Разработка методики преподавания психологии

Оглавление

Введение

Глава 1. Форма организации лекции

      Характеристика аудитории

      Требования к предварительной подготовке слушателя

      Цель

      Задачи

      Знания и умения, которые предполагается сформировать

      Требования к уровню знаний и умений

Глава 2. Содержание лекции

2.1 Тематический план занятия

2.2 План занятия по учебным процедурам и хронометраж занятия

2.3 Процедуры и методы мотивации

2.4 Процедура и методы объяснения

2.5 Процедура и методы отработки

2.6 Процедура и методы контроля

2.7 Средства обучения

Глава 3. Целостный образ преподавателя в процессе лекции

3.1 Стиль общения с аудиторией

3.2 Позиция преподавателя в аудитории

Глава 4. Таксономия учебных задач по Д. Толлингеровой

Заключение

Литература

Введение

Актуальность. Методика преподавания психологии является особой учебной дисциплиной, поскольку психологию следует трактовать как науку социально-историческую, хотя и содержащую естественно-научные методы исследования. Однако ведущую роль в ней играют методы социальных наук, методы гуманитарного познания.

Таким образом, одной из целей обучения психологии становится освоение студентами методов построения взаимодействий и общения при совместном решении многообразия жизненных ситуаций в процессе овладения психологическими знаниями.

Значимость для науки и практики. Построение процесса обучения психологии в соответствии с целью инновационного обучения в корне отличается от процесса традиционного обучения. При господстве когнитивистского подхода в традиционном обучении и связанной с ним психологией обучения и развития упор делался на перцептивно-мнемические способы усвоения знаний. За рамками такой установки оставались личность учащихся и их жизненный опыт, который выводился за пределы теоретических конструкций обучения и за пределы деятельности педагога. Такой подход укоренился в сознании «традиционного» учителя.

Особенность инновационного преподавания психологии заключается именно в том, что преподаватель организует со студентами ситуации продуктивных взаимодействий и совместной творческой деятельности, направленной на актуализацию имеющегося у студентов опыта и создания зоны перспективного развития.

Творческим продуктом всего курса обучения методике преподавания психологии является проектирование сценария лекции или семинарского занятия, выражающегося в методической разработке. Тема сценария лекции или семинарского занятия выбирается самим студентом, однако ему задается план, в русле которого выполняется самостоятельно разрабатываемый сценарий. Уже само проектирование сценария занятия является для студента практической деятельностью, которой можно овладеть с помощью сокурсников и преподавателя. Деятельность по написанию сценария занятия – также творческая, поскольку носит продуктивный характер: создается оригинальный конспект урока, который фиксируется с помощью письменной речи. Таким образом, в процессе обучения методике преподавания психологии происходит интеграция знаний преподавателя и студентов, рождается творческая лаборатория.

Цель. Методическая разработка лекции по теме «Психоанализ Зигмунда Фрейда» из курса «Психоанализ».

Задачи. Для создания методической разработки лекции по данной теме необходимо решить следующие задачи:

    описать характеристику аудитории;

    требования к предварительной подготовке слушателей;

    цели;

    задачи;

    определить знания и умения, которые предполагается сформировать у слушателей;

    определить требования к уровню знаний и умений;

    разработать тематический план занятия;

    разработать план занятия по учебным процедурам и хронометраж занятия;

    определить процедуру и методы мотивации;

    определить процедуру и методы объяснения;

    определить процедуру и методы отработки;

    определить процедуру и методы контроля.;

    определить средства обучения;

    определить стиль общения с аудиторией;

    определить позицию преподавателя в аудитории;

    разработать 10 учебных задач для контроля знаний и умений слушателей (по типологии задач Толлингеровой).

Глава 1. Форма организации лекции

1.1 Характеристика аудитории

Студенты II курса, обучающиеся по специальности «Психолог преподаватель».

      Требования к предварительной подготовке слушателя

Общеобразовательные знания. Курс «Философии», «Общей психологии».

      Цель

Дать представления о психоанализе З.Фрейда.

      Задачи

В ходе изложения материала решить следующие задачи:

    просветить о биографии и идейных предшественниках;

    познакомить студентов со структурой личности по Фрейду;

    ознакомить со стадиями психосексуального развития по Фрейду;

    познакомить с теорией влечений;

    рассказать о защитных механизмах;

    изложить методы, применяемые в психоанализе для диагностики и лечения;

    ориентироваться в основных понятиях данной темы;

    дать необходимые базисные знания для дальнейшего изучения других психологических теорий личности.

      Знания и умения, которые предполагается сформировать у слушателей

В ходе решения поставленных задач, необходимо сформировать следующие знания и умения у слушателей:

    иметь представления о жизни З. Фрейда и знать его идейных предшественников, повлиявших на формирование его взглядов

    знать какие функции входят в структуру личности

    уметь дать определение бессознательному, предсознанию и сознанию

    знать структуру психики по Фрейду

    уметь объяснить, что такое Ид, Эго и Суперэго

    знать стадии психосексуального развития

    уметь объяснить, что такое Эрос, Танатос и либидо в теории влечений

    уметь дать определение психологического механизма защиты

    знать и различать виды психологических защит

    уметь дать определения таким явлениям как перенос и контрперенос

    знать разницу между переносом и контрпереносом

    знать основы метода толкования сноведений и особенности его практическогй значимости для психоанализа

    иметь представление о символике бессознательного, проявляющейся в сновидениях

    иметь представление о методе свободных ассоциаций и использовании его на практике.

      Требования к уровню знаний и умений

    Определение состава предметных умений по дисциплине.

      Выделение требований к учебной дисциплине:

а) со стороны дисциплины:

    знать психоанализ З. Фрейда;

    иметь устойчивые знания структуры личности, этапы развития, защитные механизмы и методы психоанализа, согласно теории Фрейда.

б) со стороны последующих по учебному плану дисциплин:

для того чтобы можно было сравнить психоанализ Фрейда с теориями других авторов, необходимо знать:

    какое значение отводил Фрейд в своей теории психике, инстинктам, механизмам защиты;

    что такое в его понимании психоанализ и роль психоаналитика.

      Определение предметных умений по дисциплине по содержательной отнесенности:

    знать биографию З. Фрейда;

    знать его идейных предшественников;

    знать основные постулаты психоанализа Фрейда;

    знать структуру личности в теории Фрейда;

    знать назначение и взаимосвязь составляющих ее элементов;

    знать этапы психосексуального развития;

    знать основные инстинкты человека по Фрейду;

    знать виды механических защит и особенностей их проявления;

    знать основные методы работы с пациентом в психоанализе.

      Определение предметных умений по видам деятельности.

Существует 2 вида деятельности:

    научное познание

    практика

Данная лекция может быть прочитана как для теоретиков, так и для практиков. Исходя из этого можно выделить следующий набор предметных умений по видам деятельности:

    основные действия научного познания объекта:

а) изучение и установление эмпирических характеристик объекта на уровне явления.

б) установление неявных внешних причин, обусловливающих свойства изучаемых объектов.

в) установление внутренних причин, обусловливающих свойства изучаемых объектов.

2) практические действия:

а) анализ конкретных единичных объектов, ситуаций или их конечных групп, их оценка и обследование с использованием общенаучных, эмпирических и теоретических знаний.

б) действия по применению искусственных объектов и методов деятельности.

      Задание уровней овладения предметными умениями по дисциплине.

      Сводная представлений наборов умений по дисциплине в таблице или схеме.

    Выделение состава общепознавательных умений при обучении дисциплине.

Существует три типа общепознавательных умений:

    логический – умение осуществлять логические приемы на материале знаний по предмету;

    творческий – умение решать нестандартные задачи с использованием знаний по дисциплине;

    учебный – умение осуществлять общие приемы учебной работы.

На основании вышесказанного можно выделить следующие общепознавательные умения:

    понимать отличия понятия бессознательное, предсознание и сознание, а также Ид, Эго и Суперэго в теории Фрейда;

    различать проявления защитных механизмов в своей жизни;

    уметь анализировать собственные сновидения;

      уметь конспектировать лекцию и выделять основные понятия;

      уметь перерисовать схему на лекции.

Глава 2. Содержание лекции

2.1 Тематический план занятия

Введение

    уточнение предварительных знаний;

    рекомендуемая литература по теме.

Основная часть

    Биографический экскурс;

    Идейные предшественники:

    Вильгельм Вундт;

    Густав Фехнер;

    Чарльз Дарвин;

    Франц Месмер;

    алхимия;

    восточная философия;

    Структура личности:

    бессознательное;

    предсознание;

    сознание.

    Структура психики:

    Ид;

    Эго;

    Суперэго.

    Психосексуальные стадии развития:

    оральная стадия развития;

    анальная стадия;

    фаллическая стадия;

    генитальная стадия.

    Теория влечений:

    инстинкт;

    сексуальные влечения (либидо);

    агрессивные влечения;

    влечение к жизни (Эрос);

    влечение к смерти (Танатос);

    Защитные механизмы:

    репрессия (подавление);

    отрицание;

    рационализация;

    реактивные образование;

    проекция;

    изоляция;

    регрессия;

    сублимация.

    Явления переноса и контрпереноса.

    Толкование сновидений.

    Метод свободных ассоциаций.

Заключение

    Итоги лекции;

    Вопросы аудитории;

    Задание на дом.

2.2 План занятия по учебным процедурам и хронометраж занятия

Процессуально-психологический процесс обучения состоит из следующих процедур:

    объяснения и уяснения знаний об объектах и действия с ними;

    отработка знаний и умений, т.е. овладение ими на требуемом уровне;

    контроля, т.е. проверка уяснения или отработки знания и умения;

    мотивации, т.е. интерес обучаемого.

Расчет хронометража лекции производится исходя из продолжительности занятия, составляющего 80 минут.

Процедуры процесса обучения

Минуты

Процедура мотивации произвольный метод

2

      Процедура объяснения и уяснения

Объяснение. В форме лекции.

Введение. Рекомендуемая литература по теме

1

Основная часть:

Биографический экскурс

3

Идейные предшественники:

    Вильгельм Вундт;

    Густав Фехнер;

    Чарльз Дарвин;

    Франц Месмер;

    алхимия;

восточная философия.

3

Структура личности:

    бессознательное;

    предсознание;

сознание.

10

Структура психики:

    Ид;

    Эго;

Суперэго.

4

Психосексуальные стадии развития:

    оральная стадия развития;

    анальная стадия;

    фаллическая стадия;

генитальная стадия.

17

Теория влечений:

    инстинкт;

    сексуальные влечения (либидо);

    агрессивные влечения;

    влечение к жизни (Эрос);

влечение к смерти (Танатос);

7

Защитные механизмы:

    репрессия (подавление);

    отрицание;

    рационализация;

    реактивные образование;

    проекция;

    изоляция;

    регрессия;

    сублимация.

Явления переноса и контрпереноса.

Толкование сновидений.

Метод свободных ассоциаций.

12

4

7

4

Заключение:

Итоги

2

Задания на дом

1

Процедура уяснения в виде вопросов аудитории

5

3. Процедура отработки

Лекция не предусматривает процедуру отработки.

-

    Процедура контроля

По ходу занятия, а также вначале лекции предварительный контроль.

3

2.3 Процедуры и методы мотивации

Используется произвольный метод мотивации, т.к. преподавая базисные знания по дисциплине «Психоанализ» проще объяснить их значимость для дальнейшего изучения психологии, объяснив какую роль играют в нашей жизни бессознательные процессы и защитные механизмы.

2.4 Процедура и методы объяснения

Процедура и метод объяснения учебного материала определяются формой доведения информации до аудитории. Объяснение учебного материала проводится в форме лекции и предполагает метод сообщения готового знания путем устного представления информации. После информирующего изложения преподавателем общих положений, структуры личности, основных понятий психоанализа Фрейда, студенты должны знать структуру личности, определять особенности психосексуального развития, а также самостоятельно различать защитные механизмы и иметь представление о психоаналитических методах работы с пациентом.

2.5 Процедура и методы отработки

Подача учебного материала аудитории осуществляется в форме лекции, поэтому отработка, как таковая не предусматривается. Однако, предполагается задание на дом, где студенты будут учится самостоятельному анализу сновидений.

2.6 Процедура и методы контроля

По ходу учебного процесса будет применяться текущий вид контроля. А также в начале занятия рубежный вид контроля, для уточнения усвоенных знаний с предыдущих дисциплин и лекций по данной дисциплине.

2.7 Средства обучения

Средства обучения – орудия, которые позволяют осуществить учебные процедуры.

В ходе данной лекции используются следующие средства:

    план-конспект лекции;

    наглядные пособия:

    плакат «Структура личности»;

    плакат «Общая схема психики»;

    тетради;

    пишущие принадлежности (ручки, карандаши, маркеры);

    доска;

    мел;

    указка.

Глава 3. Целостный образ преподавателя в процессе лекции

3.1 Стиль общения с аудиторией

Форма обучения – лекция в присутствии преподавателя. Предполагается в основном монологическое высказывание в форме объяснения знания. Лишь незначительную часть времени предполагается потратить на диалог в процессе уяснения в форме вопросов аудитории. Ученики не взаимодействуют друг с другом. Студенты осуществляют общее дело, т.е. фронтальную деятельность.

3.2 Позиция преподавателя в аудитории

Данная тема лекции предполагает недвусмысленность преподнесения материала, требования записывать лекцию, не предполагая никаких обсуждений и дискуссий. Исходя из вышесказанного можно выбрать позицию преподавателя «Генерал» по типологии профессиональных позиций учителей, предложенной М. Таленом.

«Модель IV – «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль общения более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике». [9, с.362-363].

Глава 4. Таксономия учебных задач по Д. Толлингеровой

Д. Толлингерова предложила по аналогии с классификацией Блюма таксономию учебных задач, разделенных по их оперативной структуре, то есть по операциям, необходимым для их решения. Учебные задачи в ней разделены на пять категорий, содержащих 27 типов учебных задач [10, с.16-18].

Таксономия учебных задач по Д. Толлингеровой.

1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных:

1.1 задачи по узнаванию

1.2 задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий

1.3 задачи по воспроизведению дефиниций, норм, правил

1.4 задачи по воспроизведению больших текстов блоков, стихов, таблиц, и т.п.

2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными:

2.1 задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления и т.п.)

2.2 задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, перечень и т.п.)

2.3 задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий

2.4 задачи по разбору и структуре (анализ и синтез)

2.5 задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение)

2.6 задачи по распределению (категоризация и классификация)

2.7 задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, полезность, инструмент, способ и т.п.)

2.8 задачи по абстракции, конкретизации и обобщению

2.9 решение несложных примеров (с неизвестными величинами и т.п.)

3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными:

3.1 задачи по переносу (трансляция, трансформация)

3.2 задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование)

3.3 задачи по индукции

3.4 задачи по дедукции

3.5 задачи по доказыванию (аргументацией) и проверке (верифика-цией)

3.6 задачи по оценке

4. Задачи, требующие сообщения данных:

4.1 задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т.д.

4.2 задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов и т.п.

4.3 самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т.п.

5. Задачи, требующие творческого мышления:

5.1 задачи по практическому приложению

5.2 решение проблемных задач и ситуаций

5.3 постановка вопросов и формулировка задач или заданий

5.4 задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе)

5.5 задачи по обнаружению на основании собственных размышлений (на рациональной основе).

В целях осуществления контроля знаний и умений студентов, прослушавших лекцию на тему "Психоанализ Зигмунда Фрейда" предлагаю нижеследующие задачи, выбранные из типологии задач Толлингеровой:

      Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных:

      задачи по узнаванию.

На какой стадии психосексуального развития возникает Эдипов комплекс:

а) на оральной;

б) на анальной;

в) на фаллической;

г) на латентной;

д) на генитальной.

1.2. задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий.

Дайте определение контрпересоса.

      Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными:

2.1. задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, перечень и т.п.).

Перечислите защитные механизмы.

2.2. задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение).

Чем отличается бессознательное от предсознания?

      Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными:

3.1. задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование).

Как вы понимаете либидо в теории влечений З. Фрейда?

3.2. задачи по индукции.

Что общего есть в теориях личности З.Фрейда и К.Г.Юнга?

      Задачи, требующие сообщения данных:

4.1. задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов и т.п.

Подготовить доклад по работам З. Фрейда на тему: «Психосексуальные стадии развития».

4.2. самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т.п.

Начертить схему личности по Фрейду и описать взаимодействие основных её частей.

      Задачи, требующие творческого мышления:

5.1. задачи по практическому приложению.

Провести анализ собственных сновидений.

5.2. задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе).

Провести «анализ защитных механизмов», т.е. проанализировать, почему какие-то фрагменты беседы вызвали у собеседника излишнюю эмоциональную реакцию. Не скрывается ли за этим желание защитить уязвимую позицию, скрыть от себя и других истинную причину или свою вину. Проанализировать свои защитные механизмы, т.е. слишком эмоциональные реакции на какие-то вопросы или фразы собеседника.

Заключение

Контруктивно-проектировочная деятельность преподавателя психологии подразумевает не только предъявление в процессе занятий определенного объема психологических знаний, но и непосредственное включение самого педагога в процесс обучения, на основе чего происходит обогащение сознания субъектов обучения и более глубокое понимание не только конкретных знаний, но и всей учебно-воспитательной ситуации.

Для организации такого вида ситуаций преподаватель должен овладеть конструктивно-проектировочной деятельностью, которая представляет собой создание во внутреннем плане всей целостной системы учебно-воспитательной ситуации с учетом возникающих изменений в ходе занятий в связи с актуализацией студентами прошлого опыта.

Творческим продуктом всего курса обучения методике преподавания психологии является проектирование сценария лекции или семинарского занятия, выражающегося в методической разработке. Уже само проектирование сценария занятия является для студента практической деятельностью, которой можно овладеть с помощью сокурсников и преподавателя. Деятельность по написанию сценария занятия – также творческая, поскольку носит продуктивный характер: создается оригинальный конспект урока, который фиксируется с помощью письменной речи. Таким образом, в процессе обучения методике преподавания психологии происходит интеграция знаний преподавателя и студентов, рождается творческая лаборатория.

Литература

      Андреева А.Д. Словарь для начинающего психолога 2-е изд.: Питер, 2006. – 160с.

      Асмолов А.Г., Нырова М.С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. – Новгород, 1993. – 24 с.

      Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 288 с.

      Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: курс лекций. - М.: Издательство Ось-89, 2004. – 112с.

      Гамезо М,В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.,1998 118с.

      Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.:ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006. – 336с.

      Годфуа Ж. Что такое психология. Т.1,2. – М 1992. - 110с.

      Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высш.пед. учеб.заведений. – Ростов-н/Д, 1997 – 342с

      Змановская Е. В. Основы прикладного психоанализа. – СПб.: речь, 2005. – 51с

      Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по дисциплине. – М., 1994. – 265 с.

      Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М., 1997 – 173с

      Крайг Г., Д.Бокум. Психология развития. - СПб.: Издательство Питер, 2007. – 940с.

      Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Перевод С.Меленевской и Д.Викторовой СПб.: Питер Пресс, 1997 Терминологическая правка В.Данченко. К.: PSYLIB, 2006. – 607с.

      Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – Издательство: УРАО, 2000. – 128 с.

      Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология.- М.: Высшее образование, 2006. – 484с.

      Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / под редакцией М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 544с.

      Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – Пер. с англ. – СПб.: Издательство Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 704с

      Романин А.Н. Психоанализ: курс лекций. – М.: КНОРУС, 2005. – 44с

      Сальваторе Мадди Теории личности. Сравнительный анализ. Перевод И. Авидон, А. Батустин и П. Румянцева. - СПб.: Издательство "Речь", 2002. - 357с.

      . Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. Учебное пособие для вузов. – М., 2001- 189с.

      Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. –214с.

      Толлингерова Д., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. – М.: Издательство Прага, 1994. - 67с.

      Философский словарь. – М.: Издательство Политиздат, 1986. – 590с.

      Фрейд З. Введение в психоанализ. – Мн.: Попурри, 2007. – 480с.

      Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван, 1991. – 215с