Применение современных педтехнологий в преподавании ОБЖ (работа 1)

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические характеристики современных педагогических технологий.

I.1. Понятие «педагогическая технология»

I.2. Классификация педагогических технологий

I.3. Краткий обзор современных педагогических технологий

Глава II. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ.

II.1. Особенности формирования личности безопасного типа

II.2. Сущность здоровьесберегающих технологий, применяемых в современной системе образования

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов заставляет пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса. Разработка новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения открывает возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения.

Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Что же такое педтехнология?

Педтехнология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств.

Академик Б.Т.Лихачев сказал: «Педагогическая технология – это инструментарий педагогического процесса»[21, C. 25].

Любая педагогическая технология является составной частью педагогической системы, а методы и приемы, способы и формы обучения являются элементами любой педагогической технологии. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого развития учащихся. Уже несколько лет наш колледж, как и вся система образовательных учреждений, занимается вопросами здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Здоровье – главное богатство человека, и здоровье каждого из нас – это проблема каждого из нас. Гражданский долг каждого учителя – привлечение внимания к необходимости и реальной возможности сбережения здоровья в сложных социально-экономических условиях, пропаганда здорового образа жизни, привитие детям элементарных практических навыков оказания первой медицинской помощи.

За годы учебы в школе возрастают заболевания опорно-двигательного аппарата, нервной системы, органов чувств, пищеварения. На здоровье ребенка влияет неблагоприятная обстановка, социально-экономический фактор, но главным фактором является деятельность образовательных учреждений: нарушение режима дня, перегрузка, ограничение двигательной активности, некачественное питание, и главное – безразличное отношение к своему здоровью.

Тема данного исследования актуальна, так как в настоящее время все больше обостряются противоречия между эволюционным прошлым человека и его нынешним образом жизни:

1. Снижение двигательной активности современного человека ниже уровня, который обеспечивал в эволюции организму выживание, с развитием гиподинамии.

2. Опасное противоречие между все снижающейся двигательной активностью и все возрастающей нагрузкой на мозг современного человека с возникновением перенапряжения его центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и психики.

3. Комфортные условия существования со снижением функциональных возможностей организма и развитием детренированности адаптационных механизмов.

4. Все более преобладающее значение в питании подвергшихся технологической переработке продуктов, отличающихся отсутствием многих естественных компонентов, нарушением природных пищевых комплексов и наличием большого количества ненатуральных и синтезированных веществ.

5. Условия жизнедеятельности, далекие от сложившихся и существовавших в эволюции и на протяжении подавляющего времени существования человека на Земле и исключающие борьбу за существование как основное условие сохранения жизни.

Поэтому на сегодняшний день актуальной остается проблема здоровья и воспитания культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности ребенка. Возникают противоречия, которые затрагивают общепринятую систему физического воспитания детей и связаны с тем, что она:

- не учитывает конкретных условий детских учреждений в разных регионах России;

- не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями и здоровьем;

- не реализует потребности детей в движении и др.

- слабый медицинский контроль за состоянием здоровья и физического развития детей (из-за нехватки врачей и среднего медицинского персонала) также не обеспечивает должного уровня системы физического воспитания школьников.

Основной целью работы в теоретическом плане является изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение ЗОЖ.

В практическом плане это связано с разработкой мер и определением условий для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Достижение поставленной цели связано с реализацией ряда задач:

- дать понятие «педагогической технологии» и классифицировать современные педагогические технологии;

- рассмотреть особенности формирования личности безопасного типа;

- изучить сущность здоровьесберегающих технологий, применяемых в современной системе образования;

- уточнить понятийный аппарат валеологии;

- сохранение и укрепление здоровья человека через приобщение его к ЗОЖ.

Предметом научного исследования является здоровый образ жизни.

Объектом исследования является практически здоровый человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования.

В работе использован метод анализа научных работ отечественных и зарубежных ученых: Билич Г.Л., Брехман И.И., Брег П., Вайнер В.Н., Лисицина В.П., Чумакова Б.Н., включающий в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к ЗОЖ.

Глава I. Теоретические характеристики современных

педагогических технологий.

I.1. Понятие «педагогическая технология».

В последнее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогические технологии». В его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. [21, C. 26]

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса [3, C. 41].

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения [6, C. 29].

Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы.

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учителя и учащихся [14, C. 40].

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [9, C. 36].

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [13, C.3].

Понятие «педагогическая технология» может быть представлена тремя аспектами:

1) научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание процесса, совокупность цели, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

1) общепедагогический уровень: общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения;

2) частнометодический уровень: частопредметная педагогическая технология, совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя.

3) локальный (модульный) уровень: представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач; технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, технология урока[6, C. 84 ].

Различают технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др.

Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию.

Технологическая система – условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.

Технологическая карта – описание процесса в виде поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств.

I.2. Классификация педагогических технологий.

В педагогической науке существуют различные классификации педагогических технологий. Рассмотрим наиболее известные классификации Селевко Г.К., Беспалько В.П. и Фоменко В.Т.

Г.К. Селевко систематизировал наиболее известные в педагогической науке и практике технологии и дал описание классификационных групп.

    По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

    По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, свободного воспитания и принуждения и др. разновидности.

    По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные. Личность есть результат совокупного влияния этих технологий и можно учитывать и делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

    По научной концепции усвоения опыта выделяют: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, развивающие и др.

    По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков); операционные (формирование способов умственных действий); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности); эвристические (развитие творческих способностей).

    По характеру содержания и структуры: технологии обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, различные отраслевые[14, C. 81].

В.П. Беспалько предложена классификация педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью.

Виды технологий по дидактическим системам:

- классическое лекционное обучение (неконтролируемая деятельность учащихся);

- система «консультант» (индивидуальное, вербальное);

- обучение с помощью учебной книги;

- компьютерное обучение;

- групповые способы обучения.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение взрослых к ребенку. Здесь выделяют несколько типов технологий:

- технология сотрудничества реализует равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки;

- технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в сфере его жизнедеятельности;

- авторитарные технологии. В которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик лишь «объект». Они отличаются жесткой организацией, применением неоспоримых требований[3, C.119].

По категории обучающихся наиболее важными являются:

- массовая (традиционная) технология, рассчитанная на среднего ученика;

- технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов);

- технологии компенсирующего обучения (поддержки);

- технологии работы с отклоняющимися.

И, наконец, технологии большого класса определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

Комбинированная технология характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения.

По направлению модернизации традиционной системы выделяют следующие группы технологий:

    педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение);

    природосообразные, использующие методы народной педагогики, отражающиеся на естественных процессах развития ребенка;

    альтернативные:вальдорфская педагогика, технология свободного труда);

    педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, укрепление дидактических единиц [3, C. 147].

Интересную классификацию педагогических технологий предложил профессор В.Т.Фоменко [21, C. 37]:

    Технологии, предполагающие построение учебного процесса на деятельностной основе. Она предполагает:

- предметный план действий;

- внешнеречевой план действий;

- свернутый или сокращенный план действий, т.е. «про себя».

    Технология, предполагающая построение учебного процесса на концептуальной основе. Концептуальная основа предполагает вычленение:

- единой основы;

- сквозных идей курса;

- межпредметных идей.

    Технология, предполагающая построение учебного процесса на крупноблочной основе. Эта технология предполагает ряд интересных в дидактическом отношении приемов: например, объединение нескольких правил, определений.

    Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе. Урок, построенный на опережающей основе, включает пройденный, изучаемый и будущий материал.

    Технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе. Предполагает раскрытие того способа, который приведет к проблемному знанию, т.е. ученик должен уходить с урока с проблемой.

    Технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и на эмоционально-психологической основе. Предполагает создание эмоционально-психологического фона, на котором развертывается основное содержание урока.

    Технология, предполагающая построение учебного процесса на альтернативной основе. Одно из правил этой технологии гласит: излагай несколько точек зрения, подходов, теорий как истинные.

    Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе. Учитель и учащиеся выступают на равных.

    Технология, предполагающая построение учебного процесса на взаимной основе. Это коллективные способы обучения.

    Технологии, построенные на алгоритмической основе (М.Ланда).

    Технологии, построенные на программированной основе (В.П.Беспалько).

I.3. Краткий обзор современных педагогических технологий.

Существует множество современных педагогических технологий. В данном исследовании рассмотрим самые распространенные из них.

1. Технология личностно-ориентированного образования.

Эта технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Творчество является основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, развитие. Технология личностной ориентации пытается найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, корректируют содержание образования [9, C. 53].

2. Игровые технологии.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций педагогических игр.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с использованием ТСО.

Технология развивающих игр Б.П. Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит их набора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика. Дети играют с мячом, веревками, резинками, камушками, орехами.

Задачи дают ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции. Так знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка. В развивающих играх в этом заключается их главная особенность – от простого к сложному. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенная общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя начальной школы.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр:

- имитационные – на занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения.

- операционные – они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций.

- исполнение ролей – вырабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица.

- деловой театр – разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке.

- психодрама и социограмма – это «театр», но уже социально-психологический, в котором, отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека [2, C. 19].

3. Технология развивающего обучения.

В психолого-педагогической литературе последней четверти XX века описано немало педагогических подходов и принципов, реализация которых влияет на эффективность обучения. Нередко какой-либо из этих принципов привлекал внимание того или иного педагогического коллектива, и в такой школе прилагалось немало усилий для его реализации.

Понятие «умственное развитие» используется очень широко. Все отечественные психологи признают, что ведущую, определяющую роль в умственном развитии играет обучение.

С первых дней своей жизни ребенок под влиянием взрослых начинает овладевать опытом, накопленным предшествующими поколениями, присваивает его. В процессе овладения этим опытом и происходит умственное развитие ребенка, формирование его человеческих способностей.

Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:

- проблемность обучения;

- оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности;

- индивидуализация и дифференциация обучения;

- специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности;

- специальная организация мнемической деятельности [12, C. 11].

Учебная деятельность требует владения разными приемами создания образов, на разном материале. Приемы учебной работы могут иметь разную степень сложности. Овладение приемами учебной работы является основой, на которой у детей формируются учебные умения и навыки.

Существует система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся:

    перенос усвоенных приемов с обучающей задачей на новую;

    поиск новых приемов учебной работы;

    управление своей учебной деятельностью;

    приемы общения.

Технологии развивающего обучения должны базироваться на результатах предварительной психолого-педагогической диагностики, и учитель всегда должен руководствоваться принципом: «главное – не навредить!».

Глава II. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

ОБЖ.

II.1. Особенности формирования личности безопасного типа.

Глобальные изменения, происходящие в современном мире, в значительной степени связаны с внедрением новых технологий, которые не только дают человечеству возможность более широкого удовлетворения своих потребностей, но и определяют тенденции возрастания угроз для жизни и здоровья людей.

Безопасность является неотъемлемым критерием развития любого государства. В настоящее время человечество постоянно сталкивается с угрозами природных и техногенных катастроф, сопровождающихся массовой гибелью людей. Последнее обстоятельство связано, с неумением населения предпринимать правильные действия в экстремальных ситуациях [5, C. 16].

В России проблема безопасности стоит чрезвычайно актуально также и в связи с особенностями развития страны, проводящей, по сути, революционные преобразования государственной системы. Последнее десятилетие характеризуется такими негативными явлениями как: угрожающее снижение численности населения, существование значительной его части за чертой бедности, непрерывное участие в военных конфликтах, рост преступности, крушение нравственных идеалов, рост наркомании и алкоголизма, прежде всего, в молодежной среде и другими.

При этом вопросы формирования личности безопасного типа выходят на первый план. Кажется, что не вызывает сомнений потребность обучения подрастающего поколения безопасному для себя и окружающих поведению. Эта задача должна стать ключевой при определении стратегии развития системы образования. В ее успешном разрешении заинтересованы все субъекты образовательного процесса: личность, родители (законные представители), государство, общество. Однако в государственных подходах к развитию образования эта проблема отходит на второй план. Не случайно Государственный образовательный стандарт содержания общего среднего образования в первом варианте (2002 год) даже не представил эту важнейшую область. И это несмотря на то, что необходимость формирования основ безопасности в учреждениях образования законодательно закреплена.

Проблема формирования навыков безопасной жизнедеятельности рассматривалась в отечественной педагогической науке, прежде всего с позиций: здорового образа жизни, уменьшения травматизма, подготовки к военной службе. Новые вызовы времени обусловливают необходимость комплексного решения важной педагогической проблемы разработки концептуальных основ формирования личности безопасного типа в системе образования.

Итак, личность безопасного типа - это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования во имя высоких идеалов защиты Отечества, он уважает историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни, здоровье, безопасности людей [20, C. 59].

Образовательная идея создания условий для формирования личности безопасного типа, способной самореализоваться в условиях реальной жизни, может и должна стать системообразующей идеей развития образования сегодня.

Существенным в реализации данного направления является направленность на сохранение каждой личности через повышение уровня ее образованности, то есть на формирование личности, способной восходить к высшим человеческим стремлениям, жизненным идеалам и приоритетам, личности, которая способна принести максимально возможную пользу себе самой, своим близким, обществу, в котором живет, человечеству в целом.

Все это имеют прямое отношение к решению проблемы безопасности. Формулировка и методологическая оценка проблемы глобальной безопасности, а также безопасности национальной и личной должна внести коррективы в ценностно-целевые приоритеты развития образования, конкретизировать содержание и направления образовательной деятельности по интеграции, определить ступени и механизмы реализации.

Представляется, что система обучения и воспитания способна подготовить личность к преодолению отрицательно окрашенных сторон реальной жизни, значительно уменьшить влияние негативных факторов на жизнедеятельность личности и реализовать это через передачу подрастающему поколению интеллектуального, нравственного, практического опыта; через формирование разумных потребностей обучающихся; через развитие у школьников духовности, которая становится предпосылкой развития обстоятельств самим человеком - субъектом деятельности.

Содержательно аспект формирования безопасной личности включает в себя как безопасность самой личности (личную, производственную, национальную, информационную и пр.), так и безопасность ее поведения (для государства, общества, нации). В рамках реализации названных содержательных приоритетов, каждый факт, любая учебная информация в учреждении образования любого типа и уровня рассматривается как существенный для выживания человека, нации, государства и общества факт, как существенный для реализации жизненных траекторий каждой личности. Связи между фактами рассматриваются как необходимые условия формирования свободного цельного непредвзятого взгляда личности на мир -мировоззрения.

Именно такая мировоззренческая гуманистическая идея - цель, касающаяся полноценной жизненной самореализации личности, направленная на реализацию интересов общества, государства, на сохранение личности, ее безопасность и безопасность общества и государства, на наш взгляд, может служить одним из подходов к построению современной системы обучения и воспитания личности.

Поэтому актуальной концепцией современного образования становится концепция воспитания жизнеспособных поколений, суть которой основывается на идее наличия воспитательного пространства, мировоззренческого плюрализма, сочетания интересов личности и общества, служения гуманистическим ценностям.

Жизнеспособность - это способность выживать, не деградируя, а развиваясь. Цель воспитания сводится к формированию жизнеспособной личности, быстро приспосабливающейся к изменяющимся условиям, обладающей высокой духовностью, активностью, целеустремленностью.

Подготовка личности безопасного типа должна теперь стать целью, в первую очередь, общего образования, являющегося одним из наиболее действенных механизмов управления мировоззрением и менталитетом человека и общества.

Принцип безопасности должен занять сегодня место ведущего принципа, поскольку он имеет и методологическое, и прикладное значение:

с одной стороны (методологическое) - определяет идею, дающую концептуальную основу модели формируемой личности - личности безопасного типа;

с другой - (прикладное) - он отвечает за то, чтобы весь учебный процесс был безопасен и не наносил вреда личности.

Необходимость системного представления учащихся о новой ситуации в мире, направленного на выполнение главного условия выживания и дальнейшего устойчивого развития цивилизации, требует значительного развития содержания образования. Всестороннее рассмотрение вопросов безопасности личности, общества, государства, затрагивающее все направления человеческой жизнедеятельности от принципов здорового образа жизни и стимулов деятельности до развития жизненных стратегий личности и философии бытия, может быть охвачено только новой широкой образовательной областью, имеющей перекрестные связи практически со всеми предметами общеобразовательной программы.

Проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности личности достаточно широко рассматривалась в отечественной школе с различных методологических позиций.

Во-первых, через формирование убеждения в необходимости здорового образа жизни, и решалась она в учебных заведениях в рамках уроков физической подготовки.

Во-вторых, значительное внимание уделялось научной организации труда, и, прежде всего, его безопасности в процессе трудового обучения. Фрагментарные знания по этому вопросу предлагались также на уроках физики, химии, биологии и т. д. Четкая же концепция подготовки подрастающего поколения к безопасной жизнедеятельности в обществе на сегодняшний день отсутствует.

В настоящее время ведется большая научно-исследовательская и организационная работа по разработке и реализации концепции личной и национальной безопасности через общеобразовательную школу, учреждения педагогического образования, университеты. На основе внедрения идеи формирования личности безопасного типа, обсуждается вопрос о том, чтобы внести предметную область «Основы безопасности жизнедеятельности» в базовый учебный план как самостоятельную образовательную область, центрирующую вокруг себя различные предметные области школьного образования.

II.2. Сущность здоровьесберегающих технологий, применяемых в

современной системе образования.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех видов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

По данным всероссийской диспансеризации 2002 г., обнародованным в докладе о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) и опубликованным в «Медицинской газете», к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет — 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом [5, С. 15].

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребы­ванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрство­вания. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

1) стрессовая педагогическая тактика;

2) несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

3) несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

4) недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

5) провалы в существующей системе физического воспитания;

6) интенсификация учебного процесса;

7) функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

8) частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

9) отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни [7, C. 181].

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Современное представление о здоровье имеет системный характер: Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе записала, что «... здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов». Состояние благополучия (в современном представлении качество жизни) определяется реализацией базовых потребностей человека. Поэтому основным критерием здоровьесберегающей направленности урока может служить соответствие урока базовым потребностям и психофизиологическим возможностям ребенка.

Так, А.М. Кушнир полагает, что предметом педагогики должны быть «...закономерности зависимости аксиоматики природного устройства человека и эффективности учебно-воспитательных воздействий». В несоответствии образовательного процесса принципу природосообразнрсти исследователь видит причины массовой утраты здоровья российскими школьниками [9, С. 51].

Для определения базовых потребностей учащихся целесообразно опираться на известную модель - иерархическую пирамиду потребностей [10, C. 167]. Анализ возможностей реализации базовых потребностей ребенка в образовательном учреждении позволяет дифференцировать школьные факторы риска и определить компоненты здоровьесберегающей педагогической деятельности. Кроме того, иерархическая модель задает логику продвижения от низшего уровня потребностей, общего у человека и животных, к высшим, гуманитарным.

Физиологические потребности (в пище, отдыхе, движении, свежем воздухе и т.п.) являются основой жизнедеятельности; их неудовлетворение создает сильный физический дискомфорт и практически разрушает успешную учебную деятельность. Не случайно именно физиолого-гигиеническая составляющая школьных факторов риска (перегрузка, статическая поза, ведущая к гиподинамии, состояние учебного помещения и т.п.) чаще всего обсуждается и медицинскими работниками, и педагогами, и родителями.

Поэтому важной составляющей работы учителя является гигиеническая обоснованность урока, т.е. соответствие образовательного процесса, состояния учебного помещения, а также учебных режимов требованиям СанПин (санитарные правила и нормы). Следует отметить, что основания для тревоги в отношении соблюдения этих норм есть.

Кроме того, неблагополучное состояние здоровья учащихся в современной школе требует от педагога профилактической направленности урока: систематического включения в урок специальных профилактических приемов увеличения двигательной активности, снижения уровня эмоционального напряжения школьников и т.п.

После удовлетворения физиологических потребностей на следующей ступени находится потребность в психологической и физической безопасности, недостаточное удовлетворение которой создает эмоциональный стресс. Стрессовая педагогическая тактика (несоответствие между школьными требованиями и психофизиологическими возможностями учеников, авторитарный характер взаимоотношений, «традиционная» система оценивания и т.п.) находится на первом месте среди школьных факторов риска и, как следствие, формирует у учащихся дидактогенные неврозы.

Кроме того, авторитарный стиль воспитания создает у детей представление о самих себе как об объектах возможных манипуляций агрессии, лишает возможности освоения конструктивных форм преодоление жизненных ситуаций и мешает формированию устойчивой позитивной самооценки, самоуважения. При этом фактически задаются факторы риска для всех видов отклоняющегося поведения, включая аддиктивное.

Рассмотренные выше потребности относятся к гомеостатическим, недостаточное их удовлетворение создает дискомфорт, который исчезает в случае удовлетворения. Однако, качество жизни человека в наибольшей степени определяется следующими по иерархии высшими, «человеческими» потребностями. Согласно концепции А. Маслоу, это «потребности роста». В процессе жизни человека они могут вообще не актуализироваться; однако, их удовлетворение сопровождается сильными положительными эмоциями, которые побуждают вновь и вновь переживать этот опыт и стимулируют личностный рост (вспомните, например, опыт собственной творческой деятельности). Актуализация высших потребностей учащихся является важнейшей задачей общего образования, которая может быть обеспечена за счет личностной ориентированности обучения.

Создание в школе условий для реализации потребности учащихся в общении (принадлежности к группе, привязанности), а также в уважении (признании, одобрении) возможно в диалогическом взаимодействии как между учителем и учащимися, так и между учащимися. В.В. Сериков называет диалог элементарной единицей гуманистического обучения [15, C. 102]. Необходимым условием учебного диалога является «диалогическая готовность» учителя, который должен быть готов как к изменению своего мнения и совместному поиску истины вместе с учащимися, так и к организации кооперативного обучения (созданию ситуаций обучающего взаимодействия учащихся).

Современный компетентностный подход определяет усиление личностной ориентированности целей образования. Цели усвоения учащимся пресловутых предметно-дисциплинарных ЗУН и морально-нравственных норм сменяются необходимостью создания условий для развития его личности: формирования внутренней учебной мотивации, устойчивой позитивной самооценки, освоения способов деятельности и умения принимать ответственные решения. Становление этих личностных качеств обеспечивает, на наш взгляд, реализацию потребности в самоактуализации (уважении к самому себе, самоосуществлении).

Изменение целей ведет к необходимости изменения содержания и технологий обучения. Анализ технологий, предлагаемых современной педагогической практикой, позволяет выделить сущностные черты их личностной ориентированности: создание в ходе образовательного процесса ситуаций, стимулирующих субъектную активность учащихся. Личностно ориентированными являются образовательные технологии, ориентированные на свободный выбор, творчество и самореализацию учеников [14, C. 93].

Таким образом, анализ показывает недостаточное удовлетворение базовых потребностей учащихся на современном уроке.

Кроме того, современная жизнь создает повышенный риск социально обусловленных заболеваний: проблема наркозависимости, венерических болезней, туберкулеза, ВИЧ-инфицирования смещается в более ранние возрастные периоды и нарастает быстрыми темпами. Поэтому важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе.

При этом важно не упустить время, когда педагогическая работа в этом направлении будет эффективной.

Итак, мы выявили как проблемы современного урока, так и компоненты его здоровьесберегающей направленности:

• личностная ориентированность;

• психологическая и физическая безопасность;

• гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность;

• направленность на формирование здорового образа жизни.

Очевидно, что практическая реализация каждого компонента требует отдельного основательного разговора. Однако, эффективная профессиональная деятельность возможна только при условии сформированной профессиональной позиции, системы отношений профессионала к какой-либо проблеме. В данном случае речь идет об отношении учителя как к здоровью учащихся, так и к собственному здоровью. В связи с этим необходимо подробно остановиться на характеристике здоровьесберегающей технологии в современном образовательном процессе.

Здоровьесберегающая образовательная технология представляет собой функциональную систему организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, научно и инструментально обеспечивающую сохранение и укрепление их здоровья [16, C. 237 ].

Известно, что система подразумевает наличие структуры, элементов, ее составляющих, их взаимосвязь и подчиненность единой цели.

В совокупность основных элементов здоровьесберегающей технологии включены следующие составляющие:

1. Информационная - отвечает на вопрос: что? Это концепция, ее содержание и принципы, обеспечивающие реализацию цели и задач.

2. Инструментальная - отвечает на вопрос: чем? К ней относится материальная база (помещения, классы, лаборатории, кабинеты, спортивные залы, площадки и т.д.) и ее гигиеническое состояние (освещение, вентиляция и пр.). Инструментальная составляющая технологии включает также оборудование, инвентарь, технические средства, а также учебно-методическое обеспечение.

3. Социальная (кадры) - кто? Это преподавательский и учебно-вспомогательный состав. Его компетентность, готовность и устремленность к реализации здоровьесберегающей технологии в образовании.

4. Финансовая - отвечает на вопросы: сколько? За счет каких средств? Бюджетные и внебюджетные поступления, их соотношение.

5. Нормативно-правовое обеспечение - использование государственных нормативных актов (федерального, регионального и муниципального уровней, собственных средств). Ведение делопроизводства по данному направлению.

Концепция здоровьесберегающей образовательной технологии представляет собой систему взглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей и целью. Она указывает способ построения системы здоровьесохраняющих условий и средств обучения и воспитания на основе целостного понимания их сущности, психолого-физиологических процессов, сопряженных с обучением и воспитанием детей и учащихся. Логически грамотно выстроенная концепция здоровьесохраняющей образовательной технологии необходима для того, чтобы ознакомление с ней способствовало пробуждению концептуального педагогического мышления, которое отличается от рационально-прагматического (ремесленнического, исполнительского) тем, что основано на глубинном понимании смысла заложенных идей; проникновением в существо принципов реализации цели. Здоровьесберегающая концепция призвана перевести деятельность в системе образования в режим творческого производства собственных замыслов и опыта отдельного учителя и коллектива учебного заведения в целом. Она обеспечит понимание необходимости технологического подхода к образованию как реально гуманно-нравственной деятельности.

Методологическую основу концепции составляют философские положения о единстве телесного, интеллектуального и духовного в структуре личности, теории и практики, сущности и явления, формы и содержания, о природе деятельности. Методологическими ориентирами выступают системный, культурологический и личностно-деятельностный подходы. Теоретическим фундаментом являются теории личности, деятельности и общения; теории и технологии обучения и воспитания; теории физической культуры и здорового образа жизни личности, технологии их формирования; теории управления.

В научной литературе сформулирован ряд важных технологических принципов, которые учитывались при разработке здоровьесберегающей системы образования:

1. Принцип единства связи элементов системы здоровьесберегающей технологии. Основные составляющие ее элементы (информационная, инструментальная и кадровая) взаимосвязаны и взаимозависимы: изменение одной из них непременно требует изменения двух других.

2. Принцип диагностичности целеполагания.

3. Принцип функциональной полноты и функциональной взаимосвязи содержания здоровьесберегающей технологии.

Полная реализация здоровьесберегающей технологии возможна в том случае, если она охватывает одновременно все составляющие образовательной системы (информационную, инструментальную и кадровую); компоненты педагогических, психологических, медицинских, социальной среды, материально-финансового и правового обеспечения; формируются все признаки качеств культуры здорового образа жизни и, в частности, ее физической культуры; содержание воспитания представлено (изложено, изучено, освоено) только конкретными методами в конкретных условиях и формах.

4. Принцип открытости функциональных и методических действий. Все, что делается в процессе внедрения и становления здоровьесберегающей системы образования и воспитания, должно быть понятным, логически обоснованным и информационно открытым для учащихся и учителей, является осознанной их деятельностью.

5. Принцип объективной оценки конечного результата. Один из главных принципов, лежащих в основе образовательных технологий. Только при выполнении этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск способов управления и допущенных ошибок.

6. Принцип преемственности и завершенности. Данный принцип состоит в согласованности не только содержания, но и технологической модели, форм учебной деятельности на разных ступенях образования как в макро-, так и в микроструктуре. На каждой следующей ступени расширяются и углубляются представления, знания, умения и навыки, происходит переход с низкого уровня на более высокий. Причем решение цели обязательно, трансформация структур-стратегий образовательной здоровьесберегающей системы в собственную личностную структурстратегию учащегося и учителя необходима. Более того, «закрытый» здоровьесберегающий учебный процесс должен иметь выход в систему внеучебной деятельности, обеспечивающую удовлетворение потребностей и интересов субъектов образования в культуре здорового образа жизни.

7. Принцип вариативности средств, методов и организационных форм внедрения здоровъесберегающих технологий в образовании. Широкий спектр и разнообразие средств, методов, организационных форм и видов здоровьесберегающих технологий обеспечивает полноценность образовательной системы, предоставляет свободу творчества, инициативы и деятельности, но в условиях концепции принципов и слагаемых, составляющих и обеспечивающих ее.

8. Принцип оптимизации. Данный принцип требует в каждом, конкретном случае выбора наилучшего варианта плана деятельности, то есть наилучшего варианта содержания средств, форм, методов внедрения и функционирования здоровьесберегающих технологий, затрат времени, усилий, степени трудности, научности, создания оптимальных условий для деятельности (учебно-материальных, санитарно-гигиенических, морально-психологических, культурно-эстетических); умелого стимулирования и регулирования действий; оперативного контроля и коррекции деятельности [16, C. 294].

Известно, что понятие «здоровье» определяется ЮНЕСКО как отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного комфорта: физического, психического и социального. Правомерно и необходимо также добавить, что и духовного. В отношении здоровьесберегающей технологии в системе образования данное определение можно представить в следующей конкретизации: здоровье это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде.

Из этого следует, что целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

Исходя из сказанного, качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья учащихся определяются следующие показатели: интеллектуальная и физическая работоспособность; физическое развитие и общая физическая подготовленность; психологическая адекватность и уравновешенность; совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения, а учителя - психофизическая готовность к профессиональной деятельности и высокая степень ее активности, продуктивность.

Перечисленные показатели качественных характеристик здоровья субъектов образовательного процесса определяются подбором известных в науке признаков этих качеств и измеряются, исследуются апробированными методами (тесты, педагогические наблюдения, опросы, самооценка).

Цель здоровьесохраняющей технологии необходимо соотнести с общей целью образования, которая на протяжении многих лет периодически менялась в зависимости от социального заказа, потребностей общества, представлений о задачах системы образования. Эта тенденция присуща и зарубежным системам образования. На основе логически складывающихся представлений о здоровьесберегающей образовательной системе можно заключить, что общая цель в образовании должна состоять в следующем: научить мыслить, трудиться, сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.

Заключение

В условиях модернизации системы образования все более важное внимание уделяется внедрению новых, прогрессивных педагогических технологий. Среди известных современной педагогической науке технологий, на наш взгляд, особое место занимают здоровьесберегающие технологии, которые успешно внедряются в дошкольных образовательных учреждениях и школах Ставропольского края.

Важным слагаемым здоровьесберегающих технологий является формирование здорового образа жизни подрастающего поколения. Эта серьезная работа, как правило, осуществляется учителями на уроках физической культуры и ОБЖ.

На организм ребенка воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают крайне отрицательное воздействие. К ним, прежде всего, стоит отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного процесса; недостатки калорийности питания, неблагоприятные экологические факторы, вредные привычки, неблагополучная наследственность, низкий уровень медицинского обеспечения.

Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни. Учёные определили, что состояние здоровья человека больше всего - на 50% зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на экологию, наследственность, медицину. В свою очередь, в ЗОЖ основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, которая составляет около 30% из пятидесяти. Однако, в определении стратегии и тактики решения задач оздоровительно направленности необходимо со всей отчетливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья возможно только в том случае, когда человек наряду с правильно организованной двигательной активностью будет систематически выполнять и другие заповеди сохранения здоровья: правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. Соблюдение этих или подробных принципов и правил имел в виду еще в 20-е годы Нарком здравоохранения Н. А. Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. Для этого он должен: хотеть это делать, знать, как правильно это делать, умело реализовывать свои потребности и знания в своей практической деятельности в процессе самосовершенствования. Этому и должна способствовать вся система здоровьесберегающей технологии.

Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

Стиль ЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья, в которой можно выделить следующие основные компоненты:

- осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;

- целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;

- использование естественных природных факторов в укреплении здоровья и цивилизованное отношение к природе;

- активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение;

- деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.

Реализуя здоровьесберегающие технологии, учитель должен приложить все усилия, чтобы здоровый образ жизни стал потребностью, нормой жизни для каждого ребенка. Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью – вот главная задача воспитателя, учителя. Ведь главное богатство государства – это здоровье его граждан.

Литература

1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения.- Научно-методическое пособие. -Тула, 1993.

2. Бершадский М.Е. В каких значениях используется понятие «технология» в педагогической литературе // Школьные технологии.- 2002.- № 1.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М: Педагогика. - 1988.

4. Боклагова С.Г. Здоровьесберегающие технологии на уроках

естественнонаучного цикла.- Ставрополь, 2006.

5. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по

итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) // Медицинская газета.- 2003.- №30.

6. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.

7. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М.: ИВФ РАО, 2002.

8. Колбанов В.В. Формирование здоровья детей в образовательном учреждении. Валеология: диагностика, средства практика обеспечения здоровьяя. Вып. 3. - Владивосток: Дальнаука, 1996.

9. Кушнир А.М. Методический плюрализм и научная педагогика // Народное образование. №1. 2001.

10. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.

11. Методические рекомендации по .педагогической практике по основам безопасности жизнедеятельности / Сост. Боклагова С.Г., Повесина В.Н., Ситак Л.А., Шиловская Г.Е.- Железноводск, 2002.

12. Подласый И.П. Где помогут технологии? // Школьные технологии.-2003.-№3.

13. Подласый И.П. Учитель, рынок, технология //Школьные технологии.- 2003.- № 2.

14. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии. М: Народное образование, 1998.

15. Сериков В.В. Личностный подход в обучении: концепции и технология. - Волгоград: «Перемена», 1998. .

16. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКИ, 2005.

17. Смирнов С.А. Технология как средство обучения второго поколения // Школьные технологии.- 2001.- № 1.

18. Советский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1981.

19. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры: Уч. пособие. Ч. 1,2 .- Ставрополь: Издательство СГУ. 1997.

20. Шершнев Л.И. Курс ОБЖ в Концепции национальной безопасности России. - М., 1998.

21. Шмелькова Л.В. Цель проективно-технологическая компетентность педагога //Школьные технологии.- 2002.- № 4.

Приложение

Конспект урока ОБЖ.

Тема: «Ориентирование на местности».

Цели:

1. Познакомить учащихся с основными способами ориентирования на местности.

2. формировать у учащихся практические навыки ориентации на местности различными способами.

3. Воспитывать личность безопасного типа.

Оборудование: компасы, гномон, таблицы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организация внимания учащихся.

-Здравствуйте, садитесь. Сегодня урок ОБЖ у вас проведу я. Мария Александровна. Тема нашего урока «Ориентирование на местности».

II. Актуализация ранее изученного.

1. Фронтальный опрос.

- Если ты заблудился в лесу, что может подсказать тебе дорогу?

- Какие ты знаешь способы подачи сигналов бедствия?

2. Работа по карточкам (индивидуальный письменный опрос).

1.Какие предметы понадобятся человеку, заблудившемуся в лесу?

2. Расшифруйте сигналы международного кода.

3. Индивидуальный устный опрос.

1. Рассказать о подача сигнала костром.

2. Какие существуют правила подачи сигнала сигнальным зеркалом.

4. Микроитог по актуализации ранее изученного (Анализ и оценка ответов детей).

III. Изучение нового материала.

1.Рассказ учителя с элементами беседы.

- Мы продолжаем знакомиться с правилами автономного существования человека. Если нет возможности подать сигналы бедствия, нет возможности найти дорогу, то можно сориентироваться в пространстве. Зная различные способы ориентирования.

Существуют различные способы ориентирования в пространстве.

- Что значит, ориентироваться в пространстве? (П/о: Находить стороны горизонта).

- Какие стороны горизонта вы знаете? (П/о: север, юг, восток, запад.)

Сейчас я познакомлю вас с одним из способов ориентирования в пространстве с использованием компаса. Кладете компас на ровную поверхность. Красная стрелка показывает на север, а синяя на юг. Помните, что нельзя использовать компас вблизи линий электропередач, во время грозы. В этих случаях показания компаса могут искажаться.

Еще одним способом ориентации в пространстве является ориентация по солнцу.

Летом солнце находится на юге примерно в 12 часов дня по местному времени. Если стать к солнцу спиной, то ваша тень будет указывать на север, справа будет запад, а слева восток.

Можно использовать для ориентирования в пространстве часы со стрелками.

Нужно положить часы на горизонтальную поверхность и повернуть так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце. Угол, который образуется между часовой стрелкой и цифрой «1» на циферблате (летнее местное время) разделить пополам биссектрисой. Направление биссектрисы укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где солнце. В зимнее время определить угол между часовой стрелкой и цифрой «12».

IV. Закрепление изученного.

1. Устный опрос.

- Какие способы ориентирования вам известны?

- Как определить стороны света по компасу, солнцу, часам?

2. Практическая работа.

- Определите, в какой стороне горизонта находится гора Машук.

V. Итог урока. Оценивание работы учащихся.

VI. Домашнее задание: определить в какой стороне горизонта от школы находится ваш дом с помощью часов со стрелками.

TYPE=RANDOM FORMAT=ARABIC>40