Трудные дети

Томский государственный университет

Реферат по педагогике

Тема: «Трудные дети»

Томск-2008

Содержание

Введение

1. Что такое трудный ребенок?

1.1 Почему появляются дети с девиантным поведением?

1.1.1 Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами

1.1.2 Причины социального и психологического характера

1.1.3 Причины, связанные с возрастными кризисами

1.2 Влияние семейных отношений на характер ребенка

2. Что такое воспитание трудного ребенка?

2.1 Принципы воспитания трудных детей

2.1.1 Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка

2.1.2 Принцип социальной адекватности воспитания

2.1.3 Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведением

2.1.4 Принцип социального закаливания трудных детей

2.2 Какие методы можно применять при воспитании трудного ребенка?

Заключение

Список литературы

Введение

Трудные дети: что стоит за этим всем известным и давно привычным термином? Для милиционера – это хулиган, для учителя – «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детского сада – шумный, подвижный неуправляемый ребенок. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Так кто же все-таки трудные дети?

Я хочу обратить свое внимание на ту часть трудных детей, чье поведение принято называть девиантным, то есть не принятым в обществе.

Реферат состоит из двух основных разделов. В первом из них я раскрываю основную проблему – появление трудных детей. Во втором разделе указываются способы решения этой проблемы – воспитание и перевоспитание трудных детей.

  1. Что такое трудный ребенок?

Трудные дети – это те, чье поведение откланяется от принятых в обществе стандартов и норм. Ученые и практики к этой группе относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка тоже можно считать трудным.

Существуют различные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения. В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

Социальная норма – исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций. Социальные нормы исторически изменчивы.

1.1 Почему появляются дети с девиантным поведением?

Традиционно причины отклоняющегося от норм поведения подразделяются на две группы:

    Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;

    Причины социального и психологического характера.

По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу выделяют причины, связанные с возрастными кризисами.

1.1.1 Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами

По данным М.Раттера (1987), серьезными психическими отклонениями страдают от 5 до 15% детей. Среди симптомов он выделяет, прежде всего, следующие:

    Длительность сохранения расстройства. Кратковременные страхи, припадки могут испытывать большое количество детей, но если эти и другие расстройства сохраняются длительное время, это уже отклонение от нормы;

    То же относится и к колебаниям в поведении и эмоциональном состоянии детей;

    Появление изменений в поведении ребенка по сравнению с его обычным поведением, особенно если их трудно объяснить только с точки зрения нормального развития и созревания;

    Появление тяжелых и часто повторяющихся симптомов, например, когда ребенку снятся кошмары, и он просыпается ночью в слезах, и это повторяется часто;

    Как правило, не следует обращать внимания на единичные симптомы. Другое дело, если ряд симптомов существует одновременно, особенно если они касаются разных сторон психической жизни.

1.1.2 Причины социального и психологического характера

Традиционно выделяют следующие причины:

    Дефекты правового и нравственного сознания;

    Содержание потребностей личности;

    Особенности характера;

    Особенности эмоционально-волевой сферы.

Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания. В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности выделяют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения. Часто такое поведение у подростков является средством самоутверждения, протестом против действительности.

Одной из основных причин психологического характера исследователи называют низкую самооценку детей, особенно подростков. Самооценка, т.е. оценка человеком своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным фактором поведения.

Среди причин социального характера одной из самых распространенных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок. Развиваясь в социально неблагополучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности. Даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они – наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде. Причиной может быть и социально и материально благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах со взрослыми ребенок, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать ее законам и нормам.

1.1.3 Причины, связанные с возрастными кризисами

В возрасте от 7 до 17 лет подрастающий человек проходит несколько стадий возрастного развития, на каждой из которых происходят значительные изменения физического и психологического состояний, меняются эмоциональные и коммуникативные восприятия. Не все дети при этом владеют своими мыслями и поступками. Часто ломка представлений и изменение желаний и привычек происходит быстро. Ребенок не успевает осознать происходящие изменения и адаптироваться к ним, в результате появляется неуверенность в себе, уменьшение доверия к людям. Многие дети в школьном периоде оказываются в разряде трудных детей.

Существуют и смешанные классификации, в которых перечисляются и психофизиологические, и социальные причины. Так, В.Клайн (1991) выделяет шесть типов юных правонарушителей с точки зрения психотерапевта:

    Он просто «валяет дурака». К этой категории относятся подростки, поведение которых изобилует шалостями и неблаговидными поступками. Они поздно приходят домой, обманывают, прогуливают уроки, обижают братьев и сестер и т.д.

    Враг родителей. Причиной плохого поведения таких подростков может быть их месть одному или обоим родителям. С течением времени их враждебность по отношению к родителям может перерасти в настоящую войну.

    Испорченный ребенок. Ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном развитии у него нет отклонений. Но в поведении у него есть явное отклонение – контакты с правонарушителями. Как правило, это свидетельствует о том, что ребенок вырос в неблагополучной семье.

    Органик. Это ребенок с мозговой травмой или задержкой умственного развития. У него нарушения дисциплины объясняются ослабленным интеллектом и отсутствием способностей оценивать свои поступки.

    Психотики. Это умственно неполноценные, больные дети. Для них характерны галлюцинации, мания преследования, всевозможные навязчивые мысли.

    Дурное семя. Этот тип подростков еще называют первичными психопатами. Для них характерны хронические правонарушения в течение всей жизни, здесь уже ничего не поможет. Это отклонение проявляется с самого раннего возраста, часто еще в дошкольные годы.

1.2 Влияние семейных отношений на характер ребенка

Неблагополучная для ребенка семья – это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого с формальной точки зрения сказать нельзя, но, тем не менее, для данного конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной. Разные бывают семьи, разные бывают дети, так что только система отношения «семья-ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная. Итак, подробнее об этом.

Семья – сложнейший перекресток национальных традиций, нравов, личных взглядов, интересов и потребностей. Семья не обходится без конфликтов. Поэтому очень важно супругам обладать психологической грамотностью, педагогическим тактом, чтобы помогать друг другу воспитывать детей. Семья, построенная на устойчивой, верной, возвышенной любви обладает высочайшим потенциалом. Супружеская любовь – это психологический базис семейного счастья, главное условие прочности семьи и главная предпосылка положительного влияния родителей на детей. Зло в детях рождается чаще всего потому, что любовь и доброта были дефицитом в жизни ребенка и он оказался обделенным радостью общения с любящими людьми.

Иногда наблюдается другое явление: в дружной, сплоченной семье, где не бывает ссор, вдруг вырастает человек, который ни во что не верит, никого не любит, имеет ложные установки на жизнь и ведет себя в соответствии с ними.

Причины вытекают непосредственно из образа жизни семьи, ее атмосферы и поступков родителей.

По мнению социологов, модель типичной современной семьи такова: работающие родители, в доме материальный достаток. Оба супруга любят друг друга и ребенка, четко выполняют свои обязанности в доме, вместе заботятся о ребенке. В семье своеобразный культ ребенка: ему покупают игрушки, книги, все что он захочет. Ребенка с детства не приучают обслуживать себя и заботиться о других. Сначала родители считают, что он еще маленький, что детство – это период поглощения того, что он познает в окружающем мире. И забывают о том, что очень скоро ему придется принимать решения, когда жизнь бросит на одну чашу весов его собственные интересы, а на другую – чужие. И если в семье не воспитывается заботливость, бескорыстие, умение жертвовать своими интересами, то у ребенка формируется искаженное представление о своей роли, своих обязанностях в семье, а потом и в жизни других людей.

Семью, в которой родители не могут установить нравственные отношения, называют неблагополучной. Такие семьи бывают разных типов: конфликтные, аморальные, асоциальные, распадающиеся. В конфликтной семье стиль жизни не складывается из-за различных установок и представлений супругов о своих возможностях и обязанностях перед семьей и ребенком. Периодически происходят ссоры, выяснения отношений на повышенных тонах, оскорбления, взаимные упреки. Стоит ребенку подойти к ссорящимся родителям, как его тут же отталкивают, запирают в другой комнате, физически наказывают. И ребенок живет в постоянном напряжении, тревоге, ожидании новых ссор. В семье, постоянно конфликтующей, психика ребенка формируется в обстановке страха и беспокойства.

2. Что такое воспитание трудного ребенка?

Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В узком смысле под воспитанием понимают целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество. Рассматривая различные трактовки понятия «воспитание», можно определить общие признаки, которые выделяются большинством исследователей:

    Целенаправленность воздействия на воспитанника;

    Социальная направленность этих воздействий;

    Создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;

    Освоение человеком комплекса социальных ролей.

Процесс воспитания не охватывает все возможные влияния на человека и может лишь способствовать социализации ребенка.

На социальные изменения в ребенке оказывает и характер отношений с педагогами, родителями, другими детьми. Здесь важен правильный выбор педагогических средств, который помогает ребенку реализовать себя и познать социальный опыт.

Воспитание выступает как регулирование основных отношений в обществе; оно должно способствовать реализации человеком себя, способствовать достижению идеала, культивируемого обществом. Воспитание предполагает не только формирование личности, но и создание условий для развития индивидуальности.

Система воспитательно-профилактической работы с трудными детьми в первую очередь должна включать:

    создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);

    создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;

    создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;

    организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой с детьми и подростками группы риска и их семьями;

    организацию детского досуга;

    информационно-просветительскую работу.

В основе педагогической цели, реализуемой по отношению к ребенку с девиантным поведением, лежит оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала. Фактически, необходимо создать условия для осознания ребенком необходимости переоценки своего поведения.

Одной из главных задач воспитания трудного ребенка является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей в реальные социальные отношения, т.е. возникновения у них личностного отношения к действительности. Дети, включенные в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об их отношениях. Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я».

Главное – добиваться ценностно-рефлексивного поведения, которое предполагает самооценку поступка ребенка, базирующегося на основе нравственных ценностей. При этом должна формироваться постоянная ориентация на самочувствие других людей.

2.1 Принципы воспитания трудных детей

2.1.1 Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка

Этот принцип был сформулирован А.С.Макаренко. Он требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Педагог должен видеть в ребенке, прежде всего, лучшее, что позволяет формировать у ребенка позитивные качества и веру в себя. Условиями реализации данного принципа являются:

    стимулирование самопознания ребенком своих положительных черт;

    формирование нравственных чувств при самооценке своего поведения;

    постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам;

    доверие к ребенку;

    формирование у ребенка веры в возможность достижения поставленных задач;

    учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.

2.1.2 Принцип социальной адекватности воспитания

Этот принцип требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание трудного ребенка. Реализация этого принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.

Условиями реализации данного принципа являются:

    учет особенностей социального окружения ребенка при решении воспитательных задач;

    координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка;

    обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям;

    учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных и т.д.).

2.1.3 Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведением

Этот принцип предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, т.е. выявление причин девиантности, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности. Условиями реализации этого принципа являются:

    мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка;

    определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;

    выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;

    учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие.

2.1.4 Принцип социального закаливания трудных детей

Этот принцип предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости. Условиями реализации этого принципа являются:

    Включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;

    Диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;

    Оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

2.2 Какие методы можно применять при воспитании трудного ребенка?

Метод воспитания – способ реализации целей воспитания.

Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать у ребенка с девиантным поведением объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения.

Метод воздействия на интеллектуальную сферу: для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство ребенку нравственной позиции, оценки происходящего. Убеждения как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, сегодня используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Убеждению соответствует самооубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов.

В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку, стремление к идеалу, правдивость, нравственные установки, смысл жизни и др.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование – методы, в основе которых лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности. Стимулирование включает два компонента:

    Поощрение – это выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.

    Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки детей, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Выделяют следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, выражение морального порицания, осуждения. Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ребенка.

Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, ввязанных с нормами или отклонениями от нормы и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, стыд и др. Метод воспитания на эмоциональную сферу предполагает формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение управлению конкретными чувствами. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужества, смелости, принципиальности в отстаивании нравственных идеалов. Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели, формирование умения владеть собой. На формирование волевой сферы могут оказать влияние методы требования и упражнения.

Для требования характерны определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне. Приучение – это разновидность педагогического требования. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство.

Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности: навыки и привычки. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль.

Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих социально педагогической ситуации.

Приемы воспитания трудных подростков – это действия, посредством которых на поведение и позиции воспитываемого оказывают побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы, поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков.

Различают следующие приемы:

    Просьба о помощи – для того чтобы расположить к себе ребенка и установить доверительный контакт, нужно обращаться к нему за советом, рассказывая о своих проблемах;

    Добрый поступок – в процессе работы с подростком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».

    Мой идеал – в процессе беседы выясняются идеалы воспитанника, и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.

    Распределение ролей – четкое распределение функций и ролей воспитанников в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения определенного задания

    Обмен ролями – учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки и т.п.

Приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы. Разным ученикам необходимы разные приемы воспитания.

Заключение

Ребенка воспитывает все – люди, природа, искусство, наука, спорт. Но все внешние влияния он воспринимает опосредованно, через духовный мир своих родителей. Они должны учить свое дитя видеть, различать, объяснять и ненавидеть зло, в какой бы форме оно не выступало. Учиться бороться со злом нужно с детства. Поставить ребенка в позицию борца против всего отрицательного могут только те родители, которые сами стоят на позиции благородных, принципиальных, честных, трудолюбивых, справедливых людей.

Я подробно рассмотрела заявленную мной проблему – причины появления трудных детей – и попыталась найти ее решение.

Список литературы

    Верцинская Н.Н. Трудный ребенок. Мн.: Нар. асвета, 1989.–128 с.

    Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением/Под ред. М.И. Рожкова. М.: Владос, 2003. – 240 с.

    Зайцева И.А., Кукушин В.С., Ларин Г.Г. Коррекционная педагогика. Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2002. – 304 с.

    Трофимова Н.М., Дуванова С.П. Основы специальной педагогики и психологии. СПб.: Питер, 2005. – 304 с.