Актуализация креативных способностей учащихся на уроках литературы через необычные средства представления учебного материала и включение учащихся в деятельность

Актуализация креативных способностей учащихся на уроках литературы через необычные средства представления учебного материала и включение учащихся в деятельность

учитель русского языка и литературы

МОУ «Джидинская СОШ»

Республика Бурятия

Поневчинская Валентина Петровна

Предисловие

В основу разработанного образовательного стандарта положен компетентностный подход в обучении как системообразующая дидактическая идея, которая определяет содержание и структуру стандарта. Под компетенцией подразумевается способность применять ЗУН в разнообразных ситуациях, наличие качеств, позволяющих человеку успешно социализироваться, в т.ч. и умений творческого характера (интуиция, воображение, смекалка, различные виды мышления, умение учиться).

Современная школа характеризуется смещением от знаниево-ориентированного к компетентностному, личностно ориентированному, деятельностному подходу в образовании. Это позволяет развивать и совершенствовать на уроках литературы ключевые, общепредметные и специфико-предметные компетенции: коммуникативную и рефлексивную, культуроведческую и ценностно-ориентационную, смыслопоисковую и читательскую и др. Новое время требует новых подходов.

Современные дидакты считают, что педагог должен организовать деятельность учеников таким образом, чтобы постоянно стимулировать мотивации к обучению. Учёные выделяют следующие мотивы: интерес и успешность, достижения и сотрудничество, соперничество и соревновательность.

При нетрадиционном творчески-реализованном типе обучения (классификация Г.А.Русских) познавательный интерес, мотивации к обучению развиваются на основе необычных средств представления учебного материала и включения учащихся в деятельность. При этом учитель изменяет способы организации учебного труда, опираясь на фантазию, игру, имитацию и т.п.

Формирование опыта творческой деятельности, для которой характерен «перенос» знаний из одной учебной ситуации в другую, осуществляется в процессе творческих заданий.

1. Учебная игра как основа творчества учащихся

Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности. Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной деятельности. В учебно-познавательной деятельности школьников на основе деятельностного способа обучения лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.

В настоящее время все новшества, вводимые в школе, касаются в основном изменений содержания учебных дисциплин, частных форм и методов обучения, не выходящих за рамки привычных технологий. Задача состоит в изменении условий обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне усиливающихся познавательных интересов и лишь по отношению к меньшей части из них, и то, как исключение, требовались бы меры побуждения.

Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра.

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причём познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая имеет личностный смысл. Всё это говорит о том, что имитационная игра в школе является основой личностно ориентированного обучения.

Игра несёт на себе функции:

* психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;

    психотерапевтические, помогая ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;

    технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.

В игре ребёнок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическую свободу, необходимую для его развития.

Развитие креативных способностей школьников подразумевает развитие четырёх само-: самостоятельности, самоконтроля, возможности для самореализации и самовыражения, интереса к предмету, активности. Творчество обязательно в игровых формах обучения, наиболее привлекательных для школьников. Все проекты раннего развития построены на обучении детей в их естественном состоянии - состоянии игры.

Аксиомой существования ребенка является творческое отношение к жизни, познание через интерес и безоценочную свободу самовыражения, так как ничто в будущем не сможет заменить отсутствие фантазии, богатого воображения, развитой интуиции. Возможность открытого отношения к другому представляет игра. Полноценная учебная деятельность организуется только на основе игровой, поскольку учение направлено на овладение такими абстракциями и обобщениями, которые предполагают наличие у ребенка воображения и символической функции, формирующихся в игре.

Одна из особенностей игры состоит в том, что она достигает своих целей незаметно. Игра, как деятельность, выполняющая личностно развивающую функцию, есть деятельность «честная», не сводимая к формальному исполнению. Она затрагивает существенные жизненные интересы воспитанника, дает свободу выбора и приоритетов. Вместе с тем, игра - достаточно трудный вид деятельности, т.е. требует напряжения воли, но вызывает чувство удовлетворения. Игра должна быть деятельностью, в которой ученик оказывается перед реальной альтернативой: поступить согласно своему мировоззрению или против своих взглядов.

Переход школьника к самовоспитанию в играх, к саморазвитию, к свободной сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходит незаметно и естественно. Этот переход обеспечивается «принципом удовольствия», на котором основаны игры. Ни в какой другой деятельности школьник не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости, как в игре. Активизируется мыслительная деятельность, память, внимание, творческое воображение.

При дифференцированном подходе игровые приемы позволяют вовлечь в творчество весь класс, повышается самооценка у школьников репродуктивного уровня, растет уровень их познавательной активности.

2.Нетрадиционные способы организации творческой деятельности школьников

Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Результативными в этом смысле стали уроки литературы в нетрадиционной форме (КВН, путешествие, устный журнал, исследование, театрализация, интегрированные уроки и др.). Они вызывают большой интерес у школьников. В.Сухомлинский писал: «Сказка, фантазия, игра - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений…». Участники литературных игр получают не только удовольствие, но и новые коммуникативные навыки, личностное саморазвитие. Игроки погружаются в текст, проводят лингвостилистический, литературоведческий анализ, интерпретируют и трансформируют прочитанный материал.

Литературная игра развивает дивергентное мышление (поиск в разных направлениях, высказывание различных гипотез), в противовес конвергентному мышлению (поиск в одном направлении при получении одного правильного ответа), принятого в советском образовании. М.М.Бахтин писал: «Могучее и глубокое творчество во многом бывает бессознательным и раскрывается многообразием смыслов…Понимание восполняет текст: оно активно и носит творческий характер. Творческое понимание продолжает творчество»2.

Литературное произведение полифункционально по своей сути, имеет различные типы эстетических категорий. Урок-игра позволяет выяснить многие из них. Учебная игра имеет достаточно позитивных дидактических возможностей. Она позволяет учащимся самим выбирать «точки удивления», при традиционном изучении оставшимися незамеченными; выводит учеников из пассивной позиции наблюдателей; решает кроме учебно-воспитательных и развивающих задач проблемы релаксации, улучшает психологический микроклимат в классе.

Удачной формой современного урока является театрализованная игра, которая может проводиться на уроке и вне его. Подготовительная работа включает в себя формулировку темы, создание сценария, распределение ролей, репетиции, обсуждение игровых условностей. В 10 классе возможен урок обобщения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в форме суда над Раскольниковым. Учащиеся погружаются на таком уроке в атмосферу столкновения различных взглядов, мнений. Литературное произведение - это форма художественного диалога писателя с читателем. В процессе погружения в текст приходит понимание, а «понимающий неизбежно становится третьим в диалоге».2 Интерпретация образа Раскольникова имеет право на существование. Диалог культурных смыслов: писатель-критик, читатель-критик, автор-читатель - формирует у школьников дивергентное, творческое мышление. Важна глубокая проработка материала, высшая степень самостоятельности, способность к критичности и толерантности в оценках, ориентация на соревновательность, актуализация деловых, лидерских возможностей. Участвуя в дискуссиях, выступая с докладами, учащиеся учатся оппонировать, адаптируясь к реалиям сегодняшнего времени. Живя в сегодняшнем обществе, человек должен уметь отстоять свою точку зрения, этично и аргументированно убедить других.

Необычно прошел в 7-х классах урок обобщения «Смех – дело серьёзное» по юмористическим рассказам А.П.Чехова в форме устного журнала. Урок состоял их страниц: «Интервью журналиста», «Словарная», «Театральная», « Сыскное агентство», «Экскурсия в картинную галерею», «Итоговая». Чтобы мотивировать ребят, сделать их активными участниками-субъектами урока, подготовка устного журнала осуществлялась совместно с ними. Учитывая особенности переходного возраста, я предоставила все возможности для самовыражения подростков: они побывали на этом уроке и артистами, и сыщиками, и художниками, и гидами (музейными работниками).

Запоминающимся стал урок-конкурс в 8-х классах по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», рассчитанный на 2 часа. Ребята разделились на группы: «Таланты и поклонники», «Очумелые ручки», «Умники и умницы». На этапе анализа урока все участники отметили как изюминки урока театрализацию фрагментов комедии и написание её «продолжения». Восьмиклассники сумели передать неповторимый колорит гоголевской эпохи через изготовленные костюмы, декорации, манеры, игру.

Работа в группах учит детей сотрудничеству, самостоятельности, терпимости к мнению других, здесь важна не оценка, а сам процесс совместного добывания знаний. Приобретённые умения и навыки на таких уроках помогут школьникам адаптироваться, социализироваться в современной жизни.

Увлекательным и эффективным делают урок интеллектуальные игры: литературные кроссворды, ребусы, викторины. Их можно использовать на разных этапах урока. Ребусы, кроссворды, викторины как интеллектуальные виды работы не должны быть чересчур лёгкими, иначе они не вызовут интереса. В то же время сложные задания могут отпугнуть ребят. Уместнее всего продумывать дифференцированные задания по группам в соответствии с уровнем познавательной активности. Сегодня практически невозможно представить современный урок без применения компьютерной технологии.

Примером этого стал урок-презентация в 8-м классе «Душа моя чиста…» (по лирике Н.М.Рубцова). Ребята приготовили замечательные слайды о жизни и творчестве поэта, нашли песни на его слова: «В горнице», «Букет», совершили виртуальную экскурсию в музей картин Левитана (по результатам исследования ребят, именно его картины теснее всего перекликаются со стихами Рубцова).

Технология подготовки урока в нетрадиционной форме путешествия в страну гоголевского юмора в 6 классе см. в Приложении.

3. Поиск «точек удивления»9 в художественном тексте

Главным инструментом учителя литературы остаётся с л о в о. И учить быть внимательным к слову следует с самого начала работы над произведением. Анализируя его заголовок, школьники обнаруживают, что в нем часто отражается позиция автора, постановка ключевой проблемы, сам заголовок вызывает определённые художественные ассоциации. Заголовок может стать объектом творческого исследования. Вспоминаются строки из книги Г. Гранина «Секреты орфографии»:

Заголовок - окошко для взгляда вперед.

Посмотри и подумай: что тебя ждет?

Заголовок - это не просто слова:

Эти слова - всему голова.

Обратимся, например, к анализу заголовка повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ещё до её прочтения. Ребята обращают внимание на уменьшительно-ласкательный суффикс -к- в слове дочка (не дочь, а дочка), на место расположения слов в заголовке (не «Дочка капитана», а «Капитанская дочка»), на смысловую роль прилагательного «капитанская». Таким образом, характеристика героини началась до непосредственного соприкосновения с текстом, что заинтриговало учащихся и побудило прочитать произведение с предельной внимательностью, чтобы подтвердить или опровергнуть свои предположения относительно пушкинской героини. Анализ заголовка художественного произведения, бесспорно, развивает творчество учащихся; логическое, критическое и ассоциативное мышление; воображение и внимательность, заинтересовывает чтением.

Изучение литературного текста стоит обязательно сопровождать словарной работой. Удачно зарекомендовали себя конкурсы на лучшего толкователя новых слов. Такая работа проводится в игровой форме аукциона, кроссворда, «Ромашки». Победителем становится тот, кто понятнее, точнее и интереснее сумеет растолковать слово. Обогащению словарного запаса, внимательному отношению к слову способствуют творческие задания: «Так говорят былинные герои», «Незаслуженно забытые слова», «Словарь героя произведения». Выполняя подобную работу, ученики перечитывают тексты, анализируют этимологический и семантический аспекты слов, тем самым приобщаясь к сокровищнице русской классики, становясь сами творцами. Условия для развития детского творчества, образной речи создают задания: «Закончи пословицу», «Напиши сочинение по пословице».

Творческое отношение к литературному произведению невозможно без умения понимать, ценить детали в художественном тексте. Порой школьники не умеют видеть её в читаемом тексте, увлекаясь только ходом повествования.

Задерживать внимание на деталях нужно уже с 5-го класса, в этом помогают игровые, тестовые задания: «Угадай героя (по реплике самого героя, по портрету и т.п.)», «Вставь пропущенное словечко», «Из какого произведения «потерянные» вещи (предметы)?», «Откуда эти строки?». Поиск «опорных мотивов» («точек удивления») при изучении художественного текста - важное условие его понимания и усвоения. Они вызывают у школьников духовно-эмоциональный, личностный отклик. Работа над именами, фамилиями героев, заголовками произведений, яркими тропами и фигурами речи «включает учащихся в творческую, исследовательскую деятельность, формирует умение анализировать текст»9.

4.Развивающая роль литературного творчества школьников

Нередко при изучении творчества поэтов, писателей учащимся предлагается креативное задание - сочинить произведение в стиле указанного мастера слова. Процесс выполнения подобного задания требует от школьников погружения в стихию художественного мира писателя, вызывает интерес к его творчеству. При знаниевом подходе к обучению ученикам было достаточно лишь прочитать произведение, выполнить ряд традиционных заданий: ответить на вопросы, найти выразительные средства языка и прочее.

Навык сочинения в стиле конкретного автора формирует коммуникативную, рефлексивную, смыслопоисковую, эмоционально-эстетическую компетенцию. Как множество слов и речевых оборотов объединяются в текст, по каким законам языка они объединяются в единое целое - эти вопросы школьники постигают, осваивая речевой опыт мастера слова, чтобы обдуманно им пользоваться. Скрупулёзный анализ исходного текста при сочинении в стиле известного автора неизбежен. Эта работа убеждает школьников, что всё в тексте продумано, его строение, расположение языковых средств обусловлены темой и идеей высказывания, стилем и типом речи, особенностями жанра. Сравнение своей работы с образцовым текстом совершенствует умение использовать в речи языковые средства, разнообразные по структуре и стилистической принадлежности грамматические конструкции, воспитывает речевую культуру.

Психолингвист прошлого столетия Н.И.Жинкин утверждал: «Надо у каждого учащегося, независимо от возможностей в будущей профессии, развивать вкус к языку и взыскательность к речи»9. Это положение учёного не потеряло актуальности и в ХХI веке. В наше время во всех сферах жизни ценится грамотный профессионал. Создание собственного творения выступает средством проникновения в произведение, средством усвоения индивидуального стиля автора. При этом важен лингвостилистический анализ исходного текста. По мнению лингвиста Н.А.Плёнкина, без умения анализировать языковые и стилистические особенности текста невозможно научиться создавать собственный текст.

Пятиклассники, вдохновлённые творчеством И.А.Крылова, сочиняют свои басни, высмеивая современные пороки.

Развивают читательское воображение, творческое мышление рассказы учащихся о таких внесюжетных героях, как родители Насти и Митраши из «Кладовой солнца» Пришвина. Это герои «за кадром». Чтобы составить рассказ о них, нужна работа воображения, погружение в художественный и лингвоисторический контекст предвоенной эпохи. Подобных творческих усилий требует задание составить поучение в стиле древнерусской литературы, сохраняя языковые особенности «Поучения В.Мономаха», да ещё оформить его, соотнося с представлениями о книгах, появившимися в Х веке в Древней Руси.

Большой творческий потенциал несут в себе задания по составлению сценария диа-, кино-, телефильма на основе текста художественного произведения. Составление сценария - работа трудная, не каждому под силу. Можно дать подобную работу в первый раз дифференцированно. В слабом классе, как правило, составляется коллективный сценарий. Работа над сценарием приучает школьников внимательно относиться к подробностям художественного произведения, уметь «развернуть» образ или картину, «раскрасить» их, домыслить авторское видение. В школьную программу включены произведения, вызывающие у ребят особую симпатию. Учащиеся с удовольствием читают их и продумывают рассказ о герое с изменением лица после того, как разобрались в его характере, поступках, привычках. К примеру, после изучения рассказа В.Распутина «Уроки французского» домысливаем его продолжение, отвечая на вопрос: посеяла ли в душе героя «зерно» доброты и бескорыстия его учительница Лидия Михайловна.

Очень эффективны этюды-импровизации, когда ученики «дописывают» текст, сочиняют в стиле автора на основе внимательного прочтения отдельных эпизодов из его жизни и творчества, произведений.

Такие задания требуют от учащихся исследования художественного мира автора, перевоплощения и рефлексии. Ребята учитывают стилистику писателя, изобразительно-выразительные средства его произведений. Школьники учатся создавать письменные тексты различных жанров. Так, один из школьников представил себя журналистом, который отправился на встречу с Зощенко и поведал о нём, его творческих планах. Другие написали басни собственного сочинения, третьи создали стихотворения в прозе в стиле И.С.Тургенева ( Приложение).

Заключение

литературный творчество креативность школьник

Развитию творческого воображения способствуют многие приёмы и формы. Успех обеспечен в случае, если налажено сотрудничество учителя и ученика. Важно помочь раскрыться креативности школьника, помня при этом о возрастных, личностных особенностях.

Преподавать литературу в век телевидения, радио, видео и компьютеризации непросто. Ребята предпочитают получить представление о литературном произведении, как и любую другую информацию, не затрачивая много времени для чтения. Перед учителем-словесником остро стоит вопрос - как повысить интерес к своему предмету и сделать уроки литературы уроками жизни, уроками, на которых «душа обязана трудиться», уроками высокой нравственности. Размышление над поступками героя, их причинами и последствиями, осмысление авторской идеи, соотнесение с личными этическими представлениями - это и есть главный результат читательской деятельности. Многие методисты отмечают, что процесс чтения не заканчивается только пониманием текста, а продолжается принятием со стороны читающего какого-либо решения, ведущего к совершенствованию его личности. Нам, учителям литературы, необходимо помнить, что проблемы не интересны для учащихся, если они не связаны с жизнью, имеют общий характер, не выводят школьников на общечеловеческие ценности.

Воспитательный потенциал курса литературы связан с особой возможностью формировать систему ценностей, развивать социально-культурную, ценностно-ориентационную, рефлексивную компетенции учащихся. Необходимо сделать книгу верным и необходимым спутником школьника. Важно сделать уроки литературы не просто средством передачи знаний, а прочной основой духовной высоты личности.

Нетрадиционный подход, овладение современными педагогическими технологиями, осознание реалий нового времени поможет решить задачи школьного литературного образования.

Приобщение к миру творчества художников слова не проходит даром - в детях воспитывается творческое начало. Школьники становятся успешнее по другим предметам. Они увереннее справляются с заданиями ЕГЭ по русскому языку. Придумывая, сочиняя, фантазируя и перевоплощаясь на уроках литературы, ребята совершенствуют творческие способности, которые всегда и везде пригодятся им в жизни.

Библиография

1. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития.- Казань, 1994.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М., 1995.

4. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие.-

Екатеринбург, 1996

5. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы.- М.,1980.

6. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии.- М.,2005.

7. Пидкасистый П.И., Портнов М.П. Искусство преподавания.- М.,1999.

8. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии.- М., 1996.

9. Санжадаева Г.С. Новые технологии на уроках литературы. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2006

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.,1998.

11. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в обучении.- М., 1996.

12. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М., 1990.

13. Цимбаева Е. Художественный образ в историческом контексте.- Вопросы литературы, 2003, №4.

14. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста.- М., 1980.

15. Шаталов В.Ф. Психологические контакты.- М.:Новая школа, 1992.

16. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М.,1996.

Приложение

1.Технология подготовки урока-путешествия в страну гоголевского юмора в 6 классе

Подготовка начинается с вводного урока. Учащиеся в группах исследуют историкоэтнографический, искусствоведческий, лингвоэтимологический, литературоведческий, биографический материал по теме. Структура урока-путешествия в страну гоголевского юмора предполагает командное (коллективное) выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления для познания предметного содержания в условиях ограниченного времени и соревнования. К заключительному уроку-путешествию группы представляют находки, результаты своих исследований. «Этнографы» приносят украинские полотенца - рушники, украинскую национальную одежду, предметы быта украинцев гоголевской эпохи, изготовленные муляжи и настоящие блюда украинской кухни (галушки, вареники, паляницу). « Искусствоведы» представляют записи с украинскими народными песнями, репродукции картин художников на украинскую тему (в частности, работы А.И.Куинджи), портреты Гоголя, фигурки кукол в украинском одеянии, иллюстрации к повести. «Историки» и «литературоведы» находят различные издания сборника писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки», черновые материалы автора. «Этимологи-лингвисты» составили словарь непонятных современному читателю слов по повестям Гоголя. Группа «артистов» приготовила костюмированные инсценировки эпизодов из повести. Группа «сочинителей» поделились впечатлением о прочитанных произведениях Гоголя. Такие уроки вовлекают в работу весь класс, не оставляют равнодушными никого, воспринимаются как литературные праздники.

2.Структура урока-конкурса по комедии Гоголя «Ревизор» в 8 классе

Урок состоял из следующих этапов:

1. Гоголевская викторина-разминка на выявление самого внимательного и начитанного ученика (конкурс «гоголят»).

2. Блиц-опрос (конкурс на лучшего знатока текста комедии).

3. «Защита» творческого домашнего задания (рисунки, кроссворды, поделки, плакаты, сочинений разных жанров и др.)

4. Костюмированная инсценировка-пантомима немой сцены в комедии.