Мясницкая

Мясницкая

На городской олимпиаде по москвоведению в 1999году участникам было предложено следующее занятие на мышление:

Представьте,как могло быть организовано движение транспорта в Москве 1920-х годов.По Вашему мнению,о какой улице в таком случае идет речь в путеводителе "Москва.Спутник туриста"(М,:Физкультура и спорт,1930)? Обоснуйте свой ответ.Как точно называлась эта улица в 1930-м году? Сколько раз она переименовывалась?

"Эта улица с наиболее сильным движением в Москве,является улицей тяжелой промышленности;здесь находятся управления, представительства и магазины таких трестов и синдикатов, как Московский Машинотрест,Автотрест,Госшвеймашина,Продасиликат,Нефтесинди и.т.д.Всюду на витринах магазинов машины,радиочасти и.т.п.;особенно интересна витрина магазина "Шарикоподшипник",очень убедительно показывающая выгодность применения шарикоподшипников".

В 1930 году крупнейшим транспортным узлом был железнодорожный.Наиболее вероятным представляется выбор учащимися "площади трех вокзалов",т.к. в 1930 году в СССР не входили ни республики Прибалтики,ни часть Украины,Белоруссии и Молдавии.Основной пассажиропоток шел вглубь России,что было связано также с программой индустриализации.Исходя из этого,правильным ответом будет "МЯСНИЦКАЯ УЛИЦА",в то время сохранившая свое историческое название.

В декабре 1934 года,направляясь к Колонному залу, по Мясницкой прошла траурная процессия за гробом убитого в Ленинграде С.М.Кирова.Вскоре улица будет переименована в "улицу Кирова".Здесь можно заметить,что история с переименованием также в определенной мере связана с положением этой улицы как ,как основной транспортной магистрали.

"Главной" улицей Москвы ХY111-XX вв. принято считать Тверскую,и это имеет свое историческое обьяснение-дорога к северной столице.Однако то,что в черте Москвы железнодорожное сообщение с Петербургом не совпадало с линией Тверской улицы,создало условия для смены статуса этой магистрали и выдаижению на первые роли Мясницкой улицы.Последняя постепенно становилась улицей купеческих контор и магазинов.В 1920-е годы Мясницкая фактически стала главной улицей Москвы.Здесь можно вспомнитьт стихотворение Владимира Маяковского "О Мясницкой , о бабе и всероссийском масштабе"(1921 год) Неудивительно,что в Институте внешкольной работы Главнауки именно Мясницкая была выбрана обьектом краеведческого исследования,ставшего своебразной классикой москвоведения:"Есть в Москве небольшой кусок земли -узкий и короткий- занимает деловая улица Москвы -Мясницкая.Каждая вывеска или витрина является заголовком страницы,а вся улица - громадной главой книги,повествующей об усилиях и достижениях промышленности СССР".

В 1920-е планировалась и начала осуществляться грандиозная реконструкция улицы:"На углу Милютинского переулка стояла церковь Евпла. Металлические и строительные тресты подняли в 1925г. вопрос о постройке на этом месте небоскреба для своих контор.Известный архитектор Щусев писал: "Созидательный дух революции и красоту от уродства отделит,и красоту защитит".Он считал,что Мясницкую улицу, эту уродливейшую магистраль Москвы такие памятники старины, как церковь Евпла,Ему возражал в печати руководитель строительства в Москве:"Мясницкой не нужны ни церкви.ни больницы.Мясницкой нужны многоэтажные дома из железа и зеркальных стекол:побольше стекла,поменьше камня.Мясницкой нужны витрины,заставленные машинами и залитые светом" (Родин...С.44-45)

Еще генпланом 1935 года было решено:пробить для разгрузки улицы Кирова Новокировский проспект,улице же оставить функции магистрали местного значения.Но план этот был реализован лишь в наше время,так как уже к концу трицатых годов по "геополитическим" соображениям интерес к северным и восточным направлениям сменяется интересом к направлениям западному и южному.Из железнодорожных вокзалов доминирующими становятся Киевский и Белорусский (последний станет культурным символом 1940-х годов),так что статус парадной витрины возвращается к Тверской (улице Горького), а в 1960-е он приходит к проспекту Калинина.

И с архитектурной ,и с социокультурной точек зрения Мясницкая улица осталась своеобразным памятником 1920-м годам, как времени крутой ломки и подчинения жизни рациональному плану(последнее не скажешь о помпезном облике сталинской Тверской).Она и сейчас,в общем,соответствует особенностям указанным А.Ф.Родиным, в том числе и своими поворотами.Здесь возможно обсудить с учащимися характер Москвы,как "города -растения" (термин Аполлона Григорьева),улицы которого, как побеги ,растут от церви к церкви.И сделать это можно в связи с тем, что на Мясницкой стоит один из лучших памятников московской архитектуры 1920-30х годов,-здание Наркомлегпрома,архитектора Ле Корбюзье и Н.Я.Колли(здание наиболее известно по своему хозяину с 1959 года- ЦСУ СССР).

В качестве материала для обсуждения можно предложить теорию Ле Корбюзье о" дороге ослов" и "дороге люде"( Ле Корбюзье.Архитектура ХХ века.М.:Прогресс.1970):

Человек идет по прямой, потому что знает,куда идет,потому что у него есть цель.Осел идет зигзагом,сворачивает,чтобы обогнуть препятствие,подьем,или просто для того,что бы идти в тени- он идет по линии наименьшего сопротивления.Именно "осел" начертил план большинства европейских городов,с их извилистыми улицами,для которых рытвины ,бугры,любой ручеек,становились непреодолимой преградой.Но современный город требует прямых линий,так что на смену поэтическому вдохновению кривыми улочками,как на смену самим этим улочкам,должно придти восхищение прямизной улиц и планомерностью.

Предложите ученикам сформулировать собственную позицию в этом вопросе,пусть они подкрепят ее примерами: от поэтических образов до строгого расчета.После обсуждения предложенного конкретного задания можно обратить внимание учеников на схему уличного движения в вашем районе.Предложить им обсудить возможные изменения статуса знакомых им или близлежащих улиц,необходимость планомерной реконструкции города,воспользовавшись историей Мясницкой улицы,как прецедентом.

к,ф,н, А.Трошин,

с.н.с. МИПКРО

,