Сурдопедагогика

TYPE=RANDOM FORMAT=PAGE>5


Реализация принципа активизации речевого и делового общения в коммуникационно-деятельностной системе обучения.

Принцип интенсивного развития слухового восприятия в обучении предполагает развитие в максимально возможных пределах остаточной слуховой функции глухих детей с целью более точного и полного восприятия речи окружающих людей на слухо-зрительной основе с помощью индивидуального слухового аппарата.

С учетом данного принципа разработан учебный план общеобразовательной школы для глухих детей, в котором отводится определенное время на индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Принцип интенсивного развития слухового восприятия направлен на создание таких дидактических условий слуховой тренировки и расширение сенсорной базы, при которых глухой не только обучается интерпретации поступающей акустической информации при одновременном использовании слуховых, зрительных, кинестетических и тактильно-вибрационных ощущений, но и вырабатывает положительную мотивацию, потребность в использовании развивающегося речевого слуха.

Действие этого принципа проявляется в увеличении объема речевого материала и усложнении содержания воспринимаемого речевого материала. Вначале достигается различение знакомого по звучанию материала в ситуации ограниченного выбора с использованием предметов, картинок, табличек, затем опознавание вне ситуации наглядного выбора. Наконец на стадии распознавания воспринимали незнакомый по звучанию речевой материал, наглядно не подкрепляемый. Как результат последней реализации этого принципа возникает положительная тенденция улучшения слухового восприятия глухих учащихся, которые проявляются в накоплении слухового словаря, стабильности его опознавания и распознавания в разных условиях.

Потребность в словесном общении развивается по мере формирования определенного словесно-речевого фонда и создания благоприятных условий для широкой речевой практики. Принцип интенсификации речевого общения предполагает развития характерных для процесса общения речевых форм и преобладает в обучении видов работ, непосредственно направленных на коммуникацию.

Реализация принципа интенсификации речевого общения выражается в формировании у глухих учащихся комплекса речевых умений. К ним относятся развиваемые на всех уроках по всем учебным предметам умения отвечать на вопросы, формулировать вопросы, сообщать о своем желании, отношении, состоянии, деятельности, о выполнении поручения, обратиться с просьбой к товарищу, учителю. Практически речь идет об овладении словесными средствами побуждения к действию. Ответной реакцией является выполнение задания.

Принципу интенсификации речевого общения подчиняется и работа по развитию речи во внеклассное время, осуществляемая в разнообразных коммуникативных условиях в педагогически организованной среде. Широкая речевая практика за пределами урока воспитывает потребность в словесной речи, обогащает и совершенствует навык словесного общения глухих учащихся с окружающими людьми.

Принцип интенсификации речевого общения отражается в программных требованиях к обучению разным предметам. Этому принципу подчинен подбор речевого материала в программах. Этот принцип обязывает учителя широко использовать на уроках стилизм овладения речью: различные виды деятельности, дидактические игры, ситуации, разнообразные упражнения. Этот принцип обязывает учителя в общении с учащимися говорить только то, что в состоянии в данный момент понять дети, использовать известный им речевой материал, побуждать их к речевым высказываниям по разным поводам. Принцип интенсификации речевого общения требует от учащихся удовлетворять возникающую потребность в общении словесными средствами, расширять диапазон речевых высказываний, не только воспринимать определенную речевую формулу, но и представлять ситуацию, которую она отражает. Одним из путей эффективной реализации принципа интенсификации речевого общения является создание единого речевого режима в школе, единство требований к речи учащихся со стороны педагогического коллектива, обеспечение условий содержательного общения учащихся.

Результатом успешной реализации принципа интенсификации речевого общения является формирование у глухих учащихся положительной установки на речевое общение с окружающими. Учащиеся сами активно пользуются словарными средствами, особенно в обращении к учителю. При этом многие испытывают радость от речевого общения, от возможности спросить и понять ответ, выраженный словесными средствами. Словесные средства постепенно приобретают все большую роль не только в учебной, но и в других видах деятельности.

Практика специальной школы для глухих детей подтверждает, что принципы дидактики взаимосвязаны и активно взаимодействуют друг с другом, если они одновременно реализуются в учебной работе как целостная система при сохранении относительной самостоятельности и статуса каждого из них.

Без системного подхода к пониманию дидактических принципов нельзя высококачественно и эффективно осуществить комплекс требований развивающего обучения, решить образовательные и воспитательные задачи обучения.

1.Сравнительная характеристика принципов обучения в различных дидактических системах (традиционной и развивающей).

1.1Традиционное обучение.

В основе его организации лежит классно-урочный принцип. На данном принципе построена традиционная школа. Основателями классно-урочной системы по праву считаются Я.А. Коменский и И.Ф Гербарт. Основной тезис - «обучение всех всему». Главная идея - знания развивают личность учащегося, обучение не может не развивать. Традиционную школу в её классическом варианте отличают четкие и жесткие рамки, явно очерченные границы в организации образовательного процесса, строгие законы взаимодействия учителей и учащихся. Характерными чертами традиционного обучения являются преобладание сообщающего преподавания (учитель сообщает знания ученику), нормативность (строго заданы стандарты образования, усвоение которых обязательно для каждого ученика), ориентация на «среднего» ученика. Учет индивидуальных способностей школьников ограничен заданными канонами, ученик является объектом обучения, отношения с учителем часто строятся по авторитарному типу.

1.2 Развивающее обучение.

Идеи Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна получили дальнейшее развитие в работах Д.Б. Эльконина, В.В Давыдова и Л.В. Занкова. В 60-е годы ими были разработаны концепции развивающего обучения, на основе которых проводились экспериментальные исследования в школе.

Теория Л.В. Занкова включает следующие принципы:

1. Принципы обучения на высоком уровне трудности (т.е. преподаваемый материал должен быть трудным. Соблюдение меры трудности и преодоление препятствий).

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний.

3. Принцип осознания школьниками собственного учения. Обучение направлено на развитие рефлексии (самооценка).

4. Принцип работы над развитием всех учащихся. Обучение должно развивать всех, ибо развитие есть следствие обучения.

Отличительные черты теории Занкова.

    Направленность на высокое развитие школьника.

    Высокий уровень трудности, на котором ведется обучение.

    Быстрый темп прохождения учебного материала.

    Резкое повышение удельного веса теоретических знаний.