Фольклорные праздники как средство приобщения младших школьников к народной культуре

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Выпускная квалификационная работа

по дисциплине: музыка и методика преподавания

На тему: ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

Студентки 5 курса

Глебовой А.С.

Научный руководитель

преподаватель музыки и

методики музыкального

воспитания

Васильева Р.А.

ВОЛОГДА

2010

Введение

Целостность образовательного процесса в школе обеспечивается единством принципов развивающей образовательной работы по всем направлениям. Реализация единой линии развития ребенка на всех этапах школьного образования, придает педагогическому процессу последовательный и перспективный характер. Решая на каждой ступени школы свою совокупность воспитательных задач, мы можем моделировать образ современного ученика.

Выпускник школы предстает человеком, для которого значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к близким, любовь к родине. Его нравственный потенциал кроется в осмыслении целей и смысла жизни, усвоении ценностей «Отечество», «творчество», «любовь», чувстве гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину, проявлении в отношениях с окружающими людьми доброты, честности, порядочности, вежливости, милосердия. Это все составляющие понятия «культура».

Развитие культуры современного подрастающего поколения – проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в образовательном процессе. Радио- и телевизионные программы, Интернет, направленные только на развлекательность, реклама вредных для здоровья напитков, сигарет, показ насилия, а также современная семья, которая, как правило, не обеспечивает музыкально-эстетического развития ребёнка - все это способствует неправильному восприятию мира и нежеланию ребенка приобщаться к истинной культуре и народным традициям. Кроме того, в самом образовательном процессе недостаточно внимания уделяется и нравственно-этическим вопросам воспитания, крайне мало представлены музыкально-эстетические занятия.

Вместе с тем, именно эти занятия художественно-эстетического цикла, такие как фольклорные праздники, обладают большими воспитательными возможностями для становления культуры человека.

На это обращали внимание в своих трудах многие великие педагоги: Ян Амос Каменский - по его мнению, учитель должен быть патриотом родного языка, родной культуры; К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой; В.А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу; Г.С. Виноградов выдвигал мысль о необходимости краеведения в кругу обязательных школьных предметов. Классики педагогики указывали на необходимость приобщения детей к народной культуре, народному фольклору.

Через фольклор и фольклорные праздники ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя. В народных праздниках прекрасный материал для развития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.

Основной задачей изучения народных традиций через фольклорные праздники является раскрытие значения фольклора как средства активизации творческого мышления. На его основе у школьников развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.

К сожалению, в современной школьной практике знакомство с фольклорными праздниками обычно происходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучивание песен и восприятие музыки. Отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса.

Обнаруженное противоречие позволяет выделить проблему: каковы возможности фольклорных праздников для ознакомления детей с народной культурой?

Данная проблема определяет тему исследования – Фольклорные праздники как средство приобщения младших школьников к народной культуре.

Объект исследования: фольклорные праздники как часть народной культуры.

Предмет исследования: фольклорные праздники как средство приобщения младших школьников к народной культуре.

Цель исследования: выявить возможности фольклорных праздников как средства приобщения младших школьников к народной культуре.

Задачи исследования:

Выявить сущность понятия – народная культура.

Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста в контексте данной темы.

Выявить положительное воздействие фольклорных праздников на формирование личности младшего школьника.

Изучить программы по музыке в начальной школе Д. Кабалевского и Е. Критской и предложить рекомендации по внедрению фольклорных праздников в начальной школе.

Глава 1. Народная культура

1.1 Народная педагогика как часть народной культуры

Народная педагогика – совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, сведений, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме, как продукт исторического и социального опыта народных масс.

В народной культуре знания человека о мире передаются бесписьменным, устным способом, что является важнейшей особенностью. Традиционная народная культура не оставляет письменных свидетельств, она существует до тех пор, пока существуют ее носители. Преемственность опыта и системы ценностей в такой культуре обеспечивается самим укладом жизни человека традиционного общества.

Народная культура охватывает множество понятий, например: народ, культура, образование и их взаимосвязь.

Народ – всесословная духовно-нравственная общность многих поколений, устойчивость которой во времени и пространстве обеспечивается культурой.

Истоки современной культуры находятся в народной культуре, поэтому нашему обществу необходимо восстановить связи с ней.

Культура народа – непрерывный процесс и целостная совокупность результатов познания людьми сущности человека, законов природы и общества; способ миропонимания и самосознания народа, отраженный в духовных и материальных ценностях. Это – коллективная форма народной исторической памяти.

Следует особенно подчеркнуть взаимозависимость народа и культуры: друг без друга они не существуют. Народная культура, как форма самосознания и исторической памяти создает и укрепляет цельность и целостность народа, тем самым обеспечивая народу историческую сохранность, которая в свою очередь дает основу для дальнейшего развития народной культуры.

Исходя из сказанного можно сделать вывод о том, что народ и его культура взаимно созидают друг друга.

Образование же в этом вечном процессе взаимного созидания является частью культуры, роль которой состоит в обеспечении передачи, трансляции культурных ценностей от поколения к поколению. Для этого любая система образования, создает культурно-исторические механизмы освоения традиционных ценностей, специфические для каждого этапа жизни народа. Широким полем деятельности в этом отношении должна стать общеобразовательная школа и в первую очередь ее младшее звено. Раннее приобщение детей к фольклору и фольклорным праздникам даст ожидаемый результат. В народе с древнейших времён было известно, что воспитание возникает вместе с появлением человека. Воспитание – вечная категория, она существует и развивается вместе с развитием человеческого общества. Если время для начала воспитания упущено или воспитание велось неправильно, приходится перевоспитывать, а это задача более трудная.

Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками.

В современных воспитательных учреждениях происходит знакомство с фольклором. Начинается оно еще в дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте детей продолжают знакомить с традициями русского народа, но ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Народная педагогика играет необычайно важную роль – и созидательную, и спасительную. В народе сохранился нравственный стержень: любовь к труду, добру, правде. Носители этой любви есть в каждом народе. Их влияние на подрастающее поколение несомненно. Народной педагогикой определяется нравственное здоровье нации, с нею связаны исторические корни духовной жизни народа.

Фольклор же всегда естественным образом входил в народную педагогику - традиционную для народа практику воспитания - трудового, нравственного, физического, эстетического, патриотического, интернационального.

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Народная культура - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного и патриотического воспитания школьников. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

Научные исследования народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

Ян Амос Каменский родоначальник педагогики был верным сыном своего народа. Уже первые его работы носили народно-педагогический, национально-педагогический характер. Патриотическая преданность своему народу побудила Каменского к внимательному изучению народных традиций воспитания и к их творческому использованию в создании научной теории педагогики.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…». Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, так как оно является живым образцом в процессе народного развития.

В.А. Сухомлинский был один из образованнейших педагогов своего времени. Духовное влияние личности, как полагает Сухомлинский, - это прежде всего часть духовного богатства нации. В последних книгах Сухомлинского, во всех последних статьях красной нитью проходит мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу.

Г.С. Виноградов – выдающийся исследователь детского фольклора, быта и проблем воспитания. Научная деятельность Виноградова поражает многосторонностью и разнообразием. Народоведение - комплексное изучение быта, нравов, духовной культуры, психологии русского народа, объединяло фольклористические, этнографические интересы ученого. Детский фольклор и быт составили ту принципиально важную область народоведения, на которой сфокусированы основные исследовательские направления и разработки Г.С. Виноградова. Виноградов выдвигал мысль о необходимости краеведения в кругу обязательных школьных предметов, выдвигал новаторские идеи о проведении с детьми повседневных фольклорно-этнографических наблюдений, обосновывает целесообразность изучения детского фольклора в школьном курсе словесности.

Таким образом, мы видим - данная проблема затрагивает многих известных ученых, а изучение традиционной культуры продолжается более двух веков. И в наше время изучению народной культуры в школе уделяется внимание, так как роль патриотического воспитания велика. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в законодательных документах РФ.

Закон РФ “Об образовании” в качестве первостепенных принципов обучения и воспитания подрастающего поколения определяет: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности, единство культурного и образовательного процесса. Подпрограмма Министерства Образования Российской Федерации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы” ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования на основе отечественных традиций и современного опыта.

Можно сделать вывод, что проблема изучения народной культуры в школе затрагивает не только многих известных ученых, но и учителей разных школ. А именно такие формы народной педагогики как фольклорные праздники приобщают к истокам народной культуры.

1.2 Принципы фольклора

Слово folklore принято переводить как «народная мудрость», а употребляется оно обычно как «народное творчество». Но, вдумываясь в перевод – «народная мудрость», соприкасаешься с глубинным смыслом этого всеобъемлющего понятия, так как мудрость веками рождала мир образов народного искусства, сохраняя прошлое в настоящем для будущего.

Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Фольклор – это творчество, для которого не требуется никакого материала и где средством воплощения художественного замысла является сам человек. Фольклору принято причислять словесные, музыкальные, хореографические и драматические виды народного искусства.

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. Фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения.

Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.

Значение фольклора как важной части музыкального воспитания в современном мире общеизвестно и общепризнанно. Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного жизненного опыта. И в нем задолго до возникновения педагогики как академической культуры была уже выработана народная педагогика – система воспитания человека от его рождения до перехода в мир иной.

Для введения народного музыкального творчества на уроках музыки учителю необходимо знать основные признаки, свойства, позволяющие приблизиться к пониманию сущности фольклора.

Бифункциональность.

Каждое фольклорное произведение – органичная часть жизнедеятельности человека и обусловлено практической предназначенностью. Оно ориентировано на определенный момент народной жизни.

Например, колыбельная песня - она поется, чтобы успокоить, усыпить дитя. Когда ребенок засыпает, песня прекращается – в ней больше нет необходимости. Так проявляется эстетическая, духовная и практическая функция колыбельной песни. Все взаимосвязано в произведении: красоту нельзя отделить от пользы, пользу от красоты.

Полиэлементность.

Не каждое фольклорное произведение включает все художественно-образные элементы. Есть и такие жанры, в которых их минимальное количество. Но исполнение фольклорного произведения – это всегда целостность творческого акта. Среди множества художественно-образных элементов фольклора выделяют как основные словесный, музыкальный, танцевальный и мимический. Полиэлементность проявляется, например, на уроках, посвященных теме “Гори, гори ясно, чтобы не погасло”. При изучении хоровода-игры “Бояре” происходит движение “ряд на ряд”. В этой игре взаимодействуют все основные художественно-образные элементы: словесный и музыкальный проявляются в музыкально-поэтическом жанре песни, исполняемом одновременно с хореографическим движением (танцевальный элемент). В этом проявляется полиэлементность фольклора, его изначальный синтез, называемый еще синкретизмом.

Коллективность.

Отсутствие автора. Коллективность в фольклоре проявляется и в процессе создания произведения, и в характере содержания, которое всегда объективно отражает психологию многих людей. Спрашивать, кто сочинил народную песню, все равно, что спрашивать, кто сочинил язык, на котором мы говорим. На уроках музыки в начальной школе коллективность народного музыкального творчества обусловлена в исполнении фольклорных произведений. Ведь некоторые компоненты их форм, например, припев, предполагают обязательное включение в исполнение всех участников действия

Бесписьменность.

Фольклор – творчество устное. Он живет только в памяти людей и передается в живом исполнении «из уст в уста». Художественные образы и навыки передаются от исполнителя, художника к слушателю и зрителю, от мастера к ученику.

Традиционность.

Многообразие творческих проявлений в фольклоре только внешне кажется стихийным. На протяжении длительного времени складывались объективные идеалы творчества. Эти идеалы становились теми практическими и эстетическими эталонами, отступление от которых было бы нецелесообразным.

Вариативность.

Варьирование есть один из стимулов постоянного движения, “дыхания” фольклорного произведения, а каждое фольклорное произведение всегда как бы вариант самого себя. Фольклорный текст оказывается “незаконченным”, “открытым” для каждого следующего исполнителя. Например, в хороводной игре “Бояре” дети движутся везде “ряд на ряд”, а шаг может быть разным. В одних местах это обычный шаг с акцентом на последнем слоге каждой строки, в других – шаг с притопом на последних двух слогах, в третьих – это переменный шаг. Важно донести до сознания детей мысль, что в фольклорном произведении сосуществуют создание-исполнение и исполнение-создание.

Таким образом, в педагогике выделяют такую отрасль как народная педагогика – это система воспитания человека от его рождения до смерти. Данная система создавалась на протяжении многих лет и должна иметь свое место в современном обучении.

1.3 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него становится значимой деятельностью. У ребенка меняются интересы, ценности, весь уклад его жизни. В младшем школьном возрасте старые мотивы, интересы теряют свою побудительную силу. Все, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным.

Учебная работа у ученика становится осмысленной и эффективной. Появляется познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, интерес к процессу деятельности: как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим».

Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования - произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте - мотивом достижения успеха.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого.

Таким образом, младший школьный возраст сензитивен для воспитания у ребенка нравственных качеств. Ребенок впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель. Основная задача которого – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Глава 2. Фольклорные праздники

2.1 Фольклорный праздник в системе средств народного воспитания

Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего.

Воспитание учащихся на традициях русской культуры - одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка учебного процесса на основе ознакомления учащихся с русскими семейно-бытовыми традициями, с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами проводится во многих школах России. Такой интерес объясняется следующими причинами:

Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия - многонациональное государство. Если выпускник не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.

Русский образ жизни во многом утрачен, а ведь он основан на гармоничном существовании человека с природой, на взаимном уважении и ладе в семье. В отношениях между молодыми людьми и пожилыми людьми между верующими и неверующими людьми.

Раскрыть эти и другие секреты русского житейского уклада и передать их педагогическими средствами подрастающему поколению - одна из важнейших задач.

Народное творчество не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных подростков к сокровищам устной художественной, прикладной фольклорной культуры.

Интерес к народному творчеству, в том числе и к праздникам наших предков, возник в связи с изменениями социального строя в нашей стране, т.к. многое было утрачено. Появилась необходимость изучения народного творчества - это проявляется в возрождении старинных праздников и обрядов, увеличение количества специализированной литературы по народному творчеству, появлении на телевидении и радио специальных передач по фольклору и этнографии.

Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника».

Праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням - повседневной жизни.

Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории. В праздник люди должны достигнуть особого психофизиологического состояния полноты жизни, мироощущения, богоощущения, а также ощущения внутреннего единения друг с другом. Такое философское осознание праздника на бытовом уровне закреплялось в целом ряде правил, которые должен был усвоить человек русского традиционного общества.

Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу, гибели.

Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями - нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня, применялись жесткие меры.

В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией.

В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности, на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

Современные праздники и обряды богато насыщены народной художественной самодеятельностью, они резко противостоят старым, религиозным обрядам. В народной культуре можно встретить различные формы праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли. Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами». Для школы наиболее естественными будут те праздники, в которых традиционно принимают участие дети. Это, например, праздники: «встреча весны», где детям отводится роль закликающих, они водят хороводы, поют пестушки и их одаривают куличами (печеньем в виде птичек). Такой праздник дети ждали с нетерпением, с этим днем связывались волнение художественного творчества: вместе с матерями они делали из белого теста жаворонков, ласточек, сорок, соловьев, синичек и приносили свои изделия в школу. Дети воплощали в свои маленькие создания чувство любви к природе, каждый по своему выражал свое представление о красоте.

Многообразные воспитательные функции массовых народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающее поколение.

Современная система народных праздников это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.

Во всем многообразии школьных праздников наиболее убедительными будут те, которые ориентированы на существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции.

Во-первых: обязательность праздника, его неотвратимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы и праздника. Праздники были необходимы и жизненно оправданы. Ими отмечались главнейшие поворотные вехи года, связанные со сменой сезонов, началом и завершением трудовых будней. Праздники отражали то чувство, с которым люди относились к окружающей их природе, к своему труду и его результатам.

Во-вторых: массовость. На праздник собирались все, и все в нем участвовали. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза. Это незаменимые способы единения, когда каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему.

В-третьих: праздник – это веселье, смех, разрядка напряжения, выход накопившейся психической энергии.

В каждом празднике проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.

Функции народных праздников:

- развивающая

- информационно-просветительная

- культурно-творческая

- рекреативно-оздоровительная.

Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

Информационно-просветительная функция народных праздников основана на самостоятельности самих людей, она обеспечивает наиболее полное удовлетворение разнообразных интересов, запросов и предпочтений людей.

Рассмотрев данный вопрос, можно сказать, что праздники - неотъемлемая часть жизни людей, которая располагает людей на дружеские и теплые отношения. Праздник – одна из ветвей фольклора, изучение и углубление которого ведет за собой приобщение к народной культуре.

2.2 Традиции моей малой Родины

Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям. Тысячелетиями складывался этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших предков. Быт народа складывается под влиянием многих факторов - природных, исторических, социальных и других. В известной мере влияет на него и культурный обмен с другими народами, но никогда чужие традиции механически не заимствуются, а приобретают на новой почве местный национальный колорит.

На уроках музыки дети знакомятся с традициями и обрядами русского народа. Также нельзя забывать и о том, какие традиции и обряды были у твоих предков на твоей малой Родине.

Вологодская область расположена на севере Русской равнины, в умеренном поясе, в зоне Тайги. Она простирается к востоку от Онежского озера вдоль реки Сухоны, до верховий северной Двины. Площадь Вологодской области составляет – 145,7 тыс.кв.км. Вологодская земля – край древне - русского заселения. Включает в себя 26 районов.

Один из районов Вологодской области – Харовский район.

Харовский муниципальный район расположен в центральной части Вологодской области. Первые упоминания о населении района относятся к XIV веку. Однако история Харовского края уходит во времена более давние. Раскопки показывают, что самые ранние поселения появились в 7-5 тысячелетии до нашей эры. К XVI-XVII векам на территории нынешнего Харовского района уже было несколько крупных поселений. Крестьяне занимались земледелием, охотой и рыболовством, возводили церкви.

И в настоящее время люди продолжают дела своих предков: выращивают и ткут лен, заготавливают и обрабатывают древесину. Так же они бережно хранят традиции народных художественных промыслов. Наиболее известные из них: кружевоплетение, резьба по дереву, роспись по дереву, ткачество, плетение из ивового прута и бересты.

Берестоплетением занимались с давних времен. Береста, вероятно, самое древнее и самое распространенное северное сырье, использовавшееся всевозможными мастерами. Из нее изготовлялись обувь, игрушки, святочные маски (личины), посуда и утварь. Береста имеет по структуре и цвету двусторонние свойства, легко добывается и хорошо поддается обработке. Она декоративна сама по себе. Легкость, прочность и доступность сделали ее любимым, поистине народным материалом. Берестяные резные туеса, солонки, окантовка для корзин делались на Севере повсеместно.

Повсеместно было развито искусство плетения из ивового прута. Низменные заболоченные земли уезда являлись удобным местом для произрастания различных видов ивы, одного из самых быстрорастущих кустарников на Севере. Ивовый прут хорошо колется, строгается, гнется, обладает хорошей вязкостью, имеет множество природных оттенков, поэтому является прекрасным сырьем для мастеров. Из него плели необходимые в хозяйстве вещи: пестери, корзины, сундуки, морды для ловли рыбы и т.д. В обиходе у крестьян была даже мебель, изготовленная из ивового прута. Заготовка ивы проводилась с поздней осени до апреля месяца.

Полеводством и животноводством занимались все по мере своих сил: мужчины и женщины, дети и старики. Все, что касалось рубки и вывозки леса, а также строительства, отдавалось взрослым мужчинам. Были, конечно, случаи, когда с топором на угол садилась женщина, но это считалось ненормальным, что и отражено в пословице: «Бабьи города недолго стоят». С лесом накрепко связано и устройство многообразного крестьянского инвентаря: как полевого, так и домашнего. Вся посуда, вся утварь вплоть до детских игрушек создавалась мужскими руками. Деревянные изделия выделывались из березы, осины, сосны, ели.

Другое дело - лен. На Русском Севере, в том числе и на территории современного Харовского района, в силу климатических условий успешно выращивали лен. Лен - это на протяжении многих столетий спутник женской судьбы. После посева мужские руки редко касаются льна. Весь долгий и сложный льняной цикл подвластен одним женщинам.

Дело поставлено так, что девочка в самых ранних летах проходит около льняной полосы с особым почтением. Во многих семьях девочки уже в возрасте восьми - десяти лет начинали готовить себе приданое и свадебные дары, для которых делали или заказывали особый сундук либо коробью. Туда и складывались до самой свадьбы за многие годы вытканные холсты, строчи, сплетенные на досуге кружева. Потому и волнуют девичью душу льняные полосы:

Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, мой беленький,

Не крутись ты, мой миленький.

В этой хороводно-игровой старинной песне воспевался весь путь от льняного крохотного темного семечка до белоснежного кружевного узора. Но как долог и труден он, этот путь!

Кружевоплетение – это долгий процесс, но редкая девица не стремилась выучиться плести. Манеру плетения, искусство составлять узоры передавали внутри семьи. Обучение проходило в форме наставничества от старших к младшим, занимались этим бабушки, тети, старшие сестры, реже матери. Не дожидаясь счастливых случайностей, девушки еще с детства постигали мастерство плетения. Они сами себе создавали свою красоту. Во время плетения девушки проявляли свой талант. Кроме того талант проявлялся и во многом другом, например в фольклоре. Девушки во время плетения рассказывали сказки, на ходу выдумывая новые приключения.

Многие народные промыслы и традиции Харовского района существуют и сегодня. В 1993 году с целью сохранения, восстановления и развития традиционной народной культуры открыт Дом народных художественных промыслов и ремесел (с 2006 года – Центр традиционной народной культуры), в котором в настоящее время работают мастерские:

Мастерская живописи (зав. мастерской – Малков Александр Африканович);

Мастерская росписи по дереву (зав. мастерской – Петрова Галина Анатольевна);

Мастерская плетения из природных материалов (зав. мастерской – Гусева Наталия Сергеевна);

Мастерская женских ремесел (зав. мастерской – Шумилова Ольга Борисовна).

Учащиеся Центра не только перенимают от мастеров традиции ремесла, но и изучают песенно-музыкальный фольклор, обычаи и обряды своего района. На этнографическом материале строится и проведение традиционных праздников для учащихся ЦТНК, школ города, воспитанников детских садов. «Святки» с колядками и гаданиями, приходом ряженых, Масленичная неделя, которая начинается Встречей и заканчивается Прощеным воскресеньем, Троицкий Семик – с завиванием березок, хороводами над рекой; Покровские посиделки, Кузьминки, Екатерина-санница приобщают детей к народной культуре. С огромным удовольствием дети играют в народные игры, принимают участие в подготовке и проведении праздников: строят снежную горку, пекут блины, жаворонков, участвуют в театрализации.

Подводя итог всему вышеизложенному, необходимо отметить, что земли Харовского района издавна были населены творчески одаренным народом, создавшим самобытную художественную культуру, с ярко выраженными национальными чертами. Используя природные материалы, мастера создавали полезные и красивые вещи. Предметы «жили» в художественно организованном пространстве, они служили человеку, приносили ему радость, уют, вызывали эстетические чувства.

Накопленный опыт художественного творчества, художественного созидания передавался из поколения в поколение, вырабатывались традиции, рождались и культивировались определенные навыки и приемы. В каждой местности они были свои, отличные от других регионов, вот почему так разнообразно и богато народное искусство. Музейные предметы крестьянского быта, собранные в результате экспедиционного обследования современного Харовского района, дают очень цельное представление об уровне художественного развития края в XIX - начале XX века, когда существовали и были жизненно необходимы многие ремесла, промыслы и художественные виды творчества.

Таким образом, традиции моей малой Родины разнообразны и запоминаются своими яркими впечатлениями.

2.3 Анализ программ по музыке

В большинстве школ предмет музыки изучается по программе «Музыка», разработанной авторским коллективом под руководством Д.Б. Кабалевского.

Первый урок музыки в начальной школе происходит в игровой форме с легенды о «трех китах », которые «приплывают» на урок музыки, сразу же вводит первоклассников в три огромнейшие области музыки: песню, танец, марш. Восприятие музыки первоклассниками сразу же становится активно -творческим, аналитическим. Ребята сами определяют характер музыки и принадлежность ее к одной из трех основных областей музыки.

Во втором классе ребята постигают своеобразие каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, лада, тембра. Знакомятся с простейшими музыкальными формами.

В третьем классе учащиеся усваивают знания на знакомой им музыке. Главные темы этого года - интонация, развитие музыки, построение музыки.

В четвертом классе учащиеся изучают богатство и многообразие музыкальной культуры разных стран и народов.

На протяжении 1-3 классов по программе Кабалевского разучиваются народные песни, такие как: «Дон-дон» (игра на треугольнике), «Уж как шла лиса» (показывают ход лисы), песня «Во поле береза стояла» - хороводная, «Калинка» исполняется с музыкальными ударными инструментами. Рассматривается использование русских народных песен в творчестве композиторов: Чайковского (финал 4 симфонии) использование песни «Во поле береза стояла». То есть используется народная музыка, так же как и в фольклорных праздниках.

Но наиболее благоприятен для внедрения фольклорного материала 4 класс. Это тема: «Музыка моего народа». Здесь представлены жанры русских народных песен (солдатские, частушки, исторические, обрядовые. календарно-тематические и др.) в разных видах деятельности. Народная песня является одним из интереснейших и любимых жанров любого фольклорного праздника.

В настоящее время существует множество программ, в основе которых лежит концепция Д.Б. Кабалевского. Данная концепция дала не только яркий образ урока музыки, но и образ учителя. Идеи программы – приоритет общечеловеческих ценностей, устремленность к сохранению и воспитанию духовной культуры – актуальны и сегодня.

В программе по музыке под руководством авторов Е. Критской, Г. Сергеевой, Т. Шмагиной особое внимание уделяется знакомству с историей, культурой своего народа. Начиная с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты.

Музыкальный фольклор представлен в учебно-методическом комплекте как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.

На уроках главное пробудить в детях интерес к народной, родной музыке, к музыкальным занятиям. Развить уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, т.к. в нем воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души.

Большое внимание уделяется в программе праздникам Русской православной церкви. «Темы, посвященные праздникам Русской православной церкви, введены в содержание всех учебников «Музыка» для начальной школы с целью приобщения учащихся различных религиозных конфессий и вероисповеданий к культурному наследию России, в котором музыкальное искусство представлено наиболее яркими образцами народного и композиторского творчества.» - пишет Е.Д. Критская в методическом пособии к учебнику музыка для 1 – 4 классов.

С различными жанрами народной музыки дети начинают знакомиться на уроках уже в первом классе. К четвертому году обучения накапливается определенный багаж знаний и происходит обобщение опыта. Фольклор рассматривается как отдельная, богатая, многообразная область культуры, куда вплетены устное, прикладное, музыкальное народное творчество.

В разделах «Гори, гори ясно чтобы не погасло» со 2 по 4 класс уделяется особое место фольклорным праздникам. Включено в программу подготовка и проведение таких праздников как: Рождество, Проводы зимы, встреча весны, Вербное воскресенье, Пасха, Троицын день.

Большое значение в воспитании ребенка имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. Дети разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, знакомятся с крупными музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества.

Бесспорно, что уроки музыки, посвященные традициям и праздникам русского народа, могут иметь логическое продолжение и во внеурочной работе с младшими школьниками.

Таким образом, включение фольклорного материала в программы по музыке в начальной школе направлено на:

Формирование основ музыкальной культуры в том числе и фольклорной.

Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности.

Воспитание любви к русскому народу.

Развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, дикции, певческого голоса, музыкальной памяти, образного мышления, воображения; творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах (ложки, трещотки, бубен и т.д.).

Таким образом, фольклорные праздники несут в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования. Поэтому данный опыт может быть рекомендован любому учителю музыки начальной школы, а также поможет в организации внеклассной работы.

2.4 Рекомендации, как результат проведенной исследовательской работы

Большое и разностороннее влияние народных праздников на личность ребенка позволяет использовать их как сильное педагогическое средство. Сам ребенок при этом испытывает удовольствие, радость. Тематика и содержание русских народных праздников имеют нравственную направленность.

Участие детей в русском народном празднике позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

Исходя из этого, можно выделить следующие рекомендации:

подготовку к празднику следует осуществлять постепенно, на занятиях по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, физкультурных, музыкальных и др.;

содержание каждого праздника должно способствовать воспитанию нравственного поведения;

необходимо тщательно продумывать сочетание на празднике различных видов искусств;

подготовка к празднику не должна быть длительной и напряженной, утомляющей детей;

необходимо уделять внимание максимальной активности участия всех детей в народном празднике;

нельзя выбирать для выступления на празднике только способных и талантливых детей; в программу праздника надо включать подвижные игры, хороводы, танцы, разученные с небольшими подгруппами, выступления взрослых героев;

по длительности и содержанию праздники не должны быть > томительны для детей и перенасыщены;

в день праздника проводить занятия не следует;

после праздника в последующие дни по желанию детей можно повторить песни, хороводы, игры, которые им понравились. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления;

все организационные вопросы по подготовке к проведению праздника обсуждаются заранее;

для подготовки и проведения праздников необходимо четкое перспективное планирование, ежемесячное включение народных праздников в педагогический процесс, что способствует развитию нравственных норм;

большое внимание нужно уделять содержательности сценариев фольклорных праздников, способствующих воспитанию нравственного поведения, дружеских взаимоотношений детей в классе;

тематика и музыкальный репертуар праздника должны усложняться в связи с возрастными особенностями детей;

дети должны принимать посильное участие в подготовке праздников и развлечений. Оно в свою очередь является важным условием воспитания нравственного поведения;

праздник можно проводить в двух близких по возрасту классах;

все фольклорные праздники и развлечения должны доставлять детям радость, создавать веселое настроение;

развивать инициативу и самостоятельность;

праздники должны обогащать жизнь детей радостными переживаниями;

в ходе народного праздника и развлечений необходимо развивать творческую активность детей, их познавательные процессы.

Годовой круг традиционных русских праздников – неотъемлемая часть приобщения детей к традициям русской старины. Поэтому при включении праздников в воспитательный процесс в начальной школе следует это учитывать.

Результатом изучения программ стали рекомендации по внедрению конкретных фольклорных праздников в начальной школе:

1 и 2 класс

3 и 4 класс

Программа Д. Кабалевского

Знакомство с традиционным русским народным творчеством

Проведение праздников: Осенины, Рождество, Святки, Встреча весны, Масленица, Пасха, Троица

Программа Е. Критской

Знакомство с традиционным русским народным творчеством, проведение праздников: Рождество, Встреча весны

Музыкально-литературный материал

Наглядности

Виды деятельности

Самостоятельная работа детей

Атрибуты

Осенины

Загадки, песни, пословицы, стихи об осени, названия месяцев, игры.

Репродукции картин осени разных авторов.

Исполнение песен, музыкально-ритмических движений, хороводных и плясовых движений, восприятие музыки, чтение стихов, игры.

Найти и разучить стихи и загадки об осени.

Приготовление осенних салатов.

Рождество

Стихи, песни к Рождеству, колядки.

Рождественская звезда, вертеп, легенда об Иисусе

Разучить колядки, сделать рождественскую звезду, маски и костюмы для колядования.

Рождественская звезда.

Масленица

Песни, загадки, частушки о Масленице, игры.

Репродукция картины Кустодиева «Масленица».

Сочинить частушку о Масленице, разучить масленичные игры и песни.

Чучело Масленицы, блины, костер.

Пасха

Песни, стихи к Пасхе.

Репродукции картин к Пасхе.

Нарисовать рисунок пасхального яйца.

Кулич, пасха, крашеные яйца.

Троица

Троицкие игры и песни.

Репродукция картины Рублева «Троица».

Сплести венок.

Березка.

Заключение

Работая над темой «Фольклорные праздники, как средство приобщения младших школьников к народной культуре», я изучила программы Е.Д. Критсткой, Т.С. Шмагиной, Г.П. Сергеевой, Д.Б. Кабалевского и другую литературу. Сделала следующие выводы: воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, не могут просто даже существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики.

В данной работе мы изучили теоретические основы понятия народной культуры. Народная педагогика – педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства.

Этнопедагогика, изучающая, исследующая народную педагогику как систему народного воспитания, является педагогикой национального спасения. В настоящее время народная педагогика продолжает оставаться самой главной конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни нации. Народная педагогика, в том числе, фольклорные праздники развиваются и приобретают всю свою мощь при участии всех слоев населения, всего народа. Она делает установку на творческую самостоятельность всех и каждого. В обогащении этнопедагогики чрезвычайно важны: самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании. Сердцевиной этнопедагогики, ее душой, является любовь… Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине… Обогащаясь знаниями по народной педагогике, учитель сможет лучше понять своих учеников и их семьи, стать подлинным воспитателем юных. Важность изучения всех памятников народного творчества давно признана. Их роль огромна. Они вносят в жизнь своеобразный элемент, который соединяет их одним общим чувством любви к прекрасному, внушает уважение и беспристрастие к искусству разных народностей, являющемуся результатом вдохновения и труда многих поколений. Человек, введенный в фольклор, - это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям.

Программа Д.Б. Кабалевского предусматривает слушание и исполнение русских народных песен, но эта программа не предусматривает изучение фольклорных праздников, а только поверхностно проговаривается учителем.

Программа Е.Д. Критской включает в себя изучение конкретных праздников: «Широкая масленица», «Встреча весны» и других. Через изучение этих праздников дети приобщаются к традициям русского народа, используются на уроках различные виды деятельности: музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, исполнение песен, игры и другие.

Изучив эти программы, мы считаем необходимым введение фольклорных праздников в программу школьного обучения. Только через приобщение к народным праздникам и традициям, мы можем показать всю красоту, храбрость, выносливость русского народа. В данной работе представлен материал о фольклорных праздниках, традициях, обычаях, методические рекомендации по проведению фольклорных праздников, народная педагогика представлена, как часть народной культуры. В параграфе методические рекомендации отражены результаты проведенной мною работы. В ходе работы были реализованы поставленные задачи. Мы изучили теоретические основы понятия народной культуры, раскрыли роль фольклорных праздников в формировании личности младшего школьника. Так же в нашей работе мы постарались определить место фольклорных праздников в системе средств народного воспитания и раскрыли их роль в формировании личности младшего школьника. Описали опыт работы по данной проблеме в литературе, в истории, на практике.

Современное социально-экономическое положение страны выдвинуло ряд проблем, связанных с формированием деятельности мыслящего гражданина России, определяющими качествами которого должны стать широкий кругозор, компетентность, профессионализм, патриотизм, чувство национальной гордости, чести, достоинства. Именно такие люди, обладающие национальным самосознанием, способны возродить общество и духовность нации, развить идею государственности, обращенную к человеку.

Мы считаем актуальным возрождение народных традиций воспитания в семье и школе, которые будут способствовать эффективному введению воспитательной работы. Основными источниками народного воспитания являются народные праздники, обряды, игры, игрушки, фольклор. Народная педагогика будет способствовать развитию национального самосознания, воспитанию общечеловеческих ценностей.

Список литературы

  1. Алиев Юлий Багирович. Настольная книга школьного учителя - музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 336 с.

  2. Апраксина О.А. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина. – Москва “Просвещение”, 1987. – 256 с.

  3. Багрич В.Н. Музыкальная палитра. Сценарий музыкального развлечения для детей младшего возраста / В.Н.Багрич. – М, - 2006. – 18 с.

  4. Бондаренко О.Э. Праздники христианской Руси. / О.Э. Бондаренко. М.-1996. – 274 с.

  5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка /Н.А. Ветлугина. – М,1968. – 342 с.

  6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. / Г.Н. Волков. М. – 1999. – 164 с.

  7. Горецкий, В.Г. Начальная школа. Май леса наряжает – лето в гости ожидает / В.Г. Горецкий. – М, 1996. – 78 с.

  8. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие / Л.Г. Дмитриева. – М, 2000. – 274 с.

  9. Заволокина Анастасия Играй гармонь / А. Заволокина. – Новосибирск, 2002. – 72 с.

  10. Земцовский И. Русские народные песни вологодской области / И. Земцовский. – Вологда, 1973. - 207 с.

  11. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. – М, 2000. – 286 с.

  12. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевский. – М, 1986. – 279 с.

  13. Изабелла Шангина Русские праздники. От святок до святок / Шангина И. СПб., 2004. – 270 с.

  14. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. / Ф.С. Капица. – М. 2003. – 257 с.

  15. Колобанов В.А. Календарно-обрядовая поэзия русского народа. / В.А. Колобанов. – Владимир. M.- 1994. – 241 с.

  16. Мещерин В., Саульский Ю., Ножкин М. Молодёжная эстрада / В. Мещерин. – М., 1991. – 128 с.

  17. Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях. / Н.Г. Михайлова. М. - 2000. – 216 с.

  18. Некрылова А.Ф. Уроки воспитания сквозь программу истории. / А.Ф. Некрылова. – СПб. -1992. – 30 с.

  19. Осенева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.С. Осенева. – М, 2001. – 283 с.

  20. Полуянов Иван. Деревенские Святцы / Иван Полуянов. – М, 1998.

  21. Саульский Ю. Народный праздничный календарь. Лето – Осень / Ю. Саульский. – М., 1999. – 295 с.

  22. Соколова Л. Воспитание детей в русских традициях. / Л. Соколова. М., 2003. – 196 с.

  23. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 классы.

  24. Критская Е.Д. Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 классы.

  25. Челышева Т.В. Спутник учителя музыки. / Т.В. Челышева М.-1993. – 236с.

  26. Якубовская Е.И. Традиционные праздники в образовательных учреждениях. / Е.И. Якубовская. – С-пб, 2005. – 282с.

Приложение

"Пасха – праздник светлого Христова воскресения"

Цели:

приобщение младших школьников к истокам русской культуры,

воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам.

Предварительная подготовка: к празднику дети рисуют пасхальные куличи, красят яйца, разучивают стихи. Класс оформляется под русскую избу: самовар, вышивки, домотканые дорожки и т.д. На столе – крашеные яйца, пасхальные куличи, печенье в виде птиц. На стенде – рисунки детей. Фонограмма с записью колокольного звона.

В празднике принимают участие дети и их родители.

Ход праздника

Ведущий: Пасха – праздник светлого Христова воскресения, который отмечается с радостью и торжеством.

Выходят дети в русских костюмах.

1-й ребенок.

На Руси обрядов много.

А сегодня праздник Бога:

Пасха – Бога воскресение,

Его второй день рождения.

2-й ребенок.

Повсюду благовест гудит,

Изо всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!

3-й ребенок.

С полей уж снят покров снегов,

И руки рвутся из оков,

И зеленее ближний лес…

Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!

4-й ребенок.

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Ведущий: Пасха отмечает воскрешение Иисуса Христа. Это самый важный праздник в христианском календаре. Вам, конечно, известен обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами и троекратно христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит: “Христос Воскрес!”, а ты в ответ: “Воистину Воскрес!”. Вы меняетесь яйцами и три раза целуетесь. При этом люди прощают друг другу все обиды, недоразумения, а может быть, и злобу. Как же иначе, ведь это радостный день Воскресения. Давайте и мы с вами похристосуемся.

Дети обмениваются яйцами и троекратно целуются

Ведущий: А сейчас, уважаемые родители и ребята, постарайтесь ответить на следующие вопросы.

Как на Руси называли Пасху? (Велик день, Царь день, Христов день, Светлое Воскресение)

Как называется последняя неделя перед Пасхой? (Страстная или Великая, посвященная страданиям Иисуса Христа)

Как появилась традиция красить яйца? (После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые - драгоценности, а бедные - что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: “Христос воскрес!”. Удивился император и сказал: “Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!” Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо).

Что делали во время великой недели, чтобы снять с души грехи? (Занимались благотворительностью).

Ведущий: К Пасхе было приурочено и “хождение волочебников”. Со всего села собирались люди толпой и ходили из дома в дом, останавливались перед окнами и распевали песни. В песнях были пасхальные поздравления, заклинания будущего урожая, приплода скота и требования даров: яиц, пирогов, вина и т.п. Пели ради того, чтобы выпросить что-нибудь у хозяина дома: яиц, сала, денег, молока, белого хлеба. И хозяева пытались порадовать волочебников, чем могли. Не одарить их боялись, так как в адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова:

Кто не даст нам яйца - околеет овца,

Не даст сала кусок - околеет телок,

Нам не дали сала - коровушка пала.

Ведущий: Давайте вспомним пасхальные приметы.

Детям раздаются 6 карточек, из которых нужно собрать 3 приметы.

Если пойдет дождь - … (весна дождливая будет)

На Пасху небо ясное и солнце играет - … (к хорошему урожаю и красному лету.)

На Пасху бросать и лить за окно нельзя - … (Христос под окнами ходит)

5-й ребенок: А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это была крапанка. Еще были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

Ведущий: На выставке яиц выберите те, которые, по-вашему, являются крашенками, крапанками и писанками.

Ведущий: А сейчас мы с вами выберем самые необычные, красивые яйца, из тех, что вы принесли из дома.

6-й ребенок: Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня...

7-й ребенок: Они могли быть самых разных размеров - от больших, в которые можно спрятать различные сюрпризы (например, пасхальные яйца фирмы Фаберже), до маленьких яичек - их прикалывали к одежде или носили на цепочке. Эти миниатюрные ювелирные украшения дарили девочкам несколько лет подряд: в следующую Пасху к старому подарку добавлялся новый, и так постепенно получалось целое ожерелье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек.

Ведущий: В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. Многие весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми хороводами, хороводными песнями. Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений было катание крашенок. Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. В эти игры можно поиграть и сегодня.

Игра “Покрути яйцо”

По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.

Ведущий: А теперь давайте поиграем в игру “Битки”

Игра “Битки”

Играющие выкрикивают: “Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!” Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобьется, или даст трещину, тот проигравший.

Ведущий: А еще была игра, где крашенки катали с горки. Чьё яйцо дальше катилось, тот и победитель. Он забирал себе крашенки остальных. А мы сейчас поиграем в игру “Прокати яйцо носом”

Игра “Прокати яйцо носом”

Участники должны катить яйцо носом до назначенного места по бумажной дорожке. Кто быстрее, тот и выиграл.

Ведущий: На Пасху кроме крашенок, куличей пекли булочки, прянички, похожие на птиц, их в народе называли “жаворонки”, потому что в этот день жаворонки действительно прилетали с юга. Печенье в виде птах раздаривалось в основном детям.

Существовал также обряд “отпущения птиц на волю”. Утром родители и дети покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их. И сами ловцы делали то же. Об этом обычае писал А.С. Пушкин:

В чужбине свято соблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Ведущий: Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.

Дети хором:

Синички-сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозябые снегирюшки,

Щеглята-молодцы,

Воришки-воробьишки!

Вы на воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите.

Ведущий: Хочется вспомнить такую красивую традицию: в первую пасхальную неделю все желающие могли поупражняться в колокольном звоне.

Прослушивание записи колокольного звона

Ведущий: Вот еще обычай, над которым следует задуматься. Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью (раздавать одежду, деньги, пищу нищим, больным людям, тем, кто сидит в тюрьме). Может быть, и сейчас в наше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Пусть и сейчас соблюдается этот милосердный обычай.

8-й ребенок:

День Христова воскресенья,

Приходи скорее вновь!

До свиданья праздник Пасхи!

Дай Господь вам всем любовь!

Сценарий праздника "Святки".

Задачи: Воспитывать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, умение слушать, развивать фантазию, творческие способности учащихся.

Предварительная подготовка: заранее распределяются роли: гостей, ряженых, подружек. Подбираются соответствующие костюмы. Ведущий 1 – учитель, ведущие 2,3 – ученики.

Оформление зала: декорации русской избы: русская печь, стол, накрытый льняной скатертью,, лавки, деревянная и глиняная посуда, самовар, свечи, в мисках баранки, пряники, сушки, на полу полотняные дорожки. В начале праздника декорации скрыты за занавесом. Окна затемнены.

Ведущий 1. Здравствуйте дорогие гости! Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России. Каждый культурный человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт. И эпиграфом к нашему празднику послужили слова Вадима Шафрана:

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Кто знает, какие праздники мы отметили недавно? Как вы думаете, эти праздники празднуются с давних времён или это новые праздники? Из всех перечисленных праздников Новый год самый молодой – его ввёл Пётр 1. А рождество и Крещение на Руси праздновались издавна. Почему они так называются?

Ведущий 2. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Празднуется в ночь с 6 на 7 января.

Ведущий 3. КРЕЩЕНИЕ Господне христианский праздник, посвященный воспоминанию Крещения Иисуса Христа в водах Иордана. Празднуется 19 января.

Ведущий 1.Эти два праздника являются одними из самых значительных дней года и одними из главнейших христианских праздников. А период между Рождеством и Крещением называется святые недели или Святки.

Ведущий 2. В это время было принято на Руси проводить праздничные гуляния, люди ходили друг к другу в гости, по дворам ходили толпы ряженых, пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая. Это называлось колядование или колядки.

Ведущий 3. Дети колядовали обычно днём, а взрослые вечером. Они переодевались в цыганок, ведьм, кикимор, домашних животных – это называлось «ряженьем». Среди ряженных был «мехоноска» - человек, который носил мешок для угощений.

Ведущий 2. Колядовщики ходили по деревне от дома к дому, пели колядки, а хозяева угощали гостей сладостями, пирогами, булками и «козульками» - пряниками, сделанными в виде животных.

Ведущий 1. Я предлагаю вам посмотреть, как проходили Святки в те времена и даже поучаствовать в празднике. А для этого нам нужно перенестись на машине времени в 1796 год 15 января в деревню Иванова, Владимирской губернии. Все готовы к путешествию? Сядьте поудобнее, наклонитесь вперёд, обхватите руками колени, закройте глаза и начинаем отсчёт 5,4,3,2,1,пуск. (Звучит космическая музыка, выключается свет, открываются декорации. В русской избе стоит накрытый праздничный стол, за ним сидят мать, отец и шестеро детей все одеты в русские народные костюмы.)

Ведущий 2. Мы очутились с вами в избе Прохорова Матвея Фёдоровича. Он сидит во главе стола. Около самовара его жена Анисья Петровна, а рядом с ними дети Марфа, Пётр, Василий, Ариша, Варя и Николай.

Ведущий 3. Семья отдыхает и ждёт прихода гостей. А вот они и пожаловали.

(Выходят первые ряженные).

Ряженные.

Вот и матушка – зима пришла,

Отворяй – ка ворота!

Пришли святки!

Пришла коляда!

Коляда – моляда

Зашла в новы ворота!

А за ней мороз

Через тын перерос!

Мороз невелик,

Да стоять не велит!

Не велит мороз стоять,

Нам пора колядовать!

Взявшись за руки, идут «змейкой» и поют:

Коляда-моляда.

Прикатила молода.

мы нашли коляду

Во Матвеевом двору!

Эй дядька Матвей,

Выноси добро во двор!

Как на улице мороз

Подмораживает нос,

не велит долго стоять,

Велит скоро подавать

Или тёпленький пирог,

Или маслице, творог,

Или денежку копьём,

Или рубль серебром!

Хозяин. Здравствуйте, люди добрые! Просим в избу! Красному гостю – красное место!

Хозяйка.

Вот вам угощенье –

Пироги да печенье,

Пряники, конфетки,

Покушайте детки!

Ряженные. Благодарствуем добрым хозяевам и дальше пойдём.

Ведущий 1. А вот и другие ряженные подошли (Ученики другого класса изображают ряженных).

Ряженные.

Мы ходили, мы искали

Коляду святую.

По всем дворам, по проулочкам.

А нашлась коляда

Да у вашего двора!

Хозяин с хозяйкою,

Будьте здоровы!

Живите без бед

Много-много лет!

Дай вам, Боже,

Урожай хороший:

Рожь да пшеницу,

Овёс да чечевицу,

В поле зерно,

В доме – добро!

Хозяин. Милости просим, гости дорогие!

Хозяйка. Рады видеть в нашей горнице, да ещё на такой праздник весёлый!

Ряженые (обсыпают углы дома зерном и приговаривают):

Сеем, сеем, посеваем,

С Рождеством вас поздравляем,

Уродись, пшеничка, на поле стогами,

На столе – пирогами!

Счастье будет вам горой,

Урожая воз большой!

Всем людям добрым желаем добра,

Золота и серебра!

Пышных пирогов, медовых блинов!

Чтоб здоровые все были,

Чтобы много лет прожили!

Хозяин. И вам здоровья мы желаем, примите угощение люди добрые!

Хозяйка.

А вот на память печенье,

Примите от нас угощенье!

(Ряженные уходят).

Ведущий 2. Песенки - колядки – лишь часть святочного обряда. Основным же ритуалом Святок является старинный земледельческий обряд – «посевание». Ряженные обсыпали углы дома хозяев зерном и приговаривали, желая хорошего урожая хозяевам. Это вы сейчас и видели.

Ведущий 3. Но недолго хозяевам скучать, вот и гости к ним пожаловали.

Гости.

Матвей – господин, Светлый месяц!

Красное солнышко его Анисьюшка!

Частые звёздочки его детушки!

Матвею Фёдоровичу – житья 100лет!

Его жёнушке – всегда здравьица!

И всем деточкам:

Сыновьям, дочерям-барышням!

Жить вам вместе лет до 200!

Хозяин.

Проходите гости дорогие!

Будем вечер коротать, будем петь да плясать!

Гости. А отчего ж и не сплясать? (Танцуют «Барыню»)

Хозяйка.

Эй, парнишки и девчушки!

Не споёте ль нам частушки?

Дочка.

Споем, конечно!

Хорошо колядки пелись,

Милые подружки.

Только что за посиделки

Без нашей частушки!

Сын.

Я приду с гармошечкой

Под твоё окошечко.

Погляди, гармошечка,

Откроется ль окошечко?

Гости.

Милому рубашку шила,

Да смотрела не туда:

Вместо ворота пришила

Оба вместе рукава.

Ой, маманя, не перечь!

На печи не устеречь!

Всю трубу разворочу,

На гулянку укачу!

Все пришли, все пришли,

Все по лавкам сели!

Твоего милого нет,

Наверно, волки съели!

Дай Бог снежку.

Гладеньку дорожку,

Неудача чтоб ушла

От нашего окошка!

Ах, пятка, носок.

расковыривай песок!

Уж я так попляшу –

Вам всю избу распашу!

Я узоры вышивала,

Звонко песни распевала.

А теперь пойду домой

Не хотите ли со мной?

Мы спели, как сумели,

И сыграли, как смогли.

Ждите нас на той неделе,

А теперь домой пошли!

Хозяин. Благодарствуем за танцы и песни.

Хозяйка. Угощайтесь гости дорогие и милости просим ещё приходите!

Ведущий 1. В те времена у людей не было ни телевизоров, ни магнитофонов, даже радио не было, поэтому они сами умели себя развлекать – пели, танцевали, хороводы водили, играли.

Давайте поиграем в игры того времени, пока хозяева отдыхают.

Игра 1. «Заплети косу» (На вершину высокого шеста привязывают 6 длинных лент. Соревнуются 2 команды из трёх человек. Каждый человек из команды берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команды - заплести из своих лент длинную красивую косу).

Игра 2. «Колечко» (Каждому участнику даётся 5 колец диаметром 15 см. Нужно забросить на колышек кольцо. Побеждает тот, кто забросит больше колец).

Пока мы играли ещё ряженные пришли.

Ведущий 2. Для негостеприимных хозяев ряженые пели грозящие колядки, но их никто не боялся, потому что знали – это колядки – шутки.

(Третьи ряженые).

Ряженые:

Тётенька добренька,

Подай что-то сдобненько:

Пышку, лепёшку,

Да свиную ножку!

Кто не даст пирога –

Уведём корову за рога!

Кто не даст ветчины –

Поколотим чугуны!

Кто не даст лепёшку –

Разобьём окошко!

Кто не даст ватрушку –

Тому лягушку в кружку!

Хозяин. Иду! Иду!

Хозяйка.

Открываю сундучок –

Подаю пятачок!

Вот пряник да блин,

А вот сала клин!

Пироги да квас –

Вам от нас!

Ряженые.

Спасибо, добрый хозяин!

Подал пирога – в поле хлеба сполна.

Спасибо, хозяюшка!

Тебе в квашне гуща,

А на столе куча!

(уходят).

Хозяин. А что, Анисья Петровна, не сходить ли нам в гости, к брату моему, Ивану?

Хозяйка. И то правда, Матвей Фёдорович, пойдём, сходим.

Хозяин. А вы дети дома оставайтесь, ложитесь потчевать, час уже поздний.

Дочка. Батюшка, матушка, а можно ко мне подружки придут, мы с ними погадаем?

Хозяин. Хорошо, долго только не засиживайтесь.

Ведущий 2. Не бывало Святок без гаданий. Для девушек это было самое главное в Святых вечерах, они пытались узнать свою судьбу на предстоящий год. Выйдут ли они замуж, какой муж у них будет, какая жизнь.

Ведущий 3. Христианская церковь не разрешает гаданий, но традиция гадать идёт из самой глубины веков, когда люди на Руси верили не в Иисуса Христа, а в богов Солнца, Ветра, Земли.

Ведущий 1. Гаданий было множество, они проходили и в доме и на улице, за околицей и в бане. Под окнами слушали - смеются в доме, иль ругаются, откуда собака залает,оттуда жених будет. Было очень интересно, но немного жутковато. Давайте посмотрим.

(Заходят девочки - подружки).

Дочка.

Уж вы, кумушки,

Подруженьки мои!

Вы придите, посидите у меня!

Пособите думу думати,

Помогите мне отгадывати,

Отгадаете – не сказывайте!

Подружки.

Гадай, гадай девица,

В какой кружке былица,

В какой – небылица,

Былица достанется,

Жизнь пойдёт, покатится

На блюдо дочка собирает кольца, серьги подружек, закрывает их салфеткой. Потом под песни трясёт блюдо и вытаскивает по одной вещи.

Песни:

Подружки.

Долог век хлебу да соли,

Барышне нашей того боле,

Кому спели – тому слава!

Кому вынется – не минуется,

Не минуется – скоро сбудется.

Дочка (из под салфетки вытаскивает, не глядя, одно кольцо): Чьё кольцо? Долго и счастливо будешь жить…

Подружки.

Ползёт ёжик по завалинке,

Тащит злату казну на мочалинке..

Кому спели- тому сбудется,

Кому сбудется – не минуется!

Дочка. Чьё кольцо? Эта песнь к богатому жениху, будет у тебя жених богатый.

Подружки.

Стоят санки у хатки,

Хотят санки уехати,

Уехати в путь-дороженьку…

Кому спели- тому сбудется,

Кому сбудется – не минуется!

Дочка. Чьё кольцо? К дальней дороге эта песня, собирайся в путь – дороженьку.

Подружки.

Сера мышь пищит,

Сто Рублев тащит,

Сто Рублев

Да ещё с полтиною…

Кому спели- тому сбудется,

Кому сбудется – не минуется!

Дочка. Чьё кольцо? Быть тебе подруженька богатой и знатной.

Подружки.

Кузнец, Кузнец!

Ты скуй мне венец,

Из остаточков-

Золотой перстень… Кому спели- тому сбудется,

Кому сбудется – не минуется!

Дочка. Чьё кольцо? А эта песнь к замужеству. Скуёт кузнец тебе золотой венец, тем венцом тебе венчатися, а золотым перстнем обручатися.

Ведущий 2. Вот так интересно проходили все двенадцать дней Святок в России в прошлые века.

Ведущий 3. А нам пора и домой возвращаться. Приготовились к перелёту 5,4,3,2,1 пуск.

(Звучит музыка, гаснет свет, декорации закрываются.)

Ведущий 1. Понравилось вам путешествие? Знаете теперь что такое Святки? Пора нам прощаться до следующей встречи.