Единая европейская валюта и международная экономика

План

  • Аннотация.

  • Введение.

  1. Европейский валютный союз.

    1. Из истории образования ЕВС.

    2. Цели создания ЕСВ.

    3. Критерии вхождения в ЕВС.

    4. Роль ЕЦБ в новой валютной системе.

    5. Три фазы перехода к новой валюте.

    6. Преимущества и недостатки введения евро.

  2. Евро и международная экономика .

2.1 Евро и третьи страны.

2.2 Евро и американский доллар - радикальный прогноз.

2.3 Евро и развивающиеся рынки.

2.4 Использование евро во внешнеторговых рассчетах России.

  • Заключение.

  • Список литературы.

Введение.

Интеграционные процессы среди развитых и приближающихся к ним в своем развитии стран ныне явно активизируются. Однако никакому другому региону планеты не удалось до сих пор так далеко зайти в объединении, как Европе. Там уже приступили к решению краеугольной проблемы экономической интеграции - введению единой валюты с постепенным отказом от национальных денежных единиц.

Весь мир с особым вниманием наблюдает за всеми перипетиями этого процесса, так как именно от его исхода в конечном счете зависит архитектура общечеловеческого социума завтрашнего дня - будет ли мир, как сегодня, однополюсным или превратится в многополюсное образование, сохранится ли лидирующая роль европейской цивилизации или центральным вектором развития будет другой путь и так далее. Осуществление этого проекта представляет особую важность еще и потому, что в случае его успеха примеру Европы могут последовать и другие интегрирующиеся регионы. В частности, на африканском континенте разрабатывается идея введения афро; обсуждается тема создания валютного блока вокруг иены; повышается интерес к теории оптимальных валютных зон в странах СНГ, что показала недавняя конференция представителей центральных банков, валютных и фондовых бирж государств СНГ.

Актуальность рассмотрения данной темы также обусловлена и тем периодом, в который она рассматривается. Ведь с 1 января 2002 года выйдут в обращение наличные евро. И поэтому стоит рассмотреть возможные варианты развития мировой экономики в связи с этим событием.

  1. Европейский валютный союз.

1.1 Из истории образования ЕВС

Попытки создания валютных союзов между различными европейскими государствами неоднократно предпринимались в XIX- начале XX вв. В то время денежные системы и международные финансовые отношения были осно­ваны на золоте и серебре. Проблемы с инфляцией возникали только при открытии новых крупных месторождений этих драгоценных металлов. Денеж­ная политика и центральные банки еще находились в процессе становления и мало сопоставимы с современными. Тем не менее, прошлый опыт представ­ляет определенный интерес и сегодня.

Первым валютным союзом в Европе был Авс­тро-германский валютный союз (1857- 1866 гг.). В 1857 г. Австрия зак­лючила договор с членами Германского таможенного союза, по которому три различные валюты были связаны вместе условленным постоянным обмен­ным курсом и общей единицей учета. Однако выпуск единых денег вместо национальных валют не предполагался. Не было наднационального органа или метода выработки соглашений для урегулирования спорных вопросов в случаях, когда одна из сторон не выполняла взятых на себя обязатель­ств. При отсутствии реальной интеграции банковской и денежной систем союз оставался формальным обязательством поддерживать условленные об­менные курсы. В 1866 г. политический конфликт между Австрией и Прусси­ей перерос в войну и союз распался.

По инициативе Франции в 1865 г. был создан Латинский валютный союз (1865- 1878 гг.), в который вошли Франция, Бельгия, Италия и Швейцария. Франция играла в нем доминирующую роль. Три остальные страны ко времени создания союза приняли французский биметаллический стандарт с фиксированным соотношением между серебром и золотом, и база для валютной кооперации уже существовала. Целью договора было достижение единообразия чеканки монет, которые должны были взаимно приниматься национальными казначействами как законное платежное средство. Эмиссия ограни­чивалась в соответствии с формулой, основанной на относительном разме­ре населения каждой страны.

Союз не мог быть успешным, так как не были учтены расширяющееся использование банкнот, о которых в договоре не упоминалось, а также временное падение стоимости серебра по отношению к золоту. В 1878 г. союз согласился приостановить чеканку серебряных монет, что фактически означало его конец, хотя формально он пережил первую мировую войну.

Скандинавский валютный союз (1875- 1917 гг.) образовался в ре­зультате заключения соглашения между Данией, Норвегией и Швецией о вы­пуске одинаковых монет. Конвенция не содержала положений, касающихся обращения банкнот, хотя последние уже широко использовались в этих странах. Тем не менее их центральные банки вскоре начала принимать банкноты друг друга и пересылать их для кредитования текущего баланса, поддерживаемого каждым банком. Экономя на операциях с золотом и создав эффективный международный клиринговый механизм, союз успешно просу­ществовал до первой мировой войны.

Первая мировая война расстроила экономическую и финансовую систе­мы скандинавских стран. Несоответствие структур цен в этих странах и значительный приток золота привели к разрушительным последствиям для относительных обменных стоимостей их валют. В 1917 г. страны перешли к использованию во взаимных операциях исключительно золота, что привело к краху союза.

Бельгийско-люксембургский экономический союз был учрежден в 1921 г. Люксембургский франк был привязан к бельгийскому в отношении один к одному. Во время второй мировой войны оккупированный Люксембург стал частью немецкой валютной зоны, но пересмотренный в 1944 г. договор вновь подтвердил равную стоимость бельгийского и люксембургского франков. В 1981 г. более детализированное соглашение определило структуру дальнейшего валютного сотрудничества в рамках данной валютной ассоциации. Бельгийские банкноты и монеты являются законным средством платежа в Люксембурге, тогда как люксембургские банкноты и монеты не служат законным средством платежа в Бельгии, но могут быть обменяны без по­терь на бельгийские. Внешняя стоимость ко всем остальным валютам у них одинаковая. Курсовая политика по отношению к валютам третьих стран проводится на основе взаимного соглашения. Несмотря на то, что экономи­ческие показатели свидетельствуют о различиях между этими странами, валютный союз действовал в течение 70 лет.

С 13 марта 1979 года начала функционировать Европейская Валютная Система в составе 8 стран: Германия, Франция, Бенилюкс, Италия, Ирландия, Дания.

Механизм ЕВС образовывали три элемента: европейская валютная единица - ЭКЮ; режим совместного колебания валютных курсов - “суперзмея”, Европейский фонд валютного сотрудничества.

ЭКЮ - составная валюта, ее поддерживала корзина национальных валют стран Сообщества, причем доля каждого участника зависила от веса страны в совокупном валовом продукте и взаимной торговле. Квоты распределялись следующим образом:

    • 32,7 % Немецкая марка

    • 20,8 % Французский франк

    • 11,2 % Английский фунт

    • 10,2 % Голландский гульден

    • 7,2 % Итальянская лира

    • 8,7 % Бельгийский и люксембурский франк

    • 4,2 % Испанская песета

    • 2,7 % Датская крона

    • 1,1 % Ирландский фунт

    • 0,7 % Португальское эскудо

    • 0,5 % Греческая драхма

Действующий механизм обменных курсов стран ЕС ограничивал изменения валют в пределах 2,25 % относительно другой и в диапазоне не более 15 %.

В решении о создании ЕВС предусматривалось, что ЭКЮ станет:

  1. основой для расчетов в рамках механизма, определяющего валютные курсы;

  2. основой для определения показателя отклонений курса какой-либо из денежных единиц, входящих в эту систему от среднего показателя по странам-членам ЕЭС;

  3. средством осуществления валютных интервенций, заключения сделок и предоставления кредитов;

  4. средством расчетов между центральными банками стран-членов, а также между валютными органами ЕЭС;

  5. реальным резервным активом.

С 1 января 1999 г. в обращение в 11 странах - участницах соглашения введена евро. Расчеты производятся как в единой, так и в национальных валютах, однако финансовые транзакции и новые ценные бумаги оцениваются в евро.

1.2 Цели создания Европейского валютного союза.

Основные цели создания валютного союза и введения евро заключаются в следующем:

  • создание крупнейшего мирового экономического и финансового центра, ключевым инструментом которого становится новая валюта евро. По замыслу своих создателей ЕВС является мощным стимулом для ликвидации барьеров между западноевропейскими финансовыми рынками и должен способствовать их интеграции. В результате в Европе должен возникнуть крупнейший в мире финансовый рынок, и евро в перспективе будет претендовать на место ведущей мировой валюты.

  • облегчение обменов: нестабильность обменных курсов внутри действующей европейской валютной системы приводит к тяжелым последствиям для экономик стран-участниц, которые вынуждены страховаться от обменных рисков. По мнению экспертов, евро позволит гражданам и предприятиям ежегодно экономить 8 млрд. долларов благодаря исчезновению этого риска в Западной Европе.

  • создание зоны экономической стабильности при исключении фактора риска, связанного с обменными курсами предприятия получат уверенность при произведении расчетов, следствие этого явится наличие большей транспарентности и более острой конкуренции. В условиях все более жесткой глобальной конкуренции это создаст предпосылки для более низких процентных ставок, стабильности цен и — тем самым — для обеспечения надежных рабочих мест.

  • согласование экономических политик.

  • создание противовеса влиянию США, долларизации мировой экономики

усиление политических позиций ЕС на мировой арене.

1.3 Критерии вхождения в ЕВС.

Следует отметить, что введенеи евро, по сути, подводит итог более чем сорока годам развития европейской интеграции и означает установление единого валютного пространства с весьма существенными изменениями в макроэкономических подходах и с неменее серьезными изменениями на микроуровне - в деятельности банков, финансовых компаний, торговых фирм. В идеале, для того чтобы говорить о возможном эффективном применении механизмов действия единой валюты, речь должна идти о создании так называемой "оптимальной валютной зоны", которая предполагает унификацию экономических процессов, свободное движение ресурсов и т.д. По сути, речь должна идти об унификации, характерной, например, для отдельных штатов в США. Именно в этом случае мы можем говорить об эффективной денежно-кредитной политике, проводимой из единого центрального банка, и адекватной реакции всех регионов зоны на одинаковое экономическое воздействие. Но даже в Соединенных Штатах разные штаты (из-за различий в отраслевой структуре экономики отдельных штатов и т.д.) могут зачастую неодинаково реагировать на применение тех или иных экономических рычагов. Тем более это можно наблюдать в странах зоны евро, у которых об уровне унификации, сопоставимом с США, речи не идет.

Различия между странами стали выявляться еще на предварительном этапе, когда предполагалось установить критерии "допуска" кандидатов в новую систему. Как следует из Протокола о процедуре, касающейся чрезмерного дефицита, Протокола о критерии сближения, а так же из соответствующих статей Договора ЕС, в качестве основных критериев для контроля выбраны: бюджетный дефицит, уровень внутреннего долга, темпы инфляции, уровень процентных ставок, политика в области валютного курса.

Устанавливалось, что отношение планируемого или фактического дефицита к ВВП в рыночных ценах не должно превышать 3%. Принимая во внимание, что столь жесткий уровень мог быть трудновыполнимым, делалось допущение, разрешающее превышение в тех случаях, если:

  1. указанное соотношение постоянно и существенно снижалось и достигло близких к требуемым величин;

  2. превышение носило временный характер и являлось исключением, контрольные величины сохраняются на требуемом уровне.

Также определялось пороговое значение, равное 60%, для отношения государственного долга к ВВП в рыночных ценах. Аналогично критерию бюджетного дефицита здесь делалось допущение относительно возможного превышения в случае, если это отношение "существенно" уменьшается и приближается к пороговому значению "удовлетворительным темпом".

Применительно к ценам статья 1 Протокола о критериях сближения оговаривает, что государство должно иметь уровень цен, который характеризует долговременный средний темп инфляции, не превышающий 1,5% (в течение одного года, предшествующего сравнению) аналогичного показателя для тех стран, в которых достигнута наибольшая за указанный период ценовая стабильность.

При этом речь в данном случае идет о среднеарифметическом значении темпов инфляции в трех странах, что в значительной степени делает такие сопоставления номинальными, поскольку усредненный показатель для разномасштабных экономик без применения процедуры взвешивания лишает полученный показатель экономического смысла.

Относительно процентных ставок применяется примерно такой же подход, согласно которому средняя величина долгосрочной номинальной процентной ставки не должна превышать более чем на 2% аналогичные показатели в трех наиболее благополучных с точки зрения стабильности цен странах. Процентные ставки рассчитываются на основе показателей долгосрочных правительственных облигаций или сопоставимых бумаг с учетом различий в национальных определения.

Более мягким ограничениям подвержена политика в области валютных курсов. Указывается, что государства-участники не должны были в течение двух лет, предшествующих периоду оценки, принимать каких-либо особых мер по поддержанию валютного курса в "нормальных" границах колебаний, установленных в рамках Европейской валютной системы, а также проводить по собственной инициативе и на двусторонней основе девальвацию национальной валюты. Выполнение указанного условия предполагало, что отмечавшиеся за обозначенный период уровни курсов национальных валют реально отражали экономическое положение в своих странах и их уровень конкурентоспособности. Данное ограничение было направлено также и на то, чтобы избежать ситуации, когда страны в преддверии фиксации курсов захотели бы в одностороннем порядке установить курс своей валюты на более благоприятном уровне. В случае с девальвацией речь шла о возможных попытках одностороннего улучшения конкурентоспособности.

В таблице 1 приводятся данные, характеризующие состояние в основных европейских государствах в 1995-1997 гг. по указанным выше показателям. В целом ситуация весьма различна в зависимости от того, о каких критериях идет речь. Так, если говорить об инфляции ил процентных ставках, то большинство из рассматриваемых стран либо уже отвечало заданным параметрам, либо планировало выйти на них в течение 1997 г.

Гораздо сложнее обстояло дело с параметрами бюджетного дефицита и государственного долга. Ситуация с корректировками представлялась достаточно неоднозначной, поскольку выправление дефицита, в частности, могла вызвать экономический спад и обострение проблемы безработицы, что противоречило бы декларируемым целям содействия занятости. Более того, та или иная структура доходов и расходов бюджета не может меняться быстро, так как увязана с определенной структурой экономики и экономическим положением в целом.

Таблица 1: Некоторые экономические показатели стран

страна

Темпы инфляции

Д/ср процентные ставки

Отношение дефицита к ВВП в рыночных ценах

Отношение валового госдолга к ВВП

1995

1996

1997

1995

1996

1997

1995

1996

1997

1995

1996

1997

Бельгия

1,4

1,8

2,0

7,5

6,5

6,0

-4,1

-3,3

-2,9

133,7

130,6

127,3

Дания

2,3

1,9

2,4

8,3

7,2

6,7

-1,6

-1,4

-0,3

71,9

70,2

69,0

Германия

1,5

1,2

2,0

6,9

6,2

5,9

-3,5

-4,0

-3,2

58,1

60,8

61,5

Греция

9,0

7,9

7,5

17,3

14,8

13,8

-9,1

-7,9

-7,0

111,8

110,6

113,4

Испания

4,7

3,6

2,8

11,3

8,7

6,7

-6,6

-4,4

-3,0

65,7

67,8

68,0

Франция

1,7

2,1

2,0

7,5

6,3

5,9

-4,8

-4,0

-3,0

52,8

56,4

58,0

Ирландия

2,4

2,4

8,3

7,3

6,7

-2,0

-1,6

-1,5

81,6

74,7

79,0

Италия

5,4

4,0

2,5

12,2

9,4

7,4

-7,1

-6,6

-4,1

124,9

123,4

124,6

Люксембург

1,9

1,2

2,0

7,2

6,3

6,0

1,5

0,9

1,0

6,0

7,8

7,8

Нидерланды

1,1

1,5

2,3

6,9

6,2

5,8

-4,0

-2,6

-2,0

79,7

78,7

76,2

Австрия

2,0

1,8

1,9

7,1

6,3

6,0

-5,9

-4,3

-3,0

69,0

71,7

66,8

Португалия

3,8

2,9

2,6

11,5

8,6

6,6

-5,1

-4,0

-3,0

71,7

71,1

70,0

Финляндия

1,0

1,5

1,7

8,8

7,1

6,2

-5,2

-3,3

-1,5

59,2

61,3

64,5

Швеция

2,9

0,8

1,7

10,2

8,0

6,9

-8,1

-3,9

-2,3

78,7

78,1

79,3

Великобритания

3,1

3,3

8,3

7,9

7,7

-5,8

-4,6

-3,9

54,1

56,2

57,2

Оценочный уровень.

2,7

2,5

3,3

9,7

8,8

8,4

-3

-3

-3

60,0

60,0

60,0

Еще более сложным представлялось решение проблемы государственного долга, поскольку его аммортизация и процентные платежи растянуты во времени, а его ускоренное погашение могло оказать дополнительное давление на бюджет.

Учитывая, что целый ряд стран мог не выполнить выдвигаемых условий, было очевидно, что сторонники Европейского валютного союза не будут настаивать на жесткой трактовке статей договора, ставя тем самым под угрозу его полномасштабную реализацию. Поэтому, также как и в случае с валютными курсами, представлялось, что данные критерии будут применяться более гибко с основным акцентом на улучшение показателей в рассматриваемых странах.

В результате так и получилось. По итоговым (предшествующим 1999 году) показателям большинство стран не вписалось в заданные параметры, позволяющие говорить о допуске в систему, что хорошо демонстрируют данные таблицы 2. Это тем не менее не помешало 11 государствам, приведенным в таблице, стать членами зоне евро.

Таблица 2: Выполнение нормативов участия в зоне евро ее странами, 1999 год.

Страна

Дефицит государственного бюджета (% ВВП)

Государственный долг (% ВВП)

Уровень инфляции (%)

Уровень процентных ставок по д/ср кредитам (%)

Австрия

2,5

66,1

1,1

5,6

Бельгия

2,1

122,2

1,4

5,7

Германия

2,7

61,3

1,4

5,6

Ирландия

-0,9

66,3

1,2

6,2

Испания

2,6

68,8

1,8

6,3

Италия

2,7

121,6

1,8

6,7

Люксембург

-1,7

6,7

1,4

5,6

Нидерланды

1,4

72,1

1,8

5,5

Португалия

2,5

62,0

1,8

6,2

Финляндия

0,9

55,8

1,3

5,9

Франция

3,0

58,0

1,2

5,5

Вызывала вопросы и проблема фиксации валютных курсов. 1 января 1999 года курсы валют стран-участниц были зафиксированы относительно евро. Применение возможных методов при установке курсовых соотношений должно было основываться на складывающихся соотношениях в рамках действия ЭКЮ.

Предполагалось, что евро будет соотноситься с ЭКЮ как 1:1, что выглядело бы вполне логично в случае, если корзины, формирующие евро и ЭКЮ, были бы идентичны. Однако в складывающейся ситуации - при неучастии таких весомых валют, как английский фунт (вес в корзине ЭКЮ составляет 11-12%) говорить о полной корректности приравнивания ЭКЮ и евро нельзя. Вывод некоторых валют за пределы рассчитываемой корзины должен был бы сделать необходимым пересмотр весов других валют, которые могут иметь иные курсовые соотношения с ЭКЮ. В результате реальный вес евро относительно ЭКЮ должен быть иным, равно как и его номинальная рыночная стоимость. Однако на практике этого не произошло.

Далее требовалось точно определить, какие курсы национальных валют стран-участниц брать за основу при их фиксации. Ориентация на курсы "на конец периода", отражая самое последнее положение, могла привести к закреплению каких-то не совсем объективных соотношений в случае, если курсы были подвержены краткосрочным колебаниям. Также не совсем конкретным представлялось бы и использование "среднего за период" курса национальной валюты к ЭКЮ, поскольку это автоматически внесло бы искажения в экономическую основу такого курса ввиду упомянутых выше различий в корзинах ЭКЮ и евро. В результате за основу была взята формула, учитывающая ряд показателей экономического состояния данного государства, курс валюты к ЭКЮ и некоторые другие факторы.

В таблице 3 представлены курсы национальных валют по отношению к евро, которые дал Европейский Центральный БАнк на 31 декабря 1999 года.

Таблица 3: Курс евро по отношению к национальным валютам естран еврозоны.

Валюта

Курс

Австрийский шилинг

13,76

Бельгийский франк

40,34

Ирландский фунт

2,20

Испанская песета

5,95

Итальянская лира

6,56

Люксембургский франк

1,96

Немецкая марка

0,79

Нидерландский гульден

1936,27

Португальский эскудо

40,34

Финляндская марка

200,48

Французский франк

166,39

1.4 Роль Европейского Центрального Банка в новой валютной системе.

Для обеспечения функционирования системы была создана Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) и Европейский Центральный банк (ЕЦБ).

Согласно уставу ЕСЦБ и ЕЦБ на новую Систему фактически возлагаются традиционные функции денежно-кредитного и валютного регулирования, а также валютного контроля и надзора за банковской системой, которые характерны для центральных банков.

Это означает, что создан новый, достаточно централизованный механизм осуществления денежно-кредитной и валютной политики, в котором главную роль играет ЕЦБ, при том, что выработка конкретной политики происходит при участии руководителей национальных центральных банков. Голос каждой страны увязан с ее долей в уставном капитале банка. В таких условиях, в случае несогласия конкретной страны с принимаемым решением в ее распоряжении не остается рычагов для блокирования этого решения, и она должна будет подчинить ему свою экономическую политику. При этом формально объявлено, что основная цель ЕЦБ - это поддержание стабильности цен. Для достижения этой задачи первоначально рассматривалось несколько возможных ориентиров денежно-кредитной политики:

  • контроль за валютным курсом

  • контроль за процентными ставками

  • контроль за номинальным доходом

  • контроль за денежной массой

  • контроль за темпом роста цен

После проведения среди участников обсуждений было решено остановиться на последних двух вариантах - контроле за денежной массой и контроле за темпами роста цен.

При варианте с контролем за валютным курсом не были бы эффективно решены вопросы, связанные с ценовой стабильностью. Это вызвано следующими обстоятельствами:

  • существует лаг между изменениями курса и цен;

  • колебания валютных курсов могут носить конъюнктурный, краткосрочный характер;

  • эти колебания могут быть спровоцированы каким-то событием за пределами региона, а потому быть менее предсказуемыми;

  • валютный курс оказывает влияние в первую очередь на цены товаров, обращающихся исключительно на внутреннем рынке;

  • в ряде случаев валютные курсы могут не гарантировать ценовой стабильности с учетом формирования спроса на финансовом рынке.

Контроль за процентными ставками также наталкивается на ряд трудностей. Так, в частности, неясности относительно равновесного уровня процентных ставок, которые обеспечивали бы ценовую стабильность и в то же время не являлись тормозом для экономического роста.

Контроль за номинальным доходом является по сути регулированием спроса. Его использование может наткнуться на целый ряд препятствий как экономического так и политического характера. Кроме того, отслеживание всех компонентов спроса является весьма трудоемкой работой, что может снизить эффективность и мобильность такого контроля.

В конечном итоге как уже было сказано выбор был оставлен на двух последних подходах. Формально они отличаются тем, что в первом случае центральный банк, выбрав соответствующие агрегаты денежной масс, осуществляет за ними и за каналами воздействия на них контроль, сопоставляя результаты с теми изменениями, которые возникают в области цен. При этом все остальные показатели (уровень процентных ставок, валютного курса) используются как вспомогательные. Во втором случае все факторы, влияющие на цены, рассматриваются как равнозначные. Все внимание при этом сосредоточено на ценах. Указанные подходы также не могут использоваться по таким чисто теоретическим схемам, поскольку заложенные в их основе причинно-следственные зависимости часто на практике проявляются со значительными погрешностями.

За ЕЦБ было закреплено право по использованию определенных инструментов денежно-кредитной политики: операций на открытом рынке, резервирования и так называемых постоянных механизмов, обеспечивающих мобилизацию свободных средств с рынка и возможность получения их в режиме "овернайт".

Операции на открытом рынке предполагается проводить несколькими способами: в первую очередь путем реверсных операций, когда ЕЦБ либо осуществляет покупку или продажу определенных активов с обязательством осуществить обратную операцию через обозначенное время, либо выдает кредит под обеспечение определенными активами. Данные операции могут носить не только краткосрочный характер, но также осуществляться на более продолжительное время. Хотя заложенный в них характер стерилизации не ориентирует их на структурные изменения.

Другим инструментом является использование метода прямых безвозвратных операций, предполагающих переход права собственности на активы от продавца к покупателю. Главная особенность данного метода - отсутствие обратных стерилизующих операций, что позволяет достигать с их помощью более долгосрочных системных изменений.

Возможен также выпуск долговых сертификатов, операций по валютным свопам (покупка или продажа валюты спот с одновременной обратной форвардной операцией), а также операций по депозитам с фиксированным сроком действия.

Помимо операций на открытом рынке, ЕЦБ предоставлено право устанавливать норму резервирования по определенным видам пассивов для кредитных учреждений.

На начальном этапе функционирования евро используется подход, согласно которому национальные банки держат у себя минимальный резерв в пользу ЕЦБ для нужд последнего по регулированию денежно-кредитной политики.

Помимо официальных механизмов уже действует и межбанковский рынок. В этой связи была создана электронная система платежей ТАРГЕТ (транс-Европейская автоматизированная экспресс-система валовых расчетов в режиме реального времени), которая соединяет национальные системы валовых расчетов для обеспечения бесперебойного перевода средств, контроля за дебиторской и кредиторской задолжностью и клиринга. При этом национальные кредитные учреждения завязаны на свои центральные банки через систему корреспондентских счетов, а центральные банки, в свою очередь, взаимосвязаны через блок связи системы. Осуществление платежа финансового института одной страны в финансовый институт другой теперь предполагает списание средств со счета плательщика, зачисление их на счет национального центрального банка фирмы-плательщика, уведомление национального банка фирмы-получателя, перевод средств между центральными банками и кредитование счета конечного получателя. На каждом этапе производятся выверка и подтверждение обязательств и происхождение средств.

Таким образом, создана достаточно разветвленная система, позволяющая предотвратить возникновение кризиса ликвидности в зоне евро, потенциальную возможность которого на этапе отладки создаваемых механизмов движения финансовых потоков исключить нельзя.

1.5 Три фазы перехода к новой валюте.

Фаза А началась 2 мая 1998 года с принятием Советом Европы реше­ния о первом составе участников валютного союза, удовлетворяющих вышеперечисленным условиям. Решение было принято, как и предусматривалось, на основе уточненных экономических показателей за 1997 г. В 11 странах: Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Ирландии, Португалии, Испании, Австрии и Финляндии решено было вводить единую валюту. Греция пока не удовлетворяет утвержденным критериям. Дания решила не участвовать в валютном союзе (референдум в июне 1992 г. продемонстрировал отрицательное отношение населения этой страны к вступлению в валютный союз), но оставила за собой право изменить это решение. Великобритания тоже решила воздержаться от участия в валютном союзе по политическим и экономическим со­ображениям. Последние заключаются в том, что в настоящее время страна пе­реживает фазу подъема, при этом уровень процентных ставок один из са­мых высоких в ЕС (выше только в Греции). Она не может позволить себе их снижение, что неизбежно в случае присоединения к валютному союзу, из-за опасности "перегрева" экономической конъюнктуры. Но аналитики считают, что Великобритания будет стремиться вступить в валютный союз до 2002 г., не желая упустить возможность оказывать влияние на ситуа­цию в Европе. Швеция пока тоже воздерживается от участия в валютном союзе, опасаясь, что со своей громоздкой системой социального обеспе­чения не сможет адекватно реагировать на повышение уровня конкуренции в валютном союзе.

После определения состава участников валютного союза на встрече в Брюсселе было принято решение о создании Европейского центрального банка (ЕЦБ) и фиксации двусторонних обменных курсов 11 стран- участниц валютного союза. Решение о фиксации обменных курсов принято заранее с целью исключить спекуляции накануне 1 января 1999 г. Эти курсы будут использоваться при определе­нии безотзывных конверсионных курсов перевода национальных валют в ев­ро с первого дня ее принятия в качестве единой валюты.



Фаза В началась 1 января 1999 г. Для валют всех стран-участниц был установлен фиксированный обменный курс по отношению к евро, равный 1 экю, существование ко­торой должно было прекратиться с введением евро.

Во время переходного периода (начало 1999-начало 2002 гг.) евро будет использоваться в банковских операциях наряду с национальными ва­лютами. Банки будут иметь возможность осуществлять сделки и предоставлять услуги клиентам в евро с начала 1999 г. Ведение операций в евро станет обязательным только с начала 2002 г.

С экономической точки зрения валютный союз существует уже с 1 января 1999 г., хотя евробанкноты и монеты будут запущены в обра­щение только через 3 года. В этот период евро будет использоваться только для безналичных расчетов, причем на добровольной основе. Тем не менее уже в 1997 г. многие европейские компании объявили, что с 1 ян­варя 1999 г. по собственному желанию переведут свои безналичные расче­ты на евро.



Фаза С начнется 1 января 2002 г. с введением в обращение евро­банкнот и евромонет, которые в течение первого полугодия 2002 г. будут являться законным средством платежа наряду с национальными банкнотами и монетами, которые выйдут из обращения и потеряют статус законного платежного средства после 1 июля 2002 г., 30 июня 2002 года европейцы будут иметь возможность последний раз купить пива и орешков к нему за свои родные марки, песо, гульдены и фунты. С 1 июля для всех операций в обращении должны остаться лишь евро.

1.6 Преимущества и недостатки введения евро.

Достижение большей степени интеграции в рамках Европейского Союза. Повышение эффективности валютной системы и монетарной политики ЕС. При наличии одного Центрального банка вместо пятнадцати будет намного проще проводить общую политику в области организации кредитования, расчетов, ценообразования, налогов и др. Ожидается, что это позволит эффективно бороться с инфляцией, снизить процентные ставки и уровень налогов. Имея полный контроль над национальной валютой, отдельные европейские страны сегодня склонны к проведению ее девальвации с целью повышения конкурентоспособности национальной продукции, оказывая негативное влияние на единый рынок товаров и услуг.

Достижение большей эффективности торговых сделок между странами Европейского Союза. Во-первых, это произойдет за счет устранения издержек по конвертации средств и сокращения сроков их перевода в другие страны ЕС. Это даст возможность сокращения размеров оборотного капитала или ускорения его оборачиваемости в рамках отдельных компаний. Во-вторых, устраняется возможность потерь, связанных с колебаниями курсов валют за время осуществления сделок. Т.о., заключая долгосрочный контракт, предприниматель может быть уверен, что его прибыль по сделке не будет "съедена" за счет изменения обменного курса.

Возможен более быстрый экономический рост. Устранение неопределенности при осуществлении сделок, упрощение межстрановой торговли в рамках ЕС, повышение предпринимательских ожиданий, более эффективная денежная и экономическая политика должны привести к более высоким темпам роста экономики ЕС в долгосрочной перспективе.

Ежегодно на конвертацию национальных валют хозяйствующие субъекты ЕЭС тратят около 20 млрд $. С введением евро эти издержки значительно сократятся.

Возможные недостатки введения евро:

Спекулятивная атака на евро. Так как введение евро будет сопровождаться определенными трудностями, в частности необходимостью четкой координации действий ЕЦБ и национальных центральных банков, что в условиях перехода на одну валюту подвергается сомнению западными специалистами, то вероятна попытка проведения спекулятивных операций с евро. Кроме этого спекуляции возможны и по следующим причинам :

Возможное проведение спекулятивных атак для снижения курса евро, с последующей скупкой евро, это может быть связано с тем, что евро потенциально считают одной из сильнейших валют мира. Возможное проведение спекулятивных атак, с последующей скупкой государственных бумаг стран, входящих в ЕВС.

Возможна массовая безработица и экономический спад общеевропейского масштаба. Главным фактором конкурентной борьбы станет стоимость труда. Единая валюта, приведет к тому, что ставки зарплаты в разных странах зоны евро будут легко сравнимы. Рабочие и их профсоюзы будут инстинктивно давить на работодателей с целью повысить зарплаты до высшего уровня. И единственный выход для работодателей, пытающихся сохранить свои цены конкурентоспособными на мировых рынках, - дальнейшее сокращение рабочей силы.

Евро как единая валюта облегчит процесс сравнивания цен. Более высокая ценовая прозрачность и более серьезная конкуренция должны привести к пересмотру цен по более низкому уровню. В настоящее время одни и те же товары предлагаются по очень разным ценам в разных странах, даже с учетом различных ставок налога с продаж.

Наряду с тем, что более не понадобятся утомительные пересчеты при конвертации валют, потребители теперь будут экономить на затратах, которые они несли при обмене одной валюты на другую.

С точки зрения компаний главное преимущество евро - опять-таки исчезновение колебаний обменных курсов, что значительно облегчит им планирование своего бизнеса и инвестиций. Это откроет новые возможности для компаний и вместе с тем предоставит их конкурентам более легкий доступ на рынок.

С появлением евро появится возможность создания единого рынка ценных бумаг, охватывающего все крупные европейские страны. Издержки эмиссии и подписки резко снизятся, что вызовет настоящий взрыв на этом рынке. Спрос на ценные бумаги может достичь таких же размеров, как бывало в случаях предоставления кредитов на очень выгодных для получателя условиях.

В банковской сфере евро может выступить в качестве катализатора межбанковской конкуренции в регионе, причем единая валюта вызовет изменения в самом характере конкуренции. Этому способствует также электронная связь и Интернет, которые исключают необходимость личного присутствия клиента при заключении сделки, а также различия банковских законодательств европейских стран.

С ликвидацией риска, связанного с колебаниями курсов валют, банки должны будут больше внимания уделять рискам по кредитованию, следить за тем, куда идут кредиты и с какой целью они будут использоваться, т.е. четко отличать надежные кредиты от сомнительных.

Клиент в свою очередь также постарается найти кредит на предпочтительных для него условиях, независимо от того, где расположен банк. Национальные связи между банками, с одной стороны, и клиентурой – с другой, начнут быстро рваться. Евро станет в этом плане мощным катализатором крупных изменений в европейской банковской системе.

Евро, несомненно, выведет внутриевропейские интеграционные процессы на новые более высокие качественные и количественные уровни.

  1. Евро в мировой экономике.

2.1 Евро и третьи страны.

Появление альтернативы доллару существенно меняет положение третьих стран. Раньше, принимая решение о режиме валютного курса, составе официальных резервов, валюте для государственных или частных заимствований, а также для заключения внешнеторговых контрактов, третьи страны могли выбирать между долларом и заметно менее распространенными валютами. Теперь им предстоит более внимательно выстраивать линию поведения, следить за ситуацией, оценивать возможные риски и разрабатывать способы их минимизации.

Международная роль евро прежде всего должна проявиться в государствах, поддерживающих тесные экономические, торговые и финансовые отношения с ЕС (страны Центральной и Восточной Европы, Россия, некоторые средиземноморские и африканские страны). Так, государства Центральной и Восточной Европы, которые привязывают свои национальные валюты к немецкой марке, в действительности окажутся привязанными к евро, и можно ожидать, что частный сектор будет использовать его в своих торговых и финансовых отношениях с ЕС. На международном уровне подобные тенденции могут проявляться более постепенно в силу инерционного эффекта, который продлил роль доллара после окончания действия Бреттон-Вудской системы. Широкое использование евро сокращает соответствующие трансакционные и информационные издержки.

Международная роль "евро" проявляется в четырех основных аспектах:

Первый касается коммерческих сделок. Использование евро в самом Европейском союзе сократит информационные и трансакционные издержки. Компании, ведущие торговлю главным образом со странами ЕС, будут заинтересованы в том, чтобы выставлять счета и оплачивать их в евро. При широком использовании евро в международных торговых операциях европейские экспортеры не будут более нести курсовые риски или сами страховаться от них.

Евро можно было бы также применять в качестве валюты в коммерческих сделках, в которых не участвуют страны - члены Европейского валютного союза. Например, если бы новая валюта была задействована так же, как сегодня немецкая марка, то 30% мирового экспорта фактурировалась бы в евро.

Насколько важна будет роль евро в международных операциях частного сектора как единицы ведения счетов, средства платежа и эталона измерения стоимости активов? Согласно исследованию, проведенному Банком международных расчетов, сейчас доллар используется в 80% всех валютообменных операций. Почти половина мировой торговли ведется в долларовых ценах. Это побуждает корпорации, вовлеченные в международную торговлю, вести внутреннюю балансовую отчетность в долларах. Но существование единой валюты для большей части Европы вероятно приведет к постепенному увеличению доли торговых операций между Европой и другими странами, деноминированных в евро. Это, в свою очередь, вынудит иностранных трейдеров вести балансовую отчетность в евро. Но эти операции касаются меньшей части международных активов в иностранной валюте. Более важными являются зарубежные инвестиции и займы.

Второй аспект затрагивает международный рынок государственных облигаций. С созданием Валютного союза любая эмиссия государственных облигаций стран-участниц осуществляется в евро.

Вместе с тем европейские финансовые рынки, а значит и рынки государственных облигаций, сохранят некоторые специфические черты, связанные со страновыми различиями в налоговых системах, а также отсутствием единственного заемщика (каковым, например, в США является Министерство финансов). Разница в доходности будет, таким образом, отражать, как рынок оценивает риск невыполнения обязательств, хотя требования, связанные с критериями конвергенции, должны свести до минимума подобные различия.

Возрастает значимость европейских валют в международных портфелях ценных бумаг - их доля в 1981-1995 гг. почти удвоилась, достигнув 37%. Растущий спрос на "евро"-активы будет, вероятно, сопровождаться увеличением их предложения.

Уже сейчас 40-45% выпускаемых на мировых рынках облигаций номинируются в евро, оттеснив долларовые облигации на второе место. Причем котировки еврооблигаций на протяжении года росли быстрее, чем облигаций долларовых. А завоеванные на рынке долговых обязательств позиции создают хорошие предпосылки для дальнейшего увеличения роли евро в мировой финансовой системе и уменьшения веса доллара.

Одна из причин, по которой эмитенты международных ценных бумаг предпочитают доллар при крупных эмиссиях, заключается в том, что долларовая стоимость покрытия валютообменного и процентного рисков ниже. Однако большая ликвидность и емкость "евро" может сократить эти издержки до уровня, сопоставимого с уровнем долларового рынка, и вызвать наращивание объема эмиссии долговых обязательств в евро. Это тем более вероятно с учетом того, что в валютной структуре долга находящихся в процессе развития стран Азии, Латинской Америки и Восточной Европы относительно низка доля европейских валют.

Третий аспект связан со структурой активов инвесторов. Простой пересчет в евро активов, выраженных в европейских валютах, приведет к тому, что более трети мирового портфеля данных активов будет деноминирована в евро (доля, сопоставимая с удельным весом подобных активов в долларах).

В последние 15 лет уже имела место значительная диверсификация международных портфелей активов в сторону ухода от доллара. Если в 1981 г. удельный вес активов в долларах в мировом портфеле активов, принадлежащих частным инвесторам, был равен 67%, а активов в европейских валютах - 13%, то в 1995 г. данные показатели составляли соответственно 40 и 37%.

Дальнейший рост привлекательности евро в качестве инвестиционного актива будет зависеть от емкости и ликвидности нового рынка евро в сочетании с проведением Европейским центральным банком денежно-кредитной и фискальной политики, ориентированной на поддержание стабильности.

 Наконец, евро должно получить развитие и в качестве резервной валюты. Диверсификация резервов в иностранных валютах и переход на евро будут связаны с растущим использованием его как инструмента интервенции на рынках иностранных валют и расчетной валюты в мировой торговле. Значение евро как резервной валюты в значительной мере будет зависеть от политики центральных банков азиатских стран. Пока они владеют более чем 40% официальных валютных резервов мира (преимущественно в долларах). Во многом это является следствием того, что до кризиса 1997 г. многие азиатские валюты были привязаны к доллару, но также и из-за отсутствия до сих пор достаточно привлекательной альтернативы. Даже несмотря на то, что сейчас невозможно предугадать политику обменных курсов стран Азии в будущем, очевидно, что окончание жесткой привязки к доллару откроет более широкую перспективу для использования евро в качестве резервной валюты. Многие аналитики предполагают, что азиатские государства будут аккумулировать значительные объемы резервов в евро для оптимизации прибыли, диверсификации рисков и стабилизации обменных курсов. В этом случае доля евро может составить 25-30% мировых валютных резервов.

Насколько быстро другие страны переориентируют свои резервы на евро? Государства, которые используют фиксированный курс, в основном привязывают свои валюты к доллару или к корзинам валют с преобладанием доллара. Они вряд ли произведут значительные изменения в ближайшее время. Кроме того, большинство стран Латинской Америки и Азии имеют более тесные торговые связи с США, чем с Европой. Они, скорее всего, не станут сбрасывать доллары, но могут постепенно диверсифицировать свои резервные запасы. Определенно можно сказать лишь, что если сдвиги в структуре резервов от доллара к евро и произойдут, этот процесс будет постепенным. Центральные банки в других странах мира, безусловно, не станут продавать доллары и покупать евро в больших объемах, если это приведет к уменьшению их долларовых активов. Насколько привлекательно будет евро для государств с растущими резервами? Не подлежит сомнению, что усиление роли какой-либо валюты как резервного средства может происходить только если ее эмитент имеет общий дефицит платежного баланса. Другими словами, если запасы резервной валюты растут, то на нее должен существовать не только спрос, но и предложение. Пример, США демонстрирует эту закономерность. В последние годы Америка имеет постоянный дефицит платежного баланса. Но и ранее, в 1950-х и 1960-х годах, отток капитала из страны превышал положительное сальдо торгового баланса. В настоящее время Евроленд имеет ощутимое положительное сальдо торгового баланса. Поэтому вопрос заключается в том, станет ли этот блок крупным экспортером капитала.

2.2 Евро и американский доллар - радикальный прогноз.

На сегодняшний день в роли безраздельно господствующего денежного мерила остается американский доллар. В 90-х годах в мире в долларах США формировалось 50-60% валютных резервов государств, 60-70% экспорта и импорта, 70% банковских кредитов, примерно 50% облигационных займов, 80% операций на валютных рынках. В 80 процентах всех финансовых трансакций доллар выступает одной из сторон.

Но появление евро, по мнению ряда экспертов, нужно расценивать как начало процесса частичной дедолларизации мировой экономики. Экономика Соединенных Штатов не настолько сильна, чтобы доллар оставался единственным фаворитом финансовых рынков. Общеизвестно: доля США в мировом производстве составляет 27 процентов, а в мировой торговле – менее 20 процентов. Однако когда иностранные государства и их граждане держат свои сбережения или ведут расчеты в долларах, они в непрямой форме субсидируют Соединенные Штаты, обеспечивая им высокий, а вернее, завышенный уровень жизни, который не соответствует их реальным доходам. С укреплением евро, как пишет эксперт газеты «Вашингтон пост», «Соединенные Штаты вынуждены будут жить по средствам, как все остальные».

В связи с этим интересно отметить, что некоторые экономические эксперты (круг которых не совсем широк, но достаточно весом) сформировалась следующая точка зрения в отношении влияния евро на доллар, которая рисует следующий сценарий развития мировой как валютной так и экономической системы: как только в Европе появится более устойчивая и привлекательная валюта, весь мир начнет отказываться от доллара в пользу евро. Переизбыток долларовой массы, которая со всех сторон повалит в Америку, приведет к его падению в 2-2,5 раза.
Для американской экономики, ориентированной на экспорт своих капиталов, настанут черные времена. Пока доллар в авторитете, на него можно купить все самое лучшее — мозги, интеллект и мировое влияние. А дальше — делать все что душе угодно, не опасаясь критики со стороны.

Как только позиции доллара начнут падать, от былого великолепия и величия Америки не останется и следа. Без традиционной денежной приманки добровольно покупать дорогие товары весьма посредственного качества никто не будет. В итоге большая часть того, что раньше благополучно уходило на экспорт, останется в стране. Америка захлебнется в своих собственных товарах. Наступит тотальный кризис перепроизводства. Но выдавать дотации на поддержку отечественных фирм, как это было прежде, государству будет уже нечем. Американские производители пойдут по миру.

Но свято место пусто не бывает. Импортные, более дешевые по сравнению с американскими товары хлынут в США. И американский рынок окончательно завоюют Европа, Япония, Китай.

Поэтому, как утверждают данные эксперты, США будут бороться с евро до последнего. Доллара.

2.3 Евро и развивающиеся рынки.

Воздействие унификации европейского рынка на страны с переходной или развивающейся экономикой будет сказываться преимущественно через торговлю и финансовые связи. Большая активность и более высокий спрос на импортные товары в зоне евро приведут к увеличению экспорта этих стран и к соответствующему росту производства в них. Вместе с тем, политика обменного курса, развитие финансового рынка и миграция капиталов также будут оказывать существенное влияние:

  • Усиление циклических подъемов в зоне евро непосредственно приведет к увеличению экспорта торговых партнеров Европы. В дополнение к этому, запуск новой валюты увеличивает вероятность дальнейшего прогресса в реформировании европейского рынка труда и в разрешении других структурных проблем, что даст выигрыш в виде повышения среднесрочного уровня производства, сопровождающегося увеличением импортных потребностей Европы.

  • Ряд развивающихся экономик, имеющих тесные связи с Европой, в настоящее время привязывают свои валюты к марке или франку. Скорее всего, они привяжут их к евро. Изменение соотношения между евро и долларом или иеной может затронуть внешнюю конкурентоспособность этих стран в том случае, если валюта или корзина валют, по отношению к которым осуществляется привязка, отклонится от уровня эффективного обменного курса, основанного на балансе торговых операций. В то же время, будут затронуты и страны, имеющие долги, деноминированные в долларах или иенах. В случае роста курса евро в выигрыше окажутся страны, привязавшие свою валюту к евро, поскольку это уменьшит затраты в национальной валюте для обслуживания долларовых долгов. Напротив, любое падение курса евро будет означать увеличение издержек по обслуживанию долга.

  • Чтобы смягчить это воздействие, некоторые страны могут внести поправки в режим обменного курса, чтобы он лучше отражал их торговые и финансовые связи, или изменить политику управления долгом. Поправки в политике управления долгом станут особенно необходимыми, когда евро начнет широко использоваться в операциях на торговых и финансовых рынках и обсуживать более существенную часть долговых ценных бумаг. В этой ситуации страны, валюты которых привязаны к евро, получат возможность уменьшить объем своих долларовых обязательств и сократить колебания в размере своих долларовых платежей в счет обслуживания внешнего долга.

Создание ЕВС может также, в конечном счете, значительно сократить стоимость привлечения заемных средств:

  • Образование более емких и более ликвидных рынков капитала в Европе снизит издержки привлечения заемных средств как для стран зоны евро, так и для других государств, привлекающих финансовые ресурсы, деноминированные в евро.

  • ЕВС позволит частным инвестиционным институтам в зоне евро, таким как страховые компании и пенсионные фонды, переориентировать часть своих портфельных вложений на инвестиции в развивающиеся рынки. Поскольку инвестиции в других странах Еврозоны будут теперь классифицироваться как инвестиции в отечественной валюте, инвесторы смогут значительно облегчить ограничения, устанавливаемые для вложений в иностранные валюты.

  • Развивающиеся экономики смогут получить выигрыш в виде притока прямых и портфельных капиталов, если сглаживание различий в доходности активов в Европе подтолкнет глобальных инвесторов к увеличению их вложений на развивающихся рынках, чтобы диверсифицировать свои активы.

Однако ЕВС может, в то же время, привести к возникновению некоторых финансовых рисков для развивающихся рынков:

  • Успешное функционирование ЕВС, которое приведет к увеличению производительности и экономическому росту сделает Европу более привлекательным местом для инвесторов, что вызовет увеличение цены капитала для развивающихся рынков.

  • Усиление конкурентных позиций европейских финансовых институтов и большая емкость финансовых рынков в зоне евро должны подтолкнуть фирмы, действующие на развивающихся рынках, привлекать капитал в евро, а не в местных валютах. Тем самым, еврорынок будет конкурировать с местными рынками капитала. С другой стороны, это должно побудить страны с развивающимися и переходными экономиками уделять больше внимания укреплению собственных институтов финансового посредничества и развивать эффективную банковскую систему.

2.4 Использование евро во внешнеторговых расчетах России.

Одной из наиболее перспективных областей распространения евро в России является внешняя торговля, хотя использование новой валюты в этой области сопряжено с определенными проблемами и сложностями.

Основу отечественного экспорта, как известно, составляют сырьевые товары, цены на которые традиционно котируются на мировом рынке в американской валюте (в их числе - нефть и нефтепродукты, газ, уголь, черные и цветные металлы). Поэтому подавляющее число контрактов во внешней торговле России заключается в долларах. С введением евро данная ситуация сразу, естественно, не изменится. Пока трудно судить о том, будут ли в обозримом будущем цены, например, на нефть или отдельные категории нефтепродуктов котироваться в евро. На данный момент также сложно представить, чтобы мировая цена на тот или иной товар имела две котировки: в долларах и в евро. Сказанное, однако, не стоит возводить в абсолют, поскольку теоретически вероятность определенных подвижек существует.

Первая из них - возможность использования евро в качестве валюты платежа. Иными словами, цена в контракте может оговариваться в долларах, а платеж происходить в евро. То, насколько данный шанс будет реализован на практике, будет определяться следующими факторами:

· Соотношением курсов доллара и евро. При растущем долларе российским экспортерам выгодно получать платежи за свои товары в долларах, а импортерам - платить в евро; при растущем евро - наоборот.

· Тем, насколько удобно или неудобно будет российским юридическим лицам вести операции в евро. Это в свою очередь зависит от того, насколько российская сторона (главным образом банки) технически готова к работе с новой валютой и как будут решены связанные с евро юридические вопросы (например, о стоимости обмена национальных валют на евро и обратно; о праве должника осуществлять платеж в евро, если в контракте валютой платежа является национальная валюта, и т.д.).

· Степенью внутренней ликвидности евро в России. Если полученную в оплату за экспорт европейскую валюту можно будет легко использовать, не прибегая к конвертации, то это увеличит шансы переключения экспортных контрактов с долларов на евро.

· Поведением других крупнейших поставщиков сырьевых товаров и полуфабрикатов. Если многие из них начнут использовать евро в качестве валюты платежа, то, вероятно, довольно скоро в мировой торговой практике будут отработаны механизмы, позволяющие осуществлять такие операции без ущерба для интересов экспортера и импортера.

Для крупных российских экспортеров евро, несомненно, представляет интерес в качестве альтернативы доллару. В этом плане показателен опыт ОАО "Газпром", которое при заключении долговременных контрактов руководствуется принципом сбалансированной валютной корзины, чтобы минимизировать потери от возможных курсовых колебаний. Так, в 1998 г. доллары США составили 53% всех доходов от экспорта российского природного газа в дальнее зарубежье, 33% пришлось на немецкие марки и 14% - на французские франки и австрийские шиллинги.

Появление евро может предоставить ряд других преимуществ для российских внешнеторговых предприятий. Цены внутри валютного союза станут более "прозрачными" и сравнимыми, поскольку курсы национальных валют и их колебания больше не будут вуалировать разницу в цене товара. О важности этого фактора говорит то, что в конце 1998 г. стоимость одних и тех же товаров в странах ЕС заметно варьировалась (так, разница в цене на автомобили составляла 7%, одежду и обувь - 10%, пищевые продукты и безалкогольные напитки - 20%, табачные изделия и медикаменты - 25-26%, алкогольные напитки - 42%, банковские услуги - 53%).

Евро позволяет российским компаниям-импортерам быстро и с большой точностью сравнивать цены, предлагаемые поставщиками из различных стран валютного союза, отбирать наиболее конкурентоспособные варианты. Особенно это относится к типовой однородной продукции, товарам широкого потребления, продуктам питания. Поэтому при большом количестве потенциальных поставщиков целесообразно запрашивать прейскуранты именно в евро.

Аналогичным образом тем российским предприятиям, которые экспортируют в Европу конкурентоспособную продукцию, особенно готовую, будет выгодно составлять прейскуранты в евро, чтобы потенциальный покупатель смог легко уловить ценовые преимущества и не беспокоиться о возможных курсовых потерях.

Компании, имеющие широкие связи в Европе, выиграют от снижения издержек по конвертации, поскольку ведение операций в единой валюте позволит избежать перевода, например, голландских гульденов в испанские песеты. Однако для России это преимущество сравнительно невелико, поскольку большинство отечественных компаний имеет в ЕС одного-двух стратегических партнеров и лишь немногие фирмы располагают разветвленной сетью западноевропейских поставщиков или покупателей.

Использование евро будет удобным в случаях встречных поставок (так как исчисление импорта и экспорта в одной валюте поможет избежать дополнительных калькуляций, возможных потерь и коллизий из-за курсовых колебаний). Применение единой валюты целесообразно при исполнении контрактов, в которых имеется несколько поставщиков и/или покупателей из разных стран и/или применяются сложные формы расчетов.

Вместе с тем введение евро потребует от российских внешнеторговых организаций определенных усилий. Более сложным станет процесс принятия решений относительно валюты контракта и валюты платежа. Чтобы сделать правильный выбор, придется внимательно отслеживать динамику курса евро и доллара и прогнозировать возможное развитие событий. Не исключено, что российские экспортеры столкнутся с возросшей конкуренцией на рынках ЕС, поскольку цены в пределах валютного союза станут более сравнимыми. Внешнеторговым компаниям предстоит обеспечить четкое решение юридических вопросов использования евро. Внушительных затрат потребует подготовка персонала, модернизация компьютерных программ, составление прейскурантов и ведение бухгалтерской отчетности в евро (для фирм, являющихся филиалами ТНК стран валютного союза).

Отдельную проблему представляют расчеты с партнерами внутри России. Так, у российских компаний-импортеров, если они выступают в роли посредника, естественно, возникнут вопросы организации расчетов с конечным покупателем. Сейчас почти повсеместно контракты между ними заключаются в условных единицах, то есть рублевом эквиваленте доллара. Фирма-посредник сама решает, на какую валюту она покупает товар у иностранного поставщика. При растущем долларе посредник оказывается в выигрыше, особенно если его контракт с зарубежным партнером подписан в дешевеющих франках или марках.

Стоит только доллару начать падать, а евро - подниматься, как время станет работать против посредника. Самым нерациональным будет держать счет в долларах, заключать контракты с инофирмами в европейских валютах или евро и рассчитываться с российским оптовиком опять в долларах. Тут неизбежны потери или затраты на хеджирование. Возможно, банки и предприятия прибегнут к валютным опционам. В этом плане был бы вполне целесообразным перевод всей цепочки отношений на евро. Возможно, российские предприятия-заказчики через какое-то время научатся вести расчеты в евро. Переключение торговли с европейскими фирмами на евро могло бы сделать ее более предсказуемой и стабильной.

Наиболее вероятными сферами использования евро во внешней торговле России являются следующие.

· Контракты на поставку готовой продукции из России. Хотя экспортер традиционно назначает валюту платежа, коммерческие соображения заставляют его идти навстречу покупателю. Можно предвидеть, что западноевропейские компании-импортеры, переключившиеся на операции в евро, будут предпочитать платить именно в единой валюте.

· Контракты, по которым российской стороне будет предоставляться кредит от западноевропейского партнера. Здесь следует быть готовым к тому, что именно последний будет выбирать валюту контракта.

· Закупки товаров на находящихся на территории валютного союза товарных биржах и аукционах, которые будут постепенно переключаться на евро. Ряд импортируемых Россией биржевых товаров традиционно продается за европейские валюты: например, цены на сахар и какао-бобы устанавливаются во французских франках и фунтах стерлингов (в зависимости от биржи - Парижской или Лондонской). Через европейские биржи и аукционы осуществляется и часть российского экспорта, например, лес, пушнина. До 2002 г. товары определенной номенклатуры могут продаваться на биржах за евро и другие валюты или только за евро (в мировой практике существуют случаи, когда один и тот же товар котируется на разных биржах в разных валютах, например, олово, какао-бобы, сахар). В последнем случае возникнут котировки как в евро, так и в других валютах, например, американских долларах, фунтах стерлингов или шведских кронах.

Что касается географической сферы использования евро во внешнеторговых операциях, то она со временем станет гораздо шире самого валютного союза. С намерением вести операции в евро российские внешнеторговые организации и особенно экспортеры могут столкнуться на рынках Великобритании, Дании, Швеции и Греции, а также стран Центральной и Восточной Европы. В перспективе аналогичные тенденции могут проявиться, хоть и слабее, в европейских государствах СНГ.

После того как появятся наличные евро, можно ожидать быстрого переключения на новую валюту европейского сегмента "челночной" торговли, а также трансграничной торговли северо-западных регионов России, в особенности Калининградской области.

Список использованных источников:

1. Борко Ю. Европейский союз: углубление и расширение интеграции// МЭиМО №8 2000

2. Буторина О. Перекуем доллары на евро// ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ № 83 НОЯБРЬ 1999

3. Быков П., Кокшаров А. Европейский союз.// Эксперт. - 1999. - №2. - с.24-26.

4. Золотухина Т. Интеграционные процессы в Европе: введение единой валюты// Вопросы экономики №9 1999

5. Иванов И. Единая валюта для интегрирующейся Европы// МЭиМО №4 2000

6. Круглов В.В. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений. – М.: ИНФРА-М, 1998.

7. Куц А, Третьяков В. ЕВРО: ОЖИДАНИЯ НЕ ОПРАВДАЛИСЬ// Политэкономия 2001 №5

8. Интернет:

http://www.euro.ru

http://www.edc.spb.ru

http://www.km.ru/euro

http://www.aport.ru

http://www.europa.eu.int/

http://www.euro.eu.int/

http://www.eubasics.allmansland.com/

Министерство образования Российской Федерации.

Южно-Уральский Государственный

Университет.

Кафедра экономической теории

и мировой экономики

Курсовая работа по курсу

Международных Валютных Отношений

"Единая европейская валюта

и международная экономика."

Выполнил:

Святкин Евгений

ЭиУ-314

Проверила:

Моцаренко Н.В.

Г. Челябинск, 2001 год.

Аннотация.

В данной работе будут рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся проблемы последствий введения единой европейской валюты - евро на международную экономику. Во-первых, будет рассмотрен вопрос о том, что же представляет из себя сам Европейский валютный союз, некоторые аспекты его организационной структуры и условия, а точнее, критерии вхождения стран в зону евро. Во-вторых, в работе будет рассмотрено влияние новой европейской валюты на мировую экономическую систему. Данный вопрос будет рассматриваться с позиции третьих стран, Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации.

Заключение.

Страны Евросоюза подошли к введению новой валюты на основе глубокого анализа ее возможных плюсов. Единая валюта сулит всем участникам ЕВС ощутимые экономические выгоды. Евро может принести экономическую выгоду и партнерам стран ЕС, и даже, как показывают исследования, их конкурентам на мировой арене.

Единую валюту ЕС правомерно рассматривать как самостоятельную величину на мировой арене. Несмотря на текущую динамику курса евро по отношению к доллару, можно дать высокую оценку ее потенциалу. Во-первых, евро имеет надежную базу в виде экономической мощи стран ЕВС и выполнения критериев конвергенции. Во-вторых, в пользу валюты ЕС - текущая тенденция мирового финансового рынка, которая состоит в поиске альтернативы доллару.

Каким бы ни был исход введения евро, появление евро знаменует собой качественное изменение мировой валютной системы: впервые за последние полвека на валютных рынках появляется реальная альтернатива американскому доллару. Создание евро знаменует радикальный сдвиг в сторону установления биполярности. Появление евро переводит в новую плоскость противоборство США и Западной Европы и в случае успеха единой европейской валюты создаст предпосылки для возможного передела сфер финансового влияния основных мировых валют.