Эффективность инноваций

Введение

В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах продукции. Поиск и использование инноваций на предприятиях является актуальной проблемой. Развитие новых технических решений, совершенствование основных принципов управления создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста. Инновации включают в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия.

Эффективность инноваций определяется их конкретной способностью сберегать соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете на единицу всех необходимых и предполагаемых полезных эффектов создаваемых продуктов, технических систем, структур.

Следовательно, предметом проводимого исследования в данной работе являются инновации и их эффективность. Понятие «инновации» очень важно для каждой организации, так как с помощью него улучшается производственная деятельность за счет введения в производство новых технологий, обеспечивающих эффективную деятельность предприятия.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение понятия инноваций, получение от них эффективности.

Исходя из указанной темы контрольной работы, ее основными задачами являются:

    понятие инноваций и их виды;

    определение эффективности использование инноваций;

    виды эффекта инноваций;

    изучение системы основных показателей инноваций.

В процессе исследования использовались различные учебные материалы и пособия.

1 Понятие инноваций

1.1 Сущность инноваций

Термин и понятия «инновации» ввел в научный оборот австрийский ученый Йозеф Алоиз Шумпетер в первом десятилетии ХХ века.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, анализа. Это нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. Инновация – это не всякое нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.

Исходя из того, что целью инноваций является повышение эффективности, экономичности, качества, удовлетворенности клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости – бдительности к новым возможностям улучшения работы.

Каждая инновация имеет своей целью достижение какого-либо результата. Он не всегда может совпадать с поставленной задачей, так свои коррективы вносит время, сама экономическая обстановка и общество. Оно как бы определяет спрос на инновации, новшества.

Наиболее часто сущность инновации определяется как результат творческого процесса в виде созданных или внедренных новых потребительских стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков.

1.2 Виды инноваций

Различают несколько видов инноваций.

Таблица 1 – Виды и цели инноваций

№ п/п

Виды инноваций

Инновационные цели

А

1

1

Продукт-инновация

Обеспечение выживания, увеличение прибыли и доли рынка, независимость, интересы клиентов, повышение престижа, создание новых рабочих мест, рост оборота и сбыта

2

Процесс-инновация

Рост прибыли (в результате производительности, экономии сырья и энергии), уменьшение загрязнения окружающей среды

3

Социальные инновации

Социальная ответственность по отношению к коллективу и обществу, рост престижа фирмы, независимость, улучшение положения на рынке труда

Перечисленные виды инноваций (Таблица 1) находятся в тесной и неразрывной взаимосвязи. Так, продукт-инновация может влиять на изменение производственных процессов, технологий. Через процесс-инновацию одновременно можно создать необходимые технические предпосылки для продукта-инновации. В то время как продукт-инновация направлен на результат труда, процесс-инновация ориентирован на повышение эффективности производственного процесса, а социальные инновации связаны с изменениями в области социально-технической системы. Все инновации в итоге направлены на повышение социально-экономической эффективности производства, а от результата инновационной деятельности зависит стабильность в настоящем и успех в будущем.

2 Оценка эффективности инноваций

2.1 Эффективность инноваций

Эффект инновационной деятельности является многоаспектным [6; с.302]. Размер эффекта от реализации инноваций непосредственно определяется их ожидаемой эффективностью, проявляющейся в следующих смыслах:

    в продуктовом смысле (улучшение качества и рост товарных ассортиментов);

    в технологической смысле (рост производительности труда);

    в функциональном смысле (рост эффективности управления);

    в социальном смысле (улучшение качества жизни).

2.1.1 Эффективность использования инноваций

В зависимости от учитываемых результатов и затрат различают следующие виды эффекта (Таблица 2).

Таблица 2 - Виды эффекта от реализации инноваций

№ п/п

Вид эффекта

Факторы, показатели

А

1

Экономический

Показатели учитывают в стоимостном выражении виды результатов и затрат от реализации инноваций

Научно-технический

Новизна, простота, полезность, компактность

Финансовый

Расчет показателей базируется на финансовых показателях

Ресурсный

Показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса

Социальный

Показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций

Экологический

Шум, электромагнитное поле, освещенность вибрация. Показатели учитывают влияние инноваций на среду

Экономическим эффектом называется результат, приводящий к сбережению трудовых, материальных или природных ресурсов либо позволяющий увеличить производство средств производства, предметов потребления и услуг, получающих стоимостную оценку.

Научно-технический эффект может быть оценен через ожидаемый экономический эффект. Исследования показывают: 15% результатов прикладных исследований характеризуются потенциальным экономическим эффектом и 85% — ожидаемым.

Социальным называется результат, способствующий удовлетворению потребностей человека и общества, не получающих, как правило, стоимостной оценки (улучшение здоровья, удовлетворение эстетических запросов и т. д.). Многие проявления социального эффекта нельзя измерять прямо или косвенно, здесь приходится ограничиваться лишь качественными показателями. Чем значительнее социальное достижение, тем сложнее дать ему интегральную количественную оценку. Для этого пришлось бы суммировать множество эффектов, одни из которых имеют лишь качественные характеристики, а другие измеряются в несопоставимых системах единиц. Очевидно, целесообразна разработка шкал предпочтений, охватывающих всю совокупность показателей общественного благосостояния, а также использование экспертных методов оценки.

В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой – сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций. Особенно остро возникает необходимость быстрой оценки и правильного выбора варианта на фирмах, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются.

Отношение может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах, и показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации. Но, главное, нужно четко понять: эффективность в производстве – это всегда отношение.

В зависимости от временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период и показатели годового эффекта.

Продолжительность принимаемого временного периода зависит от следующих факторов [6; с.303]:

    продолжительности инновационного периода;

    срока службы объекта инноваций;

    степени достоверности исходной информации;

    требований инвесторов.

Выше отмечено, что общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат. В целом проблема определения экономического и социального эффекта, а также выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию.

2.1.2 Общая экономическая эффективность инноваций

Для оценки общей экономической эффективности инноваций может использоваться система следующих показателей [6; с.303]:

    Интегральный эффект (Эинт) представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному, году, то есть с учетом дисконтирования результатов и затрат. Следовательно, экономическая ценность (стоимость) нововведений для их покупателя непосредственно определяется их ожидаемой (прогнозируемой) полезностью, позволяющей ему преодолевать проблему ограниченности того или иного вида привлеченных ресурсов.

, (1)

где Т> – расчетный год;

Р>t> – результат t-й год;

З>t> – инновационные затраты в t-й год;

а>t> – коэффициент дисконтирования (дисконтный множитель).

    Индекс рентабельности инноваций (JR). Рассмотренный выше метод дисконтирования — метод соизмерения разновременных затрат и доходов, он помогает выбрать направления вложения средств в инновации, когда этих средств особенно мало. Данный метод полезен для организаций, находящихся на подчиненном положении и получающих от вышестоящего руководства уже жестко сверстанный бюджет, в котором суммарная величина возможных инвестиций в инновации определена однозначно. В таких ситуациях рекомендуется проводить ранжирование всех имеющихся вариантов инноваций в порядке убывающей рентабельности. Индекс рентабельности представляет собой отношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам. Расчет индекса рентабельности по формуле:

(2)

где Д>j> – доход в периоде j;

К>t> – размер инвестиций в инновации в периоде t.

В числителе этого выражения — величина доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе – величина инвестиций в инновации, дисконтированных к моменту начала процесса инвестирования. Индекс рентабельности тесно связан с интегральным эффектом, если интегральный эффект Э>инт> положителен, то индекс рентабельности JR > 1, и наоборот. При JR > 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае JR < 1 – неэффективен. Другими словами, здесь сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.

    Норма рентабельности (Е>) представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям.

(3)

Данный показатель иначе характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционных средств.

    Период окупаемости (Т>0>) является одним из распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. В отличие от используемого в отечественной практике показателя «срок окупаемости капитальных вложений» он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости.

, (4)

где К – первоначальные инвестиции в инновации;

Д – ежегодные денежные доходы.

Необходимо рассмотреть пример.

Таблица 3 – Данные о производстве и реализации обоев со звукопоглощающим покрытием

№ п/п

Показатели

Единица измерения

Величина показателя

А

1

2

1

Объем реализации

тыс. рулонов

300

2

Выручка от реализации (Р>)

млн. р

22588

3

Издержки производства (З>)

млн. р

8444

Решение:

Определим экономический эффект (прибыль) от производства и реализации обоев со звукопоглощающим покрытием за расчетный период.

Э>= Р>- З> (5)

Отсюда

Эт = 22588 – 8444 = 14144 млн. р (5)

Ответ: экономический эффект (прибыль) от производства и реализации обоев со звукопоглощающим покрытием составляет 14144 млн. р

2.2 Сущность проблемы эффективности инноваций

В настоящее время при оценке эффективности инновационных процессов руководствуются Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов. Однако они не в полной мере подходят для оценки эффективности инноваций. Это обусловлено тем, что в создании и использовании инноваций задействован широкий круг участников по сравнению с инвестиционным проектом.

Реализация нововведений имеет конечной целью достижение лучших результатов по сравнению с аналогом. Цена на новую продукцию должна найти признание у потребителя, в то время как цена на продукцию, выпуск которой предусмотрен инвестиционным проектом, уже получила рыночное подтверждение.

Воздействие перечисленных факторов обуславливает особенности определения экономической эффективности инноваций. Эти особенности заключаются в следующем:

    При оценке эффективности инноваций необходимо учитывать не только общую массу дохода, которую можно получить за весь срок полезного использования нововведения, но и ее прирост по сравнению с аналогом.

    При оценке эффективности инноваций предлагается различать:

      расчётный год внедрения;

      первый год после окончания нормативного срока освоения нововведения;

      начальный год срока полезного использования инноваций;

      срок полезного использования нововведения;

      последний год срока полезного использования инноваций.

В качестве расчётного года принимается второй или третий календарный год серийного выпуска новой продукции или второй год использования новой технологии. В качестве начального года срока полезного использования инновационного проекта принимается год начала финансирования работ по его реализации. Такой подход не всегда приемлем для оценки нововведения, так как единовременные затраты на его реализацию могут осуществляться в течение многих лет. При оценке эффективности инноваций все затраты, а также результаты приводятся к расчётному году при помощи как коэффициентов дисконтирования, так и коэффициентов наращивания. В отличие от этого при оценке эффективности инновационных проектов приведение текущих затрат и результатов производится путём их дисконтирования к начальному году осуществления единовременных затрат.

    При оценке эффективности инноваций следует уделять первостепенное значение процессу выбора наилучшего варианта из числа возможных. В Методических рекомендациях этот аспект практически не разработан. При отборе оптимального варианта необходимо обеспечить их сопоставимость не только по фактору времени, но и по объёму производства новой продукции, и по качественным, социальным и экологическим факторам. При оценке эффективности инноваций затраты и результаты, осуществляемые и получаемые до начала расчётного года, умножаются на коэффициент наращивания, а после отчётного года – на коэффициент дисконтирования.

    Метод оценки эффективности инноваций должен базироваться на системе оценочных показателей, учитывающих государственные интересы, интересы создателей, производителей, потребителей и бюджета.

    Методы оценки эффективности инноваций должны включать показатели, отражающие интегральный (общий) эффект от создания, производства и эксплуатации инноваций. Такой подход позволяет не только дать комплексную оценку эффективности, но и определить вклад каждого из участников.

    Для оценки эффективности инноваций целесообразно применять не только методы дисконтирования, но и методы аннуитета. В этом случае появляется возможность рассчитать экономический эффект по каждому году полезного использования нововведения и правильно увязать показатели эффективности с реальными хозяйственными процессами, происходящими в экономике.

    При оценке эффективности инноваций исходят из возможности использования двух норм дохода на капитал. Одну из них целесообразно использовать для приведения единовременных затрат к расчётному году. По своему значению она должна соответствовать норме прибыли, которую гарантирует банк на депозитных счетах. Вторая норма прибыли на капитал используется для согласования интересов инвесторов и производителей.

Таким образом, для оценки эффективности инноваций необходима система показателей, отражающих конечные результаты реализации, а также соотношение результатов и затрат, обусловленных разработкой, производством и эксплуатацией.

Проблема оценки эффективности инноваций находится в центре внимания ученых-экономистов. Реализации любого инновационного проекта в условиях рыночной экономики должно предшествовать решение двух задач:

    оценка выгодности каждого из возможных вариантов осуществления проекта;

    сравнение вариантов и выбор наилучшего из них.

Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов. В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте текущие и единовременные затраты всех участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников. Для стоимостной оценки результатов и затрат могут использоваться базисные, мировые, прогнозные и расчетные цены. Инновационные проекты должны отбираться с учетом инфляционного фактора. Инфляция как повышение уровня цен в экономике измеряется либо индексом изменения цен, либо уровнем инфляции. Индекс изменения цен характеризуется соотношением цен, а уровень инфляции – процентом повышения цен.

2.3 Система показателей эффективности инноваций

Эффективность инноваций характеризуется системой показателей, отражающих конечные результаты реализации, а также соотношение результатов и затрат, обусловленных разработкой, производством, эксплуатацией нововведений. При оценке эффективности инноваций необходимо различать следующие ее составляющие:

    Народнохозяйственная (интегральная) эффективность, учитывающая конечные результаты реализации инноваций в целом по народному хозяйству, то есть интегральный эффект инноваций у разработчиков, производителей, потребителей и бюджета. Показатели народнохозяйственной экономической эффективности определяют эффективность проекта, исходя из интересов народного хозяйства в целом, а также для регионов, отраслей, организаций, участвующих в реализации проекта. При расчете показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются:

      конечные производственные результаты (выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности, создаваемых);

      социальные и экологические результаты, определенные из совместного воздействия участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;

      прямые финансовые результаты;

      кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм.

    Коммерческая (финансовая), производственная (оперативная) и инвестиционная эффективность, которые учитывают финансовые последствия осуществления проекта для его непосредственных участников. Коммерческая эффективность может определяться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их долевых вкладов. В качестве эффекта на t-м шаге (Э>t>) выступает поток реальных денег.

При осуществлении различных видов деятельности происходит приток и отток денежных средств.

Тогда разность между ними (поток денежных средств) будет равна:

Ф>i>= П>i>– О>i>, (6)

где П>i> – приток денежных средств;

О>i>> >– отток денежных средств

i – виды деятельности (инвестиционная, операционная, финансовая).

    Бюджетная эффективность, учитывающая финансовые последствия инноваций для федерального, регионального и местного бюджетов. Показатели бюджетной эффективности устанавливают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Для экономического обоснования мер федеральной и региональной финансовой поддержки проекта используется бюджетный эффект. Бюджетный эффект (Б>t>) для t-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета (Д>t>) над расходами (Р>t>) в связи с реализацией проекта:

Б>t> = Д>t> – Р>t>, (7)

Интегральный эффект Б>инт> рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов (как превышение интегральных доходов бюджета Д>инт> над интегральными бюджетными расходами Р>инт>).

Система показателей эффективности инноваций включает в себя также следующее:

      Система оценочных показателей народнохозяйственной (интегральной) эффективности инноваций.

1.1 Интегральный объем добавленной стоимости (чистой продукции), включая амортизацию, а также ее прирост по сравнению с аналогом за счет создания, производства и использования инновации.

1.2 Общий (интегральный) объем добавленной стоимости (чистой продукции) а также ее прирост по сравнению с аналогом за счет создания, производства и использования инновации.

1.3 Общая (интегральная) сумма дохода (прибыли и амортизации), а также его прирост по сравнению с аналогом (базисным уровнем).

1.4 Общая рентабельность капитала, направленного на создание, производство и использование нововведения, исчисленная на основе годового дохода.

1.5 Экономический эффект, полученный в сфере производства, создания и использования нововведения, исчисленный на основе чистой продукции, включая амортизацию.

1.6 Экономический эффект, полученный в сфере производства, создания и использования нововведения, исчисленный на основе чистого дохода, и его прирост.

1.7 Срок окупаемости капитальных вложений, направленных на реализацию нововведения, в сфере его создания, производства и использования, и его изменение по сравнению с аналогом.

1.8 Общая сумма налогов, поступивших в бюджет за счет реализации нововведения, ее прирост по сравнению с аналогом.

2. Система оценочных показателей производственной (оперативной) финансовой и инвестиционной эффективности инноваций:

2.1 Оценочные показатели производственной эффективности нововведений.

2.1.1 Добавленная стоимость (чистая продукция), включая амортизацию, и ее прирост.

2.1.2 Чистая продукция, полученная за счет производства нововведения, ее прирост.

2.1.3 Доход (прибыль и амортизация) за счет производства нововведения и его прирост.

2.1.4 Экономия от снижения себестоимости продукции.

2.1.5 Потенциальная прибыль от применения нововведений и ее прирост.

2.2 Показатели финансовой эффективности инноваций:

2.2.1 Чистый доход

2.2.2 Чистая прибыль и ее прирост.

2.2.3 Доля чистого дохода в общей сумме доходов и ее изменение.

2.2.4 Доля чистой прибыли в общей массе прибыли и ее изменение.

2.2.5 Рентабельность продукции, исчисленная по чистому доходу от производства нововведения.

2.2.6 Рентабельность продукции, исчисленная по чистой прибыли от производства нововведения и ее прирост.

2.2.7 Общая масса прибыли.

2.3 Показатели инвестиционной эффективности инноваций:

2.3.1 Экономический эффект, исчисленный на основе дохода.

2.3.2 Экономический эффект, исчисленный по чистой продукции, включая амортизацию.

2.3.3 Экономический эффект, исчисленный по чистой прибыли.

2.3.4 Срок окупаемости капитальных вложений (исходя из чистого дохода от нововведения) и его изменение.

2.3.5 Рентабельность капитальных вложений, исчисленная по чистому доходу от производства нововведения и е прирост по сравнению с аналогом.

3. Система показателей бюджетной эффективности инноваций:

3.1 Интегральный бюджетный эффект за весь срок полезного применения нововведения в сфере производства, создания и использования.

3.2 Интегральный приведенный (дисконтированный или наращенный) бюджетный эффект за весь срок полезного применения нововведения в сфере его производства.

3.3 Степень финансового участия государства (региона) в финансировании нововведения.

Теперь необходимо рассмотреть преимущества оценочных показателей. Во-первых, такой показатель, как интегральный объем добавленной стоимости, включая амортизацию, отражает общий конечный результат от реализации нововведения. Такая информация крайне важна для создателей, производителей и пользователей нововведения. Она позволяет выяснить сумму средств, которой они будут располагать, чтобы отправить на оплату труда работников, уплату налогов. Значит, с помощью данного показателя обеспечивается заинтересованность работников предприятия в создании, производстве и использовании нововведения. Во-вторых, такой показатель, как общая сумма дохода (прибыль плюс амортизация), отражает возможности предприятия в развитии производств (фонд накопления). В-третьих, на основе сравнения общей рентабельности капитала, направленного на создание нововведения, можно сделать вывод о соответствии его эффективности:

    народнохозяйственном уровню;

    уровню, достигнутому предприятием по результативности использования основных производственных фондов и запасов;

    уровню эффективности аналога.

3 Программы по поддержке инноваций

Разрабатывая программу поддержки инноваций, необходимо подробно рассмотреть механизм воплощения в жизнь инноваций. Важная роль в этом процессе принадлежит научным организациям. Существуют специальные организации, которые занимаются воплощением в жизнь инноваций, их поддержкой и распространением.

Они носят название организационных структур инновационного менеджмента – это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.

Научная организация – организация, для которой научные исследования и разработки составляют основной вид деятельности. Они могут быть основной деятельностью также для подразделений, находящихся в составе организации.

Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам. Небольшой коллектив гораздо мобильнее может воспринимать и генерировать новые идеи.

Главная роль в поддержке инноваций принадлежит государству. В свою

очередь приоритет в объеме нововведений принадлежит науке, так как именно благодаря ей происходят открытия, движущие прогресс человека вперед.

Процесс разработки программ поддержки инноваций необходимо рассмотреть на примере финансирования науки и ее деятельности, связанной с инновациями, государством.

Говоря о современной экономике, необходимо учитывать ее переходный характер. Это влияет на процессы финансирования государством научных нововведений, инноваций. Такой процесс изменения вызван рядом факторов. Среди них нельзя не назвать и постепенное нарастание цен, нехватки денежных средств у товаропроизводителей, рост объемов взаимных неплатежей, привели к уменьшению поступлений в научные организации средств от основных их заказчиков – промышленных предприятий и объединений.

Важнейшим источником финансирования являются бюджетные средства. Они используются в первую очередь для финансирования исследований и разработок в оборонных отраслях промышленности, а также для финансирования бюджетных организаций и проведения фундаментальных и прикладных исследований. Следовательно, падение спроса на научно-техническую продукцию в начальный период становления рыночных отношений явилось неизбежным следствием изменения принципиальных основ функционирования экономики. В этой ситуации факторами выживаемости научных организаций явятся квалификация их кадров, материально-техническая оснащенность. Но изменение существующих организационных структур представляется неизбежным. Другим направлением финансовой поддержки государством научно-технической сферы являются прибыльно направленные организации.

Заключение

Изменения, происходящие в мире, постоянно трансформируют экономические уклады и условия жизнедеятельности людей за счет быстрого появления новых технологий и производств в разных сферах жизни общества.

В заключении необходимо отметить, что эффективность инноваций определяется их конкретной способностью сберегать соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете на единицу всех необходимых полезных эффектов создаваемых продуктов, технических систем.

Эффективность инноваций характеризуется системой экономических показателей, отражающих соотношение связанных затрат и результатов, и позволяющих судить об экономической привлекательности инноваций.

В реальной жизни оценка эффективности инноваций таит в себе несколько очень существенных проблем. Некоторые из них, такие как учет инфляции, соизмерение разновременных показателей, приведение инвестиций и издержек производства к единой годовой размерности, технически решаются на практике с помощью различных методов, коэффициентов и пр.

Однако с инновационными проектами связаны и другие, не столь легко решаемые проблемы. Одной из основных является проблема учета общей величины эффекта от внедрения инноваций, так как отдельные его аспекты (социальный, экологический, научно-технический) представляются несоизмеримыми друг с другом, и даже дать интегральную оценку одному лишь социальному результату практически невозможно.

Поэтому как информационная база, так и методы определения эффективности инноваций должны совершенствоваться, чтобы учитывать те изменения, которые происходят в нашей стране.

Цель, поставленная в начале контрольной работы, была выполнена. В данной работе были рассмотрены основные моменты эффективности инноваций.

Список использованных источников

I Научно-методическая литература

    Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шленов Ю.В. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Вита-Пресс, 2001. – 272с.

    Авериенков В.И., Ваинмаер Е.Е. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 280с.

    Анискин Ю.П. Управление инвестициями: учеб. Пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Омега – Л, 2006. – 468с.

    Балдин К.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский цент «Академия», 2008. – 368с.

    Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Сизова А.О. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009. – 416с.

    Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент», специальностям экономики и управления. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 335с.

    Котляров С.А. Управление затратами. – СПб.: Экономика, 2002. –198с.

    Тюрина А.В. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 127с.

    Уколов В.Ф. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе: Учебник для вузов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2009. – 400с.

    Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учеб.. –3- е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2002. – 752 с.

    Юрзинова С. М. Финансы организаций: менеджмент и анализ. – М.: ЭКСМО, 2004. – 385с.