Личность коммерсанта

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Курсовая работа по дисциплине «Коммерческая деятельность» на тему:

«Личность коммерсанта»

Выполнил: студент ФЭМиФ,

гр. К-407, Э.А.

Проверила: .

Уфа – 2003.

Содержание:

  1. Эволюция отношения к бизнесу в контексте

общественного развития. 3

    1. Отношение к бизнесу в древние времена.

Рынок и совесть в русском сознании. 3

1.2. О некоторых чертах нормативного поведения новых

российских предпринимателей 7

  1. Наиболее яркие личности коммерсантов. Биография.

Особенности характера. 12

    1. Зия Бажаев 12

    2. Рокфеллер 17

  1. Кодекс делового поведения. 22

    1. "Семь принципов ведения дел в России" 28

  1. Национальные особенности делового общения. 29

  2. Этика бизнеса и деловых отношений 31

5.1. Основные постулаты этического кодекса коммерсанта 32

Заключение 33

Список использованной литературы 34

1. Эволюция отношения к бизнесу в контексте общественного развития.

В данном разделе предлагается анализ этики в России. Анализ концентрируется на особенностях этики российского бизнеса. Такой акцент обусловлен особой ролью этики деловых отношений в формировании и развития реальной нравственной культуры. Рассматриваются правомочность постановки проблемы этики российского бизнеса, особенности российской нравственной культуры.

1.1. Отношение к бизнесу в древние времена. Рынок и совесть в русском сознании.

Этика и российский бизнес — две вещи несовместные?

Этика деловых отношений играет исключительно важную, если не определяющую роль в динамике нравственной культуры общества. В отличие от национально-этнических традиций, религиозных ценностей и норм, аккумулирующих и сохраняющих общие духовные ориентиры нравственности, этика деловой активности оказывает решающее влияние на формирование реальной нравственной культуры, выступая при этом своеобразным практическим ориентиром-образцом для нравственной культуры других сфер общественной жизни.

В этой связи нельзя не признать парадоксальность этики современного российского бизнеса. Этичность предпринимательства и менеджмента, деловой успех и этика, честный бизнес в нынешней российской ситуации воспринимаются как нонсенс, что-то вроде круглого квадрата или железной деревяшки — не то прилагательное к не тому существительному. У подавляющего большинства людей в России и за рубежом образ отечественного предпринимателя ассоциируется с цинизмом, рвачеством, обманом, пренебрежением к человеческой жизни, а то и кровью. Бизнес и менеджмент ставятся рядом с преступностью. Общественное мнение, до сих пор убежденное, что от трудов праведных, не наживешь палат каменных, весьма агрессивно по отношению к «новым русским». «Наворовали», «награбили» — не самые жесткие объяснения происхождения новых благосостояний вполне в духе В. В. Розанова, заметившего, в свое время, что собственность на Руси имеет только два источника: либо наворовал, либо выпросил в подарок. И новейшая история приватизации дает яркие и убедительные подтверждения тому.

К сожалению, речь идет не только об общественном мнении, но и о самооценке самих представителей делового мира, живущих и действующих буквально по-ленински: «Мораль? Выдумка слабых, жалобный стон неудачников». Молодыми предпринимателями и коммерсантами словосочетание «честный бизнес» воспринимается как лишенное какого бы то ни было реального смысла. Разговоры об этике (не этикете!) бизнеса воспринимаются либо как признак слабости и несостоятельности, а то и слабоумия, либо как особо изощренной хитрости, цинизма и ханжества.

Честно говоря, трудно было ожидать чего-то иного. Российский духовный опыт (русское православие, философия, художественная культура, политическая жизнь, обыденный здравый смысл и т. д.) не мобилизуют человека на конструктивную созидательную жизнедеятельность в этом мире. Сама жизнь в этом опыте не является ценностью. Человек не может в этом мире сделать лучше свою жизнь и жизнь своих близких. Этот мир — юдоль страдания, а эта жизнь — нравственное испытание страданием. И чем больше человек пострадает в этой жизни, тем больше ему воздастся в мире ином, светлом будущем, или «за бугром». Это рождает особый российский нравственный максимализм в сочетании с правовым нигилизмом. Это, в сочетании с особенностями российской политической истории, преимущественно вотчинным характером экономики, особой озабоченностью проблемой власти придало российскому духовному опыту особую нравственную напряженность.

Тема «рынок и совесть» обладает значительно большей историко-философской глубиной, чем может показаться на первый взгляд. И в самом деле. Рынок (как в конкретном, так и в обобщенном смысле) всегда, во все времена и у всех народов, является той сферой человеческой деятельности, той «площадкой», где в наиболее чистом виде выступают взаимоотношения личности со своей совестью.

Если определить совесть как потребность общественного человека к самоограничению своих эгоистических интересов ради уважения интересов других людей, то следует признать, что именно здесь, на рынке, совесть подвергается тягчайшему испытанию — атаке со стороны эгоистического интереса наживы за счет другого человека, атаке могущественной силы чистогана. Не случайно происходящее в человеке противостояние между совестью и ее эгоистическими нарушениями окрестили словами именно «рыночного» звучания — сделка с совестью. В этом определении весьма точно выражен «рыночный» характер взаимоотношений человека со своей собственной совестью. И в самом деле. Человек постоянно торгуется с ней. То «сбавляет цену» своего поступка против нее, то «выторговывает» у нее оправдание и прощение. Совесть то и дело выступает в качестве товара. Кстати сказать, совесть едва ли не единственный товар, щедро оплачиваемый за то, что его нет в наличии. Высоко, например, оплачивается бессовестность заказного убийцы и всякое другое отсутствие совести. Совесть, как известно, можно купить, и даже взять напрокат в тех или иных формах отпущения грехов в виде, например, индульгенции.

В свете сказанного не удивительно, что коллективная совесть народов — их фольклор, искусство, литература — всегда, на протяжении веков и тысячелетий, уделяли огромное внимание изобличению бессовестных купцов и торговцев, их беспощадному осуждению или осмеянию. Мировая литература, в частности, периода становления капиталистических рыночных отношений, создала огромную галерею рыночных хищников. Вспомним «Венецианского купца» Шекспира, героев Бальзака, Золя, Драйзера, «темное царство» Островского. Имя им легион. Тем выше на этом темном фоне оценивается в народном сознании человек рынка — купец, торговец, обладающий совестью и честью, готовый принести в жертву свои интересы, свое имущество, а порой и свою жизнь в борьбе за правду, за справедливость, за народное благо.

Вполне естественно, что для нас всего важнее, особенно в сегодняшних условиях нынешнего затянувшегося перехода России к рыночным отношениям, вспомнить: как тема «рынок и совесть» понималась в России, как выглядела она в исторической реальности, как отразилась в русском народном сознании — в исторической памяти и в литературе.

Что касается реальных исторических героев купеческого звания, здесь уместно напомнить об Афанасии Никитине — авторе книги «Хожение за три моря» (XV в.) О Козьме Минине — нижегородском купце, прославившемся своей честностью еще до того, как возглавил поход за освобождение Москвы от поляков. Об этих исторических деятелях, отдавших много сил и трудов на пользу Отечества и тем самым явивших высочайший образец гражданственности, существует огромная научная и художественная литература.

Многим, надо полагать, известно имя священника Сильвестра — духовника юного царя Ивана IV в то время, когда прозвища — Грозный — тот еще не имел. Хорошо известно, что Сильвестр, вместе с Алексеем Адашевым, провел в годы юности Ивана IV ряд выдающихся реформ в системе управления государством, местного самоуправления и суда.

Сильвестр, по происхождению новгородец, был тесно связан со средой зажиточных ремесленников и купцов новгородского посада. Он составил знаменитый «Домострой» — свод бытовой и нравственной мудрости для городского посадского человека. Идейную направленность «Домостроя» весьма точно сформулировал историк В. Б. Кобрин: «Создание светского произведения, освящающего именем бога быт, торговлю, наживу…» В конце «Домостроя» в качестве послесловия, Сильвестр поместил свое письмо к сыну Анфиму, в котором дает ему советы и наставления, как надо жить по совести. Прежде чем привести важные для нашей темы фрагменты из этого письма, стоит указать на то, что Сильвестр, являвшейся в то время, наряду с Адашевым, фактическим правителем государства и имевший тогда огромное влияние на царя, тем не менее не стал пристраивать своего сына на высокую государственную или военную должность — в «лутчие» или в «храбрые люди», как тогда говорили, а добыл ему место по коммерческой части.

И вот как Сильвестр наставляет своего потомка:

Послание и наставление от отца к сыну.

Благословение от благовещенского попа Сильвестра возлюбленному моему и единственному сыну Анфиму. Милое мое чадо дорогое! Послушай наставление отца твоего, родившего тебя и воспитавшего в добром поучении и в заповедях божьих, и страху и божьему и божественному писанию научившего, и всякому закону христианскому, и заботам добрым, во всяких торговлях и во всех товарах всему научившему… И ты, чадо, тоже берегись неправедного богатства и твори добрые дела… Церковников, и нищих, и маломощных и бедных, и страждущих, и странников приглашай в дом свой и, как можешь, накорми, напои, и согрей, и милостыню давай от праведных своих трудов, ибо и в дому, и на рынке, и в пути очищаются тем все грехи… А еще держись, чадо, добрых людей всех чинов и званий и добрым делом подражай, внимай хорошим словам и исполни их… А ни в пути, ни в пиру, ни в торговле сам никогда браниться не начинай, и кто излает — стерпи бога ради, но уклонись от брани… Вспоминай, сынок великое божье милосердие к нам и заступничество с юности и до сего времени… И на суде не бывал ни с кем, ни в истцах, ни в ответчиках… Если же сам у кого что купливал, так ему от меня любезное обхождение, без волокиты платеж, да еще и хлеб-соль сверх того, так что и дружба навек, и никогда мимо меня не продаст, и худого товару не даст, и за все меньше возьмет. Кому же что продавал, все честно, а не в обман; кому не понравится мой товар, я назад возьму, а деньги отдам. Ни в купле, ни в продаже ни с кем ни тяжбы, ни брань не бывали, так что добрые люди во всем мне верили, и здешние, и иноземцы — никому и ни в чем не солгано, не обмануто, не просрочено… Но если, сынок, моего моления и наставления не примешь, и по этому написанию жить не станешь, подобно другим людям и богобоязненным мужам, и заповеди отца не станешь соблюдать… то я твоему греху не причастен, сам о себе, и о домочадцах своих, и о жене дашь ответ в день Страшного суда…

Чадо мое единственное и любимое, Анфим, соизволил бог — и благочестивый царь-государь велел послужить тебе в своей царской казне у таможенных дел, и теперь говорю тебе… служи верою и правдою без всякой хитрости и без всякого лукавства в любом государственном деле; с другом не дружи, недругу не мсти, и волокита бы людям ни в чем не была, всякого обслужи с любовью и без брани; а не удастся дело, так ты добрым словом ответствуй, а срок пропустив, без проволочки отправь; а в торговле поступай обходительно, душевредной служба своя не была бы государю ни в чем, сам же сыт будь царским жалованьем, и все хозяйское у тебя было б всегда на счету и на заметке, в записи и приход и расход… а случится суд, всякому человеку, богатому и убогому, другу и недругу, если дело его истинно и праведно, без волокиты и всякой хитрости его заверши.

Как видим, Сильвестр старается убедить сына, что торговать и вести дела по совести — не только нравственно, но и прибыльнее, чем плутовать и обманывать.

В свете нашей темы — «Рынок и совесть» — следует задуматься — почему все-таки в качестве смелого героя-правдолюбца народным чутьем и вкусом выбран именно купец? Полагаю, это не случайно. Совесть представителей других сословий в значительной степени инкорпорирована, встроена в моральные правила данной корпорации. Дворянин — слуга царю, если окажется правдоискателем — обличителем своего господина — становится нарушителем клятвы, и таким образом бунтовщиком. Священник, например, митрополит Филипп, обличавший того же Грозного, делает это скорее по должности, выступает не от своего лица, а от лица церкви и даже Бога. Боярин Федоров — был и такой обличитель Грозного — не народный человек. Народная память, как известно, в конфликте Грозного с боярами на стороне царя и против «ленивых богатин». В отличие от этих деятелей купец, такой как Харитон Белоулин или Степан Калашников, — народный человек и, говоря свою «правду», он произносит ее от имени всего народа.

Обратим в этой связи внимание на то, что история купца Харитона Белоулина глубоко символична. Он ведь не случайная фигура и не какой-то вообще купец. Он представитель новгородской купеческой республики. Как и сам торговый Новгород, он пал под секирой царских палачей. Государство тогда положило конец всякой возможности буржуазного развития России, затоптало его первоначальные ростки. Политика при Грозном задавила экономику. И, кстати сказать, довела при этом страну до разорения и смуты. Сегодня, в наше время, противостояние свободного рынка и регулируемой экономики происходит, естественно, в других условиях и в других масштабах. Отличий от тех далеких времен много. Нет, слава Богу, Ивана Грозного с его опричниной (по крайней мере, сегодня). Но нет и Харитона Белоулина. Нет Степана Калашникова. Появятся ли такие богатыри правды и совести в нынешнем «рыночном» стане?

1.2.О некоторых чертах нормативного поведения новых российских предпринимателей

Список участников, выходящих сегодня в России на старт массовых хозяйственных "забегов", по крайней мере внешне, меняется довольно быстро. В поток вливается множество свежих участников, выступающих под флагами новых экономических структур. И, когда убыстряются темпы хозяйственных преобразований, старые нормативные порядки не выдерживают напора перемен и начинают "разлезаться по швам". Это, конечно, возбуждает, но людей, не слишком дальновидных или не слишком щепетильных. Частое отсутствие устойчивых регулирующих норм и моральных стандартов в предпринимательском поведении — ситуация социальной аномалии — таит в себе множество явных и скрытых опасностей как для уже стартовав­ших участников, так и для тех, кто, выжидая первых результатов соревнования, еще только собирается взять свой старт.

Вот почему вопрос об этических основах делового поведения, о нормативности этого поведения в целом принимает острый, можно даже сказать, болезненный характер. Отрадно, что вопросы эти начинают привлекать пристальное внимание исследователей и практиков. Организуются крупные конференции, специально посвященные этике бизнеса в новой России (например, в Академии народного хозяйства), появляются печатные материалы по проблемам деловой культуры.

Разговоры о том, что потребность эффективного ведения дел заставит новых и старых бизнесменов быть честными и всячески заботиться о престиже собственной фирмы, не слишком убеждают. Во-первых, при любой хозяйственной системе, будь то рынок конкурентный или монопольный, всегда остаются достаточно широкие зоны, в которых неэтичное поведение оказывается куда более прибыльным. А во-вторых, нормы хозяйственного поведения в принципе соблюдаются не потому, что это выгодно. Честность во многих случаях не приносит прибыли. Она является в первую очередь проблемой мораль­ного выбора, укорененного в культуре и ценностях конкретных социальных групп.

Хотелось бы обратиться к некоторым чертам поведения новых российских предпринимателей, опираясь на эмпирический материал, полученный в результате социологических опросов руководителей московских негосударственных хозяйственных предприятий в рамках исследовательского проекта, проводимого группой социологов в сентябре 2000г. Опросы проводились на базе репрезентативной выборки Мосгорстата, в которой были представлены предприятия всех форм негосударствен­ной собственности и всех основных форм хозяйственной деятельности. Первый опрос, о котором и пойдет речь далее, позволил составить детальный портрет современного российского предпринимателя. Второй — нацелен на общую характеристику предпринимательской среды.

В рамках первого опроса, было собрано более 350 анкет, из которых после проверки и выбраковки оставлены для последующего анали­за анкеты 277 руководителей (главным образом первые лица на своих предпри­ятиях).

Из достаточно большого массива были отобраны эмпирические данные для несколь­ких коротких сюжетов, описывающих разные стороны нормативного поведения предпринимателей и общую обстановку, в которой формируется такое поведение:

— отношение к соблюдению законодательных норм;

— столкновение с противоправными действиями;

— деловая этика и нарушение деловых обязательств;

— отношение к воровству.

Привычно ли блюсти деловые соглашения?

Начав с формально предписанных норм, перейдем к неписаным обязательствам. В своей огромной массе деловые соглашения не фиксируются в формальных договорах, а если и фиксируются, то нередко их выполнение остается скорее неформальным обязательством сторон. Известно, что в суд или арбитраж обращаются очень немногие предприниматели. Да и те мало чего добиваются в силу несовершенства и бюрократизма нашей судебной и арбитражной систем.

Соблюдение (или нарушение) деловых обязательств — один из важнейших элемен­тов отношений, непосредственно определяющих характер деловой этики. Как здесь обстоит дело, и насколько часто наши предприниматели страдают от невыполнения деловых обязательств их партнерами?

По нашим данным, часто сталкиваются с нарушением деловых обязательств 39,6% респондентов, никогда — 8,0%, иногда — 52,4%. Предпринимателям с более высоким уровнем образования и относительно большим деловым опытом приходится это испытывать несколько чаще (или, возможно, они более болезненно реагируют на такие нарушения).

Частота столкновений предпринимателей с нарушениями деловых обязательств.

Часто

Иногда

Никогда

Всего

N

%

N

%

N

%

N

%

Сталкиваются с 109 39,6 144 52,4 22 8,0 275 100 невыполнением

обязательств партнерами

Сами нарушали деловые 4 1,5 166 60,4 105 38,2 275 100,1

обязательства под

действием обстоятельств

Когда мы спрашивали, как часто эти же предприниматели сами нарушают (разуме­ется, под давлением обстоятельств) данные ими обязательства, картина получилась едва ли не обратная: часто нарушают свои обязательства лишь 1,5% опрошенных руководителей, никогда — 38,2%, иногда — 60,4%. Чуть более самокритичны (или более откровенны) в этом отношении мужчины. Это же относится к более молодым по возрасту предпринимателям.

Подобная "асимметрия" в восприятии своих и чужих поступков вряд ли удиви­тельна. Людям часто свойственно видеть причину провалов в ком и чем угодно, кроме самих себя. И все же такая двойная мораль свидетельствует также и о том, что в сфере этики деловых взаимоотношений далеко не все благополучно.

Какова же реакция предпринимателей на случаи нарушения их партнерами взятых на себя обязательств? На первый взгляд, отношение достаточно жесткое: 55,3% опрошенных говорят, что чаще всего разрывают всякие деловые связи, если сталки­ваются с подобными нарушениями; 31,3% руководителей (не так уж мало) чаще всего продолжают поддерживать деловые отношения с партнерами, показавшими свою ненадежность (7,3%— затруднились ответить; 6,2% — не сталкивались с такими случаями).

Корреляция с персональными данными руководителей здесь крайне незначительна. Интересно, пожалуй, одно: является или не является руководитель собственником предприятия, это не оказывает в нашем случае никакого влияния, хотя можно было бы предположить, что собственники должны реагировать более жестко.

Вообще при монопольной структуре наших отечественных рынков и крайней неразвитости информационных сетей, которые позволяли бы быстро находить новых деловых партнеров, бизнесменам поневоле приходится быть снисходительными к нарушениям со стороны контрагентов. Хотя доля тех, кто предпочитает разрывать деловые связи из-за несоблюдения договоренностей, оказалась больше, чем можно было ожидать. Не исключено, что респонденты склонны показывать себя более жесткими и решительными, нежели вынуждены быть на самом деле.

О честности и воровстве

Затронем еще вопрос, связанный с этическими основами деловых контактов — об отношении к злоупотреблению средствами фирмы, в частности к воровству.

Конечно, бессмысленно спрашивать людей, не воруют ли они сами. Но как они относятся к подобным действиям, совершаемым другими? Мы предложили модель, подвигающую предпринимателя на нормативное самоопределение: "Представьте себе следующую ситуацию: Вы узнаете, что один из Ваших подчиненных (полезный работник) без Вашего ведома использовал средства предприятия для личных нужд. Что Вы скорее всего предпочтете сделать?" По мнению экспертов, такие случаи| нередки. Мы в принципе стараемся предлагать респондентам варианты специфичес­ких, но не надуманных ситуаций, соответствующих их возможному практическому опыту. (Заметим, кстати, что в данном случае дело может обойтись и без воровства в узком смысле слова: например, человек задерживает средства фирмы, пуская их в "левый" оборот.)

Предприниматели следующим образом ответили на поставленный вопрос. 41,0% опрошенных, по их словам, предпочтут уволить работника, невзирая на безусловную потерю профессионала для фирмы. Наибольшая группа респондентов (46,6%) все же склонны предупредить его и взять под жесткий контроль "до следующего подобного случая". 5,2% руководителей предложили не обращать особого внимания на данное злоупотребление, если от него не страдает престиж предприятия, 2,0 — затруднились ответить, а еще 5,2% вписали иные, особые варианты действий.

Мнения предпринимателей, предложивших эти особые варианты (среди них больше пожилых руководителей), разделились: одни считают нужным внимательно разобраться в конкретных обстоятельствах, прежде чем принимать какое-либо решение; другие думают, что лучше "наказать виновника рублем". Важно отметить, что никто не предложил передать дело в суд. Зачем выносить внутренние дела фирмы на публику. Руководители считают, что разберутся во всем сами.

В целом несколько более строгими в своем отношении к злоупотреблению слу­жебным положением кажутся предприниматели — собственники предприятий (что вполне понятно), а также бизнесмены с более продолжительным организационным опытом (который, очевидно, учит большей требовательности). Это же относится к предпринимателям-мужчинам. С возрастом и уровнем образования видимой связи нет.

Вообще отсутствие в ряде случаев связи с персональными данными предпринима­телей свидетельствует о том, что нормативное поведение во многих своих проявлениях носит черты универсального свойства и не зависит прямо от социально-демографических или чисто экономических факторов.

Дикий рынок?

Давая заключительную оценку нормативного поведения новых российских предпринимателей, хотелось бы избежать тех крайностей, в которые впадают порою даже квалифицированные эксперты. Одни из них говорят, что мы переживаем эпоху "дикого рынка", где каждый занят проблемами выживания, что ни о какой деловой этике пока речь идти не может. Они же склонны утверждать, что цивилизованная предпринимательская этика в России и до 1917 г. не имела достаточных возможностей для своего утверждения; что традиция ведения хозяйственных дел на Руси не предполагала кристальной честности. Ведь издревле, мол, иностранные путешественники отмечали, что главные черты Московии — это "пьянство и коварство", что всяк истово божится, а потом норовит надуть.

Приверженцы противоположной точки зрения заявляют, что нечестными средствами можно отхватить большой "куш", но удержаться в деловой среде, имея подмоченную репутацию, уже невозможно (и в этом, по их мнению, нет особой разницы с западным бизнесом). Говоря же о российской традиции, они скорее упоми­нают бытовавшее "твердое купеческое слово" или товарищества "на вере".

В рассуждениях о прошлом и настоящем важно избегать крайних эмоциональных оценок. Полагать, что все российские купцы — сплошное жулье, "вор на воре", значит сильно погрешить против истины. Но нелепо было бы и представлять, что видный купец С. Четвериков, сам разыскавший кредиторов и раздавший до копейки все унаследованные им долги, которые уж никто, возможно, и не ожидал получить, является типичной фигурой российского предпринимателя.

2. Наиболее яркие личности коммерсантов. Биография. Особенности характера.

2.1. Зия Бажаев

Для политиков и вообще любых активных персонажей современной новейшей истории возраст между 35 и 40 годами часто оказывается роковым. Именно в этом возрасте гибнут лучшие менеджеры и шоумены, журналисты и бизнесмены - те, с кем связаны надежды экспертов на появление в России принципиально новой элиты. Нет слов, эта элита прошла огонь и воду, сделав свои стартовые капиталы весьма рискованными путями. В этом возрасте современные герои погибают еще и потому, что именно в это время становятся по-настоящему опасны: опыт огромен (в наше время и в нашей стране год идет за пять), огни и воды пройдены, связи наработаны, имя сделано. Запугать шантажом человека, начинавшего свое восхождение на Олимп в конце 80-х - начале 90-х, не так-то просто. Купить - по причине бешеного честолюбия, свойственного современным героям - невозможно.

Одни уходят от дел (как, например, создатель "Коммерсанта" Владимир Яковлев). Другие гибнут - как Владислав Листьев, Артем Боровик или Зия Бажаев. В несчастные случаи, как правило, не очень верится. Уход человека этой генерации, серьезно заявившего о себе в бизнесе или журналистике, априори вызывает подозрения. Это особенность национального русского бизнеса последнего времени: решившись достичь тут истинных высот, вы начинаете балансировать по лезвию бритвы. Девятого марта 2000г. в Шереметьеве-1 погибли два чрезвычайно типичных и ярких представителя своей генерации. Обоих уже считают жертвами теракта - и небезосновательно. Артем Боровик в силу специфики своей профессии был более на виду и на слуху, о Зие Бажаеве знали главным образом коллеги по нефтеторговле. Но врагов хватало у обоих. Их карьеры могут служить идеальной иллюстрацией к теме "Звезда и смерть современных героев". Обоих больше нет. Но понятно, что гибель их - случайная или кем-то спланированная - наверняка не остановит никого из их ровесников, становящихся сегодня самым могущественным, но и наиболее рискующим поколением

Ученик винодела

Зия Бажаев родился 11 июля 1960 года в небольшом селении Чечено-Ингушской Республики. Деревенский мальчик, седьмой ребенок в семье, после окончания школы он с блеском поступил в Краснодарский политехнический институт, который окончил в 1981 году по специальности инженер-технолог. К 25 годам защитил кандидатскую диссертацию по виноделию. Его научным руководителем был известный на юге винодел Акчурин (брат не менее известного кардиохирурга), которого Бажаев в определенном смысле считал своим Учителем. В советские времена Зия Бажаев работал на нескольких предприятиях биохимической промышленности в Краснодаре и Грозном, стал директором одного из них. По тем меркам - совсем неплохая карьера. Но только не для Бажаева - себя он называл "генетически не удовлетворенным человеком".

Его биография в самом деле можно иллюстрировать учебник истории эпохи перестройки. Тут нашлось место всему: эмиграции, знакомству с Дудаевым, чеченской войне, антикризисному управлению. Все его знакомые и партнеры сходились на том, что он типичный self-made man, то есть "человек, сотворивший себя сам". Его называли человеком-турбиной, прирожденным чемпионом, не привыкшим проигрывать ни в бизнесе, ни на футбольном поле, где Зия Юсупович прекрасно играл в нападении. Воплощенная энергия. Батарейка "Энерджайзер", способная заменить семь обычных. Приезжая из Швейцарии, Зия Юсупович постоянно сетовал на скуку и спокойствие, присущие этой тихой стране, и говорил: "В Швейцарии я только сплю, потому что больше там делать нечего".

"Черный ящик"

Но хотя спокойствие было не по нему, внешне Зия Бажаев всегда оставался человеком сдержанным. Правильная русская речь, плавные и очень скупые движения, без какого-либо намека на кавказскую жестикуляцию. Если он распекал нерадивого подчиненного, то голос при этом не повышал и бранных слов не употреблял. Вообще, его темперамент был надежно скрыт от посторонних взоров под корректной личиной восточного джентльмена, как река Неглинка - в подземную трубу, как "черный ящик" (до поры до времени) - в недрах самолета. Точно так же, как бесстрастная анкета маскирует историю успеха, в которой трезвый расчет парадоксально соединяется с авантюризмом и почти биологическим желанием победить все, что движется. Подчиненные Бажаева боготворили. А коллеги по нефтяному бизнесу за глаза называли Змием. Он же, если вдруг кто-то ему об этом доносил, только отшучивался: мол, это прозвище я себе сам придумал.

Именно авантюрой называли многие переезд главного инженера Грозненского биохимического завода Бажаева в Западный Берлин в 1991-м. Без знания языка, без видимых перспектив в этой стране - на свой страх и риск. Так, под смутные разговоры новых эмигрантов (бывших знакомых по Краснодару) о каких-то неведомых возможностях: мелкая торговля, автомобили, ресторанный бизнес... Не иначе как авантюрой выглядело и создание Бажаевым в Швейцарии "Лиа ойл", фирмы-нефтетрейдера для работы на российском нефтяном рынке России, в 1992 году, когда этот рынок был уже давно поделен другими нефтетрейдерами, зарегистрированными в офф-шорных зонах. Но Зия Юсупович хорошо понимал, что солидный швейцарский "лейбл" поможет ему вскочить в этот уходящий поезд. Чеченец, желающий зарегистрировать предприятие в Женеве,- это цирковой трюк, смертельный номер, танец с саблями. Это все равно что, отдуваясь, принести в швейцарский банк миллион долларов в мешке и заявить: "Я из России, хочу открыть у вас счет". Секундная пауза. Затем девушка в ресепшн нажимает кнопку звонка, и вежливые секьюрити выводят смутьяна вон. Как Бажаев смог договориться со швейцарцами - было известно, конечно же, только ему одному. Рассказывают, что он понял главное: швейцарцев нельзя уговаривать. Их можно убедить, апеллируя к разуму. (Само собой, перед этим он нашел себе солидных поручителей).

Но и после этого, как в старом анекдоте, нужно было уговорить Рокфеллера. Бажаеву предстояло решить еще две задачи. Первая: расположить к себе продавцов - директоров российских НПЗ, чтобы те продавали свою продукцию именно ему, а не другим нефтетрейдерам. Вторая: не бояться - в нефтяном бизнесе тогда часто стреляли. Хотя криминалом Бажаева, похоже, не проберешь. В свое время в Ялте, где у Бажаева крупнейшая нефтебаза и "дружественный" ресторан "Тифлис" (который вполне заслуженно считается в тех краях самым лучшим, туда частенько наведываются первые лица стран СНГ), местные бизнесмены были вынуждены считаться с влиятельными группировками крымских бандитов. Весьма "авторитетный" ялтинский делец пригласил для беседы к себе домой и заезжего бизнесмена Бажаева.

Дом располагался на высокой отвесной скале, контролировался вооруженной охраной и был снабжен собственной вертолетной площадкой. Прибывшего Бажаева хозяин, видимо, решил сначала испытать на прочность и предложил прокатиться на вертолете. Набрав приличную высоту, пилот заглушил мотор, и вертолет в свободном падении заскользил вниз. Когда до прибрежных скал оставались считанные метры, машина зависла и стала вновь подниматься. Любому человеку от такого "баловства" стало бы непременно плохо, но только не Бажаеву. Развернувшись к пилоту, он с улыбкой произнес: "Разве это класс? Вот если бы ты дотронулся колесами до воды - был бы высший пилотаж".

Наш человек в Грозном?

Однако если все предыдущее годится для авантюрного романа, то дальше был просто жестокий триллер. Еще в 1992 году Бажаев познакомился с Джохаром Дудаевым. Президент Чечни позвонил Зиевдину Юсуповичу в Берлин и попросил помочь молодой республике выйти из кризиса. - Там нужны были иностранные партнеры с хорошими связями. Я и поехал - рассказывал позже Бажаев. Дудаев выдал земляку особое разрешение на торговлю чеченскими нефтепродуктами в обмен на обещание Бажаева поставлять в республику товары народного потребления. С точки зрения российского права разрешение вообще не являлось документом. Тем не менее, Бажаев приступил к работе.

Между тем в 1995 году федеральное правительство решило: война войной, но дальше терпеть эту чеченскую "черную дыру", в которую утекает, безвозвратно исчезая, российская нефть, не будем. Нужен свой человек в Грозном, который наладил бы обратный ток денег в Россию, торговал бы нефтью от имени России и для России. Называли нескольких кандидатов, но выбрали Бажаева, знакомого с мятежным Дудаевым. Так Зия Юсупович на военном самолете российских ВВС полетел в Грозный - возглавлять государственное унитарное предприятие "Южная нефтяная компания" (ЮНКО).

Он прилетел на войну как на службу - в белой рубашке, в галстуке, с дипломатом. В штабе федеральных войск, куда он вошел со словами: "Я приехал организовывать компанию...", его сначала просто не поняли: "Ты что, с ума сошел? Тут же война. Уйди, не до тебя". Бажаев покорно ушел, погулял по воюющему городу, даже попил пива. Вечером вернулся. "Ты еще здесь?!" - "Да мне бы помощь, транспорт, помещение". Его вывели во двор: "Видишь БТР? Дарю! Поезжай по городу, занимай любое здание, что понравится". Когда Бажаев подъехал к дому директора Грозненского НПЗ, тот выскочил в трусах, с ружьем. Думал, федералы приехали его убивать. Можно только догадываться, какие дипломатические ухищрения потребовались Бажаеву в Грозном, чтобы не то что организовать работу ЮНКО, а хотя бы просто остаться в живых. Сейчас, после трагедии, представители спецслужб тут же раскрутили "чеченскую" версию, среди вороха прочих версий предположив, что авиакатастрофа могла быть местью "братьев-чеченцев" за отказ Бажаева помогать своим экстремистски настроенным землякам.

Но Бажаев всегда был вне политики и вне конфликта, не принимая позицию ни одной из сторон. Если во время первой чеченской войны (работая в Грозном) Зия Юсупович был переговорщиком и бегал с белой тряпкой через линию фронта, матерясь на чеченцев по-чеченски, на русских -- по-русски, то в разгар второй Бажаев только наблюдал за происходящим со стороны. Но как всякий нормальный человек, он безумно болел за свою маленькую родину, вынашивал мечты со временем реабилитировать чеченцев и помогал своим простым землякам - обездоленным и лишенным крова. Например, профинансировал проведенную совместно с МЧС гуманитарную акцию "Дети Чечни", отправив 200 детей из лагерей вынужденных переселенцев отдыхать в Анапу и Геленджик. Но помогал Зия Юсупович не только землякам. Несколько лет назад директор Щукинского театрального училища Владимир Этуш обратился к ряду отечественных бизнесменов за помощью - откликнулся только Бажаев. Какое-то время спустя Владимир Абрамович не вытерпел. "Зия Юсупович - сказал он, вы все помогаете, помогаете, а об этом никто даже не знает. Давайте хоть вывеску какую-нибудь сделаем, чтобы студенты знали". Бажаев отказался. Но попросил взамен провести отборочный тур среди кавказской молодежи, выявить самых талантливых и оплатил учебу целого ингушского выпуска в Щукинском училище. Начинающие актеры до самого выпускного вечера так и не знали, кому обязаны своей учебой.

"Я пока не добился того, чего хотел"

А тогда, в 1995-м, Зия Бажаев задание российского правительства все же выполнил и выгодно продал еще уцелевшие в Грозном запасы нефти. Но год спустя новое руководство Чечни ("завгаевский" Верховный Совет) обвинило его в незаконной торговле нефтью и нефтепродуктами по заниженным ценам. Бажаев ушел. Он мог себе это позволить - сделав свое дело. Тем более что ему было куда уйти - Владимир Потанин позвал Зию Усуповича к себе в СИДАНКО. С главой ОНЭКСИМбанка (экс-главой экс-банка) Бажаев был знаком еще со времен "Лиа ойл" - торговые операции нефтетрейдера Бажаева проходили через потанинский банк. В 1996-м Зия Юсупович занял в СИДАНКО сначала пост вице-президента по коммерческим вопросам, потом первого вице-президента, а с начала 1997 года стал президентом компании.

Потанин обязан Бажаеву гениальной торговой сделкой. Зие Юсуповичу удалось продать 10% акций СИДАНКО компании "Бритиш петролеум" за $570 млн. Тогда как Потанин в свое время за всю компанию заплатил всего около $200 млн. Это была уникальная операция, после которой по сложившейся в России традиции любой из ее организаторов мог бы попросить и собственную долю в компании. Правда, Бажаев неоднократно повторял, что ушел из СИДАНКО, выполнив условия контракта. И первое, что сделал Бажаев, уйдя от Потанина - создал собственную компанию "Группа Альянс", провозгласившую своей специализаций антикризисное управление предприятиями. Федеральное правительство как раз "сбрасывало" в подчинение регионам находящиеся там нерентабельные предприятия. Профессионализму и опыту Зии Бажаева было найдено достойное применение - "Группа Альянс" предлагала российским губернаторам помощь в управлении свалившимся на них "добром". За "комиссионный гонорар".

Казалось бы, все складывалось как нельзя лучше, хотя Зия и признавался, что в последние месяцы фактически жил в самолете. Том самом "Як-40". На земле его ждали трое детей (две дочери и сын) и красавица жена Мадина. Каждая жена достойна своего мужа и в некотором смысле показатель того, чего добился мужчина. Если так - Бажаев многое успел. Сам он любил рассказывать, как однажды после длительных переговоров явился домой под утро, на что Мадина деликатно заметила: "Дорогой, ты часто приходил поздно, но так рано - никогда". "Я пока не добился того, чего хотел. Правда, чего точно хочу, я и сам не знаю". Это слова Зии Бажаева. Верилось, что узнает. Верилось, что добьется. Верилось, что никто не остановит "Энерджайзер"...

2.2. Рокфеллер

Биография

Рокфеллер родился в 1839 г. В семилетнем возрасте отец-бизнесмен поручил ему откорм домашних индюшек и посоветовал завести бухгалтерскую книгу для учёта расходов и доходов и анализа результатов своей деятельности. Сформировавшаяся привычка на основе движения денег делать выводы о целесообразности решений и поступков в бизнесе стали второй натурой будущего миллиардера.

В 20-летнем возрасте он берётся за добычу и продажу нефти - бизнес, связанный с большими рисками из-за пожаров, дороговизны геологоразведки и сложностей определения запасов месторождений нефти. Результатом его деятельности стало рождение компании «Стандарт ойл», занявшей второе место в восьмёрке богатейших компаний США. В 56-летнем возрасте Рокфеллер отошёл от дел своего детища, отдав бразды правления потомку, занявшись разведением роз. Умер он в 1937 г. в 98-летнем возрасте.

Прошли десятилетия. В 1970-х годах компания остаётся столь же могущественной. Это свидетельствует, что главным достоянием компании и наследников стали отлаженная система управления бизнесом и своеобразие философии предпринимательства. На них и сосредоточим внимание.

Личные принципы.

Предприниматель, ставящий своей целью только личное обогащение, ничего в жизни не добьётся. Большинство самых крупных достояний предпринимательства есть результат целесообразных усилий по удовлетворению социально-экономических нужд людей и потому уже «обречённых» на доходность. Предприниматель, теряющий из поля зрения эту цель, подменяющий её личной корыстью, не может иметь успеха.

В коммерческом успехе тайн нет. Сила кроется в следовании простым и естественным законам торговли и здравому смыслу, понятным всем окружающим. Не следует увлекаться большими, но временными барышами. Бойтесь казаться непонятным или экстравагантным в достижении успеха. Это помешает масштабам бизнеса. Не следует начинать бизнес, не изучив его особенностей и не представив себе конечного результата деятельности. Но увидев желанную цель, не следует идти к ней прямо, соблюдая необходимую осторожность, смело глядя правде в глаза и действуя энергично и методично.

Нужно соблюдать человечность в делах и законность сделок, проявлять разумность, точность, добросовестность в повседневной работе. При неудаче нужно держаться мужественно. Необходимо сохранять трудолюбие и упорство в изучении и совершенствовании своего дела. В коммерции очень важны точность и аккуратность ведения бухгалтерских книг, являющихся источником знания о причинах успеха или неуспеха, позволяющих не впадать в эйфорию или самообман, постоянно сохранять связь разума коммерсанта с пульсом его дела.

В финансовых расчётах чрезвычайно важна пунктуальная точность соблюдения сроков и размеров платежей, даже если договор был устным. Авторитет порядочности и исполнительности предпринимателя может найти свою оценку в кредитовании его деньгами знакомыми и близкими людьми в трудный, острый или очень важный для бизнеса момент и в суммах, на которые подчас предприниматель не рассчитывает.

Работа с людьми.

Серьёзные дела вести в одиночку невозможно. Синдикат всегда выгоднее благодаря соединению личностей и капиталов. В коллективной работе важны и нужны дружеские отношения, но сама дружба не может быть основанием для организации совместного дела.

В жизни реальнее дружба в совместном деле, нежели дело, базирующееся на дружбе.

В коммерции нельзя без специализации, но специализировавшись, нужно укрупнять свое дело в синдикате до максимальных размеров. Утверждают, что монополизация ведёт к застою, что это плохо для совершенствования дела ввиду отсутствия конкурентной борьбы. Однако монополизация является требованием жизни во имя больших дивидендов, во имя снижения цены на товар, во имя доставки его по доступным ценам в любую точку мира, во имя распространения деловых достижений повсеместно.

Законодатели должны искать и найти свои способы управления деятельностью монополий в интересах прогресса цивилизации.

Что касается опасности застоя ввиду ограничения конкурентной борьбы, то разогретый пар тоже ведь чреват опасностью взрыва котла и ожога окружающих.

Однако, никому в голову не приходит на этом основании отказаться от его использования. Инженеры продолжают совершенствовать свои машины. Коммерсанты должны совершенствовать своё дело.

Меньшее число высокооплачиваемых сотрудников всегда выгоднее большего числа менее оплачиваемых. В первом случае это лучшие специалисты, стабильность кадрового состава и, следовательно, компетентность, эффективность и интенсивность работы.

Особенности работы в компании.

На новых землях, богатых нефтью, компанией скупался максимум территории, и в ходе её обследования на наличие запасов она обустраивалась. Поэтому на отработанные обустроенные участки земли легко находились желающие на дальнейшее их использование в иных целях. И поэтому использованные нефтяным бизнесом земли всегда продавались по ценам значительно большим, чем когда-то покупались. Таким образом, даже неудачная геологоразведка давала доход.

Компания не допускала наличия между собой и непосредственным пользователем ее товара каких-либо независимых промежуточных компаний-перекупщиков, которые могли бы искажать истинные картины спроса и предложения, цен и стоимости нефтепродуктов.

Компания всегда заботилась о коммерческой респектабельности смежников, ибо смежники, сотрудничающие с компанией «Стандарт ойл», в результате угроз банкротства, спадов в активности или после удовлетворения судебных исков всегда становились менее надёжными и способными к сотрудничеству.

Ввиду того, что топливный бизнес постоянно связан с риском истощения запасов нефти в скважинах и ущербами от пожаров, компания никогда не доверяла своих акций биржевым играм, предпочитая распространение их среди смежников и постоянно заботясь о высоких дивидендах, что вело к постепенному разрастанию дела и надёжному сотрудничеству всех смежников.

Распределение доходов.

При успехе предпринимательской деятельности неизбежно встаёт проблема использования доходов. Довольно быстро выясняется, что пределы личного потребления достаточно скромны и сравнимы с нормами потребления миллионов людей. Более того, самые изысканные блюда и напитки, употребляемые в больших количествах, вредят здоровью. Избыточность в комфорте делает богача рабом вещей, лишает свободы действий. И в самом деле: питьё шампанского и закусывание красной икрой расстраивают умственные способности и желудок, а многочисленные дома по столицам государств требуют забот по их охране и содержанию, найме прислуги и использованию в доходных целях. И всё это в ущерб основному бизнесу.

Так выясняется, что составить счастье богача могут только две вещи: во-первых, отдавать больше средств и времени любимым и приятным занятиям в соответствии со своими склонностями, способностями и характером и, во-вторых, испытывать радость от помощи нуждающимся.

В помощи нуждающимся необходима осмотрительность, т.к. дарение денег просителям очень быстро множит число последних, в ряды которых устремляются подчас люди, способные трудом обеспечивать свою жизнь в достатке. Дарение денег, подчас, портит характеры людей, настраивает на иждивенчество, лукавство, притворство, нахальство. Как правило, придя к выводу после нескольких вспомоществований, что вы вынуждены отказать просителю из-за появления более нуждающихся людей или отсутствия у вас средств на очередную выплату денег, вы за вашу благотворительность приобретаете обиженного, может быть злопыхателя или даже недоброжелателя с враждебными намерениями. Поэтому самый целесообразный путь к благотворительности это создание новых рабочих мест, может быть, со специфическими условиями труда (для инвалидов, для слабоумных, для необразованных и т.п.)...

Кстати, сфера учреждений, позволяющих людям использовать собственные способности зарабатывать деньги, наиболее близка успешно ведущему своё дело предпринимателю. И здесь его ждёт наибольший успех и самая глубокая благодарность нуждающихся. Когда нет времени, сил или желания погружаться в создание подобных благотворительных учреждений, можно вкладывать пожертвования из доходов в науку и образование. Здесь важно найти конкретное лицо, которое больше всего содействует обучению специалистов, высокое качество которых у вас не вызывает сомнения. «Стандарт ойл» многократно перечисляла огромные денежные суммы Чикагскому университету, хотя ректор университета ни разу не обращался с просьбами о пожертвованиях. Компания знала цену специалистам этого университета по эффективности труда своих многочисленных сотрудников и авансировала будущее значение университета в собственных успехах.

Расходованием средств на общественные и благотворительные нужды должен заниматься специальный комитет деловых людей, в который обращаться не запрещается никому в стране, и где деловое полезное предложение всегда получит целесообразное воплощение. Для чего нужен деловой комитет? Чтобы отличить демагога и хитреца от энтузиаста и альтруиста. Предположим, в комитет приходит инициатор создания в городе наркологической больницы и просит деньги. Специалист делового комитета ставит вопросы, ответы на которые и должны дать сведения об авторитетности инициатора; такими вопросами в нашем случае могут быть: «Какова численность населения города? Какова доля наркобольных? Какова доля нуждающихся в стационарном лечении? Какова продолжительность лечения? Какие необходимы средства лечения? Каким должен быть персонал? Какова надёжность лечения? И т.д., и т.п. Уже после 5-6 вопросов уровень подготовленности к решению проблемы инициатора прояснится и начнётся выявление необходимой суммы и целесообразности её предоставления.

Но вернёмся к первому. Жизнь у каждого человека одна. И так уж она устроена, что чаще приходится заниматься тем, чтобы обеспечить себе питание, отдых, образование, содержание семьи и удовлетворение прочих потребностей, а любимое занятие, к которому влечёт, которым занимался бы с душой, отстраняется на минимум свободного времени, и его остаётся всё меньше. Хорошо тем, у кого увлечение совпадёт с жизнеобеспечивающим трудом, но это редкие счастливцы. Предпринимательский успех, денежный избыток позволяет накопленный опыт и обязанности передать или перепоручить подобранному для этого молодому человеку, а самому встать рядом со своим обустроенным делом, заняться любимым и желанным увлечением и отвлекаться от него на минимум рабочего времени для изучения ситуации и ввода необходимых важнейших решений, обеспечивающих жизнеспособность и развитие дела.

Напоследок.

Во взглядах Рокфеллера можно найти немало мудрости. Больше всего поражает то, что в социалистической идеологии было много совпадающего со взглядами миллиардера, а в нынешней идеологии перехода к частной собственности на средства производства и рыночным отношениям есть положения, противоречащие взглядам одного из самых богатых и практичных капиталистов мира. И это склоняет к мысли, что истина (имеется в виду идеология строительства общества, где достигается наибольший прогресс в обеспечении людей средствами к жизни через максимально полную самореализацию всех их способностей) лежит где-то посередине, т.е. в оптимальном сочетании частной, кооперативной и государственной собственности на средства производства. И поиск этой оптимальности будет вечен, ибо каждому новому шагу в развитии производительных сил и подъёма культуры населения должны соответствовать свои параметры соотношения видов собственности и форм их взаимодействия.

3. Кодекс делового поведения.

Современный мир тесен. Страны и регионы, фирмы и люди связаны между собой многочисленными деловыми контактами. Бизнес уже немыслим без международной деловой кооперации. Уровень взаимной информированности становится все более высоким и все меньше зависит от расстояний.

Современный мир просторен. Всё новые и новые экономические субъекты продолжают выходить на арену хозяйственного взаимодействия, намереваясь осуществить различные по смелости и масштабу проекты. Огромная масса предприимчивых и просто активных людей изучает экономику, этику, право и другие дисциплины, необходимые для работы на рынке. Миллионы будущих менеджеров готовят себя к деятельности по управлению как возникающими, так и существующими предприятиями, организациями и их подразделениями.

Мы живем и работаем в России. На нашей территории осуществляют хозяйственную деятельность российские и зарубежные предприятия, ведущие различные виды деятельности. Развивается процесс интеграции в мировую экономику.

Особое географическое положение страны, богатой природными ресурсами, ее роль в освоении хозяйственного взаимодействия в рамках Соглашений о разделе продукции, говорят о значительном потенциале . Мы сможем продуктивно работать в цивилизованном деловом мире, на основе правил и норм поведения принятых в международном деловом сообществе.

Фундаментом нашей деловой активности является российское законодательство. Наряду с этим мы признаем и прогрессивные международные нормы, выработанные всем историческим ходом экономического развития.

Предлагаемые Основы Кодекса делового поведения являются основанием для разработки собственного кодекса в любой организации, независимо от ее формы собственности и вида деятельности.

Общим фундаментом для всех участников является:

Соблюдение этических и моральных принципов в личных и профессиональных отношениях имеет высший приоритет над остальными ценностями для каждого.

Участники экономических отношений провозглашают основные принципы ведения дел, которые изложены в Основах Кодекса делового поведения и Декларации.

Корпоративное управление: отношения владельцев с менеджерами

Доверительное отношение между владельцами предприятий и работающими по найму менеджерами имеет важное значение. Владельцы отслеживают деятельность менеджеров, уполномоченных компетентно вести оперативное управление делами, за собой же они оставляют принятие главных перспективных решений.

Рациональные принципы корпоративного управления включают следующее:

- Уставом или другими основополагающими документами предприятия определены роли и обязанности собственников (владельцев) и нанятых ими управляющих (менеджеров);
- Между собственниками (акционерами) принят открытый обмен информацией о результатах аудиторского контроля, а также о достижениях и операциях предприятия;
- Управляющие отстаивают принципы хорошей деловой практики, всецело подчиняясь при этом решениям собственников (собрания акционеров).

В предприятиях, являющихся акционерными обществами, дополнительно действуют следующие принципы:

- Принято уважительно относиться к правам акционеров, не имеющих контрольного пакета акций;
- Совет директоров действует в качестве доверенного лица от имени всех акционеров. Члены Совета директоров имеют соответствующие навыки, время и доступ к информации, необходимые для эффективного исполнения их обязанностей;

Отношения с работниками

Предприятия ответственны перед своими работниками. Отношения с персоналом Администрация любого предприятия строит на основе следующих главных принципов:

- Администрация соблюдает Трудовой кодекс и другие законы, касающиеся трудовых отношений с работниками;
- Администрация соблюдает существующие санитарные нормы и правила безопасности труда;
- На предприятии отсутствует дискриминация в приеме на работу, оплате труда и продвижении по службе. Все работники имеют равные возможности в соответствии со своей компетенцией;
- Администрация обеспечивает сотрудникам равные права и возможности для того, чтобы развивать и проявлять свои способности;
- Работники имеют право участвовать в деятельности профессиональных союзов.
- Администрация проводит консультации с работниками по поводу условий труда и по другим вопросам, затрагивающим работников предприятия.
- Правила, касающиеся оплаты труда, льгот, продвижения по службе и других условий труда определены четко и ясно для всех.
- Администрация выполняет обязательства по внесению финансовых средств в пенсионные фонды.
- Администрация пользуется своим правом обеспечивать соблюдение дисциплины своими сотрудниками всеми законными способами, вплоть до увольнения нарушивших дисциплину работников в соответствии с действующим законодательством.
- Администрация принимает во внимание мнение работника и его личные ценности.
- Администрация строит отношения с сотрудниками на принципах коллегиальности, сотрудничества и социального партнерства.

Отношения с другими предприятиями

Если при выполнении договорных обязательств стороны строят отношения на взаимном доверии, в выигрыше остаются все. При этом, доверяя партнерам, каждый рассчитывает на доверительные отношения к нему самому.

Каждый участник деловых отношений понимает, что репутация его предприятия - большая ценность. Ее трудно завоевать, но гораздо труднее не утратить, изо дня в день подтверждая свое доброе имя текущими делами.

Основные принципы, способствующие взаимному доверию в деловых отношениях:

- Обеспечение высокого качества товаров и услуг.
Стремление завоевать уважение и доверие во всех деловых контактах.
- Соблюдение договорных обязательств.
- Готовность к переговорам и поиску компромисса для того, чтобы прийти к единому мнению в случае деловых разногласий.
Разрешение споров правовыми путями




Отношения с мировым сообществом

В своих внешнеэкономических отношениях деловые люди, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Сахалинской области, контактируют с деловыми людьми за рубежом. При этом мы видим свою высокую миссию в том, чтобы достойным образом представлять Россию. А в деловых людях зарубежья видим не только бизнесменов, но представителей их стран. Так наши контакты способствуют укреплению дружбы и взаимопонимания между народами.
Забота об окружающей среде является предметом особой ответственности предприятия перед мировым сообществом. Такая ответственность распространяется на все сообщества и регионы, чья экология может быть затронута деятельностью предприятия.

Отношения с мировым сообществом строятся на основных принципах:

- Соблюдать все действующие законы и правила по охране окружающей среды.
- Внимательно относиться к проблемам местного населения в местах расположения своих филиалов и представительств, поддерживать связь с местным населением.
- Проявлять терпимость к представителям других культур, рас, верований.
- Сохранять и развивать российскую культуру в деловых отношениях


Отношения с государственными учреждениями

Хорошо управляемые предприятия - это предприятия, соблюдающие законодательство. Участники экономических отношений в Сахалинской области признают Закон как основу порядка и стабильности в обществе.

Отношения с государственными учреждениями строятся на основных принципах:

- Выплата всех причитающихся налогов и сборов.
- Соблюдение всех законодательных и нормативных актов РФ.
- Получение необходимых разрешений, лицензий и согласований, требующихся для ведения хозяйственной деятельности предприятия.

Деловые люди и предприятия рассчитывают на то, что процедуры их взаимодействия с государственными учреждениями и должностными лицами будут ясными и понятными.


Надлежащая система взаимозависимости и взаимоограничения

Система взаимозависимости и взаимоограничения необходима для того, чтобы гарантировать честность предприятия во всех видах его деятельности и в сфере его отношений с потребителями товаров и услуг, не ослабляя при этом его информационной и экономической безопасности. Такая система должна основываться на общих принципах регламентированной открытости, подотчетности управляющих, разделения ответственности и действенного внутреннего контроля.

Политика регламентированной открытости означает:

- Предприятия формулируют каждое для себя свой регламент распространения информации.
- Предприятия информируют свою потенциальную клиентуру о существенных событиях и фактах, которые могут оказать на предприятие существенное воздействие в перспективе.
- Предприятия стремится исключить из своей информационной практики сообщения, которые можно истолковать неоднозначно.

Ключевым элементом системы взаимозависимости и взаимоограничения является способность владельцев предприятий следить за эффективностью функционирования системы общественных связей и выполнения менеджерами своих обязанностей и применять санкции в случае их неудовлетворительной работы, вплоть до замены руководства предприятия.


Предупреждение вымогательства и взяточничества

Предполагается, что принципы, касающиеся предупреждения вымогательства и взяточничества, применяются как метод саморегулирования предприятий. Добровольное соблюдение этих принципов предприятиями не только будет способствовать обеспечению высоких стандартов честности в деловых контактах как между предприятием и государственными учреждениями, так и между самими предприятиями, но и будет защищать предприятия, которые являются жертвами попыток вымогательства.

Деловое сообщество выступает против всех форм вымогательства и взяточничества. Главным приоритетом должно стать пресечение вымогательства и взяток, к которым причастны политики и высшие должностные лица. Взяточничество и вымогательство угрожают демократическим институтам и становятся причиной глубоких экономических деформаций.

Все предприятия соблюдают следующие правила:

- Никто не имеет права прямо или косвенно требовать или брать взятку.
- Ни одно предприятие не имеет права прямо или косвенно предлагать или давать взятку, и любые требования, касающиеся дачи взятки, должны быть отвергнуты.
- Предприятия должны принимать разумные меры, чтобы по возможности удостовериться в том, что платежи какому-либо агенту являются не более чем соответствующим вознаграждением за предоставление этим агентом легальных услуг, а также в том, что какая-либо часть этого платежа не была передана таким агентом кому-либо в качестве взятки или иным образом, противоречащим данным принципам.
- Предприятиям следует предпринять необходимые меры для создания независимых систем аудита с тем, чтобы выявить любые операции, противоречащие данным принципам.
- Денежные пожертвования в пользу политических партий или отдельных политиков могут производиться только в соответствии с действующим законодательством и всеми действующими требованиями в отношении публичного раскрытия информации о таких пожертвованиях.


Рекомендации по претворению этих принципов в жизнь

Всем участникам экономических отношений в Сахалинской области, стремящимся к цивилизованному ведению бизнеса, рекомендуется предпринять следующие шаги:
- Разработать Кодекс делового поведения для своего предприятия
- Руководствоваться и применять изложенные в Кодексе нормы и принципы делового поведения.
- Пропагандировать основные принципы делового поведения в деловых отношениях
- Создать механизм, регулирующий соблюдение Кодекса на предприятии.

Примечания

  1. Настоящие Основы Кодекса делового поведения были разработаны российской Торгово-промышленной палатой при участии российско-американского Комитета по развитию делового сотрудничества (КРДС). Основы Кодекса в значительной степени отражают идеи, выдвинутые российскими и американскими торговыми организациями и предприятиями в ходе дискуссий за круглым столом и обсуждений, состоявшихся в России и Соединенных Штатах

2. Используемый в настоящем документе термин "предприятие", обозначает как юридическое лицо (например, "предприятие", "компания", "фирма" иди "организация"), так и индивидуального предпринимателя, ведущего хозяйственную деятельность без образования юридического лица

3.1."Семь принципов ведения дел в России"
(Выработано российскими предпринимателями в 1912 году)

1. Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к властителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели, честности и правдивости.

3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.

5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. "Единожды солгавший, кто тебе поверит". Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

7. Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение "двум господам" противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

 

4. Национальные особенности делового общения.

Международное деловое общение предусматривает необходимость понимания и учета особенностей характера и отличительных черт поведения разных народов. Эта задача упрощается в случае, если деловые отношения связывают представителей народов и культур, имеющих общие корни - языковые, этнические, религиозные и др. Очевидно, что в этом контексте, отличия в этике делового общения на востоке и западе Европы, будут не столь существенными, как, скажем, между христианским Западом и мусульманским Востоком, или Востоком, этически ориентированным на ценности конфуцианства, буддизма или индуизма. Можно выделить ряд факторов, определяющих общность подходов к этическим вопросам для Западной и Восточной Европы. Это - единая христианская культура, этническая близость и длительная история политических, экономических и культурных связей.

Все это дает основания утверждать, что данный курс в целом кратко формулирует характерные для европейской культуры основы этики делового общения, которые, естественно, в разных странах имеют и национальные особенности.

Известны определенные черты характера и поведения, влияющие на этику делового общения, общие для целых групп народов. Так, немецкий психолог Х. Гюнтер условно разделил народы Европы на четыре подтипа - нордийцы, динарцы, средиземноморцы и остийцы.

К нордийцам он относит народы Скандинавии, Великобритании, Бельгии, Голландии, Северной Германии и Северной Франции. По темпераменту они холодны, сдержанны, упрямы, скупы на слова, чужды всякому панибратству, обладают силой воли. Характерные черты - уверенность в себе, критический ум, правдолюбие, здравый смысл, лояльность к власти, любовь к порядку, понимание возвышенного, аристократические наклонности, постоянство в привязанностях, любовь к свободе. Нордийцы обладают высоким чувством долга и ответственности перед собой и другими, имеют творческий дух, отличаются волей к власти и умением руководить другими.

К динарцам немецкий психолог относит народы Сербии, Боснии, Хорватии, Албании, Греции, Австрии. Это люди, склонные к веселости и открытому проявлению своих настроений. Их отличают чувство гордости, отвага, честь, воинственность, приверженность собственному образу жизни, обычаям и любовь к народному искусству. Динарцы обидчивые и одновременно добродушные люди, склонны к грубым шуткам. Им не хватает дисциплины и четкости мысли, присущей нордийцам.

К средиземноморскому подтипу принадлежат жители Пиренейского полуострова (испанцы, португальцы), Корсики, Сардинии, Италии, юга Франции, юга Балканского полуострова, а также севера Африки и испаноязычные народы Латинской Америки. Это люди по темпераменту неспокойные, энергичные, переменчивые в настроении, любящие жизнь, склонные к переменам, увлекающиеся, находчивые, быстро схватывающие идеи и талантливые. Суждения у средиземноморцев чувственные или интуитивные, они часто попадают в курьезные ситуации из-за своей неугомонности. Многие из них посвящают себя искусству или поэзии. В общественно-политической жизни эти люди пророки, обновители морали, организаторы духовной жизни нации.

Подтип остийца распространяется на народы Восточной Европы. По мнению Х.Гюнтера, с которым трудно согласиться, но привести, однако, нужно, так как оно отражает довольно распространенный на Западе стереотип, остийцев характеризует отсутствие четко выраженных привязанностей, твердо сформировавшихся чувств, неумение владеть собой, склонность поддаваться соблазнам, любовь к однообразию и твердо установленному заработку. Нередко имеет место отсутствие острой мысли, ненадежность в делах и предприятиях, любовь к чиновничьим должностям, бюрократизм. В жизни они реалисты, по взглядам - демократы, но, как правило, вступают в партию большинства. В искусстве любят расплывчатые формы, теплоту и мягкость линий. Труд остийцев имеет невысокое качество.

5. Этика бизнеса и деловых отношений

Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика ("этика бизнеса", "этика торговли", . Этой проблеме сейчас уделяется много внимания. Экономическая этика – наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях "Этика", "Никомахова этика", "Политика". Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советовал своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса. Возникновение капитализма в Европе в XVI веке было тесно связано с протестантской Реформацией. Можно сказать, что протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса. Если бы он следовал за средневековой католической идеологией, утверждавшей, что "делание денег" подлежит моральному осуждению, то не смог бы установить нравственных стандартов для достижения своих целей. Так, Фома Аквинский верил в то, что большинство форм торговли, осуществляемой с целью извлечения прибыли, являются обязательно аморальными. Отрицая эти установки, протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса в результате морального освящения стремления к прибыли. Он утверждает, что труд коммерсанта может быть одобрен Богом. Стремление к прибыли и стремление к Богу стали не только совместимыми, но и взаимообуславливающими. А вознаграждение финансовым успехом стало пониматься как знак расположения Бога. Светская версия протестантской этики бизнеса стала важной составной частью западной общественной культуры. В наше время хорошая этика означает хороший бизнес. Можно быть одновременно добродетельным и преуспевающим в бизнесе человеком, и что моральная добродетель необходимое условие для успеха.

Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Г. Форда. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл. Суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная "деловая теория", а "нечто большее" - теория, цель которой создать из мира вещей источник радостей. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Этико-экономические установки Форда имеют практическое значение и в настоящее время. Экономическая этика - это совокупность норм поведения предпринимателя, требования предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Это - адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. Это - этика ведения переговоров с партнерами, этика составления документации, использование этических методов конкуренции.

Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Деловой этикет - это нормы, регламентирующие стиль работ, манеру общения между фирмами, имидж бизнесмена и т.д. Этика предпринимательства не может возникнуть по субъективному желанию. Ее формирование - сложный и длительный процесс. Условиями формирования ее являются: политическая и экономическая свобода, сильная исполнительная власть, стабильность законодательства, пропаганда, право.

5.1 Основные постулаты этического кодекса коммерсанта:

- он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом;

- исходит из того, что люди, окружающие его хотят и умеют работать;

- верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество;

- признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

- уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы;

- ценит образование, науку и технику;

Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности.

Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране. Если вспомнить прошлые времена, и сегодняшние, отмечаются разительные перемены. Взять, например, обслуживание в сфере торговли. Если ранее существующий лозунг "Покупатель всегда прав" был только формальным, то сейчас все встает на свои места. В большинстве магазинов, но не во всех (некоторые магазины еще не перестроились, точнее люди), тебя встречают с улыбкой, предлагая свою помощь в выборе товаров. Это говорит о том, что все-таки экономическая этика в России стала развиваться, и притом бурными темпами.

Заключение.

В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.

Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.

Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания.

Интеллигентность должна быть не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить руганью, дурными идеями.

Интеллигентность - это терпимое отношение к миру и к людям.

В основе всех этических принципов лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.

Диалектические принципы гармонии и меры качеств передового человека хорошо сформулировал А.В. Суворов:

«Смел без запальчивости,

скор без опрометчивости,

деятелен без легкомыслия,

подчинен без унижения,

начальник без самонадеянности,

победитель без тщеславия,

честолюбив без кичливости,

благороден без гордости,

непринужден без лукавства,

тверд без упрямства,

скромен без притворства,

основателен без педантства,

приятен без ветренности,

целен без примеси,

благорасположен без коварства…»

Список использованной литературы:

  1. «Быть деловым человеком» Сухарев В.А; Симферополь, 96г.;

  2. «Зия Бажаев» Л.Лукьянова; журнал «Профиль» март 2000г.;

  3. «Этика в юриспруденции и предпринимательской деятельности» В.Л. Васильев; Спб. 1995г.;

  4. «Бизнес – это люди» Паркинсон С.Н., Рустомджи М.К.; М. 95г.;

  5. «Рынок и совесть в оценке русского народного сознания», Алышиц Д.Н. 96г.;

  6. «Мафия бессмертна» Елевина С.Д.; Независимая газета, 6.11.92;

  7. «Хитрее прочих русских: иностранцы о Московии» И.Рощина;

  8. «Искусство разбогатеть» Дж.Д. Рокфеллер, М. 1990;

  9. «О некоторых чертах нормативного поведения новых российских предпринимателей», Восторгин А.С., журнал «Мировая экономика и международные отношения», 1994г.,№4;

  10. «Основы менеджмента», М. Мескон, М. Альберт, М. 1994г.;

  11. «Возможна ли этика бизнеса», П.Н. Шихирев.