Политология как система знаний о политике

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

РЕФЕРАТ

Тема: Политология как система знаний о политике

ПОДГОТОВИЛ:

СТУДЕНТ 454 ГРУППЫ

ОКУНЕВ А.А.

ПРОВЕРИЛ:

Преподаватель кафедры

Путилов П.Д.

Белгород - 2008

ПЛАН

Введение

    Содержание политологии как науки. Объект и предмет политологии.

    Закономерности и методы их исследования в политологии.

    Функции политологии. Политология как интегративная наука.

    Применение политологии.

Заключение.

Рекомендуемая литература.

Введение

Приступая к изучению курса «Основы политологии», мы как бы приобщаемся к той сфере общественного бытия, которая всегда в значительной мере была скрыта от посторонних глаз покровом государственной дипломатической тайны, где общественные интересы и индивидуальные мотивы завязываются в тугой клубок политической интриги, где формируются программы и выносятся решения, определяющие жизнь миллионов людей, ради которых они порой идут на смерть и страдания. Но, несмотря на кажущуюся сверхъестественность и иррациональность, политическая деятельность имеет свою объективную логику, подчиняется определенным нормам и принципам, изучением которых и занимается политическая наука- политология.

1.Содержание политологии как науки. Объект и предмет политологии

Следует сразу оговориться, что сегодня не существует некой единой и монолитной политической науки. В мире насчитывается множество различных научных школ, занимающихся изучением и анализом политических процессов. Их условно можно разделить на три группы. Первая рассматривает политическую деятельность в классовых категориях - это марксистская и неомарксистская теории. Вторая изучает политику через призму социальных процессов, происходящих в обществе. Это направление политической социологии. Третье интерпретирует политологию как науку о власти, изучающую весь комплекс ее проявлений в государственно организованном обществе. Последнее направление, не изолируясь от двух первых, является ведущим в современном обществоведении. Именно его мы и будем придерживаться в процессе изучения курса.

В самом широком смысле, политология - это наука о сущности и системе власти и ее использовании классами, нациями. социальными группами (их специальными политическими организациями-партиями и государствами) для отстаивания своих интересов во внутренних и внешних (международных) отношениях. Политология изучает субъекты политики (политической власти), политические структуры, организации, взгляды, отношения.

В центре внимания политической науки находится проблема власти. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть выступает средством ее реализации. Своеобразие политологии заключается в том, что все социальные явления и процессы она рассматривает относительно политической власти.

Как самостоятельная отрасль социальных наук политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Как известно, объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Объектом политологии являются политические отношения в обществе, т. е. взаимодействие субъектов политики относительно завоевания, использования и удержания власти. Сюда включаются как процессы развития и функционирования власти, так и то, что является объектом политического воздействия - экономические, социальные и духовные интересы. Поэтому политические отношения являются объектом изучения не только политологии, но и философии, социологии, права, истории и других наук. Но каждая из этих наук имеет свой предмет в изучении данного объекта.

Предмет науки составляют специфические законы и закономерности, которым подчинено развитие данного объекта. Предметом политологии являются закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в государственно организованном обществе.

Такой подход к предмету политологии, на первый взгляд, несколько ограничивает сферу применения политической науки. Но это не так. Категория «политическая власть» настолько универсальна, что в той или иной степени охватывает буквально все политические явления. Кроме того, анализ сквозь «призму» политической власти позволяет вычленить в изучаемых социальных процессах новый сущностный уровень, увидеть их теневую, внешне скрытую сторону. К примеру, та дискуссия о путях экономической реформы, которая так бурно протекает в нашем обществе, с точки зрения экономической науки, представляет собой спор о методах и принципах перехода к рынку. Но с точки зрения политологии - это не что иное, как теоретическое отражение борьбы различных социальных сил за обладание экономической, а следовательно, и политической властью в обществе. Именно борьба за власть придает столь драматический и непредсказуемый характер всем общественным процессам в нашей стране. Многое из происходящего за последние годы просто невозможно объяснить без учета фактора власти. Это и «парад» суверенитетов - по сути, перетягивание власти из центра к себе на места, это и столь опасное развитие национализма, и открытое противоборство различных социальных сил, перерастающее в вооруженное столкновение, и борьба политических фракций в Государственной Думе.

Вывод: Именно политология и призвана выявлять тщательно скрываемый фактор власти, стоящий за фасадом всех политических событий, показывать его действительное влияние на происходящие события в стране и за рубежом.

2. Закономерности и методы их исследования в политологии

Как уже отмечалось выше, политология имеет в качестве своего предмета изучения целостную систему закономерностей, характеризующих наиболее существенные и устойчивые тенденции развития и использования власти. В целом все закономерности можно разделить на три основные группы в зависимости от сферы их проявления.

Первая группа - это политико-экономические закономерности, отражающие в наиболее общем плане соотношение между экономическим базисом общества и политической властью.

С точки зрения классического марксизма политика и соответственно система политической, государственной власти детерминированы развитием экономических процессов. Экономические интересы являются в конечном счете социальной причиной любых политических действий. «Политическая власть является лишь порождением экономической власти», - писал К. Маркс.

Вместе с тем, политическая власть, являясь производной по отношению к экономической, обладает достаточно большой степенью самостоятельности. Эта самостоятельность открывает широкие возможности для политического влияния на экономические процессы. Но в то же время самостоятельность политической власти нельзя абсолютизировать. Можно привести немало примеров, когда вмешательство политики в экономику приобретало уродливые, искаженные формы. Создание своего рода культа всемогущей политической власти, попытки с помощью административного принуждения обойти объективные экономические законы, неизбежно ведет в сторону от поставленной цели, к людским страданиям и бесцельной трате ресурсов.

Вторую группу закономерностей составляют - политико-социальные. Они характеризуют развитие власти как особой системы, со своей логикой и структурой. Основной закономерностью системы политической власти является ее стремление к укреплению стабильности. Эта закономерность в разных системах политической власти реализуется по-разному. Например, авторитарная система для управления стабильностью требует максимальной концентрации власти насилия. Демократическая система, напротив, предполагает разделение властей, опору на принципы заинтересованности и согласия.

В советской политологии идея политической стабильности не получила должной разработки, а исследования западных политологов в этой сфере отвергались по идеологическим мотивам. Поэтому, когда мы столкнулись с кризисом собственной системы власти, возник настоящий дефицит научных идей по стабилизации политической ситуации - политическое обновление идет методом проб и ошибок.

Третью группу закономерностей можно условно выделить как политико-психологические. Они отражают наиболее общие тенденции взаимоотношений между личностью и властью. Чем политика является для управляемых и управляющих, какие психологические черты личности определяют ее отношение к политической власти, как власть формирует нужные ей черты личности, чем определяется поведение политических лидеров - вот основные вопросы, на которые можно получить ответ, изучая эту группу закономерностей. Нельзя анализировать политику государств без учета психологических особенностей их лидеров. И чем более авторитарно государство, тем больше его зависимость от психологического склада субъектов, стоящих у руля власти, их причуд, стрессов и прихотей. Но, с другой стороны, и поведение политических лидеров во многом зависит от психологического состояния народа, его отношения к власти и восприятия ее.

Как и любая другая наука политология имеет свою систему категорий - ступенек познания. Центральными категориями являются власть, политика, влияние, авторитет, демократия, свобода, политическая система, политический лидер, конфликт, консенсус.

Польский политолог А. Боднар важное значение придает такой категории, как «политические ценности», считая, что для современных обществ характерны три основных вида ценностей: национальная безопасность и независимость; экономическое благосостояние и развитие; свобода и конституционный порядок.

Важными в политологии являются такие категории, как политический процесс, политические нормы, политическая культура, политический режим, политический экстремизм, политические партии и общественные организации. Сейчас эти категории вам следует только запомнить, так как подробно их мы будем рассматривать в соответствующих темах лекционного курса.

При изучении политических процессов и явлений политология использует различные методы исследования. Ввиду огромных масштабов социальной практики, входящей в сферу интересов науки о политике, последняя использует практически все методы общественных наук, причем отдать приоритет какой-либо одной группе методов довольно сложно: это правовые, социологические, исторические, общелогические. Но есть и такие методы, использование которых в совокупности превращает науку о политике в самостоятельную научную дисциплину.

1. Системный метод. Этот метод в зависимости от общности предмета исследований может касаться политических систем как целостностей (например, буржуазная система, политическая система США и др.); подсистем как части глобальных систем (например, партийная система, система местного самоуправления); элементов политической системы (политическая партия, гражданин), а также при анализе таких проблем, как политические интересы, политические решения, акты выбора и исполнения политического решения.

2. Бихевиористские методы как способ анализа политических явлений через анализ поведения индивидов и групп при исполнении ими определенных политических ролей.

Использование этих методов опирается, прежде всего, на то положение, что политика как социальное явление носит индивидуальный характер, все групповые формы политической деятельности можно вывести из анализа политического поведения индивидов, объединенных групповыми связями.

3. Количественные методы, исходящие из того, что политические явления могут и должны подвергаться измерению. Наиболее популярны три метода количественного характера: статистические методы политической активности; анкетные исследования и опросы; лабораторные эксперименты.

4. Сравнительные методы позволяют путем сопоставления вычленить общее и особенное в политических явлениях, анализировать уроки их эволюции и основные тенденции развития.

Существуют различные формы сравнительного исследования: сравнительно-сопоставительный метод, при котором выявляется природа разнородных политических объектов; ретроспективное сравнение, когда политическое явление анализируется в исторической связи с его генетическими предшественниками; социально-типологическое сравнение и т. д.

Вывод: Закономерности и методология политологии представляют собой специфический предмет данной науки, раскрывающий ее сущность, назначение и функциональную направленность.

3. Функции политологии. Политология как интегративная наука

Как и всякая наука, политология выполняет вполне определенные функции.

Самую общую - гносеологическую (или теоретико-познавательную) функцию пояснять вряд ли необходимо, ибо она выражается в самом тщательном, конкретно-историческом познании всех существенных оснований, связей, отношений изучаемого предмета. Требование ее сводится к максимально объективному подходу к исследованию изучаемых объектов.

Другой функцией политологии является аксиологическая. Это оценочная функция. В отличие от первой функции, которая требует объективности, здесь на первое место выступает именно заинтересованная субъективность. Всякий исследователь, познав то или иное явление политической действительности, обязан оценить его с точки зрения своих, т. е. в широком смысле понимаемых национальных, классовых, общенародных, групповых и т. д., интересов. Вот эта заинтересованность и отличает политологию от всех прочих наук, поскольку выводит ее на прямую связь с большой политикой.

Следующая функция политологии - регулятивная. В принципе ее можно разделить на три: целеполагающую (выдвижение цели), выработка плана действий и регулирование действий по достижению цели. Данная функция предназначена вооружать политическое руководство конкретными планами достижения целей политики оптимальными средствами и отслеживать их реализацию.

И, наконец, важнейшая функция политологии - прогностическая. Всякая наука лишь тогда чего-нибудь стоит, когда она может предвидеть результаты своей деятельности и своего вмешательства в объективный социальный процесс. Политология, обслуживающая потребности государства, несет перед обществом особую ответственность за свои прогнозы, ибо ее предвидение - это предвидение судеб страны, хода и исхода конфликтной, их последствий для национальной безопасности.

Политология, будучи интегративной наукой, содержательно связана с любой из социальных наук. Из науки о государстве и праве политология использует все, что касается формальных организационных структур государственной власти, правовых аспектов политической организации и ее деятельности. Можно сказать, что без данных юридической науки политологический анализ невозможен.

Из экономики политология берет материалы для выявления экономических основ развития политических процессов; показа связей между сферой экономики и организационно-управленческой сферой политики; выявления экономической обусловленности социальной политики государства и его организаций.

Из социологии политолог черпает данные о функционировании общества как целого, групп, входящих в его систему, о личностных, классовых, национальных, общечеловеческих интересах. Социология - наиболее политическая из всех наук об обществе, не случайно в системе социологии выделяются такие субдисциплины, как социология политики, социология государства, социология власти, социология политических отношений.

Тесно связана политология и с психологией. Анализируя деятельность человека в политической сфере, политолог пользуется разрабатываемыми психологией категориями: «личность», «установка», «мотивация». Особую роль здесь играет социальная психология, изучающая поведение малых социальных групп, формы контактов между людьми и т. д.

Такая же тесная связь существует у политологии с исторической наукой. Принцип историзма сейчас не отрицается практически никем. Знание истории той или иной страны, ее социальных и политических институтов, политической борьбы позволяет правильно понять специфику современных политических отношений.

Философия, антропология, демография, этнография также взаимоперекрещиваются своими проблемами с наукой о политике. Политологи используют и данные формальных наук - логики, теории систем, статистики, кибернетики.

Вывод: Политология взаимодействует с целым комплексом гуманитарных и общественных наук и выполняет четыре основных социально значимых функции.

4. Применение политологии

В условиях становления политологии как науки в нашей стране логично возникает вопрос; а что она дает? Существует множество ответов на этот вопрос. В наиболее общей форме ответить на него можно следующим образом.

Политология является частью демократического политического образования. Его первостепенное значение для посттоталитарных государств и прежде всего России, усиливается переходным состоянием их социальных систем. В России радикальность общественных изменений особенно велика. Переход от командной экономики к рыночному хозяйству и от тоталитарной системы к правовому государству требует коренных изменений в политической культуре населения, формирования массового менталитета, адекватного рыночной экономике и плюралистической демократии. Демократическое политическое образование способно в значительной мере ускорить этот процесс.

В нашем обществе оно могло бы выполнить ряд конструктивных функций и прежде всего помочь людям выработать рационалистический и демократический менталитет, усвоить ценности и нормы демократической политической культуры, формировать такие качества, как политическая толерантность (терпимость), готовность к компромиссу и партнерству, стремление к консенсусу, умение цивилизованно выражать и защищать свои интересы, предотвращать или же сглаживать социальные конфликты, укреплять российскую общенациональную идентичность и государственность.

Политология имеет и большое воспитательное значение. Развитие демократического политического сознания населения способствует укреплению у людей чувства гражданского долга, ответственности перед обществом и государством, ограничивает влияние политического радикализма и экстремизма.

Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями человек рискует стать разменной картой в политической игре, превратиться в объект манипулирования со стороны более активных в политическом отношении сил.

Массовая политическая грамотность граждан необходима обществу, ибо она предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому не только отдельный человек, но и все общество прямо заинтересованы в сознательном культивировании политических знаний и культуры.

Процессы радикальных политических преобразований в стране вызвали бурно нарастающую потребность в изучении действительного и неприукрашенного положения дел в обществе для государственных структур. Результаты политических исследований выступают как специфический интеллектуальный товар, заказчиком и получателем которого выступают центральные и местные органы власти, «государственные» политические партии, государственные учреждения. В США и ФРГ, например, одним из крупнейших заказчиков политических исследований выступают структуры, представляющие глав государств, органы исполнительной власти и управления, по контрактам с которыми работают десятки крупнейших политологических центров (например, Фонд Ф. Эберта в Германии). Политология помогает умножить число и улучшить качество альтернативных подходов для принимающих решения, раскрывая социально-политические последствия их действий, которые могут быть и неожиданными, и нежелательными. Например, конкретный политологический анализ мог бы заранее предсказать нелогичность некоторых мер власти в отношении Чеченской Республики, предостеречь от ряда других не до конца продуманных решений власти.

Вывод: Сегодня отечественная политическая наука переживает стремительный подъем, но, вместе с тем, она находится пока лишь в периоде своего становления, только вырвавшись из пут застоя и догматизма.

Заключение

Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями человек рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и эксплуатации со стороны более активных в политическом отношении сил.

Особенно необходимо политическое образование будущим специалистам правоохранительных органов, которым предстоит не только получить определенный объем знаний, но и приобрести умения и навыки быстро ориентироваться в стремительно меняющейся социально-политической ситуации, оперативно адаптироваться в ней, развивать самостоятельно личные способности, активно и творчески решать поставленные жизнью проблемы. Л это в свою очередь предъявляет большие требования к высшей школе, в рамках которой не только разрабатываются программы, структура и содержание нового курса, но и изменяются формы, методы и средства его изучения, особо выделяются те из них, которые активизируют познавательную деятельность обучаемых, более эффективно готовят к жизни в условиях рыночных отношений и развития в стране демократических процессов.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

    Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2002. - Гл. 1.

    Гаджиев К. С. Основы политической науки. – М., 2001. – Лекция 1.

    Лобанов К.Н. Политология. Курс лекций. – Белгород, 2000. – Лекция 1.

Дополнительная литература:

    Алексеева Т.А. Предмет политической философии // Полис. - 1999. - № 3.

    Белов Г.А. Современные концептуальные подходы и методы исследования // Кентавр. - 2002. - № 3.

    Бейме К. Сравнение в политической науке // Социально-политический журнал. - 2000. - № 2.

    Бутенко А.П. Политология как наука и как учебная дисциплина в современной России // Социально-политический журнал. - 2000. - № 9-10.

    Вебер Т. Политическая наука и диагноз времени в ФРГ // Политология вчера и сегодня. - М., 1990, С. 24, 25, 30.

    Гаджиев К.С. Методологические принципы политологии // Вестник МГУ. Серия 12. - 1994. - № 3.

    Демидов Ф.Д. Политология в структуре обществознания // политология и современный политический процесс. - М., 2000. - с. 58-69.

    Купин А.И. Тенденции развития политической науки в России // Общественные науки и современность. - 1996. - № 2.

    Нужды политики и возможности политологии. Заочный “круглый стол” // Полис. - 2001. - № 2.

    Тихомиров В.Б. Профессионализм политолога: анализ, принятие решений, управление событиями // Социально-политический журнал. - 2003. - № 3.