Российская геополитическая стратегия

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет, функции и задачи геополитики

2. Роль информационных потоков в современной геополитике

3. Геополитическая стратегия России

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Предмет, функции и задачи геополитики

Геополитика есть наука об отношении земли и политических процессов. Она зиждется на широком фундаменте географии, прежде всего географии политической, которая есть наука о политических организмах в пространстве и об их структуре. Более того, геополитика имеет целью обеспечить надлежащим средством политическое действие и придать направление политической жизни в целом. Тем самым геополитика становится искусством, именно искусством руководства практической политикой. Геополитика – это географический разум государства.1

Политолог Э.А. Поздняков утверждает, что геополитика главное внимание направляет на раскрытие и изучение возможностей активного использования политикой факторов физической среды и воздействия на нее в интересах военно-политической, экономической и экологической безопасности государства. Практическая геополитика изучает все, что связано с территориальными проблемами государства, его границами, с рациональным использованием и распределением ресурсов, включая и людские.2

Итак, можно сформулировать краткое определение: геополитика – наука, система знаний о контроле над пространством.

Геополитика рассматривает пространство с точки зрения политики (государства). Она более динамична по сравнению с политической географией.

Как и всякая наука, геополитика имеет предмет исследования, который постоянно меняется, втягивая в свой круг новые проблемы развития природы и человечества. Геополитика стала комплексной, многоуровневой дисциплиной, как стал многополярным и многомерным мир, многоуровневой – глобальная мировая политика. Современная геополитика анализирует развитие событий на глобальном, региональном, субрегиональном и внутригосударственном уровнях, отражающих интересы государств. Под воздействием новых обстоятельств мир постоянно меняется, его база насыщается новыми элементами, которые не отменяют географические факторы, а добавляются к ним и формируют геополитическую модель современного мира. Эта модель находится скорее в динамике, чем в статике.

С середины ХХ в. в результате бурно протекающей научно-технической революции к новым элементам предмета геополитики добавились экономические процессы. Их влияние на политическую ситуацию в мире в конце ХХ столетия резко возросло. Общественное разделение труда, связанное во многом с НТР, добычей природных ископаемых, их переработкой, утилизацией отходов и другими факторами, привело к реальной глобализации экономических процессов.

Экономические процессы, научно-техническая революция все больше влияют на окружающую географическую среду, экологическую обстановку, на самого человека, общество (размещение производства, перемещение рабочей силы, строительство новых городов и т.д.) Экономические интересы выступают на первый план при установлении всех форм международных отношений. А так как глобальные экономические процессы, протекающие на планете, отличаются высокой динамичностью, то они предопределяют нестабильность современной геополитической ситуации.

На второе место в геополитике отошли собственно географические условия жизнедеятельности стран. Но эти два важных фактора не могут исчерпывающе характеризовать геополитическое положение современного мира, динамику отношений между государствами, народами, окончательно определить место страны или группы стран в мировых отношениях и в мировой политике. Кроме того, существует еще ряд обстоятельств, оказывающих больше влияние на геополитику и служащих предметом ее исследования:3

• вызванные научно-технической революцией военно-технические средства: оружие массового поражения и средства его доставки, обнаружения и поражения оружия противника, управления войсками и их маневрами и т.д. Современное состояние дел в военной сфере таково, что ставит под сомнение основной тезис отцов геополитики о неуязвимости стран Северной Атлантики – “внешнего полумесяца”, или “Хартленда”;

• научно-техническая революция внесла существенный вклад в развитие электронных средств связи. Они сформировали “коммуникативное” мировое сообщество, в частности сеть Интернет. Страны и народы, разделенные ранее огромными расстояниями, сейчас стали, по сути, в плане электронного общения соседями. От состояния электронной связи во многом зависит протекание жизни во всех сферах общества, но первостепенное значение приобретают военная и экономическая сферы;

• важнейшее значение приобрели темпы развития науки, занимающейся разработкой новой техники и технологии, а также общественно-политических наук, обеспечивающих стратегию и тактику геополитической линии в международных отношениях;

• близко к предыдущему фактору примыкает уровень образования и культуры населения. От этих качеств зависят в немалой степени применение на практике тонких технологий, развитие экономической сферы и науки, военного дела и т.д.;

• уровень культуры влияет на состояние мировых религий, которые в последние десятилетия ХХ в. (особенно ислам) оказывают все большее влияние на геополитический баланс сил;

• немаловажное значение имеет и эффективность деятельности политического режима государства, уровень мышления, компетентности правящей элиты, уважение к законам и указам населения страны, общества.

Геополитика как научная дисциплина имеет многообразные связи с жизнью отдельного государства, союза государств, противостоящих блоков. Она отражает объективные связи и закономерности реальной жизни, что позволяет ей выполнять определенные функции.4 Наиболее важные из них познавательная, или гносеологическая, прогностическая, управленческая, идеологическая. Некоторые ученые называют в качестве самостоятельных функций аксиологическую, или оценочную, воспитательную, или функцию политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры населения. Но, на мой взгляд, они органически входят в познавательную, прогностическую, управленческую и идеологическую функции.

Познавательная функция связана, прежде всего, с изучением тенденций геополитического развития стран и народов, изменением различных явлений, процессов, событий. В научном познании геополитической жизни чаще всего пользуются совокупностью теоретических знаний из жизни государств, стран, народов, используя методы сравнения, аналогий, экстраполяции, но также широко применяют и эмпирические исследования. Они обеспечивают приоритет новых эмпирически обоснованных знаний о геополитической действительности.

Прогностическая функция геополитики вытекает из познавательной, тесно смыкается с ней. Собственно, любые исследования – теоретические, эмпирические – проводятся во многом для того, чтобы дать более или менее верный прогноз развития геополитических сил, полей, обозначить конфигурацию стран или союзов, их влияние на развитие международных, этнических отношений, уладить возможные локальные конфликты и выработать рекомендации для их предотвращения или погашения.

Управленческая функция геополитики проявляется, прежде всего, в сборе анализе эмпирической информации, выработке конкретных управленческих решений и рекомендаций. Без оптимального объема информации, без должного ее анализа, выводов и рекомендаций ученых политическим лидерам, военным руководителям, экономистам невозможно принимать верные решения, управлять геополитическими процессами, да и вообще руководить конкретной сферой общественной, политической, финансово-экономической жизни.

Итак, управленческая функция геополитики конкретно проявляется в том, что ее прикладная часть напрямую участвует в подготовке, разработке практических рекомендаций для управления геополитическими событиями, формирования, руководства.

Идеологическая функция геополитики так же многогранна, как и предыдущие. Сама по себе эта дисциплина долгие десятилетия была яблоком идеологического раздора и считалась в СССР лженаукой, идеологией империализма, фашизма, оправдывающей агрессивные устремления высокоразвитых стран к мировому господству. Это действительно было и есть. Поэтому геополитика часто выступает на практике как адвокат сильных мира сего.

2. Роль информационных потоков в современной геополитике

Для любого государства состояние его политических отношений с другими государственными образованиями является определяющим фактором внутренней стабильности и безопасности.

С наступлением эпохи информационного общества геополитическая картина мира кардинально изменилась. В первую очередь основными ресурсами в информационном обществе стали информация и информационные технологии, которые вытеснили или понизили значимость таких стратегических ресурсов, как природные ископаемые, население, территория и т.д. С появлением глобальных информационно-телекоммуникационных сетей изменился фактор относительной открытости или замкнутости континентальных и морских держав, а также фактор удаленности и досягаемости. Информация сейчас может передаваться по открытым телекоммуникационным сетям практически мгновенно, а, следовательно, в информационном обществе (ИО) территории со слаборазвитой сетевой инфраструктурой могут оказаться более удаленными от очагов общественной жизни и цивилизации, чем острова в Тихом океане, оснащенные системами спутниковой связи. Уровень развития сетевых технологий, их интеграция в различные области общественной жизни, концентрация узлов сетевой инфраструктуры и других сетевых ресурсов на одних территориях и их отсутствие на других в информационном обществе всегда приводит к промышленному, экономическому, культурному отставанию и общему регрессу территорий и государств, находящихся в стороне от информационных потоков. Изучение вопроса о том, кто реально контролирует информационные потоки и сетевую инфраструктуру, направляя их через территории различных государств, может подсказать идею о разделении всех держав в информационном пространстве на государства, владеющие информационными и сетевыми технологиями, и государства, не имеющие собственных позиций в этой области и находящиеся в зависимости от направленности информационной политики государств, доминирующих в информационном пространстве, что неизбежно приводит к ущемлению национальных интересов государств, обладающих меньшим информационным потенциалом. Такие государства в информационно-психологической сфере попадают почти в колониальную зависимость к государствам-владельцам сетей и технологий, что позволяет говорить о зарождающемся в ИО процессе разделения территорий на колонии и метрополии – современном информационном неоколониализме.5

Формирование ИО привело к пересмотру старых положений в политике в целом и в геополитике в частности. Основными качественными изменениями, отражающими новые условия и содержание геополитической конкуренции в ИО, являются следующие.6

1. Расширение понятия геополитического пространства и пространства геополитической конкуренции. Геополитическое пространство в ИО приобретает новое измерение, включая в себя пространство информационных и психологических отношений современного общества.

Борьба геополитических субъектов, их союзов и коалиций за достижение информационного превосходства, за обладание более развитыми информационными ресурсами, открывающими лучшие возможности для установления контроля над информационными ресурсами соперников в этой борьбе, становится основным направлением геополитической конкуренции и существенно меняет весь ее характер.

2. Изменение в оценке стратегически важных ресурсов. Информационные ресурсы ИО, включающие в себя информационные потоки, информационно-телекоммуникационные сети и объекты их инфраструктуры, а также источники, порождающие (генерирующие) информацию или придающие ей в процессе анализа и обработки новое качество (например, порталы научно-исследовательских центров с их высоким интеллектуальным потенциалом), являются важнейшим стратегическим ресурсом для каждого субъекта геополитической конкуренции, за обладание которым в основном и разворачивается геополитическая борьба, в результате которой одни субъекты получают преимущества, а другие их теряют, что отражается на состоянии их безопасности.

3. Изменения в выборе и оценке традиционных союзников и противников в геополитической борьбе. В результате изменения в иерархии стратегически важных ресурсов, за обладание которыми (или правом оказывать влияние на их добычу, распределение и использование) между отдельными геополитическими субъектами разворачивается соперничество, и приоритетного значения информационных ресурсов при оценке мощи субъекта геополитических отношений происходит снижение роли географического положения государств относительно транспортных коммуникаций и источников полезных ископаемых, а интересы и стратегия их достижения “морских” и “континентальных” держав, преследовавших при прежней геополитической картине мира противоположные цели, сближается и становится практически идентичной, что позволяет им успешно преодолевать эти различия и вступать в союзы и коалиции. В ИО выбор традиционных союзников и противников в геополитической борьбе зависит не от их островного или континентального расположения и преобладающей роли морских или сухопутных коммуникаций в перемещении людских ресурсов и материальных ценностей, а от уровня развития информационных ресурсов и от их совместимости, а также от совместимости национальных идеологий их совершенствования и дальнейшего развития. При этом традиционно “морская” и традиционно “континентальная” держава могут выступать в информационно-психологической борьбе в виде коалиции, преследуя общие геополитические цели.

4. Новые субъекты геополитической конкуренции (виртуальные коалиции). Кроме традиционных субъектов геополитической конкуренции, действующих на глобальном и региональном уровне, – государств и различного рода межгосударственных коалиций – в информационно-психологическом пространстве возникают принципиально новые образования, включающиеся в геополитическую борьбу – виртуальные союзы и коалиции, в которые на равных правах могут входить государства, транснациональные корпорации, медиа-холдинги и т.д., масштабы, деятельности которых имеют глобальный характер (т.е. охватывают значительные территории), а результаты деятельности могут приводить к последствиям, влияющим на политику государств и их коалиций на международном уровне. При этом обладание государственным суверенитетом, собственной территорией и населением вовсе не является обязательным условием участия субъекта в геополитической конкуренции, что существенно отличает информационное общество от индустриального.7

5. Возможность бесконфликтного сочетания сотрудничества и противоборства в геополитических отношениях. Ранее геополитическая конкуренция осуществлялась в рамках единого географического пространства и распределенных в нем ресурсов. В таких условиях практически невозможно было без возникновения внутренних противоречий сочетать союзнические отношения и конкурентную борьбу между союзниками. В результате конкуренция, как правило, осуществлялась тайно, нередко приводя к развалу союза (коалиции).

В современном мире конфликты и противоречия сосуществуют с координацией действий и сотрудничеством, находясь в диалектическом единстве. Дело не сводится к тому, что противоречия между странами или группами стран в одной сфере уравновешиваются настоятельной необходимостью кооперации в другой. Имеются одновременно противоречия и кооперация внутри отдельных направлений взаимодействия государств.

Информационная (информационно-психологическая) сфера с ее интенсивно развивающимися процессами, в результате которых одни государства увеличивают свой информационный потенциал, а другие его теряют (так как информация обладает высокой мобильностью и концентрируется там, где для ее оборота и реализации созданы наиболее благоприятные условия), создает множество самостоятельных направлений и разновидностей социальных отношений. Для геополитических субъектов стремление контролировать эти социальные отношения и процессы может стать причиной возникновения на этой почве геополитического соперничества.

6. Изменения системы категорий оценки силы субъектов геополитической конкуренции в информационно-психологической сфере. Совокупная мощь субъектов геополитических отношений в информационно-психологической сфере оценивается по следующим категориям:

    способность контролировать собственный сегмент информацион­ного пространства;

    способность эффективно противостоять конкурентам в информационной сфере;

    способность расширять сферу своего влияния в информационном пространстве.

Способность контролировать собственный сегмент информационного пространства обусловлена наличием у субъекта геополитических отношений достаточного информационного (интеллектуального и научно-технического) потенциала, обеспечивающего его независимость и устойчивое развитие национального сегмента информационного пространства.

Оценка геополитической мощи государства-субъекта геополитической конкуренции в информационно-психологическом пространстве по данной категории основана на уровне развития информационно-телекоммуникационной структуры, объемах потоков накопленной и циркулирующей в этих сетях информации, лидерстве в разработке, внедрении высоких технологий по отношению к другим субъектам геополитической конкуренции, отсутствии информационной (экономической, политической, культурной) зависимости национальных информационно-телекоммуникационных структур этого субъекта от импорта стратегически важной информации и информационных технологий из субъекта-донора.

Способность эффективно противостоять конкурентам в информационной сфере обусловлена наличием у субъекта геополитических отношений достаточного информационного потенциала сил и средств, обеспечивающих информационную безопасность национального сегмента информационного пространства.

Оценка геополитической мощи государства-субъекта геополитической конкуренции в информационно-психологическом пространстве по данной категории основана на уровне развития систем обеспечения безопасности информационно-телекоммуникационной структуры, целостности накопленной и циркулирующей в этих сетях информации, наличии возможностей эффективно восстанавливать собственный информационный потенциал после нанесенного ущерба.

Способность расширять сферу своего влияния в информационном пространстве обусловлена наличием у субъекта геополитических отношений достаточного потенциала сил и средств, обеспечивающих достижение превосходства (доминирования) в информационно-психологической сфере.

Оценка геополитической мощи государства-субъекта геополитической конкуренции в информационно-психологическом пространстве по данной категории основана на:

    возможностях организовывать и проводить информационно-психологические операции в агрессивных целях (геополитическая экспансия в форме информационно-психологической войны) и в целях укрепления совокупной геополитической силы государства (субъекта геополитической конкуренции);

    способностях создавать коалиции (союзы) с другими геополитическими субъектами в процессе информационного противоборства и осуществлять соперничество внутри них за лидерство и дополнительные частные преимущества.

В прошлом геополитические конфликты возникали вокруг физического и военно-политического раздела и передела мира, отдельных его регионов и, соответственно, принимали форму вооруженной, военно-политической или идеологической с военными приготовлениями конфронтации. В настоящее время, когда основная схватка за сферы влияния, достигающая размаха борьбы за передел мира, ведется в информационно-психологической сфере особыми, латентными методами и средствами, в понятие мощи (силы) геополитического субъекта, кроме его информационных ресурсов, обладания информационным оружием и практическим опытом его применения, входит потенциал отражения информационно-психологической агрессии, включающий в себя психическое здоровье общества и факторы, связывающие информационное общество в единое социально-культурное целое – национальное самосознание, национальную идеологию и четкую, последовательную и эффективную информационную политику.

7. Информационно-психологическое воздействие как средство обеспечения геополитического баланса. Информационное противоборство, реализуемое в форме информационно-психологических операций, – основное средство обеспечения геополитического баланса в современном многополярном мире, вступившем на стадию построения информационного общества. Решение практических задач геополитической конкурентной борьбы с использованием средств и методов информационного противоборства позволяет, в частности, даже слабым государствам и коалициям давать асимметричный ответ на вызов конкурирующих геополитических субъектов.

8. Информационная экспансия. Традиционно под экспансией в геополитике понимались, прежде всего, территориальные приобретения и установление военно-политических сфер влияния, а также деятельность в данном направлении (политика экспансии). Сегодня экспансия – это непрерывный полилинейный процесс, нацеленный на множество объектов и потому порождающий целый комплекс разноплановых конфликтов. Так называемая “мирная” экспансия осуществляется многими государствами и их группировками в отношении друг друга одновременно, поэтому можно говорить об их “взаимопроникновении” или, иными словами, образовании комплекса взаимозависимостей и противоречий (например, обеспечение информационного превосходства). Внутрикоалиционная экспансия периодически сопровождается “добровольными” взаимными уступками сторон, хотя общий их баланс, конечно, благоприятствует сильнейшей из них.

Экспансия геополитического субъекта в информационно-психологическом пространстве выражается в достижении информационного доминирования средствами информационно-психологической войны (дешевыми, универсальными, конспиративными, доступными и обладающими высокой оперативностью и эффективностью применения), которые, несмотря на свою явно агрессивную природу, еще не относятся современным информационным обществом к разряду вооруженной агрессии, т.е. их использование в качестве инструмента внешней политики не приводит к возникновению прямой военной конфронтации с государствами, ставшими жертвами такой агрессии, и, в целом, мирные отношения с ними сохраняются, несмотря на значительный ущерб, сравнимый с ущербом от ведения боевых действий на территории этих государств. В силу этих явных преимуществ информационно-психологической агрессии перед агрессией военной, экономической и политической в информационном обществе операции информационно-психологического воздействия являются основной формой экспансии, используемой политическим руководством государства для распространения своего влияния на другие субъекты геополитической конкуренции, в целях защиты национальных интересов и обеспечения государственной безопасности.

9. Неоколониализм информационного общества. Важной чертой информационно-психологической экспансии субъектов геополитической конкуренции является так называемый “информационный (информационно-психологический) неоколониализм”, разделяющий все страны и регионы мира на субъекты, доминирующие в информационно-психологическом пространстве и являющиеся источниками экспансии, и на субъекты, не обладающие необходимыми информационными ресурсами, технологиями и развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой и являющиеся поэтому информационно зависимыми от субъектов-доминантов.

В соответствии с энергетическим принципом развития цивилизации, преимущества имеет система, которая структурно организована так, что извлекает для использования из внешней среды большее количество энергии из разнообразных источников. Информация (знания) создается на основе затрат ряда энергетических ресурсов (природных, человеческих, технических). Очевидно, что получение доступа к этой информации (знаниям) несоизмеримо по энергетическим затратам с процессом их создания. Высвободившиеся собственные ресурсы направляются на создание технологического и экономического отрыва от конкурентов. Те страны, которые создали механизмы получения необходимых знаний (информации) извне, смогли фактически превратить информационных доноров в неоколониальные образования ИО. Примером может служить политика США, которая, используя такие глобальные информационные системы, как Internet, получает доступ к интеллектуальным продуктам всего мирового сообщества. Исходя из этого, можно утверждать, что в условиях информационного общества возможности по привлечению, трансформации и использованию сторонней энергии через информационную сферу становятся важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность и независимость национальных экономик.

Современное информационное общество устанавливает новые геополитические приоритеты, определяющие направления деятельности государственных структур власти в информационном (информационно-психологическом) пространстве.8

1. Освоение нового геополитического пространства:

    создание национальной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность субъекта геополитических отношений в новом пространстве;

    формирование национального сегмента в новом геополитическом пространстве;

    установление контроля и освоение стратегически значимых ресурсов;

    расширение влияния в новом геополитическом пространстве – информационное доминирование и информационная (информационно-психологическая) экспансия.

2. Защита национальных интересов в новом геополитическом пространстве:

    создание системы обеспечения безопасности национального сегмента информационного пространства, включающей в себя, в том числе, государственную систему противодействия акциям и операциям информационно-психологической войны;

    формирование системы сил и средств ведения информационного противоборства;

    приобретение геополитических союзников в информационно-психологическом пространстве.

3. Интеграция контролируемого данным субъектом геополитических отношений сегмента его информационного пространства в совокупное геополитического пространство этого субъекта:

    установление связей, обеспечивающих эффективное взаимодействие социальных систем и обмен ресурсами, распределенными в различных компонентах совокупного геополитического пространства, через информационное пространство;

    перенос части деятельности и процессов из различных компонентов совокупного геополитического пространства в информационное пространство;

    усиление потенциала и возможностей геополитической конкуренции в отдельных компонентах совокупного геополитического пространства за счет использования потенциала (ресурсов и возможностей) национального сегмента информационного пространства;

    усиление потенциала и возможностей геополитической конкуренции в информационном пространстве за счет использования потенциала (ресурсов и возможностей) отдельных компонентов совокупного геополитического пространства.

4. Поддержание общего геополитического баланса с учетом нового пространства геополитических отношений:

    инициализация выработки международно-признанных правил и норм деятельности субъектов геополитических отношений в информационном пространстве;

    участие в создании международных систем обеспечения безопасности в информационном пространстве;

    использование потенциала и возможностей осуществления скрытого информационного (информационно-психологического) воздействия на субъектов геополитических отношений, чья деятельность угрожает сохранению геополитического баланса.

3. Геополитическая стратегия России9

Россия, как геополитический субъект является основой Евразии и совпадает с геополитическим понятием "Центральной Земли" континента.

Являясь "Географической Осью Истории", Россия географически, ландшафтно, лингвистически, климатически, культурно и религиозно – диалектически объединяет евразийский Запад и евразийский Восток.

Россия является основным носителем континентальной идеи и тем самым основной альтернативой атлантизму.

В настоящий момент, при активном развитии военных, стратегических и экономических технологий, для России никакого иного, кроме как континентального суверенитета не может быть.

В системе геополитических интересов России выделяются три уровня – глобальный, региональный и субрегиональный.

На глобальном уровне геополитические интересы России состоят: в утверждении континентализма, как системы мирового устройства, с формированием многополюсного мира; активном и полноправном участии России в создании такого мирового порядка; занятии Россией места в новом мироустройстве соответствующего ее геополитической роли, а также исторической, политической, экономической и интеллектуальной значимости, военно-политическим и внешнеэкономическим возможностям и потребностям, причем не только современным, но и потенциальным.

На региональном уровне – в обеспечении стабильного международного окружения на основе поддержания добрососедских, партнерских отношений между Россией и другими государствами, поддержании политической и экономической стабильности в государствах по всему периметру границ России, продвижении и закреплении ее военно-политических и экономических позиций на международной арене на основе использования механизмов регионального сотрудничества.

На субрегиональном уровне – в развитии всесторонних взаимовыгодных связей с новыми независимыми государствами и участие в развитии интеграционных процессов между ними на взаимной основе, достижении согласия с ними о координации, как общей политики, так и конкретных действий по обеспечению взаимной безопасности.

Россия привержена континентальной модели мира, предполагающей многополюсный мир на основе формирования геополитической биполярности. Она отрицает мондиализм, как концепцию мироустройства.

Существо геополитической биполярности состоит в существовании и взаимодействии двух больших блоков стран – континентальных и морских, с выраженной множественностью полюсов силы внутри каждого из них.

Геополитической целью России до 2050 года является утверждение континентальной многополюсной модели устройства мира на основе формирования геополитической биполярности за счет создания евразийского континентального союза в противовес атлантическому. Это исключит мондиализм, как направление развития Цивилизации.

Эта цель достигается решением следующих основных геополитических задач:

1. Возрождение России, как континентального геополитического центра силы.

2. Формирование континентального блока стран, который был бы способен эффективно противостоять атлантическому блоку во всех сферах.

3. Дезорганизация атлантического блока настолько, чтобы он лишился наступательных возможностей против континентальной цивилизации.

В своем геополитическом развитии Россия, являясь самодостаточным государством, опирается преимущественно на собственные ресурсы. Это не исключает совместных действий с геополитическими союзниками России.

В своих действиях Россия руководствуется нормами Международного права, положениями Российской Конституции и других основополагающих правовых актов Российской Федерации.

Являясь ядром континентальной евразийской оси и великой мировой державой, Россия реализует действия по проведению и защите своих геополитических интересов в глобальном масштабе.

Способ проведения геополитических интересов России в жизнь и их защиты определяется сильными и слабыми сторонами России и ее геополитических противников, а также избранными способами действий последних.

К числу основных сильных сторон западного атлантического блока относятся высокая организованность, доминирование в структурах международной власти, информационном и экономическом пространстве планеты. Их основные слабые стороны – отсутствие возможности осуществлять идеологическое управление основной массой населения планеты в силу необходимости скрывать истинные цели. Отличительные признаки применяемых методов и способов – высокоорганизованные, информационно-экономические методы как основные, действует преимущественно в правовом поле им самим созданном, с опорой на легальные структуры власти. Основной его геополитической стратегией является "петля анаконды", которая нацелена на "удушение" континентальной России за счет оттеснения ее от морских пространств с постепенным отсечением от нее окраин.

Основными сильными сторонами России и ее геополитических союзников пока остаются потенциальная возможность идеологического управления народом, его способность к самопожертвованию. Основные слабые стороны – низкий уровень организации и разобщенность континентального блока стран в целом, более слабые информационные и экономические возможности.

Указанные особенности противоборствующих сторон и избранный способ действий геополитических противников России определяет способ действий России при проведении в жизнь ее геополитических интересов: опираясь на геополитику, как идейную основу возрождения государственности России и ее статуса цивилизационного континентального центра силы, восстановить традиционный для России тип государственности, сосредоточив, в дальнейшем, основные усилия на последовательном восстановлении геополитического контроля (вплоть до присоединения) над государствами "ближнего зарубежья" и формировании основы континентального геополитического блока в противовес атлантическому, с последующим распространением своего геополитического влияния в мире, сосредоточением усилий по узким направлениям, рассекая "петлю анаконды" атлантического геополитического блока на всю ее глубину "геополитическими разломами".

Таким образом, геополитическая стратегия России должна включать два аспекта: консолидацию вокруг России евразийской геополитической оси с прорывами на отдельных направлениях через промежуточную геополитическую область (Rimland) к собственно геополитической области морской цивилизации для создания ей в этих областях угрозы и структурного расчленения атлантического блока.

Это определяет наименование настоящей стратегии "Стратегия локального глубокого прорыва".

В настоящее время слабым местом в структуре морской цивилизации является южное, где Россия, опираясь на дружественную ориентацию Ирака, Ирана и Индии, при неопределенности ситуации в Афганистане, имеет наивысшие возможности для выхода к внутренним областям морской цивилизации в Индийском океане.

В случае успеха такого геополитического прорыва, Россия сможет оказывать геополитическое давление в направлении Юго-Восточной Азии, наиболее динамично развивающегося региона Земли, и в направлении Африки. Это вынудит западный блок перераспределить свои силы и снизить геополитическое давление на собственно Россию и ее ближайших союзников.

В дальнейшем, используя новую мировую ситуацию, Россия сможет осуществить геополитический прорыв на юго-западном (балканском) направлении с выходом через Средиземное море и Африку к Атлантическому океану.

В более отделенной перспективе основные усилия России будут сосредоточены на установлении глубоких дружеских отношении с Германией и Японией, с целью формирования большой евразийской геополитической оси Берлин-Москва-Токио.

Соответственно, действия России по проведению стратегии своего геополитического развития включают следующие основные этапы:

1. Этап "внутренней консолидации", который по продолжительности может составить от 3 до 5 лет. Его существо состоит в выработке геополитической идеи развития России, признания ее народом, консолидации на этой основе всех сторон жизни общества.

2. Этап "формирования ядра континентального геополитического блока", который по продолжительности может составить от 4-6 до 10-15 лет. Его существо состоит в объединении вокруг России стран ближнего зарубежья и восстановления определяющего влияния России в странах – геополитических союзниках( прежде всего в Ираке, Иране, Индии и Кубе).

3. Этап "геополитических прорывов", который по продолжительности может составить от 30 до 40 лет. Его существо состоит в осуществлении геополитического прорыва к Индийскому океану и в последующем прорыва на балканском направлении с выходом к Атлантике.

Для проведения своей геополитической политики Россия использует все методы противоборства, которые могут быть сгруппированы в 4 основные группы: идейно-религиозные, информационно-технологические, экономические и военно-силовые.

В идейно-религиозной сфере должна быть разработана, принята и распространена в стране и за рубежом государственная идеология на основе геополитических идей, с опорой на традиционные для России общинные ценности (отраженные в концепциях православия, мусульманства и коммунизма, игравших роль государственной идеи или имевших широкое распространение на различных этапах существования нашей страны), при одновременном насаждении плюрализма в отношении других идеологий и религиозных систем, как основного механизма нейтрализации их деятельности (политическая концепция "Геополитического абсолютизма"). Это позволит сформировать идейную основу геополитической деятельности России, как внутри страны, так и на внешнеполитической арене.

В информационно-технологической сфере целью действий России должно стать завоевание превосходства в управлении в сочетании с опережением атлантического блока по отдельным наиболее важным научным направлениям, к числу которых относятся фундаментальная наука, информационные и космические технологии, а также системы оружия на новых физических принципах. В основу деятельности в этой сфере будет положена политическая концепция "Контролирующего внедрения", существо которой состоит в том, что внешняя научно-техническая политика России должна быть направлена на распространение таких технологий, которые позволили бы делать технологически зависимыми от нее другие страны, целенаправленно влиять через распространение технологической и научной информации на направленность научно-технологической деятельности иных государств, в сочетании с внедрением через глобальные компьютерные системы (Интернет) в системы управления стран атлантического блока с целью установления такого контроля над их деятельностью, который позволил бы нарушать при возникновении конфликта функционирование системы государственного и военного управления этих стран.

В экономической сфере в основу деятельности России в течении ближайших 15-20 лет может быть положена политическая концепция "Энергосырьевого шантажа с опорой на силовой баланс", существо которой состоит в повышении за счет экономических и политических мероприятий степени зависимости иных государств от России в энергетическом и сырьевом отношении с использованием в дальнейшем этой зависимости для оказания давления на политику этих стран, сдерживая их от применения военной силы за счет достижения военного паритета.

В военно-силовой сфере в основу деятельности России в ближайшие 10-15 лет должна быть положена концепция "Рассеянного противоборства с опорой на ядерное сдерживание", существо которой состоит в том, что проводя широкомасштабное информационное и экономическое противоборство, военно-силовые действия Россия допускает как вынужденную меру и осуществляет их с опорой, в основном, на силы специальных операций и местные дружественные России военизированные формирования, допуская ограниченное использование своих сил общего назначения из состава Вооруженных Сил для ведения конфликтов низкой интенсивности (масштаба вооруженный конфликт – локальная война). Сдерживание от увеличения масштаба конфликтов осуществляется угрозой применения ядерного оружия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Алехин Э.В. Геополитика / Учебное пособие. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2005.

    Вепринцев В.Б., Манойло А.В. Обеспечение геополитических интересов и информационной безопасности государства в процессе интеграции информационного и космического пространств // Стратегическая стабильность. – 2003. – №3 (24).

    Вепринцев В.Б., Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Операции информационно-психологической войны: методы, средства, технологии, краткий энциклопедический словарь – М.: Горячая линия – Телеком, 2003.

    Дугин А. Основы геополитики. – М.: Арктогея, 2000.

    Концепция геополитического развития российской федерации на период до 2050 года [Электронный ресурс]: www.patriotika.ru/files

    Кочетов З.Г. Геоэкономика. – М., 1999.

    Манойло А.В. Россия и Европа: информационное сотрудничество в условиях глобализации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2004. – № 11 (231).

    Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны / Монография. – М.: Горячая линия – Телеком, 2003.

    Нартов Н.А Геополитика / Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000.

    Тихомиров Ю.В. Геополитика / Учебное пособие. – М., 1998.

1 Алехин Э.В. Геополитика / Учебное пособие. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2005.

2 Кочетов З.Г. Геоэкономика. – М., 1999.

3 Нартов Н.А Геополитика / Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000.

4 Тихомиров Ю.В. Геополитика / Учебное пособие. – М., 1998.

5 Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны / Монография. – М.: Горячая линия – Телеком, 2003.

6 Вепринцев В.Б., Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Операции информационно-психологической войны: методы, средства, технологии, краткий энциклопедический словарь – М.: Горячая линия – Телеком, 2003.

7 Манойло А.В. Россия и Европа: информационное сотрудничество в условиях глобализации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2004. – № 11 (231).

8 Вепринцев В.Б., Манойло А.В. Обеспечение геополитических интересов и информационной безопасности государства в процессе интеграции информационного и космического пространств // Стратегическая стабильность. – 2003. – №3 (24).

9 Концепция геополитического развития российской федерации на период до 2050 года [Электронный ресурс]: www.patriotika.ru/files