Нетрадиционные подходы к воспитанию трудных подростков

Содержание

Введение

1. Проектирование воспитательной работы на основе зодиакальной локации

2. "Гайденс"-эксперимент

3. Сущность "гайденс" - эксперимента на базе культурного центра

Заключение

Литература

Введение

Тема контрольной работы "Нетрадиционные подходы к воспитанию трудных подростков".

В системе школьной воспитательной работы выделяются в специальную категорию трудные, педагогически запущенные дети. По мнению З.М. Шилиной, обобщившей передовой опыт классных руководителей г. Таганрога, главным основанием для выделения школьников в ту группу, требующую к себе особого внимания учителей, детского коллектива, оперативного вмешательства родительской общественности в жизнь семьи, является асоциальная направленность поведения: сознательные действия во вред социуму, отдельным его представителям, делу, е случайно таких индивидов называют выпадающими из коллектива, отому что мотивы поведения становятся несовместимыми с этическим кодексом общества.

1. Проектирование воспитательной работы на основе зодиакальной локации

Можно дифференцировать несколько стадий отрицательно направленного нравственного развития "трудных":

I - ситуативная, характеризующаяся фрагментарным, неустойчивым проявлением негативных побуждений личности на фоне общего положительного поведения;

II - антагонистическая, характеризующаяся усилением частотности ошибочных, негативных поступков, начинающих приносить удовлетворение личности и приходящих в противоречие с ранее сложившимися положительными устремлениями и привычками;

III - доминирующая, характеризующаяся преобладанием и устойчивостью отрицательного опыта личности, пагубно влияющего на других и открыто противопоставляемого социуму.

Опыт коррекционной работы с подростками, накопленный в муниципальной средней общеобразовательной школе № 15 г. Ростова в период с 1995 по 2001 год, показывает, что на каждой из дифференцированных нами стадий требуются принципиально разные подходы, приемы, средства, формы и методы воспитательного воздействия на личность.

В частности, на I стадии (ситуативной) целесообразна организация профилактической работы, тормозящей процесс отклонения, предупреждающий ложное развитие. Весьма эффективной, на наш взгляд, оказалась система комплексной профилактики, включающая в себя следующие компоненты:

Служба доверия, функционирующая при Центре детского самоуправления. В ее состав входят: психолог, организатор детского движения, представители Совета командиров (5-8-е кл.) и Сонета старшеклассников (9-11-е кл.) - по одному человеку соответственно. Каждый школьник может обратиться в службу доверия анонимно (посредством "ящика для секретов") или открыто (посредством участия в заседании службы).

Служба экспресс диагностики, функционирующая при Центре научно-педагогической информации и Службе практической психологии образования. В ее состав входят: заместитель директора по научно-методической работе, психолог, заместитель директора по воспитательной работе, представители Совета командиров (5-8-е кл) и Совета старшеклассников (9 - 11-е кл) - по одному-два человека соответственно. Служба экспресс-диагностики проводит выборочные и полные социопсихолого-педагогические исследования на предмет выявления бытовых идеалов и интересов школьников, степени их психологической комфортности в классе и школе, уровня реабилитации и развития адаптивных и иных качеств, характеризующих стадию социализации личности.

Длительная развивающая этическая игра "Школьный университет культуры" (5-11-е кл), организуемая под эгидой Центра детского самоуправления, Центра научно-педагогической информации и Службы практической психологии образования, на основе фактических данных, полученных службами доверия и экспресс-диагностики. В процессе игры проводятся фольклорно-этнографические фестивали и карнавалы (проблемы этикета и культурного поведения у различных этносов), этические диспуты и круглые столы (проблемы здорового образа жизни в детско-юношеской среде и пути искоренения алкоголизма, курения, наркомании, сквернословия, жестокости и агрессивности в детском и подростковом возрасте), а также разнообразные викторины, КВН, смотры, представления в школьном импровизированном театре миниатюр на морально-этические темы. Необходимо подчеркнуть, что службой экспресс-диагностики используются как традиционные, так и нестандартные формы и методы организации социопсихолого-педагогического исследования ученического контингента. В частности, еще в 1994 году в СШ № 15 г. Ростова нами была произведена астролога-педагогическая диагностика учащихся, в процессе которой были выявлены так называемые "мотивационные группы шестиклассников".

Этот вид диагностики получил название методики зодиакальной локации и нашел отражение в учебных пособиях B. C. Кукушина: "Основы школьной валеологии", "Основы валеологии", "Учителю физики о воспитании".

Рис.1. Алгоритм проектирования коррекционной работы с "трудными" подростками (общие аспекты)

Ученый мир по-разному относится к валеологии и астрологии.

В ортодоксальных общественных кругах полностью отрицают позитивный технологический потенциал, которым располагают валеологическая (как одна из ветвей экологии вообще и экологии человека в частности) и астрологическая (как одна из древнейших цивилизационных практик) отрасли знания.

По-видимому, подобная позиция неприятия не совсем целесообразна

Рис.2. Алгоритм проектирования коррекционной работы с "трудными" подростками (частные аспекты)

Например, С.А. Вронский считает, что индивидуальность человека есть причина, а личность - следствие и средство проявления во внешнем мире индивидуальности жизненного опыта. Личность как выразитель универсальной пассивности всегда и постоянно находится и будет находиться под сильнейшим воздействием и индивидуальности. Именно поэтому зодиакальная локация, базирующаяся на фундаменте тысячелетних наблюдений наших предков, К точки зрения влияния на человека и его поведение законов Космоса и законов Природы, имеет право на существование и экспериментальную апробацию в коррекционной работе с "трудными" подростками. Ведь давно доказано, что наша жизнь реагирует на малейшее изменение пульса Космоса, а точность астрологических прогнозов не уступает точности официальной медицинской диагностики.

В процессе астролого-педагогической диагностики в 1994 году сначала нами были дифференцированы 9 зодиакальных локаций (микро-групп) шестиклассников по их принадлежности к тому или иному астрологическому знаку, а затем произведена группировка но двум социальным полюсам ("+" и "-"). Это позволило определить три основные сферы: поддержки; отрицания или отчуждения; нейтральную. Hа основании полученных данных стало возможным организовать эффективную систему воспитательной коррекции, в так называемой группе риска (4 человека) и группе склонности к риску (2 человека). В итоге были нейтрализованы такие негативные черты выявленных диагностическим путем "трудных", как эгоизм, грубость, агрессивность, мстительность (2 ученика-Скорпиона из группы риска), упрямство, строптивость, способность лгать (2 ученика-Овна из группы риска), беспечность, лукавство, умение льстить, явная неприязнь к физическому труду (2 ученика-Весы из группы склонности к риску).

В 1996 году, в соответствии с общешкольным планом, была создана Научно-исследовательская лаборатория "Изучение влияния астрологических параметров на процесс идентификации личности". В течение нескольких лет 900 учащихся 1 - 11-х классов в сумме были подвергнуты астролого-педагогическому статистическому исследованию на предмет выявления основных мотивационно-поведенческих и характеро-типологических сфер школьников:

1996/1997 учебный год - 250 человек;

1997/1998 учебный год - 300 человек;

1998/1999 учебный год - 350 человек.

Отметим, что общая численность учащихся СШ № 15 г. Ростова составляет в среднем 500-510 человек ежегодно и, таким образом, обследованию подвергались порядка 50-70% школьников. Это свидетельствует о высокой репрезентативности полученных результатов. На основе обобщения данных за три года были дифференцированы 6 зодиакальных локаций (макрогрупп) школьников по их принадлежности к тому или иному астрологическому знаку. Для каждой из них разработаны соответствующие воспитательные проекты, в том числе и коррекционные.

Поскольку первую макрогруппу (50%) составляют школьники-Девы, характеризующиеся повышенной позитивной социальностью, активностью и инициативой, в СШ № 15 г. Ростова с 1996 г. ведется экспериментальная работа по проблеме "Социализация личности в школьных общественных объединениях". Закончены 2 этапа - моделирование школьной Думы учащихся и организаций детского самоуправления социального и клубного типов. Сейчас апробируется модель школьной молодежной республики "Новое поколение". Согласно рекомендациям научной лаборатории, Центру детского самоуправления необходимо шире привлекать к участию в указанном проекте школьников-Дев с целью преодоления дезадаптационных тенденций (известно, что 6% алкоголиков и наркоманов рождаются, к сожалению, под этим астрологическим знаком).

Вторую макрогруппу (15%) составляют школьники-Рыбы, характеризующиеся выносливостью к одиночеству. Это объясняет некоторую социальную инертность части школьников-Рыб, не желающих принимать никакого участия в работе школьных и классных структур самоуправления. Согласно рекомендациям научной лаборатории, Службе практической психологии образования и Центру детского самоуправления, необходимо предусмотреть проведение серии творческих конкурсов ("Ученик года", "Лучший фотограф школы", "Лучший художник школы", "Лучший спортсмен школы" и т.п.), в которых школьники-Рыбы смогли бы оптимально проявиться в индивидуально-креативном плане, а также психолого-педагогической коррекции на предмет преодоления социальной инертности, повышения уровня притязаний личности.

Третью и четвертую макрогруппы (по 10% каждая) составляют соответственно школьники-Овны и школьники-Львы. Для одних характерно крайне слабое понимание нормы, для других - болезненная нетерпимость к каким-либо ограничениям. Согласно рекомендациям НИЛ, Центру детского самоуправления необходимо активнее вовлекать школьников-Овнов в руководящие структуры самоуправления (цель: приучение Овнов к соблюдению нормы осознанно, а не бессознательно, а школьников-Львов - в творческие акции различных презентагивных уровней (цель: содействие эврологическому самовыражению, ненавязчивое привитие толерантности). Службе практической психологии образования и Центру научно-педагогической информации рекомендовано организовать психолого-педагогическую коррекцию на предмет научения школьников-Овнов и школьников-Львов приемам и методикам саморегуляции, аутотренинга, поддержания позитивного эмоционального фоналичности.

Большую обеспокоенность вызывают пятая (8%) и шестая (7%) макрогруппы, которые составляют соответственно школьники-Раки и школьники-Козероги. Одни характеризуются чрезмерной неуверенностью в своих силах, другие - склонностью к депрессиям. Согласно рекомендациям научной лаборатории, Службе практической психологии образования необходимо проводить целенаправленную, систематическую работу по преодолению уровня дезадаптированности школьников-Раков и школьников-Козерогов посредством обучения их прикладным методам и технологиям эмоционально-волевой саморегуляции, повышения самооценки и социально-психологической комфортности в коллективе.

Ценность используемой в коррекционной педагогике зодиакальной локации настолько очевидна, что применение ее, наряду с традиционными методиками (экспресс-диагностика эмпатии; оценка уровня притязаний, психической мотивации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности; исследование отношения к себе посредством Q-сортировки; оценка коммуникативных и организаторских склонностей и др.), позволяет составить цельную картину интегральной личности. Дело в том, что зодиакальная локация, родившаяся в недрах астрологических знаний, предоставляет исследователям и педагогам-практикам возможность наложения на проекцию личности современного школьника "принципа всеобщего тождества" (по С.И. Вернадскому). Древним потребовалось не менее двадцати шести тысяч лет для определения единого, универсального ритма, с помощью которого несложно судить о чертах характера человека, его способностях, возможностях и перспективе. Вправе ли мы игнорировать столь быстрый прогностический опыт, особенно при работе с "трудными"?

2. "Гайденс"-эксперимент

В 2000 году на базе СШ № 15 г. Ростова, в рамках ситуативной стадии коррекционной работы была начата реализация "гайденс"-эксперимента. Предыстория системы "гайденс" как техники изучения личности школьников восходит к традициям американской школы, где еще в начале XX века в крупных городах были созданы консультационные центры по выбору профессии. В тот период "гайденс" отождествлялся с профессиональной ориентацией учащихся и ею ограничивался. Развитие психологии, популярность учения о психоанализе 3. Фрейда и гештальт-психологических методик и технологий (они рассматривают личность как единое целое), а также влияние теории Дж. Дьюи о приспособляемости личности к среде, расширили рамки "гайденс". Эта область стала пониматься как помощь в решении многочисленных проблем (эмоциональных, поведенческих, учебных), с которыми сталкивается личность в поисках своего места в жизни. Согласно мнению X. Петерса и Б. Шертцера, общей целью "гайденс" в современной школе является помощь, позволяющая личности достигать своего полного развития.

В ростовской школе № 15 "гайденс"-служба была создана в следующем составе: зам. директора по научно-методической работе (научный руководитель); зам. директора по воспитательной работе; психолог, организатор детского движения, руководитель МО классных руководителей 9-10 классов (консультанты).

К конкретной цели школьной "гайденс"-службы было отнесено максимальное социопсихолого-педагогическое содействие личности в процессах ее идентификации и совершенствования. Конкретные задачи, вытекающие из этой цели, следующие:

адаптивная: помочь ученику узнать свои сильные и слабые стороны, свои преимущества и лимиты; понять, как воспринимают его другие люди;

коммуникативная: научить ученика ладить с другими людьми и понимать мир, в котором они живут; познакомить с природой поведения людей, причин раздражения, способов контроля своего настроения; рассказать о сущности социальной среды, в которой личности приходится жить;

когнитивно-креативная: помочь ученику получить максимум от школьных знаний, т.е. вооружить методами учебной и творческой работы, помочь выбрать программу дополнительного образования, соответствующую индивидуальным особенностям ученика; оказать посильную поддержку и помощь в случае неудовлетворительных успехов;

мотивационно-исследовательская: помочь ученику исследовать свои интересы, склонности, способности; научить правильно их использовать в мире трудовой деятельности.

Разумеется, терминологические акцентуации задач весьма условны, приблизительны. На наш взгляд, веч дифференцированные задачи содержат в себе элементы адаптивности, коммуникативности, когнитивности и креативности, мотивационности, все они в определенной степени носят исследовательский характер.

Вся область "гайденс" состоит из трех базовых частей: учебной и профессиональной ориентации школьников и руководства личностью. Рассмотрим каждую из указанных составляющих "гайденс".

1. Учебная ориентация школьников:

знакомство со школой (что весьма важно в условиях инновационной деятельности школы);

снабжение учащихся широкой информацией о школьных делах;

выбор программы дополнительного образования;

выработка эффективных навыков учебы посредством рекламирования научной организации труда школьников.

В рамках охарактеризованной базовой части "гайденс" консультанты проводят экскурсии по школе, встречи со старшеклассниками, лекции по научной организации труда.

2. Профессиональная ориентация школьников:

общее знакомство с миром труда;

знакомство со специальной информацией по конкретным специальностям и профессиям;

диагностика с целью определения профессиональной мотивации, наиболее отвечающей особенностям личности;

выработка эффективных навыков трудовой деятельности школьников.

В рамках этой базовой части "гайденс" консультанты проводят экскурсии по вузам и ссузам, предприятиям города, организуют встречи с преподавателями высших и средних специальных учебных заведений, муниципальных предприятий. Совместно с Модельным центром занятости населения и детским психологическим центром г. Ростова проводятся диагностические исследования на предмет определения профессиональной предрасположенности школьников.

3. Руководство личностью школьников:

изучение личностных качеств (интересы и мотивы; отношения к различным сторонам действительности; способность к социальной адаптации);

индивидуальное и групповое консультирование;

проведение экспериментальной работы.

В рамках третьей базовой части "гайденс" при изучении личностных качеств используются тесты, инвентарии, оценочные шкалы, проверочные списки, техника ассоциаций, техника выбора, социометрические методы. На основании анализа полученной информации организуются индивидуальные и групповые консультации, призванные помочь личности (личностям) правильно вести себя в окружающем мире и т.п.

Эффективность "гайденс"-эксперимента в СШ № 15 г. Ростова подтверждается тем, что в последние несколько лет на внутришкольном контроле находятся (зарегистрированы) 10 учащихся из 500 школьников, что составляет лишь 2%, а на контроле в городской инспекции по профилактике правонарушений несовершеннолетних - ни одного ученика.

На внедрение "гайденс"-системы на школьном уровне администрация школы решилась после подведения итогов многолетнего (с 1997 по 2000 гг.) эксперимента на базе городского культурного центра "Ковчег". Здесь на общественной, благотворительной основе развиваются и раскрывают свои таланты дети, подростки и молодежь муниципалитета, в том числе и из категории трудных, педагогически запущенных. В "Ковчеге" функционируют различные секции, группы, подразделения клубного типа, среди них:

литературное объединение "Ковчег";

детское литературно-творческое объединение "Вдохновение";

молодежная литературно-творческая группа "Новые имена";

философско-эзотерическая группа "Постижение";

экологический клуб "Гармония";

исторический клуб "Клич";

секция "Живая музыка";

лингвистическая ассоциация "Язык и культура".

Основной целью деятельности указанных "ковчеговских" формирований является приобщение к духовной культуре, общечеловеческим ценностям, привлечение к различным отраслям самодеятельного творчества широких слоев городского населения, в первую очередь детей, подростков и молодежи муниципалитета. О результативности их работы писали международные издания - журнал "Вестник благотворительности" (№ 1 за 2001 г., с.66-67) и бюллетень Института проблем гражданского общества "Объединенные ресурсы" (№ 1 за 2001 г., с.4-6). Эффективность просветительской деятельности "Ковчега" освещена на страницах сборников "Экологические акции в России: руководство к действию" (совместный проект Института социологии РАН и голландской неправительственной организации "Міііеп-Kontakt Oost Еигора" 1996-1997 гг.), "Российские некоммерческие организации - лучший практический опыт" (российско-американский проект Института содействия общественным инициативам "1SAR" и упомянутого выше ИПГО, 1998-1999 гг.), а также на страницах многих научных сборников.

Рис.3. Модель конструирования коррекционко-педагогических технологий в работе с "трудными" подростками

3. Сущность "гайденс" - эксперимента на базе культурного центра

"Ковчег" заключалась в следующем:

I этап, инвентаризационный. На заседании координационного совета ГКЦ "Ковчег" была произведена оценка имеющихся человеческих, материальных, методико-дидактических и иных ресурсов, разработана концепция социализации личности посредством развития (в т. ч. воспитания) креативных ее качеств.

II этап, организационно-методический. На заседаниях правлений каждой секции ГКЦ "Ковчег" были разработаны концептуальные программы развития и адаптации личности посредством просветительской и консультационной работы по актуальным вопросам жизнедеятельности и жизнетворчества членов и посетителей "Ковчега". В этих программах предусматривались консультации и тренинги по проблемам самоидентификации и самосовершенствования личности, по преодолению дезадаптации в мировосприятии и микроощущении (в макро-и микросоциумах).

III этап, внедренческий. В каждой секции ГКЦ "Ковчег" началась социализирующая экспериментальная работа, в которой были задействованы школьные учителя, преподаватели ВУЗов (в частности, Ростовского института Южно-Российского государственного технического университета, Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса, Южно-Российского гуманитарного института и ссузов города, сотрудники муниципальных СМИ (в частности, "Воскресной газеты", газет "К вашим услугам", "Поле зрения", "Тумба" и др.), члены Союзов писателей РФ, российских писателей, журналистов РФ - энтузиасты городского культурного центра "Ковчег".

IV этап, оценочный. На заседаниях координационного совета ГКЦ "Ковчег", правлений каждой "ковчеговской" секции ежемесячно и ежеквартально подводились промежуточные результаты "гайденс"-эксперимента, намечались новые социализирующие задачи, производились необходимые уточнения и коррективы концепции социализации личности в рамках городского культурного центра, концептуальных программ развития и адаптации личности в его отдельных секциях.

Эффективность "гайденс"-эксперимента в культурном центре "Ковчег" г. Ростова подтверждалась тем, что на протяжении нескольких лет социализирующему (корректирующему) воздействию подвергнуты в общем 20160 человек, по 5040 человек ежегодно (с 1997 по 2000 г). Приведенные цифры реальны по следующим основаниям:

а) работа секций городского культурного центра "Ковчег" проводится ежедневно;

б) каждый день его секции посещают в среднем 15 человек (соответственно 105 человек еженедельно, 420 человек ежемесячно).

За указанный период ни один член и посетитель "Ковчега" не был привлечен к административной или уголовной ответственности. Кроме того, в превентивных целях были временно распущены две секции: интеллектуально-исследовательское общество "Совершенство" и клуб авторской песни "Гриф". Координационный совет принял это решение по следующим мотивам:

а) нарушение временного режима работы (занятия в этих секциях велись до 23 часов и позднее - вместо 21-22 часов, в соответствии с графиком);

б) нарушение правил противопожарной безопасности (руководители допускали курение в помещении, использование свечей вместо электрического освещения);

в) нарушение правил общения в культурном центре (во время занятий в секциях руководители не препятствовали употреблению некоторыми посетителями "Ковчега" вина и пива).

Практически по аналогичным мотивам проведены перевыборы руководителя литературного объединения "Ковчег". Эти оперативные меры значительно оздоровили общую психологическую и моральную атмосферу в среде поэтов и писателей, стали наглядным уроком для молодой поэтической поросли.

На II (антагонистической) стадии налицо более затяжная и глубокая степень запущенности, требующая более сложной согласованной системы средств, которыми приходится варьировать с учетом изменяющихся внешних и внутренних условий развития личности. Как показывает опыт, в этот период оправдывают себя следующие корректирующие средства:

резкая трансформация личностной позиции в системе взаимоотношений с окружающими индивидами (например, временное лишение доверия, отстранение от занимаемой общественной должности в системе детского самоуправления или предоставление новой ответственной и более увлекательной роли);

развенчание (или разоблачение) ложных стремлений конкретной личности перед коллективом или группой товарищей;

умение увлечь "трудных" новыми, лучшими перспективами, поддержать позитивные мотивы и стремления личности;

наложение наказаний при опоре на общественное мнение;

усиление контроля со стороны классного руководителя (или школьной администрации, органов самоуправления класса и школы), учителей-предметников, родителей, лиц, осуществляющих шефство над "трудными".

Если на I (ситуативной) стадии проявляется профилактический характер коррекционной педагогики, то на II (антагонистической) стадии речь идет об активном воспитательном вмешательстве в условия жизни подростков и молодежи, внесении в них коренных изменений, сопровождающихся ломкой негативных стереотипов личностного развития.

На III (доминирующей) стадии профилактической работы и активного вмешательства в процесс личностного развития недостаточно. Помимо ломки антиобщественных стереотипов проявления индивидуума необходим педагогический "взрыв" (по А.С. Макаренко). Без совместных усилий школы, семьи, милиции и, что стало весьма актуальным в наше время, медицины и религии коррекция "трудных" представляется совершенно невозможной. В частности, детская преступность растет постоянно. Поданным отдела профилактики правонарушений несовершеннолетних УВД г. Ростова, за девять месяцев 2001 г. детская преступность выросла на 44,4% по сравнению с аналогичным периодом 2000 г.; почти все юные нарушители закона и моральных норм - выходцы из неблагополучных семей. Такова картина в среднестатистическом городе; в больших и крупных городах ситуация выглядит еще более тревожной.

К основным причинам массовой дезадаптации подростков можно отнести:

отсутствие взаимопонимания и сплоченности между ведомствами, причастными к профилактической, в том числе коррекционной, работе с несовершеннолетними правонарушителями;

слабую организацию досуга детей, подростков, молодежи (в частности, множество бесплатных школьных секций и кружков существуют подчас только на бумаге, а популярные в молодежной среде дискотеки дают скорее негативный, чем положительный эффект, являясь рассадниками пьянства, наркомании, сексуальной распущенности);

невозможность для "трудных" трудоустроиться на временные рабочие места (трудоустраиваются на подобные места от службы занятости в основном благополучные дети из благополучных семей, чтобы заработать на лишнюю пару кроссовок).

Что же можно сделать для улучшения ситуации на III стадии? На наш взгляд, весьма эффективными могут быть такие меры:

повсеместное создание городских (районных) реабилитационных центров для "трудных" с привлечением к работе в них педагогов и психологов, криминологов и психиатров, священнослужителей и деятелей культуры, а также наркологов;

открытие для "трудных" рабочих мест на муниципальных предприятиях по благоустройству;

возрождение системы приемников-распределителей для беспризорных детей и подростков (не взамен, а параллельно с существующей ныне системой соцприютов, достаточно бюрократизированной, по мнению работников милиции и педагогов).

На наш взгляд, следует воспользоваться положительным опытом по предупреждению антисоциального поведения детей и подростков, накопленным в США, Франции, Германии и других развитых странах. В частности, весьма перспективными представляются специальные детско-юношеские подразделения полиции, работники которых организуют спортивные игры с юношами и девушками прямо на городских улицах, устраивают конкурсы на лучшие художественные произведения и т.п. Опыт ростовской СШ № 83, где почти половина детей относится к "трудным", показал значимость таких мероприятий и в российских условиях: в открытые здесь "правовые" классы, курируемые УВД города, записалось большинство дезадаптированных подростков. Необходимо также поддерживать деятельность различных филантропических объединений аналогичной ориентации, усиливать авторитетность скаутских организаций в детской, подростковой и молодежной средах.

Заключение

Не менее актуальной становится проблема создания в школах классов специального обучения - не только для умственно отсталых, для детей с нарушением двигательного аппарата, для слабовидящих и слепых, для слабослышащих и глухих, для исправления речи, но и для социально и эмоционально неуравновешенных детей и подростков.

По-видимому, не потеряло значимости утверждение прогрессивного американского педагога И. Адлера, пришедшего еще в конце 50-х годов XX в. к такому выводу: "Детская преступность - это не болезнь отдельных семей и детей. Это социальная проблема, корни которой сидят глубоко в нашем общественном строе. Моральное заболевание молодежи - это следствие и отражение болезни нашего общества. Правильнее говорить не о детях-преступниках, а о детях в преступном обществе".

Литература

    Малькова З.А. Современная школа в США - М., Педагогика, 1999 - 420 с.

    Современная педагогика 2009, № 3 с.32-39

    Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей - М, Владос, 2005 - 431 с.