ВДНХ (работа 1)

ВДНХ

ПЛАН.

I.Вступление.

II.Из истории создания:

1.Социально-политические предпосылки создания ВДНХ.

2.Территориально-архитектурный план застройки ВДНХ.

3.Содержание выставки.

4.Зона отдыха ВДНХ.

5.«Рабочий и колхозница» – символ эпохи.

III.Современная жизнь ВВЦ:

1.Переименование – предпосылки.

2.ВВЦ сегодня – из беседы с генеральным директором ВВЦ В.А.Саюшевым.

3.Цифры и факты.

IV.Заключение.

1.Значение ВВЦ сегодня.

2.В будущее – с надеждой (из Лужкова).

ВВЦ – бывшая ВДНХ – особое место в столице.Он, как и прежде, в доперестроечные времена, притягивает к себе десятки тысяч людей из разных уголков России, из ближнего и дальнего зарубежья.Сейчас это и выставочный полигон, и зеленая зона отдыха, и огромный торговый центр, где можно купить все – от гвоздей до элитных жеребцов.

А как начинался ВВЦ?

Заглянем в историю страны.

Отгремела революция, отшумела гражданская война, молодая Страна Советов начала строить светлое мирное будущее.Коммунистическая партия позвала народ в коммунизм, где все люди – братья, где есть равенство и братство, где все счастливы и свободны.Всей душой откликнулся народ на зов родной партии, множество трудовых подвигов совершил во имя Родины, показывая фантастические результаты во всех сферах деятельности:в сельском хозяйстве, в машиностроении, в науке и искусстве и т.д.

И вполне естественно, что встал вопрос о том, чтобы показать всем трудящимся, всему миру результаты героического труда и достижения в различных сферах деятельности первого в мире государства рабочих и крестьян.Было решено организовать выставку достижений в промышленности (не Крымском валу) и строительстве (на Фрунзенской набережной).Они были открыты в 1930 году.

Открытие Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки (ВСХВ) состоялось 1 августа 1939 года в Останкине.Эмблемой Выставки стала грандиозная скульптурная группа, изображающая тракториста и колхозницу, высоко поднявших над головами золотистый сноп пшеницы.

Выставка представляла собой целый город площадью 136 гектаров с обширным парком, прудами, опытными участками, многочисленными павильонами, сельскохозяйственными постройками – всего 250 больших и малых зданий.От легкой арки главного входа (ныне Северный вход), перед которым установлена скульптура «Рабочий и колхозница», широкая аллея вела в зону, которая складывалась из двух площадей и открывалась главным павильоном (архитекторы В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх и др.).Рядом располагалась 52-хметровая башня с 13-метровой статуей тракториста и колхозницы, державших сноп пшеницы.Эта скульптура стала эмблемой ВСХВ.

По периметру прямоугольной площади колхозов были возведены павильоны Грузии (архитекторы А.Г. Курдиани, А.Г. Лежава), Азербайджана (архитекторы С.А. Дадашев, М.А. Усейнов), Белоруссии (архитекторы В.И. Симбирцев, Б.Г Бархин) и других республик.На восьмигранной площади Механизации выразительный остекленный дебаркадер павильона «Механизация» замыкал парадную зону.Далее простиралась территория с сельскохозяйственными, садоводческими, охотоведческими и другими экспозициями.Наиболее живописная часть выставки – долина запруженной речки Каменки – постепенно переходила в лесопарк и соединялась с Главным ботаническим садом АН СССР.Успех выставки был огромен.С 1 августа по 25 октября ее посетило свыше 3,5 миллиона человек.В 1940 году выставка проработала 5 месяцев, ее посетили 4,5 миллиона человек.

С1941 по 1954 год выставка не функционировала.При реконструкции комплекса в 1954 году (авторы генерального плана А.Ф. Жуков и Р.Р. Кликс) территория была расширена до 207 га, количество зданий увеличено до 383.Новый главный вход (архитектор И.Д. Мельчаков) удобно связал выставку со станцией метро.

28 мая 1958 года было принято решение об объединении сельскохозяйственной, промышленной и строительной выставок в Выставку достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ).

Предлагаю вернуться на несколько лет назад, в 1983 год, время расцвета и стабильности в жизни советского человека.Представим себе, что мог увидеть в том далеком году гость столицы, пришедший с путеводителем на ВДНХ.Совершим с ним прогулку по территории, заглянем в павильоны.Начнем с Главного входа.

Пропилеи монументального Главного входа достигают 25 метров высоты.Аллея, по сторонам которой установлено 14 фонтанов в виде чаш из красного гранита, подводит к центральному павильону.Он построен в лучших традициях русской архитектуры.Три его яруса, украшенные колоннадами, завершаются шпилем с золотой звездой диаметром 3,5 метра.Высота павильона со шпилем – 90 метров.Его экспозиция отражает важнейшие вехи социалистического строительства.

Из центрального павильона посетители могут выйти на площадь Дружбы народов, которую украшает фонтан «Дружба народов», сооруженный по проекту Г.Д. Константиновского и К.Т. Топуридзе.Позолоченные бронзовые фигуры девушек с дарами земли в руках символизируют дружную семью советских республик.Каждую секунду фонтан выбрасывает в воздух более тонны воды на высоту восьмиэтажного дома.

Главная аллея подводит к фонтану «Каменный цветок», название которого навеяно уральскими сказками писателя П. Бажова.Тысяча струй поднимается на высоту 20 метров.За фонтаном – павильон «Земледелие», украшенный изображением колосьев.Далее на площади промышленности – увенчанный огромным стеклянным куполом павильон «Машиностроение» – один из самых больших на выставке.В его залах около 4000 экспонатов.Они знакомят с новейшими достижениями во всех отраслях машиностроения, это машины, уникальные станки, приборы.Часть его площади с 1966 года занимает павильон «Космос».

В его залах около 4000 экспонатов.Они знакомят с новейшими достижениями во всех отраслях машиностроения, это машины, уникальные станки, приборы.Часть его площади с 1966 года занимает павильон «Космос».

Павильон занимает ключевое место в общем ансамбле ВДНХ, созданном по новому – сравнительно с Сельскохозяйственной выставкой – отраслевому принципу.Современное звучание архитектуре всей выставки придают павильоны «химическая промышленность», «Механизация и электрификация сельского хозяйства» и др.Они имеют простые, лаконичные формы.Благодаря застекленным фасадам с подчеркнутым ритмом вертикальных металлических полос стеновых панелей эти павильоны как бы иллюстрируют особенности и характерные черты современной архитектуры.

Пластичен фасад реконструированного павильона «Газовая промышленность», архитектура которого строится на контрасте стеклянных панелей, массивного глухого карниза и скругленной стены кинолекционного зала.

Оригинальна архитектура павильона «Радиоэлектротехника».Его главный фасад облицован анодированными алюминиевыми листами в форме вогнутых линз.Горизонталь фасада подчеркивается радиомачтой высотой 47 метров, установленной слева от входа.

Своеобразная экспозиция по истории советской архитектуры – ансамбль площади Дружбы народов.Его составляют павильоны, построенные в разное время, отразившие как различные направления советской архитектуры, так и национальные стили.Сюда обращен и фасад павильона «Космос».В нем представлены первые советские ракеты, точные копии первых спутников Земли, межпланетных станций. Запущенных к Венере и Марсу, макет автоматической станции «Луна-24», которая доставила на Землю лунный грунт.Экспозиция отражает основные этапы истории освоения космоса.

Значительное место в экспозиции занимают материалы о международном сотрудничестве в космосе.У павильона стоит космическая ракета.

На выставке представлены макеты гигантских ГЭС, построенных на территории СССР, демонстрируются модели новых агрегатов энергоблоков самых крупных в мире тепловых станций.

Экспозиция павильона «Атомная энергия» посвящена достижениям ядерной физики.Здесь показаны макеты первой в мире промышленной станции, первого атомного ледокола «Ленин», исследовательских реакторов.

Много нового можно увидеть в павильонах «Химическая промышленность», «Топливная промышленность», «Газовая промышленность», «Геология», «Электротехника» и др.

Павильоны «Животноводство», «Земледелие», «Зерно», «Технические культуры», «Картофель и овощи», «Садоводство» и многие другие показывают достижения сельского хозяйства в стране.

В павильоне «Транспорт СССР» представлены модели новых типов электровозов, железнодорожных вагонов, вертолетов, речного судна на воздушной подушке.

В павильонах выставлены новые модели легковых и грузовых автомашин.

Есть на выставке и специальный павильон, посвященный Москве.

Пропагандируя научно-технический прогресс, выставка передового опыта показывает все лучшее, что рождается на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах, в научных учреждениях.

На территории ВДНХ СССР ежегодно проводятся международные выставки – отраслевые и юбилейные, систематически организуются международные ярмарки.

Обойти выставку за один день невозможно – длина ее аллей около 65 километров.На помощь экскурсантам приходит внутривыставочный транспорт – микроавтобусы.

На выставке можно отдохнуть.Летом вся ее территория превращается в огромный сад.В зоне отдыха, на берегу пруда с самым высоким фонтаном выставки – «Золотой колос», расположен и самый большой ресторан того же названия.Всего на выставке около 40 ресторанов, кафе и закусочных, открыт дегустационный павильон Главвино, киоски для продажи сувениров.

К услугам посетителей – аттракционы, танцевальная веранда, Зеленый театр, два летних кинозала.На выводном круге выставки зимой устраиваются катания на русских тройках.У Южного входа расположена первая в СССР круговая кинопанорама.

Выйдя с территории выставки через Северный вход, нельзя не остановиться у скульптурной группы «Рабочий и колхозница».Эти два стальных исполина, летящие, взявшись за руки, и пробивающие серпом и молотом выход в астрал, известны всему миру.Можно по пальцам перечесть столь же знаменитые монументы.Египетский сфинкс, статуя свободы, наши «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной – все это рукотворные символы веры целых цивилизаций.

А началась история «Рабочего и колхозницы» 22 мая 1936 года.В тот день известный советский скульптор Вера Игнатьевна Мухина получила распоряжение Совнаркома создать монумент для советского павильона на международной выставке в Париже.требовался масштабный символ, утверждающий мощь и величие СССР, чтобы буржуи всего мира и пролетарии всех стран воочию убедились в победе социализма.

Через 3 месяца на предварительном просмотре эскизов утвердили проект Мухиной – «Рабочий и колхозница».

Затем макет попал на машиностроительный завод.Скульптуру решили делать из листов нержавеющей хромоникелевой стали.О том, насколько ответственной и напряженной была работа, какое внимание уделялось престижу страны, свидетельствует тот факт, что на завод приезжал Молотов, а как-то раз среди ночи… Сталин.

Через 10 месяцев статуя была готова.Начинался новый этап.Статую вместе с каркасом разобрали на 65 частей и упаковали в ящики.Вместе с инструментами и подъемным краном она заняла 28 вагонов.Вроде предусмотрели все.Но когда ехали через Польшу, пришлось автогеном отрезать части скульптуры, не входившие в тоннель.

В Париже 24-хметровую громадину подняли на 34-хметровый фасад нашего павильона.Строению не было равных на выставке.Скульптура имела огромный успех.Французы даже вели переговоры о том, чтобы оставить монумент в Париже.

Но после триумфального путешествия «Рабочий и колхозница» благополучно вернулись домой, где заняли непримечательное место на площади перед ВДНХ на 9-метровом постаменте.

Сегодня, на этапе становления рыночной экономики, в период развития предпринимательства и роста преступности обесцениваются многие исторические памятники нашей страны.Зарубежные бизнесмены, решив, что теперь Россия – большой базар, захотели купить скульптуру и перевезти ее к себе.Впервые такое предложение прозвучало от одного бельгийского предпринимателя .Затем засуетились люди из Голливуда.Предложили переправить скульптуру в Нью-Йорк и провозгласить ее международным символом киноискусства.

Время сейчас у России трудное.Можно продать все.Но разве можно представить себе Красную площадь без собора Василия Блаженного или питерский Зимний сад без ажурной чугунной ограды?

27 марта 1998 года состоялась общественная акция по спасению скульптуры.Цель акции – создать общественный фонд спасения памятника.

Акция возымела действие.На заседании общественного совета по градостроительству и архитектуре Москвы обсуждался проект переноса монумента на более эффектное место – над метромостом через Москву-реку у Смоленской набережной.Но против выступили многие архитекторы, которые считают демонтаж опасным.Скульптура может не выдержать новых испытаний на прочность.

«Приведем скульптуру в порядок, - сказал Ю.М. Лужков на последующем заседании совета по градостроительству, - и пускай стоит, служит истории и людям».

Бурное строительство социализма, как известно, обернулось крахом, рухнул Советский Союз, отпала нужда в самовосхвалении и рекламе достижений социализма, разъехались по своим республикам экспозиции, опустели павильоны.

Как и все в России – выставка прошла через большие трудности, была на грани распада.Чтобы не распродать, не растащить «лакомый кусок», пришлось президенту издать специальный указ от1992 года, сохраняющий Выставку как единый комплекс.

ВДНХ переименовали в ВВЦ.Деятельность ВВЦ сочетает коммерческую и просветительскую.

О том, как живет ВВЦ сегодня, рассказывает генеральный директор ГАО ВВЦ В.А. Саюшев: «В конце прошлого года в соответствии с решением правительства России создан попечительский совет ВВЦ для концептуального и методического управления комплексом.В него входят представители федерального и московского правительства, руководства ВВЦ, а также руководители исполнительных органов власти 10 субъектов Федерации, представители торгово-промышленной палаты, Российской Академии наук.И я считаю, что он является мощной поддержкой для ВВЦ.Состоялось первое заседание Попечительского Совета, на котором были приняты принципиальные решения.Деятельность ВВЦ многогранна.Главное – это всемерная поддержка отечественного товаропроизводителя, широкий показ того, что достигнуто им в новых рыночных условиях.Наша цель – способствовать возрождению отечественной промышленности и АПК, насыщению российского рынка, который сейчас завален импортными товарами.Для этих целей на ВВЦ создана Биржа Высоких технологий, создается Дом содружества российских регионов.Раньше ВДНХ была символом многонациональной культуры.Так и теперь, ВВЦ притягивает к себе не только регионы России.Например, в праздновании 850-летия Москвы на ВВЦ принимали участие представители России, Украины, Белоруссии, стран Балтии…Для проведения различных культурно-массовых мероприятий и российских выставок мы стараемся предоставлять льготные условия.Выставка сумела сохранить свою территорию, былую внешнюю привлекательность, зеленую зону, фонтаны, пруды.Мы стараемся сохранить павильоны, в которых содержится еще и лошади, и бычки, и свиньи…Мы не забываем детей.В павильоне «Центральный» – игровые площадки, компьютерные игры для детей.По-прежнему полностью отданы детям бывшие павильоны «Юные техники и натуралисты».Городок российских аттракционов организует бесплатные и льготные катания для школьников.Дирекция ВВЦ уделяет огромное внимание своей подшефной школе.Созданный за многие годы на средства государственного бюджета крупнейший выставочный комплекс – ВВЦ – национальное достояние России.И одной из важнейших задач Центра является сохранение и развитие его архитектурного, досугового и выставочного центра».

Московское правительство рассмотрело проект постановления «О создании в Северо-Восточном округе территориальной единицы с особым статусом с включением ее в границы ВВЦ и дальнейшем развитии выставочного центра».Предполагается, что в новое территориальное образование войдут:бывшая ВДНХ, Главный ботанический сад РАН и музей-усадьба «Останкино».Ю.М. Лужков заявил, что городские власти намерены возвратить ВВЦ статус главного выставочного центра государства.

А теперь к цифрам и фактам:

В 1992 году по указу Президента России ВДНХ переименовали во Всероссийский выставочный центр – ВВЦ.

Современный ВВЦ – это государственное акционерное общество( ГАО) со стопроцентным капиталом у его учредителей – Правительств Российской Федерации (69%) и города Москвы (31%).

В1997 году проведено 330 выставочно-ярмарочных мероприятий:220 выставок и ярмарок, в том числе 36 международных.В плане 1998 года – 344 выставочных мероприятий,39 из них - международные.

В 1997 году доходы ГАО ВВЦ составили 380 млрд руб.Затраты на содержание Выставки – 310 млрд руб., рентабельность – 16,8%.Выплаты в бюджет и фонды из прибыли и себестоимости превысили – 225 млрд руб.

Сегодня в управлении ГАО ВВЦ находится 490 зданий и сооружений, памятников садово-паркового искусства.

В 1998 году в соответствии с Генеральным планом реконструкции и развития ВВЦ и инвестиционной программой предусматривается ввод в эксплуатацию Выставочно-коммерческого центра угольной промышленности общей площадью 4000 квадратных метров и павильона «ресурсосбережение» – более 5500 квадратных метров.Продолжится строительство Выставочно-торгового комплекса площадью более 20000квадратных метров.Пройдет стадию экспериментальной обработки экологически чистый элекробус.

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации сейчас завершилась разработка концепции строительства на территории ВВЦ Международного дома дружбы коренных народов Севера.

Попечительский совет ГАО ВВЦ принял решение о создании Центра сотрудничества регионов России, цель которого – укрепление торгово-экономических отношений между регионами.

За последние 10 лет коллектив ГАО ВВЦ сократился в 2,5 раза и составляет теперь 2500 человек.

Затраты на содержание, эксплуатацию и развитие ВВЦ составляют ежегодно более 400млрд неденоминированных рублей.

Выставки и ярмарки играют одну из ключевых ролей при выходе на новые рынки и конкурентные позиции.По статистике, сделки и заказы, заключенные на них, составляют около одной трети объема оборота фирм, принимающих в них участие.Так на каждой традиционно проводимой на ВВЦ выставке «Интеропторг» подписываются договора на производство и поставку товаров на сумму до 5-6 неденоминированных рублей.

Многие павильоны на территории ВВЦ отданы в аренду торговым фирмам.Поистине здесь можно найти все:от готового дачного дома до семян и кондитерских изделий.Для удобства посетителей выпущен специальный «Путеводитель по ВВЦ» с точными указаниями павильонов, торгующих фирм и товаров.

Все мы знаем и любим ВВЦ , его фонтаны и архитектуру, выставочные трамвайчики, маленький ипподром.Здесь хорошо и просторно.

Больше всех выставку любят дети, потому что Выставка – это сказочный кусок большого дымного и шумного города.

ВВЦ – это маленький, доступный всем рай.Хочется пожелать ей всегда быть украшением нашего города.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Энциклопедия «Москва».

2.Александров Ю.Н. «Москва – диалог путеводителей».

3.А.Петрова «Рабочий и колхозница».

4.М.Лозинская «Символ веры».

5.Интервью А. Глущенко «Приоритет российскому» с генеральным директором ГАО ВВЦ В.А. Саюшевым.

6.«Цифры и факты» – путеводитель по ВВЦ.