Ресурсы и факторы производства

СЦЕНАРИИ УРОКА

Раздел программы: Основы предпринимательства

Тема: Ресурсы и факторы производства

Класс: 10

Время: 45 мин.

Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:

    Ознакомиться с основами ресурсов и факторов производства.

    Ознакомиться с понятием трудовой коллектив.

    Ознакомиться с понятиями производительность и система оплаты труда.

Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:

    Знать об основах ресурсов и факторов производства.

    Знать о понятии трудовой коллектив.

Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии:

    Уметь воспроизводить понятия о ресурсах и факторах производства.

    Уметь строить ответы на создаваемые вопросы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: эвристическая беседа

Оборудование: наглядные пособия, инструменты и оборудование школьных мастерских.

Литература:

    Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко – Издательство Брянского пед. университета. – Брянск, 1995.

    Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.

Место проведения: Учебные мастерские.

Ход урока

I. Организационный этап

Учитель:

Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).

Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).

II. Мотивационный этап

Учитель: Предприниматель, как уже говорилось, опираясь на свою собственность, налаживает производство товаров или услуг. Для любого производства при любой экономиче­ской формации необходимы ресурсы.

Учитель: Что означает слово «ресурсы»?

Ученики: ???

Учитель: Ресурсы - это совокупность природных, материальных, финансовых, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процес­се производства, для создания товаров и услуг. Поэтому очень важно понять саму структуру производства, природу тех ресурсов и сил, без которых оно не может существовать, прежде чем говорить о том, как ведет свое предприятие, свое производство собственник.

III. Сообщение темы и цели урока

Учитель:

А теперь, запишите число и тему сегодняшнего урока: «Ресурсы и факторы производства» (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали).

IV. Изучение нового материала

Учитель: Как, по вашему мнению, можно, подразделить ресурсы?

Ученики: ???

Учитель: Все ресурсы подразделяются на природные, материаль­ные, трудовые и финансовые.

Природные, материальные и трудовые ресурсы — это ресурсы, без которых не может существовать ни одно производство, поэтому они получили название базовых. Финансовые ресурсы, возникшие в условиях "рынка, получили название производных.

Учитель: В чем их отличие «факторов производства» от «ресурсов производства»?

Ученики: ???

Учитель: Давая характеристику ресурсам производства, отме­тим, что это все то, что может быть вовлечено в процесс производства, а факторы производства обозначают ре­сурсы, реально вовлеченные в процесс производства. Сле­довательно, «ресурсы производства» — это более широкое понятие, чем «факторы производства». В отличие от ре­сурсов, факторы становятся таковыми только в процессе производства, взаимодействуя друг с другом. Поэтому про­изводство всегда есть взаимодействие факторов. Различа­ют три основных фактора производства: земля, труд, ка­питал. Земля в сфере производства имеет троякое значение:

а) земля как источник естественных ресурсов, исполь­зуемых в процессе производства;

б) земля как объект хозяйствования (в аграрной, добы­вающей, рыбной отраслях и т.д.) — выступает одновременно и предметом труда, и средством труда;

в) земля, как объект собственности (сдача в аренду).

Учитель: Что же означает труд, трудовое население?

Ученики: ???

Учитель: Труд. Трудовое население — та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства. Трудящиеся продают свою способность работать. Этот фактор — фактор труда — включает и предпринимательст­во как деятельность, требующую способности к организа­ции производства, умения ориентироваться в рыночных условиях и бесстрашия риска. Предприниматель тоже трудится.

Учитель: Капитал объединяет материальные и трудовые ресур­сы производства: здания, машины, сырье, топливо и другое, а также заработную плату рабочим.

Учитель: Система взаимодействия трех факторов: труда, зем­ли и капитала — образует процесс производства

Но организовать доходное производство может только предприниматель, так как он заинтересован вложить свой капитал только в такое дело, которое приносит прибыль.

Учитель: Кто же является предпринимателем?

Ученики: ???

Учитель: Предприниматель — это новатор, трудолюбивый, поря­дочный, высокой культуры и развитого интеллекта чело­век. Он создает новые товары и услуги, внедряет новые достижения научно-технического прогресса и современ­ные производственные технологии для более рационально­го использования природных, трудовых и финансовых

К сожалению, как показало последнее десятилетие, даже воду, землю и воздух нельзя уже назвать неисчерпаемыми ресурсами.

Учитель: Что же такое трудовой коллектив?

Ученики: ???

Учитель: Коллектив — это объединение двух и более людей, кото­рые имеют общую цель, наличие определенных правил и норм, свою организационную структуру и систему комму­никации, то есть связи, взаимопонимания.

В процессе труда возникают отношения между работ­никами и нанимателями, оплачивающими их труд. Эти отношения называют трудовыми. На рынке труда рабочая сила представляет товар, который ее собственник, работ­ник, продает за определенную плату. Происходит акт купли-продажи, и возникают отношения найма рабочей силы между администрацией предприятия и тружеником. При этом каждая из сторон свободна в своих действиях, то есть вправе соглашаться или не соглашаться на условия купли-продажи. Законом запрещается дискриминация со стороны нанимателя по признаку пола, национальности, расы. Трудовые отношения в ходе трудовой деятельности строятся на контрактных началах и регулируются трудовым договором.

На предприятии отношения между работниками и ад­министрацией отражаются в коллективном договоре. Коллек­тивный договор обсуждают с одной стороны представители компании (фирмы, предприятия) — вице-президент компа­нии по трудовым отношениям и адвокаты, а с другой — ко­митет профсоюза предприятия. Правила ведения перегово­ров определены законодательством Российской Федерации.

Учитель: Кто может сказать какие разделы могут быть в этом коллективного договора?

Ученики: ???

Учитель: Текст коллективного договора включает следующие разде­лы: 1. Кадровая политика (наем и увольнение, повышение квалификации, гарантии занятости работников). 2. Оплата труда работников предприятия. 3. Рабочее время, время отдыха работников. 4. Охрана труда работников предприя­тия. 5. Организация работы по социальному страхованию. 6. Проведение культурно-массовой и физкультурно-оздоро­вительной работы. 7. Социально-бытовые условия труда работников.

Учитель: Руководитель предприятия (фирмы) может заключать контракты и с отдельными работниками, где оговариваются все пункты контракта.

Учитель: А что включено в контракт?

Ученики: ???

Учитель: Контракт с работником предприятия включает: 1. Функции сторон. 2. Права и обязанности. 3. Сроки кон­тракта. 4. Основания для расторжения контракта по иници­ативе руководителя или рабочего. 5. Заработную плату. 6. Рабочий день (с ... до ...). 7. Рабочую неделю с выходными днями (указать какими). 8. Ежегодный отпуск продолжи­тельностью ... календарных дней. 9. Льготы и гарантии. 10. Страхование. 11. Заботу о здоровье.

Учитель: А кем защищаются трудовые права людей?

Ученики: ???

Учитель: Трудовые права людей защищаются трудовым законодательством, предус­матривающим правила предоставления работы, найма, увольнения, охраны труда, его оплаты, отпусков, отдыха, компенсации вредных и тяжелых условий труда, ограниче­ние продолжительности рабочего дня и обязательное соблюдение правил техники безопасности.

В случае возникновения трудовых конфликтов между работниками и администрацией интересы работников могут защищать государственные органы власти, ведающие трудовыми отношениями, и правовые органы в лице проку­ратуры и суда.

Интересы работников отстаивают также профсоюзные организации, которые создаются на предприятиях. Они являются третьей стороной в отношениях между трудовыми коллективами и администрацией предприятия. Профсоюзы улаживают трудовые споры, конфликты, способствуют заключению трудовых соглашений. Сами работники трудо­вых коллективов имеют широкую возможность отстаивать свои права, создавая органы самоуправления, рабочие ко­митеты, советы трудовых коллективов. Иногда конфликты между администрацией и коллективом приобретают острый характер в виде забастовок со стороны работников. Оста­новка производства, его блокирование порождают огром­ные потери, нарушают производственный ритм всего предприятия. Лучшая форма решения трудовых конфлик­тов — примирение на взаимоприемлемой основе. Защита трудовых прав не должна входить в противоречие с соблю­дением работниками трудовых норм и обязанностей, ого­воренных в контрактах.

Учитель: Что такое «производительность труда»?

Ученики: ???

Учитель: Производительность труда — способность человека произвести за определенное время некоторое количество изделий или оказать услуги. Это показатель эффективности работы предприятия, и исчисляется он количеством продукции, выпускаемой за час, смену, месяц, год. Он опре­деляется в натуральном и денежном выражении. В натураль­ном выражении производительность труда определяется как объем произведенной продукции, деленный на количество работников предприятия, или как объем произведенной продукции, деленный на затраченное время.

В денежном выражении производительность труда определяется как стоимость продукции, деленная на коли­чество работников, или стоимость продукции, деленная на затраченное время. В масштабе региона, отрасли или стра­ны производительность труда измеряется величиной вало­вого национального продукта или национального дохода, приходящегося на одного занятого работника в год.

Производительность труда и заработная плата — это два взаимосвязанных понятия. Чем выше производительность труда, тем больше должна быть заработная плата. В промы­шленности применяются следующие формы заработной платы: сдельная, повременная и договорная.

Учитель: Что такое «сдельная форма заработной платы»?

Ученики: ???

Учитель: Сдельная форма заработной платы подразделяется на следующие системы:

    индивидуальную, где отдельному рабочему обеспечен фронт работ, поддающийся нормированию и учету;

    коллективную, применяющуюся при коллективных формах организации труда;

    бригадную, где оплата производится на один наряд с распределением общего заработка между членами бригады с учетом коэффициента трудового участия (КТУ).

На производстве применяются и другие виды оплаты труда, такие, как аккордная оплата (например, при аварии, устранении последствий пожара, наводнения и т.д.). Сдель­ная расценка устанавливается сразу на весь объем работ без разделения на отдельные операции, и до начала работы указывается общая сумма заработка и срок выполнения всего объема работ. Косвенно-сдельная оплата труда — зара­боток рабочего зависит от результатов работы обслуживае­мых им основных рабочих-сдельщиков.

Различают сдельно-премиальную и повременно-преми­альную системы. Здесь рабочие получают премию за выпол­нение и перевыполнение установленных показателей преми­рования.

Показателями премирования могут быть: улучшение качества выпускаемой продукции и улучшение качествен­ных показателей работы. Это повышение надежности и долговечности, сокращение брака, повышение произво­дительности труда, увеличение объема производства и т.д.

V. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.

Учитель:

Сегодня вы познакомились с ресурсами и факторами производства. А также о таких понятиях как трудовой коллектив, производительность и система оплаты труда

VI. Задание домашнего задания

Учитель: Запишите домашнее задание: прочитать § 1 и § 2. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме?

Учитель:

Урок закончен. Всем спасибо, до свидания!