии, что бы они свободно могли решать свои внутренние вопросы. Так же при рассмотрении вопросов должно учитываться мнение не обычного, а квалифицированного большинства, что дает меньшинствам дополнительную возможность защищать свои интересы.

Такая практика демократического соучастия во власти, выступающая против отдаления меньшинств от власти в оппозицию, является возможной только если у групп существует своя политическая организация, и они проводят самостоятельную политику. Но в тоже время, решающее слово все равно остается за элитой, которой требуется больше свободы и независимости, для меньшей подверженности давлению рядовых членов. Это помогает избежать противоречия, даже если присутствует непонимание и разногласия на низовом уровне. Но для этого необходимо наличие некоторых ценностей, общих для всех, например отсутствие насилия. Особое положение элит приводит к их эгоизму и неподчиненности руководителей членам групп. Следовательно, консорциальная демократия может существовать только в тех странная, где присутствует высоко ответственный правящий класс.

Так же в последние годы стала очень распространена теория рыночной демократии, которая является неким аналогом экономической системы, только здесь вместо обмена товарами существует обмен выгодами, привилегиями, статусами на поддержку избирателей. Очень важна правильная стратегия как точка пересечения позиции кандидата во власть с позициями избирателей. Недостатком является манипуляция волей граждан, что по своей сути не отрицает сути демократии, так как каждый волен добиваться своих целей как ему будет удобнее.

5. Факторы, влияющие на современную демократию

Современное понимание демократии не может быть полным без разговора о техническом развитии современного общества. Появление и широкое распространение электронных систем вызвало некоторые изменения в жизни демократии. Традиционные процедуры теперь связанны с технической оснащенностью власти, например во время выборов, референдумов и так далее. Технический прогресс приносит новые проблемы.

Тот факт, что широкие слои населения вовлекаются в политическую жизнь страны, заставило ученых увеличить роль рядовых граждан в рамках процедурного подхода. Американский политолог А. Этциони предложил концепцию, при которой восприимчиво реагирует на импульсы и запреты, поступающие из общества. Именно такая чуткая реакция, способность к диалогу с гражданами является показателем демократической политике. Идеи Этциони, оценивающие роль общественности более высоко, нашли свою поддержку в концепции рефлексирующей демократии. Главную роль играет заинтересованность власти в участии общественного мнения, и полная подчиненность власти народу.

Для стабильности демократического режима, важно соблюсти следующее условие: достаточное количество духовно-психологических и материальных ресурсов. С такой точки зрения демократия схожа с любым другим политическим режимом. Но демократические ресурсы способны к самовозобновлению в границах устоявшихся систем институтов. Демократия подвержена опасностям, но когда достигается стабильность, возможно проведение социальных и экономических реформ, без значительного удара по нормам и институтам.

Условия стабильности можно разделить на внутренние и внешние. Так же существуют другие, географические, социокультурные и экономические условия демократической стабильности, но этот вопрос требует отдельного разговора, а так же до сих пор нельзя точно сказать какое отношение имеют внесоциальные факторы к становлению демократических институтов.

К внешним аспектам демократической стабильности будет правильно причислить такое общество, которое минимальным образом вмешивалось с целью изменения данной политической системы на другую. Самые разнообразные условия могут считаться благоприятными, и это никак не зависит от размеров и ресурсов страны. Например небольшие по своему размеру европейские страны с демократическим режимом чувствовали себя комфортно во время «холодной войны». Сегодня же такие страны как Австрия и Германия мало застрахованы от пограничных вспышек национализма со стороны модернизующихся посткоммунистических стран, а так же других проявлений нестабильной ситуации.

Заключение

Рассмотрение современной теоретической концепции демократии указывает на множество путей определения демократии, что непосредственно связанно с фактическим разнообразием ее практических видов существования, а так же в понимание различных процессов исследователей демократии. Несомненно, что все рассмотренные выше теории имеют что то общее. Демократия, по сути, является конкретным образом политического общества, а так же определенной общественной системы. Каждое направление охарактеризовывает свой вид демократии. Теоретическое описание демократии в любом случае опираться на реальный опыт.

Список литературы:

    Гуггенбергер Б. Теория демократии//Политические исследования, 1991.

    http://soc.lib.ru/

    Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.

    Даль Р. Введение в теорию демократии. - М., 1992.

    Брайс Д. Современные демократии. М., «Прогресс», 1992.