Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Контрольная работа по логопедии

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

План

    Теоретическая часть.

1.1 Понятие фонематический слух и фонематическое восприятие.

1.2 Влияние нарушения фонематического слуха на развитие речи ребёнка.

1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН.

1.4 Организация работы в группах для детей с ФФН.

1.5 Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя.

2. Практическая часть.

2.1 Опыт работы дошкольного учреждения по осуществлению коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста.

2.2 Использование речевого и дидактического материала для развития фонематического восприятия.

Выводы.

Литература.

1. Теоретическая часть

фонематический слух речь недоразвитие ребенок

1.1 Понятие фонематический слух и фонематическое восприятие

Фонематическим слухом принято называть умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля – капля, кит – кот).

(Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – «в решётке фонем». [Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002.]).

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения, уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим слухом в полной мере и воспринимает все звуки родного языка.

Фонематическое восприятие – искусственный звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Д.Б. Эльконин выделил три операции, характерные для фонематического восприятия: умение определять наличие или отсутствие звука в слове, умение определять место положения звука в слове, умение определять последовательность звуков и их количество.

(С самого раннего возраста нормально развивающийся ребёнок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. При этом ребёнок постоянно сталкивается с многообразием звучания фонем родного языка: одни и те же звуки по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами, тихо или громко. Но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц. Индивидуальный вариант звучания фонем определяется не одним признаком, а целой их совокупностью, включающей не только слышимые компоненты, но и зрительный образ, и двигательные ощущения, возникающие при звукопроизношении. [Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002.]).

Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становиться возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

До 60-х годов XX века в методике обучения русского языка понятием звуковой анализ характеризовали два направления: наличие или отсутствие данного звука в слове, а так же понимали линейную последовательность звуков в слове. Но так как первое направление характеризовало устную речь, а второе – письменную, то в методике существовала путаница. В 60-е годы Д.Б. Эльконин развёл эти два понятия: первому дал название фонематический слух, а второму – фонематическое восприятие. [Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961].

1.2 Влияние нарушения фонематического слуха на развитие речи ребёнка

Несовершенный фонематический слух, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

[Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961].

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

[Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия: Учеб. для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов, М.: Просвещение; Владос, 1995 с. 53]

Речь детей с ФФН характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Количество нарушенных звуков у ребёнка с ФФН может быть достаточно большим – до 16-20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.

Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:

- недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;

- недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;

- глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребёнок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

Наряду с нарушенным звукопроизношением у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова и звуконаполняемости.

Слоговая структура слова – это количество и порядок слогов внутри слова. Звуконаполняемость – количество и порядок звуков внутри каждого слога.

Нередко отдельные дети с ФФН затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова. При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и заменяют, могут опустить или добавить звук внутри слога и т.д. Например: каркадил – крокодил, батуретка – табуретка, голопед – логопед, киртити – кирпичи, тоита – строительство, вадавося – водопроводчик.

( У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определённая зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем большее количество звуков не сфомировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. Так, например, ребёнок может искажённо произносить 2-4 звука, а на слух не различать большее число, причём из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. В таких случаях только применение специализированных заданий вскрывает сложную патологию.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и чёткость речи. [Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия: Учеб. для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов, М.: Просвещение; Владос, 1995].

Итак, характер описанных нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с ФФН. Без специального коррекционного воздействия ребёнок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведёт к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. [Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ /Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002].

1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН

Помимо указанных выше нарушений речевого (вербального) характера, отдельно следует охарактеризовать возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФН:

- внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также – слабо сформированным произвольное внимание;

- объём памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребёнку понадобиться больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;

- отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

- поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;

- могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение данного задания в течение длительного времени;

- возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно – двух-, трёх-, четырёхступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;

- в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

При планировании и проведении коррекционных занятий необходимо учитывать эти специфические особенности детей с ФФН. Организуя логопедическую работу с ними, целесообразно:

- осуществлять сугубо индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и психических особенностей;

- обеспечивать положительную мотивацию выполнения задания;

- чередовать различные виды деятельности;

- включать в занятия тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций и т.д.

1.4 Организация работы в группах для детей с ФФН

В соответствии с типовым положением определены основные направления организации работы дошкольных учреждений для детей с ФФН в двух возрастных группах: старшей – для детей 6 года жизни и подготовительной – для детей 7 года жизни.

Коррекционное воздействие в этих группах осуществляется строго в соответствии со специальной программой обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, разработанной отдельно для каждой группы. Авторами специализированной программы для детей старшей группы являются Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (2002); программа для дошкольников подготовительной группы была составлена Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой.

В процессе обучения детей с ФФН в условиях специального детского сада решаются следующие задачи:

- сформировать у детей фонетическую систему языка, т.е. уточнить и закрепить произношение сохранных звуков, а также исправить произношение нарушенных звуков;

- развить у них полноценный фонематический слух и восприятие, т.е. с помощью специальных приёмов научить детей различать звуки на слух, запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов;

- сформировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, т.е. развить умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции: составлять слог из звуков и слово – из слогов (синтез);

- на основе аналитико-синтетической деятельности обеспечить усвоение детьми некоторых элементов грамоты.

Несмотря на вполне понятные различия, существующие в содержании коррекционного обучения и воспитания для детей старшей и подготовительной групп, выделенные задачи являются основополагающими.

Программа обучения детей с ФФН включает:

характеристику речевого развития ребёнка;

обследование речи;

режим дня старшей (подготовительной) группы;

логопедическую документацию.

Режим определяет оптимальный порядок проведения воспитателем и логопедом занятий с указанием их количества и длительности. Согласно распорядку, логопед проводит разный типы занятий:

- индивидуальные – отдельно с каждым ребёнком;

- подгрупповые – с тремя-четырьмя детьми, объединёнными по принципу схожести дефекта;

- фронтальные – со всеми детьми или с половиной группы, в зависимости от уровня речевого развития.

Чередование этих занятий обеспечивает максимальную эффективность логопедической работы.

Логопедическая документация:

- речевая карта на каждого ребёнка;

- планы (конспекты) фронтальных занятий;

- планы индивидуальных и подгрупповых занятий;

- тетрадь для вечерних занятий воспитателя, где отмечается какой материал воспитатель должен закрепить в вечернее время;

- отчёты о результатах коррекционной работы.

Программа коррекционного обучения, вне зависимости от возрастной группы, делится на три периода. Каждый период содержит определённый объём учебного материала, планируемый для изучения на индивидуальных, подгруппывых и фронтальных логопедических занятиях. Так, определён следующий порядок изучения звуков на фронтальных занятиях: у, а, ау, ауиэ, о, ауио, ы, п. пь, т, к, кь, птк, х, хь, ль, йот, ы-и, с, сь, з-зь, сь-зь, ц, б-п, ш-ж, с-ш-з-ж, л, р, ль-рь, р-рь, ль, л-р-ль-рь, ч, щ, ч-щ. В зависимости от возрастной группы этот материал по-разному распределён по периодам обучения.

В подготовительной группе, в отличие от старшей, гораздо больше внимания уделяется навыкам аналитико-синтетической деятельности, что определяется непосредственной подготовкой детей к школьному обучению.

Помимо этого, дошкольники изучают слова двусложной слоговой структуры с открытыми слогами (косы), двусложные слова с закрытым слогом и со стечением согласных звуков (сумка).

Начиная с ноября дети в подготовительной группе уже овладевают полной звуко-слоговой схемой слова со следующими обозначениями: длинная полоска – слово, короткая – слог, красный кружок – гласный звук, синий – твёрдый согласный звук, зелёный – мягкий согласный. (Следует заметить, что логопед и воспитатель должны использовать одну и ту же систему маркёров, кроме того, предпочтительнее согласовать её с учителем в школе, т.к. мы знаем, что разные учителя могут работать по программам, в которых, например, твёрдый согласный звук обозначается кружком жёлтого цвета.)

Уже со второго периода логопед знакомит детей с буквами и начинает занятия по обучению грамоте. К концу учебного года дошкольники должны правильно произносить и различать все звуки родного языка, уметь читать и печатать слоги и слова, работать с разрезной кассой букв, составлять короткие предложения. Такие умения сформировались не только благодаря овладению детьми элементами грамоты, но и развитию определённых графо-моторных навыков (т.е. навыков удержания карандаша, ориентировки на листе бумаги, проведения прямых, косых и закруглённых линий и т.п.).

Помимо такого планирования, в разделе содержатся рекомендации и указания методического плана, которые помогают правильно организовать изучение нового материала.

Оборудование логопедического кабинета определяется санитарно-гигиеническими требованиями и включает необходимые логопедические пособия для обследования и развития:

- интеллекта;

- слуха;

- связной речи: произношения и условия овладения слоговой структурой слов; фонематического слуха; лексического запаса и грамматического строя речи; элементов грамоты.

1.5 Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя

Логопед должен работать в тесном контакте с воспитателем, обеспечивая чёткую преемственность этой работы. Поэтому от воспитателя логопедической группы требуется знание речевых и психолого-педагогических особенностей детей, умение подходить к ним индивидуально. Желательно, чтобы воспитатель по возможности посещал фронтальные логопедические занятия, с тем чтобы отмечать, кто из детей испытывает трудности при выполнении заданий логопеда и какие.

Ознакомление с некоторыми специальными методическими приёмами позволит воспитателю не только эффективно закреплять материал, пройденный логопедом, но и грамотно координировать с ним решение воспитательных задач. Логопед и воспитатель совместно планируют работу по развитию речи детей, определяя тематику и содержание занятий, лексический материал и требования к речи детей на каждом конкретном этапе обучения. Воспитатель планирует ознакомление детей с лексическим материалом по заданным темам, а логопед обеспечивает его автоматизацию и введение в самостоятельную речь.

Речь воспитателя должна отвечать правилам фонетики и грамматики. Он должен владеть достаточно широким лексическим запасом.

[Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002].

Удобно иметь так же тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателя. В эту тетрадь логопед записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми (3-6 человек). Например, отдельные артикуляционные упражнения, разбор специально подобранных логопедом предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, отработанных ранее с логопедом. Можно включить различные варианты упражнений по развитию внимания, памяти, различению звуков, формированию лексико-грамматических компонентов языка. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. В графе учёта воспитатель отмечает, как усвоен материал детьми, у кого и в связи с чем возникли трудности. [Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. с. – 262].

2. Практическая часть

2.1 Опыт работы дошкольного учреждения по осуществлению коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста

Мы проанализировали годовой план работы ДОУ Новомичуринский детский сад № 6, в котором имеется группа для детей с ФФН, и выделили те аспекты, которые характеризуют коррекционную работу логопеда и воспитателя.

Задачи:

- воспитание артикуляционных навыков;

- развитие слухового восприятия;

- выделение звука из состава слова;

- воспитание правильного произношения слов различной слоговой сложности.

Семинары, которые проводит логопед в течение года:

1. Приёмы педагогической работы по формированию навыков правильного произношения.

- заучивание стихотворений к праздникам;

- повторение правильного произнесения слова за воспитателем.

2. Коррекционная речевая работа воспитателя с детьми на фронтальных занятиях.

- строго следить за речевой активностью детей;

- строго отслеживать речевой материал, выносимый на занятия, особенно по развитию речи;

Работа с родителями.

Проводятся разного вида родительские собрания: организационные и тематические совместно логопедом и воспитателями.

1. Как воспитать у ребёнка навыки правильного звукопроизношения.

Проводит воспитатель, который поясняет родителям те приёмы, которые обсуждались совместно с логопедом на первом семинаре.

2. Играем пальчиками и развиваем речь.

Проводит логопед совместно с воспитателем. Логопед рассказывает о теоретической стороне и показывает разные виды пальчиковых игр, а воспитатель проводит практическое занятие с родителями.

Наблюдая за деятельностью логопеда и воспитателя, можно сделать следующие выводы: важную роль в обучении и воспитании детей с ФФН играет чёткая организация их жизни в детском саду, поэтому созданы необходимые условия, чтобы обеспечить разнообразную активную деятельность детей. В течение года дети изучают две программы: общеобразовательную и коррекционную. Соблюдение определённого режима, правильное равномерное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяет без лишнего напряжения и переутомления выполнять поставленные задачи. При этом правильно распределены обязанности логопеда и воспитателя.

Задачи индивидуально-подгрупповой работы логопеда:

- закрепление и автоматизация навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков;

- постановка отсутствующих у ребёнка звуков.

Задачи работы воспитателя в вечернее время:

- закрепление и автоматизация поставленных звуков;

- введение звуков в речь ребёнка.

Воспитатель всегда присутствует на фронтальных занятиях логопеда и при необходимости на индивидуальных, что помогает им максимально синхронизировать и систематизировать свою деятельность.

2.2 Использование речевого и дидактического материала для развития фонематического восприятия

Фонематическое восприятие – настолько интересная составляющая часть языковой грамоты, что для его развития можно использовать массу пособий, игр и заданий. Проследим это на примере лишь некоторых конспектов и упражнений.

Конспект фронтального занятия. 2 период обучения.

Тема: «Звуки С – С ».

Цель: научить детей дифференцировать и правильно произносить звуки С-С.

Оборудование: волшебный мешочек, в нём предметы: письмо, собака, сабля, лисёнок, ананас, паста (зубная) и т.д., камешки и ватки, фланелеграф, картинки к игре на фланелеграфе: слива, апельсин, самолёт, ананас, сосиска, велосипед, конверты с сюжетными картинками.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Л: Ребята! К нам в гости снова пришёл «волшебный» мешочек. Он принёс нам новые звуки, которые мы будем учиться произносить. Давайте угадаем, какие звуки принёс мешочек.

Дети на ощупь определяют предметы. Садятся те, кто правильно назвал предметы: письмо, собака, сабля, лисёнок, ананас, паста (зубная) и т.д.. На индивидуальных и подгрупповых занятиях дети заранее учатся рассматривать эти предметы и анализируют их тактильным способом.

2. Определение характеристики звуков.

Л: Послушайте: собака, сабля, ананас. Какой звук слышится во всех этих словах?

Д: Звук С.

Л: Вспомните, какой это звук, и найдите его символ на доске.

Дети дают характеристику звуку: согласный, глухой, свистящий, подбирают символ-картинку «насос».

Л: А какой звук повторяется в этих словах: осёл, лисёнок, седло, селёдка?

Д: Звук С .

Л: Ребята, звук С звучит твёрдо, как камешек, а звук С - мягко, как ватка. Возьмите каждый камешек и вату и произнесите эти звуки, показывая, как они звучат. Дети поочерёдно произносят с-с-с, с –с –с и показывают то камешек, то ватку.

Л: Повторите: какой звук твёрдый? Какой звук мягкий?

3. Игра Живые слоги.

Логопед открывает фланелеграф; на нём хаотично расположены картинки. На столе стоят две корзины: на одной – синий флажок, на другой – красные губы.

Л: Ребята, надо в одну корзинку положить всё, про что можно сказать «синий», а в другую – всё, про что можно сказать «вкусный».

Дети по очереди подходят к фланелеграфу и раскладывают картинки, проговаривая: «Я кладу синюю сливу, а ты? – А я кладу вкусный апельсин» и т.д.. (Картинки: слива, апельсин, самолёт, ананас, сосиска, велосипед).

4. Физ. минутка.

Дети под музыку с закрытыми глазами поднимают руки вверх, раскачивают ими, как деревья ветками, и изображают ветер: С-С-С, С – С – С.

В это время логопед на стол каждому ребёнку кладёт конверт. Музыка стихает.

5. Развитие связной речи.

Л: Откройте глаза, возьмите конверты и достаньте оттуда картинки.

1-2 минуты дети рассматривают их.

Задание: расскажи, что изображено на картинке из конверта: кто где сидит и кто что несёт. Дети составляют предложения, в которых должно быть много слов со звуком С:

Собака сидит на стуле.

Соня сидит на скамейке.

Сова сидит на суку.

Солдат несёт саблю.

Садовник несёт ананас.

Старушка несёт сумку.

Логопед следит за чётким произношением звуков С – С .

6. Итог занятия.

Л: Ребятки, какие звуки нам принёс мешочек?

Д: Звуки С и С .

Л: В каких словах они живут?

Д: Собака, сосиска, солдат и др. какие вспомнят используемые на занятии.

Конспект подгруппового занятия. 3 период обучения.

Тема: Звук Ч.

Цель: закрепление правильного произношения звука Ч. Анализ и синтез односложных слов типа «кот» и двусложных слов типа «ручка». Составление предложений с разделительным союзом «или». Чтение слогов и односложных слов.

Оборудование: предметные картинки: чайник, ключ, мяч, кирпич, часы, бочка; картинки У – дача, У – дочка; конверты, в них картинки: книга, качели, чемодан, карандаш, печенье; тетради, ручки

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Л: Садятся те дети, которых я назову ласково: Сенечка, Леночка, Санечка.

Так называет всех по очереди.

2. Определение звука Ч.

Л: Посмотрите на картинки, назовите их, где стоит звук Ч?

Картинки: чайник, ключ, мяч, кирпич, часы, бочка.

Л: Повтори за мной:

Дети по очереди повторяют: ач-уч-ач-ыч

Уч-оч-ач-ыч

Ыч-оч-уч-ач

Яч-еч-ич-юч

Юч-яч-ич-еч

Яч-юч-ич-еч

Л: Я похлопаю, а вы скажите столько же раз слог АЧ.

3. Словообразование.

Л: Звук У, ребята, такой хитрый, взял и сбежал из слов. Давайте поможем словам?

Показывает картинку: «дача» и картинку с буквой У, соединяет их вместе.

Л: Какое слово получилось?

Д: Удача.

(так же и со словом «дочка» - «удочка»)

Л: А теперь сами измените слова так, чтобы появился звук Ч (раздаёт картинки): река – речка, рука – ручка, лиса – лисичка, паук – паучок.

Л: Откройте тетради, у вас начерчены схемы слов, отгадайте загадки, отгадки напишите в клетках схемы:

Течёт, течёт, не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит. (Речка). Записывают.

Упадёт – подскочит,

Ударит – не плачет. (Мячик). Записывают.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

Ниточка в реке. (Удочка). Записывают.

4. Физ. минутка.

Л: Положите ручки, закройте тетради, отдохнём.

Чу-чу-чу – чу-чу-чу – сжимают и разжимают пальцы

Я сейчас зажгу свечу, показывают руками «свечу»

Ча-ча-ча – ча-ча-ча – поднимают руки вверх со «свечой»

Горит яркая свеча. Покачивают вправо-влево

Чи-чи-чи – чи-чи-чи – покачивают вправо-влево

Сели мы вокруг свечи, соединяют все вместе в центре стола

Че-че-че – че-че-че – изображают руками книгу

Почитаем при свече! «читают»

Ча-ча-ча – ча-ча-ча – раскрывают пальцы из «свечи»

Догорела вся свеча. Руки на столе.

5. Игра «Расскажи, что ты хочешь делать?»

У детей и логопеда конверты, в них картинки: книга, качели, чемодан, карандаш, печенье.

Л: Придумайте действия, которые можно выполнить с этими предметами, в словах обязательно должен быть звук Ч. Расскажите, что вы хотите делать.

Примерные ответы: Я хочу читать книгу, качаться на качелях, чинить чемодан, точить карандаш, печь печенье.

Затем организуется диалог, дети задают вопрос: Ты хочешь читать книгу или качаться на качелях? Ты хочешь чинить чемодан или точить карандаш?

6. Итог занятия.

Л: Чему вы сегодня научились?

Задания и упражнения для закрепления навыков правильного звукопроизношения.

1. Сказка про глухие и звонкие согласные звуки.

Решили согласные звуки в путешествие отправиться. Да вот беда: одни в шумный город поехать хотят, другие в тихий лес, на природу.

Те звуки, что в город стремятся, сами голосистые, им бы в городе и жить: они звенят, как трамвай – ЗЗЗ!, жужжат, как мотор – ЖЖЖ!, стучат, как молот – ДДД!, рычат, как бульдозер – РРР!

А на природу робкие тихони собираются, их голоса на звуки природы походят:

ШШШ! – шуршат они листвой, ССС! – скользят ручейком, ТТТ! – стучат по дереву дятлом, ФФФ! – веют ветерком, ЦЦЦ! – цокают копытцами по дороге.

С тех пор так и повелось. Звонкие согласные всегда о себе громко заявляют, во весь голос. А глухие согласные… их трудно услышать, напоминать же нам о себе они стесняются. Как же быть? Просто. Этих скромников легко запомнить, если позвать два гласных на помощь и сложить стихотворение из букв.

КА пэ тэ

Эф ха цэ

Ча ша ща

Эс

2. Буквы Е и Ё.

Учитель лесной школы Михаил Иванович показал ученикам две новые буквы – Е и Ё.

- Смотрите, - сказал он, - буква Е похожа на гребёночку. С неё начинаются слова: ЕЖЕВИКА, ЕНОТ, ЕДИНИЦА. Если над буквой поставить две точки, она превратится в букву Ё. С буквы Ё начинаются колючие слова: ЁЖИК, ЁЛКА, ЁРШ.

Используя на занятии разные виды сказок и историй, можно давать задания на повторение: Повтори какие звуки живут в городе, а какие в лесу; Назови слова на Е и Ё. Это способствует автоматизации звуков и введение их в речь.

3. Чистоговорки.

Ша-ша-ша – у Даши каша.

Шу-шу-шу – Даша кушает кашу.

Аш-аш-аш – у Паши шалаш.

Ош-ош-ош – у Миши ковш.

За-за-за – здесь стоит коза.

Зы-зы-зы – мало сена у козы.

Зу-зу-зу – отвязали мы козу.

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у Ромы шары.

Ру-ру-ру – продолжаем мы игру. И т.п.

4. Добавлялки.

Белокрылый альбатрос

Верен морю, как … (матрос).

Как бы мне пошла корона! –

Важно каркает … (ворона).

Жарким летом по горам

В шубе бегает … (баран).

В колючках ёж и ёрш

Но сразу разбурёшь:

Кто ёжится – тот… (ёж),

А кто ёршится – тот … (ёрш).

В реке большая драка –

Поссорились два … (рака).

5 Дидактические игры с картинками (предметными и сюжетными).

Мишка – хвастунишка.

Оборудование: предметные картинки или мелкие игрушки.

Ход игры: на роль мишки – хвастунишки выбирается ребёнок, остальные дети получают картинки или игрушки. Мишка должен ходить от ребёнка к ребёнку и, рассмотрев картинку или игрушку, сказать: «У тебя одна чашка, а у меня в берлоге много чашек!» или «У тебя одна машинка, а у меня в берлогу много машинок!». Дети должны отвечать мишке: «Здесь нет твоих машинок, а моя – вот она!» или «Здесь нет твоих чашек, а у меня вот есть!». Затем дети меняются ролями и картинками и игрушками.

Игра имеет множество целей: автоматизация нужных звуков, введение их в речь, построение форм родительного падежа, развитие интонационной стороны речи.

Волшебный мешочек.

Цель игры: автоматизация нужных звуков, развитие осязания, воображения.

В яркий мешочек складывают разные предметы.

Задание детям: определи на ощупь, что лежит в мешочке.

Четвёртый лишний.

Цель игры: автоматизация нужных звуков, развитие мышления.

В конвертах по четыре картинки, одна из которых лишняя обычно по разным признакам можно выделить две лишних.

Домик.

Цель игры: автоматизация нужных звуков, дифференциация звуков, развитие фонематического восприятия.

Ребёнок получает нарисованный домик, в котором три этажа и три подъезда и картинки, в названиях которых звуки в начале слова, середине и в конце.

Задание: разложи картинки – в первом подъезде живут слова, в которых звук первый, во втором – в середине, в третьем – в конце. Для дифференциации используется домик «четырёхэтажный» - 1-2 - звук например, С, 3-4 – звук З.

Литература

1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки – СПб.: КАРО, 2001.

2. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб.: КАРО, 2002.

3. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия: Учеб. для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов, М.: Просвещение; Владос, 1995.

4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

5. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002.

6. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

7. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

8. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. (старшая группа детского сада). – М. – 1993.