Формы и методы организации и проведения гимнастики в 5-6 классах

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко

Факультет физической культуры и спорта

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Формы и методы организации и проведения гимнастики в 5–6 классах»

Тирасполь – 2007

План

Введение

1. Гимнастика в педагогической системе физического воспитания

1.1 Гимнастика как учебная и научная дисциплина

1.2 Место гимнастики в педагогической системе физического воспитания

1.3 Содержание гимнастики. Характеристика основных групп упражнений

2. Формы и методы организации и проведения гимнастики в 5–6 классах

2.1 Методические особенности основной гимнастики в 5–6 классах

2.2 Методы организации учащихся на уроках гимнастики в 5–6 классах

2.3 Формы проведения гимнастики в 5–6 классах

Заключение

Библиография

Введение

Основной формой организации занятий по гимнастике в школе являются уроки физической культуры с гимнастической направленностью. Наряду с этим гимнастические упражнения включаются в физкультурно-оздоровительные занятия в режиме дня (упражнения на больших переменах, физкультминутки, вводная гимнастика, игры и др.), в мероприятия по внеклассной работе по физическому воспитанию: физкультурно-спортивные праздники, внутришкольные и внешкольные спортивные соревнования, занятия в спортивных секциях. Разнообразие форм и методов проведения и организации гимнастики в общеобразовательной школе обусловили актуальность нашей темы исследования.

Объект исследования: методика преподавания гимнастики в школе.

Предмет исследования: формы и методы организации и проведения гимнастики в 5–6 классах.

Цель: раскрыть особенности применения различных форм и методов проведения и организации гимнастики в 5–6 классах.

Задачи:

1. Проанализировать специализированную литературу.

2. Основываясь на передовом тренерском и преподавательском опыте, представить классификацию форм и методов проведения и организации гимнастики, а также описать их и привести примерные комплексы упражнений.

Методы исследования: наблюдение, изучение и обобщение передового тренерского и преподавательского опыта, теоретический анализ научно-методической литературы.

1. Гимнастика в педагогической системе физического воспитания

1.1 Гимнастика как учебная и научная дисциплина

Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность специфических средств (упражнений) и методов гармонического физического воспитания людей. Гимнастические упражнения существенно отличаются от упражнений из других видов спорта и в большинстве случаев носят абстрактный характер (т.е. они не заимствованы из жизни людей, а искусственно созданы для более целенаправленного и эффективного решения различного рода задач). Как учебно-педагогическая дисциплина гимнастика имеет свое содержание, теорию, историю, область научных исследований и преподается в специальных учебных заведениях: лицеях, колледжах, факультетах и институтах физического воспитания и спорта. С этих позиций гимнастика может квалифицироваться как учебная дисциплина ярко выраженной профессиональной направленности, существенная часть профилирующей подготовки педагогов по физической культуре, направленная на формирование целостной системы знаний, способностей и качеств; создание соответствующей системы «преподавание–обучение–оценивание»; формирование педагогического мастерства у студентов.

Благодаря своим методическим особенностям, о которых речь пойдет ниже, гимнастика является самым доступным средством физического воспитания, средством избирательного и всестороннего воздействия на двигательную, а через нее и на другие функции организма, психические и личностные свойства занимающихся. Именно поэтому ею занимаются в детских садах, в средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, в средних и высших учебных заведениях разного профиля, в армии и на производстве.

Гимнастика также выступает как научная дисциплина и изучает закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий. Научные исследования связаны с обоснованием эффективности и доступности упражнений, оценкой их влияния на занимающихся, выявлением закономерностей выполнения упражнений и их зависимости от системы свойств и качеств человека и т.д.

1.2 Место гимнастики в педагогической системе физического воспитания

Гимнастика – одно из действенных и универсальных средств физического воспитания, применяемое с целью образования, спортивной подготовки, оздоровления, восстановления, лечения, приобретения жизненно необходимых навыков прикладного, производственного или оборонного значения. Она является хорошим средством для укрепления здоровья и играет существенную роль в оздоровлении людей разного возраста и пола, разного уровня физической подготовленности, спортсменов и начинающих заниматься спортом. Гимнастические упражнения оказывают положительное влияние на показатели деятельности жизненно важных органов и систем, активизируют обмен веществ, развивают нервно-мышечный аппарат, улучшают кондиции (силу, выносливость, гибкость, координацию) и фигуру (путем снижения количества жира, исправления осанки, изменения пропорций тела). Средства гимнастики благотворно влияют на формирование личности.

В соответствии с целями физического воспитания возможны следующие направления применения гимнастических упражнений:

– использование гимнастических упражнений в процессе общего физического развития человека;

– применение средств гимнастики для формирования жизненно важных навыков, необходимых в трудовой и повседневной практике;

– освоение сложных гимнастических упражнений в процессе интенсивной физической подготовки и спортивной практики.

Согласно гуманистической концепции культурологического подхода к образовательной сфере «Физическая культура» (М.Я. Виленский, В.И. Ильинич, Л.И. Лубышева и др.) и идее «человекотворческой сущности физической культуры» (Ю.М. Николаев) расширяется сфера применения гимнастических упражнений в направлении:

– развития стрессоустойчивости, мобильности, коммуникабельности, толерантности, приобщения детей и молодежи к здоровому, физкультурно-спортивному стилю жизни и поведению;

– воспитания индивидуальной культуры здоровья каждого ребенка, подростка, взрослого, ее внедрения во все сферы жизнедеятельности различных формальных и неформальных сообществ, включая конкретную семью.

Разнообразие, многоструктурность и многофункциональность гимнастических упражнений позволяет многосторонне воздействовать на организм занимающихся и содействует решению целого круга задач, которые могут быть разделены на три группы.

1.3 Содержание гимнастики. Характеристика основных групп упражнений

Все гимнастические упражнения условно можно разделить на 8 групп. Подобное группирование средств гимнастики облегчает подбор необходимых упражнений для решения тех или иных задач.

Строевые упражнениянесложные двигательные действия служебного характера, используемые для организованного проведения занятий, рационального размещения занимающихся во время выполнения упражнений. Самостоятельное значение имеют при приобретении навыков ритмичных согласованных действий при ходьбе и беге под счет или музыкальное сопровождение, навыков правильной осанки.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – координационно несложные движения, которые применяются для всестороннего развития организма, для развития функциональных возможностей, для воспитания «школы движений» и т.п. ОРУ можно выполнять без предметов, с предметами и отягощениями, на снарядах и тренажерах, на месте и в движении, одному или вдвоем.

Акробатические упражнения – весьма действенное средство развития двигательных способностей, координации, ловкости, воспитания решительности и смелости. Различные движения и положения тела, в том числе и переворачивания через голову, оказывают специфическое воздействие на внутренние органы, повышая их функциональную устойчивость. Доступность акробатических упражнений и возможность их беспрерывного усложнения позволяет использовать их в общей и прикладной физической подготовке, в различных видах спорта с целью специальной подготовки. К акробатическим упражнениям относят прыжки, балансирования, вольтижные элементы, выполняемые индивидуально, в парах, втроем, вчетвером, а также групповые пирамиды (фигурные построения с поддержками).

Прыжки в гимнастике делятся на простые (неопорные) и опорные и характеризуются выраженной фазой полета. Опорные прыжки представляют собой движения, целью которых является преодоление препятствия с промежуточной опорой руками. Прыжки служат прекрасным средством формирования прикладных умений и навыков (напрыгивание, спрыгивание, перепрыгивание (преодоление) препятствий); развития ловкости, прыгучести, быстроты; воспитания волевых качеств личности – смелости, настойчивости, целеустремленности, силы воли.

У

3. Акробатические

упражнения

7. Вольные упражнения

пражнения на гимнастических снарядах
(на перекладине, брусьях параллельных и разновысоких, коне с ручками, кольцах, бревне) характерны необычностью условий опоры и особенными телодвижениями, обусловленными конструкцией этих снарядов. Упражнения на снарядах многообразны по форме, по степени сложности, по характеру воздействия на организм и доступны для применения в занятиях с лицами разного пола, возраста, уровня физической подготовленности.

Прикладные упражнения включают разновидности ходьбы, бега, метаний, лазаний, переползаний, переноски грузов, упражнения в равновесии. Для данной группы упражнений характерны менее строгая регламентация движений по форме, допущение индивидуальных решений в действиях для достижения двигательной задачи, что способствует формированию умений и навыков активного взаимодействия с окружающей средой. Прикладные упражнения являются основными при проведении гимнастических игр и эстафет, преодолении полос препятствий.

Вольные упражнения (ВУ) – это комбинации разнообразных гимнастических и акробатических элементов, логично связанных между собой по законам композиции и выполняемых слитно, в соответствии с гимнастическим стилем. ВУ выполняются в более простых и естественных условиях, чем, например, упражнения на снарядах, в связи с чем их применяют для знакомства с характеристиками движений (направление, амплитуда, темп, ритм, силовые оттенки, точность положений тела и его частей, чистота линий, осанка, пластичность, выразительность) и овладения их школой; а также для воспитания силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

Упражнения художественной гимнастики – это специфические элементы, выполняемые без предметов (волны, равновесия, прыжки, повороты и т.п.) и с предметами (обруч, мяч, булавы, скакалка, лента и др.). Они носят динамический, танцевальный характер, тесно связаны с музыкой и служат для воспитания гибкости, пластичности, выразительности, координации, совершенствования чувства равновесия.

2. Формы и методы организации и проведения гимнастики в 5–6 классах

2.1 Методические особенности основной гимнастики в 5–6 классах

Основная гимнастика широко применяется во всех школьных и дошкольных учреждениях, в средних специальных и высших учебных заведениях и включает несложные упражнения, направленные на общее и всестороннее развитие организма и подготовку для занятий различными видами спорта.

Методические особенности основной гимнастики таковы:

1. Возможность относительно избирательно воздействовать на отдельные группы мышц и части тела.

Локальное воздействие на отдельные части тела и слаборазвитые мышцы достигается подбором исходных положений и способов исполнения упражнений, использованием снарядов массового типа и различных предметов. Избирательное воздействие на различные части тела дает возможность исправлять дефекты осанки, обучать управлению движениями различными частями тела в пространстве и времени.

2. Возможность с помощью одних и тех же упражнений решать различные задачи физического воспитания.

Например, обучая лазанью по канату, можно: а) формировать прикладной навык; б) развивать силу рук и плечевого пояса; в) развивать ловкость, варьируя способы лазанья; г) развивать быстроту движений (при лазанье на время); д) развивать способность оценивать движения (при лазанье на заданное время). При обучении равновесию формируют прикладные навыки, правильную осанку, совершенствуют функциональную деятельность вестибулярного аппарата, развивают ее, воспитывают смелость и т.д.

3. Возможность постоянно повышать трудность двигательных действий, обучая одним и тем же упражнениям.

Гимнастическим упражнениям свойственно многообразие форм движений: лазанье по наклонно поставленным скамейкам выполняется различными способами, отличающимися по степени сложности; упражнения в висах и упорах содержат и очень простые упражнения, доступные учащимся 5–6 классов, и очень сложные, доступные только старшеклассникам, и т.д. Эта методическая особенность дает возможность качественно и количественно изменять содержание занятий, повышать интерес учащихся и более эффективно решать задачи урока.

4. Возможность вариативно регулировать физическую нагрузку, варьируя: а) подбор упражнений (трудные и более легкие); б) количество повторений; в) величину отягощений (сопротивление резины, партнера, вес предметов); г) способ выполнения упражнений; д) способ организации занятий (групповая форма дает обычно меньшую нагрузку, чем поточная, а игровая – большую, чем поточная).

2.2 Методы организации учащихся на уроках гимнастики в 5–6 классах

В ходе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении тех или иных упражнений. В практике существуют следующие методы (приведена классификация В.Г. Василькова):

1) фронтальный – упражнения выполняются всеми учениками одновременно;

2) сменно-групповой (или фронтально-групповой) – упражнения выполняются группами (шеренгами), причем количество одновременно работающих учеников может быть от 3–4 до 10–15;

3) индивидуально-групповой (или метод работы по отделениям) – класс делится на три-четыре отделения, выполняющих в порядке очередности разные виды упражнений;

4) поточный – упражнения выполняются учениками поочередно, с минимальными промежутками (например, опорные прыжки, равновесие, лазание и др.); если упражнение начинается с одной стороны или с одного конца снаряда и заканчивается на другом, то на снаряде может находиться сразу по нескольку человек;

5) поточно-групповой – это вариант сменно-группового метода, при котором каждая группа одна за другой без пауз выполняет упражнение;

6) игровой.

В 5–6 классах желательно чаще использовать такие способы организации учащихся, как игровой, фронтальный и сменно-групповой, когда весь класс под присмотром учителя работает над одним и тем же учебным материалом.

Для фронтального метода характерно освоение упражнения всеми учащимися одновременно. Обычно он используется при проведении строевых, общеразвивающих, танцевальных упражнений, несложных акробатических упражнений и т.д. Однако можно использовать фронтальный метод организации учащихся и при выполнении упражнений на снарядах. Для этого в гимнастическом зале должны быть в достаточном количестве лестницы и шесты (установленные наклонно и горизонтально), канаты, гимнастические скамейки с крюками, гимнастическая стенка и многопропускные гимнастические снаряды (на которых одновременно мог бы заниматься весь класс).

При групповых методах организации учащихся распределяют на несколько групп (обычно от 3 до 5), каждая из которых выполняет свое задание в указанном месте. Например: 1 – на перекладине (под руководством учителя) изучается подъем переворотом; 2 – на бревне совершенствуются различные виды ходьбы; 3 – на матах у гимнастической стенки совершенствуется стойка на голове (мальчики) и «мостик» (девочки); 4 – упражнения с длинной скакалкой. Учитель находится у того снаряда, на котором решаются основные задачи урока, в других группах назначается старший. В предварительной инструкции учитель должен четко определить правила выполнения каждого упражнения, дозировку, типичные ошибки (можно использовать для этого карточки с записанными на них заданиями). При групповом способе учащимся часто предлагают дополнительные задания, направленные на развитие двигательных качеств, сообщение или проверку теоретических знаний.

При использовании поточного способа организации учащиеся выполняют задание друг за другом на установленной дистанции. Поточным способом можно проводить различные упражнения: лазанье по наклонно поставленным скамейкам, лестницам, гимнастической стенке, упражнения в равновесии, прыжках, акробатические упражнения, отдельные упражнения в висах и упорах и т.п. Следует помнить, что все эти упражнения должны быть знакомы или настолько просты, что могут быть выполнены без специального обучения. Следует, однако, отметить, что поточным способом можно выполнять упражнения не только однотипные и не только на одном снаряде. В зале можно устанавливать все имеющиеся снаряды так, чтобы учащиеся после выполнения одних упражнений переходили к другим (упражнения в лазанье – акробатические упражнения – упражнения в висах и упорах – опорные прыжки и т.д.).

После объяснения и показа упражнений дается команда начать упражнения, и учащиеся всех отделений постепенно включаются в общий поток. На каждой станции должно стоять максимально возможное число снарядов во избежание заторов.

Игровой способ может быть использован для совершенствования практически всех упражнений основной гимнастики. Для этого используются подвижные игры, включающие различные упражнения: бег, равновесия, перелезания, прыжки, лазанье, метания и т.д., выполняющиеся последовательно. Например:

1. Из и.п. (а) добежать до гимнастического бревна (б) прыжком, сделать упор и опуститься вперед в вис лежа, быстро метать, с разбега перепрыгнуть через препятствие (скамейка, веревка и т.п.) (в), с ходу сделать кувырок вперед на мате (г), подбежать к гимнастической стенке (д) и залезть до верхней рейки, спуститься вниз и бегом вернуться назад (рис. 3).

Рис. 3

2. Из и.п. (а) прыжками с ноги на ногу передвигаться по кружкам (б), залезть на бревно, повернуться на 360° и спрыгнуть на мат (в), точно приземлившись в квадрат, добежать до гимнастической стенки (г), залезть на нее в висе без помощи ног и, спустившись вниз, вернуться назад (рис. 4).

Рис. 4

Малая длительность школьного урока требует экономного и рационального использования времени. Специфика обучения гимнастическим упражнениям (малая пропускная способность гимнастических снарядов, необходимость оказания помощи и страховки) делает этот вопрос весьма актуальным.

Способы повышения плотности уроков гимнастики: использование фронтального и поточного способов организации учащихся во всех случаях, когда это возможно; использование снарядов массового типа (многопропускных) или увеличение числа стандартных снарядов; использование дополнительных заданий при групповом способе организации; заранее продуманная организация урока, исключающая необоснованные простои учащихся, лишние переходы и перестроения, непродуманную установку громоздких снарядов. Исходя из конкретных условий снаряды целесообразно оставлять на весь день в рабочем положении на постоянных местах.

Эффективность занятий повышается, если гимнастические упражнения, особенно в вводной и заключительной частях (ходьба, бег, ОРУ, перестроения), выполняются с музыкальным сопровождением. Музыкальное сопровождение, а также команды и речь учителя могут быть записаны на магнитофон, что дает учителю возможность гораздо больше внимания уделить исправлению ошибок.

Чрезвычайно важным для уроков гимнастики является вопрос предупреждения травм, так как выполнение многих упражнений на гимнастических снарядах связано с риском. Основные причины травм – нарушение методики обучения и организации занятий, отсутствие дисциплины на уроке, небрежная подготовка мест занятий, неисправный инвентарь, плохо организованная страховка и помощь.

При проведении уроков гимнастики следует помнить основные требования:

1. Нельзя ставить снаряды так, чтобы упражнение приходилось выполнять лицом к яркому свету.

2. Снаряды надо размещать на достаточном расстоянии от стен и друг от друга.

3. Маты должны лежать плотно друг к другу (без промежутка между ними), а приземление должно приходиться на середину одного из них.

4. Недопустимо выполнение упражнений на незакрепленных и неисправных снарядах.

5. На перекладине и брусьях разной высоты страхуют либо стоя точно под снарядом, либо незначительно перемещаясь по ходу выполнения маха. Особенно внимательно следует страховать при выполнении соскоков (страхующий должен находиться непосредственно около места приземления).

6. При выполнении опорных прыжков страхуют стоя непосредственно у места приземления, поддерживая ученика за руку. В некоторых случаях (особенно в начале обучения) детей следует страховать стоя перед снарядом.

Важной мерой предупреждения травм на занятиях гимнастикой является самостраховка, навыками которой должен владеть каждый ученик. Так, предотвратить травму можно, прекратив выполнение упражнения, изменив его по ходу или сделав дополнительные движения. Очень важно научить учащихся правильно падать: например, при потере равновесия нельзя падать с выпрямленными руками; теряя равновесие назад, необходимо выставить назад согнутую ногу, присесть, сгруппироваться и сделать перекат назад; при падении вперед можно сделать кувырок вперед или упасть в упор лежа на согнутые руки и т.д.

2.3 Формы проведения гимнастики в 5–6 классах

В.И. Лях и Г.Б. Мейксон выделяют следующие формы проведения гимнастики в 5–6 классах: общеразвивающие упражнения, упражнения в висах и упорах, упражнения на освоение опорных прыжков, акробатические упражнения, упражнения в равновесии, упражнения с обручем, мячом, длинной и короткой скакалкой и др.

Общеразвивающими упражнениями называются движения отдельными частями тела или их сочетания, выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением. Цель применения ОРУ – воспитание физических качеств и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными навыками.

ОРУ можно выполнять как отдельными, так и всеми частями тела одновременно. Они выполняются без предметов и с предметами (палкой, булавами, набивными мячами, гантелями, резиновыми амортизаторами), на гимнастических снарядах (стенке, скамейке) индивидуально и в парах, на месте и в движении.

При составлении комплексов ОРУ для подготовительной части урока прежде всего следует определить количество упражнений и их содержание в зависимости от задач урока. В комплекс обычно включают от 8 до 12 упражнений.

Подбираются упражнения, оказывающие воздействие на все группы мышц и обеспечивающие развитие основных физических качеств. Важно, чтобы они подготавливали занимающихся к освоению двигательных действий, изучаемых на уроке. При определении последовательности упражнений в комплексе рекомендуется учитывать следующее.

Первым и последним в комплексе должно быть упражнение на формирование правильной осанки. Затем следуют одно-два упражнения, достаточно простые, задействующие большие группы мышц. Они оказывают общее воздействие, активизирующее деятельность всех органов и систем. Далее следуют упражнения для различных частей тела (рук, плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног). При их выполнении в работу последовательно включаются различные группы мышц, причем после первой серии этих упражнений должна следовать вторая, но со значительно большей интенсивностью. Чередование работы различных мышц позволяет увеличить нагрузку, повысить эффективность мышечных усилий и создать условия для активного отдыха. После этого в комплекс включаются два-три наиболее интенсивных и сложных упражнения для всех частей тела и упражнения, сходные по структуре и характеру мышечной деятельности с теми, которым предстоит обучать в основной части урока. Каждое упражнение повторяется 5–8 раз.

Комплексы подготовительной части занятий проводятся различными способами. Хорошо знакомые упражнения следует проводить по рассказу (проверка знания терминологии), малознакомые упражнения – по показу, обращая внимание на способность учащихся запоминать и воспроизводить увиденное, новые упражнения – по показу и рассказу. В каждый урок желательно включать новые ОРУ или их варианты.

Примерный комплекс ОРУ для подготовительной части урока (с гимнастической палкой)

1. И.п. – палка вертикально за спиной, правая рука над головой, левая внизу за спиной. 12. Прижать палку к спине вдоль позвоночника так, чтобы затылок, верхняя часть спины и крестцовая часть позвоночника касались палки. 34. То же, но сменить положение рук.

2. И.п. – палка вверху. 1 2. Присед на всей стопе с наклоном вперед, палку вперед. 34. И.п.

3. И.п. – стойка ноги врозь, палка на лопатках. 1. Наклон вперед с прямой спиной. 2. Поворот туловища направо. 3. Поворот туловища налево. 4. И.п.

4. И.п. – то же. 1. Наклон вправо. 2. И.п. 34. То же влево.

5. И.п. – стойка ноги врозь, палка в одной руке, хват за один конец, другой конец палки на полу. 14. Описать палкой круг, не сдвигая ног. 5–8. То же другой рукой.

6. И. п. – сед ноги вместе, палка впереди. 1. Перемах, согнув правую. 2. И. п. 3. Перемах, согнув левую. 4. И. п. 56. Перемах двумя. 78. И. п.

7. И.п. – лежа на спине палка вверху. 12. Палку вперед и вниз одновременно с перемахом прямыми ногами в положение лежа на спине согнувшись. 34. И.п.

8. И.п. – палка вертикально справа в одной руке, хват за один конец, другой конец палки на полу. 14. Подлезать под руку с поворотом на 360°, не сдвигая палку с места. 58. То же, но палка в другой руке.

9. И.п. – упор лежа, палка на полу перед руками. 12. Толчком руками и ногами прыжок через палку, согнув ноги в упор, присев. 34. Поворот кругом в и. п.

Упражнения в висах и упорах просты по технике, и при обучении достаточно их показать и кратко объяснить. Упражнения в висах и упорах должны выполняться с четкой фиксацией каждой позы от 3 до 6 с, с хорошей осанкой и в строго гимнастическом стиле. Упражнения в висах и упорах обычно выполняются сериями по 3–5 упражнений, каждая серия повторяется 2–3 раза.

Вис согнувшись

Обучающие упражнения:

1. Сидя руки вверх, пружинящие наклоны вперед.

2. Сидя руки наклонены вперед, касаясь ладонями пола (у пяток).

3. Имитация виса согнувшись лежа на спине головой к гимнастической стенке, цепляясь носками за 4–7-ю рейку, руки вперед.

4. То же на мате с помощью и самостоятельно.

5. Из виса стоя сзади на перекладине толчком ног вис согнувшись.

6. Из виса стоя махом одной толчком другой прийти в вис согнувшись с помощью и самостоятельно.

7. То же с оценкой точности положения тела в висе согнувшись, т.е. с оценкой величины сгибания тела.

8. Выпрямление виса согнувшись самостоятельно (держать 3–5 с).

Вис прогнувшись Обучающие упражнения:

1. Из виса стоя сзади у гимнастической стенки толчком обеих ног вис прогнувшись (тазом и пятками касаться стенки).

2. Из того же и.п. поднимание прямых ног до виса прогнувшись с помощью и самостоятельно.

3. Из виса стоя на согнутых руках на н/ж лицом к верхней махом одной и толчком другой вис прогнувшись с опорой стопами о в/ж; то же, но толчком обеими ногами.

4. Из упора на н/ж лицом к верхней опускание вперед в вис прогнувшись с опорой ногами о в/ж.

5. Из виса стоя сзади толчком ногами вис согнувшись – вис прогнувшись (держать).

6. Выполнение виса прогнувшись самостоятельно (держать 3–5 с).

Упражнения в смешанных висах в висе стоя:

1. Сгибание и разгибание рук (руками взяться за снаряд на расстоянии несколько шире плеч).

2. Сгибание туловища вперед и прогибание назад.

3. Приседание (переход в вис присев) и возвращение в и.п.

4. Из виса стоя отпускание руками снаряда, хлопок в ладоши и захват снаряда; то же, но хлопок за спиной.

5. Из виса стоя отпускание снаряда (поворот на 360°), захват снаряда.

6. Из виса стоя поворот кругом с перехватом одной рукой в вис стоя спиной к опоре.

7. Из виса стоя поворот на 360° с поочередным перехватом руками.

В висе лежа:

1. Из виса стоя шагом или скольжением ног переход в вис лежа под углами 45°, 35°, 25° и возвращение в и.п.

2. Из виса лежа сгибание в тазобедренных суставах и переход в вис лежа согнувшись.

3. В висе лежа сгибание тела под углами 120°, 130°, 140°.

4. Сгибание и разгибание рук в висе лежа согнувшись.

5. В висе лежа согнувшись поворот на 360° с поочередным перехватом руками.

6. Из виса лежа согнувшись, быстро прогибаясь, встать. В висе лежа сзади:

1. Поднимание и опускание одной ноги.

2. Сгибание ноги вперед.

3. Переход в вис присев сзади.

4. Поворот кругом с отпусканием одной руки и переход в вис лежа.

5. Сгибание и разгибание туловища.

Примерная серия упражнений в смешанных висах

Первая серия. Вис стоя – вис присев – вис стоя согнув руки – вис стоя согнувшись – вис стоя прогнувшись.

Вторая серия. Вис стоя согнув руки спиной к снаряду – вис стоя спиной к снаряду прогнувшись – вис присев на одной руке – вис стоя согнувшись спиной к снаряду – вис стоя согнув руки.

Третья серия. Вис лежа согнувшись – вис лежа руки вверх – поворотом направо вис лежа боком-то же в вис лежа ноги назад-то же в вис лежа боком – вис лежа согнувшись.

Упражнения первой и третьей серии выполняются на гимнастической перекладине; бревне.

Четвертая серия. Вис стоя сзади согнувшись – вис лежа сзади – вис присев сзади – вис стоя сзади.

Упражнения четвертой серии выполняются на перекладине или одной жерди брусьев. Все серии повторяются по 2–3 раза.

Акробатические упражнения

Все акробатические упражнения, изучаемые в школе, делятся на следующие группы:

I. Упражнения преимущественно динамического характера: 1) перекаты – вперед, назад, в стороны (в группировке, согнувшись, прогнувшись); 2) кувырки – вперед и назад (в группировке, согнувшись, прогнувшись); 3) перевороты – вперед, назад, в стороны (с разбега и с места); 4) вскоки разгибом (движения дугой); 5) сальто в группировке – вперед, назад.

Три последние группы применяются в школах, избравших гимнастику для углубленных занятий.

II. Упражнения преимущественно статического характера: 1) стойки – силой и махом (на лопатках, на голове с опорой на руки, на руках); 2) «мосты»; 3) «шпагаты»; 4) поддержки – равновесия на бедрах, стойки и т.п.

Акробатические упражнения способствуют совершенствованию функций различных систем организма подростков, в частности деятельности вестибулярного аппарата. Хорошая акробатическая подготовка дает возможность лучше осваивать многие разделы школьной программы по физической культуре (упражнения на гимнастических снарядах, опорные прыжки, спуски на лыжах с гор, некоторые упражнения легкой атлетики и спортивных игр). Это объясняется развитием высокой координации движений, хорошей ориентировкой в пространстве, умением действовать в непривычных условиях опоры и необычных положениях. Вместе с тем акробатические упражнения дают возможность с успехом решать такие воспитательные задачи, как развитие смелости, решительности, находчивости. Взаимопомощь и взаимостраховка, необходимые во время выполнения различных стоек, кувырков, переворотов, поддержек (в парных и групповых акробатических упражнениях), помогают воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.

Упражнения в равновесии

При обучении упражнениям в равновесии применяется обычно целостный метод. Учащимся необходимо рассказать и показать изучаемое упражнение и переходить к его выполнению. Прежде чем выполнять упражнения на повышенной опоре, их разучивают на полу. Усложнять упражнения в равновесии можно путем изменения:

– площади опоры (на носках, на пятках, на одной ноге);

– положения головы и туловища (с поворотами, наклонами вперед, в сторону, назад, с закрытыми глазами);

– положение рук (за голову, вверх, вперед и т.п.);

– способов передвижения (ходьба, танцевальные шаги, прыжки, бег);

– направления движения (вперед, назад, в сторону);

– снаряда (на полу, гимнастической скамейке, качающемся бревне);

– высоты снаряда;

– скорости выполнения;

– угла наклона снаряда.

Таким образом, любые гимнастические упражнения, выполненные с учетом вышеизложенных рекомендаций, служат развитию равновесия. В 5–6 классах желательно выполнять целые комбинации из выученных элементов на снарядах с ограниченной опорой не менее 100 см.

Упражнения с мячом (малым, средним, большим)

1. Броски мяча вверх, ловля одной и двумя руками.

2. То же в сочетании с ходьбой, бегом, приставными, переменными шагами галопа, приседаниями и т.п.

3. Броски мяча по дуге кверху и книзу в лицевой плоскости, ловля другой рукой; то же в сочетании с выпадами влево и вправо.

4. Удары мяча одной и двумя руками на различную высоту; то же в сочетании с ходьбой, бегом, шагом польки и т.д.

5. Перекаты мяча по различным частям тела.

6. Круги мячом в различных плоскостях в сочетании с прыжками, равновесиями, поворотами.

Упражнения с обручем

1. Махи обручем по дуге, по кругу в различных плоскостях и направлениях; то же в сочетании с пружинными движениями ногами, с приставными и переменными шагами, с шагом польки, вальса, с поворотами на 360°.

2. Повороты обруча вправо и влево в различных плоскостях и направлениях одной и двумя руками.

3. Вращение обруча в лицевой плоскости влево и вправо; то же с передачей обруча в другую руку и продолжением вращения; то же с передачей обруча за спиной; то же, вращая поочередно правой и левой рукой из различных исходных положений, с передачей тяжести тела с одной ноги на другую в сочетании с шагом польки, галопа, вальса и т.п.

4. Вращение обруча в боковой плоскости вперед-назад; то же с передачей за спиной в другую руку, продолжая вращение, из различных исходных положений в сочетании с шагом польки, галопа и т.д.

5. Броски обруча одной рукой за спиной вертикально и горизонтально малым кругом кистью, средним кругом через плечо (одноименное или разноименное), ловля одной или двумя руками.

6. Прыжки в обруч и из него, качая вперед и назад, влево и вправо одной и двумя руками; то же с перехватом из руки в другую; то же с поворотом кругом.

7. Прыжок в обруч, накидывая его один и два раза на себя.

Упражнения с короткой скакалкой

1. Подскоки на обеих ногах (обычные и двойные).

2. Прыжки ноги врозь.

3. Прыжки на одной ноге, поднимая другую вперед и назад.

4. Подскоки с ноги на ногу, вращая скакалку вперед-назад; то же с поворотом на 90°, 360°.

5. Подскоки из стойки скрестно.

6. Подскоки на обеих ногах с продвижением в различных направлениях; то же на одной ноге.

7. Бег на месте с высоким подниманием бедра.

8. Подскоки с вращением скакалки вправо и влево (одна рука находится сзади, другая – впереди).

9. Подскоки с поворотом на 90–180°.

10. Прыжки: на один подскок двойное вращение скакалки.

11. Подскоки вдвоем с одной скакалки на месте и с продвижением (один вращает скакалку, другой держит первого» за пояс).

Все эти упражнения можно выполнять и вращая скакалку назад. Незаслуженно забыты упражнения с длинной скакалкой, которые способствуют развитию не только скоростно-силовых качеств, но и координации, выносливости, а также делают урок чрезвычайно интересным. Длинную скакалку вращают либо двое учеников, либо один конец привязывают к стойке на высоте примерно 130 см.

Упражнения с длинной скакалкой

Пробегания (пробегать надо вслед за скакалкой; сигналом к началу бега служит прохождение скакалкой уровня груди):

– пробегание после нескольких вращений скакалки;

– пробегание лицом, боком и спиной вперед;

– пробегание с различными исходными положениями рук (на пояс, за головой, за спиной);

– пробегание по два-три человека; то же с бросанием и ловлей мяча.

Перепрыгивание:

– перепрыгивание с места вперед и назад;

– перепрыгивание с шага и бега;

– перепрыгивание на обеих ногах вперед, назад, боком; то же с поворотами;

– перепрыгивание вдвоем-втроем, взявшись за руки. Прыжки через вращающуюся скакалку с вбеганием и выбеганием:

– вбежать, перепрыгнуть через скакалку и выбежать;

– вбежать вдвоем в затылок друг другу и перепрыгнуть;

– стоя лицом друг к другу с противоположных сторон, вбежать, перепрыгнуть и выбежать;

– вбежать один за другим и после одного прыжка выбежать.

Следует помнить, что вбегать в косом направлении легче, чем в прямом. Перечисленные варианты упражнений являются лишь примерной основой для дальнейших всевозможных усложнений.

Заключение

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Благодаря своим методическим особенностям, гимнастика является самым доступным средством физического воспитания, средством избирательного и всестороннего воздействия на двигательную, а через нее и на другие функции организма, психические и личностные свойства занимающихся. Именно поэтому ею занимаются в детских садах, в средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, в средних и высших учебных заведениях разного профиля.

2. Гимнастика также выступает как научная дисциплина и изучает закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий.

3. В ходе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении тех или иных упражнений. В 5–6 классах желательно чаще использовать такие способы организации учащихся, как игровой, фронтальный и сменно-групповой, когда весь класс под присмотром учителя работает над одним и тем же учебным материалом.

4. Наиболее оптимальные формы проведения гимнастики в 5–6 классах: общеразвивающие упражнения, упражнения в висах и упорах, упражнения на освоение опорных прыжков, акробатические упражнения, упражнения в равновесии, упражнения с обручем, мячом, длинной и короткой скакалкой и др.

5. Чрезвычайно важным для уроков гимнастики является вопрос предупреждения травм, так как выполнение многих упражнений на гимнастических снарядах связано с риском. Основные причины травм – нарушение методики обучения и организации занятий, отсутствие дисциплины на уроке, небрежная подготовка мест занятий, неисправный инвентарь, плохо организованная страховка и помощь.

Библиография

    Васильков В.Г. Методика преподавания гимнастики в 5–8 классах. М., 1963.

    Гимнастика / Под общ. ред. М.Л. Украна, А.М. Шлемина. – М.: Физическая культура и спорт, 1977.

    Гимнастика и методика преподавания / Сост.: Е.М. Филиппенко, В.В. Абрамова, Л.А. Батуева. – Тирасполь, 2006.

    Гимнастика и методика преподавания: Учебник для студ. институтов физической культуры /Под ред. В.М. Смолевского. – М.: «Физическая культура и спорт, 1987.

    Гимнастика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

    Качашкин В.М. Методика физического воспитания. М., 1980.

    Методика физического воспитания школьников / Под ред. Г.Б. Мейксона и Л.Е. Любомирского. М., 1989.

    Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.

    Полыга В.Д. Гимнастика. – М.: Просвещение, 1982.

    Теория и методика гимнастики / Под ред. В.И. Филлиповича. – М.: Просвещение, 1977.