Развитие грамматических навыков при использовании игр на уроках немецкого языка в шестом классе

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО « ТОТЕМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИГР НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ШЕСТОМ КЛАССЕ

Выпускная квалификационная работа

по методике преподавания иностранного языка в школе

специальность 050709 Преподавание в начальных классах

Тотьма

2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ИГР НА УСПЕШНОЕ УСВОЕНИЕ ГРАММАТИКИ УЧАЩИМИСЯ

ШЕСТОГО КЛАССА

    1. Понятие «игра» и «игровая деятельность»

    2. Использование игр при обучении иностранному языку

1.3 Грамматические навыки и этапы его формирования

1.4 Применение игр в формировании грамматического навыка

1.5 Возрастные особенности учащихся 6 класса

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГР НА УСПЕШНОЕ УСВОЕНИЕ ГРАММАТИКИ В 6 КЛАССЕ ТАРНОГСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка не только в младшем школьном возрасте, но и в начале обучения иностранному языку на среднем этапе. Не секрет, что многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Поэтому данная тема важна для глубокого ее изучения и особенно практического применения в школах. Ее актуальность на современном этапе является очевидной, дающей простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных идей и решений. И именно игра, как наиболее нестесненная условностями и различного рода рамками, обрела обучение, так и детская аудитория, на которую она рассчитана, наиболее приемлема для применения ее на начальном этапе обучения иностранному языку, т.к. именно здесь и существуют неограниченные возможности для реализации творческого потенциала, как преподавателя, так и учащихся. Поэтому данная работа может быть полезной учителю немецкого языка в целях изучения влияния грамматических игр на степень усвоения грамматического навыка. Также данную работу могут использовать студенты, получающие дополнительную подготовку в области немецкого языка.

Объектом нашей выпускной квалификационной работы является формирование грамматических навыков немецкого языка в 6 классе.

Предмет исследования – развитие грамматических навыков при использовании игр на уроках немецкого языка в 6 классе.

Гипотеза - если использовать игры на уроках немецкого языка в 6 классе при изучении грамматики, то грамматический навык сформируется успешнее.

Цели: 1. Обобщение теоретических знаний по проблеме влияния игр на становление грамматического навыка учеников 6 класса;

2. Исследование влияния игр на формирование грамматического навыка на уроках иностранного языка в 6 классе.

Задачи исследования:

1.Охарактеризовать игры как одну из ведущих форм деятельности школьников при изучении иностранного языка на начальном этапе обучения;

2. Рассмотреть путь формирования грамматического навыка;

3.Выявить возрастные особенности учащихся 6 класса и влияние игр на повышение интереса к изучаемому иностранному языку;

4.Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению уровня становления грамматического навыка при использовании игр.

Для исследования мы использовали следующие методы:

  1. теоретические: анализ методической литературы по теме работы;

б) эмпирические: описательный и сравнительно-сопоставительный метод исследования, метод обобщения при подборе игр для учащихся 6 класса, эксперимент.

Теоретическая значимость этой работы заключается в том, что мы собрали и обобщили материал по данному вопросу и попытались доказать целесообразность и полезность использования игр при обучении иностранному языку на начальном этапе.

Практическая значимость состоит в том, что мы подобрали развивающие игры для учащихся 6 класса. Эти игры способствуют развитию грамматического навыка детей.

Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка используемой литературы, приложений.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ИГР НА УСПЕШНОЕ УСВОЕНИЕ ГРАММАТИКИ УЧЕНИКАМИ ШЕСТОГО КЛАССА

    1. Понятия «игра» и «игровая деятельность»

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Но что касается детей, игра для них, прежде всего, - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она доступна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи чужой язык, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковый материал, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения.

Детская игра – понятие широкое. Это и игра по ролям, когда ребенок воображает себя летчиком, это и коллективная игра по заранее установленным правилам, где между играющими происходит в том или ином виде своеобразное соревнование. Также сюда относятся настольные игры, которые требуют сосредоточения внимания, подвижные, где больше требуется координация движений. Деление игр на индивидуальные и коллективные упорядочивает классификацию игр и облегчает их применение в той или иной ситуации.

Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни. Реальность ее определяется основным условием игры – соревнованием. Желание победить мобилизует мысль и энергию играющих, создает атмосферу эмоциональной напряженности.

Термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С.Выготского «мнимая ситуация» [5, c.37].

Несовпадение содержания игрового действия и составляющих его операций приводит к тому, что ребенок играет в воображаемой ситуации, порождая и стимулируя тем самым процесс воображения: работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления.

По М.Ф.Стронину, игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих [22, c.193].

Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, учащийся немедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику и т.д., имеет целенаправленность и носит обязательный характер.

Таким образом, М.Ф.Стронин рассматривает игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками -эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия [22, c.194].

Д.Б.Эльконин в своих работах рассматривает историю возникновения игр. По его мнению, невозможно точно определить исторический момент, когда они впервые возникают. Он может быть различным у разных народов в зависимости от условий их существования и форм перехода на более высокую ступень развития. На ранних этапах развития человеческого общества, когда производительные силы находились еще на примитивном уровне и общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой специальной подготовки включать своих детей в труд взрослых, не было ни специальных упражнений в овладении орудиями труда. По его мнению, первой из игр появилась ролевая игра. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых. Находясь на отдыхе или развлекаясь, дети находили себе интересные занятия в одиночку или в группах.

На более высокой ступени развития включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало специальной подготовки, которая проходила на уменьшенных по своим формам орудиях. На дальнейших этапах развития общества игры получили широкое распространение, увеличилось разнообразие их форм. Сейчас игры прочно вошли в методическую науку и стали надежными помощниками учителей начальных классов [28, c.79].

Таким образом, можно сформулировать важнейшее для теории развития игр положение: игры возникают в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Они социальны по своему происхождению, по своей природе. Их возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе.

Советская (отечественная) педагогика рассматривает детскую игру как важное средство воспитания и всестороннего развития детей. Для учеников младших классов игры имеют исключительное значение: игра для них – и учеба, и труд, и серьезная форма воспитания. Игра для детей младшего школьного возраста – способ познания окружающего мира. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных.

Основополагающим для работы педагога является также утверждение А.С. Макаренко: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре таков во многом он будет в работе, когда вырастет» [12, c.56].

Таким образом, игра - это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, представляющее собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами.

Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих, где на дальнейших этапах развития общества игры получили широкое распространение, увеличилось разнообразие их форм. Сейчас игры прочно вошли в методическую науку и стали надежными помощниками учителей начальных классов.

1.2 Использование игр при обучении иностранному языку

Применение игры для развития навыков иноязычной речи – еще недостаточно изученная область педагогики. Не всякая игра (пусть самая живая и интересная) подходит для этой цели. Поэтому выбор нужной игры – одна из первых задач преподавателя иностранного языка. Этот выбор должен проводиться с учетом целенаправленности игры, возможности постепенного ее усложнения и лексического наполнения. Отобранные для занятия игры отличаются от обычных детских игр тем, что фактор воображения, фантазия ребенка, вымышленные ситуации отходят как бы на задний план, а доминантой становятся наблюдение и внимание. Учитывая специфику игры в процессе обучения детей иностранному языку, преподаватель руководит ходом игры и контролирует его.

Все методисты едины во мнении о полезности и целесообразности применения игр на уроках иностранного языка. В младшем школьном возрасте игра – ведущий вид деятельности человека. Благодаря ей, усвоение нового материала и закрепление уже полученных знаний проходит быстрее и успешнее. Следует, однако, заметить, что часто рекомендуемые к использованию на уроках игры являются учебными, а не развивающими. Основной целью учебных игр является развитие навыков (грамматических, лексических, речевых) и умений (монологического и диалогического высказываний). В противоположность учебным играм, основной целью развивающих игр является развитие способностей, а сопутствующей – развитие навыков и умений (чтения, говорения, письма, аудирования) [26, c.25].

В нашей работе мы остановимся на учебных играх, а именно, играх, способствующих формированию грамматического навыка (Приложение 1).

Таким образом, по мнению методистов, применять игры на уроках немецкого языка целесообразно. Все игры, которые представлены в приложении, несут учебный характер. Цель учебных игр – развитие языковых навыков и речевых умений у учеников.

1.3 Грамматический навык и этапы его формирования

По мнению многих методистов, учебные игры необходимо применять для изучения грамматики.

Грамматика – это объект постоянных споров в методике. Известны разные подходы к решению вопроса о роли и месте грамматики в обучении иностранному языку.

Обучение любому языку проводилось посредством грамматики, как правило, построенной по образцу и подобию латинской. Грамматика изучалась как особый предмет и самоцель.

В настоящее время наметился более объективный подход к оценке значения и места грамматики в обучении иностранному языку: теперь она является не целью, а одним из важных средств обучения иностранному языку. И тем не менее ученикам не нравится заниматься на уроках иностранного языка именно грамматикой, т. к. теоретичность данного вида деятельности предполагает повышенное внимание к его изучению, что не всегда есть у детей среднего школьного возраста.

Грамматика выполняет функцию строительного материала устной и письменной речи. Она пронизывает весь язык.

Грамматика – это кровеносная система, которая питает живой язык; фундамент, на который возводится здание под названием «Иностранный язык» [25, c.355].

Особенно важны и необходимы игровые упражнения на начальном этапе обучения, где не только развиваются грамматические навыки, но и повышается интерес к изучаемому языку. Положительное в игровых упражнениях, играх является то, что они носят преимущественно игровой, соревновательный характер: например, «кто внимательнее, кто быстрее построит домик» и т.п.

Особенность грамматических упражнений в том, что любой образец, предлагаемый учителем,- это образец не для имитации, а образец решения коммуникативных задач. Дети всегда знают, что (цель) и для чего (мотив) и для чего они что-то делают, овладевая грамматической стороной речи. Для детей также увлекательно взаимодействие со сверстниками, сказочными героями, когда все говорят на иностранном языке.

Для развития грамматического навыка использование игр и игровых приемов на уроке немецкого языка в 5-6 классах играет большую роль.

В методике грамматический навык определяется как автоматизированное использование грамматического материала в продуктивной речевой деятельности. Обучать грамматике иностранного языка – значит формировать специфические для этого языка механизмы, причем так, чтобы у учащихся одновременно складывались определенные грамматические знания, чтобы они были в рабочем состоянии, т.е обучать так, чтобы это была грамматика в «голове». Следуя И.Л. Бим, можно выделить в обучении грамматике две основные цели: во-первых, научить учащихся грамматически правильно оформлять свои устно-речевые высказывания, концентрируя при этом основное внимание на содержании; во-вторых, научить учащихся распознавать грамматические явления при чтении и аудировании, направляя основное внимание на извлечение содержательной информации [25, c.361].

Анализируя компонентный состав содержания обучения грамматической стороне речи, в него входят, во-первых, материальные формы иностранного языка в виде суффиксов, префиксов, целостных словоформ, во-вторых, знания о грамматических формах ИЯ, зафиксированные в грамматических категориях (роде, числе, падеже), в правилах образования и употребления этих форм, и, в-третьих, действия по грамматическому оформлению речи (продуктивные и рецептивные грамматические навыки). Формирование грамматических навыков носит поэтапный, стадиальный характер. Необходимо вести работу по развитию как продуктивного, так и рецептивного грамматического навыка [25, c.362].

Продуктивный навык – это способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и формировать ее состав нормами данного языка. В результате он должен быть автоматическим, устойчивым. Целесообразно выделять три основных этапа формирования грамматического навыка в продуктивной речи:

1) ознакомление и первичное закрепление;

2) тренировка;

3) применение [25, c.360].

Целью ознакомления и первичного закрепления грамматического материала является создание ориентировочной основы грамматического действия для последующего формирования навыка в различных ситуациях общения. На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль ее понимания учащимися и первичное закрепление. Формирование речевого грамматического материала предполагает развитие навыка точного воспроизведения изучаемого явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях и развитие его гибкости за счет варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. С этой целью используются имитационные, подстановочные, трансформационные упражнения. В отдельную группу выделяются упражнения игрового характера. Переход от навыков к умениям обеспечивается упражнениями, где грамматическое явление надо употребить без языковой подсказки в соответствии с речевыми обстоятельствами. Упражнения этапа могут проводится на материале устных тем, домашнего чтения, диафильмов. Контроль грамматических навыков может быть следящим или выделяться в отдельный этап. Преподаватель может осуществлять его в процессе самой речевой деятельности (слушания, говорения, чтения или письма) [13, с.59].

Рецептивный грамматический навык - способность читающего узнавать грамматические формы, соотносить с их значением. Рецептивное усвоение связано с узнаванием. Здесь также требуется запоминание и сохранение в памяти грамматических форм и моделей; для узнавания не нужно той механической работы, которая требуется для воспроизведения. Рецептивное усвоение грамматического материала включает три этапа:

1) ознакомление с новым грамматическим явлением;

2) тренировка и автоматизация данного явления в чтении и слушании;

3) применение [26, c.374].

Ознакомление обучаемых с новым грамматическим явлением должно отвечать следующим методическим требованиям:

- объяснения следует проводить от введения признаков грамматической формы к раскрытию ее содержания, все необходимые значения грамматической формы сообщаются сразу;

- все объяснения следует строить с опорой на текст;

- основным приемом ознакомления с новым материалом, должен быть анализ формы для определения содержания.

Таким образом, выделяют три этапа в становлении грамматического навыка:

- ознакомление и первичное закрепление,

- тренировка,

- применение и свободное использование в речи.

1.4 Применение игр в формировании грамматического навыка

Эффективным приемом работы в становлении грамматического навыка являются игры, которые одновременно способствуют развитию речевой деятельности обучающихся. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности. Существует множество методических пособий, предлагающих большое разнообразие грамматических игр для уроков иностранного языка [10, c.97].

Грамматические игры преследуют следующие цели:

- научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

- развить речевую активность и самостоятельность учащихся [10, c.87].

Таким образом, игры – это эффективный прием работы в становлении грамматического навыка, где грамматический материал применяется в различных ситуациях.

1.5 Возрастные особенности учащихся 6 класса

В период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет) идет подростковый возраст, отрочество.

В подростковом возрасте внимание, память, воображение уже приобрели самостоятельность - подросток настолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управлять ими по своей воле. В этот период начинает выявляться индивидуально доминирующая ведущая функция: каждый подросток может сам отрефлексировать, какая из функций является для него наиболее значимой.

Рассмотрим особенности развития обсуждаемых функций.

Внимание. Если у младшего школьника преобладает непроизвольное внимание и это определяет работу учителя с классом, то подросток вполне может управлять своим вниманием. Нарушения дисциплины в классе носят скорее социальный характер, а не определяются особенностями внимания.

Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности: в спорте, где он может добиться высоких результатов, в трудовой деятельности, где он зачастую проявляет чудо в умении сосредоточиться и выполнить тонкую работу, в общении, где его наблюдательность может соревноваться с наблюдательностью взрослых, у которых она является профессиональным качеством. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.

В школе на уроках внимание подростков нуждается в поддержке со стороны учителя - долгая учебная деятельность вдохновляет подростка на поддержание произвольного внимания. В педагогическом процессе отработаны приемы поддержания непроизвольного внимания и организации произвольного. Учитель может использовать эмоциональные факторы, познавательные интересы, а также постоянную готовность подростка воспользоваться случаем и утвердить себя среди сверстников в удобной для этого ситуации.

Конечно, здесь речь идет о потенциальных возможностях и об апофеозе внимания в отдельные, значимые для самолюбия подростка моменты его жизни. В то же время те же отроки могут впасть в состояние глубокого утомления, когда внимание, кажется, вовсе исчезает из состава познавательных процессов. Он сидит, если можно - лежит с полузакрытыми глазами и находится в состоянии полной прострации, в состоянии легкого угнетения, сопровождающегося упадком сил, безразличием к окружающему. Здесь исчезает не только произвольное, но и, кажется, непроизвольное внимание.

Именно в подростковом возрасте кривая утомляемости резко повышается, особенно в 13-14 лет.

Судя по проявлениям внимания, подростковый возраст - период парадоксов в достижениях возможностей и в потерях.

Память. Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого; становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает на опосредованных уже присвоенных знаковых системах, прежде всего речи.

Воображение. В подростковом возрасте воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление. В то же время подросток может строить свой воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в котором он проигрывает одни и те же сюжеты и переживает одни и те же чувства до тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы.

Реальность воображаемого мира субъективна - это только его реальность. События, происходящие здесь, опосредованы образами и знаками из реальности общечеловеческой культуры. Конечно, они воздействуют на личность подростка со всей определенностью. Но подросток субъективно по своей воле управляет обустройством своего внутреннего мира. Мир воображения - особый мир. Подросток уже владеет действиями воображения, которые приносят ему удовлетворение: он властвует над временем, имеет свободную обратимость в пространстве, свободен от причинно-следственных связей существующих в реальном пространстве социальных отношений людей. Свобода проживания во внутреннем, психологическом пространстве продвигает подростка в развитии. Воображение в отрочестве может обогатить внутреннюю жизнь подростка, может, соединяясь с рациональными знаниями, преобразоваться и стать подлинной творческой силой, но может и прийти в упадок после поры детства, лишить подростка полета фантазии и творчества [14, с.301].

Таким образом, у подростков память приобретает логический характер, внимание подростков необходимо все время поддерживать, способность фантазировать хорошо отражается на творчестве, а абстрактное мышление начинает развиваться. Вследствие этого применение развивающих игр в изучении грамматики на уроках иностранного языка вполне уместно, т.к. именно игры поддерживают внимание и интерес на уроке, развивают абстрактное мышление, творческие способности учащихся.

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГР НА УСПЕШНОЕ УСВОЕНИЕ ГРАММАТИКИ В ШЕСТОМ КЛАССЕ ТАРНОГСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Преддипломная практика по дополнительной подготовке в области иностранного языка (немецкий язык) проходила на базе МОУ «Тарногская СОШ» с 5 по 12 февраля 2009 года. Мы провели исследование в двух классах: 6 «б» и 6 «в». Исследование заключалось в изучении успешности усвоения грамматики с использованием развивающих игр. Оба класса активны, приветствуют уроки в нетрадиционной форме и всегда работают с интересом.

Согласно гипотезе, мы поставили эксперимент: в 6 «б» классе применяли игры в ходе изучения грамматического материала, а в 6 «в» классе придерживались традиционных упражнений, предложенных в учебнике. Грамматический материал, который изучался в период прохождения преддипломной практики – простое прошедшее время (Präteritum) сильных и слабых глаголов и употребление их в речи.

Эмпирическое исследование проходило в три этапа: на подготовительном этапе мы спланировали исследование, выбрали два класса, на одном из которых мы применяли игры в изучении грамматического материала, и подобрали игровой материал для проведения исследования. На основном этапе мы провели наше исследование. На заключительном этапе мы обработали и проанализировали полученные результаты, сделали соответствующие выводы.

Игры были проведены с целью выявить уровень сформированности грамматического навыка. Они ведут к хорошему усвоению, запоминанию и повторению ранее изученного грамматического материала. Поэтому согласно цели эксперимента, в 6 «б» классе игры были применены, а в 6 «в» классе нет. Игры, которые мы применяли в тренировке грамматического материала, представлены в Приложении 1.

В конце преддипломной практики мы осуществили контроль с целью изучения степени усвоения данного грамматического материала. Тестовые задания, которые мы применили в качестве контроля степени освоенности грамматического материала Präteritum, представлены в Приложении 2.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что ребята из экспериментального класса усвоили изученный грамматический материал в игровой форме лучше, чем ребята из неэкспериментального класса.

В Таблице 1 представлены результаты контрольной работы по теме „Präteritum“ , проведенной в экспериментальном 6 «б» классе.

Таблица 1. Результаты контрольного среза в 6 «б» классе

Класс

Список учащихся

Результаты

6 « б»

1. Виктория А.

4 балла

  1. Александр Г.

4 балла

  1. Илья М.

4 балла

  1. Виктор М.

4 балла

  1. Мария П.

4 балла

  1. Сергей П.

3 балла

  1. Татьяна Р.

4 балла

  1. Дмитрий С.

5 баллов

  1. Александр С.

4 балла

  1. Вадим Т.

5 балла

Средний балл

4,1 балл

Мы видим, что ученики 6 «б» класса справились лучше с заданиями контрольной работы. Средний балл – 4,2. Наивысший балл у Дмитрия С. («5») и Вадима Т. («5»), что подтверждает наличие способностей в изучении иностранного языка и высокого интереса к предмету у данных учеников. Наименьший балл имеет Сергей П. («3»), который не справился с заданием № 3 («Запишите необходимую форму глагола»).

Ниже представлена таблица 2, где приведены результаты контрольной работы по теме „Präteritum“ в 6 «в» классе.

Таблица 2. Результаты контрольного среза в 6 «в» классе

Класс

Список учащихся

Результаты

6 «в»

1. Дарина И.

3 балла

2. Галина Н.

3 балла

3. Диана П.

4 балла

4. Ксения П.

4 балла

5. Дмитрий С.

4 балла

6. Мария Т.

4 балла

7. Ирина Ф.

4 балла

Средний балл

3.7 балла

Из таблицы № 2 мы видим, что ученики 6 «в» класса справились немного хуже с заданиями контрольной работы. Средний балл – 3,7. Наивысший балл («4») у 5 человек (Таблица 2), что говорит о наличии ошибок в контрольной работе по предмету у данных учеников. Наименьший балл («3») имеют Дарина И. и Галина Н. Практически у всех учеников встречаются ошибки во всех трех заданиях. Ошибки, которые допустили ученики в данном классе, предполагают неполное понимание темы.

Сравнительный результат проведенного эксперимента в двух классах представлен в следующей диаграмме.

Диаграмма 1. Результаты контрольного среза в 6 «б» и 6 «в» классах

Из данной диаграммы мы видим, что в 6 «б» классе освоенность грамматического материала выше, т.к в данном классе проводились соответствующие игры, следовательно, формирование грамматического навыка у ребят происходило успешнее. В 6 «в» классе игры не применялись, поэтому уровень сформированности навыка по данному материалу ниже, чем в 6 «б» классе.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что применение учебных игр в изучении грамматического материала в 6 классе средней школы уместно и просто необходимо в целях формирования грамматического навыка в целом и повышения уровня владения данным грамматическим материалом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, анализ литературы показал, что все без исключения методисты считают, что применение игры на уроках немецкого языка полезно и имеет много положительных сторон, так как именно игра, по мнению психологов (Рубинштейн), является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте, а применительно к иностранному языку на начальном этапе изучения игровая мотивация – ведущая в изучении грамматического материала [21, c.48].

Предпочтения к играм у детей налицо: усвоение нового материала при использовании игр на уроках иностранного языка быстро, и от игр учащиеся менее всего устают.

Игра - это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, представляющее собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами.

Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих, где на дальнейших этапах развития общества игры получили широкое распространение, увеличилось разнообразие их форм. Сейчас игры прочно вошли в методическую науку и стали надежными помощниками учителей начальных классов.

Игры – это эффективный прием работы в становлении грамматического навыка, где грамматический материал применяется в различных ситуациях.

В подростковом возрасте внимание, память, воображение уже приобрели самостоятельность - подросток настолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управлять ими по своей воле. В виду того, что память приобретает логический характер, внимание подростков необходимо все время поддерживать, способность фантазировать хорошо отражается на творчестве, а абстрактное мышление начинает развиваться. Вследствие этого применения развивающих игр в изучении грамматики на уроках иностранного языка вполне уместно, т.к. именно игры поддерживают внимание и интерес на уроке, развивают абстрактное мышление, творческие способности учащихся.

Все авторы методических пособий рекомендуют использовать игры на уроках иностранного языка. Основной целью учебных игр является развитие навыков (грамматических, лексических, речевых) и умений (монологического и диалогического высказываний).

Отобранный нами игровой материал мы проверили экспериментально, где выяснили, что экспериментальный класс усвоил материал лучше и быстрее, а уроки, проведенные с детьми в игровой форме были наиболее интересными.

Мы считаем, что наша гипотеза целиком подтверждена на практике.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что применение учебных игр в изучении грамматического материала в 6 классе средней школы уместно и просто необходимо в целях формирования грамматического навыка в целом и повышения уровня владения данным грамматическим материалом. Данную практическую часть, т.е. исследование, мы рекомендуем использовать учителям немецкого языка для определения степени усвоения материала теме „Präteritum“и уровня сформированности грамматического навыка у учеников 6 класса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексомова Л.А., Кремер И.Ю. Разрешите спросить? Нем. – рус. Разговорник. – М.: «Просвещение», 1996. - 127с.

  2. Бим И.Л. Немецкий язык. Шаги 1:Уч.6кл. - М.: «Просвещение», 2007. - 318c.

  3. Бим И.Л., Пассов Е.И. Книга для чтения. - М.: «Просвещение», 1991. - 223с.

  4. Вайсман М.C. Wir lesen Deutsch. - М.: «Просвещение», 2000.

  5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. – 1966. - №6.

  6. Герстенберг З.С., Иванова А.И. Raten, Scherzen, Singen. - М.: «Просвещение», 1962. - 80с.

  7. Глебова А.Н., Глущенко Л.А. Мы читаем по-немецки. - М.: Изд-во «Высшая школа», 1969. - 112с.

  8. Завьялова В.М., Ильина Л.В. Практический курс немецкого языка. Начальный этап. - М.: Изд-во «Юрайт», 2004. - 384с.

  9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды, в 2-х т. - М., 1986.

  10. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: КАРО, 2006. – 192с.

  11. Любимова Э.М., Пиранкова М.П. Пособие по немецкому языку. - М.: «Высшая лига», 1968. - 239с.

  12. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М.: Педагогика, 1981.

13. Маслыко Е.А., Бабинская Т.К. Настольная книга преподавания иностранного языка.- Минск: «Высшая школа», 2000.- 347с.

14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М.: Изд–й центр «Академия», 1999. – 456с.

15. Наер М.Н., Кузьмина Н.Б. Немецкий язык. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. - 224с.

16. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969.

17. Попов А.А. Немецкий для всех. - М.: Изд-во «Айрис-пресс», 2004. - 28с.

18. Путинина Г.Б., Орловская Т.И. Школа. Пособие по практике. - М.: «Просвещение», 1970. - 123с.

19. Райх Б.Я. Немецкий язык. Тесты. 5-6 кл.- М.: Дрофа, 2001.- 160с.

20. Розен Е.В. Новое в лексике немецкого языка. - М.: «Просвещение», 1971.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989.

22. Рыбалко Е.Ф., Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии. - СПб.: Речь, 2006.

23. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. - М.: «Просвещение», 1991. - 160с.

24. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М.: «Просвещение», 1984.

25. Филатов В.М. Методика обучения иностранного языка в начальной основной общеобразовательной школе. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.- 416с.

26.Чикунова И.А. Проектные уроки в 1-3 классе при подходе РИвИС. – СПб.: ЛГПУ, 2006.

27.Чирикова А.А. Развитие логической и механической памяти при обучении говорению на младшей ступени обучения. - СПб.: ЛГПУ, 2005.

  1. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.

Приложение 1

Игры, применяемые на уроках, для изучения грамматической темы „Präteritum

Игра 1. Цель: автоматизация управления глаголов в устной речи.

Ход игры: играющие образуют пары. Один играющий изображает действие (мимическое или пантомическое), другой должен прокомментировать его, употребляя глаголы в Präteritum.

Игра 2 . Цель: автоматизация употребления форм глагола в устной речи.

Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды придумывает предложение с изученным глаголом в Präteritum. Он бросает мяч партнеру из второй команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из первой команды и называет свое предложение, опуская глагол.

За каждую ошибку начисляется штрафное очко. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество штрафных очков.

Игра 3. Учащиеся делятся на две команды, каждая команда предлагает другой команде глагол в форме инфинитива. Задача каждой команды образовать форму Präteritum, проспрягать его и придумать предложение с данным глаголом в форме Präteritum.

Игра 4. Ученики делятся на две команды, каждой из которой дается список глаголов в форме инфинитива.

Задание: кто быстрее преобразует глагол в форму Präteritum.

Игра 5. Произносятся глаголы в форме Präteritum. Учитель кидает мяч ученику, называя личное местоимение. Учащийся должен поставить глагол в правильную форму Präteritum.

Игра 6. Класс делится на две команды, обеим командам дается ситуация. Например: утренняя гимнастика - одной команде, другой - выполнение домашнего задания.

Задание: опишите ход предложенной ситуации, используя глаголы в Präteritum. Кто быстрее справится - тот выиграл. Затем наглядно продемонстрируйте действия, проговаривая все предложения.

Игра 7. Учащиеся делятся на две команды. Каждая команда по очереди предлагает соперникам по предложению, где глагол употребляется в Prateritum правильно или не правильно. Противная сторона должна исправить ошибку, если она есть.

Игра 8. Две команды участников становятся лицом друг к другу. Каждая команда выбирает актера. Он выходит вперед и выполняет какое-либо действие, а члены противоположной команды должны ответить на вопрос, например:

- Was machte er?

-Er wusch sichи т. п.

Приложение 2

Контрольная работа по теме «Präteritum»

1.Укажите форму Prateritum соответствующего глагола.

1.haben

a)hatte b)habe c)hatte

2.sein

a)seid b)war c)ware

3.werden

a)worden b)wird c)wurde

2.Укажите, какую глагольную форму нужно употребить, чтобы эти предложения были написаны в Prateritum.

1. Ich…meinem Bruder ein Marchen.

a)erzahle

b)erzachlte

c)erzachltest

2. Du…heute am besten.

a)sprungst

b)springst

c)sprangst

3. Er…auf und…weg.

a)steht

d)gingt

b)stand

e)geht

c)standet

f)ging

4. Sie…ihrer Freundin einen Brief.

a)schreibt

b)schrieb

c)schreibte

5. Wir…am Sonntag zu meiner Oma.

a)fuhren

b)gefuhren

c)fahren

6. Ihr…immer ihren Eltern.

a)halft

b)halfen

c)helfen

7. Sie…oft Bucher aus Deutschland.

a)bekommen

b)bekamm

c)bekommen

8. Wir alle…schone Blumen.

a)malteten

b)malen

c)malten

3.Запишите необходимую форму глагола.

Из исходных элементов образуйте в Prateritum предложения, отвечающие на вопрос: Wer machte was am Sonntag?

1. Ich … (ein Brief schreiben)

2. Du … (zur Tierhandlung fahren)

3. Er … (seine Hausaufgaben machen)

4. Sie … (ins Museum gehen)

5. Wir … (Sport im Stadion treiben)

6. Ihr … (viele schone Bilder malen)

7. Sie … (Tiere im Zoo futtern)

8. Einige … (zu Hause bleiben).