Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов учреждения среднего профессионального образования

Тема: Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов учреждения среднего профессионального образования

Введение

В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности.

В данной ситуации научная поддержка и научно обоснованное управление инновациями становятся системообразующими элементами развития системы образования, и «чем выше ранг инноваций, тем больше требований к научно обоснованному управлению инновационным процессом» (А.В. Хуторский).

Сегодня в условиях неоднозначности и неоднородности парадигм образования, множественности концепций, разнообразия образовательных систем, инновационных технологий, практик очень трудно регламентировать деятельность педагогов. Кроме того, их труд всегда носит творческий характер.

О том, что учитель живет до тех пор, пока он учится, известно давно. Но методическое обучение педагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию.

Таким образом, мониторинг педагогической деятельности способствует изучению потенциала педагогов к организации и внедрении инновационной деятельности. Любая инновационная деятельность нуждается в управлении и организованном методическом сопровождении.

Помимо организованного методического сопровождения, для развития инновационного процесса в деятельности педагогов, необходимо изучение условий образовательной среды, являющейся основой инновационной деятельности. Образовательная среда является определяющим аспектом в проявлении творческого потенциала педагогов через реализацию инновационных программ в системе профессионального образования.

Таким образом, методическое сопровождение инновационного процесса педагогов в учреждении среднего профессионального образования должно быть организовано при соблюдении следующих аспектов: изучение инновационного потенциала личности педагога; анализ условий образовательной среды в учреждении среднего профессионального образования.

Проблема: Каким образом необходимо оценить инновационный потенциал педагогов и возможности образовательной среды для организации и реализации инноваций в учреждениях среднего профессионального образования.

Главная цель мониторинга – изучение условий для методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в учреждении среднего профессионального образования.

Объект исследования: инновационная деятельность в учреждении среднего профессионального образования.

Направление мониторинга:

Методическая работа в среднем профессиональном образовательном учреждении – это целенаправленный, целостный, непрерывный процесс, направленный на повышение профессионализма и квалификации преподавателей как показателя качества кадрового потенциала учебного заведения.

Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», предоставляя, делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. В современной парадигме образования наиболее ценными для организации методического сопровождения профессиональной деятельности педагога являются идеи, лежащие в основе гуманистических моделей консультирования.

Под инновационным процессом понимается процесс преобразования сложившегося образовательного процесса, приведения его в соответствие с новыми требованиями, обусловленными новыми социокультурными условиями России.

В теории инновационных процессов выделяют инновацию (отражает сущность содержания к организации нового) и нововведение (отражает сущность организации нового) и новшество (новое средство: метод, методика, технология, учебная программа, учебник и прочее).

Анализ понятий методическое сопровождение и инновационная деятельность позволяет выделить основные аспекты в изучении способности педагога среднего профессионального образования к инновационной деятельности.

Структура способностей учителя к инновационной деятельности

Методическое сопровождение

Инновационная деятельность



Анализ условий среды для развития инновационной деятельности

Способности педагогов к инновационной деятельности


Для исследования условий образовательной среды нами использовалась методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, анкета № 2 (модификация методики Т.В. Морозовой). Основными условиями среды являются: материальные, финансовые и организационные условия, психологический климат в коллективе, стимулирование, система обучения кадров.

Для изучения способностей педагогов к инновационной деятельности была использована карта педагогической оценки способностей учителя к инновационной деятельности: мотивационно-творческая направленность, креативность, профессиональные способности, индивидуальные способности личности. Для изучения саморазвития личности нами использована методика «Способности педагога к творческому саморазвитию».

Определение критериев и показателей

Критерии

Показатели

Методы, методики

Наличие условий среды для развития инновационной деятельности

Материальные условия; Финансовые условия; организационные условия; психологический климат в коллективе; стимулирование; система обучения кадров

Методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, анкета № 2 (модификация методики Т.В. Морозовой)

Способности педагогов к инновационной деятельности

мотивационно-творческая направленность, креативность, профессиональные способности, индивидуальные способности личности

Карта педагогической оценки способностей учителя к инновационной деятельно

Саморазвитие личности

Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина)

Обработка и представление результатов мониторинга

- количественная и качественная характеристика;

- таблицы, диаграммы.

Этапы проведения мониторинга

В предлагаемой системе мониторинга объективная оценка входных параметров, характеризующих условия и инновационный потенциал педагогов учреждения среднего профессионального образования на начальном этапе исследования и выходных параметров, характеризующих изменения в развитии инновационной деятельности педагогов с использованием методического сопровождения педагогической активности педагогов, должна производиться периодически на основе объективной информации и общеметрических категорий лежащих в основе диагностики.

Диагностический пакет

Диагностический пакет представлен следующими методиками:

- Методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, анкета № 2 (модификация методики Т.В. Морозовой).

- Карта педагогической оценки способностей учителя к инновационной деятельно.

- Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина).

  1. Методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, анкета № 2 (модификация методики Т.В. Морозовой). Данная методика позволяет выявить спектр условий, оказывающих влияние на развитие инновационной деятельности педагога.

Опросник:

  1. Необходимы ли, на ваш взгляд, изменения в учебной, внеурочной деятельности ссуза?

  2. В чем конкретно эти изменения должны выражаться?

  3. Почему необходимо вносить эти изменения?

  4. Какие, на ваш взгляд, конкретные изменения нужны в вашем учебном заведении?

- В управлении ссузом.

- В технологиях обучения, воспитания и развития.

- В режиме работы преподавателей и студентов.

  1. Чувствуете ли вы себя готовыми к освоению новшеств:

- в содержании обучении;

- в технологии обучения?

(Полностью готовы, достаточно подготовлены, частично готовы, не готовы – нужное подчеркнуть).

  1. Какие формы подготовки, обучения (см. таблицу) к освоению новшеств вы прошли? Дайте оценку по 5-балльной шкале:

5 – очень влияют на уровень моего развития и подготовленности к инновационной деятельности;

4 – влияют;

3 – слабо влияют;

2 – почти не влияют;

1 – не влияют.

Формы подготовки

Баллы

  1. Методические семинары, практикумы

  1. Педагогические семинары

  1. Работа в методобъединении (или в творческой группе)

  1. Работа с научным руководителем

  1. Самостоятельная работа

  1. Обучение на проблемных курсах

  1. Повышение квалификации


  1. Оцените качество условий в вашем учебном заведении для развития инновационной деятельности:

3 балла – очень хорошие;

2 балла – хорошие;

1 балл – удовлетворительные;

0 баллов – неудовлетворительные.

Условия

Баллы

Материальные

Финансовые

Организационные

Психологический климат в коллективе

Стимулирование

Система обучения кадров

  1. Что является для вас препятствием в освоении и разработке новшеств?

- отсутствие времени;

- отсутствие обоснованной стратегии развития учебного заведения;

- отсутствие помощи;

- отсутствие лидеров, новаторов в ссузе;

- разногласия, конфликты в коллективе;

- отсутствие необходимых теоретических знаний;

- слабая информированность о нововведениях в образовании;

- отсутствие или недостаточное развитие исследовательских умений;

- отсутствие стимулирования.

Выберите 5 наиболее значимых для вас препятствий и подчеркните их.

Данная методика позволяет определить позитивные и негативные условия, организованные в образовательном учреждении для инновационной деятельности педагогов.

  1. Карта педагогической оценки способностей учителя к инновационной деятельно.

Оцените, пожалуйста, свою готовность к инновационной деятельности по пятибалльной шкале по каждому показателю.

I. Мотивационно-творческая направленность личности.

Баллы

Ср. балл

1

Любознательность, творческий интерес.

2

Стремление к творческим достижениям.

3

Стремление к лидерству.

4

Стремление к получению высокой оценки творческой деятельности со стороны администрации.

5

Личная значимость творческой деятельности.

6

Стремление к самосовершенствованию.

II. Креативность учителя.

7

Продуцирование большего числа решений: вариативность педагогической деятельности.

8

Независимость суждений (не стесняется выражать свое мнение).

9

Фантазия, воображение (интеллектуальная легкость в обращении с идеями).

10

Способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления.

11

Стремление к риску.

12

Чувствительность к проблемам в педагогической деятельности.

13

Критичность мышления, способность к оценочным суждениям.

14

Способность к самоанализу, рефлексии.

III. Оценка профессиональных способностей учителя к осуществлению инновационной деятельности.

15

Способность личности к овладению методологией творческой деятельности.

16

Владение методами педагогического исследования.

17

Способность к созданию авторской концепции, технологии деятельности.

18

Способность к планированию экспериментальной работы.

19

Способность к организации педагогического эксперимента в школе.

20

Способность к коррекции, перестройке деятельности.

21

Способность аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других учителей.

22

Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности.

23

Способность творчески разрешать конфликты.

IV. Индивидуальные особенности личности учителя.

24

Темп творческой деятельности.

25

Работоспособность личности в творческой деятельности.

26

Решительность, уверенность в себе.

27

Ответственность.

28

Убеждение учителя в социальной значимости творческой деятельности.

29

Честность, правдивость

30

Способность к самоорганизации.

Данная методика показывает уровень готовности педагогов к инновационной деятельности. После проведения методики и подсчета количества баллов составляется ось координат, показывающая развитие у педагога способности к инновационной деятельности. Анализ полученных данных показывает степень сформированности у педагога каждого компонента в отдельности.

  1. Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина). Цель методики: изучить способности педагога к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности.

Вопросы:

1. Я стремлюсь изучать себя.

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.

6. Я исследую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от усвоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я бы отнесся положительно к моему продвижению по службе.

Оценивание:

5 баллов - данное утверждение полностью соответствует действительности;

4 балла - скорее соответствует, чем нет;

3 балла - и да, и нет;

2 балла - скорее не соответствует;

1 балл - не соответствует.

Подведение итогов:

75-55 баллов. Активное саморазвитие.

54-36 баллов. Отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий.

35-15 баллов. Остановившиеся саморазвитие.

Диагностическая карта

Ф.И.О. педаг____________________________________________

Стаж раб ______________________________________________

Тема самообразования ______________________________________

Условия, оказывающие влияние на развитие инновационной деятельности:

Позитивные условия

Негативные условия

Педагогическая оценка способностей учителя к инновационной деятельности:

Креативность

Мотивационно-творческая направленность личности


5 Средний балл 5

Профессиональные способности

Индивидуальные особенности личности


Саморазвитие личности педагога:

Уровень саморазвития

Количество баллов

Активное саморазвитие

Отсутствует сложившаяся система саморазвития

Остановившиеся саморазвитие