Контрольная работа по муниципальному праву Вариант 2

1


Министерство образования Российской Федерации

Новокузнецкий филиал-институт

Кемеровского Государственного университета

юриспруденция

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ ПРАВУ

ВАРИАНТ № 2

Выполнил: студентка 5 курса

гр. ЮЗ-982

Пушкина М.М.

Проверил:

г.Новокузнецк – 2003 г.

О Г Л А В Л Е Н И Е :

1. Виды муниципально-правовых норм 3

2. Схема «Система территориального общественного самоуправления». 7

3. Задача 10

Используемая литература 12

1. Виды муниципально-правовых норм

Муниципально-правовые нормы – правовые нормы, закрепляющие и регулирующие отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Муниципально-правовые нормы имеют специфические черты:

  1. Если обычные правовые нормы, появляются в результате деятельности государства, то муниципально-правовые нормы наряду с этим, в результате, в том числе правотворческой деятельности органов местного самоуправления.

2. Каждая муниципально-правовая норма одновременно является и нормой какой-либо другой отрасли права.

Класссификация муниципально-правовых норм:

1. По объекту правового регулирования, то есть по кругу регулируемых отношений:

  • нормы, регулирующие общественные отношения в области основ местного самоуправления, принципов и функций местного самоуправления;

  • нормы, регулирующие территориальные основы местного самоуправления;

  • нормы, регулирующие финансово-экономические основы местного самоуправления;

  • нормы, регулирующие организационные основы местного самоуправления;

  • нормы, регулирующие гарантии местного самоуправления;

  • нормы, регулирующие ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления;

  • нормы, регулирующие полномочия местного самоуправления (муниципальных образований) в отдельных отраслях и сферах местной жизни.

2. По характеру содержащихся в них предписаний муниципально-правовые нормы делятся на:

  • управомочивающие нормы (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать). Управомочивающие нормы, например, определяют предметы ведения местного самоуправления;

  • обязывающие нормы (нормы, содержащие предписания, что нужно делать). Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права;

  • запрещающие нормы (нормы-запреты, устанавливающие, что нельзя делать). Это нормы, закрепляющие то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

3. По степени определенности (категоричности) содержащихся в них предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные.

  • Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование (обнародование).

  • Примером диспозитивных норм могут служить нормы, устанавливающие порядок рассмотрения и решения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (ст.49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

4. По территории действия нормы муниципального права могут быть:

  • федеральными действуют на всей территории России);

  • муниципально-правовые нормы субъектов РФ;

  • локальные муниципально-правовые нормы, действующие в пределах территории муниципальных образований

5. По источникам, то есть по характеру актов, в которых содержится нормы муниципального права:

  • муниципально-правовые нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации; в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации в актах Федерального Собрания РФ;

  • в указах Президента Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

  • в постановлениях Конституционного Суда;

  • в решениях, принимаемых путем прямого волеизъявления граждан, решениях органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (уставы муниципальных образований, общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования).

6. Кроме того, нормы муниципального прав могут быть поделены на нормы материально-правовые и процессуальные.

  • Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права.

  • Процессуальные нормы муниципального права определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.

7. Классификация норм муниципального права возможна не только по их видам, но и по муниципально-правовым инититутам.

Правовой институт в муниципальном праве представляет совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную, обособленную группу.

К муниципально-правовым институтам относятся, например, основы деятельности местного самоуправления. Это довольно сложный институт, который состоит из более простых институтов: института территориальной основы местного самоуправления, института муниципальной собственности, института муниципальной службы и др.

2. Схема «Система территориального общественного самоуправления».

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" рассматривает территориальное общественное самоуправление как одну из форм местного самоуправления. Одновременно, территориальное общественное самоуправление - это смешанная форма участия населения в местном самоуправлении, осуществляемая с помощью как непосредственных, так и представительных форм участия.

Территориальное общественное самоуправление населения – самоорганизация граждан по месту их жительства на территории муниципального образования для самостоятельной и под свою ответственность осуществления собственных интересов в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления1.

Согласно ст.80 Закона «О местном самоуправлении в РФ» система территориального общественного самоуправления населения включает в себя общие собрания (сходы), конференции граждан, местные референдумы, иные формы непосредственной демократии; органы территориального общественного самоуправления населения (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов и тому подобное).

Система территориального общественного самоуправления населения

Общие собрания (сходы), конференции граждан, местные референдумы, иные формы непосредственной демократии (обращения граждан, нормотворческая инициатива)

Органы территориального общественного самоуправления населения (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов; советы или комитеты улиц, кварталов, домов и др.

Общие собрания (сходы), конференции граждан созываются местными Советами и органами территориального общественного самоуправления населения по мере необходимости.

Органы территориального общественного самоуправления населения создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления.

К компетенции общих собраний (сходов), конференций граждан относятся следующие вопросы:

- избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений (уставов) о них;

- утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления населения по социально - экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении;

- решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления населения, затрагивающих интересы населения соответствующей территории.

Компетенция органов территориального общественного самоуправления населения определяется их положениями (уставами) с учетом полномочий, передаваемых им местными Советами и местной администрацией.

Местные Советы и местная администрация могут устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления населения по согласованию с ними, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления населения.

Иные формы непосредственного

самоуправления:

1.Обращения граждан - эта форма достаточно подробно регламентирована в законодательстве, выделяют два вида обращений: индивидуальные и коллективные. По функциональному критерию: предложения, заявления и жалобы. В соответствии со ст.33 Конституции РФ, правом на обращение в органы местного самоуправления обладают исключительно граждане РФ. В региональном законодательстве это право, как правило, предоставляется также иностранцам и лицам без гражданства.

2.Нормотворческая инициатива - под этой формой понимается право внесения проекта нормативного акта в представительный орган местного самоуправления. Региональное законодательство закрепляет различный кворум для такой инициативы:

а.1% подписей от всех обладающих избирательным правом и проживающих на данной территории;

в.1000 подписей в поддержку нормативного акта граждан, проживающих на данной территории.

3. Задача

Определите с учетом признаков муниципального служащего какие из ниженазванных работников не являются таковыми:

  • Мэр города,

  • Прокурор,

  • Судья,

  • Нотариус,

  • Заведующий юридического отдела городской администрации,

  • Депутат городского Совета,

  • Начальник отдела торговли и бытовых услуг районной администрации,

  • Начальник цеха,

  • Стенографистка,

  • Адвокат

П.1 ст.2 ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» дает понятие муниципальной службы.

Муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Согласно ст.7 ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.

На основании этих признаков муниципальными служащими являются:

  • Заведующий юридического отдела городской администрации,

  • Начальник отдела торговли и бытовых услуг районной администрации,

Не являются муниципальными служащими:

  • Мэр города,

  • Прокурор,

  • Судья,

  • Нотариус,

  • Депутат городского Совета,

  • Начальник цеха,

  • Стенографистка,

  • Адвокат

Используемая литература

1. Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

2. Федеральный закон от 08.01.1998 N 8-ФЗ (ред. от 25.07.2002) «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»

3. Закон РФ от 06.07.1991 N 1550-1 (ред. от 21.03.2002) «О местном самоуправлении в Российской Федерации»

4. Игнатов В.Г., Рудсет В.В. Местное самоуправление в современной России. - Ростов-на-Дону, 2001. – 416 с.

5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской федерации. – М., 2001. – 552 с.

1 О.Е.Кутафин, В.И.Фадеев. Муниципальное право РФ. – М., 2001. – С.82