Системы образования в Азербайджане

Бакинский Государственный Университет

РЕФЕРАТ

магистра I курса факультета журналистики

Мамедовой Н.

на тему: СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Баку 2007

План

1. Общий обзор системы образования в Азербайджане до восстановления независимости

2. Закон Азербайджанской Республики «Об образовании»

3. Общая структура системы образования Азербайджанской Республики

4. Проблемы и перспективы развития системы образования Азербайджанской Республики

5. Реформы в области образования

Библиография

1. Общий обзор системы образования в Азербайджане до восстановления независимости

Образованные и знающие люди на востоке всегда ценились. К таким людям почтительно обращались как «мирза». Эта тенденция была продолжена на мусульманском востоке. "Учитесь от колыбели до могилы, " - имел обыкновение говорить пророк Мухаммед. Всесторонне образованные люди были среди наиболее уважаемых советников правителей. Примером этого может служить Низам-уль-Мюльк - везир правителя Сельджукского государства Алп-Арслана, а позднее Меликшаха - автор трактата "Книга о Правлении". Или везир Карабахского хана Ибрагима, знаменитый поэт Мирза Панах Вагиф. Народ тщательно сохранял их труды для следующих поколений: переписывание каллиграфическим почерком рукописей Низами, Хагани, Туси, Бируни, Ибн-Сины и других стал миссией всей жизни для многих.

Общеобразовательные школы

Вообще, сведения о первых школах Азербайджана относятся к X в. В них обучались дети знати и духовенства. После араб, завоевания (VII в.) в целях распространения ислама при мечетях открывались мектебы. С XI в. в мектебах было введено преподавание персидского языка. В X-XI вв. при не-которых крупных мечетях (Тебриз, Нахичевань, Барда, Гянджа, Шемаха) возникли медресе. Эти учебные заведения сыграли существенную роль в распространении грамотности; в них получили образование известные поэты и мыслители: Абу-ль-Ала Гянджеви, Мехсети Гянджеви, Хагани Ширвани, Низами Гянджеви, Насирэддин Туси, Насими, Физули, Вагиф и др. В XIV в. в Тебризе был открыт "Дом исцеления" - городок с учебными и лечебными учреждениями. Мектебы и медресе в дальнейшем открывались отдельно от мечетей. В 1647 в Тебризе было 47 медресе и 600 мектебов, в Шемахе - 7 медресе и 47 мектебов.

В начале XIX в. в Северном Азербайджане, вошедшем в состав Российской империи, были открыты начальные школы на русском языке. Первое уездное училищеще было организовано в Шуше в 1830, затем в Шеки (1831), Баку (1832), Гяндже (1833), Шемахе и Нахичевани (1837), Кубе и Ордубаде (1856), Закаталы (1862). До 1870-х гг. число этих школ росло крайне медленно, численность азербайджанцев в них была незначительна. Под давлением мусульманского духовенства многие отказывались обучать своих детей в русских школах, определяя их в мектебы, число которых в 80-е гг. XIX в. доходило до 500 (ок. 7 тыс. учащихсяся). Учебные заведения Азербайджана (кроме мусульманских) в 1848-1860-х гг. и 1864-1917-х гг. подчинялись Кавказкому уч. округу. В 1865 году в Баку была открыта реальная прогимназия (с 1874 года реальное училище) и женская гимназия. В 1887 году в Азербайджане появилось русско-татарское начальное училище (азербайджанцев, как и др. мусульман, часто называли татарами). В конце XIX-начале XX вв. в Азербайджане было открыто более 240 русско-азербайджанских школ. В отличие от обычных школ с обучением на русском языке, в эти училища принимались только азербайджанцы, и наряду с русским в значительном объёме преподавался азербайджанский язык. В конце XIX в. кроме казённых, создавались частные и общественные школы, среди них и так называемые ново-методные с преподаванием на родном языке. Движение за организацию ново-методных школ возглавили известные просветители Зардаби, Н. Везиров, М. Шахтахтлы, С. Мехмандаров, А. Ахвердиев и др. В 1914/15-ом учебных годах в 976 школах всех типов (в т. ч. 15 средних) обучалось 73,6 тыс. детей (из них 23 тыс. азербайджанцев). Большинство детей, особенно азербайджанцев, оставалось вне школы. В начальных школах коренное население составляло лишь 36,1% учащихся, в средних школах - 11% (гл. обр. дети из состоятельных семей). Число учащихся-азербайджанок составляло менее 2 тыс.

В ноябре 1917 года в Баку была провозглашена советская власть. Уже в 1918 году Бакинский Совнарком опубликовал декларацию о введении всеобщего бесплатного обучения на родном языке; были созданы Совет по народному образованию и комиссия по составлению программ и учебников. В 1918 г., после объявления Азербайджанской Демократической Республики (АДР), одними из первых декретов, выпущенных правительством, были декреты об учреждении Государственного университета и обучении молодых людей за границей за счёт государственных фондов, также было провозглашено осуществление национальной политики по народному просвещению в духе демократических принципов.

Образование Бакинского государственного университета было сопряжено с очень большими трудностями. Парламент АДР на своих заседаниях рассматривал различные организационные проблемы, связанные с установлением системы образования в университете. По поручению Парламента было выделено здание в центре Баку и было принято решение о приглашении на работу преподавателей из-за границы и об оплате их деятельности. Помимо Бакинского государственного университета были открыты общеобразовательные школы на народном языке, в учебные планы были включены предметы по родной литературе, истории, географии. После перехода власти к Советам (1920) старая школа была заменена единой трудовой школой с обучением на родном языке.

Комиссия "Союз работников просвещения и социалистической культуры" ввела в 1920/21-ом учебных годах новые программы по истории и др. предметам. В 20-30-х гг. общественные дисциплины преподавались по разным учебным планам и программам. В эти годы жившие в Азербайджане талыши, лезгины, удины, аварцы, курды и др. имели школы с обучением на родном языке или изучали предмет - "Родной язык", однако в 30-х гг. обучение было переведено на азербайджанский язык, при этом сохранились школы с обучением на грузинском и армянском языках, которые функционировали в районах, где в основном жили представители этих народов.

Всеобщее начальное обучение было введено в Азербайджане в 1928. В том же году был осуществлен переход с арабской системы письменности на латинскую, а в 1939 – на кириллицу.

С начала 1930-х гг. в крупных городах, а с 1935-го года повсеместно стало осуществляться всеобщее 7-летнее обучение. Значительно расширилась сеть средних учебных заведений. Возникли школы и курсы для взрослых (1927). Начиная с 1931 значительно усилилось использование уч. планов и программ Наркомпроса РСФСР. С 1936года, за исключением азербайджанского языка и литературы, преподавание основных предметов проводилось по программам РСФСР. Национально-региональные особенности не получали должного отражения в школьных планах и программах. Долгое время история Азербайджана не включалась в учебные планы как отдельный предмет.

Массовая неграмотность была ликвидирована во 2-й пол. 30-х гг.; в 1939 грамотность населения достигла 82,8%. Развитию общего образования помешали ошибки, допущенные во время культа личности, в т. ч. в не соблюдении равноправия в школьном обучении представителей разных национальностей. Не был оправдан поспешный перевод азербайджанской письменности на русскую графику, что осложнило учебный процесс. Народ был искусственно оторван от возможности изучения национального культурно-исторического наследия. Большой урон был нанесён народному образованию в результате необоснованных репрессий.

Во время Великой Отечественной войны сеть школ несколько сократилась, но в послевоенные годы была полностью восстановлена. В 1951 в Азербайджане завершился переход к всеобщему 7-летнему обучению, а к началу 1960-х гг. - к 8-летнему. В середине 1970-х гг. было введено всеобщее среднее образование.

В 1988/89-ом учебных годах в Азербайджане работало 4,4 тыс. дневных общеобразовательных школ (1,3 млн. уч-ся). Свыше 79% школьников обучалось на азербайджанском языке; свыше 18% - на русском. В 84 вечерних и заочных школах училось 25,9 тыс. человек. Имелось 17 школ для детей с недостатками умственного и физического развития (4,5 тыс. уч-ся), 5 детских домов (450 чел.), специальные школа и ПТУ для подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания (около 90 чел.).

В школах Азербайджана в 1989 году было занято 129,6 тыс. учителей, в том числе 80% с высшим образованием.

С 1988/89-ом учебном году история Азербайджана была включена в учебный план школ. Началась разработка нового учебника по истории родного края. Школы с обучением на русском языке действовали во всех районах республики. С 1989 года было принято несколько государственных актов, укрепивших суверенитет Азербайджана в сфере культуры (в том числе в функционировании азербайджанского языка как государственного языка республики), которые открыли широкие возможности для перемен в системе образования. Однако перестройка в области школьного образования идёт с большими трудностями, не хватает школьных зданий, слаба их материально-техническая обеспеченность.

Дошкольные учреждения.

До 1920 было 5 частных детских садов (все в Баку). После установления советской власти дошкольные учреждения открывались в городах и в сельской местности: в 1920-21-х гг. было открыто 76 государственных дошкольных учреждений.

В 1989 г. работало 2088 постоянных дошкольных учреждений со 182,6 тыс. детей (в т. ч. 172 дет. яслей-садов с 4,8 тыс. воспитанников); в 1988 г. начали функционировать детские дошкольные учреждения на дому (св. 10 тыс. воспитанников). Обеспеченность детей соответствующего возраста дошкольными учреждениями составила 20%. Св. 63% учреждений вели воспитательную работу на азерб. и др. языках народов Закавказья, св. 17% - на русском. Имеются детсады с интернациональными по составу группами. В дошкольных учреждениях занято 14 тыс. педагогических работников, в том числе 22% с высшим образованием. Воспитателей дошкольных учреждений готовят: средней квалификации - Бакинское дошкольное училище, высшей квалификации - Азербайджанский государственный педагогический университет (Баку).

Профессионально - техническое образование.

Первые ремесленные училища возникли в XIX в. В городах Шеки (1843), Закаталы (1882), Гянджа (1884), Баку (1887) и др. К 1914 году в десяти ремесленных училищах обучалось 2,4 тыс. чел.

После установления советской власти в связи с развитием промышленности возросла потребность в квалифицированных рабочих. По инициативе Н. Нариманова началось создание целостной системы профессионально-технического образования. В 20-30-х гг. функционировали школы ФЗУ, с конца 30-х гг. училища и школы ФЗО. К 1940 г. их было 32 (5 тыс. уч-ся). В 1940 г. была создана система государственных трудовых резервов. В годы Великой Отечественной войны эти училища подготовили более 43 тыс. квалифицированных рабочих. В 1959 г. Трудовые резервы преобразованы в Государственную систему профессионально-технического образования. В 1966 г. были учреждены ТУ для подготовки квалифицированных рабочих из числа выпускников средних школ. В 1969 г. стали открываться средние ПТУ.

В 1988/89-ом учебном году в 180 профессионально-технических заведениях обучалось 88,2 тыс. учащихсяся, работало 4,4 тыс. преподавателей, в т. ч. 4085 с высшим образованием (93,9%), 5,4 тыс. мастеров производственного обучения. Обучение велось более чем по 270 массовым рабочим профессиям.

Среднее специальное образование.

До 1917 в Азербайджане было два средних специальных учебных заведения с 500 уч-ся: среднее техническое училище (основано в 1905) и среднее мореходное училище (начало XX в.), оба в Баку.

После установления советской власти среднее специальное образование стало развиваться с учётом потребностей народного хозяйства. В 1920/21-ом учебном году было открыто 8 средних специальных учебных заведений (5 тыс. учащихся). До начала 30-х гг. они были подчинены Наркомпросу, а затем переданы соответствующим наркоматам.

В 1988/89-ом учебном году в 78 средних специальных учебных заведениях обучалась 61 тыс. учащихся. Свыше 85% из них - азербайджанцы. Велась подготовка по 196 специальностям.

Высшее образование.

История высшего образования в Азербайджане начинается с 1919 года с основания первого университета в Баку. Сейчас в Азербайджане действуют около 50 высших учебных заведений, в которых получают образование примерно 100 тыс. студентов. Крупнейшие вузы страны – Бакинский государственный университет, Университет нефти и химии (основан в 1920, ок. 15 тыс. студентов), Азербайджанский технический университет, Азербайджанский педагогический университет русского языка и литературы им. М.В.Ахундова, Азербайджанский государственный унивеситет иностранных языков, Азербайджанский медицинский университет им. Н.Нариманова, Консерватория им. У.Гаджибекова, Государственный сельскохозяйственный институт в Гяндже и др. В последние годы появилось несколько частных (первый из них – Хазарский университет, основан в 1991 году, обучение ведется на английском языке также) и международных вузов. Среди последних выделяется Западный университет (основан в 1991 году, насчитывает ок. 1000 студентов). В Кавказском университете обучение ведется и на турецком языке. Имеются также филиалы Дагестанского и Днепропетровского университетов. Большинство вузов находится в Баку

2. Закон Азербайджанской Республики «Об образовании»

Основным законодательным актом, регулирующим функционирование образовательной системы в Азербайджанской Республике, является Закон об образовании, принятый в 1992 году.

Согласно Закону высшее образование в Азербайджанской Республике осуществляется на базе среднего образования в очной, заочной либо вечерней форме. Очное (дневное) образование играет ведущую роль.

Высшие учебные заведения функционируют на основе государственных заказов, а также договоров, заключенных с учреждениями, организациями, предприятиями и с отдельными лицами.

Высшее образование осуществляется в одноступенчатых, двухступенчатых и трехступенчатых вузах. Срок обучения на отдельных ступенях этих вузов устанавливается на основе учебного плана и утверждается Министерством образования.

В одноступенчатых вузах (институтах, консерваториях, высших колледжах и др.) готовятся специалисты с высшим образованием по определенным профессиональным направлениям или конкретным специальностям; по завершении обучения студентам присваивается степень «бакалавр».

Студенты, окончившие первую ступень двухступенчатого вуза и получившие степень «бакалавра», могут приступать к трудовой деятельности. В течение срока обучения сдаются итоговые экзамены.

Наиболее перспективные и хорошо зарекомендовавшие себя специалисты, получившие степень бакалавра, оставляется на конкурсной основе в магистратуре. В конкурсах для прохождения в магистратуру могут участвовать также выпускники одноступенчатых вузов. В магистратуре углубляется специализация, обращается особое внимание на формирование умений и навыков научных изысканий, изучение иностранных языков. Завершившие магистратуру при защите научной работы получают степень «магистр». Специалисты со степенью «магистр» могут быть задействованы на бакалаврской ступени высших учебных заведений, а также в институтах, колледжах, консерваториях и других одноступенчатых вузах, также как в научно-исследовательских центрах и институтах, в учебных заведениях различных ступеней.

На трехступенчатую систему образования переходят некоторые университеты и академии, если это им позволяет кадровый потенциал и материально-техническая база. В таких вузах выпускники, продемонстрировавшие при получении степени «магистр» особую научную подготовку, способности и конкретные научные результаты, рекомендуются по решению учебного совета к оставлению на третьей ступени — в докторантуре, и после сдачи соответствующих экзаменов продолжают обучение в докторантуре. На магистерской ступени высших учебных заведений могут быть задействованы только высококвалифицированные специалисты, окончившие докторантуру, защитившие докторскую диссертацию на специализированном ученом совете и получившие степень доктора. Доктора задействуются также в научно-исследовательских центрах и институтах, в учебных заведениях различной ступени и в иных сферах.

До открытия в соответствии с Законом первых докторантур сохранялась ученая степень «кандидат наук». С началом деятельности новых докторантур проводится аттестация кандидатов наук, которым присваивается ученая степень «магистр» или «доктор» в соответствии с результатами аттестации.

Ученые звания «доцент», «профессор», «старший научный сотрудник» и др. присваиваются учеными советами вузов, научно-исследовательских институтов и утверждаются в установленном порядке. В связи с переходом к ученой степени доктора непосредственно после магистра повышается требовательность к присвоению ученых званий «доцент» и «профессор». В выборах на вузовские должности участвуют только доктора.

Согласно Закону об образовании вузам гарантируется автономность. Вузы самостоятельно выполняют и строят учебные планы, полностью соответствующие мировым стандартам и прошедшие регистрацию в Министерстве образования. Они самостоятельно внедряют эффективные и передовые методы обучения, а также проводят научные изыскания. До 20 процентов предусмотренного в учебных планах учебного времени должно использоваться самостоятельно.

Вузы, получившие автономность, приобретают дополнительно право: устанавливать, при условии — не ниже мировых стандартов, содержание обучения; определять, с учетом государственного заказа, планы приема студентов (бакалавров, магистров) и докторантов; самостоятельно присуждать ученые степени, устанавливать и присваивать свои ученые звания; иметь в собственности здание, в котором расположено образовательное учреждение, материально-техническую базу, землю и прочее имущество; осуществлять полномочия, представляемые, согласно положению, органам государственного управления.

Учреждение по высшему образованию, получившее автономность, может передать отдельные свои полномочия государственным органам образования.

Кроме того, вузы обладают правом на самоуправление, в которое входит: самостоятельное планирование своей работы, самостоятельное решение учебно-воспитательных, научно-исследовательских, методических, финансово-хозяйственных, экономико-коммерческих и др. вопросов; участие в установлении плана приема с учетом государственного заказа, а также заявок отдельных предприятий, организаций, учреждений и граждан; установление школьного компонента содержания образования, форм и методов обучения; комплектация учреждения кадрами, в том числе прием на работу граждан других государств; утверждение структуры и штатного расписания учреждения в пределах установленного фонда заработной платы, свободное использование различных видов финансирования.

3. Общая структура системы образования Азербайджанской Республики

Система образования Азербайджанской Республики включает в себя следующие элементы:

Дошкольное воспитание.

Общее образование:

начальное образование;

основное образование;

среднее образование.

Специальное профессиональное образование:

профессионально-техническое образование;

среднее специальное образование;

высшее специальное образование.

Постдипломная подготовка.

Магистратура.

Аспирантура.

Докторантура.

Внешкольное обучение и воспитание.

Самостоятельная учеба.

Повышение квалификации и переподготовка кадров.

Общее образование состоит из трех уровней:

Начальное образование: 4 года, с 6 до 10 лет (1—4 классы).

Основное образование: 5 лет, с 10 до 15 лет (5—9 классы); по окончании выдается аттестат об основном образовании.

Среднее образование: 2 года, с 15 до 17 лет (10—11 классы); по окончании выдается аттестат об общем образовании.

При поступлении в вузы необходимо иметь аттестат об общем образовании и сдать вступительные экзамены. После десятого класса ученики могут по желанию выбирать специализированное среднее обучение и поступать в профессиональные лицеи или профессиональные училища, где они учатся три или четыре года, либо в средние специальные учреждения (техникумы, колледжи), где они учатся один или два года и куда можно поступать также после окончания профессионального лицея или профессионального училища. Профессиональные лицеи и техникумы предлагают как специализированные, так и общеобразовательные курсы. Профессиональные училища дают только специализированное образование. По окончании среднего специального учебного заведения после сдачи государственного экзамена ученики получают звание «младшего специалиста».

В систему высшего образования Азербайджанской Республики входят следующие основные типы государственных и частных вузов: университеты, академии, институты, консерватории. После 1993 года, когда был принят Закон об образовании, вузы получили право самостоятельно выбирать свой подход к многоуровневому образованию специалистов, определять содержание образования и составлять академические программы по этим дисциплинам. Некоторые вузы начиная с 1997 года начали предлагать обучение по программе подготовки магистров. Единственное ограничение накладывается требованиями соблюдения государственного образовательного стандарта, гарантирующего обучение необходимому минимуму знаний. Закон об образовании закрепляется за вузами независимость в финансовых и управленческих вопросах.

Преподавание в вузах ведется на азербайджанском, русском и английском языках.

Университетское образование разделено на следующие ступени:

Первая ступень — бакалавр. Обучения на этой ступени длится 4 года и заканчивается получение диплома бакалавра. В процессе обучения студенты изучают основные гуманитарные и естественнонаучные дисциплины, а также базовые курсы по избранной специальности. Максимальная учебная нагрузка для студентов бакалавриата составляет 54 аудиторных и внеаудиторных часа. Подготовка по программам бакалавриата в различных университетах завершается по-разному: либо сдачей государственных аттестационных экзаменов, либо защитой выпускной работы, возможны и другие варианты.

Вторая ступень — магистр. На второй ступени, которая длится от двух до двух с половиной лет и завершается получением диплома магистра, студенты получают углубленное знание в области гуманитарных и естественных наук, а также проходят расширенную профессиональную подготовку. Максимальная учебная нагрузка для студентов магистратуры варьируется в зависимости от программы обучения от 12 до 20 часов в неделю. Заключительным этапом обучения в магистратуре является написание и защита диссертации.

После аспирантуры идёт ступень — доктора. Те студенты, которые проявили себя на ступени аспирануры, могут учиться дальше по докторской программе. После успешного завершения обучения они получают степень доктора.

Общее количество высших учебных заведений подразделено на 26 университетов, 10 академий, 12 институтов и других учебных структур.

К высшим учебным заведениям относятся 14 государственных вузов:

Бакинский Государственный Университет,

Азербайджанский Технический Университет,

Азербайджанский Архитектурно-Строительный Университет,

Азербайджанский Государственный Педагогический Университет,

Бакинский Славянский Университет,

Азербайджанский Государственный Экономический Университет,

Азербайджанский Университет Языков,

Азербайджанский Государственный Университет Культуры и Искусства,

Сумгайытский Государственный Университет,

Ленкоранский Государственный Университет,

Гянджинский Государственный Университет,

Азербайджанский Технологический Университет,

Нахичеванский Государственный Университет,

Азербайджанский Медицинский Университет;

12 частных вузов:

Университет «Азербайджан», Бакинский Университет «Азия», Западный Университет, Университет «Хазар», Нахичеванский Университет, Университет «Тефеккюр», Университет «Одлар Юрду», Азербайджанский Международный Университет, Бакинский Университет Бизнеса, Кавказский Университет, Независимый Азербайджанский Университет, Нахичеванский Частный Университет).

Академии республики представлены: Азербайджанской Государственной Нефтяной Академией, Бакинской Музыкальной Академией, Азербайджанской Академией Сельского Хозяйства, Азербайджанской Государственной Художественной Академией, Академией Государственного Управления при Президенте Азербайджанской Республики, Азербайджанской Государственной Академией Физической Культуры и Спорта, Национальной Академией Авиации, Бакинской Полицейской Академией, Академией Национальной Безопасности.

К институтам и другим высшим учебным учреждениям относятся: Мингячевирский Политехнический Институт, Азербайджанский Институт Учителей, Азербайджанский Институт Управления Народным Хозяйством (созданный при Кабинете министров), Азербайджанский Кооперативный Институт, Бакинское Высшее Военное Училище Общевойсковых Командиров, Бакинское Высшее Военное Училище, Бакинская Высшая Педагогическая Женская Семинария, Высший Дипломатический Колледж, Высший Общественно-Политический колледж, Гянджинский Научно-образовательный Центр, Бакинский Филиал Российской Академии Труда и Социальных Отношений.

Есть много других институтов различных специализаций в Азербайджане в дополнение к вышеупомянутым учебным учреждениям: Азербайджанский Медицинский Университет, Азербайджанский Государственный Педагогический Университет, Азербайджанский Университет Иностранных Языков, Бакинский Славянский Университет, Бакинская Музыкальная Академия, Азербайджанская Академия Искусств, Азербайджанский Экономический Университет, Азербайджанская Государственная Академия Физкультуры и Спорта, Академия Национальной Авиации и многие другие, включая частные университеты. Тысячи студентов учатся в каждом из этих университетов.

По данным Министерства образования Азербайджанской Республики на ступени бакалавра высших учебных заведений Азербайджана обучаются 115820 студентов. Процентное соотношение бакалавров государственных вузов составляет более 74 % (около 87 тыс. студентов). Основная часть студентов учится на очных отделениях. Количество магистрантов почти в 4 раза уступает числу бакалавров.

В государственных высших учебных заведениях учатся как на бесплатной, так и на платной основе. Согласно статистическим данным Министерства образования республики на сегодняшний день общее количество учителей всех вузов Азербайджана составляет двадцати тысяч человек, из них около 1 тыс. профессоров и свыше 8 тыс. доцентов.

Учебный год в вузах состоит из двух семестров. Первый семестр начинается в сентябре и предполагает 17 недель. Второй семестр включает в себя 18 недель. Он начинается 9—10 февраля, после окончания зимних каникул. Общая длительность каникулы, зимних и летних, составляет 7—10 недель.

В соответствии с Указом Президента Республики Г. Алиева «О совершенствовании системы образования Азербайджана» от 13 июня 2000 г. полное самоуправление было предоставлено 4 вузам: Бакинскому медицинскому университету, Азербайджанской государственной академии нефти, Бакинскому государственному университету и Азербайджанской сельскохозяйственной академии. Эти учебные заведения финансируются из госбюджета по специальной статье. В государственных вузах, подчиненных Министерству образования, в 2000—2001 учебном году 54 % студентов обучалось за счет бюджетного финансирования и почти 46 % на коммерческой основе.

4. Проблемы и перспективы развития системы образования Азербайджанской Республики

В процессе осуществления преобразований с области образования, которые неминуемы в силу изменения экономический условий в Республике, возник ряд трудностей, среди которых исследователи выделяют:

Снижения качества учебных сред на всех уровнях образования, но особенно в области начального и среднего. Слабое развитие библиотек, отсутствие доступа к различным базам данных и литературе.

Применение устаревших учебных планов и методов обучения, унаследованных от советской образовательной системы, которые практически не соотносятся с требованиями рыночной экономики и независимости. Используемые преподавателями методы в большинстве случаев не отражают современные разработки в данной области.

Падения качества преподавательского состава из-за резкого снижения реальных преподавательских зарплат, ухудшения состояния учебных сред и низкого уровня подготовки преподавателей.

В целом плохое состояние технической и материальной инфраструктуры учебных заведений. В области среднего специального образования, например, используемые инфраструктура и оборудования устарело на 70—80 %. По-прежнему практически не используются новейшие информационно-коммуникационные технологии.

Связь между учебными заведениями и рынком, а также другими экономическими и социальными партнерами (различными общественными объединениями, родителями и пр.) практически отсутствует.

Традиционно сложившийся перевес гуманитарного образования и слабое развитие образования инженерно-технического. В последнее время наблюдался значительный рост поступающих в вузы на такие специальности, как экономика и педагогика, при одновременном уменьшении числа желающих получать образование, например, в сфере сельского хозяйства.

В силу отмеченных недостатков в 1999 году была сформулирована 10-летняя программа реформы образования, первый этап которой начал реализовываться в 2003 году, для чего Всемирный Банк утвердил кредит для Азербайджана в размере, эквивалентном 18 млн. долл. США, на финансирование Проекта развития сферы образования, который является первой стадией реализации Программы реформ сферы образования. Правительство приступило к реализации долгосрочной Программы реформ сферы образования. Этот новый проект в сфере образования разработан на основе опыта и уроков, усвоенных в процессе реализации уже начатого Проекта реформы системы образования, который является первым финансируемым банком проектом в данном секторе. Десятилетняя Программа реформы системы образования состоит из трёх фаз.

В течение первой фазы (продолжительность — 4 года) предполагается осуществить ряд изменений, связанных с введением новых учебных планов и интегрированных учебных программ. Кроме того, особое внимание будет уделено подготовке образовательных менеджеров, способных использовать новые современное технологии управления. Будут создаваться новые интегрированные учебные программы (включающие элементы гуманитарных и естественных наук), а также будет осуществляться компьютеризация обучения, внедрение в образовательную систему новых мультимедийных технологий. Отдельное внимание на первой фазе будет уделено переподготовке преподавательского состава. Помимо этого, будет создан новый механизм приема преподавателей на работу, их профессионального совершенствования, а также правовой защиты. Будет разработана единая система лицензирования, оценки и аккредитации преподавателей. Еще одна линия реформирования на этом этапе — создания новых методических материалов и библиотечная реформа. Будут предприняты шаги по организации в учебных заведениях доступа к электронным базам данных и информационным источникам. Одним из центральных моментом на этом этапе реформирования станет разработка механизма распределения власти и децентрализации в области образования. Без этого образовательная система не сможет стать достаточно гибкой, чтобы отвечать на требования рынка. Предполагается, что в первую очередь всем учебным заведениям будет представлено право на экономическую и управленческую самостоятельность, однако с сохранением системы бюджетного финансирования для государственных образовательных структур. Наконец, предполагается создать необходимые условия для регулярной оценки деятельности образовательных учреждений экспертами и представителями общественности.

На второй фазе в образовательный процесс будут внедряться учебные программы, предполагающие возможность выбора учащимся своей образовательной траектории. Благодаря этому образование будет учитывать потребности отдельных учащихся, в то же время удовлетворяя требованиям общества и государства. Предполагается также реформировать экзаменационную систему, сделав ее более простой и в то же время справедливой. Кроме того, на втором этапе реформы на основе международных будет создана научная база для обеспечения возможности организации образовательных стратегий с учетом требований рынка. Предполагается так же создание специальных институтов, которые будут обеспечивать дистанционную переподготовку преподавательского состава без отрыва от учебного процесса. На втором этапе будет создана система распределения учебников и других методических материалов в образовательном секторе. В библиотеках будет введена новая единая автоматизированная система обработка информации. Будут созданы образцы учебных планов и учебно-методических комплексов; одновременно с этим будет стимулироваться работа по созданию альтернативных учебников и учебных программ. Важным компонентом второй фазы реформирования станет создание единой системы мониторинга частного сектора образования. На второй фазе также будет проводиться реконструкция материально-технической инфраструктуры учебных заведений. Наконец, с целью привлечения в сферу образования дополнительных инвестиций будут разработаны правовые механизмы снижения налогового бремени для тех негосударственных организаций и предприятий, которые вкладывают свои деньги в образование. Будет создана система кредитования образовательных институтов.

На третьей фазе будет внедрена информационная система управления образованием. Особое внимание будет уделено стимулированию научных разработок в области педагогики и психологии. Предполагается создать ряд телекоммуникационных массмедийных каналов, а также обеспечить публикацию ряда журналов в области педагогики, психологии и проблем образования, которые призваны помочь исследователям, преподавателям и молодым специалистам. Важной составляющей третьего этапа будет организация возможности общественного контроля за деятельностью образовательных институтов и соблюдения ими республиканского законодательства. В дополнение к этому предполагается широкое привлечение к управления в образовании учащихся, представителей общественности, инвесторов, представителей промышленных предприятий и других заинтересованных сторон. Основная цель этого — полностью демонополизировать управление образованием и создать такую систему, которая сможет обеспечить достижение наиболее высокого качества предлагаемых образовательных услуг.

5. Реформы в области образования

В Азербайджане реформы начались с 1992 года введением общего экзамена - тестового экзамена для вступления в вузы, что имело цель предотвратить на вступительных экзаменах коррупцию. То же самое произошло позже, когда на уровне магистратуры тоже были введены тестовые экзамены. Кроме этого произошли другие реформы, переход на латинский алфавит, появились новые вузы частные, новые специальности начали развиваться. Но до сих пор система образования функционирует по старому закону «Об образовании», изложенному выше в данной работе. Новый закон об образовании сейчас в парламенте, и он уже обсуждается в течение нескольких лет. Имеются несколько спорных моментов: во-первых, вопрос по поводу сохранения степени кандидата наук или нет, или введение только трехступенчатой системы как бакалавр, магистр и доктор, а во-вторых, проблема назначения ректоров, будут ли они эти должности выборными или они должны назначаться министерством образования.

Следующая реформа связана с новой системой оценки знаний. Речь идет о единой европейской системе оценки знаний учащихся вузов, введения которой требует Болонская декларация, к которой Азербайджан присоединился в 2005 году. Новая система включает в себя 7 уровней, обозначаемых буквами латинского алфавита: A -"отлично", B и C - "хорошо", D и E - "удовлетворительно", F и FX - "неудовлетворительно". Каждой оценке соответствует определенное количество набранных кредитов - зачетных единиц, которые, для Азербайджана считаются новинкой и пока применяются в некоторых вузах в качестве эксперимента.

Но уже совсем скоро в вузах не будет действовать старое правило "от сессии до сессии живут студенты весело". Чтобы набрать необходимое количество кредитов, учащимся придется потеть в течение всего семестра, т. к. предметы будут преподаваться модулями, и за каждый надо будет получать положительную оценку.

Самое интересное в новой шкале - наличие сразу двух "двоек". Оценка F позволит студенту пересдать экзамен позже, FX потребует повторного изучения дисциплины.

Болонская декларация предполагает, что к диплому о высшем образовании вуз должен выдавать приложение - документ, в котором успеваемость выпускника указана в единой буквенной системе оценки знаний. "В соответствии с требованием Болонского процесса, начиная с 2005 года все вузы, принимающие участие в этом процессе, должны выдавать приложение к диплому. Болонская декларация преследует цель создать единую общеевропейскую систему высшего образования. Азербайджан присоединился к ней 19 мая 2005 года в Бергене (Норвегия) на IV конференции министров стран-участниц Болонского процесса. Наряду с Азербайджаном к документу присоединились Грузия, Украина, Молдова и Армения. На IV конференции стран-участниц Болонского процесса министрами образования были обсуждены основные задачи, которые должны быть решены уже к 2010 году. В завершении конференции министрами образования стран, ставших полноправными членами Болонского процесса, было подписано Бергенское коммюнике, согласно которому все страны- участницы взяли на себя обязательства до 2010 года привести свои образовательные системы в соответствие с общеевропейской. Например, европейские министры высшего образования договорились реформировать структуры собственных систем высшего образования с тем, "чтобы двигаться в сторону сближения, но при этом сохранять фундаментальные ценности и разнообразие образовательных систем, существующих в их странах". Среди них внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Другой задачей, которая была определена в Бергене, стало принятие системы, основанной на двух основных циклах - достепенного и послестепенного образования. Допуск ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения, а его продолжительность должна быть не меньше трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, также должна быть востребованной на европейском рынке труда, как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра или степени доктора, как это принято во многих европейских странах. К 2010 году министры запланировали также внедрение новой европейской системы зачетных баллов. Зачетные баллы могли бы быть заработаны также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами. Болонский процесс ставит целью содействие в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований. Сегодня декларация объединяет более 40 стран и свыше 1500 высших учебных заведений. "Болонский" студент может учиться в любом вузе стран-участниц, главное - набрать соответствующее количество кредитов. Отзанимался четыре года, накопил баллы - получай степень бакалавра, еще через два года можно претендовать на первую ученую степень - магистра. Менять вузы разрешается хоть каждый семестр, - система накопления кредитов везде одинакова. С "болонским" дипломом выпускника без проблем примут на работу в любой европейской - и не только, стране. Это существенно увеличивает мобильность студентов, позволяет гибко реагировать на изменение рынка труда. По идее, к 2010 году все азербайджанские вузы должны войти в Болонский процесс.

Библиография

1. Антология пед. мысли Азерб. ССР, [сост. А. А. Агаев, А. Ш. Гашимов], М., 1989;

2. Закон Азербайджанской Республики «Об образовании»;

3. История Азербайджана, т. 2, Баку, 1960;

4. Курбанов А, М., Садыхов Ш. А., Салахов M. H., Первый пед. ин-т Азербайджана, Баку, 1981;

5. Мехти-заде М., Очерки истории сов. школы в Азербайджане, М., 1962;

6. Мехти-заде М., Аллахвердиев Т., Алиев К., Расцвет нар. образования в Азербайджане, Баку, 1980;

7. Мусаева Т. А., Революция и нар, образование в Азербайджане, Баку, 1979;

8. Развитие высш. школы в Сов. Азербайджане, Баку, 1984;

9. Салахов M. H., Высш. образование в Азербайджане: история, проблемы, перспективы, Баку, 1990.