Концепция Интернет-фестиваля как система сетевых проектов для детей младшего школьного возраста

Концепция Интернет-фестиваля как система сетевых проектов для детей младшего школьного возраста

Введение

Несмотря на то, что о повсеместном использовании Internet говорить пока не приходится, все же количество школ, которым использование телекоммуникационных технологий становится доступным, постоянно растет.

Актуальность:

В Сети проводится большое количество различных конкурсов, для участия в которых не требуется работать в Internet он-лайн, достаточно наличия электронной почты. Иногда в он-лайне может проводиться часть работы, или возможен выбор: например, зарегистрироваться для участия в конкурсе можно через web-форму на сайте, а можно прислать анкету по электронной почте.

Можно как угодно относиться к различным конкурсам, в которых побеждает не всегда лучший, но бесспорно, что любое соревнование — прекрасный стимул, побуждающий детей к творческой деятельности. А возможность проводить конкурсы через Internet настолько расширила географию участников, что уже очные конкурсы постепенно превращаются в анахронизм.

Участие в сетевых (как и в обычных) конкурсах бывает индивидуальным или групповым. При индивидуальном соревновании школьники получают возможность участвовать из дома — это часто бывает проще, чем пользоваться школьным компьютером. С другой стороны, командное состязание имеет свои преимущества: школьники учатся работать в команде, нередко с участием учителей-предметников, это повышает азартность процесса и способствует лучшему усвоению учебного материала.

Фактически такое мероприятие позволяет заставить детей писать реферат на заданную тему, причем именно писать, а не воровать готовое из Internet, как это стало нынче принято среди учеников с молчаливого согласия преподавателей. Что же заставляет школьника взяться за самостоятельную работу? Причина, возможно, не только в том, что ребенку хочется победить и получить приз, но еще и в самой форме задания: приятно сделать красивый продукт с возможностью перемещения по ссылкам, еще приятнее знать, что этот продукт будет выставлен в Internet на всеобщее обозрение.

Форма организации занятий с учащимися, в зависимости от условий работы конкретного учителя, может быть классно-урочной; факультативной и клубной. Для полноценной работы в проекте необходимо наличие хотя бы одного компьютера с выходом в Internet [4].

В процессе работы участники проекта знакомятся с учебным материалом на web-сайтах, проводят наблюдения, обмениваются полученными результатами и участвуют в их обсуждении и в завершение составляют итоговый отчет о проделанной работе [14].

Проблема:

Во всемирной сети Internet немало проектов как образовательного, так и развлекательного характера, разработанных специально для детей. Среди них есть системы проектов, созданные для среднего и старшего школьного возраста (Internet-фестиваль «Умник»). Анализ развития проектной способности показал, что дети 2-4 класса (8-11 лет) справляются с проектной деятельностью, но системы сетевых проектов для этого возраста еще пока не разработано.

Цель работы:

Разработка положений Internet-фестиваля как системы сетевых проектов для детей младшего школьного возраста (2-4 класс).

Задачи:

• Выявить и обозначить цели и задачи Internet-фестиваля

• Продумать и описать содержание и организацию работы Internet- фестиваля

• Предусмотреть систему поощрений

• Обозначить в Internet-проекте роли и места участников, организаторов, учредителей, спонсоров.

Гипотеза:

Проанализировав Детский Internet – Фестиваль для старшего школьного возраста мы выяснили, что общая идея Фестиваля – дать ребенку возможность поверить в себя, свои силы и возможности и гордиться тем, что он уже умеет делать (а еще вчера не умел) – целиком оправдалась в процессе реализации проекта, а это говорит о том, что цели Фестиваля достигнуты.

У младших школьников пока еще нет подобного сетевого проекта, где они могли бы расширить свои представления об окружающей действительности, продолжать развивать свои познавательные, творческие, коммуникативные способности. Мы полагаем, что реализация Детского Internet - Фестиваля для данного возраста позволит эти цели достичь. Следовательно, разработав документальную базу (Положения) Детского Internet-Фестиваля, будет сделан первый шаг на пути реализации самого проекта.

1. Обзор Internet-ресурсов для детей

На сегодняшний день в сети Internet нашлось не особенно большое количество детских игровых порталов, созданных как взрослыми для детей, так и силами самих школьников. В основном они бессистемны, имеют в большей степени развлекательный, а не образовательный характер:

    Teen Club – правильный портал для подростков (http://www.teenclub.ru/)! Крупнейший российский сайт для детей и подростков. Рассчитан, в основном, на посетителей среднего и старшего школьного возраста. Основные направления: учеба, спорт, новости, технические новинки.

    ДружеЛюбная страничка – развлекательный сайт для детей (http://omega.udm.net/raduga/). Рассчитан на средний школьный возраст. Основные направления: юмор, фото.

    Умник - 3 Российский детский Интернет-фестиваль (http://www.childfest.ru/). Сетевой проект, ориентирован на старший школьный возраст. Основные направления: межпредметный.

    Virtual Kids – игровой портал «Более 569 игр онлайн (http://vkids.km.ru/)». В наличии бесплатные и платные игры, требуется регистрация на сайте. Предлагаются для чтения и скачивания книги, энциклопедии, музыка, видео. Кроме русской версии имеются варианты на английском, немецком языках. Интересен и полезен не только для школьников.

    Zvonok – информационно-развлекательная интернет-газета для школьников (http://www.zvonok.os.kz/index.php?s=gvozd). Ориентирован на старший школьный возраст. Основные направления: школа и все, что с ней связано.

    "Почитай-ка" - детский сказочный журнал (http://cofe.ru/read-ka/). Ориентирован на старший дошкольный и младший школьный возраст. Основные направления: детская художественная литература, стихи для детей, игры для детей (в том числе дидактические, подвижные), ручной труд.

    Розовая Пантера – приключенческие квесты для детей (http://www.cominf.ru/pink/main.html). Включает в себя 2 квеста: «Фокус-покус» и «Право на риск» по одноименным комиксам. Работает в режиме on-line. Ориентирован на младший и средний школьный возраст. Основные направления: развитие мышления, памяти, логики, быстроты реакции, воображения.

    Детский портал «Солнышко» - портал для детей и любящих их взрослых (http://www.solnet.ee/). Ориентирован на старший дошкольный, младший и средний школьный возраст; статьи, викторины для родителей. Основные направления: всестороннее развитие ребенка в домашних условиях.

    Детский Internet-журнал «Санька – бешеный кролик!» (http://sashka.km.ru/). Ориентирован на старший дошкольный, младший и средний школьный возраст. Основные направления: всестороннее развитие ребенка в домашних условиях.

    Дети на «Куличках» - Юмор для детей от 8 до 88 лет (http://children.kulichki.net/). Основные направления: досуг.

2. Создание концепции Детского Internet-фестиваля

2.1 Понятие о Детском Internet-фестивале, цели, назначение

Детский Internet-фестиваль - это оригинальная образовательная программа, разработанная на основе игровых обучающих технологий, является следующей ступенью образования и дает возможность глубже познакомиться с работой в сети Internet; это новая форма диалога, взаимный обмен опытом использования современных информационных технологий в школе.

Internet - фестиваль - это образовательно-воспитательная игра, в течение которой участники будут соревноваться в нескольких параллельных играх. Идея в том, чтобы воспитывать учащихся не словами и нотациями, а путем создания таких условий, когда через участие в играх дети учатся принимать решения и нести за них ответственность; проводится с целью развития личности, выявления и поощрения познавательной одаренности, реализации творческого потенциала учащихся и учителей среднего образования на основе новых информационных технологий, а также для формирования единой информационно-коммуникативной среды, пополнения банка русскоязычных образовательных Internet - ресурсов, распространения опыта педагогических инноваций в сфере информационных компьютерных технологий. Фестиваль может представлять набор из проектов-заданий, конкурсов, проектов «общения-знакомства», и специальных интеллектуальных приложений, логически между собой связанных [14].

Цели Фестиваля:

1. Создание детского Internet -сообщества для развития коммуникативных, эмоциональных, творческих, познавательных способностей детей младшего школьного возраста вне зависимости от социального статуса учеников, их места жительства, физического развития.

    Знакомство ребенка со средой, созданной человеком (Internet), с окружающей действительностью, подготовка младших школьников к определенным видам деятельности и социальным ролям.

    Освоение младшими школьниками и их наставниками Internet -технологий, используемых для решения творческих образовательных задач.

Задачи фестиваля:

1. Приобщение учащихся младших классов к совместной деятельности по поиску выхода из нетипичных ситуаций, решению интересных, нестандартных задач, проблем. Реализация решений с помощью Internet -технологий.

2. Демонстрация преимуществ командных приемов работы.

3. Организация места разностороннего (творческого, интеллектуального) общения для детей младшего школьного возраста.

4. Привлечь внимание детей к жизненным проблемам через осуществление ими социально значимых проектов, создание «копилки проблемных ситуаций».

Участники Фестиваля приобретут опыт создания командного проекта, также можно говорить об усилении мотивации в изучении школьных предметов путем включения в телекоммуникационную деятельность, в том числе публикация интересных авторских материалов, которые есть у команды участников Internet -фестиваля и их координаторов.

Компьютер же будем рассматривать, прежде всего, как средство, с помощью которого нам предстоит достичь поставленные цели, и, подразумевая, что в процессе использования коммуникационных и информационных технологий уровень владения ими неизбежно станет более высоким.

2.2 Принципы построения Детского Internet-фестиваля

Игровая схема Internet -фестиваля

Была создана примерная организационно – игровая схема Internet – фестиваля для детей младшего школьного возраста. Она будет представлена в виде web – сайта.

На наш взгляд, web-сайт Internet – Фестиваля, прежде всего, должен содержать интересную и полезную для посетителей информацию, быть внешне привлекательным для ребенка, удобным, функциональным, аккуратно и со вкусом выполненным. Что под этим понимается?

Образовательная ценность.

Любой Internet-проект это, прежде всего размещенная на нем информация. Легко доступная, со ссылками и картинками она, тем не менее, остается таковой. Посетитель, разумеется, ожидает получить от его посещения удовольствие. Не найдя ничего для себя интересного он уйдет. Поэтому особое внимание нужно уделить привлекательности и полезности того, что предполагается здесь разместить.

Удобство.

На наш взгляд, наиболее важной после полезности является доступность информации. Посетитель сайта Internet-фестиваля должен иметь возможность в любой момент получить нужную ему информацию очевидным для него способом. Информация должна быть представлена на сайте в такой форме, чтобы посетитель понимал где, в каком разделе и на какой странице искать то, что ему нужно.

Навигация.

Система навигации это то, с помощью чего посетитель перемещается по страницам сайта, она должна быть интуитивной: простой и очевидной. Посетитель сайта должен иметь возможность легко переходить к любому разделу, любой странице сайта выполняя минимум действий.

Дизайн.

На наш взгляд, дизайн не должен довлеть над содержанием web-сайта, но и не должен быть примитивным. Хорошо сделанный web-сайт должен быть как минимум аккуратным и не противоречивым (сайт посвященный детским интересам выполненный в тёмных, мрачных тонах будет выглядеть, по меньшей мере, странно и наверняка не привлечет к себе внимание юных посетителей) [9].

Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра. Имитационная игра — это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причем познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая для него имеет личностный смысл [10].

По словам Д.Б.Эльконина, игра несет на себе функции:

• психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;

• психотерапевтические, помогая ребенку изменить отношение к себе и другим, изменить способы обобщения; психическое само чувствие;

• технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.

В игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическую свободу, необходимую для ее развития.

Проектная схема Internet -фестиваля

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике, он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит получить. Где, каким образом? Учитель может подсказать источник информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Все проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить — вот основной тезис современного понимания методов проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления [6].

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Основные требования к использованию метода проектов:

• Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующего интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

• Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

• Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

• Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

• Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно-ориентированной педагогической системы, являющиеся насущными требованиям к образованию сегодняшнего дня, невозможны без изменения образовательных технологий. Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личностно значимых для него способов учебной работы; овладению умениями самообразования. Наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в сочетании с традиционными методами обучения — не в качестве метода, заменяющего сложившуюся систему, а в качестве дополняющего ее элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде.

Следует отметить, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно. Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения.

Цель обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

• самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

• учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

• приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

• развивают у себя исследовательские умения (выявление проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспериментов, анализа, построения гипотез, обобщения);

• развивают системное мышление.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов [5].

Несмотря на все это, нельзя говорить, что все задания, которые планируется представить младшим школьникам для участия, являются непосредственно проектными. В этом возрасте можно говорить и планировать только подготовку к ней – специальные задания, которые обусловлены целями и задачами Фестиваля (мелкие задачи на развитие познавательной деятельности). Так как сам подход связан с целевой установкой, то здесь можно выделить набор параметров, по которым классифицируется набор заданий, а сама классификация является средством проверки полноты выбранной системы параметров.

Критерии оценивания проектов

Основные критерии оценки проектов взяты из классификации М.В.Кларина:

    Значимость актуальности выбора проблемы,

    Корректность использованных методов,

    Активность каждого участника,

    Коллективный характер принимаемых решений,

    Характер общения и взаимопомощи участников,

    Необходимая глубина проблемы,

    Доказательность принимаемых решений,

    Эстетика оформления результатов.

Документально-техническая база

Документально-техническая база Internet-фестиваля включает в себя детальную проработку следующих пунктов:

1) Положения Internet-фестиваля:

    Прописывание целей и задач Детского Internet-фестиваля (определяются согласно возрастным особенностям детей),

    Оглашение списка учредителей Фестиваля (оказывают организационную и информационную помощь в проведении Фестиваля во всех субъектах России, финансовую поддержку Фестиваля в необходимых для его проведения размерах, обеспечивают техническое и информационное сопровождение Фестиваля),

    Требования к участникам Фестиваля (выдвигается список требований к участникам: возрастные ограничения, условия регистрации, правила заполнения заявок, временные рамки),

    Содержание и организация работы Фестиваля (что из себя представляет Детский Internet-фестиваль, регламент проектов, правила осуществления рецензии проектов Фестиваля),

    Определение системы поощрений (правила награждения победителей),

    Управление и координация Фестивалем (ознакомление со схемой управления на Российском и региональном уровне),

    Финансирование Фестиваля (указание источников финансирования Фестиваля, перечень основных статей расходов Фестиваля),

    Права и обязанности команд-участников Фестиваля,

    Дирекция Фестиваля (права и обязанности),

    Права и обязанности Региональных представителей Фестиваля.

Общее управление осуществляется организаторами Фестиваля, которые формируют Оргкомитет Фестиваля и оказывают ему необходимую методическую и информационную поддержку.

2) Техническое задание – непосредственная разработка web-сайта Internet-фестиваля [7].

2.3 Методы и формы работы с детьми в рамках Детского Internet - Фестиваля

Психофизические особенности детей младшего школьного возраста

Не углубляясь в анализ проблемы внедрения нового содержания и методов обучения в начальную школу, отметим лишь один фактор, который, по нашему мнению, играет важнейшую роль в организации обучения младших школьников. Это психофизическая характеристика целого периода развития, получившего в психологии название «младший школьный» [1].

Придерживаясь теории известного психолога Л.С. Выготского можно сказать что является центральным психологическим новообразованием младшего школьного периода развития: это и рефлексия, и планирование, и произвольное внимание. Дети младшего школьного возраста (прошедшие кризис семи лет) ориентируются на контекст ситуации и могут реализовать произвольные (сознательно построенные) формы общения. Помимо этого у них существенно меняется отношение к себе. Младший школьник в своем отношении к себе более критичен и объективен, поскольку детерминирован не наличной ситуацией, а более широким контекстом.

Появление произвольного, контекстного общения ни в коем случае не означает, что ребенок полностью уходит от непосредственных реакций и органично сложившихся в детские годы личностных отношений с другими людьми. Он уже обладает способностью по-разному видеть одну и ту же ситуацию, но эта способность так и останется нереализованной возможностью, если ее целенаправленно не развивать. Поэтому важнейшей задачей обучения в начальной школе является задача развития произвольного внимания.

Изучение произвольного внимания в младшем школьном возрасте показало, что оно направлено на "мир вещей" и на деятельность с ними. При этом развитие произвольного внимания идет от рефлексии как памяти – от произвольного припоминания собственного прошлого опыта к его целенаправленному структурированию.

Если проанализировать наиболее частые жалобы, с которыми обращаются родители и педагоги младших школьников к психологу, то они преимущественно связаны с памятью и вниманием. Вернее, с плохой памятью и низким уровнем развития внимания. При этом, как правило, исследование памяти, проводимое в присутствии родителей, показывает, что память у ребенка вполне хорошая, а то, что он может больше часа работать с психологом – отвечая на разные вопросы, решая проблемные задачи и ситуации, играя в трудные игры и т.п., свидетельствует, что и внимание у ребенка не вызывает никаких вопросов.

Говоря о судьбе центральной психологической функции в определенном возрасте, Л.С. Выготский настоятельно подчеркивал, что она становится произвольной, то есть управляемой, сознательно контролируемой и опосредствованной [2].

При переходе к младшему школьному возрасту в памяти ребенка происходят качественные изменения. Она, прежде всего, становится опосредствованной – ребенок научается запоминать, используя разнообразные средства для своего запоминания. При этом очень важно, чтобы средство играло второстепенную роль и не отвлекало ребенка от содержания запоминаемого материала.

Учителя начальных классов хорошо знают следующий факт: когда младшему школьнику надо что-то пересказать, то он это делает при помощи отдельных слов, звуков и даже движений, точно воспроизводит текст учебника или книги. Оказывается, что рассказать своими словами – для многих детей ужасно трудное дело. За этим фактом стоят проблемы все той же памяти. При этом дети могут хорошо вербально общаться, формулировать правила совместной игры, придумывать и формулировать замысел продуктивной деятельности. Таким образом, трудности заключаются не в развитии речи, а в развитии памяти ребенка [8].

Мотивация детей

Мотивация играет важную роль в процессе учения. Быть мотивированным на успех в учебе - означает соединение веры школьника и восприятия, успешности его собственного процесса учения, поведения педагога, образовательных запросов, дизайна учебного материала и методов обучения. Младшие школьники хорошо проводят время при совместной работе в парах или в маленьких группах. Особенно мотивирует комбинация двух факторов – хорошо продуманная оригинальная образовательная программа, разработанная на основе игровых обучающих технологий и взрослый, который присутствует на заднем плане для предоставления необходимой поддержки. Взаимодействие также мотивирует детей, но это зависит от программы и задач, которые будут выполнены.

На мотивацию в процессе обучения влияют следующие факторы: причастность (вовлеченность) ребенка и чувство успеха.

Восприятие учащегося или теория интеллекта.

Что важнее в формировании интеллекта: биологические предпосылки или, в большей мере, воздействие переменных окружающей среды. Учащиеся, которые верят в биологические предпосылки формирования интеллекта, воспринимают в штыки полученную отрицательную обратную связь и интерпретируют неудачу как индикатор низкого интеллекта. Часто эти теории достижения могут плохо влиять на учеников за счет поведения педагога и структуры поощрений, используемой в учебной деятельности.

Избегая тезиса биологической природы интеллекта, педагоги должны быть уверены, что ученики понимают работу, что они обращают внимание на свои достижения, развитие, что дают ученикам шанс исправить ошибки, которые они замечают, обращая внимание на то, что совершение ошибки является важной частью изучения. Учителя поддерживают учеников в попытке новых достижений.

Внутренняя мотивация

Внутренняя мотивация, которая происходит от чувства удовлетворения и выполнения (завершения), а не от внешнего поощрения, увеличивает индивидуальность обучаемого в пределах процесса обучения и результатов изучения, причем поощрение может подорвать выполнение работы, когда начальный интерес в вознагражденной деятельности высок и когда награда за выполнение работы настолько очевидна, что напоминает «взятку». Когда начальный интерес к выполнению задачи не настолько высок, поощрение могло бы увеличить его. Учителя могут поддерживать учеников, давая рекомендации по использованию адекватных стратегий, показывая возможность существования более чем одной перспективы и т. д [11].

Взаимодействие детей и взрослых в рамках Детского Internet - Фестиваля

Согласно правилам проведения любых детских мероприятий, должен быть взрослый, отвечающий за безопасность, поведение ребенка. Под взрослым мы понимаем учителей, родителей, старших братьев и сестер, студента и, даже, старшего школьника. Правила проведения Детского Internet - Фестиваля для среднего и старшего школьного возраста, например, гласят, что участниками могут быть дети школьного возраста (в т.ч., незнакомые с компьютером), студенты ВУЗов, школьные учителя, педагоги дополнительного образования, родители. Учащиеся и студенты 1-2 курсов (консультанты) объединяются в команды, состоящие из 3-10 человек, но не более 1 студента на 4 учащихся (права и обязанности команд). Студенты - консультанты помогают участникам команды при выполнении конкурсных заданий, в любой степени участвуя в выполнении проектов, а остальные участники Фестиваля могут выступать в роли координаторов команд. Взрослый на Детском Фестивале играет важную роль – он организует деятельность детей как во время проведения Фестиваля, так и в обычной жизни. Без идеи взрослого нет активности детей. Работа с детьми должна проводиться не только в проекте, но и в команде, т.е. носить не только учебно-образовательный, но и организационно-педагогический характер, иметь личностно-ориентированный подход.

3. Разработка положений Детского Internet-Фестиваля

Недостаток образовательных Интернет-ресурсов для младших школьников

Изучая Internet-ресурсы, можно убедиться, что во всемирной сети достаточно много web-сайтов для школьников старших классов (http://vp.uch.net/), и ощущается недостаток образовательных, полезных ресурсов для школьников 7-11 лет. Дети не могут остаться в стороне от Internet, потому что он стал неотъемлемой частью нашей жизни. Им тоже необходимо получать информацию, и здесь возникает проблема «чистоты» информационного потока. Поэтому необходимы адаптированные сайты для детей данного возраста, такие, которые дети могли бы использовать для образования, общения, развития [12].

Как уже говорилось выше, авторами проекта предлагается расширить Всероссийский Детский Internet -фестиваль «Умник» для школьников старших классов http://www.childfest.ru, т.е. разработать для школьников 2-4 классов «свой» Internet -фестиваль, который бы помог решить проблемы недостатка образовательных ресурсов в Internet для детей этого возраста. Создавая этот фестиваль, мы предполагаем, что в ходе его проведения дети познакомятся с Internet, научатся действовать с информацией, узнают, что в Internet можно общаться и заводить друзей, а также попробуют свои силы в проектной деятельности.

Не нужно забывать, что этот проект Всероссийского Детского Internet –фестиваля разрабатывается для детей, а, следовательно, нужно узнать: интересно ли это самим детям. Специально для этого была разработана анкета, состоящая из двух блоков. В первом определялась степень знакомства с Internet, а во второй - какой тип компьютерных игр младшие школьники предпочитают (cм. Приложение 3).

Анкетирование состоялось среди 2 – 4 классов Средней школы №108 Советского района г.Красноярска, в нем принимали участие 132 школьника, из них: 2 класс – 13 человек, 3 класс – 52 человека, 4 класс – 49 человек, а также в анкетировании участвовали 18 человек из 4 класса Филиала Казачьей школы г.Красноярска.

Последним вопросом анкеты был: «Если для тебя будет специальная игра в Internet, будешь ли участвовать?». Положительно на него ответили 110 школьников (83.3%), отрицательно – 16 (12.2%), не определились с ответом – 6 человек (4.5%). (см. Приложение 4).

Согласно результатам анкетирования – младшим школьникам любопытно подобного рода мероприятие, а наша задача заключается в том, чтобы ребенок через игровую деятельность, представленную на Internet –фестивале, развивал свою познавательную активность, учился осознавать свою социальную значимость и выявлять особенности межличностных отношений в коллективе.

Как уже говорилось выше, Internet – фестиваль для детей младшего школьного возраста будет представлен в виде web – сайта, внешне привлекательного для ребенка, удобного и функционального. Согласно выбранным нами критериям построения, оформления и насыщенности, мы видим его таким:

Образовательная ценность.

Это обуславливается целями и задачами самого проекта Всероссийского Детского Internet –фестиваля. Наша задача не просто обеспечить детям приятный досуг, но и сделать его качественным, полезным для самого ребенка.

Удобство и навигация.

Как уже говорилось – интуитивная, с возможностью легко переходить к любому разделу, любой странице сайта выполняя минимум действий. Может выглядеть как интерактивная клавиша с надписью типа: «Если хочешь это сделать, жми сюда!».

Дизайн.

Яркий и красочный, а к месту сделанный мультфильм только добавит желания здесь задержаться.

Игровая схема Internet –фестиваля

Каждому посетителю сайта Internet-фестиваля предлагается создать свою команду (3-10 человек) и принять участие в игре. Надо отметить, что здесь большую роль будет играть взрослый – координатор команды. Игра представляет собой галерею не раскрашенных картинок, задача ребенка раскрасить картинку, но чтобы получить краску необходимо выполнить проект-задание, и чем качественнее выполнено задание, тем ярче краска. Причем цвет краски можно выбрать любой из предложенных. Выполнив, таким образом, несколько заданий команда получает раскрашенную картинку, теперь эта картинка принадлежит только этой команде. Цель игры собрать как можно больше картинок. В итоге открывается карта, на которой находятся призы. Свою картинку команда может поставить только в строго определенное место, чем больше картинок, тем больше шансов выиграть (см. Приложение 5).

Проектная схема Internet –фестиваля

Не все задания, которые планируется представить младшим школьникам для участия, являются непосредственно проектными. В этом возрасте можно говорить и планировать только подготовку к ней – специальные задания, которые обусловлены целями и задачами Фестиваля, т.е. мелкие задачи на развитие познавательной деятельности.

Критерии оценивания проектов

Критерием оценивания проектной деятельности младших школьников планируется считать оригинальность, но для каждого проекта также будут присутствовать специфические особенности оценки, характерные именно для этого задания.

Документально-техническая база.

    Положения Internet-фестиваля.

Цели Детского Internet-фестиваля (определяются согласно возрастным особенностям детей):

1. Создание детского Internet -сообщества для развития коммуникативных, эмоциональных, творческих, познавательных способностей детей младшего школьного возраста вне зависимости от социального статуса учеников, их места жительства, физического развития.

2. Знакомство ребенка со средой, созданной человеком (Internet), с окружающей действительностью, подготовка младших школьников к определенным видам деятельности и социальным ролям.

3. Освоение младшими школьниками и их наставниками Internet -технологий, используемых для решения творческих образовательных задач.

Задачи фестиваля:

1. Приобщение учащихся младших классов к совместной деятельности по поиску выхода из нетипичных ситуаций, решению интересных, нестандартных задач, проблем. Реализация решений с помощью Internet -технологий.

2. Демонстрация преимуществ командных приемов работы.

3. Организация места разностороннего (творческого, интеллектуального) общения для детей младшего школьного возраста.

4. Привлечь внимание детей к жизненным проблемам через осуществление ими социально значимых проектов, создание «копилки проблемных ситуаций».

Главная идея Всероссийского Детского Internet -фестиваля «Умник» для школьников младших классов – расширить представления детей об окружающем пространстве в трех направлениях:

    Образовательная ценность

    Социальные взаимодействия

    Освоение компьютерных технологий

2) Учредители Фестиваля

Список учредителей Фестиваля, которые оказывают организационную и информационную помощь в проведении Фестиваля во всех субъектах России, финансовую поддержку Фестиваля в необходимых для его проведения размерах, обеспечивают техническое и информационное сопровождение Фестиваля. Например, учредителями Internet - фестиваля «Умник» для школьников старших классов были: Министерство образования России (оказывало организационную и информационную помощь в проведении Фестиваля во всех субъектах России), Федерация Internet - образования (оказывало финансовую поддержку Фестиваля в необходимых для его проведения размерах), НО "Компьютер и дети" (обеспечивало техническое и информационное сопровождение Фестиваля).

3) Требования к участникам Фестиваля:

    Участниками Фестиваля могут быть дети школьного возраста (в т.ч., незнакомые с компьютером), студенты ВУЗов, школьные учителя, педагоги дополнительного образования, родители. Учащиеся и студенты 1-2 курсов (консультанты) объединяются в команды, состоящие из 3-10 человек, но не более 1 студента на 4 учащихся. Студенты - консультанты помогают участникам команды при выполнении заданий, в любой степени участвуя в выполнении проектов. Остальные участники Фестиваля могут выступать в роли координаторов команд. Координатором может стать участник Фестиваля, на чье имя зарегистрирована хотя бы одна команда. Данные о координаторе команда сообщает при заполнении регистрационной анкеты.

    Для регистрации команда заполняет анкету, выставленную на фестивальном сайте (указывается адрес сайта). После успешной регистрации команда по электронной почте получает номер и пароль, и информация о команде становится доступной на сайте. При отказе в регистрации команде отправляется письмо с указанием причин. Причины отказа могут быть следующие: состав команды частично или полностью является вымышленным; · количество участников не соответствует указанному в Положении; · участник команды уже был зарегистрирован в составе другой команды; · некорректное заполнение полей в анкете.

Команда может прислать заявку на регистрацию по электронной почте своему территориальному или региональному координатору, которые в свою очередь выставляют анкету команды на сайт.

    Состав команды может измениться один раз в течение первых двух месяцев работы Фестиваля, но не более чем на 50%. В случае, если состав команды меняется более чем на 50%, необходимо регистрировать новую команду. Если участник по каким-то причинам утратил связь с командой, то он может быть исключен из состава по решению общего собрания команды, принятого простым большинством. После изменения состава команда вправе сменить пароль. Все сведения по изменению состава команды высылаются региональному координатору или в дирекцию.

Права и обязанности команд-участников.

Команды - участники Фестиваля имеют право:

  • на уважительное отношение со стороны дирекции и других участников фестиваля;

  • на поощрение за любую деятельность (выполнение проектов, участие во всех приложениях, проверку работ других команд и т.д.);

  • на получение всей необходимой информации о Фестивале, фестивальных заданиях, текущих результатов;

  • на получение информационной, организационной, технической помощи от координатора команды, а в случае его отсутствия от территориального координатора;

  • на получение помощи в необходимых случаях от дирекции Фестиваля;

  • на получение комментариев по поводу оценки за проект, для этого следует написать письмо на "адрес проекта". Команды - участники Фестиваля обязаны:

  • соблюдать все положения данного документа;

  • соблюдать необходимые этические нормы по отношению друг к другу и организаторам Фестиваля, быть максимально доброжелательными. Наличие нецензурных выражений в любых документах, заполненных командой, а так же в чате, гостевой и жалобной книге, форуме является основанием для снятия команды с Фестиваля;

  • выполнять задания согласно регламенту;

  • оперативно реагировать на все запросы регионального координатора и дирекции Фестиваля.

  1. Содержание и организация работы Фестиваля:

    • Фестиваль представляет из себя набор проектов-заданий и специальных интеллектуальных приложений, проводимых в течение трех месяцев по определенному графику. Проекты - задания публикуются на web-сайте Фестиваля и рассылаются участникам по электронной почте (по подписке).

    • У каждого проекта есть свой регламент (правила проведения, сроки), одновременно может быть выставлено несколько проектов с разными регламентами. Проекты могут быть разработаны по любым направлениям в контексте игровой схемы Фестиваля.

    • Задания-проекты Фестиваля создаются разработчиками проектов. Разработчиками заданий-проектов могут быть любые квалифицированные специалисты, общественные организации, студенты, координаторы и участники фестиваля, оформившие согласно соответствующим требованиям заявку на проект.

    • Проекты рецензируются экспертами - высококвалифицированными специалистами в той области деятельности, которой посвящен представленный проект. Процедура рецензирования проекта состоит в выявлении слабых сторон проекта и совместной работе разработчика и эксперта по их устранению. Результатом этой процедуры может быть либо одобрение проекта, либо отказ в его приеме.

    • Одобренный проект выставляется на фестивальный сайт и включается в рассылки, для каждого проекта будут присутствовать специфические особенности оценки, характерные именно для этого задания.

    • Команда выбирает по желанию, в каком проекте будет участвовать. Можно участвовать в нескольких проектах одновременно. После выполнения задания команда заполняет специальную форму на сайте, к которой присоединяется файл отчета в необходимом формате. После получения отчета дирекция высылает подтверждение. Если команда не имеет доступа в Интернет, то отчеты принимаются по электронной почте на специально заведенный адрес.

    Система поощрений команд-участников:

    Призовые пакеты формируются дирекцией Фестиваля, и их стоимость зависит от имеющихся финансовых средств.

    Награждение победителей в основных номинациях Фестиваля предусмотрено по текущим итогам и в конце Фестиваля. Номинации утверждаются Оргкомитетом Фестиваля.

    Лучшие команды попадают на виртуальную доску почета.

    Итоговое поощрение проводится в течение месяца после окончания Фестиваля.

  • Участники – победители Фестиваля поощряются грамотами, памятной атрибутикой и призами. Руководители образовательных учреждений получают благодарственные письма от дирекции фестиваля или учредителей.

  • Выявляются регионы-призеры, у которых совокупный показатель по следующим параметрам наибольший: количество команд, их активность, результативность и качество работ.

  • По итогам работы выделяются активные участники из числа координаторов и территориальных координаторов, которые награждаются грамотами и памятной атрибутикой Фестиваля. Каждый регион и территория имеют право наградить всех участников Фестиваля, по итогам регионального рейтинга, из собственных средств.

    Управление и координация Фестивалем:

    Управление Фестивалем осуществляется по двум направлениям: через Министерство образования России, региональные и муниципальные органы образования и через сформированную систему региональных, территориальных координаторов и координаторов команд.

    Для проведения Фестиваля Учредителями создается дирекция. Дирекция осуществляет управление Фестивалем через систему региональных, территориальных координаторов и региональные и муниципальные органы образования. Дирекция отвечает за техническую и содержательную стороны Фестиваля (своевременная подготовка заданий, экспертиза, организация проверки, ведение фестивального сайта, подготовка призов, наградных листов, необходимой атрибутики), осуществляет общий контроль за проведением Фестиваля, выступает арбитром при возникновении конфликтов. Возглавляет Дирекцию Фестиваля – директор.

    В состав дирекции входят Учредители Детского Internet-Фестиваля.

    Для организационно-технического обеспечения проведения Фестиваля в регионах в каждом субъекте Федерации назначается куратор региона из числа специалистов по дополнительному образованию или информатизации. Куратор подчиняется по Фестивальной линии Российскому координатору Фестиваля и работает в тесной связи с региональным координатором.

    Представителями Дирекции Фестиваля в субъектах Российской Федерации являются региональные координаторы. Региональные координаторы подбираются из числа работников образования, обладающих необходимыми организаторскими способностями, авторитетом и возможностями, и могут быть рекомендованы дирекцией, учредителями, региональными управлениями образования, региональными центрами Федерации Интернет Образования. Региональные координаторы отвечают за проведения Фестиваля в своем регионе. Список региональных координаторов утверждается Дирекцией Фестиваля. Региональные координаторы подчиняются директору Фестиваля. Региональные координаторы должны иметь свободный доступ в сеть "Интернет".

    Представителем регионального координатора в одной из территорий региона является территориальный координатор.

Российский координатор Фестиваля. Права и обязанности.

Российский координатор Фестиваля отвечает за:

    подбор учредителей, спонсоров Фестиваля;

    рекомендации по подбору региональных координаторов;

    координацию работы Фестиваля по линии региональных управлений образования (через кураторов);

    утверждение, техническую подготовку, размножение, рассылку по субъектам Федерации, доведение до кураторов и региональных координаторов необходимых документов, организацию контроля за их выполнением;

    организацию и проведение Российских мероприятий в рамках Фестиваля;

    оказание организационно-технической помощи по награждению участников Фестиваля на российском уровне, в т.ч. по дополнительной мотивации участников Фестиваля (аттестация учителей, льготы для детей и т.д.);

    работу с российскими СМИ по пропаганде Фестиваля;

    подготовку отчетности для учредителей.

Директор Фестиваля отвечает за:

    подбор и утверждение региональных координаторов, осуществление контроля за их работой;

    координацию работы региональных координаторов;

    разработку, представление, утверждение, доведение до региональных координаторов необходимой документации по Фестивалю и осуществлению контроля за ее получением;

    подготовку обоснований, смет, программ проведения Фестиваля, Российских мероприятий в рамках Фестиваля;

    разработку процедуры награждения участников Фестиваля на российском уровне;

    подготовку всех необходимых документов, организацию, контроль;

    подготовку рекомендаций по дополнительной мотивации участников (аттестация учителей, льготы для детей и т.д.)

    подготовку отчетности для учредителей

    пропаганду Фестиваля в средствах массовой информации, работу с внешними организациями, спонсорами.

    Финансирование Фестиваля и расходование средств:

Источники финансовых ресурсов Фестиваля:

    бюджетные и внебюджетные средства;

    средства спонсоров;

    средства родителей (лиц, их заменяющих);

    добровольные пожертвования других физических и юридических лиц;

    другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации Средства Фестиваля расходуются на:

    Информационное и техническое обеспечение,

    Разработку, экспертизу и проверку проектных заданий,

    Оплату работы дирекции,

    Оплату работы региональных координаторов,

    Награждение победителей Фестиваля

Заключение

internet детский фестиваль ресурс

В настоящей работе была рассмотрена одна из актуальных проблем использования Internet-технологий в младшей школе – разработка Детского Internet-Фестиваля для школьников 8-11 лет. В ходе работы были сделаны следующие выводы практического характера.

Обзор Internet – ресурсов для детей показал, что на сегодняшний день в сети Internet нашлось не особенно большое количество детских игровых порталов, созданных как взрослыми для детей, так и силами самих школьников. В основном они бессистемны, имеют в большей степени развлекательный, а не образовательный характер: на запрос «сайты для детей» нашлось всего 10 русскоязычных Internet - порталов.

На вопрос «А надо ли это детям?», с помощью анкетирования, с показателями: «да» - 83.3%, «нет» - 12.2%, «не знаю» - 4.5%, был получен весьма конкретный ответ – нужен!

Реализация цели данной работы – разработка положений Internet-Фестиваля для младших школьников - сводится к решению поставленных в ней задач. На данный момент все поставленные в этой работе задачи решены: цели и задачи Internet-Фестиваля выявлены и обозначены, организация и содержание работы Internet-Фестиваля описаны, система поощрений обозначена только в общих чертах, т.к. призовые пакеты формируются дирекцией Фестиваля, а их стоимость зависит от имеющихся финансовых средств, роли и места участников, организаторов, учредителей и спонсоров также в работе указаны.

Следовательно, документальная база для реализации Internet-Фестиваля для младших школьников готова.

В начале данной работы была выдвинута гипотеза о том, что, разработав документальную базу (Положения) Детского Internet-Фестиваля, будет сделан первый шаг на пути реализации самого проекта.

Таким образом, цели и задачи, поставленные перед работой, решены. Гипотеза подтвердилась.

Список литературы

    Безруких М. М, Сонькин В. Д, Фарбер Д. А. Возрастная физиология. М.,2003.- 136 с.

    Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. М.: 1982.

    Горвиц О. М. Компьютер и детство. Компьютер-Пресс. 1991. № 3. С. 62

    Дуванов А. А., Зайделъман Я. H. Роботландия — курс информатики для младших школьников. Информатика и образование. 1989. № 5. С. 37-38.

    Килпатрик В.Х. Метод проектов, применение целевой установки в педагогическом процессе. 1925

    Кларин М.В. Инновации в мире педагогики: Обучение на основе исследования игры и дискуссии. Рига / ЭКСПЕРИМЕНТ, 1995.- 176 с.

    Министерство образования Российской Федерации. Информационное письмо о проведении 1-ого Российского Детского Интернет-Фестиваля. М., 2002.

    Мухина В. С. Детская психология. Под ред. Л.А.Венгера. - М.,1986.

    Ремезов А.Н. Требования к разработке web-сайтов (порталов) современными программными средствами. Зеленоград, 2003.-380 с.

    Смирнова Е. О. Детская психология. - М.,2003.

    Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании: Монография/ О.Г.Смолянинова; Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2002.-300 с.

    Солпитер Джуди. Дети и компьютеры: Настольная книга родителей / Пер. с англ. – М.: БИНОМ. – 192 с.

    Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-360 с.

    Золотая рыбка в «сети». Internet-технологии в средней школе//По ред. Ольховской Л.И., Рудаковой Д.Т., Силаевой А.Г.-М.:Прожект Хармони Инк., 2001.-168 с.

15. http://catalog.chat.ru/

http://www.childfest.ru/

17. http://children.kulichki.net/

http://www.cominf.ru/pink/main.html

19. http://omega.udm.net/raduga/

http://sashka.km.ru/

21. http://www.solnet.ee/

http://www.teenclub.ru/

23. http://vkids.km.ru/

http://www.zvonok.os.kz/index.php?s=gvozd