Урок истории на тему "Революция на подъеме. Апогей революции"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Группа 3.4 (11 "Г")

Тема: Революция на подъеме. Апогей революции

Студент практикант V курса группы 582

Саитов Ильдар Гербертович

Учитель истории школы: Полуянова С.В.

Групповой руководитель: Магсумов. Т.А.

Оценка за урок

Набережные Челны, 2009 г.

Литература, использованная по теме:

1. Левандовский А. А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 368 с., 16 л. ил., карт.

Урок № 3: Группа 3.4 (11 "Г")

Раздел II. В годы революции.

Тема: Революция на подъеме. Апогей революции

Тип урока: комбинированный

Вид урока: Урок - Лекция

Цель урока:

1. Познавательная, образовательная цель сформировать у учащихся представления о развитии революции с момента ее начала до кульминационной точки и важном историческом документе Манифеста 17 октября и его последствия, и завершением рассмотрения вопроса Московским восстанием.

2. Развивающая цель – содействовать учащимся в понимании точки отсчета революции и по мере ее развития показать тактику правительства, маневрирования его политики в неоднородном революционном лагере: уступки чередовавшиеся с карательными мерами.

3. Воспитывающая цель – формирование у учащихся чувства гражданственности и любви к России, и ответственности за судьбу страны через знания исторических фактов и ошибок прошлого.

Оборудование: Учебник, рабочие тетради, наглядность: таблица, портреты исторических личностей, классная доска, мел, указка, влажная тряпка.

Вид доски на уроке

2 ноября 2009

Тема 11, 12

Дом. Задание

План

1.Революция началась – 18 февраля 1905 совещание Николая II и Булыгина А. Г. – стихийность, булыжник

2.Подполье и общественность – агитация большевиков (подготовить восстание) – 4 февраля теракт эсеров убит дядя царя (престиж).

3.Революционное лето - лето 1905 – организованность и целенаправленно усиливается рабочее движение и крестьянство – июнь 1905 г – восстание на броненосце Потемкин – Таврический, ноябрь 1905 – захват крейсера Очаков

4. Всероссийская политическая забастовка – осень 1905 страна парализована (нет сообщения, транспорта, связи – везде забастовки) – нужна Дума – 17 октября подписал манифест (неприкосновенность личности, свободы) – кадеты (интеллигенция Милюков), - октябристы (крупные буржуазия и помещики Гучков), - черная сотня (террористическая организация) – начинается торможение революции

5. Московское восстание – московский совет рабочих депутатов – 6 декабря начало, 7 декабря совет разгромлен остались без единого руководства, 19 декабря восстание прекращено.

График: начало революции и ее апогей.

Основные понятия:

Кадеты, октябристы, черная сотня, апогей.

Основные даты:

18 февраля 1905 совещание Николая II и Булыгина А. Г.

июнь 1905 г – восстание на броненосце Потемкин – Таврический.

ноябрь 1905 – захват крейсера Очаков

17 октября 1905 подписал манифест, изменивший основы государственного устройства

6 декабря - 19 декабря - Московское восстание

Основные персоналии: А. Г. Булыгин, П. П. Шмидт, П. Н. Милюков, А. И Гучков.

План урока:

1. Начало революции.

2. Подполье и общественность.

3. Революционное лето.

4. Всероссийская политическая забастовка.

5. Манифест 17 октября и его последствия.

6. Московское восстание.

Домашнее задание: §11 – 12, подготовить к пересказу, можно опираться на тетрадь при ответе у доски, доклады на темы: А. Г. Булыгин, П. П. Шмидт, П. Н. Милюков, А. И Гучков.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Учитель приветствует учеников.

Ученики приветствуют учителя.

II. Проверка домашнего задания.

Сдайте тетради на проверку с таблицей "Общественные движения перед революцией",

Даю возможность быстро пробежаться глазами по тексту учебника на с.36 и отвечать по вопросам "Новый курс", Гапоновщина, Кровавое воскресение.

Учащиеся после небольшой паузы начинаю отвечать на вопросы, к доске вызываются те у кого мало оценок. После ответа учащиеся задают вопросы, которые также оцениваются и поощряются. После проверки тетради выдаются учащимся.

III. Изучение новой темы

Записываем в тетради новую тему, число. Начинаем тему урока с жестокого расстрела рабочих 9 января 1905 как начало революции. Заявляется образовательная цель урока. Прошу развернуть тетради где мы в виде графика по нарастающей вверх до апогея начнем изучать ход событий по плану, обозначенному в конспекте.

Учащиеся, следя за мной, заполняют график датами и событиями с комментариями учителя и собственными выводами работая самостоятельно с текстом учебника время от времени делая дополнения и отвечая на мои вопросы. Завершая апогей московским восстанием.

IV. Закрепление изученного материала

Революция началась стихийно в результате расстрела мирной демонстрации рабочих, причины были всем известны но никто не был к ней готов. Первые месяцы выступления носили стихийный характер и власть была парализована и бессильна, волнения перекидываются во флот и армию и появления организованности движения стали угрожать самодержавию, заставляя его пойти на подписание Манифеста 17 октября.

Записывают основные опорные тезисы в тетрадь и активно участвуют в процессе дискуссии путем чтения текста учебника и наводящих вопросов учителя, делают вывод и записывают вместе с учителем.

V. Подведение итогов урока.

Дать домашнее задание под диктовку и акцентировать внимание на важности выполнения. Довести сведение до отсутствующих.

Ученики записывают домашнее задание в дневник.

Студент практикант_______________________________

Учитель истории школы___________________________

Групповой руководитель___________________________