Урок истории на тему "Революция отступает. Российский парламент" (работа 1)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Революция отступает. Российский парламент

Студент практикант V курса группы 582

Саитов Ильдар Гербертович

Учитель истории школы: Полуянова С.В.

Групповой руководитель: Магсумов. Т.А

Набережные Челны, 2009 г.

Литература, использованная по теме:

1. Левандовский А. А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 368 с., 16 л. ил., карт.

Урок № 4: Группа 3.4 (11 "Г")

Раздел II. Революция на изломе

Тема: Революция отступает. Российский парламент

Тип урока: комбинированный

Вид урока: Урок - Лекция

Цель урока:

1. Познавательная, образовательная цель – сформировать у учащихся представления об истоках российского парламентаризма с образованием и выборов в I Государственную Думу, рассмотреть действия властей по наведению порядка в стране и попытка решения аграрного вопроса.

2. Развивающая цель – содействовать учащимся в понимании причин раскола революционного лагеря и ее постепенного угасания, активизации власти по наведению порядка и усиление реакционного движения.

3. Воспитывающая цель – формирование у учащихся чувства гражданственности и любви к России, и ответственности за судьбу страны через знания исторических фактов и ошибок прошлого.

Оборудование: Учебник, рабочие тетради, наглядность: таблица, портреты исторических личностей, классная доска, мел, указка, влажная тряпка.

Вид доски на уроке

3 ноября 2009 Тема 13, 14 Дом. Задание

План

Предисловие – революция пошла на спад, теряет мощь

1. Революционное движение в конце 1905 – первой половине 1906. Конец 1905 – начало 1906 – стачечные комитеты контролируют Трансиб (январь подавлено). Рабочие переход к партизанским действиям (показатель хитрости и спада движения), выступления крестьян в Прибалтике (национальная вражда). Июнь 1906 всплеск крестьянских волнений.

2. Карательные действия властей. Усиливается правительство, охранка, сражения с войсками, черносотенцы помогают, еврейские погромы, расстрелы на усмотрение командиров в Прибалтике крестьян.

3. Реформы конца 1905 – начала 1906. Манифест 17 октября переломил революция расколов лагерь революции. И дальше разрабатывали законы для успокоения народа: Декабрь 1905 – запрет забастовок, февраль 1906 – ограничение свободы слова и печати. Разрабатывало аграрный вопрос чтобы крестьяне успокоились. Проект Н. Н. Кутлера. Ослабило налоги у упразднило выкупные платежи.

4. Парламент 2 ух палатный – Государственная Дума указ 11 декабря 1905 (избирали по куриям – землевладельческая, городская, крестьянская, и рабочая 1-3-15-45), Государственный совет указ 20 февраля 1906 (право отклонять думские законы) половина назначалась царем, половина избиралась из помещиков, буржуазии, профессоров, духовенства. 23 апреля 1906 "Основные законы Российской Империи" - император осуществляет законодательную власть в единении с Госсоветом и Думой (схему нарисовать)

5. I Государственная Дума 26 апреля 1906. 13 – октябристы, 153 – кадеты, 200 беспартийных (эсеры и эсдеки участие в выборах не принимали). Правительство И.Л. Горемыкина враждовала с Думой. Аграрный вопрос самый острый!!! Проект кадетов – Фонд земли из казенных, монастыри и частично помещичьи для безземельных крестьян. Проект трудовиков – уничтожение помещичьего землевладения. 9 июля 1906 – роспуск первой думы. Выборгское воззвание.

График (продолжение): революция отступает.

Основные понятия:

Погромы, карательные экспедиции, Государственная Дума, Государственный Совет.

Основные даты:

23 апреля 1906 "Основные законы Российской Империи" - император осуществляет законодательную власть в единении с Госсоветом и Думой.

Конец 1905 – начало 1906 – стачечные комитеты контролируют Транссибирскую ж/д.

26 апреля 1906 – начало работы I Государственной Думы.

Основные персоналии: Н. Н. Кутлер, С. А. Муромцев, И. Л. Горемыкин.

План урока:

1. Революционное движение в конце 1905 – первой половине 1906.

2. Карательные действия царской власти.

3. Реформы конца 1905 – начала 1906.

4. "Конституционный строй"

5. I Государственная Дума.

6. Роспуск I Думы. Выборгское воззвание.

Домашнее задание: §13 – 14, подготовить к пересказу, можно опираться на тетрадь при ответе у доски, доклады на темы: : Н. Н. Кутлер, С. А. Муромцев, И. Л. Горемыкин.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Учитель приветствует учеников.

Ученики приветствуют учителя.

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся и индивидуальный у доски по следующим вопросам плана:

1. Начало революции.

2. Подполье и общественность.

3. Революционное лето.

4. Всероссийская политическая забастовка.

5. Манифест 17 октября и его последствия.

6. Московское восстание.

Учащихся называю по журналу и оцениваю их подготовку к уроку в случае неполного ответа даю возможность путем дополнений повысить качество оценки в течении всего урока. Вывод по теме: Революция началась стихийно в результате расстрела мирной демонстрации рабочих, причины были всем известны но никто не был к ней готов.

III. Изучение новой темы

Записываем в тетради новую тему, число. Мы продолжаем наш график о ходе революции, и так как потихоньку начинает спадать накал борьбы, умеренные силы откалываются от революционного лагеря и сосредотачивают легальную работу в здании Таврического дворца на заседаниях Государственной Думы.

Запись начинается с усиления карательных сил властей и мер правительства по наведению порядка в Прибалтике. Рисуют схему государственного устройства страны после принятия "Основных законов". Завершаем рассмотрение вопроса Выборгским воззванием призывавшее к пассивным формам протеста.

IV. Закрепление изученного материала

По мере снижения накала революции правительство окончательно оправляется от шока и усиливает карательные экспедиции, все меньше желает идти на уступки и отказывается от прежних обещаний свободы слова и печати, Государственная Дума рассматривается как лишь временное событие в политической жизни не принимая ее деятельность всерьез.

Записывают основные опорные тезисы в тетрадь и активно участвуют в процессе дискуссии путем чтения текста учебника и наводящих вопросов учителя, делают вывод и записывают вместе с учителем.

V. Подведение итогов урока.

Дать домашнее задание под диктовку и акцентировать внимание на важности выполнения. Довести сведение до отсутствующих.

Ученики записывают домашнее задание в дневник.

Студент практикант_______________________________

Учитель истории школы___________________________

Групповой руководитель___________________________