Головино - история, современность и будущее

Головино.

Название этого селения, находившегося на месте нынешнего Кронштадтского бульвара и Смольной улицы, происходит, по мнению некоторых исследователей, от прозвища боярина И.В Ховрина-Головы.

В Смутное время Головино превратилось в пустошь. В 1614 г. она была в поместье "за Гаврилом Васильевым сы­ном Хлоповым". Захудалый дворянский род Хлоповых едва не возвысился в годы царствования первого Романова - Ми­хаила Федоровича, который выбрал себе в жены Марию Хлопову. Но интриги Салтыковых, родственников со стороны матери молодого царя, расстроили свадьбу; невесту сосла­ли в Сибирь, и опала легла на весь хлоповский род. Лишь спустя много лет Хлоповы оправились от этого удара.

В 1635 г. Г. Хлопов покупает часть земли, приписанной к Головину, а через два года выкупает и все поместье. Голо­винскую вотчину он передает своему сыну Ивану Несправе, но тот владеет ею недолго и "во 147 (1639) год та Иванова вотчина Хлопова справлена за детьми ево за Дмитрием, за Иваном да за Василием Хлоповым". В 1683 г. Головине от­мечается как деревня, а в писцовых книгах Московского уез­да 1685 и 1686 гг. пишется сельцом. Небольшое, в несколько дворов, сельцо делится многократно среди Хлоповых, пока один из них - Иван Иванович - не продает доставшуюся ему часть сельца в 1737 г. советнику Семену Молчанову.

В 1750 г. камергер Алексей Андреевич Хитрово покупает часть Головина у одного из владельцев, Николая Хлопова, а через три года еще одну часть - у Молчанова. Таким обра­зом, ко времени Генерального межевания сельцо Головино находится в руках у двух хозяев: большая часть принадле­жит А.А. Хитрово, который владеет 113 десятинами 377 са­женями земли с 4 дворами и 19 крестьянами, и меньшая - Федосье Александровне Хлоповой, имевшей 41 десятину 1 868 саженей земли и 12 дворовых (крестьян у нее не было). Стояли в сельце два господских дома, окруженных садами. Сельцо располагалось на суходоле, "земля иловатая, хлеб и покосы средственные".

Головино на протяжении XVIII столетия очень часто меняло владельцев. Сын А. Хитрово, полковник Николай Алексеевич продал имение Г. И. Бестужеву, от которого оно перешло к бри­гадиру Алексею Ивановичу Голохвастову. А в 1788 г. надвор­ный советник И.П. Перелывкин продал сельцо за 2 000 рублей лейтенанту Михаилу Родионовичу Хлебникову, семья которого владела сельцом довольно продолжительное время. Жили Хлебниковы на Маросейке. Здесь Михаил Родионович скупил несколько владений и в 1782 г. выстроил трехэтажный дом по проекту, как утверждают, В. И. Баженова. А в 1793 г. продал этот дом за 120 000 рублей серебром своему шефу - генерал-

фельдмаршалу графу П.А. Румянцеву-Задунайскому, у которого служил секретарем. Сейчас здесь (Маросейка, 17) размещает­ся посольство Белоруссии. На рубеже веков хозяином сельца становится майор Иван Михайлович Хлебников. Экономичес­кие примечания отметили в это время "сад регулярной с ран-жерею копаной". По 7-й ревизии (1816) сельцом владеют "под­полковница Агапия Филипповна и сын ея майор Петр Михайлович Хлебников". Сельцо увеличилось незначительно - 11 дворов с 72 крестьянами и 16 дворовых.

В 1850 г. Головином владеет полковник Михаил Михайло­вич Обольянинов. Сельцо словно остановилось в своем раз­витии - те же 11 крестьянских дворов, а число душ даже уменьшилось до 60 крестьян и 7 дворовых. Часть крепост­ных помещик перевел в другое свое имение, в Калужскую губернию.

Ко времени перехода усадьбы в руки Головиных она выг­лядела типично помещичьей. Главный дом - одноэтажный с парадного фасада и двухэтажный со двора. С домом соеди­нялся крытой террасой длинный деревянный флигель, пред­назначенный для торжеств и балов. На парадный фасад вы­ходили огромные окна, протянулась во всю его длину терраса, которая служила танцевальным залом. В старинном парке с широкими липовыми аллеями находился маленький пруд, а за ним была небольшая роща.

При входе в парк, справа, была построена небольшая оранжерея. Она особенно славилась своими персиковыми деревьями, подобных которым не было даже в Царскосельс­ких дворцовых оранжереях. Придворный садовник Хейдерн был специально командирован в Головине за ними. Этот чуд­ный сорт совершенно зеленых, крупных персиков "Венус" от­личался особенным вкусом и ароматом.

Садовник Гаврила, живший с семьей при оранжерее, все­гда имел наготове ярко вычищенный самовар к услугам окрес­тных дачников, прибывавших целыми семьями в Головинский парке корзинами, запасами всякой снеди, чтобы расположить­ся на лужайке под тенью вековых деревьев и пить чай.

Очень религиозная, склонная к мистицизму, В. И. Голови­на совершала паломничества в Троице-Сергиеву лавру, Оптину пустынь, вела активную переписку с видными деятеля­ми церкви. В подвале ее московского дома (Б. Успенский пер., 10) она устроила приют для странников и богомольцев.

С 1869 г. в усадьбе поселился крестьянин Рязанской губернии И. И. Гулин. Отвергнув мирскую жизнь, он тайно был пострижен в монахи под именем Михаила, а затем и в схимо­нахи под именем Николая. С разрешения Головиной ему по­ставили небольшую хижину в глубине рощи.

По просьбе Николая владелица приняла двух девиц, его духовных сестер, крестьянок М.М. Стрельникову и Е.Я. Му­равьеву, посвятивших свою жизнь Богу. Вскоре к ним присо­единилась еще одна девица - Е.К. Репина. Они привезли с собой икону Казанской Божией Матери, написанную акаде­миком византийской живописи В.В. Васильевым (1828-1898). В честь этой иконы получил название и сам монастырь.

В 1872 г. в усадьбе поставили двухэтажный терем, в верх­нем этаже которого устроили домовую Спасскую церковь, а нижний был занят кельями, где жили послушницы. В этом же году Гулин, совершая паломничество в Оптину пустынь, скон­чался. Девицы, похоронив учителя, вернулись в Головине.

Однажды в доме Головиной встретились иеродьякон Да­нилова монастыря Серафим, юродствовавший во Христе, пользовавшийся большим уважением среди московского ку­печества, и купец Н.И. Сидоров. Результатом их общения ста­ла покупка Сидоровым 8 десятин земли, на которой он устро­ил дом-богадельню на 20 человек.

В.И. Головина умерла в 1880 г.; ее дочь С.Н. Слепцова, выйдя замуж, была представлена ко двору; ее мало интере­совала головинская община; В мае 1881 г. еще 75,5 десятин земли с лесом и постройками перешли к Сидорову.

Купец обратился с просьбой к Московскому митрополиту Макарию учредить в сельце Казанскую женскую общину. В про­шении он указывал, что жертвует свое имение в пользу общи­ны. Вскоре Синод вынес решение об учреждении общины.

В следующем году за очень короткий срок возвели дере­вянную на каменном фундаменте церковь Казанской иконы Божией Матери. Сидоров на свои деньги снабдил церковь всем необходимым для богослужения. 19 октября 1882 г. церковь была освящена Московским митрополитом Иоанни-кием. Начальницей общины выбрали одну из первых насель-ниц - М.М. Стрельникову, позже она стала и первой настоя­тельницей под именем Магдалины. Муравьеву посвятили в казначеи, а Репину-в благочинные. В 1885 г. именным ука­зом Александра III за общиной была закреплена подаренная земля; 7 марта 1886 г. Синод постановил переименовать об­щину в Казанский Головинский общежительный монастырь со штатом из 15 монашествующих и стольких же послушниц. Этот год и считается годом основания монастыря.

Каменный соборный храм Живоначальной Троицы с дву­мя приделами - Марии Магдалины и Черниговской Божией Матери - построил в 1887 г. вологодский купец М.Н. Киселев в память умершей жены, и он же на свои деньги снабдил его всем необходимым. Своды и стены храма расписаны за счет рогачевского крестьянина П. В. Корнева. В монастыре пост­роили двухэтажное здание, нижний этаж которого заняла больница, а верхний - богадельня. В этом же корпусе нахо­дилась церковь св. Акилины, построенная на деньги Воскре­сенской купчихи Акилины Смирновой, принявшей тайный по­стриг под именем Рафаилы. На средства благотворителей возвели еще два корпуса: для настоятельницы и для братии с трапезной и пекарней. В 1901 г. здесь появилась школа. Обитель постоянно росла и благоустраивалась; перед пер­вой мировой войной в монастырских стенах жили 150 мона­хинь и послушниц. Деревянные постройки сменились камен­ными строениями, была возведена каменная ограда. Монастырь сдавал в аренду свою землю под застройку дач. Всего монастырю принадлежало 63 с лишним десятины земли и 75 десятин дровяного леса в соседней Ростокинской волости.

В 1911 г. в связи с 25-летием монастыря было решено заложить новую каменную колокольню, так как старую деревянную приходилось часто ремонтировать, и вид у нее был невзрач­ный.

Закладка новой колокольни происходила 8 июля, в день престольного праздника в честь Казанской иконы Божией Ма­тери. В основании заложили медную доску с памятной над­писью. Колокольню наметили построить высотой в 25 сажен (свыше 32 м) - по числу лет существования монастыря ко дню закладки.

Пожалуй, это было последнее радостное событие в со­здании и строительстве обители. Наступившие трудные вре­мена сказались и на монастыре. В первую мировую войну сестры активно участвовали во всех начинаниях тыла: помо­щи раненым, сборе теплых вещей, книг для фронта.

Да и отношения с советской властью в первое время были если не теплыми, то вполне нормальными. В 1919 г. Николь­ская больница развернула в монастыре госпиталь, и Нарко­мат здравохранения выделял ежемесячно по 500 рублей на его содержание (сумму скорее символическую). Но по окон­чании гражданской войны настали тяжелые времена. Во вре­мя голода 1921-1922 гг. началась кампания по изъятию цер­ковных ценностей. И хотя иерархи сами предложили помощь, советская власть отказалась от нее, потребовав полной кон­фискации всех драгоценностей, облачений, утвари, в том числе и той, что была необходима при богослужении. На­чался повальный грабеж церквей и монастырей. Не минова­ла чаша сия и Головинский монастырь. В апреле 1922 г. здесь реквизировали 9 пудов 1 фунт 23 золотника), есть свыше 144 кг) ценностей. Следует отметить, что это общий вес, куда входили не только драгоценные камни и металлы, но и ар­матура, их скрепляющая, облачения и прочее.

По некоторым данным изъятые ценности направлялись не столько на помощь голодающим, сколько на уплату репараций по Брестскому миру, тем более что Запад отка­зался продавать хлеб Советскому правительству и, если бы не помощь Ф. Нансена, число погибших от голода и болезней могло быть гораздо больше. После ограбления жизнь в монастыре продолжалась. Сестры по примеру других обителей организовали трудовую артель. Фактичес­ки она уже существовала, созданная самим образом жиз­ни в монастыре, и лишь оформилась в советское время как один из способов выжить. А трудолюбия монахиням было не занимать. Вспомним рукодельную мастерскую обители, ее сельскохозяйственные производства. На Все­мирной выставке 1900 г. в Париже золотошвейная работа с жемчугом получила "Гран При". А молочную ферму Го­ловинского монастыря окрестные жители вспоминали де­сятки лет спустя после закрытия обители.

Очередная кампания советской власти в борьбе с ре­лигией была направлена против так называемых "лжеар­телей", созданных в монастырях. Какие только обвинения не звучали в их адрес! В 1923 г. добрались и до Головин­ского монастыря. По постановлению президиума Красно­пресненского райсовета земледельческая артель монахинь была распущена. Вопрос о том, имел ли право райсовет города Москвы распускать организацию, находящуюся в юрисдикции совета Ульяновской волости Московского уез­да, даже не стоял.

Но еще некоторое время монахини влачили свое суще­ствование в обители, тем более что большинству из них про­сто некуда было деться. А тут еще непрошеные гости, посе­лившиеся в монастыре: рабочие фабрики им. П. Алексеева (бывшая Иокиш), студенты, военнослужащие.

Окончательно монастырь закрыли, очевидно, в 1929 г. В этом году еще слышали праздничный звон колоколов на Пас­ху, видимо в последний раз. Послушниц распустили по до­мам, а сестер, как и практиковалось в те годы, выслали в места отдаленные.

Время закрытия монастыря совпало с созданием совет­ской крепостнической системы: началом коллективизации. Организовали колхоз и в Головине.По переписи 1926 г. в селении насчитывалось 40 дворов и 227 жителей, пре­имущественно крестьян. Как писала районная газета "За темпы" (пос. Сходня) "коллективизацией охвачено 100%". Оказывать помощь колхозу обязали Никольский кирпич­ный завод.

Монастырь был обречен. Спасская церковь - первая на территории монастыря - была превращена в общежи­тие. В 1970 г. она была снесена, на ее месте сейчас жилой дом. Главная святыня монастыря - икона Казанской Божией Матери, хранилась в специально построенной для нее церкви. После закрытия храм был обезглавлен, пере­строен, к нему прилепили сарай, а в 1970 г. храм уничто­жили. Икону удалось спасти; сейчас она находится в цер­кви Знамения (в бывшем селе Аксиньино). Троицкий собор после 1930 г. перестроили в четырехэтажный жилой дом. Летом 1970 г. его снесли и на его месте возвели двенад­цатиэтажный дом.

На монастырском кладбище, остатки которого также унич­тожены к 1970 г., кроме захоронений клириков, жертвовате­лей, семейства Иокишей, находились могилы художника-пе­редвижника, академика К. В. Лемоха, его жены и внука Мити (являвшегося также внуком Д.И. Менделеева). В 1951 г. не­подалеку от бывшего монастыря открыли новое кладбище, Головинское, ныне заброшенное и более напоминающее свалку.

Из монастырских строений уцелела лишь колокольня, ко­торая "до сих пор высоко возносит крест над округой, видне­ясь на несколько километров, словно поминальная свеча по погибшему монастырю".

Современный район

В настоящее время район “Головино” самый крупный район в округе, имеет площадь 1089 га с населением 84 тысячи человек. В районе 10 школ, 17 детских дошкольных учреждений, школа-интернат, 4 профтехучилища, техникум, 5 библиотек, ДК “Онежский”. Население обслуживают 4 поликлиники, больница, 82 предприятия торговли,

26 – общественного питания, 33 – службы быта, более 200 объектов мелкорозничной торговли.

После присоединения территории к Москве, район заст­раивался жилыми домами, в основном пяти- и девятиэтаж­ными. К существующим предприятиям добавлялись новые, среди которых можно отметить завод "Грамзапись" и завод нестандартного оборудования им. А. Матросова, выросший из неказистой московской артели.

Появляются и учебные заведения: Московский институт инженеров гражданской авиации (МИИГА) и политехникум связи им. В. Н. Подбельского.

В 1981 г. на Головинском шоссе вырос Центральный дом охотника и рыболова - комплекс, состоящий из гостиницы, ресторана, охотничьего магазина и различных помещений, предназначенных для культурно-просветительской работы. Летом 1988 г. здесь открылся первый в стране музей охоты и рыболовства. В экспозиции посетители могут увидеть чуче­ла зверей, рыб и птиц; хорошо представлены редкие издания старых книг, карты, фотографии; можно проследить эволю­цию охотничьего вооружения: от луков и копий древних охот­ников до современных многозарядных карабинов.

Сельцо Головино исчезло, но память о нем сохранилась, и название его закрепилось в названиях Головинское шоссе, Головинские пруды. В 1991 г. в соответствии с новым адми­нистративным делением столицы образован муниципальный округ Головине.

Перспективы развития

Головинский округ – наиболее густонаселенный в Северном округе. Основное направление для улучшения жилищных условий – реконструкция пятиэтажной застройки и замены ее многоэтажной. Одну из первых пятиэтажек в городе сломали именно у нас, еще в 1991 году. Главная задача властей нашего округа – улучшение жилищных условий москвичей-северян. Префектуре приходится думать и о тепле для людей, и снабжении их продовольствием, об одежде, о крыше над головой и о многом другом.

В соответствии с разработками научно-исследовательских институтов и на основании принятых правительственных документов планируется вывод с территории округа предприятий, которые загрязняют окружающую среду. При этом будет освобождена большая территория. Намечено перепрофилирование прдприятий с учетом требований экологической чистоты.

Система образования в округе решает задачу максимального удовлетворения образовательных потребностей населения. В основе программы лежат идеи сохранения сети государственных учебных учреждений, возможно более широкого внедрения в учебных учреждениях специализированных программ, непрерывности образования, создание и развитие наряду с государственными альтернативных учебных заведений, повышение качества работы сиротских учреждений, расширения работ по допрофессиональной подготовки и профессиональному обучению на базе учебно-производственных комбинатов.

Это, конечно, не означает, что все у нас решено. Мы хорошо видим свои главные проблемы.

Из всего, что рассказано выше, очевидно, что не так уж и много в Головинском округе объектов, которые принято называть “природными”. А это означает, что нужно особенно бережно относиться к тому, что еще сохранилось. Природное наследие нужно беречь так же, как и наше культурное достояние.