Телевизионная политическая реклама как фактор формирования общественного мнения

Федеральное агентство Российской Федерации по образованию

Тульский государственный университет

Кафедра Социологии и Политологии

Контрольная работа

по политологии на тему:

«Телевизионная политическая реклама как фактор формирования общественного мнения»

Выполнил: Кулакова Е.В.

Принял: Маркеева М.Ю.

Тула - 2007

План

Введение

1. Снижение эффективности телевизионной политической рекламы и доверия общества к ней

2. Причины распространения недоверия и методы решения проблемы

3. Мое мнение о мерах повышения действенности политической рекламы

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Реклама уже давно является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Она предлагается нашему вниманию в различных видах: печатном, телевизионном, визуальном и в виде аудиоинформации, в широком масштабе или всего в нескольких предъявлениях. Благодаря рекламе мы формирует своё мнение относительно продуктов питания, бытовой техники, людей, каким-то образом способных повлиять на нашу жизнь.

Наряду с коммерческой рекламой с каждым годом становится всё более популярной и значимой политическая реклама. С её помощью и под её влиянием формируются наши политические пристрастия, на её основании мы часто делаем свой выбор и решаем, каким будет «лицо» государственного сектора.

В современных теориях циркулирует не один десяток определений политической рекламы. Наиболее совершенным на сегодня нам представляется определение, предлагаемое А. Дейяном: «Реклама – это платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующие в пользу какого-либо товара, марки, фирмы, какого-либо предприятия, кандидата, правительства»1

Данная работа представляет собой анализ теоретического и практического материала касательно телевизионной политической рекламы, её механизмов и влияния на формирование выбора избирателя.

Перед нами стоит цель выявить, насколько эффективна телевизионная политическая реклама, какие ее особенности более всего выражены, и, самое главное, как заставить рекламу работать по-настоящему и объективно формировать мнение избирателей.

В современном обществе тема формирования общественного мнения под воздействием политической рекламы очень актуальна, так как реклама является источником политических знаний избирателей, и от того, насколько она будет правдива, объективна и эффективна зависит будущее нашего государства.

1. Снижение эффективности телевизионной политической рекламы и доверия общества к ней

Телевизионная политическая реклама - для нашей страны явление новое, Сегодня уже можно подвести некоторые итоги почти десятилетней истории ее становления в России. В данной области наметились определенные позитивные сдвиги. В первую очередь, можно отметить значительный количественный рост политической рекламы, который обусловлен освоением все большего числа каналов коммуникации, использованием новых разнообразных типов рекламных обращений. Произошли также качественные изменения: более профессиональным стал подход к ведению рекламных кампаний, используются результаты исследований, осуществляется стратегическое планирование, ведется серьезная разработка рекламных обращений.

Цель политической рекламы заключается в том, чтобы побудить людей к участию в каких-либо политических процессах, в частности, в делегировании тех или иных полномочий каким-то деятелям: иначе говоря, побудить людей к тому или иному типу политического поведения, в том числе электорального. Кроме того, она должна информировать и убеждать. Для этого политическая реклама должна быть логичной, затрагивать эмоциональную сферу, соотноситься с научным мнением, иметь как объективное, так и личностное значение и смысл для человека.

Но в настоящее время возникает проблема двуликости политической рекламы. С одной стороны, она несомненно эффективна. Об этом свидетельствует рост арсенала средств политической рекламы, ее количество и огромные деньги, затраченные кандидатами на ее реализацию. Телевизионная политическая реклама сконцентрированы на внушении, психологическом воздействии на население, в результате чего удается сформировать позитивные установки на те или иные политические объекты или события. Яркие, броские речи, внедрение в общественное сознание под видом объективной информации желательного для некоторой группы содержания, воздействие на болевые точки общественного сознания, возбуждающие страх, тревогу, ненависть, способствуют манипуляции избирателями, реализации декларируемых и скрываемых замыслов, достижение которых манипулятор связывает с поддержкой общественным мнением своей позиции. Телевизионные выступления позволяют зрителям получить наиболее полное представление о кандидатах, оценить их внешние данные, манеру вести себя, умение говорить, знакомят избирателей с положениями их программ, предоставляют самим претендентам возможность проявить ораторские способности, завоевать доверие избирателей, использовать самые разные формы саморекламы.

С другой стороны, эффективность политической рекламы явно меньше, чем должна быть. Об этом свидетельствуют такие проблемы политической рекламы, как отсутствие достоверной, реальной и объективной информации о политическом объекте. Кроме того, теледебаты, ролики, видеоклипы, видеофильмы, телевизионные политические шоу, использование кандидатами новостей – все виды телевизионной политической рекламы направлены на критику существующего экономического и политического положения страны и не предлагают по существу решения этих проблем.

От одной избирательной кампании к другой наши избиратели постепенно накапливают политический опыт. Это, конечно, в основном горький опыт — опыт разочарования в бывших кандидатах, за которых они голосовали и которые проигнорировали их интересы. Они уже не доверяют широковещательным обещаниям. Возникает еще одна проблема – недоверие общества к политике, в результате чего снижается воздействие политической рекламы на мнение избирателей. Соответственно снижаются и возможности рекламы манипулировать политическим сознанием избирателей, не выполняются цели убеждения и информирования общества.

Как следствие этого, современная обстановка в России знаменуется нестабильностью общественно-политической ситуации. Относительно внешнее спокойствие в стране объясняется тем, что население, по большей части, представляет собой пассивную массу. Большинство людей относится к выборам скептически. «Одной из причин такого отношения к выборам является кризис доверия людей к власти вообще и конкретным политическим деятелям в частности».2 Особенно низок интерес к общественно-политическим передачам у молодежи. Только 69,5 % опрошенных интересуются политической жизнью общества. «Анализ показал, что молодежь предпочитает слышать правду. Лживая информация, неоправдавшиеся ожидания вызывают негативные впечатления, разочарования людей и надолго фиксируются в их сознании »3.

Все это говорит о низком уровне эффективности телевизионной политической рекламы в России и доверия населения к ней, она перестала работать в действительности, так как «если экономическая эффективность рекламных затрат в конечном счете зависит от уровня продаж, то политическая эффективность будет определяться уровнем реальной поддержки граждан, демонстрируемой ими через участие в пропагандируемых акциях»4.

2. Причины распространения недоверия и методы решения проблемы

Результаты работы политической рекламы можно проанализировать по количественными оценками. В таблице1 и таблице2 приложения продемонстрированы результаты выборов в государственную думу 1995 г. и 1999г. и соответствующее каждой партии время телевизионной политической рекламы. Таблица показывает несоответствие количества рекламного времени и голосов на выборах, что свидетельствует о неграмотности, ошибках политических имиджмейкеров и консультантов по рекламе, о крайней неэффективности вложения средств в политическую рекламу в России. Кроме того, явка избирателей, составившая 53,9%, совершенно точно подтверждает, что современная политическая реклама не справляется со своими целями: не побуждает общество голосовать и выбирать. В последние годы этот показатель стал еще меньше. Так в 2003 г. в выборах депутатов в Госдуму РФ приняло участие 47,62% населения страны, причем против всех проголосовали 4,32% избирателей.

«Эффективность рекламных акций, сообщений зависит от отношения к ним субъекта восприятия, доверия или недоверия к рекламным воздействиям.»5 Одним из факторов распространения недоверия является отсутствие полноценного диалога, взаимодействия между политической элитой и широкими слоями общественности.

В условиях свободных и многопартийных выборов, пока еще не накоплен опыт "цивилизованной" - т.е. четко подчиненной закону и этическим нормам - конкурентной борьбы сил, стремящихся во власть. Руководство управляет страной старыми методами и не заинтересовано в высокой политической и электоральной активности населения. Об этом говорит тот факт, что в выборах депутатов московской городской думы в 2005 г «впервые в практике выборов в органы государственной власти в Российской Федерации в избирательных бюллетенях отсутствовали строки «Против всех списков кандидатов» и «Против всех кандидатов».6

Существует еще одна причина снижения эффективности политической рекламы: это ее масштабы и однообразность. Следствием этого является раздражение и усталость от огромного массива рекламной продукции, достаточно монотонной и навязчивой.

Сегодняшняя реклама, по мнению специалистов, не выполняет ни одну из своих функций. По мнению старшего преподавателя кафедры политических институтов и прикладных исследований факультета философии и политологии СПбГУ Ольги Сафоновой, политическая реклама, которую наблюдают горожане, не играет особой роли в их выборе.

Специалисты полагают, что повысить эффективность политической рекламы и ее роль в формировании общественного мнения можно, пополнив члены избирательных штабов и команд кандидатов хорошо подготовленным и квалифицированным персоналом, а также использовав честные и добросовестные методы и технологические приемы агитации, однако «за годы становления партийно-политической системы в современной России так и не удалось разработать эффективные способы противодействия «грязным» избирательным технологиям, ставшим неотъемлемой частью российских выборов»7. Они также видят решение данной проблемы в формировании четкой позиции партий и кандидатов, во внедрении в сознание ясного, продуманного в деталях образа - стереотипа, увеличивающего ценность кандидата в глазах избирателей, создании выразительной, оригинальной и нескучной телевизионной рекламы, не повторяющей известные, надоевшие решения, в концентрации внимания на главном (не усложняя процесс восприятия), предлагая лишь то, что важно для избирателя, и обращаясь непосредственно к нему.

Кроме того, огромное количество невнятных однообразных рекламных роликов на телевидение говорит о необходимости государственного регулирования политической рекламы. Так, например, Верховный Совет Украины принял закон “О политической рекламе и политической агитации”, который закрепляет требования к содержанию и порядку распространения политической рекламы. В других странах также существуют законы о политической рекламе. В нашей стране такая реклама есть, а закона ее регулирующего – нет.

3. Мое мнение о мерах повышения действенности политической рекламы

На мой взгляд, усилить эффективность политической рекламы и доверие общества к ней можно, приняв ряд мер.

Во-первых, изменив структуру телевизионной политической рекламы. «Одна из особенностей политической рекламы на телевидении состоит в том, что ее материалы оказываются «плотно нагруженными» визуальными или вербальными образами, которые используются отнюдь не произвольно»8. Такая реклама не направлена на формирование реального и непредвзятого мнения избирателей. Поэтому заставить политическую рекламу работать объективно можно путем формирования национальной идеи, конкретных предложений и планов политических объединений, которые кандидаты в действительности могут претворить в жизнь. Благоприятно на действенность политической рекламы повлияла бы выработка путей и способов решения проблем, стоящих перед страной и обществом, и оглашение их избирателям. Это позволило бы выполнить такую цель политической рекламы, как информирование.

Во-вторых, снизив количество политической рекламы на телевидении в виде коротких роликов, не дающих представления о целях политиков и направленных в основном на популяризацию кандидатов и внушение населению искренности и правдивости конкретной политической организации. Во всем нужна мера. Сейчас всякое чувство меры нарушено. Этот огромный массив рекламы может не столько привлечь избирателей, сколько оттолкнуть.

Фонд «Общественное мнение» поинтересовался у россиян, какие чувства у них вызывает политическая реклама. Только 9% респондентов остаются совершенно равнодушными к пиар-акциям политиков. 22% опрошенных говорили о негативных эмоциях, о раздражении, недоверии к подобного рода информации, и только 7% участников опроса настроены позитивно: у них партийная реклама «вызывает любопытство», остаются «хорошие впечатления», да и просто «интересно».

Об этом политикам нужно подумать, потому что надо выделяться не только на фоне рекламной продукции, но и решать главную задачу: привлечение голосов избирателей. И здесь смена, допустим, формата, характера агитационной, в том числе рекламной, кампании могла бы оказаться очень эффективной.

В-третьих, росту эффективности политической рекламы способствует четкое позиционирование политических объединении, выделение отличий между ними. Современная же политическая реклама акцентирует внимание на «раскручивании» того или иного кандидата, его личных качеств и достоинств. В-четвертых, ориентация политических объединений на приоритеты избирателей, где главные места занимают благополучие семьи, законность, стабильность и здравоохранение, по моему мнению, значительно бы повысила интерес общества не только к политике, политическим организациям, выборам, но и к политической рекламе. Знание настроений людей является залогом построения эффективной рекламной кампании, способствует установлению более доверительного диалога между политиками и избирателями, распространению в обществе атмосферы доверия.

Еще одной мерой повышения доверия общества к политикам и их заинтересованности к выборам, на мой взгляд, является запрет платной телевизионной политической рекламы. «Всем партиям и кандидатам предоставляются равные возможности для ведения бесплатной агитации на телевидении, радио и газетах, прямо или косвенно контролируемых государством, вместе с тем платная агитация остается за рамками регулирования»9. Это приведет к обеспечению равной возможности выступления кандидатов. Ведь не у каждой партии или кандидата хватает средств, чтобы заплатить за значительное количество рекламного времени.

Но, несмотря на все проблемы телевизионной политической рекламы, я считаю, что она сохраняет свою функциональность и является одним из критериев выбора избирателей. Ведь по сути, она является единственным источником политической информации для общества. И хотя политическая реклама не справляется со своими целями, что выражается в апатичности и политической неактивности населения страны, она действует методами внушения, манипулирования и тонкого воздействия на психику избирателями, который вынужден делать нежелательный и не удовлетворяющий его выбор. Поэтому чем более правдивой, грамотной и объективной будет телевизионная политическая реклама, тем больше она будет участвовать в формировании общественного мнения избирателей и тем больше выбор избирателей будет осознанным и осмысленным.

Заключение

В данной работе, я рассмотрела несколько статей из политических журналов, характеризующих современное состояние и уровень развития политической рекламы, отношение к ней населения и уровень его доверия к властям и политикам, а также методы манипуляции населением и особенности восприятия политической информации обществом.

Телевизионная политическая реклама должна информировать общество об идеях политических объединений и кандидатов, вызывать интерес населения страны к политике, убеждать в эффективности и необходимости проведения именно такой политической программы. В настоящее же время она больше направлена на рекламирование имени партии или кандидата, их номера в избирательных бюллетенях, на внушение избирателям за кого голосовать путем использования тонких психологических приемов и знаковых средств: цветового решения, логотипов, звуковых и вербальных рядов. Вследствие этого политическая реклама еще действенна, однако, на мой взгляд, вынужденный выбор избирателей не удовлетворяет их самих. Поэтому я пришла к выводу о снижении эффективности политической рекламы и доверия общества к ней. Не смотря на то, что политическая реклама продолжает внушать и воздействовать на людей, она перестала работать в действительности, не справляясь с функцией информирования, предоставляя ложную информацию. В атмосфере недоверия, политическая реклама не справляется с функцией убеждения и побуждения людей участвовать в политической сфере жизни общества.

Кроме того, я не обнаружила никакого государственного регулирования политической рекламы с целью повышения ее эффективности. Все это говорит о низком уровне развития телевизионной политической рекламы в России, недостаточном и не результативном использовании ее возможностей.

В целом можно сказать, что цель данной работы выполнена. Проанализировав некоторые источники, в том числе статьи из региональных и иностранных газет, я выявила несколько проблем политической рекламы и пути их решения, а также предложила собственные меры, для формирования объективного и непредвзятого общественного мнения.

Список использованной литературы

  1. Аксенова О.Н. Особенности восприятия политической телеинформации молодежью // Социологические исследования. - 2006. - №4. - С. 160

  2. Владыкина И.К., Плесовских С.Н, Феномен доверия и политическая реклама // вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. - 2000. - №1. - С.184

  3. Гельман В.Я. Выборы по-русски: правила игры в Российской электоральной политике //Россия и современный мир. – 2006. - №2. – С. 234

  4. Елизаров В.Г. Выборы депутатов московской городской думы – 2005: от особенностей до уроков // Журнал о выборах.-2006.-№1.-С. 54

  5. Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. – С. 253

  6. Назаров М.М, Папантиму М.А. Знаковая структура телевизионной политической рекламы // Политические исследования. - 2001. - №2. - С. 192

  7. Пискун К.В. Российские СМИ в условиях трансформации социальной структуры современного российского общества// Журнал о выборах. – 2006. - №2. – С. 49

  8. Соловьев А.И., Решетов К.И. Политическая реклама в коммуникативной стратегии государства // Вестник МГУ. Серия 12. политические науки. - 1999. - №3. - С. 128

Приложение

Таблица 1

Ведущие рекламодатели на ТВ в предвыборную компанию в Госдуму 1995 г.

Название партии (движения)

Общее рекламное время

Процент полученных

на выборах голосов

"Наш Дом - Россия"

7 час. 21 мин.

9, 89

"Блок Ивана Рыбкина"

7 час. 2 мин.

1, 12

ЛДПР

5 час. 16 мин.

11,06

КРО

2 часа 29 мин.

4, 29

"Мое Отечество"

1 час 28 мин.

0, 72

ДВР - Объединенные демократы

1 час 18 мин.

3, 90

"Стабильная Россия"

1 час 3 мин.

0, 12

"Вперед, Россия"

1 час 2 мин.

1, 96

"Женщины России"

55 мин.

4,60

"Яблоко"

53 мин.

6,93

Социал-демократы

38 мин.

0, 13

"Блок Д. Давиташвили"

37 мин.

0, 48

ПРЕС

36 мин.

0, 36

"Партия любителей пива"

35 мин.

0, 65

"Кедр"

32 мин.

1, 40

КПРФ

349 сек.

22, 31

Аграрная партия России

90 сек.

3, 78

Партия самоуправления трудящихся

37 сек.

4, 01

Таблица 2

Ведущие рекламодатели на ТВ в предвыборную компанию в Госдуму 1999 г.

Название партии (движения)

Общее рекламное время, сек

Процент полученных

на выборах голосов

"Яблоко"

21880

5,93

СПС

15430

8,52

Единство

7080

23,32

ЛДПР

6780

5,98

Отечество-Вся Россия

2210

13,13

1 Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. – С. 29

2 Владыкина И.К. Феномен доверия и политическая реклама // вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. - 2000. - №1. - С. 141

3 Аксенова О.Н. Особенности восприятия политической телеинформации молодежью //Социологические исследования. - 2006. - №4. - С. 143

4 Соловьев А. Политическая реклама в коммуникативной стратегии государства // Вестник МГУ. Серия 12. политические науки. - 1999. - №3. - С. 65-66

5 Владыкина И.К. Феномен доверия и политическая реклама // вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. - 2000. - №1. - С. 143

6 Елизаров В.Г. Выборы депутатов московской городской думы – 2005: от особенностей до уроков // Журнал о выборах.-2006.-№1.-С.22

7 Пискун К.В. Российские СМИ в условиях трансформации социальной структуры современного российского общества// Журнал о выборах. – 2006. - №2. – С. 36

8 Назаров М.М, Знаковая структура телевизионной политической рекламы // Политические исследования. - 2001. - №2. - С. 148

9 Гельман В.Я. Выборы по-русски: правила игры в Российской электоральной политике //Россия и мир в новом веке. – 2006. - №2. – С. 59