Производственная организация как социальная система и объект социального управления

Введение

Наиболее крупным элементом государственного хозяйства является производственный потенциал, выступающий в виде предприятий. Содержательная сторона деятельности таких организаций крайне многообразна и оказывает существенное влияние на различные стороны жизни общества. Являясь частью этого общества, производственные организации и их члены сами подвержены процессам общественных изменений.

Социальная структура производственной организации формируется в процессе труда и зависит от производственных факторов деятельности людей и включает такие элементы структуры как функциональную или содержание труда, профессиональную, социально-психологическую или межличностные отношения, управленческую или систему управления. Элементом социальной структуры производственной организации являются производственные бригады или коллективы.

Производственные организации играют главную роль в распределении богатства государства. Именно от них поступают государству налоговые платежи с заработной платы работников, именно они создают материальную базу развития страны, именно с их помощью удовлетворяются потребности людей посредство приобретения товаров или оказания услуг.

Актуальность выбранной темы данной работы заключается в выступлении производственной организации как объекта социального управления. Следовательно, предметом проводимого исследования в данной работе является производственная организация. Наличие производственных организаций очень важно для государства, так как именно они создают богатство страны. От деятельности организации зависит развитие государства.

Целью данной контрольной работы является изучение производственной организации как социальной системы и как объекта социального управления.

Исходя из указанной темы контрольной работы, ее основными задачами являются:

    раскрытие понятия производственной организации;

    определение социальной системы;

    рассмотрение производственной организации как объекта социального управления.

В процессе исследования использовались различные учебные материалы и пособия.

1. Понятие производственной организации

1.1 Сущность и смысл производственной организации

Под производственной организацией понимается производственное предприятие, целью которого является производство определённой продукции и услуг. Производственная организация – комплексная, открытая социально-экономическая система, объединенная множеством специфических связей с окружающей (внешней) средой [3, с.44].

Применительно к социальным объектам термин «организация» употребляется в различных смыслах. Наиболее значимыми являются три из них.

Во-первых, так может называться искусственное объединение, занимающее определённое место в обществе и предназначенное для выполнения функций. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как стационарный объект.

Во-вторых, этот термин означает определённую организационную деятельность, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию. Здесь организация - это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление».

В-третьих, здесь можно иметь в виду упорядоченность какого-либо объекта. В этом смысле под организацией понимаются структуры, строение и тип связей как способ соединения частей в целое. Тогда организация выступает как свойство, атрибут объекта.

Также в производственной организации существуют определённые официально утверждённые правила поведения её членов, стандарты деятельности: правила внутреннего распорядка, должностные инструкции. Будучи членом данной организации человек, оказывается включённым в сложную систему этих норм и правил, которым он вынужден подчиняться.

1.2 Особенности производственной организации

Производственным организациям характерны следующие особенности:

          Производственная организация – основной поставщик материальных благ.

          Именно производственные организации решили одну из ключевых задач развития человеческого общества: они осуществляют расширенное воспроизводство, что позволяет не только накапливать материальные, интеллектуальные и духовные ценности (за счет полученной прибыли), но и качественно преобразовывают их, то есть предоставляют саму возможность для развития общества.

          Фирмы, осуществляя свою хозяйственную деятельность, являются основным «донором» государства, направляя в казну налоговые платежи, которые используют для решения общенациональных и региональных задач.

          Выплачивая заработную плату своим работникам, дивиденды акционерам, выступая в качестве продавца и покупателя на рынке предприятий, они формируют покупательную способность.

          Производственные организации формируют важнейшие рынки – рабочей силы, капиталов и инвестиций, товаров и средств производства.

В то же время сами производственные предприятия являются объектом воздействия со стороны общества.

2. Производственная организация как социальная система

2.1 Понятие социальной системы

Термин «организация» имеет два аспекта: деятельность и результат деятельности. Относительно результата деятельности под организацией понимают некое образование (объединение), ориентированное на достижение определённых целей.

В рамках системной методологии понятие организации в широком смысле тождественно понятию «система», под которым понимается набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое [4, с.145]. А ведь организация – это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих целое.

Для начала необходимо выделить социальные системы. Это системы, образуемые комбинацией элементов трёх типов: «людей, вещей и идей в целесообразное единство» [7, с.70]. Другими словами, социальные системы – это всегда люди, объединённые определёнными целями. Организациями принято называть именно социальные системы. Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определёнными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.

Любая хозяйственная организация, независимо от ее общих целей и функций, является социальной системой. К их числу относятся социальные общности, производственные организации, социальные институты.

2.2 Организация как социальная система

Производственная организация как социальная система характеризуется прежде всего своими целями. Цель организации отражает ее место и связь с более широкой социальной системой. Очевидно, что основной целью производственной организации является определенный экономический результат – выпуск конкретной продукции и оказание услуг в заданном объеме, осуществление других, необходимых для этого видов деятельности.

2.2.1 Подсистемы производственной организации

Производственная организация состоит из трех подсистем:

    Производственно-техническая подсистема – образуется из комплекса зданий, помещений, машин, устройств, оборудования, обеспечивающее производство соответствующей продукции или оказание услуг.

    Экономическая подсистема – характеризуется показателями прибыли, рентабельности производства, производительности труда, положением организации на рынке.

    Социальная подсистема – это сообщество сотрудников организации, связанных между собой не только участием в едином трудовом процессе, но и неформальными отношениями, основанными на социальных потребностях и интересах (культурных, семейных, политических, досуговых). Взаимосвязи работников, образующиеся на основе выполняемых ими производственных и служебных обязанностей, образуют формальную (официальную) структуру социальной подсистемы организации. Взаимосвязи, возникшие на почве внепроизводственных потребностей, составляют неформальную (неофициальную) структуру. Характер взаимодействия и степень взаимовлияния формальной и неформальной структур определяют успешность выполнения основной, хозяйственной функции организации. К социальной подсистеме относится также все то, что принято называть социальной инфраструктурой организации. Это здания, сооружения, учреждения, специальные помещения, использование которых служит целям удовлетворения личных потребностей работников.

2.2.2 Характеристика социальной системы

Все социальные системы, в том числе и производственные организации, характеризуются такими показателями, как динамизм, активность, открытость, предсказуемость, целенаправленность и самоорганизация. Соответственно речь идет о таких важнейших характеристиках социальных систем, как:

    способность к быстрым изменениям;

    способность и степень влияния на окружающую среду;

    способность к восприятию полезной внешней информации;

    возможность предвидеть состояние системы при заданных условиях ее деятельности;

    способность достигать поставленных целей и способность к изменению собственной структуры и развитию.

2.3 Социальное пространство

Если рассматривать организацию как социальную систему, то необходимо для начала узнать где и как именно она проявляет себя в качестве системы. Связи, делающие объекты частями единой социальной системы (организации) пролегают в некотором пространстве, которое называется социальным.

Таким образом, в ходе исследования проблем организации необходимо допустить существование социального пространства, в котором организация проявляется именно как социальная система. Она проявляется в нем как целостность, состоящая из элементов, каждый из которых прямо или косвенно связан с другими элементами. Наблюдать организацию как социальную систему можно только в контексте социального пространства.

Кроме того, социальное пространство является своеобразной ареной, на которой субъекты и социальные системы взаимодействуют друг с другом. Именно в социальном пространстве осуществляются те виды деятельности, которые связаны с управлением кооперацией, взаимодействием субъектов, именно в социальном пространстве осуществляется деловая коммуникация между субъектами.

Кроме того, сам феномен управления может быть описан только в контексте социального пространства. Поскольку управление является одной из разновидностей межсубъектных взаимодействий.

3. Производственная организация как объект социального управления

3.1 Управление как социальный феномен

Процессы управления имеют место в любых сложно организованных динамических объектах. В науке такие объекты обозначаются понятием система. Системами являются природные объекты (живые организмы), а также различные организованные объединения людей и их составляющие (социальные системы).

В социальных системах управление осуществляется посредством определенных взаимодействий и отношений между людьми, в процессе которых они формулируют и ставят перед собой или другими людьми определенные цели и добиваются их достижения.

Процесс управления реализуется с помощью особой системы, или механизма управления, основными элементами которого являются следующие:

    субъект управления;

    объект управления;

    цель управления;

    управленческое воздействие;

    его результат;

    механизм обратной связи.

Социальное управление включает два основных подкласса – управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством.

В наиболее общем виде процесс социального управления можно разделить на две составные, взаимообусловленные и взаимосвязанные части: административную, областью которой является разработка и определение политики (как системы целей, задач и путей их решения), и собственно управленческую (оперативную, исполнительскую, направленную преимущественно на технологическую и техническую организацию объекта управления).

Связующее звено между двумя частями единого процесса социального управления – непосредственное руководство людьми, обеспечивающее, с одной стороны, разработку и постановку задач, а с другой – их принятие и выполнение. В таком понимании менеджмент выступает как объединяющее понятие всего социального управления, включая его составные части, уровни и звенья.

3.2 Социальное управление производственной организацией

Социальное управление производственной организацией – процесс деятельности формальных и неформальных субъектов по сохранению целостности, обеспечению воспроизводства и развития своей структуры. В ходе данного процесса решаются задачи по достижению целей организации. Феномен социального управления производственной организацией включает: изучение внешней обстановки и внутреннего состояния организации, целеполагание, планирование, координацию, организацию и контроль.

Каждый класс и вид управления предполагает глубокое знание как объекта, так и субъекта управления. В социальном управлении объект одновременно выступает и его субъектом, так как и в том и в другом случае речь идет о людях и составляемых ими социальных общностях. Каждый человек имеет определенный пол, возраст, способности, темперамент и характер, что находит отражение и в характеристиках соответствующих социальных систем.

Социальное управление как особый вид человеческой деятельности возникает из необходимости организации совместной деятельности людей и порождается, с одной стороны, разделением труда (в основе которого лежит неравенство способностей), а с другой - социально-историческими условиями конкретного общества. При этом социальное управление является деятельностью, охватывающей весь процесс общественной жизни, - политическую, экономическую и духовную сферы.

Производственная организация как формальная организация может быть описана в виде системы безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жестко закрепленных ролевых предписаний. Она представляет собой пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный – отношения власти и субординации.

Формальная организация может быть также описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест. Рабочее место отдельного человека и отдельного структурного подразделения легко определяется позициями, которые они занимают в горизонтальном и вертикальном срезах. В первом случае такая позиция называется функцией, во втором – статусом. Структура производственных организаций – это пространственно-временное образование. Ее элементы распределены в организационном пространстве. Топография организационного пространства подразумевает четыре типа разделения:

    Географическое распределение работников по цехам, отделам, помещения которых отделены друг от друга.

    Функциональное – каменщик, нормировщик могут размещаться в одном географическом пространстве, но функционально они разделены и у них разные роли и интересы.

    Статусное – разделение по позициям, месту в социальной группе: рабочие, служащие, управленцы чаще обращаются между собой, несмотря на то, что они могут располагаться в разных помещениях, больше доверяет друг другу.

    Иерархическое – по месту в управлении организацией. Нормы формальной структуры предписывают обращаться за решением вопроса к непосредственному начальнику, а не через него.

Вместе с тем, производственная организация является открытой системой и, следовательно, она функционирует, развивается во времени. Элементы ее на основе деятельности и отношений обмениваются веществом, энергией, информацией.

В производственных организациях, как и других социальных организациях, существует довольно большое количество ценностей. Прежде всего, организация нуждается в постоянной постановке извне целей в подтверждении актуальности своих функций. Поэтому цели сами по себе формируются некими конкретными заказчиками - другими организациями, нуждающимися в продуктивности данной организации. Любой производственной организации требуется стабильность, устойчивость функционирования, определенные гарантии ее нужности в будущем. Следовательно, стабильный заказчик, долговременные устойчивые отношения с этим заказчиком также являются важной организационной ценностью.

Для производственной организации существенное значение имеет также то, какими затратами достигается результат их деятельности, какова экономическая эффективность хозяйствования, является ли производство той или иной продукции убыточным или оно приносит прибыль. Максимальная экономическая эффективность, получение прибыли является важной организационной ценностью в условиях товарного производства. Параметры организации как социального объекта – это черты организации, характеризующие ее как целевую социальную общность или целевую группу.

Для таких групп характерно наличие четкой внутренней организации, центров объединения (лидеров).

К чертам организации, характеризующим ее как социальный объект, относятся следующее:

    дата ее создания и «возраст» (они во многом обусловливают другие социальные особенности организации);

    сплоченность коллектива;

    наличие сформированной культуры, проявляющейся в их позитивной направленности стереотипов трудового поведения, в соблюдении этических норм общения;

    социально-психологический климат и уровень конфликтности;

    удовлетворенность трудом.

Следовательно, можно сделать вывод, что производственную организацию как объект социального управления следует рассматривать не как некоторое структурированное и застывшее образование или набор функций, а как процесс, точнее, как сложную системную совокупность множества взаимосвязанных социальных процессов.

Поэтому управлять социальным развитием организации значит оказывать систематическое, целенаправленное воздействие на происходящие в ней социальные процессы, складывающиеся из отдельных изменений (событий), ведущих к новому, более высокому качеству социальной общности организации.

Управленческое воздействие на социальные процессы в организации основывает на обязательном учете характера связи между целями основной (хозяйственной) деятельности организации, ее производственно-техническими и экономическими параметрами, а также изменениями социальных характеристик социальной общности ее сотрудников.

Таким образом, можно выделить два основных механизма управленческого воздействия на социальные процессы в организации:

    Опосредованный, включающий в себя изменение материально-технической базы производства.

    Непосредственный, заключающийся в изменении материально-бытовых условий жизни сотрудников организации и членов их семей.

3.3 Проблема социального управления организацией

Управленческий цикл носит название административной организации, под которой понимается система официальных отношений, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, техническими нормативами.

Управление представляет собой рациональный способ организации производственного труда. Это целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организуемый процесс, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени. Социология производственной организации изучает одну из их разновидностей – управленческие группы.

Управляющая система представляет собой менее сложный объект, чем управляемая или объект управления. Объект управления обладает относительно самостоятельной формой своего существования, а, следовательно, собственной логикой функционирования и инерционностью. Степень свободы управляемого объекта и выражается понятием «управляемость». Мера управляемости зависит от размеров предприятий, численности персонала, территориального размещения, технологического профиля производства, сложившихся в коллективе тенденций и норм соблюдения дисциплины, отношения к труду, стиля и методов руководства. Степень управляемости также зависит от гибкости самой системы управления.

Заключение

В заключении необходимо отметить, что производственная организация выступает генератором распределения богатства страны, государства в целом. Именно она регулирует его развитие. Поэтому необходимо эффективно управлять такими организациями. Необходимо использовать всевозможные способы и методы для улучшения управления такими организациями. Тогда страна будет развиваться на высоком уровне и добьется определенных результатов.

В производственной организации как объекте социального управления управление осуществляется посредством определенных взаимодействий и отношений между людьми, в процессе которых они формулируют и ставят перед собой или другими людьми определенные цели и добиваются их достижения.

Подводя итоги сказанного, выявлено, что, именно производственные организации решили одну из ключевых задач развития человеческого общества: они осуществляют расширенное воспроизводство, что позволяет накапливать материальные, интеллектуальные и духовные ценности (за счет полученной прибыли).

Цель, поставленная в начале контрольной работы, была выполнена. В данной работе было дано определение производственной организации, приведены ее основные особенности, атак же она была рассмотрена как социальная система и как объект социального управления. Также в данной работы была выявлена проблема социального управления производственной организации, решение которой не требует отлагательств.

Список использованных источников

I Научно-методическая литература

    Абакумова О.Г. Социология управления: учебник. – М.: Приор-Издат, 2006. – 155с.

    Волгин Н.А. Социальная политика: учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2003. – 736с.

    Граждан В.Д. Социология управления: учебник. – М.: КНОРУС, 2009. – 508с.

    Гриценко Н.Н. Основы социального государства. – М.: Социальные отношения, 2004. – 239с.

    Гулиев М.А.Социология и психология управления: учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 410с.

    Захаров Н.Л.Управление социальным развитием организации. – М.: Инфра-М, 2006. – 262с.

    Кишкель Е.Н. Социология и психология управления: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2005. – 296с.

    Молодцов М.В. Трудовое право России. – М.: Норма, 2004. – 626с.

    Оксинойд К.Э. Управление социальным развитием организации: учеб. пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2007. – 160с.