Анализ влияния плавания на физиологические функции дошкольников

Размещенно на http://www.

Введение

занятие плавание динамика физиологическая

Глава 1. Обзор литературы

1.1 Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста

1.2 Влияние занятий плаванием на здоровье детей

Глава 2. Цель, задачи, материалы и методы исследования

2.1 Цель и задачи исследования

2.2 Организация исследования

2.3 Общая характеристика обследованных лиц

2.4 Характеристика методик исследования

2.4.1 Антропометрические исследования

2.4.2 Методы оценки физиологических функций

2.4.3 Методы оценки физических качеств

2.4.4 Педагогический эксперимент

2.5 Характеристика занятий плаванием

2.6 Методы статистической обработки

Глава 3. Характеристика динамики физиологических качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий плаванием (результаты собственных исследований)

Выводы

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Введение

За последнее время произошло существенное снижение показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей. Это связано с ухудшением социально-экономических условий жизни, ухудшением оздоровительной и воспитательной работы с дошкольниками, плохой экологией и пр.

В настоящее время перед нами остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни. Эти проблемы неоднократно обсуждались специалистами различных сфер деятельности.

По моему мнению, приоритетными должны быть средства физической культуры и спорта.

Среди других видов спорта, на мой взгляд, плавание сочетает в себе возможность гармоничного развития организма, выраженную оздоровительную направленность, важное прикладное значение, эмоциональную притягательность водной среды.

Объект исследования: старшие дошкольники.

Предмет исследования: влияние занятий плаванием на физиологические качества и физиологические функции старших дошкольников.

Глава 1. Обзор литературы

1.1 Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста

Первые 7 лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем.

Нервная система координирует деятельность всех органов и систем, обеспечивает эффективное приспособление организма к изменениям окружающей среды, формирует целенаправленное поведение. Нервная система обеспечивает связь частей организма в единое целое. Она осуществляет координацию всех висцеральных процессов, протекающих в организме, которые, в свою очередь, влияют на деятельность нервной системы. В период дошкольного детства интенсивно развиваются функции всех органов, включая и кору головного мозга, высшую нервную деятельность. Этому сопутствует одновременное развитие психики детей. Постепенно формируются эмоции, ощущения, восприятия, память, внимание, мышление, речь (Прищепа И.М. 2006)

В процессе онтогенеза головной мозг развивается неравномерно. В пренатальном периоде, прежде всего, формируются отделы, которые отвечают за функционирование жизненно важных органов (продолговатый мозг, ядра среднего и промежуточного мозга). К концу внутриутробного периода развиваются первичные проекционные поля. К моменту рождения структуры мозга позволяют осуществлять жизненно важные функции (дыхание, жевание, глотание) и простейшие реакции на внешние раздражители. Таким образом, осуществляется принцип минимального и достаточного обеспечения функций. В постнатальном периоде продолжается интенсивное развитие мозга, в особенности коры больших полушарий.

Наибольшее увеличение толщины коры происходит на первом году жизни, а затем постепенно замедляется.

Проекционные поля прекращают расти к 3 годам, а ассоциативные — в 7 лет.

Начавшаяся впервые месяцы жизни дифференцировка вставочных нейронов заканчивается в 3-6 лет. Полное развитие вставочных нейронов в ассоциативных областях отмечается в 14-летнем возрасте.

В развитии коры в онтогенезе выделяют следующие этапы. Первый год характеризуется увеличением размеров нервных клеток, дифференцировкой вставочных нейронов, увеличением аксонов и дендритов. К 3 годам образуются нейронные группировки, включающие различные типы нейронов. В 5-6 лет продолжается дифференцировка и специализация нервных клеток и усиливается межнейрональная интеграция в определенных областях коры.

Первыми формируются проекционные отделы, обеспечивающие контакты с внешним миром с момента рождения. Затем созревают ассоциативные области, ответственные за психическую деятельность.

Для развития каждого последующего уровня необходимо полное созревание предыдущего. Этот принцип развития мозга в онтогенезе JI.С. Выготский назвал «снизу вверх».

Двигательные функции у новорожденного не сформированы. Впервые месяцы после рождения движения хаотичны, непроизвольны.

К 4—5 месяцам жизни созревают полосатое тело и ядра двигательных анализаторов в коре. В это время появляются простые направленные движения, хотя до двух лет они остаются неустойчивыми и нечеткими. Целенаправленные движения появляются к 3 годам. К этому времени формируется двигательный нервный центр, полная же дифференциация его заканчивается к 7—10 годам.

Вегетативная нервная система новорожденных отличается незрелостью. Характерной ее особенностью впервые годы жизни ребенка являются повышенная возбудимость, непостоянство вегетативных реакций, значительная их выраженность. У детей, особенно грудного возраста, наблюдается неустойчивость показателей вегетативных функций, например частоты дыхания и пульса. Устойчивость их начинает развиваться на втором году жизни ребенка. Впервые годы жизни главную роль в регуляции функций внутренних органов играет симпатический отдел вегетативной нервной системы. Парасимпатический отдел включается в рефлекторные реакции с 3-го месяца жизни. К 3 годам тонус парасимпатических нервов становится более выраженным. Однако преобладающее влияние симпатической нервной системы сохраняется до 7 лет.

Объем сердца от периода новорожденности до 16-летнего возраста увеличивается в 3—3,5 раза. Растет сердце наиболее быстро в течение первых двух лет жизни, затем в 5—9 лет и в период полового созревания. К 2 годам линейные размеры сердца увеличиваются в 1,5 раза, к 7 годам — в 2 раза. Рост сердца в длину идет быстрее, чем в ширину (длина удваивается к 5—6 годам, а ширина — к 8—10 годам). В течение первого года жизни рост предсердий обычно опережает увеличение желудочков. С двухлетнего возраста развитие и предсердий, и желудочков происходит примерно одинаково, а после 10 лет желудочки растут быстрее, чем предсердия. Масса сердца удваивается к концу первого года жизни, утраивается — к 2—3 годам, к 6 годам возрастает в 5 раз, а к 15 годам увеличивается в 10 раз по сравнению с периодом новорожденности. (Сапин, М.Р., Сивоглазов В.И, 2002г.).

В дошкольном возрасте объемная скорость кровотока на единицу массы тела в 2 раза больше, чем у взрослых. При этом кровяное давление у детей намного ниже. Так, у 6-летнего ребенка систолическое давление составляет 95-105мм рт. ст. Тонус сосудов у детей постоянный и не регулируется функциональными потребностями организма.

В течение первого года жизни человека кости растут медленно. До 7 лет рост увеличивается и становится максимальным после 11 лет. В это время формируется окончательный рельеф кости и костномозговые полости. В процессе онтогенеза на 6-11-й неделе эмбрионального развития начинают формироваться суставы. К моменту рождения они анатомически сформированы, хотя эпифизы костей, входящие в состав сустава, состоят из хрящевой ткани. Энхондральное окостенение начинается в течение 1-2-го года жизни и заканчивается в юношеском возрасте. У детей 2—3 лет в связи с активной двигательной деятельностью связки и суставы формируются наиболее активно. Подвижность суставов максимальна в 3-8-летнем возрасте, а окончательно формирование ее заканчивается в 13—16 лет. В возрасте 6—10 лет происходит усложнение всех составных частей сустава, которое заканчивается в 13-16 лет.

Позвоночник в процессе индивидуального развития закладывается у 2-недельного эмбриона в виде хорды, и ее остатки сохраняются у ребенка до 7-летнего возраста.

Межпозвоночные диски у детей относительно толще, чем у взрослых. С возрастом диски теряют эластичность, студенистое ядро между позвонками уменьшается в размерах и толщина дисков становится меньше.

Позвоночник имеет два вида изгибов: лордоз и кифоз. Лордоз обращен выпуклостью вперед (шейный, поясничный), кифоз — выпуклостью назад (грудной, крестцовый). У плода позвоночник имеет форму дуги, у новорожденного он почти прямой. Когда ребенок начинает держать голову (3 месяца), возникает шейный лордоз, садиться (6 месяцев) — грудной кифоз. В 9—12 месяцев ребенок начинает стоять и формируется поясничный лордоз, а вместе с ним и крестцовый кифоз. Окончательное развитие изгибов позвоночника завершается к 7 годам.

Грудная клетка у новорожденного имеет пирамидальную форму, ребра лежат почти горизонтально. С ростом грудной клетки у ребенка изменяется и ее форма. До 7 лет грудная клетка удлиненная, к 15 годам ее поперечный размер увеличивается, окончательная форма достигается к 17—20 годам. Процессы окостенения в скелете грудной клетки начинаются на 8-й неделе внутриутробного развития. Головки ребер срастаются с телом в 18—25 лет.

Кости конечностей (кроме ключицы), как и весь скелет, в онтогенезе проходят три стадии. У новорожденных эпифизы хрящевые, их окостенение заканчивается в течение 5-10 лет. Сращение эпифизов с диафизами происходит после 15—18 лет, причем у девочек на 1—2 года раньше, чем у мальчиков. Процесс окостенения в костях конечностей начинается в различные сроки и имеет неодинаковую продолжительность. В ключице он начинается на 6-й неделе эмбрионального развития и к моменту рождения полностью заканчивается. Предплюсна окостеневает с 3 месяцев до 5 лет.

Для младенческого периода характерны наибольшие скорость роста тела в длину и темп нарастания массы. Рост увеличивается на 50 %, а масса тела утраивается. В дальнейшем до пубертатного периода таких темпов роста не наблюдается. Ежегодная прибавка массы тела составляет 1,5-2,0 кг, роста — 4-5 см.

В возрасте 5-7 лет имеет место полу - ростовой скачок — увеличение скорости роста тела в длину. В это время конечности растут быстрее, чем туловище. После завершения полу - ростового скачка и до пубертатного периода темпы роста длины и массы тела самые низкие. В это время ребенок вытягивается, уменьшается количество подкожного жира. Пропорции тела ребенка уже приближаются к пропорциям взрослого, хотя ноги у него короче. Абсолютные размеры черепа соответствуют таковым взрослого.

Развитие мышц во время внутриутробного периода начинается с синтеза миозина и актина в 5-недельном возрасте. Мышечные волокна у новорожденных в 5 раз тоньше, чем у взрослых, поперечная исчерченность их выражена слабо. (Сапин, М.Р., Сивоглазов В.И, 2002).

В период с 3 до 6 лет формируются три типа мышечных волокон, которые отличаются метаболизмом и сократительными свойствами. Возрастают сила и быстрота движений, в беге появляется фаза полета, увеличиваются ловкость и гибкость. В конце полу - ростового скачка созревают нервные центры, управляющие мышечной координацией. В это время происходит дальнейшее развитие мышц рук, и формируются тонкие координационные способности (способность к письму).

К 5 годам более интенсивно развиваются разгибатели, и увеличивается их тонус, что свойственно взрослому человеку.

В дошкольном возрасте число миофибрилл в мышечном волокне увеличивается в 15—20 раз. Во всех мышцах интенсивно растут сухожилия, продолжает разрастаться соединительная ткань. Для ребенка 3—6 лет характерны генерализованные физиологические реакции, т.е. на слабые и внешние воздействия организм реагирует активацией различных физиологических систем. Этот способ неэкономичен, сопровождается быстрым исчерпыванием резервов и не может обеспечивать нормальное функционирование в течение длительного времени. Таким образом, в организме нет функциональных возможностей для длительного поддержания устойчивых состояний, что проявляется быстрым утомлением при физических нагрузках. Ребенок 6-7 лет способен выдерживать небольшую физическую нагрузку не более 5—7 мин. Еще менее устойчивы дети этого возраста к статическим физическим нагрузкам.

В младшем школьном возрасте скелетные мышцы ребенка существенно меняются, обеспечивая высокую подвижность и неутомляемость. Во всех органах и системах происходят морфофункциональные преобразования, создающие благоприятные условия для осуществления больших объемов мышечной работы. Только к этому возрасту морфофункциональное развитие мышц обеспечивает длительное поддержание работоспособности. Динамика работоспособности в младшем школьном возрасте отражает повышающуюся надежность функционирования организма ребенка. Объем выполняемой работы у детей 7-10 лет увеличивается в 4 раза. Дети в этом возрасте уже в состоянии длительно, устойчиво поддерживать функциональную активность.

В пренатальном периоде органы дыхания плода практически не функционируют, а необходимый для жизни кислород он получает через плаценту. С первым вдохом новорожденного легкие расправляются, и устанавливается ритмическое дыхание, частота которого колеблется от 40 до 60 в минуту. Механизм первого вдоха связан с действием на нервные клетки дыхательного центра углекислого газа, растворенного в крови. При рождении ребенка его концентрация повышается вследствие нарушения плацентарного кровообращения. Накапливающийся в крови углекислый газ действует гуморально непосредственно на нервные клетки дыхательного центра и рефлекторно через хеморецепторы кровеносных сосудов. В результате активизируется дыхательный центр и включается механизм дыхания. (Прищепа М.Н. 2006).

Дыхательная система ребенка первого года жизни имеет существенные особенности. Дыхание младенца частое (до 50—60 дыхательных движений в минуту), что обеспечивает высокий уровень легочной вентиляции. В период с 1 года до 3 лет по мере роста грудной клетки и развития межреберных мышц дыхание становится грудобрюшным. Частота его уменьшается до 35—40 циклов в минуту. В возрасте 6—7 лет происходит интенсивный рост ребер и изменяется их положение. Более длинные ребра меняют форму грудной клетки — ее передняя часть опускается вниз. Межреберные мышцы начинают играть ведущую роль в организации вдоха и выдоха. Резервный объем заметно увеличивается, что создает благоприятные условия для работы легких, особенно при физической нагрузке. В младшем школьном возрасте происходит дальнейшее увеличение дыхательных объемов, что расширяет резервные возможности организма в условиях физической нагрузки и адаптации. В подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие легких, жизненная емкость приближается к уровню таковой у взрослых.

1.2 Влияние занятий плаванием на здоровье детей

Плавание - способ передвижения в воде, это циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка. Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: физическим упражнениям и водной среде. Воздействие воды на организм начинается с кожи. Вода очищает ее, улучшая тем самым ее дыхание и питание. (Кузнецова М.Н. 2007).

Давление воды препятствует выполнению вдоха, а при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, что приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру. При плавании вырабатывается новый автоматизм дыхания. При этом увеличивается легочная вентиляция и жизненная емкость легких. (Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. 1991г.).

Кроме плотности и давления воды существенное влияние на организм оказывает ее теплоемкость. Когда человек находится в воде, его организм излучает тепла на 50-80% больше, чем на воздухе. Благодаря этому у него повышается обмен веществ.

Плавание благоприятно влияет на сердечно - сосудистую систему. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца.

При плавании человек находится в состоянии невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела – это создает условия для формирования правильной осанки, отсутствует опасность травмирования опорно-двигательного аппарата. (Кузнецова М.Н. 2007).

Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания ребенок лучше засыпает, крепче спит, улучшаются внимание и память.

Также плавание является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур. (Махнева М.Д. 2004г.).

Гипотеза исследования - предполагается, что занятия плавания влияют на сердечно - сосудистую, дыхательную системы организма детей старшего дошкольного возраста.

Глава 2. Цель, задачи, материалы и методы исследования

2.1 Цель и задачи исследования

Цель работы - выявить влияние двухмесячного цикла занятий плаванием на состояние функций и качеств организма старших дошкольников.

Задачи:

1. Сравнить параметры функций организма детей, занимающихся и не занимающихся плаванием.

2. Оценить динамику физиологических параметров организма детей в результате одного занятия в бассейне.

3. Оценить динамику физиологических функций организма детей за двухмесячный период занятий плаванием.

2.2 Организация исследования

Педагогический эксперимент проводился на базе детского сада №120 г. Санкт-Петербурга, с согласия заведующего и родителей. Помогали в проведении эксперимента: преподаватель физической культуры Татаринова О.О. Исследования проводились в период с 1.10.2010 по 25.12.2010 Обследования детей проводились с 10 до 11 часов утра. Проводила Толстых Юлия Николаевна.

2.3 Общая характеристика обследованных лиц

Педагогический эксперимент проведён с участием детей старшего дошкольного возраста. Дети были разделены на 2 группы:

1. занимающихся плаванием.

2. не занимающихся плаванием.

Исследования проводились раз в неделю продолжительностью два с половиной месяца. Обследованные дети не имели заболеваний и патологий в развитии.

2.4 Характеристика методик исследования

Для определения воздействия занятий плаванием на детей старшего дошкольного возраста использовались следующие методы исследования:

  • Объективные исследования: рост, вес, окружность грудной клетки, окружность головы.

  • Функциональные методические исследования: артериальное давление и частота сердечных сокращений, проба Штанге.

  • Исследование физического состояния (тест на быстроту, координацию, силу, выносливость, гибкость).

  • Педагогический эксперимент.

2.4.1 Антропометрические исследования

Измерения проводились при помощи тщательно проверенных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты.

Измерение роста (длины тела) осуществлялось с помощью вертикального ростомера. Порядок измерения: ребенок вставал босыми ногами на площадку ростомера спиной к шкале, тело выпрямлено, руки свободно опущены, колени разогнуты, стопы плотно сдвинуты. Голова устанавливалась в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились в одной горизонтальной плоскости (линии). Измеряемый касался шкалы тремя точками: межлопаточной областью спины, областью крестца и пятками. Подвижная планка ростомера плотно, но без надавливания прижималась к голове до соприкосновения с верхушечной точкой, после чего ребенок спускался с площадки ростомера и снимались показания.

Определение массы тела проводились без верхней одежды, утром, до завтрака. Дети взвешивались на напольных электронных весах. Во время взвешивания ребенок стоял неподвижно на середине площадки весов. Показания записывали в килограммах с точностью до 0.1 кг.

Окружность грудной клетки измерялась в состоянии покоя (паузы дыхания) при свободно опущенных руках. Для этого использовалась сантиметровая лента. Лента накладывалась сзади под углом лопаток, а спереди под сосками так, чтобы она прикрывала нижние сегменты околососковых кружков.

Измерение окружности головы производилась через наиболее выступающие точки затылочного бугра и надбровные дуги. Для этого также использовалась сантиметровая лента.

Средние показатели физического развития детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице 2.1

Таблица 2.1 Средние показатели физического развития детей 6 лет (Пономарев С.А.)

Показатель, единица измерений

Рост (см)

Вес (кг)

Окружность (см)

головы (см)

гр клетки (см)

мальчики

111- 121

19.7 – 24.1

51

57

девочки

111 - 120

19.0 – 23.6

50

55

2.4.2 Методы оценки физиологических функций

Для оценки физиологических функций применялись измерения артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений(ЧСС) до и после занятий плаванием. Для этого применялся электронный тонометр на запястье. Ребенок садился на стул, опираясь на спинку стула, ноги не скрещены, на запястье одевался тонометр. Рука сгибалась в локтевом суставе, запястье поднималось на уровне сердца. Полученные данные АД и ЧСС вносились в протокол.

Для измерения дыхательной системы применялась Проба Штанге с задержкой дыхания на вдохе. Проба проводилась в начале и в конце исследования. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов ребенок задерживал дыхание на глубоком вдохе на максимальное для него время. Время замерялось секундомером. Результаты оценивались на основании таблицы 2.2

Таблица 2.2 Продолжительность задержки дыхания (с) на вдохе у детей 6 лет (проба Штанге) (Потапчук А.А. 2007г.)

Оценка

мальчики

девочки

Удовлетворительно

13

10

Хорошо

15

12

Отлично

17

15

2.4.3 Методы оценки физических качеств

Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Для определения параметров физических качеств были использованы стандартные нормативы на уроке физической культуры. Для этого использовались: беговая дорожка, прыжковая яма с песком, теннисные мячи для метания, гимнастическая скамейка, рулетка для измерения, секундомер.

Для оценки ловкости применялись и челночный бег 5х6 метров. В забеге принимали участие один-два человека. Перед началом бега на линию старта для каждого кладут два кубика. По команде «На старт» дети выходили к линии старта. По команде «Внимание» они наклонялись и брали по одному кубику. По команде «Марш» бежали к финишу, клали кубик на линию, не останавливаясь, возвращались за вторым кубиком и также переносили его на линию финиша. Бросать кубики запрещается. Секундомер включали по команде «Марш» и выключали в момент, когда кубик касался пола. Результат фиксируется с точностью до 0,1с.

Для определения быстроты применялся бег на 30 метров. Выполняется с высокого старта. В забеге принимали участие два-три человека. По команде «На старт» дети подходили к линии старта и занимали исходное положение. По команде «Внимание» наклонялись вперед и по команде «Марш» бежали к линии финиша по своей дорожке. Время определялось с помощью секундомера с точностью до 0,1с.

Скоростно-силовые способности определялись по прыжкам в длину с места и с разбега. На площадке в прыжковой яме проводилась линия и перпендикулярно к ней закреплялась рулетку. Ребенок становился около линии, не касаясь ее носками, затем отводил руки назад, сгибая ноги в коленях и, оттолкнувшись обеими ногами, делал резкий взмах руками вперед и прыгал вдоль разметки. Расстояние измерялось по линии до пятки ноги, стоящей сзади. Давались три попытки, лучший результат записывался. Для прыжка с разбега ребенок отходил от намеченной линии на несколько метров, разбегался и отталкиваясь ногой прыгал вдоль разметки. Давались также три попытки и лучший результат фиксировался.

Для оценки гибкости использовался тест на наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке. Упражнение выполняется на гимнастической скамейке высотой 20—25см, к которой прикрепляется специальная измерительная линейка. Ребенок вставал на скамейку так, чтобы кончики пальцев ног были вровень с краем скамейки. По команде он наклонялся вперед, не сгибая колен, стараясь коснуться кончиками пальцев края скамейки, и фиксировал это положение в течение 5 секунд. Этот показатель считается нормой. Если ребенок не смог удержаться в этом положении 5 секунд или не дотянулся до края скамейки, не сгибая при этом коленей, — результат считался неудовлетворительным.

Для оценки координационных способностей применялись метание мяча в цель из пяти попыток. Ребенку с расстояния двух метров предлагалось попасть в щит с нарисованным кругом теннисным мячом из пяти попыток. Фиксировалось количество попаданий в нарисованный круг.

Тестирование физической подготовленности детей проводил инструктор по физической культуре.

2.4.4 Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. Научной гипотезе, т. е. предположению, подвергающемуся опытной проверке, принадлежит определяющая роль. Эксперимент замышляется и проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу.

2.5 Характеристика занятий плавания

Занятия плаванием проводились по утвержденной программе «Детство» в бассейне размером 2х3м. Продолжительность каждого занятия 30 минут. Во время занятий дети осваивали согласно утвержденной программе обще развивающие упражнения, подводящие упражнения, разучивали различные стили плавания.

2.6 Методы статистической обработки данных

Для обработки полученных данных использовалась

статистическая обработка. Для этого применялись персональный компьютер и программа Microsoft Excel. Рассчитывались средняя арифметическая и ошибка среднего значения.

Глава 3. Характеристика динамики физиологических качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий плаванием (результаты собственных исследований)

Мною был проведен педагогический эксперимент с участием 20 мальчиков и девочек в возрасте 6 лет. Различными методами исследования были измерены и обработаны показатели, влияющие на физиологические функции детей. В начале и конце исследования были измерены антропометрические данные. Эти данные представлены в таблице 3.1

Таблица 3.1 Антропометрические показатели детей в начале и конце исследования

показатель, единица измерения

Имя

Рост (см)

Масса (кг)

Окружность головы (см)

Окружность грудной клетки (см)

до

после

до

после

до

после

до

после

Лева

122,1

122,6

23,6

23

51

51

63

63

Катя

120,2

120,4

20,7

20,2

50

50

55

56

Лиза

125,2

125,3

25,3

24,8

52

52

60

60

Ваня

116,6

117

20,8

20,8

50

50

58

58

Кирилл

118,3

119

21,1

21,5

50

50

56

56

Артем

118,1

118,6

21,1

21,4

51

51

57

57

Саша М.

125,2

125,3

24,0

23,6

50

50

59

60

Соня

125,0

125,2

22,5

22,7

51

51

62

62

Сережа

126,2

126,5

23

23,7

50

50

59

59

Вадим

121,0

121,1

21,5

22

50

50

62

62

Маша

127

127,2

24,2

24

50

50

64

64

Юля

122

122,8

22,5

22,6

51

51

58

59

Илья

120,1

120,6

19,9

19,7

52

52

58

59

Люба

118,2

118,4

24,6

24

51

51

62

62

Лера

120,1

120,9

20,9

21

52

52

59

60

Тима

115,8

116,2

20,7

20,7

49

49

57

58

Максим

123,2

123,3

21,4

21,5

52

52

59

60

Ника

122

120,9

23,2

23

50

50

59

59

Даша

120

120,4

20,6

19,9

50

50

55

56

Саша П.

119,1

119,6

20,4

20,3

50

50

55

55

В таблице представлены показатели роста, массы, окружности головы и груди до и после исследования. Динамика средних показателей представлена в таблице 3.2

Таблица 3.2 Динамика средних антропометрических показателей за два месяца

Показатель, единица измерения

не занимались

занимались

Рост (см)

до

121,76±1.23

120.06±0.74

после

122.06±1.19

120.34±0.72

Масса (кг)

до

22.22±0.54

21.58±0.51

после

22.30±0.50

21.41±0.50

окружность головы(см)

до

50.44±0.24

50.78±0.36

после

50.44±0.24

50.78±0.36

Окружность грудной клетки (см)

до

58.67±0.82

58.00±0.73

после

58.89±0.77

58.67±0.71

Антропометрические исследования показали, что дети обоих групп соответствуют нормам развития для своего возраста. В таблице видно, что средний рост не занимающейся группы увеличился за период исследования на 0.3см, а рост занимающейся группы на 0.28см. Это говорит о том, что занятия плаванием никак не повлияли на динамику роста.

Масса тела не занимающейся группы за период исследования увеличилась на 0.08 кг, а масса тела занимающейся группы уменьшилась на 0.17кг.

Окружность головы за период исследования никак не изменилась. Окружность грудной клетки в группе не занимающихся плаванием увеличилась на 0.22см, а в группе занимающихся увеличилась на 0.67см.

Также были получены данные показателей физических качеств в начале и конце педагогического эксперимента. Динамика индивидуальных физических показателей представлена в приложении 1. Динамика средних показателей представлена в таблице 3.3.

Таблица 3.3 Динамика средних показателей физических данных за весь период исследования

показатель, единица измерения

не занимались

занимались

до

после

до

после

гибкость (см)

2.22±1.29

2.44±1.23

4.56±1.17

5.22±1.04

челночный бег 5х6 м (с)

13.06±0.19

13.04±0.19

13.87±0.49

13.27±0.46

прыжки в длину с места (см)

107.78±4.41

108.33±4.03

108.89±3.75

110.89±3.49

прыжки в длину с разбега (см)

131.00±7.61

131.89±6.81

120.67±8.30

125.33±7.76

метание в цель

(кол-во попаданий)

1.78±0.22

2.0±0.33

1.67±0.58

2.44±0.50

бег 30 м(с)

7.3±0.24

7.23±0,21

7.36±0.13

7.16±0.11

Из таблицы видно, что среднее значение гибкости в группе не занимающихся увеличилась на 0.22см, а в группе занимающихся плаванием увеличилась на 0.56см.

Показатели челночного бега в первой группе уменьшились на 0.02с, а во второй группе на 0.60с.

Показатели прыжков в длину с места в группе не занимающихся плаванием увеличились на 0.53см, а в группе занимающихся на 2см

Показатели прыжков в длину с разбега в первой группе увеличились на 0.89см, а во второй группе на 4.66см. Показатели метания в цель в среднем в первой группе увеличились на 0.22, а во второй группе на 0.77. Бег на 30 м в первой группе улучшился на 0.07с, а во второй на 0.2с.

ЧСС и АД измерялись до и после каждого занятия плаванием. Динамика этих физиологических показателей за одно занятие плаванием по каждому ребенку представлена в таблице 3.4

Таблица 3.4 Динамика индивидуальных физиологических показателей за одно занятие плаванием

показатели. Единица измерений

имя

ЧСС (мин)

давление систолическое

(мм.рт.ст)

давление диастолическое

(мм.рт.ст)

до

после

до

после

до

после

Маша

101

99

100

101

72

66

Юля

118

85

102

79

64

55

Илья

111

89

100

97

60

57

Люба

102

65

105

85

64

53

Лера

113

112

100

110

60

70

Тима

83

88

105

82

55

56

Максим

120

129

103

97

69

65

Ника

84

117

96

90

55

56

Даша

93

114

97

97

64

49

Саша П

96

117

98

111

62

61

Из данной таблицы видно, что ЧСС у 6 детей понизилась после занятий, а у 4 детей повысилась. Систолическое давление у трех детей повысилось, у 6 понизилось, а у одного осталось неизменным. Диастолическое – у 7 детей понизилось, у троих – повысилось. Средние значения по ЧСС и АД за одно занятие представлены в таблице 3.5

Таблица 3.5 Динамика средних физиологических показателей за одно занятие

показатели

до

после

ЧСС (уд/ мин)

95,67 ± 4,88

112,22 ± 4,26

давление

Систолическое (мм.рт.ст)

103,89 ± 3,35

96,11 ± 2,73

Диастолическое (мм.рт.ст)

63,89 ± 2,16

58, 67 ± 2,01

Из данной таблицы видно, что ЧСС за одно занятие в среднем увеличивалась на 16.55уд/мин, систолическое давление на 7.78мм.рт.ст, а диастолическое на 5.22мм.рт.ст. Эти показатели находятся в зоне значимости, что говорит о том, что они изменились в ходе занятий плаванием.

Для исследования дыхательной системы была взята проба Штанге в начале и конце всего периода. Средние показатели этой пробы представлены в таблице 3.6

Таблица 3.6 Динамика средних показателей пробы Штанге за весь период исследования

Показатель, единица измерения

Начало исследования (с)

Конец исследования(с)

Не занимались

15.67±2.72

18.33±2.25

Занимались

19.22±2.30

26.67±3.07

Из данной таблицы следует, что в первой группе показатель пробы увеличился на 2.67с, а во второй на 7.44с, что значительно выше чем в первой.

ЧСС и АД за весь период исследования на каждого ребенка показаны в приложении 2, а вот средние значения по этим данным представлены в таблице 3.7

Таблица 3.7 Динамика средних показателей ЧСС и АД по каждому ребенку и по всей группе за весь период исследования

Имя

Показатель, единица измерения

ЧСС (уд/мин)

давление систолическое

(мм.рт.ст)

Давление диастолическое

(мм.рт.ст)

до

после

до

после

до

после

Маша

96,14

109

99

102,72

61,72

56,57

Юля

94,29

92,71

108,86

94

67,71

62

Илья

99,29

94,43

100,71

94,14

62,14

59,43

Люба

107,29

111

101,29

96

65,57

58,57

Лера

108,71

105,71

99,29

101

58,43

58,29

Тима

84,43

100,29

101,74

103,86

60,57

62,43

Максим

108,29

120,43

99,14

91,86

61,43

59,71

Ника

105,29

119,14

92,29

98,71

57,14

63,86

Даша

103,43

114,29

96,29

98,43

60,72

56,71

Саша П.

90

91,29

100,14

99,43

60,57

60,29

Среднее и ошибка

100.11

±2.92

105.48

±3.79

99.97

±1.48

97.49

±1.27

61.29

±1.09

60.14

±0.75

По данной таблице можно сказать, что ЧСС за весь период исследования до и после занятий увеличилась на 5.37уд/мин. Показатель систолического давления уменьшился на 2.48мм.рт.ст, а диастолического на 1.15мм.рт.ст.

Выводы

1. В ходе педагогического эксперимента сравнивались две группы детей по антропометрическим, физическим и физиологическим показателям. Группы не занимающихся плаванием и занимающихся плавание. Было выявлено, что эти группы имели между собой не значительные различия по средним показателям функций организма. Все дети соответствовали показателям возрастных норм. За период исследования произошли изменения в антропометрических показателях обоих групп. Рост в первой группе в среднем увеличился на 0.3см, а во второй на 0.28см. Масса тела в первой группе увеличилась на 0.36кг, а во второй группе уменьшилась на 0.17кг. Окружность головы никак не изменилась. Окружность грудной клетки в первой группе выросла на 0.22см, а во второй на 0.67см. Физические показатели также изменились: в группе занимающихся увеличились показатели гибкости, скоростно-силовые, быстроты и ловкости больше чем в первой.

2. Оценивая динамику физиологических параметров организма за одно занятие плавания в ходе исследования, было выявлено, что ЧСС за одно занятие в среднем увеличивалась на 16.55уд/мин, систолическое давление уменьшилось на 7.78мм.рт.ст, а диастолическое на 5.22мм.рт.ст. Это доказывает, что даже одно занятие плаванием влияет на физиологические показатели.

3. Оценивая динамику физиологических параметров организма за двухмесячный период, было выявлено что ЧСС за весь период исследования до и после занятий тоже увеличилась на 5.37уд/мин, показатель систолического давления уменьшился на 2.48мм.рт.ст, а диастолического на 1.15мм.рт.ст. Так же было выявлено, что в первой группе показатель пробы Штанге увеличился на 2.67с, а во второй на 7.44.

Исходя из анализа полученных данных, можно сказать, что наша гипотеза верна, занятия плаванием влияют на сердечно - сосудистую и дыхательную системы старших дошкольников.

Список литературы

  1. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». – М.:Просвещение, 1972г.- 271с.

  2. Кузнецова М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ:практическое пособие/М.Н.Кузнецова. – М.: Айрис-пресс, 2007г. – 112с.

  3. Лапицкая Е.М., Физкультура для детей/Е.М. Лапицкая; под редакцией:М.М. Безруких. – М.: Эксмо, 2009г. – 176с.

  4. Махнева М.Д. Здоровый ребенок: рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2004г. – 264с.

  5. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском возрасте. – М. : Просвещение, 1991г. -159с.

  6. Понамарев С.А. Растите малышей здоровыми (физическое воспитание детей от 3 до 6 лет). – М.: Советский спорт, 1989г.- 48с.

  7. Потапчук А.А. Диагностика развития ребенка. – СПб.: Речь, 2007г. – 154с.

  8. Потапчук А.А., Суслова Г.А., Виноградова Л.П. , Киселева Е.С. программа коррекции деформаций опорно-двигательного аппарата у дошкольников «Правильная осанка». – СПб.: г.- 53с.

  9. Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология : учеб. пособие / И.М. Прищепа. — Минск: Новое знание, 2006г. —416с.

  10. Сапин, М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд.,стереотип. — М.: Издательский центр «Академия»,2002г. — 448с

  11. Филиппова С.О. Педагогический и медицинский контроль здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями: Методические рекомендации./ С.О. Филиппова- СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000г. – 53с.

  12. Якубович М.А. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания: пособие для учителя/М.А. Якубович, О.В. Преснова.- М.: Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2006г.- 287с.

Приложение 1

Динамика индивидуальных физических качеств у обследованных лиц за период обследования с 1.10.2010 - 20.12.2010

имя

показатель, единица измерения

гибкость (см)

челн. Бег 5*6 (сек)

прыжки в длину с места (см)

прыжки с разбега (см)

метние в цель

бег 30 м (сек)

 

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

Лева

0

0

14,2

14

114

114

100

101

1

1

7,9

7,8

Катя

5

5

12,8

12,8

119

118

137

135

1

2

6,7

6,8

Лиза

9

9

14

13,6

102

102

83

90

2

2

7,1

7,1

Ваня

0

1

12,9

12,9

118

119

168

165

1

1

6,2

6,2

Кирилл

7

7

13,3

13,6

102

103

140

141

3

3

7,3

7,4

Артем

-2

-1

12,5

12,4

108

107

126

125

2

4

7,9

7,2

Саша М.

0

0

13,4

13,4

105

105

120

123

2

2

7,4

7,3

Соня

0

0

12,1

12

130

130

146

148

1

1

6,7

6,9

Сережа

-1

-1

13,5

13,5

84

89

130

130

2

2

8

7,8

Вадим

2

2

13

13,2

102

102

129

130

2

1

8,4

8,4

Маша

15

15

12,5

12,1

102

102

162

163

0

1

6,8

6,8

Юля

9

9

13,1

12,2

112

113

158

160

1

3

7

6,8

Илья

5

6

11,8

11,6

134

134

150

159

5

5

6,9

6,7

Люба

5

6

13,3

13,3

108

109

95

102

1

2

7,3

7,1

Лера

8

8

16,7

16

100

104

117

117

0

0

8,1

7,5

Тима

5

6

13,5

13,2

110

115

124

120

1

2

7,2

7

Максим

1

2

14,8

14

107

108

110

116

4

4

7,7

7,5

Ника

8

8

13,8

12,2

112

112

116

124

2

3

7,1

7

Даша

0

1

15,2

14,4

93

95

80

92

0

1

7,7

7,6

Саша П.

0

1

12,6

12,5

104

108

136

138

1

2

7,2

7,2

Приложение 2

Показатели АД, ЧСС за весь период исследования

 

дни

 

 

 

 

 

 

 

Показатель/Имя

1

2

3

4

5

6

7

8

До занятия

пульс (Маша)

101

102

102

89

86

87

109

98

систолическое

100

102

106

98

114

103

68

102

диастолическое

72

75

70

58

60

64

43

62

После занятия

пульс

99

97

119

108

101

100

120

118

систолическое

101

87

110

102

92

105

100

123

диастолическое

66

46

47

73

58

62

55

55

До занятия

пульс (Юля)

99

118

125

64

75

95

99

84

систолическое

105

102

89

129

117

101

126

98

диастолическое

67

64

52

86

66

66

76

64

После занятия

пульс

108

85

60

105

107

93

103

96

систолическое

104

79

92

94

86

98

114

95

диастолическое

58

55

58

61

61

60

80

59

До занятия

пульс (Илья)

81

101

88

106

83

93

122

102

систолическое

109

100

116

104

98

94

97

96

диастолическое

66

60

60

70

65

61

57

62

После занятия

пульс

105

89

92

83

92

98

106

101

систолическое

100

97

94

104

98

69

92

105

диастолическое

56

57

57

64

66

47

58

67

До занятия

пульс (Люба)

82

102

89

97

114

123

98

128

систолическое

127

105

122

97

100

104

88

93

диастолическое

75

64

98

48

67

63

59

60

После занятия

пульс

107

65

104

101

114

122

117

154

систолическое

92

85

106

94

96

99

91

101

диастолическое

61

53

62

56

57

67

55

60

До занятия

пульс (Тима)

83

62

83

104

91

73

83

95

систолическое

105

94

64

87

106

105

116

140

диастолическое

55

62

46

64

66

49

57

80

После занятия

пульс

88

101

101

113

80

110

105

92

систолическое

82

101

100

104

119

107

99

97

диастолическое

56

59

67

44

69

71

63

64

До занятия

пульс (Максим)

120

113

109

129

115

69

99

124

систолическое

103

93

95

99

96

103

98

110

диастолическое

69

60

62

52

62

70

64

60

После занятия

пульс

129

118

122

150

121

104

103

125

систолическое

97

90

80

99

90

90

95

99

диастолическое

65

58

50

66

54

64

59

67

До занятия

пульс (Ника)

84

80

100

101

135

105

77

139

систолическое

96

90

82

93

97

96

90

98

диастолическое

55

61

54

58

65

58

55

49

После занятия

пульс

117

143

127

124

111

123

89

117

систолическое

90

96

86

91

99

95

124

100

диастолическое

56

59

58

56

58

60

94

62

До занятия

пульс (Даша)

93

97

108

109

104

92

104

110

систолическое

97

100

94

95

100

95

93

97

диастолическое

64

60

54

59

68

70

58

56

После занятия

пульс

114

98

124

113

118

125

106

116

систолическое

97

94

95

105

105

98

91

101

диастолическое

49

53

58

58

63

56

56

53

До занятия

пульс (Лера)

113

108

116

101

107

112

106

111

систолическое

100

100

94

102

98

103

98

100

диастолическое

60

57

53

61

60

62

58

58

После занятия

пульс

112

101

114

118

101

99

105

102

систолическое

110

93

105

107

101

100

105

96

диастолическое

70

58

58

59

59

55

62

57

До занятия

пульс (Саша П)

106

95

99

84

83

82

86

101

систолическое

93

95

126

98

95

88

101

98

диастолическое

64

66

76

64

60

57

57

44

После занятия

пульс

130

93

103

86

92

104

87

74

систолическое

93

98

114

95

102

98

96

93

диастолическое

57

60

90

59

56

62

47

48