Политический режим (работа 4)

Политический режим как совокупность средств и методов осуществления власти в обществе

Политическая система связана со средой, в которой она функционирует и развивается. Речь идет о способах реализации власти, совокупности приемов, средств и методов, при помощи которых она осуществляется.

Политическая история человечества убедительно свидетельствует: доминирующей тенденцией развития цивилизации является постепенная демократизация общественной жизни.

Политический режим. Это понятие является объектом длительных дискуссий в политологии. Обратимся к определению этой категории. Политический режим представляет собой совокупность средств и методов, при помощи которых правящий класс (или группа классов) осуществляет свое экономическое и политическое господство, свою власть в обществе. И еще: политический режим является средой и условиями политической жизни общества, иначе говоря, соответствующим политическим климатом, который существует в обществе на данном этапе исторического развития.

Таким образом, можно утверждать, что в основе классификации политических режимов, которую дают современные политологи, лежит принцип разделения властей, многопартийность, наличие легальной оппозиции, принципы взаимоотношений гражданского общества с государством.

Прежде всего, о тоталитарном режиме. Термин «тоталитаризм» происходит от новолатинских слов alitas — полнота, целостность и alis — весь, целый, общий. Понятие тоталитаризм было введено в 20-х годах зарубежными и отечественными политологами.

Теория тоталитаризма уходит своими корнями в древние времена, но в стройную систему она оформилась только в 40-—50-х годах нынешнего столетия. Первые теоретические исследования по проблемам тоталитаризма — труды Ф. Хайка «Дорога к рабству» (1944) и X. Арендт «Источники тоталитаризма» (1951), а также совместная работа К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и демократия» (1956). «Тоталитаризм — это политический способ организации общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии».

Таким образом, тоталитаризм - это определенный тип политической и общественной системы, соответствующий политический режим. Что касается обобщенного определения этого общественного строя, то тоталитарный режим (или тоталитаризм) — это государственно-политическое устройство общества, основу которого составляют сильная личность (культ, диктатура личности), характеризующаяся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества. Тоталитаризм — наиболее утонченная форма авторитаризма

Тоталитарному режиму свойственен контроль одной политической организации (партии-государства) над политикой, экономикой, социальной, духовной сферами общества. Во главе этой политической организации стоит единоличный харизматический (личность, владеющая гипнотическим влиянием на окружение), никому не подотчетный лидер. При тоталитарном режиме осуществляется прямое политическое реформирование экономики. Основным институтом партии-государства является политическая полиция с ее практикой массовых репрессий. Предпосылки тоталитаризма достаточно разнообразны. Это индустриальная стадия общественного развития; появление монополий и их срастание с государством; распространение коллективистско-механического сознания и мировоззрения, острый социально-экономический кризис, усиливающий недовольство населения.

Исторический опыт свидетельствует, что тоталитарный режим возникает в условиях, когда перед страной встают исключительные задачи, для решения которых необходимы чрезвычайная мобилизация и концентрация усилий всего населения, поддерживающего этот режим и проявляющего готовность к значительным жертвам. Именно так было и в Италии в 20-х годах, когда страна очутилась в сложной социально-политической ситуации, и в Германии, когда после поражения в мировой войне страну охватил глубокий экономический кризис. В таком же положении (быть или не быть) пребывал в конце 20-х — начале 30-х годов и Советский Союз.

Одной из разновидностей тоталитарного режима является фашизм (от лат. «fascio», итал. «fascismo» — пучок, связка, объединение). Главный лозунг фашизма — кооперативное единство нации, которое основано на общности крови, расы, гарантом чего, в свою очередь, выступает фашистское государство. Впервые фашизм был установлен в Италии в 1922 году. Режим Муссолини стремился возродить величие Римской империи, установить твердую государственную власть, которая бы организовала все общество для воплощения исторической цели национального возрождения. Основой фашизма выступает государственная партия, которая наделяет правительство неограниченной властью.

Другой разновидностью тоталитарного режима является национал-социализм, который громко заявил о себе в Германии в 1933 году. Ему свойственны все черты тоталитарного режима. Национал-социализм сродни фашизму. Ведущее место в концепции национал-социализма занимает нация, национальная и расовая ненависть, национальное и расовое превосходство. Главная цель - порабощение других народов, мировое господство.

Следующая разновидность тоталитарного режима — военно-бюрократический коммунистический режим, которому свойственны: единая партия во главе с харизматическим вождем; официальная идеология; монополия государства на средства массовой информации; сверхмилитаризация общества; особая система насилия и террора; жестко централизованная система управления экономикой. Это — советский режим времен И. Сталина, режим Мао Цзэдуна в Китае, режим Пол Пота в Кампучии.

В свое время проходила острая дискуссия (которая не закончена и в настоящее время) о тождестве тоталитарного режима в Италии, Германии и Советском Союзе. В частности, немецкий историк Е. Нольтке считает, что коммунизм и нацизм как политические течения по существу одинаковы и отличаются только в нюансах. Французский историк Ф. Фюре в книге «Прошлое одной иллюзии» утверждает: «Большевизм и фашизм возникли друг за другом, порождали и наследовали друг друга, боролись друг с другом, но сначала они родились в одинаковых условиях: в условиях войны; они — порождение одной истории». И далее: «Большевизм и фашизм как широко политические пристрастия нашли свое воплощение в неординарных личностях... Исключим из истории личность Ленина и не будет Октября 1917. Уберем Муссолини — и послевоенная Италия пойдет другим курсом. Гитлер, руководствуясь пагубным желанием автономии, начал воплощать в жизнь программу «Майн кампф». То же можно сказать и о четвертом диктаторе, Сталине, без которого не было бы социализма в отдельно взятой стране, а значит, и «сталинизма».

Однако правда состоит и в том, что задачи, которые встали перед государствами, методы их реализации были различными, отличались и идеологии. У А. Зиновьева читаем: «Как бы не стремились антикоммунисты отождествить коммунизм с национал-социализмом гитлеровской Германии, мир отнесся к этому без особого воодушевления. Уж чересчур грубой являете здесь фальсификация истории».

Как известно, фашистские режимы в Италии и Германии исходили из необходимости реформировать и, в конце концов укрепить власть монополистической буржуазии, которая поддерживала эти режимы. Нацизм своим приходом к власти обязан монополистическому капиталу, основной социальной базой фашизма была мелкая буржуазия. В основе фашистской идеологии — искаженная интерпретация философии жизни, в частности ницшеанской идеи сверхчеловека, которая была поставлена на службу расизму и геноциду, культу привилегированной нации, которой должны быть принесены в жертву все другие нации. Этими основополагающими принципами определялась как внутренняя (социальная демагогия, массовые репрессии, концентрационные лагеря), так и внешняя (уничтожение и превращение в рабство всего человечества ради процветания одной нации) политика. При этом Гитлер считан: «...борьба за мировое господство происходит между двумя нациями: между немцами и евреями. Все другое — обман зрения».

Интересный факт: в 1939 году Гитлер направил в Москву с Риббентропом личного фотографа Хоффмана, «чтобы тот снял с близкого расстояния мочки ушей большевистского вождя, по которым Гитлер надеялся определить, течет ли в жилах Сталина еврейская кровь (если они прижаты к черепу — еврей, а если нет — ариец). С облегчением Гитлер признал, что Сталин выдержал тест и не является евреем».

В Советском Союзе в то время стояла задача утвердить общественный строй на основе ликвидации частной собственности на средства производства и освобождение трудящихся от гнета капитала. Ведущими принципами коммунистической идеологии были равенство, коллективизм, социальная справедливость, интернационализм. Этими принципами определялась и внутренняя (построение бесклассового общества, ликвидация различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом), и внешняя (победа мировой революции) поли тика. В стране была проведена грандиозная индустриализация, высокого уровня достигли наука, образование, культура, освоение космоса, удовлетворялись элементарные жизненные потребности большинства людей. Государство, его народ сломили гитлеровскую агрессию. К сожалению, осуществлялось все это в течение значительного периода развития общества методами, которые приобрели грубый, жестокий характер. Капиталистические формы отчуждения были заменены новыми, труд так и не превратился в первую жизненную необходимость, а остался средством для существования, до абсурда с трагическими последствиями была доведена идея классовой борьбы.

По нашему мнению, следует дифференцированно подходить к характеристике тоталитарного общественного строя в Советском Союзе в течение всего его существования. Конечно же, время военного коммунизма, весь сталинский период можно охарактеризовать как тоталитарный. Период, когда у власти был Н. С. Хрущев, доперестроечное устройство скорее можно определить как авторитарный режим. Как отмечал профессор Калифорнийского университета Р. Андерсон, «полугласное осуждение Хрущевым репрессий против его соратников-коммунистов стало кульминационным пунктом процесса демонтажа полицейского государства в государстве, которое берет свое начало с 1953 года...». И еще: «Взгляд на советское общество как на тоталитарное обуславливает чрезмерную готовность принести в жертву многие из его достижений».

Что касается авторитарного режима (синоним — авторитаризм), то это — «государственно-политическое устройство общества, основой которого является сильная личная диктатура». Авторитаризм является переходным от тоталитаризма к демократизму и имеет ряд отличий от тоталитаризма. Во-первых, более определенной видится цель в перестройке общественного устройства. Во-вторых, заметно стремление хотя бы по форме сохранить демократические атрибуты власти: парламент, партии, оппозицию. В-третьих, всеми полномочиями наделяется государство как надклассовый верховный арбитр. В-четвертых, избирает тактику выборочного террора, основанного на запугивании оппозиции.

Авторитаризм имеет свойственные только данному режиму отличия: .носителем власти является один человек или группа людей; авторитаризму свойственна неограниченная власть, ее неподконтрольность гражданам; авторитарный режим опирается на силу, когда это необходимо, может продемонстрировать ее наличие; авторитаризм монополизирует власть и политику, оппозиция существует условно; авторитаризм ограниченно , вмешивается в экономику; кадры назначаются сверху, при этом преимущество отдается личным симпатиям и преданности вождю.

Как свидетельствует исторический опыт, авторитарный режим, как правило, возникает тогда, когда на повестку дня ставится необходимость решения проблем модернизации экономики, ускорения темпов развития страны. При таких условиях политические права и свободы граждан, деятельность общественно-политических объединений и оппозиции ограничены. Законодательная власть фактически подчиняется исполнительной, которая сосредоточивается в руках главы государства. Объединяются централизованно-плановые и рыночные основы в развитии экономики. При авторитаризме правящая элита неоднородна и опирается на блок политических сил, которые хотя и различны, но имеют общую заинтересованность в сохранении авторитарной власти.

Следует отметить, что при соответствующих условиях авторитарный режим может вывести общество из экономического кризиса, создать предпосылки для развития демократии и формирования правового государства и гражданского общества.

Интерес к авторитарным формам власти значительно повысился в конце 80 — начале 90-х годов нынешнего столетия в связи с ликвидацией тоталитарного режима в Советском Союзе, странах Центральной и Восточной Европы. В большинстве этих государств утвердились авторитарные режимы, ориентирующиеся в будущем на формирование демократического устройства.

В современном политическом языке термин демократия - один из наиболее распространенных и многозначных. Как известно, демократия в переводе с греческого — это народовластие («demos» — народ и «krattion» — господство).

Современное объяснение термина «демократия» прежде всего используется для определения типа государства и политической системы в целом, так же, как «тоталитаризм» и «авторитаризм». В отличие от тоталитаризма и авторитаризма, демократический режим — это «такое государственно-политическое устройство общества, управленческие функции в котором основываются на признании народа как источника власти его праве принимать участие в решении государственных дел в соединении с широким кругом гражданских прав и обязанностей».

Понятие «демократия» используется также для определения формы устройства какой-либо организации, которая основана на принципах равноправия ее членов, периодичности выбором органов управления, принятии решений в них большинством голосов. В этом случае речь идет о партийных, профсоюзных, производственных демократиях.

Термин «демократия» рассматривается как основанный на соответствующих ценностях идеал общественного устройства. К таким ценностям относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет, участие граждан в управлении. И наконец, понятие «демократия» толкуется как социальное движение за соответствующие мировоззренческие ценности (социал-демократы, христианские демократы, либералы). В политической науке существует два методологических подхода к демократии: нормативный и описательно-эмпирический (дескриптивный).

Нормативный подход предусматривает конструирование идеальной модели демократии, обоснование ее преимуществ по сравнению с другими формами правления, анализ путей осуществления демократического идеала.

Описательно-эмпирический подход анализирует демократию в том виде, в котором она существует на самом деле. На таком подходе основывается, в частности, теория элитарной демократии.

Реально эти два подхода переплетаются. Их объединение вытекает из первичного понимания демократии как устройства государства, всей политической системы в форме народовластия.

Реально ли народовластие? Демократия как народовластие на самом деле является утопическим идеалом, однако сохраняет важное нормативное значение как ориентир, цель политического развития общества.

Реальная демократия в лучшем случае — власть большинства над меньшинством, а в худшем — господство хорошо организованного, опирающегося на экономическую, а также информационную власть и социальные привилегии меньшинства над большинством с его формального согласия.

Современные демократии опираются на ценности либерализма, исходят из приоритета прав человека над правами государства, уважения к праву меньшинств иметь свое мнение и отстаивать его, верховенства закона и т. п.

Все концепции демократии можно разделить на три большие группы: коллективистские (тоталитарные), индивидуальные (либеральные), плюралистические (теории групп).

В исторически первой (античной) форме демократия явно тяготела к коллективистской модели.

Для античной демократии характерным было фактическое отождествление народа с большинством населения, а также неограниченная власть большинства над меньшинством. Эта Демократия имела тенденцию переродиться в охлократию — власть толпы, черни, а потом в деспотию.

Попытки осуществления теории коллективистских демократии на практике обычно приводили к тоталитаризму, угнетению индивидуальной воли, массовому террору. В свое время это отмечал Жан-Жак Руссо: «Если кто-нибудь откажется подчиняться общей воле, то он будет к этому принужден все организмом, а это означает ни что иное, как то, что его силой заставляют быть свободным».

Либеральные концепции демократии, в отличие от коллективистских, выделяли личность из общества, признавали личность первичным, главным источником власти, отдавали приоритет права личности над правами государства.

Однако либеральная трактовка демократии не является непогрешимым, оно приводит, в частности, к углублению социального неравенства и нарастанию социальных конфликтов что ставит под сомнение саму демократическую форму правления.

Плюралистические концепции демократии исходят из того что ни народ — сложное внутреннее противоречивое образование, ни личность не могут быть главными движущими силам политики в демократическом государстве. Именно в группе, межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности индии да. При помощи группы личность получает возможность политического выражения своих интересов.

Плюралистические теории демократии находят признание и практическое применение во многих странах мира, совпадая с теорией и практикой социального государства. Хотя критики плюралистических теорий демократии считают, что вмешательство государства в экономические процессы и сферу распределения продукта подрывает основы рыночной экономики, сужает рамки гражданского общества и тем самым способствует усилению тоталитарных тенденций.

Более полное понимание демократии дает ответ на вопросы «Как народ осуществляет власть? Кто и как непосредственно выполняет властные функции, руководит государством?».

В этом контексте демократические теории можно разделить на две группы: непосредственной и представительной (репрезентативной) демократии.

Первая исходит из того, что в демократическом обществе воля народа и государственная власть должны быть тождественны. Сам народ должен непосредственно принимать участие в принятии наиболее важных политических решений, осуществлении власти. В истории непосредственный характер имела античная демократия, а также демократии в древнем Киеве и Новгороде, ряде других городов-государств.

По мнению сторонников непосредственной демократии только она представляет собой действительное народовластие, поскольку обеспечивает прочную легитимность власти; преодолевает политическое отчуждение граждан, что повышает стабильность политической системы; расширяет за счет участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений; обеспечивает эффективный контроль над политическими институтами и должностными лицами.

К недостаткам непосредственной демократии следует отнести низкую в ряде случаев эффективность решений, которые появляются вследствие недостаточной компетенции тех, кто эти решения принимает.

Сторонники концепции репрезентативной (представительной) демократии исходят из понимания демократии как компетентного и ответственного перед народом представительного управления. Главный акцент делается на четкой реализации принципа ответственности на всех уровнях власти и государственного управления.

Воля народа не отождествляется с его прямым участием, а выражается как непосредственно на выборах, так и делегируется депутатам и представительным органам власти. Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля (участие в выборах), доверия, конституционного ограничения компетенции органов власти и должностных лиц.

Свое специфическое обоснование концепция представительной демократии получила в теории элитарной демократии. В соответствии с этой теорией политическая власть принадлежит не всему народу, а его меньшинству — политической элите, которая правит формально от имени народа, который, по мнению сторонников этой теории, не может управлять сам собой. Любое управление предусматривает деление на тех, кто управляет, и тех, кем управляют, т. е.— господство немногих над многими. Массы должны иметь право периодического, главным образом электорального, контроля над составом политической власти. Следует отметить, что в последнее время преодолевается идеологизированный подход в исследовании проблем политической элиты, когда эта проблема рассматривалась только в остро критической форме. Опубликован ряд фундаментальных работ, где феномен политической элиты рассматривается как соответствующая политологическая категория в его целостности и системности.

Главным преимуществом представительной демократии является свободное общественное устройство и высокая эффективность в решении общественных задач. Эффективность представительной демократии обеспечивается четким распределением труда, высокой компетентностью и ответственностью лиц, которые принимают решения.

Политическая система демократического режима характеризуется тем, что функции законодательной, исполнительной судебной власти четко определены. Парламенту принадлежит исключительное право издавать общегосударственные законы. Исполнительной власти — право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы, наложения вето на законы представительной власти. Суду — право определять соответствие законов конституции государства. Выборы лидеров на всех уровнях политической жизни проводятся только на альтернативной основе. И, что особенно важно: эффективно действует механизм контроля электората над властными структурами. Функционирует многопартийная система, а также официальная оппозиция, которая конкурирует со своими политическими соперниками и тем самым способствует решению назревших социально-экономических проблем. Ведь наиболее ценное в демократии — это возможность сопоставить различные взгляды на цель и средства ее реализации.

В современной мировой практике обоснования демократии разделяют на ценностные и рационально-утилитарные.

Первые рассматривают демократию как безусловную ценность, как реальное воплощение в государственном устройств наиболее важных общечеловеческих ценностей: свободы, равенства, социальной справедливости, народовластия.

Сторонники рационально-утилитарной группы аргументов рассматривают демократию как наиболее полезную для общества и граждан форму организации.

Опыт истории свидетельствует, что демократия — благо только тогда, когда она соответствует культуре и менталитету на рода.

Демократия неприемлема в экстремальных ситуациях — в период войн, острых кризисных ситуаций. Переход к демократии требует постепенности, длительного промежутка времени.

В этом контексте тем народам, которым свойственны демократический менталитет и демократические ориентации, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

Наличие демократического режима является необходимым условием формирования правового государства — системы органов и институтов, которые гарантируют и обеспечивают нормальное функционирование гражданского общества.

Формы организации государственной власти.

Речь идет о формax правления, а также о формах государственного устройства. Существуют такие формы правления, которые имели место в различные периоды человеческой истории.

Прежде всего, речь идет об абсолютной монархии (самодержавии) Это форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу — монарху, занимающему эту должность в установленном порядке престолонаследования. При абсолютизме в наличии своеволие чиновников и бесправность народа. Сегодня абсолютная монархия сохранилась в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, ОАЭ.

Переходной формой правления является дуалистическая монархия, когда буржуазия делит власть с феодалами. При такой форме правления существуют одновременно два политических учреждения: феодальная монархия и буржуазный парламент, полномочия которого довольно ограничены монархом, наделенным правом вето, правами роспуска парламента. Дуалистическая монархия существует сегодня в Иордании, Кувейте, Марокко.

Конституционная монархия является буржуазной формой правления. Буржуазия здесь властвует безраздельно как в экономике, так и в политике. Правительство формируется парламентским путем и несет ответственность за свою деятельность перед законодательным органом. Конституционная монархия сегодня действует только в Великобритании (наиболее типичный пример), Бельгии, Дании, Испании, Норвегии, Швеции, Японии. Исторически президентская республика впервые появилась на политической карте мира в США на основе Конституции 1787 года. Это такая республика, когда президент наделен полномочиями главы государства и главы правительства. Должность премьер-министра отсутствует. Функции различных ветвей власти четко разделены. Президент избирается внепарламентским путем, формирует правительство. У него нет права роспуска парламента. Система высших органов государственной власти США строится на основе принципов сдерживаний и противовесов, в соответствии с которыми президент, конгресс и верховный суд наделяются полномочиями, которые дают им возможность влиять друг на друга. Президент США — глава исполнительной власти, он формирует правительство при номинальном участии конгресса. Конгресс США является носителем законодательной власти, президенту дано право вето относительно законопроектов, для преодоления которого необходимо квалификационное большинство обеих палат конгресса. В США широко развита независимая судебная власть.

Парламентская республика характеризуется провозглашением верховенства парламента, который формирует правительство, возглавляемое лидером партии, имеющей большинство в парламенте. Глава государства в парламентской республике чаще всего избирается парламентом. Какие-либо действия президента, включая роспуск парламента и наложение вето могут быть осуществлены только с согласия правительства. Таким образом, провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства. Парламентские республики существуют в Италии, ФРГ, Австрии Швейцарии, Финляндии, Турции и в ряде других стран.

В практике государственного устройства стран большое распространение получили смешанные формы правления. В них сочетаются элементы парламентской и президентской республики. Наиболее типичным примером смешанного правления является V Республика Франции. Конституция 1958 года, сохранив некоторые атрибуты парламентаризма, фактически оформила установление режима сильной личной власти. Центральной фигурой в системе высших органов государственной власти стал президент, который с 1962 года избирается прямыми выборами. Правительство формируется президентом и ответственно только перед ним. Президент председательствует в совете министров, а премьер — в кабинете министров, который только готовит решения для совета министров. Президент, имея право роспуска парламента, фактически наделен большем властью, нежели глава президентской республики.

Составной частью политической системы является форма государственного устройства. Вопрос о государственном устройстве — это вопрос о том, как организована территория данного государства, из каких частей оно состоит, как определены взаимоотношения центральных и местных органов власти. B соответствии с этими критериями существуют такие основные формы государственного устройства: унитарная, федеративная и конфедеративная. Характерными чертами унитарной формы государственного строя являются: единая конституция; единая система органов государственной власти; единое гражданство; единая судебная система; раздел территории на административно-территориальные единицы. Унитаризм предусматривает централизацию всего государственного аппарата, прямой и побочный контроль над местными органами власти. К унитарным государствам относятся: Франция, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Япония и др. Унитарным государством является и Украина.

Федеративная форма государственного устройства - это союзное государство, которое состоит из государственных образований наделенных юридической и соответствующей политической самостоятельностью. Ее характерные черты: территория федерации состоит из территорий субъектов; субъекты федерации как правило, наделяются учредительной властью в рамках установленной для них компетенции — правом создания законодательных актов; федеративная судебная система обычно формируется по единому образцу; наличие двойного гражданства двухпалатная структура федеративного парламента. Федеративный строй существует в США, Канаде, ФРГ, Австрии, России.

И, наконец, конфедеративная форма государственного устройства. Это — добровольный союз независимых суверенных государств. Каждое государство, входящее в конфедерацию, является независимым членом ООН и других международных организаций, но имеет и общее: валюту, таможенный; сбор, единое экономическое пространство. Пример конфедерации — Европейский союз.

Литература

1. Основы политической науки /Под. ред. проф. В.П.Пугачева – М., 2005

2. Боднар А. Основы политологии (Наука о политике). – К., 2004

3. Політологічний енциклопедичний словник: Навч. посібник для студентів вузів. – К., 1997.

4. Понеделков А.В. Элита (политико-административная этика: проблемы методологии, социологии, культуры). – Изд-во Северо-Кавказского научн. центра. - 1995