Современные формы и методы правового воспитания молодёжи: проблемы и цели

Современные формы и методы правового воспитания молодёжи: проблемы и цели

Каждый из нас имеет правосознание, совершенно независимо, знает об этом или нет, заботится о нем, укрепляет его или нет. Нет человека без правосознания, но есть множество людей с пренебреженным одичавшим правосознанием. Этот духовный орган необходим человеку, он участвует так или иначе во всей его жизни даже тогда когда человек совершает преступление, предает Родину; ибо слабое, уродливое, рабское, продажное правосознание остается правосознанием, хотя его духовное строение оказывается неверным, а его мотивы ложными.

Словом человек не может обходиться без правосознания, ибо всякая случайная встреча с другим человеком ставит вопрос о праве и не праве, о моем праве и твоем праве. И каждое такое явление обращается к правосознанию человека и приводит его в движение.

К сказанному выше необходимо добавить, что в каждый конкретно-исторический момент культура определенной социальной среды накладывает глубокий отпечаток на состояние правосознания населения. И студенческая молодежь, являясь составной частью общества, испытывает на себе все негативные составляющие переходного процесса в стране.

Так, духовное состояние постсоветского общества является достаточно типичным для кризисных, переходных периодов истории человечества. Господствующие в обществе нравственные установки, нормы, ведущий психологический настрой общества, будучи зависимым, от экономических и политических факторов, в настоящее время, во многом определяет направленность и темпы формирования правосознания населения.

Если молодой человек склонен сомневаться в таких социальных ценностях как Родина, патриотизм, гражданский долг или просто отвергает все эти основы жизни, то о правосознании, его сущности и жизненной необходимости он вряд ли и вспоминает.

Самое большее, о чем помышляет такой человек, - это о своих личных правах и привилегиях, а именно как бы их закрепить за собою и расширить в свою пользу, но о том, что действующее в стране право не может жить и применяться вне обыденного правосознания, не может поддерживать и оберегать ни семью, ни Родину, ни порядок, ни государство, об этом современный человек чаще всего не задумывается.

Это ведет к двум последствиям: с одной стороны, действующее в стране право не может совершенствоваться в своем содержании и начинает отвергаться как ничего не значащее; с другой стороны, происходит медленный подрыв и постепенное ослабление его организующей силы.

Правосознание разучилось видеть добро и зло, право и бесправие, все стало условным и относительным, водворились беспринципность и социальное безразличие, надвигается эпоха духовного нигилизма и публичной продажности, характеризующееся следующими чертами:

Отрицание духовной личности, духовной культуры, веры, семьи, Родины как самостоятельных ценностей.

Сведение человеческой жизни к материальному благополучию.

Неверие в силу личной свободы.

Вера в силу механической покорности, диктаторского приказа, запрета, особенно в условиях типичных для переходных периодов.

Современная молодежь, олицетворяя, большой политический и научный потенциал, является объектом глубокого изучения по всем направлениям. Изучение проблем молодежи может помочь вскрыть тенденции и направленность развития молодежи и различных групп и слоев общества в частности, поскольку в студенчестве аккумулируются многообразные процессы, характерные для всего общества.

Нынешние студенты становятся свидетелями многих изменений в политической, правовой, социальной и экономических сферах. Современное студенчество как наиболее активная часть общества - это реальная сила, способная оказывать воздействие и направлять эти изменения. Поэтому проведение научных исследований и совершенствование знаний о студентах позволит целенаправленно использовать их высокую политическую, научную и социальную активность в интересах общества, а, следовательно, с большей эффективностью руководить процессом воспитания наших студентов, как будущих специалистов с высоким уровнем культуры и правового самосознания.

История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению знаний о праве и правопорядке, для чего используются церковь, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные юридические заведения. Иными словами, правовое воспитание является основным компонентом идеологической функции любого государства, и в частности в России, в условиях экономического и политического кризиса.

Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В приднестровском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст.1 Конституции РФ. Укрепление норм воспитанности в сознании человека вырабатывает прочное правовое сознание. В данном случае воспитание, как процесс - это средство, а сознание, как результат - цель.

В современный период, когда со всей остротой встали проблемы перестройки правового мышления, ломки устаревших стереотипов в правотворчестве и правоприменении, повышения уважения и доверия к закону и правоохранительным органам со стороны населения, основными направлениями исследований студенческой молодежи в области права является изучение того влияния, которое социально-политические экономические изменения оказывают на уровень и качество правового сознания студенческой молодежи, на повышение ее правовой активности, на понимание его значения и роли права в жизни общества.

Исходя из этого, социальная проблема заключается в обострении противоречий между объективно возрастающей роли студенчества, как будущих специалистов, выполняющих многие социальные функции и недостатками в развитии их правового сознания. Проблема данного исследования носит теоретико-прикладной гуманистический характер.

Она заключается, с одной стороны, в возрастающем понимании в обществе субъектами политических и правовых решений, субъектами организации воспитательного процесса необходимости повышения эффективности работы по формированию адекватного современности правового сознания студенческой молодежи, с другой стороны, еще недостаточно осмысленна концептуально не только сама система правового воспитанию в ВУЗе, но и практическое отсутствие (недостаток) информации, позволяющей организовать эффективную работу по правовому воспитанию в ВУЗе, в особых условиях, в которых вынуждены находиться новообразовавшиеся государства

Обратимся к определениям правового воспитания, данных отдельными авторами. Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру.

Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Кваша А.А. определяет правовое воспитание через его составные элементы: "правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности".

"Отсюда" - продолжает автор, "необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон".

"Правовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры". Каждое из этих определений несет в себе субъективное видение автора, но все они объединены общим пониманием необходимости формирования в человеке идеи права, воспитания уважения к закону, порядку.

Таким образом, правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции.

Но, правовое воспитание может быть успешным лишь тогда, когда его цели объективно обусловлены, отражают состояние общества, тенденции и закономерности его экономического, социального, политического и духовного развития.

В формировании целей ведущее место занимают потребности общества. Они - первопричина, движущая сила этого процесса. Для успешного его завершения необходимо четко определить не только потребности, но и возможности проведения правовоспитательной работы и достижения этого результата. Анализ возможностей конкретизирует цели. Без установления потребностей и возможностей нельзя сформулировать реальные, осуществимые цели, а не обусловленная потребностями и не обеспеченная возможностями правовоспитательная работа не может быть целенаправленной и целесообразной.

Цели правового воспитания могут быть общими для всех граждан и специальными (специфическими) для социальных общностей, групп населения, коллективов, отдельных лиц.

При этом во внимание принимаются демографические, профессиональные, психологические и некоторые другие особенности, а также интересы, запросы, материальные и духовные потребности воспитуемых, их социальное и правовое положение, ценностные ориентации, стандарты поведения, уровень правового сознания, правовой воспитанности и культуры.

Общими основными целями правового воспитания граждан нашей страны, в том числе молодежи, являются: повышение уровня их правовых знаний, формирование и развитие у них правосознания, правовой воспитанности, правовой культуры, выработка таких качеств, как уважение к праву, убежденность в его необходимости и полезности, чувства законности и правового долга, непримиримость к правонарушениям, готовность, умение и привычка действовать всегда и в любой ситуации правомерно и активно, участвовать в применении норм демократического права и их совершенствовании, в охране правопорядка.

Для каждой группы воспитуемых основные общие цели конкретизируются, формируются промежуточные, ближние, частные цели, определяются наиболее существенные из них.

Правовоспитательная работа среди молодежи предусматривает, прежде всего, ознакомление с законами. При этом было бы не правильно исходить из того, что у нашей молодежи нет никаких знаний о праве.

Правовое воспитание неразрывно связано и реализуется через правовое образование - непосредственное получение знаний. Правовое обучение - это "способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания" Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения.

Общие требования общества к правовому (юридическому) воспитанию и обучению граждан (школьному обучению), оформились в официальных документах, так, стандарт основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) формулирует цели правового обучения школьников, заключающиеся в "развитие познавательных интересов в процессе восприятия правовой информации, развитие нравственной и правовой культуры; воспитание гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции ПМР; освоение знаний, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина".

В процессе обучения акцент делается на выработке правильного понимания принципов и норм права, умения давать адекватную реальности социально-политическую и юридическую оценку различным фактам, ситуациям и противоречиям, особенно тем, с которыми воспитуемые встречаются в повседневной жизни.

При этом конечно, речь не идет о том, чтобы дать всей молодежи профессиональную подготовку юриста или должностного лица, занимающегося правоприменительной практикой.

В ходе проведения мероприятий правовоспитательного характера нормы права часто иллюстрируются фактами из правовой практики. Такое изложение способствует лучшему усвоению материала.

Основные цели, указанные выше, достижимы лишь при соблюдении в правовоспитательной работе следующих основных принципов: научность, плановость, систематичность, последовательность и дифференцированность, обеспечение комплексного подхода, а также создание благоприятных условий для реализации развитого здорового правосознания на практике.

Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, прочную установку следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку.

Цель и средства правовоспитательной работы соотносительны и составляют диалектическое единство. Без надлежащих средств трудно, а подчас и невозможно реализовать цель. Средство, которое не соответствует цели, может исказить ее. Исторический опыт показывает, что применение антигуманных, аморальных средств для достижения целей приводит к обесчеловечиванию самих целей, к подрыву их моральной ценности, к подмене ложными целями.

В современной литературе называются и характеризуются различные средства и формы правового воспитания. Однако в работах, посвященной проблеме правового воспитания, средства его осуществления не отграничены с достаточной четкостью от форм воспитательной работы. Более того, отдельные авторы, в ряде случаев относят некоторые явления и к средствам и к формам правового воспитания.

Между тем, такое разграничение имеет не только теоретические, и практическое важное значение для научной организации всей работы по правовому воспитанию и обучению.

Например, М.М. Галимов писал: “Если средства правового воспитания служат каналами передачи идейного содержания правовоспитательной работы, то формы правового воспитания выступают как способ внешнего выражения содержания и предстают, прежде всего, как типы конкретных мероприятий по правовому воспитанию".

Казалось бы, четко представляя различие между названными явлениями, М.М. Галимов должен был столь же четко проводить это различие и при анализе, но он проявил определенную непоследовательность, называя правовой лекторий в одном месте устным средством правовой пропаганды, а в другом - формой.

Однако правовой лекторий не является ни “каналом передачи идейного содержания правовоспитательной работы”, ни ”способом внешнего выражения содержания", ни “конкретным мероприятием”. Правовой лекторий, независимо от того, кем, где и на какой срок он создан, представляет собой социальный институт (общественное учреждение) для осуществления правового информирования слушателей и проведения правовоспитательной работы.

К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике ее реализации.

Особое место здесь занимает проблема “правового минимума", некоего обязательного уровня знания права (уровня правовой осведомленности), которым должен обладать каждый гражданин общества, независимо от его социального статуса.

Предпосылкой эффективного управления этим процессом является явное представление о системе источников правовой информации и их реальном использовании гражданами. Определяющая роль в системе источников правовой информации принадлежит средствам массовой информации, а также правовому всеобучу.

Дифференциация подхода в применении этих средств должна иметь место применительно как минимум к четырем основным группам: законопослушные граждане, осужденные, потенциальные и реальные правонарушители, и юристы - профессионалы.

Каждая форма правового воспитания имеет свои особенности, характерные черты. Они могут быть классифицированы по разным основаниям. Таких оснований (критериев) довольно много.

Одним из критериев разграничения форм правового воспитания является количественный охват испытуемых. По этому основанию можно различать формы правового воспитания конкретного лица, отдельной группы, всей молодежи.

От этих форм следует отличать формы индивидуального, группового и массового воздействия. В данном случае речь идет о том, кто воздействует на воспитуемого - одно лицо, группа или широкие массы.

В каждой конкретной обстановке применение тех или иных методов правового воспитания имеет свои особенности. При проведении правовоспитательной работы необходимо учитывать, в частности, что людям, особенно молодежи, присущи в большей или меньшей степени подражание и внушение.

В правовоспитательной работе важным является положительный пример, активное участие в правовой жизни общественных организаций, коллективов, государственных органов, общества в целом.

Следовательно, выбор форм и методов зависит от конкретных целей, содержания и объема знаний, которые нужно дать молодежи, от наличия времени для работы, материальных средств, возможности воспитателей, их квалификации, особенностей воспитуемых, объективных условий, в которых проводится работа. Во всех случаях необходимо учитывать уже имеющиеся у молодежи правовые знания и убеждения, правовой опыт и навыки.

Библиография

    Болонина С.В. Правосознание молодежи в условиях системного кризиса // Юрист, №10, 2004, с.66-70

    Вершок И.Л. Об экологическом правосознании // Государство и право №3, 2003г.

    Гранат Н.А. Правосознание и правовая культура. // Юрист, №11/12. с.2-8.

    Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе. // Государство и право. №8, 2003г.