Комбинированный урок "Вулканы. Горячие источники-гейзеры"

План-конспект урока "Вулканы. Горячие источники-гейзеры"

Тип урока – комбинированный урок с применением ИКТ.

Образовательные цели и задачи урока: сформировать представление о происхождении вулканов и гейзеров, о формах вулканов и их извержениях;формировать потребности к использованию информационных ресурсов, стремление к самообразованию.

Ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов, происхождением вулканических островов.

Развивающие цели: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные цели: воспитывать готовность к социальному взаимодействию.

Оборудование:

карта полушарий, карта строения земной коры.

карточки с новыми понятиями “магма”, “мантия”, “жерло”, “лава”, “кратер”.

компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска.

оборудование для опыта:

коническая колба,

фарфоровый тигель или чашка,

дихромат аммония,

спирт.

Выставка книг дополнительной литературы по теме.

Мультимедиа учебник “География. Начальный курс” для учащихся 6 классов, общеобразовательных учебных заведений.

Учебник: Т.П. Герасименко, Н.П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6класс.



Ход урока

1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку).

2. Опрос домашнего задания.

1. Какие виды движения земной коры вы знаете? (Медленные горизонтальные и вертикальные, складчатые, разрывные.)

2. Что такое землетрясения, каковы причины их происхождения? (Землетрясение – подземные удары и колебания земной поверхности, вызванные главным образом тектоническими движениями.)

3. Как землетрясения могут изменить рельеф? (Возникают трещины, обвалы, могут опускаться или подняться крупные блоки земной коры.)

4. Как необходимо вести себя при землетрясении? (Если вы находитесь в здании, то следует срочно его покинуть и выйти на улицу, отойти как можно дальше от строений и линий электропередач)

Выставляются оценки за ответы.

3. Изучение нового материала.

1. Сообщение целей и задач урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с процессами, происходящими в земной коре, познакомимся с вулканами, горячими источниками и гейзерами.

2. Вступительное слово учителя.

Земные недра человечеству практически недоступны. И поэтому они таят в себе очень много тайн и загадок, которые люди стремятся разгадать. Но есть на Земле места, где можно заглянуть в земное “нутро” и даже потрогать вещество, только что поднятое из глубин Земли.

Как вы думаете, как называется это вещество? Как оно выходит на поверхность Земли и как называется это природное явление? (Магма. Выходит через кратер. Природное явление – Вулкан.)

Латинское слово “Вулканус” - у древних римлян – Бог Огня. Вулкан - конусообразная, куполовидная или иной формы гора, с углублением (кратером) на вершине, через которое извергаются лава, горячие газы, пары воды, обломки горных пород, вулканический пепел, мелкие камешки.

Вулканы образно называют “огнедышащими горами”. Извержение вулканов – ещё одно грозное, опасное для людей природное явление.

3. Просмотр фрагмента уз электронного мультимедиа учебника “География. Начальный курс” для 6класов общеобразовательных учебных заведений.

Образование вулканов

Как же образуются вулканы?

В земной коре, из-за движения плит, возникают трещины, в близи которых давление вещества мантии – магмы – меньше. Вещество мантии плавится, образуя очаг магмы (см. рис. 31 учебника). Менее плотная ,чем окружающая её твёрдая порода, магма, скопившись в достаточном количестве, начинает подниматься по трещинам или вулканическим каналам. Выход канала на поверхность называется жерлом вулкана. Некоторые вулканы имеют несколько каналов, но не все они могут достигать поверхности земной коры. Магма, извергающаяся на поверхность, называется лавой. Она вытекает из жерла в виде реки, или лавового потока, который постепенно охлаждается и затвердевает, образуя вулканическую породу. В ходе извержения вязкость лавы может изменяться. Форма вулкана зависит от вязкости лавы. Вулканы, образованные невязкой лавой, имеют пологие склоны. Такие вулканы называют щитовидными. Густая лава не может утечь далеко от жерла и обычно образует вулкан в форме конуса.

- Вспомните строение земной коры материковой и океанической и предположите, где может быть более активный вулканический процесс - на суше или на дне океана и почему?

(Вулканы - чаще извергаются на дне океанов, в зоне расхождения литосферных плит. Могут быть на суше - в зоне разломов литосферных плит). Вулканы образуют так называемое - Тихоокеанское огненное кольцо. Оно включает вулканы восточного побережья Азии, западного побережья Америки, Антарктиды и на севере Алеутских островов – более 370 вулканов. Если конус вулкана возвышается над водой, то образуется вулканический остров. Например, Гавайские острова в Тихом океане. Вулканы есть в Средиземноморье (о них мы просмотрели видеосюжет)и в Африке.

Есть наука которая изучает действие вулканов – это вулканология. Учёные вулканологи делят вулканы на группы в зависимости от того, когда было их последнее извержение и насколько велика вероятность нового извержения.

4. Работа с учебником.

- Найдите в тексте учебника, какие вулканы называются действующими, а какие потухшими?

(Вулканы которые извергались на памяти человечества, называются действующими.

Потухшими считаются вулканы, не извергавшиеся на памяти человечества.

Уснувшие – это вулканы о извержениях которых в историческое время нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекратилась – нет).

5. Работа с географическим атласом.

Задание.

На карте Строения земной коры найдите вулканы на материке Евразия. Назовите несколько вулканов. Каким значком на карте показаны вулканы? (В виде звёздочки красной и чёрной или треугольники)

На интерактивной доске показана карта строения земной коры и прямо на ней отмечаем вулканы Евразии.

6. Практическая работа. А сейчас мы сами попробуем разбудить вулкан.

Демонстрация учителем опыта “Вулкан на столе”.

Правила безопасности (после опыта проветрить класс). Не пытайтесь повторить данный опыт дома. Это пожароопасно и можно обжечься.

В горло конической колбы вставьте тигелёк или фарфоровую чашку. Колбу можно покрыть пластилином, придав ей форму горы, или изготовить макет сопки. Под колбу или макет положите большой лист бумаги для сбора оксида хрома (3). В тигелёк насыпьте дихромат аммония, в центре холмика смочите его спиртом. Зажигается “вулкан” горящей лучинкой. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскалённые частички оксида хрома (3). Если затемнить окна в классе, создаётся впечатление извергающегося вулкана из кратера которого выливаются раскалённые массы. Реакция очень зрелищная.

7. Работа в тетради.

Задание. Определить географическое положение вулкана Ключевская Сопка по плану на доске.

План.

1. На каком материке и в какой его части находится? (На востоке-северо-востоке Евразии.)

2. Определите его координаты.

3. Как вулкан расположен относительно других объектов?

8. Сообщение учеников. (Заранее подготовленное)

Горячие источники и гейзеры

В областях распространения действующих и потухших вулканов подземные воды нагреваются магмой и могут выходить на поверхность в виде горячих источников (родников). Некоторые горячие источники через определённые промежутки времени выбрасывают вверх струи кипящей воды и пара. Эти фонтанирующие источники называются – гейзерами. Гейзер – в переводе означает “горячий”.

На территории нашей страны гейзеры встречаются на полуострове Камчатка в знаменитой Долине гейзеров. Ещё горячие источники можно встретить на острове огня и льда в Исландии, в Йеллоустонском национальном парке в США, в Новой Зеландии. Человек использует тепло этих источников: обогревает жилые дома и теплицы, получает электроэнергию.

9. Закрепление изученного материала

1. Что такое вулкан? Каковы причины их образования?

2. Способсвуют ли вулканы увеличению площади суши на нашей планете? (Да, образуются целые острова в океанах, растут горы.)

3. Каким условным знаком на картах показаны вулканы действующие и потухшие?

4. На каком материке нет ни действующих, ни потухших вулканов?

5. (Задание в парах) По атласу установите соответствие между названием вулкана и степенью его активности (запись на доске)

Вулканы1. Котопахи А. Действующие

2. Ключевская Сопка Б. Потухшие

3. Везувий

4. Эльбрус

5. Килиманджаро

6. Гекла.

Ответ: 1А, 2А, 3А, 4Б, 5А, 6А.

10. Домашнее задание. В контурной карте отметить условными знаками вулканы Евразии. Ответить на вопросы и выполнить задания на странице 52. Прочитать параграф 19. Зарисуйте в тетради внутреннее строение вулкана.

11. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке? (Мы узнали о вулканах, их происхождении, об их формах).

Давайте сделаем выводы о значении вулканов для нашей планеты.

(Изучая извержения вулканов, учёные познают внутреннее строение глубинных слоёв Земли. Магма, со временем превращается в различные горные породы и минералы магматического происхождения. Изменяется рельеф местности. Происходит задымление атмосферы, изменяется температура воздуха. В результате неоднократных извержений лава и пепел накапливаются слоями,и создают вулканические горы разных форм и размеров или лавовые поля.)

12. Оценивание знаний учащихся.



Список используемой литературы

    Фиона Уотт. Энциклопедия окружающего мира “Землетрясения и вулканы”. – М. : “РОСМЭН” 1998 г.

    Ольга Бочкова. “ Земля”. - М.: СЛОВО/SLOYO, 2001 г.

    Дженин Тайлер. В школе и дома. “Всемирная география”. - М.: “РОСМЕН”1999 г.