Актуальность двигательной активности у детей с нарушением зрения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 17 «Ладушки»

Квалификационная работа на 2 категорию

Актуальность двигательной активности у детей с нарушением зрения

Выполнила:

воспитатель Шулика Т.А.

г.Нижневартовск

2005-06 уч.год

Содержание

Введение…………………………………………………................……………...3

Двигательная активность как неотъемлемая часть жизнедеятельности человека………………………………………........................................................7

Особенности работы с детьми, имеющими нарушение зрения, по оптимизации их двигательной активности………………….…........................11

Результаты работы по оптимизации двигательной активности детей с нарушением зрения………………………………………...................................17

Библиография………………………………………………………….................19

Введение

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Год от года увеличивается количество взрослых людей, страдающих сердечно-сосудистыми и дыхательными заболеваниями, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, что является прямым следствием гиподинамии, являющейся своеобразной болезнью, определение которой звучит угрожающе: «Нарушение функций организма при ограничении двигательной активности». Эта страшная болезнь наблюдается не только у взрослых, но она становится моложе и о ней стоит говорить уже в дошкольном детстве.

Физиологи отмечают, что движение является врожденной, жизненно необходимой потребностью человека, именно поэтому важно её полное удовлетворение особенно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Так, у малоподвижных детей чаще наблюдается отставание моторного и нервно-психического развития и они в большей мере подвержены простудным заболеваниям.

Таким образом, интенсивность и характер психофизического развития детей, здоровье зависит от их двигательной активности.

Стоит отметить, что в настоящее время в общей детской популяции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями в развитии – около 10%. Здесь имеется в виду такие существенные отклонения, которые предполагают пристальное внимание к ребенку со стороны окружающих его взрослых, в первую очередь – родителей, требуют комплексного вмешательства специалистов – врачей, педагогов, психологов и нередко ставят вопрос о необходимости воспитания и обучения ребенка в особых учебных заведениях (в данном случае, детских садах).

В настоящей квалификационной работе речь идет о детях, имеющих нарушения органов зрения. Благодаря зрению человек получает огромное количество информации об окружающем мире. О цвете, форме, величине предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними человек узнает прежде всего с помощью зрения. Деятельность зрительного анализатора очень важна для ориентировки человека в пространстве, для развития его двигательной сферы, для усвоения социального опыта. Зрительное, или как говорят визуальное (от латинского visualis – зрительный) восприятие играет существенную роль в познании человеком мира, в формировании различных видов его деятельности, в установлении контактов с другими людьми. Дети, страдающие нарушениями зрения, характеризуются рядом особенностей. Так, большие сложности у них возникают в оценке пространственных признаков: расстояния, положения, направления и т.п. это резко обедняет их чувственный опыт, затрудняет ориентировку в пространстве, особенно при передвижении: нарушается гармоничность развития их сенсорных и интеллектуальных функций, что несомненно, влияет на развитие не только форм мышления, но и на их двигательную деятельность в целом. Существенные изменения в развитии двигательной функции и в ориентировке в пространстве, что проявляется в снижении быстроты, координации, точности, темпа, соразмерности движений. Детей затрудняет овладение такими движениями как ходьба и бег, они испытывают сложности при выполнении физкультурных упражнений.

Если исходить из научных положений о том, что недостаточный объем двигательной активности приводит к значительным негативным последствием в формировании растущего детского организма, то есть необходимость более детально рассматривать необходимость повышения и оптимизации двигательной активности у детей выделенной категории с учетом их психофизического состояния.

Исходя из актуальности выше обозначенных подходов к здоровью этих детей была обозначена тема настоящей квалификационной работы «Актуальность двигательной активности детей с нарушениями зрения».

Цель работы – изучение проблемы повышения и оптимизации двигательной активности детей, имеющих нарушения зрения, с учетом их психофизических характеристик.

Задачи работы:

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме активизации двигательной активности у детей с нарушенным зрением.

Осуществить отбор оптимальных и целесообразных методов и приемов физического воспитания при работе с детьми выделенной категории по повышению двигательной активности в соответствии с их состоянием здоровья и особенностей имеющегося дефекта.

Разработать рекомендации для родителей по оптимизации двигательной активности детей, имеющих нарушения в развитии зрительного анализатора, в условиях семейного воспитания с учетом принципа преемственности в образовании и оздоровлении детей между дошкольным учреждением и семьей.

Предмет квалификационной работы – особенности оптимизации двигательной активности детей с нарушенным зрением.

Субъект – дети дошкольного возраста: фактически: 2004-05 уч.год.- 14 человек – 1 средняя группа

Гипотеза - есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут положительные изменения в физическом развитии в целом, и в частности, повысится двигательная активность детей, имеющих нарушения зрения, посредством использования специально разработанных мероприятий и соответствующей развивающей предметной среды по оптимизации двигательной активности, а также при построении индивидуально-дифференцированных программ обучения, предполагающими изучение дефекта каждого ребенка.

Двигательная активность как неотъемлемая часть жизнедеятельности человека

Народная мудрость гласит: «Движение – это жизнь!» и в этих словах заложен весь смысл физического воспитания детей.

В последние годы ведущими направлениями в исследованиях по физической культуре стали изучение эффективности двигательной активности детей, совершенствование количественных и качественных показателей развития движений. Известно, что систематические занятия физическими упражнениями в режиме дня способствуют улучшению функционального состояния центральной нервной системы, снижение напряженности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, двигательного аппарата и повышают уровень общей физической подготовленности детей. Интенсивность общего физического развития детей, их здоровье зависит от их двигательной активности.

Итак, двигательная активность – это суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. Согласно усредненным данным физиологов, для нормальной жизнедеятельности детского организма необходимо обеспечить ему от 6 до 13 тыс. движений в день. Установлено, что уровень двигательной активности и физиологическая потребность организма в движении определяется не только возрастом, но и степенью самостоятельности ребенка; индивидуально-типологическими особенностями центральной нервной системы, состоянием здоровья, половой принадлежностью и во многом зависит от внешних условий - гигиенических, социально-бытовых, климатических и т.п.

Основными показателями двигательной активности являются: объем движений, их интенсивность и продолжительность. Под объемом понимают общее количество движений; под интенсивностью следует понимать количество движений, выполняемых в 1 минуту; а продолжительностью является время, затраченное на выполнение двигательного действия.

При организации жизнедеятельности детей важно соблюдать принцип оптимизации физической нагрузки, что требует отслеживания моторной плотности. Так, физиологами определены нормы моторной плотности ребенка, которые выводятся из отношения продолжительности двигательной активности к общему объему выполненных двигательных действий. Нормой моторной плотности всей двигательной активности детей в течение дня не должна превышать 85%, её превышение может привести к нарушениям работы сердечно-сосудистой и центральной нервной систем организма ребенка, а её недостаточность - к гиподинамии, что является болезнью, которая отражается на растущем организме, в целом.

Как ранее отмечалось на состояние двигательной активности детей значительное влияние оказывают как сезонные, суточные колебания, так и климато-экологические особенности местности, где проживает ребенок. Так, сезонные изменения двигательной активности проявляются в её повышении в весенне-летний период: объем движений около 16,5 тыс., их продолжительность 315 минут, что составляет около 70 движений в минуту, а снижение происходит в осенне-зимний период: объем – 13-15 тыс., продолжительность 275 минут, интенсивность – 50 движений в минуту. Суточные колебания основываются на закономерности биоритмов, в зависимости от принадлежности человека к конкретному типу людей, сгруппированных на основе их биоритмических показателях, их двигательная активность в течение дня меняется. Так, например, у людей, относящихся к типу «жаворонок», повышение двигательной активности отмечается в утренние часы, а к вечеру постепенно – снижается их активность.

Климато-экологические особенности в значительной степени оказывают влияние на характер двигательной активности. Особенности климата и экологии Нижневартовского района заключаются в следующих характеристиках: географическое расположение - в средней части Западно-Сибирской равнины, климат – континентальный с сильным ветром, суровой зимой и коротким летом с резким колебанием температуры и атмосферным давлением в течение суток; экология – воды района насыщены гуминовыми кислотами иона амония, железом, марганцем, вода отмечается повышенной минерализацией и пониженной жесткостью. Стоит отметить, что все это в значительной степени сказывается на здоровье населения нашего района, что проявляется в изменениях напряжения геомагнитных полей; в повышенном фоне космической радиации; в высоком атмосферном давлении; снижении порциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе (что вызывает гипоксию); в нарушении фотопериодичности зимой и летом, когда перепад температур в среднем составляет 6-15 градусов; в недостатке жизненно важных химических элементов - кобальта, меди, йода; в синдроме полярного напряжения – стрессовые, антропогенные и природные факторы, которые вызывают напряжение в процессе адаптации и регулировании организма и приводят к снижению биохимическим, биофизическим и морфофункциональным изменениям в организме населения.

Анализ исследований разных авторов на проблему развития двигательных способностей у детей дошкольного возраста позволяет сказать, что в дошкольном возрасте при организации мероприятий по оптимизации двигательной активности и создании условий для ее повышения необходимо учитывать также половую принадлежность детей, т.к. потребность и способность осуществлять те или иные двигательные действия во многом зависят от пола ребенка. Так, например, исследования М.А.Руновой позволили определить наличие наиболее значимых половых различий в средних величинах показателей двигательной активности у детей среднего дошкольного возраста. Автор приводит следующие данные: средний объем двигательной активности мальчиков в свободной деятельности составляет 2300 движений, девочек – 1370. Наиболее благоприятными для девочек, считает Т.Ю.Логвина, является режим средней двигательной активности, для мальчиков – режим большой двигательной активности. Стоит отметить, что и содержательная сторона двигательной деятельности имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, т.е. та деятельность, которая им интереснее, лучше удается и в которой ярко проявляются их особенности, связанные с полом . так. Для девочек интересны двигательные действия, связанные с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.), танцевальные упражнения; для мальчиков большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель, борьба, спортивные игры).

Так, работа по повышению двигательной активности должна учитывать половую принадлежность ребенка и данный учет половых особенностей можно вести по нескольким направлениям: подбор двигательных действий, нормирование физической нагрузки, педагогическое руководство двигательной деятельностью, участие детей в играх и соревнованиях, взаимодействие в процессе выполнения двигательных действий, требования к выполнению двигательного действия, инвентарь и оборудование., расстановка и уборка снарядов, диагностика физического состояния. Хочется заметить, что учет половых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенной природой.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что двигательная деятельность является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека и есть необходимость более пристального внимания со стороны взрослых к её оптимизации в дошкольном детстве с учетом сезонных, индивидуально-биоритмических колебаний, индивидуально-типологических и психофизических характеристик, климато-экологических особенностей места проживания ребенка и его половой принадлежности.

Особенности работы с детьми, имеющими нарушение зрения, по оптимизации их двигательной активности

Работа по оптимизации двигательной активности у детей с нарушенным зрением имеет свои особенности, которые определяются психофизическим состоянием детей выделенной категории, т.е. особенностью их дефекта.

В своей работе по оптимизации двигательной активности детей выделяю два направления:

Совершенствование состояния мелкой моторики и осязательной функции.

Совершенствование двигательных навыков, необходимых для развития крупной моторики.

Эти направления реализую через совершенствование развивающей двигательной среды.

Известно, что при нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы, происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, крупной и мелкой моторики, ухудшается осанка. Серьезность вторичных отклонений и степень их обратимости во многом зависят от того, в каком возрасте произошло нарушение зрения, и когда началась коррекционная работа.

Совершенствование состояния мелкой моторики и осязательной функции.

Между зрением и осязанием, как известно, много общего – с точки зрения той информации, которую они дают. Еще Павлов отмечал, что в «драгоценной способности руки» зрячие не нуждаются и не развивают осязание. У наших детей неполноценное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию. Они не способны по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как нормально видящие сверстники, а в результате малой двигательной активности мышцы рук у них обычно вялые или слишком напряженные. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму. Вот почему детей с нарушенным зрением необходимо учить приемам осязательного восприятия объектов, формировать у них умение выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно-двигательный анализаторы, что позволит научиться более точно воспринимать предметы и пространство, быть более активными в процессе игры и обучения. Подобную коррекционную работу провожу на специальных (индивидуальных и подгрупповых) коррекционных занятиях и коррекционные упражнения включаю в содержание различных занятий (ИЗО, физкультура, развитие речи и т.д.), в играх.

На индивидуальных занятиях учу ребенка рациональным приемам обследования предметов – работать обеими руками. Руки действуют несинхронно, если это не симметричный предмет: правая рука действует как поисковая, а левая – как контролирующая.

Первый этап – ознакомление, беглое обследование.

Второй этап – выделение существенных, главных признаков обследуемого объекта, его частей и их расположения относительно друг друга.

При обследовании путем осязания обязательно обговариваем последовательность движения рук, используем ощупывание, нажатие, постукивание об стол, при этом характеризуем качества и свойства предмета (мягкий, жесткий, гладкий и т.д.). для закрепления навыков осязательного восприятия играем в игры: «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь, что там лежит», « Найди такое же (жесткое, мягкое и т.п.), «Нащупай и вытащи из мешочка все предметы треугольной ( круглой, квадратной и т.п.) формы».

Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности.

Лепка. Во время лепки особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движение руки пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования.

Аппликационная лепка. Она очень нравится детям. Пластилин размазывается до контуров заранее нанесенного рисунка, затем его поверхность выравнивается, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета.

Мозаика и конструкторы Также развивают мелкую моторику и осязание. Я использую мозаики, конструкторы разного размера, учитывая зрительную нагрузку и уровень развития мелкой моторики. Дети учатся сортировать фишки мозаики по цвету, размеру и форме, выкладывать горизонтальные и вертикальные дорожки, простые узоры., также выкладывают рисунки из мелкой мозаики по образцу, считая фишки в разных направлениях.

Работа со штампами. Штамп - это карандаш со срезанным под углом 45 градусов ластиком на другом его конце. Работа со штампами проводится с детьми с низким или средним уровнем развития моторики. В процессе работы со штампами развиваются сила руки, переключаемость (напряжение - расслабление - напряжение), развивается щепоть руки, что необходимо для подготовки руки к письму.

Ниткопись.. Выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета. Яркая ворсистая нитка хорошо держится на бархатной бумаге. Она также легко отделяется от нее, что позволяет детям корректировать свои работы, добиваясь лучших результатов. Дети с низким уровнем развития моторики сначала выкладывают нитку с трафаретам, потом без них, проявляя фантазию.

На занятиях, в свободной деятельности использую также нанизывание бус разного размера, плетение ковриков, шнуровки, застежки, работаем с природным материалом, с бумагой, вышиваем на картоне, пришиваем пуговицы.

У детей, страдающих содружественным косоглазием, чаще, чем у нормально видящих сверстников, как уже было сказано, можно наблюдать отсутствие самоконтроля и саморегуляции движений - это сказывается на согласованности действий рук и глаз. Система коррекционно-педагогической работы направлена на формирование у детей автоматизированных навыков синхронности действий руки и глаза в различных видах деятельности. Необходимым средством коррекции являются упражнения для укрепления и восстановления работы мышц глаза, поэтому я включаю в ежедневную работу специальные зрительно-восстановительные упражнения.

В своей работе над мелкой моторикой пальцев рук активно использую возможности пальчиковых игр, которые позволяют коррегировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. Подобные игры организую в вводной части занятий или после напряженной зрительной работы в качестве активного отдыха; пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явления природы. Если они сопровождаются стихами, то у детей развиваются речь и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии.

Совершенствование двигательных навыков, необходимых для развития крупной моторики

В детском саду имеются все условия для обеспечения оптимального уровня двигательной активности детей на занятиях: специально оборудован спортивный зал, в котором расположены спортивные комплексы, гимнастические стенки, тренажеры, мячи-хопы, гимнастические скамейки и другой крупный и мелкий спортивный инвентарь.

Методика физкультурных занятий в возрастной группе учитывает величину необходимой физической нагрузки, которая определяется исходя из показателей индивидуального развития и психофизического состояния здоровья каждого ребенка. На каждом занятии решаются, все задачи воспитания: оздоровительные, воспитательные, образовательные и коррекционные.

Физическое развитие не ограничивается только физкультурными занятиями, он присутствует и в других видах детской деятельности - играх, на прогулке и т.д.

Правильно организованный двигательный режим для детей выделенной категории определяет формы физической нагрузки. При этом учитываем: общее количество времени для активных движений в режиме дня; время двигательной активности в каждом режимном отрезке; интерес и доступность для детей разных видов движений; дозировку упражнений в зависимости от особенностей зрения и двигательной подготовленности детей; принцип чередования общеразвивающих и коррекционных упражнений.

При организации двигательной активности детей учитываются наиболее приемлемые режимные моменты: утренняя гимнастика - 10 минут; утренняя прогулка- — 1 час; перед занятием - игра статического характера- 5 минут; физминутки в сочетании со зрительными упражнениями - 5-7 минут (см. Приложение 1); игры между занятиями 10-15 минут; занятия двигательного характера - музыкальное, физкультурное - 20-25 минут; дневная прогулка- 1,5 часа; ритмические упражнения после дневного сна; игры после полдника; коррегирующие упражнения на ориентировку в пространстве - 15 минут; вечерняя прогулка (в теплое время года)

В режиме двигательной активности учитывается коррекционная направленность задач. Так, на утренней прогулке - индивидуальные упражнения на координацию движений и ориентировку в пространстве; в подвижных играх упражняем в развитии зрительного и слухового восприятия, а также способствуем развитию внимания, быстроте реакции; проводим гимнастику для мелкой мускулатуры рук, сочетая их с закаливающими процедурами или упражнениями на развитие правильной осанки.

В группе разработан режим двигательной активности детей с этой целью подобраны соответствующие подвижные игры на неделю с различными атрибутами (комплектом скакалок, вертушки, сулгтанчики, массажеры, кегли; мячи разных размеров, кольцебросы, мишени, ракетки для тенниса).

Учитывая, что одной из типичных проблем в коррекционной работе с детьми, имеющими зрительную патологию, является их рассеянное внимание, которое проявляется в недостаточности развития способности концентрации на одном предмете и удерживании его в поле зрение продолжительное время активно использую цвет, который повышает их двигательную активность. Так, например, дается задание девочкам - «Собрать мячи только розового цвета», или при ходьбе и беге - «Наступать только на белые метки», при лазании - «Попади в желтый обруч», при подлезании - «Пролезь только под зелеными шнурами».

В группе для повышения двигательной активности детей имеются: напольные шахматы и классики; контуры для ходьбы и бега; контуры для развития мелкой мускулатуры рук; дорожки из пуговиц, пробок и бутылок; дорожки для бега по типу «зигзаг»; для ходьбы на четвереньках «ладошки», «следы», геометрические фигуры с кружками для пальцев; активно используем возможности цветных палочек. Цветные палочки - комплект поролоновых палочек (16 штук, толщиной 2x2 см, длиной 45 см), обтянутых тканью разного цвета (четыре желтых, четыре зеленых, четыре красных, четыре синих); к обоим концам каждой палочки пришиты липучки; они легко трансформируются (принимают разные формы), занимают немного места при хранении, вызывают у детей желание выполнять различные движения и действия. Они прочны, гигиеничны, легки.(см. Примерные упражнения с цветными палочками в Приложении 2).

В любое время года, на улице провожу с детьми подвижные игры, игры-эстафеты, игры-соревнования, развлечения, спортивные праздники.

Одним из направлений по оптимизации двигательной активности детей является работа с родителями. С этой целью оформлен физкультурный уголок, где представлены консультации для родителей по вопросам оздоровления детей, поддержания здорового образа жизни. В ходе работы по преемственности в оздоровлении, обучении и воспитании детей между детским садом и семьей провожу спортивные праздники с участием родителями, где они принимают непосредственное участие.

Результаты работы по оптимизации двигательной активности детей с нарушением зрения

Эффективность проводимой мною работы по оптимизации двигательной активности у детей, имеющих нарушения зрения, подтверждают результаты физического развития детей 1 средней группы.

Диаграмма 1.

Так, из представленной диаграммы видна положительная динамика в состоянии физического развития детей выделенной группы: (соответственно данные за СЕНТЯБРЬ И АПРЕЛЬ, 2004-05 уч.года) изменились показатели высокого уровня физического развития, он вырос с 0 до 7% (1 человек), среднего уровня – с 29% (4 человека) до 86% (12 человек), показатель низкого уровня снизился с 71% (10 человек) до 7% (1 человека).

Хотелось бы заметить, что для подтверждения эффективности моей работы представлены результаты физического развития детей за прошлый 2004-05 учебный год, т.к. в настоящем 2005-06 учебном году значительно изменился контингент детей группы (поменялся частично списочный состав) именно поэтому считаю нецелесообразным сравнивать результаты работы за прошлый год с нынешним, т.к. детей стоит сравнивать относительно их самих.

В СЕНТЯБРЕ, нынешнего 2005-06 уч.года – была проведена диагностика физического развития детей: высокий уровень – 27% (3 человека), средний уровень – 27%( 3 человека), низкий уровень –46% ( 5 человек). С детьми будет продолжаться работа по оптимизации их двигательной активности с целью оздоровления и развития их физических качеств.

Библиография

    Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993

    Бочарова Н. Физкультурно-оздоровительные праздники в детском саду. // Дошкольное воспитание. 2004 , №1 с.46

    Верстаков П.В. Нетрадиционные методы закаливания на Севере.Т., 1997.

    Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства. // Дошкольное воспитание. 2004 , №1 с.114.

    Гареева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения. // Дошкольное воспитание. 2002 , №6 с.75

    Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной активности детей. // Дошкольное воспитание. 2004 , №1 с.28

    Каралашвили Е. Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет. // Дошкольное воспитание. 2002 , №6 с.39

    Кудрявцева В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка. // Дошкольное воспитание. 2004 , №1 с.80

    Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М., 1997

    Мазанова А. Цветные палочки. // Дошкольное воспитание. 2002 , №6 с.42

    Маханева М. Воспитание здорового ребенка. // Дошкольное воспитание. 2002 , №6 с.46

    Прищепа С., Попкова Н. Как диагностировать физическую подготовленность дошкольника.//Дошкольное воспитание. 2004 , №1 с.37

    Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. М.. 1979.

    Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников. М., 2003

    Филиппова С. На физкультуру, мальчики! На физкультуру, девочки! // Дошкольное воспитание. 2002 , №6 с.31

    Федоровская О. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ. // Дошкольное воспитание. 2004 , №1 с.33