Синтез профессионально-педагогического и музыкально-исполнительского мастерства в деятельности учителя музыки

Синтез профессионально-педагогического и музыкально-исполнительского мастерства в деятельности учителя музыки

В законе Украины "Об образовании " и в Национальной доктрине развития образования Украины в ХХІ веке отмечается, что одним из приоритетных направлений реформирования образования есть воспитание всесторонне развитой, творческой личности, становления ее творческого потенциала, развитие национального сознания и духовного богатства молодого поколения. Достижению этих задач будет способствовать переориентация творческих наклонностей, способностей, умений и навыков. Современная школа должна обеспечить образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его наклонностей, интересов, возможностей, чтобы способствовать прежде воспитанию общечеловеческих ценностей личности (доброты, милосердия, толерантности и т. п.), стимулирования ее внутренних сил и саморазвития и самовоспитания, формирование яркой, самобытной индивидуальности, как отмечает А. В. Сухомлинская [5, 137].

Направленность на личностно ориентированный подход к образованию обусловливает потребность в использовании универсальных возможностей искусства в процессах формирования творческой личности с глубоким духовно целостным миром и высокими моральными качествами человека из сферы культуры, способной к сочувствию, сопереживанию. Поэтому есть острая потребность в высокопрофессиональной подготовке и деятельности учителей музыки, готовых к самостоятельной творческого поиска, организации художественно-эстетического процесса в общеобразовательных и педагогических учебных заведениях на принципиально новых основаниях. Ведь, как сказал Уильям Артур Уорд: "Посредственный учитель излагает, хороший учитель объясняет, выдающийся учитель показывает, великий учитель вдохновляет.

Одним из важных вопросов, который требует первоочередного решения, является развитие творческой активности учителей музыки как выявление стремления к постоянному самосовершенствованию, поиску новых самостоятельных педагогических решений и способности к труду в нестандартных ситуациях. Во время нашего исследования мы учитывали научные доработки, освещающие проблемы творческой активности (Ю. К. Бабанский, В. А. Кан-Калик, С. А. Сысоева, Н. Д. Никандров и другие), музыкально-психологический аспект педагогической деятельности (А. Г. Костюк, Б. М. Теплов, Т. Ф. Цигульська, С. И. Науменко и другие), теоретико-методические аспекты (Г. М. Падалка, А. Я. Ростовский, О. П. Рудницкая , А. И. Ковалев и другие).

Анализ состояния музыкально-педагогической практики учителей музыки, обработки научных и творческих источников позволили выявить противоречие между социальной потребностью в творческой активности учителей музыки и недостаточным уровнем их профессиональной подготовки и готовности к различным видам музыкальной и музыкально-педагогического творчества в последипломный период обучения. Актуальность и важность этой проблемы, ее общественно-педагогическое значение предопределяют необходимость научного обоснования сущности понятия "творческая активность учителей музыки", определение ее специфики, поскольку эта деятельность влияет на развитие механизма творчества педагогов, достижения успешного высококачественного результата музыкальной и музыкально-педагогического творчества.

Анализ и обобщение научной литературы позволили установить, что методология и определения понятия творческой активности учителя музыки основывается на философских концепциях творчества, выводах психолого-педагогической науки, раскрывающие общие закономерности творческого феномена, а также учитывает специфику музыкально-педагогической деятельности, связанной с музыкально -образным компонентом. Можно выделить понятия "творчество" и "активность" как два определения деятельности, подчеркнуть их взаимосвязи и определить такие признаки творческой деятельности: оригинальность, прогрессивность характера творческого продукта, ценность созданного нового материала, новизну как для общества, так и для отдельной личности .

Творческая активность личности считается отличительной чертой сознания человека, одной из ее главных функций. В понятии "творческая активность" раскрывается более высокий качественный уровень, содержание и сущностная качество деятельности как развивающего процесса, осуществляемого на высшем уровне активности человека. Поэтому в творческой активности можно выделить деятельно-практическую сущность субъекта деятельности, в результате которой создаются новые оригинальные ценности.

В педагогической науке творческая активность учителя трактуется как составляющая педагогического творчества, педагогического мастерства, условие личностного и профессионального самозростання учителя, движущая сила внедрения новых педагогических технологий, распространения творческого опыта, важна профессиональная черта и качество творческой личности специалиста. В понятии "творческая активность " оказывается также учительское отношение к учебно-познавательной деятельности, которое характеризуется стремлением достичь поставленной цели в пределах заданного времени. В специальной музыкальной психолого-педагогической литературе понятие творческой активности изучается в контексте особенностей музыкального творчества, в котором оказывается специфика музыкально-педагогической деятельности, в частности, художественно-образный компонент ее структуры. Музыкально-педагогическую деятельность исследователи рассматривают как творческую и отмечают духовное содержание и эстетическую направленность, что связанные с духовным потенциалом искусства [3, 4, 7].

При этом преимущество предоставляется эмоциональному фактору, без сознания, интуиции, но не исключается роль интеллекта в творческом процессе. Раскрытие проблемы развития творческой активности будущих учителей происходит в процессе исполнительской деятельности, подготовки к интерпретации, композиции, созданию. Обозначенное понятие является интегральным специфическим компонентом структуры творческой активности учителей музыки, в которую входят не только специальные музыкальные способности, но и в-психологические свойства человека, которые имеют общие корни с механизмом творчества. Вместе с этим музыкальность считают необходимой профессиональным мастерством учителя музыки, ярко раскрывает его музыкальную сущность, потребность в музыкальном самовыражении, сформированность эстетического вкуса и которая одновременно обеспечивает художественно-образный компонент музыкально-педагогической деятельности (слушание, исполнение и создание музыки); как способность личности , что обеспечивает успешность, качество и производительность выполнения различных видов музыкальной деятельности (слушание, исполнение, создание) и проявляется в художественно-творческом прочтении и переживании музыки, влияя на интеллектуальное, эстетическое и моральное развитие [6, 180].

Среди структурных компонентов музыкальности определено: музыкальный слух (мелодический, гармонический, ритмический), творческое воображение, эмоциональность, чувства целого, тип музыкального восприятия, слуховая-двигательная координация, творческое воображение, звукообразнисть музыкального мышления, качество ритмического слуха. Таким образом, музыкальность является характерной особенностью творческой активности учителя музыки, его музыкальной сущностью, связанной со спецификой музыкально-педагогической деятельности, природой музыкального искусства, которая оказывается индивидуально. Необходимо заметить, что, не принимая во внимание высокий результат в развитии техники исполнения музыкальных произведений на уроках музыки, учителя не умеют подобрать соответствующий аккомпанемент, создать мелодию и тому подобное. Поэтому на отделении "Музыкальное воспитание " Луцкого педагогического колледжа очень большое внимание уделяют изучению такого предмета, как аккомпанемент, который значительно расширяет возможности студентов в исполнении дошкольного и школьного репертуара, позволяет облегчить процесс разучивания музыкального материала на уроках, способствует избежать сложных ситуаций во время проведения праздников, выступлений на концертах. Каждые два года в колледже проводятся конкурсы по аккомпанемента и постановки голоса, на которых студенты не только показывают умение хорошо владеть своим инструментом, но и самостоятельно расписывают партии для ансамблей (инструментальных и вокальных), организуют своеобразные коллективы, самостоятельно разучивают партии со своими товарищами, импровизируют и создают интересные музыкальные композиции.

Следовательно, высокие результаты в различных видах музыкальной и музыкально-педагогического творчества есть в тех учителей музыки, которые имеют высокий уровень развития музыкальности и педагогических способностей, то есть в которых оказывается музыкально-педагогическая креативность. Учитывая отмеченное выше, творческую активность учителя музыки трактуют как интегрированное психологическое качество личности, которая определяется действенным эмоциональным состоянием готовности к музыкальному познанию и музыкально-педагогической деятельности в нестандартных ситуациях. Творческая активность учителя музыки - это его способность к индивидуальному, неповторимому, музыкальному, личностному и профессиональному самовыражению. Поэтому музыкальная и музыкально-педагогическая деятельность должна иметь продуктивный поисково-преобразовательный характер, гуманный духовное содержание и характерные признаки творческого процесса. В этом отношении музыкально-творческая активность рассматривается как в которой воплощаются творческие возможности учителя музыки в собственной музыкальном творчестве: интерпретации, импровизации, создании композиций.

Главная особенность уроков музыки как искусства - художественно-творческая направленность музыкального обучения и воспитания школьников. Она должна проявляться во всем: в содержании и структуре уроков, в методах и приемах, которые применяет учитель, в осмыслении учащимися различных музыкальных явлений, и оно не является однозначным и вариативным. В музыкальном воспитании должен быть еще и художественное сотрудничество учеников и учителя с поэтами, композиторами. При этом условии уроки станут более эмоциональными и интеллектуальными, эффективными и интенсивными. Таким образом Интегральный музыкальный инструмент является характерным для творческой активности учителя и включает музыкальность (музыкальный слух - ритмичный, мелодичный, гармоничный, творческое воображение, исполнительские способности (вокальные, инструментальные, психомоторные способности (дирижерские, исполнительские, вокальные, инструментальные, творческие умения (художественно-интегрированные, музыкально-практические интерпретационные, композиторские, проблемно-ситуационные. Интегрированная музыкально-педагогическая деятельность учителя музыки формирует творческую личность ученика с глубоким внутренним миром, осознанным интересом к музыке, духовно-целостными ориентирами и направлена на специальный музыкальное развитие школьников, их музыкальные способности, что обеспечивает успешность и качество выполнения творческой музыкальной деятельности.

Следовательно, синтез профессионально-педагогической и музыкально-исполнительского мастерства в сочетании с музыкально-педагогической практикой учителей музыки позволяет сформировать творческую личность ученика с высокими моральными качествами, способствует решению насущных проблем художественно-эстетического образования школьников в соответствии с современными требованиями развития потребностей общения с искусством.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа