Управление на производстве КФ "Нева"

Содержание

Введение 2

Глава 1. Производственно-экономическая характеристика КФ «Нева» 4

1.1 Характеристика предприятия 4

1.2 Организационная структура предприятия 5

1.3 Характеристика управляющей системы 8

Глава 2. Теоритические аспекты управления производством 11

2.1 Общее понятие предприятия как объекта управления. 11

2.2 Организационная структура как средство управления. 14

2.2.1 Виды организационных структур. 16

2.3 Структура системы управления. 20

2.4 Совершенствование системы управления производством. 22

Глава 3. Предложения по совершенствованию производственной деятельности 25

Заключение 30

Список литературы 32

Приложение 34

ВВЕДЕНИЕ

Изучая развитие человеческих отношений в разрезе многочисленных социальных фармаций, в настоящей работе мы остановимся на вопросах, касающиеся взаимодействия и развития в производственной экономической сфере.

Мы знаем, что в настоящее время, экономика и функционирование экономических субъектов живёт и развивается по законам рыночной экономики, которые требуют от предприятий повышения эффективности производственных процессов.

К подобным процессам можно отнести увеличение потребительских качеств выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. Данные результаты находят своё воплощение через внедрение достижений научно-технического прогресса, а также прогрессивных форм ведения хозяйства и управления производственной деятельностью.

Важная роль в реализации этой задачи отводится развитию и совершенствованию системы управления организацией. Преобразуя производственную сферу, выявляя сильные и слабые стороны организации производства, разрабатываются стратегические направленности и тактика дальнейшего развития и становления предприятия, утверждаются планы и решения, принимаемые руководством, ведется контроль за их исполнением. Также в процессе производства происходит выявление возможностей повышения продуктивности производственной деятельности, анализируется деятельности предприятия, а также его подразделений и работников, выявляется эффективность подобной деятельности.

В качестве цели данной курсовой работы, было выбрано изучение производственного процесса на базе определённого выше предприятия. Объектом исследования является КФ «НЕВА».

В процессе изучения данного вопроса, мы постараемся рассмотреть вопросы, связанные с системой управления организацией и предложение мер по ее совершенствованию.

Ориентируя на поставленную цель, в рамках курсовой работы решим следующие задачи:

-дать краткую характеристику производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

- рассмотреть систему планирования на предприятии;

- изучить организационную структуру предприятия;

- рассмотреть мероприятия, направленные на совершенствование системы управления организацией.

Глава 1. Производственно-экономическая характеристика КФ «Нева»

1.1 Характеристика предприятия.

Кондитерская фабрика «НЕВА» - молодое, динамично развивающееся предприятие, стремительно входящее в число лидеров российского рынка производителей зефира и мармелада. Также на ряду с основным производством, на фабрике осуществляется выпуск кондитерских изделий с применением полуфабрикатов лекарственных растений.

На фабрике ведёт трудовую деятельность высокопрофессиональных коллектив сотрудников, используя современные технологии и достижения современной промышленности.

Кондитерская фабрика «НЕВА» начала свою деятельность в 2001 г. и за 8 лет динамичного развития стала лидером Северо-Западного региона по объему производства, кроме того, занимает стабильное положение среди лидеров отрасли страны.

Занимает активную социальную позицию КФ «НЕВА», регулярно сотрудничает с сообществами ветеранов, церквями, центрами реабилитации, детскими домами и специализированными детскими учреждениями.

Продукция фабрики любима не только во всех регионах России (от Калининграда до Владивостока), но и за рубежом (в Германии, Молдавии, Прибалтике, США). Активные экспортные поставки говорят о том, что качество нашей продукции находится на мировом уровне.

Весь ассортимент продукции Кондитерской фабрики «НЕВА» производится по эксклюзивным рецептурам, поэтому на основании ГОСТов были специально разработаны строгие технические условия.

Ориентируясь на высокие западные стандарты, предприятие регулярно проводит модернизацию оборудования. Например, в прошлом году фабрика была оснащена новым высокотехнологичным оборудованием, которое позволило значительно улучшить потребительские качества выпускаемой продукции.

Являясь крупным предприятием, Кондитерская фабрика «НЕВА» закупает только проверенное сырье высокого качества по европейским стандартам. На фабрике осуществляется постоянный контроль качества поступающего сырья, круглосуточный технологический контроль процесса производства, контроль качества готовых изделий.

Основа нашей продукции – натуральные и полезные ингредиенты. Пектин и агар являются естественными очистителями организма от шлаков, токсинов, не дают накапливаться вредному холестерину и полезны для сердца. В состав зефира и пастилы КФ «НЕВА» входят только натуральный яичный белок и натуральное повидло и пюре из зеленых яблок, богатых витаминами. Искусственные консерванты не используются в зефире и мармеладе от Кондитерской фабрики «НЕВА».

1.2 Организационная структура предприятия

Руководит предприятием Аникеев Владимир Иванович - генеральный директор. Его деятельность обусловлена целями и стратегиями развития предприятия в целом. На этом уровне реализуется большая часть внешних связей. Директор обеспечивает и производит организацию всей работы предприятия. Несет полную материальную ответственность за его финансовое состояние состояния, а также экономическую деятельность перед государством и трудовым коллективом.

Руководители функциональных подразделений (по финансам, персоналу, производству) не отдают распоряжений непосредственно производственным подразделениям, решая задачи, вытекающие из функциональной специфики предприятия. Таковыми являются главный инженер, заместитель генерального директора по кадрам, помощник генерального директора по экономическим вопросам, главный технолог (начальник производственной лаборатории), первый заместитель генерального директора.

Главный инженер обеспечивает реализацию программы, по технологическому и материально-техническому обеспечению. Производит координацию деятельности низовых производственных подразделений (инженер-метролог, отдел главного механика, АХО, специалист по ОТ). Отделение главного механика, совместно с подчиненными подразделениями реализуют контролирующую функцию за работой, в которую входит наладка технологического оборудования, проведение всех видов ремонта оборудования, монтаж нового и демонтаж устаревшего оборудования.

В подчинении инженера-метролога находятся сотрудники лаборатории, данная лаборатория следит за соответствием приборов международным стандартом, поддержание их точности и соответствия шкал, также соответствие стандартам.

Главный механик координирует работу материального склада и работу нескольких цехов:

-электроцех;

-механический цех;

-ремонтно-строительный участок.

Заместитель генерального директора по кадрам руководит отделом кадров, занимается управлением подбора и качества персонала. Осуществляет обеспечение работы и эффективного функционирования и выполнения служебных обязанностей рабочих единиц. Делает целенаправленные шаги в направлении увеличения эффективности трудовой деятельности. Отдел кадров разрабатывает штатное расписание, проводят набор, отбор, оценку персонала, планируют перемещение и увольнение, осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, формирование резерва на выдвижение (отдел кадрового резерва и обучения), проводят социальную политику и т.д.

Зам. Главного директора по экономическим вопросам определяет экономический курс предприятия, руководство издержками и их минимизация, руководит плановыми проектами на предприятии.

Главный технолог руководит отделом технологий и производственной лабораторией, отвечает за контроль качества продукций, разработку новых технологий и видов продукции, улучшение потребительных качеств уже существующей продукции.

1-ый зам генерального директора руководит отделом СГП (сбыт готовой продукции) и столовой.

Генеральному директору подчиняются также гл. бухгалтер. Основной задачей которого является осуществление учета материальных средств предприятия, его производственно хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами. Устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Начальник производства возглавляет два основных подразделений цехов:

- цеха основного производства;

- кондитерский цех;

- бисквитный цех;

- конфетно-карамельный цех;

- цеха вспомогательного производства;

- фасовочный цех;

- картонажный цех;

- цех заготовительной продукции.

С точки зрения количества, важности, последствий принимаемых решений КФ «НЕВА» является децентрализованным. Высшее руководство принимает только решение о миссии, целях, утверждении долгосрочных планов, распределение ресурсов по подразделениям, оценке их деятельности. Оно осуществляет также внешние связи, поощряет сотрудничество. Но с позиции степени контроля руководителя за работой коллектива централизованным. Подобное заключение вытекает из того, что руководитель в курсе всех принимаемых решений остальным кадровым составом и в случае надобности имеет возможность повлиять на ход происходящих событий. Также плюсом, централизации является то, что она позволяет облегчить контроль и координацию деятельности в масштабах предприятия, поддерживать дисциплину и порядок, стабилизировать рабочее состояние. То есть здесь важен поиск оптимального сочетания централизации и децентрализации.

Достоинства данной структуры заключается в следующем:

-руководители являющиеся частью линейных структур освобождаются от решения многих организационных вопросов, связанных с процессом планирования, финансовыми расчетами, материально-техническим обеспечением производства.

-построение связей «руководитель-подчиненный» с условием подчинения каждого работника только одному руководителю по иерархической лестнице.

Недостатки:

-узкая специализация каждого звена;

-плохое взаимодействие на горизонтальном уровне между производственными подразделениями;

- чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали;

- размытость ответственности и границ компетенции;

- сложность контроля за ходом процесса.

1.3 Характеристика управляющей системы

Одной из самых основных и важных функций управления является функция планирования, которая предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и как достичь их.

Планирование деятельности КФ «НЕВА» осуществляется путем составления бизнес-плана, в котором формулируются основные задачи на установленный период развития. Значение подобного шага заключается в определении основных целей хозяйственной деятельности предприятия, а также ориентация на достижении намечаемых результатов.

КФ «НЕВА» выбрало для дальнейшего развития стратегию роста, предприятие расширит ассортимент и улучшит качество продукции и расширит сегмент на уже существующих рынках, повысит производительности труда, эффективности производства. Осуществление данной стратегии начнется с перевооружения основного оборудования предприятия.

Маркетинговый план (входить на насыщенный рынок с сильной конкуренцией можно лишь в случае готовности предприятия выступить с, безусловно, конкурентоспособной продукцией, в противном случае потери неизбежны), описываются конкретные виды продукции или услуг, которые появятся в результате осуществления данной стратегии. выясняем, кто будет покупать товар, в какие сроки и какова текущая и перспективная емкость рынка, приводятся данные об основных конкурентах по данному виду товара, их характеристика (в т.ч. цены и ценовая политика), доля в рыночном предложении,

-способы реализации товара,

-ценовая политика по данным видам продукции,

-рекламные мероприятия (и затраты на нее),

-возможный рост продаж (в натуральных единицах по видам продукции).

Составляется план на основе маркетингового исследования. Разрабатывается главным экономистом, совместно с отделом продаж.

План производства. Производство товаров, хотя и является основой деятельности предприятия, тем не менее, само по себе полностью проблемы эффективности не решает, поскольку сбыт, продажа продукции являются решающим (после производства) звеном деятельности. Вот почему отдается предпочтение ориентации предприятия не на производство, а на маркетинг. В плане предлагается место для расположения оборудования с учетом внутрифабричных транспортных потоков (схема), описывается предлагаемое оборудование, его характеристики (производительность, габариты, удобство в использовании и т.п.). Обязательно обоснование выбора конкретного вида оборудования. Стоимость приобретения (с указанием конкретного поставщика), расходы на доставку и монтаж, определяются затраты рабочего времени на производство продукции, длительность производственного цикла, определяются возможности наиболее полного использования оборудования, сменность работы, периодичность остановок для ремонтов, затраты на обслуживание, оценивается безопасность персонала и окружающей среды при использовании данного оборудования (освещенность, загазованность, шум, вибрация, запыленность, температура).

В разработке принимают участие также главный технолог, главный инженер, главный бухгалтер.

Организационный план. Совершенствование организации производства и труда, сокращение затрат являются основными источниками экономического роста. Определяется обоснованное количество и наименование профессий персонала, занятого в планируемом проекте, предлагаются формы оплаты труда и обосновываются затраты на оплату труда, рассчитываются энергетические затраты (э/энергия, т/энергия, вода и т.п.), определяются затраты на сырье и вспомогательные материалы (включая этикет) при производстве планируемой продукции. Составляется начальником отдела продаж, ей помогают начальники цехов.

Финансовый план. Позволяет сделать обоснованные выводы о сроках окупаемости данного проекта, оценить финансовые выгоды и потери предприятия. Составляется главным бухгалтером. Планирование ведется на основе анализа работы за прошедший период с учетом изменений в планируемом периоде.

Глава 2. Теоретические аспекты управления производством

Одним из основных структурных элементов рыночного хозяйства является предприятие. Под предприятием понимается обособленная специализированная производственно-хозяйственная единица, созданная на базе организованного по тому или иному принципу трудового коллектива, который в свою очередь основе имеющихся материальных и финансовых средств, производит продукцию или оказывает необходимые обществу услуги.

Современное предприятие является сложной производственно социальной системой, выступая в качестве объекта товарно-денежных отношений, обладающей экономической самостоятельностью, а также полностью отвечающим за результаты своей хозяйственно производственной деятельности.

2.1 Общее понятие предприятия как объекта управления

Рассмотрев понятие предприятия, в качестве структурной единицы социально экономической фармации, мы должны чётко представлять, что процессы протекающие в сфере производственных отношений, достижение определённых положительных результатов, а также динамика промышленного роста невозможно без управления процессом производства.

Можно сделать вывод, что под процессом управления, понимается целенаправленная деятельность человека, посредством, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники.

Элементами управленческой деятельности, на которые направлены процессы управления, составляют объект управления, и процессы, протекающие в рамках функционирования конкретного предприятия.

Приложение направления управленческой деятельности на производстве называется субъект управления, которым может быть как отдельный человек, так и группа людей, выполняющих те или иные инструкции, решающих производственные задачи.

Управление производством представляет определённую разновидность производственного процесса, определяемая предметом труда, средствами труда, а так конечным результатом.

Предметом труда в процессе управленческой деятельности является информационная составляющая. Собранная и полученная информация из разнообразных источников данных в процессе работы подвергается систематическому анализу и на основе полученных данных создаются альтернативные варианты управленческих решений.

Под средствами управления понимается все, что будет располагать к реализации операций с информацией.

Степень сложности управления характеризуется масштабами производства, количеством выпускаемой продукции, а также структурой решаемых вопросов на производстве. Согласно классификации управление как деятельность, подразделяют на управление людьми и управление функционированием организации.

Процесс управления производственной деятельности, складывается из планирования процессов, постановки стратегических задач на производстве, проектирование системы измерения работы, а также контроля за выполнением заданий. Управление деятельностью не может быть успешным, если управление людьми осуществляется неправильно.1

Сущность явления управление людьми, заключает в себе деятельность по управлению персоналом предприятия. Подобная область управления непосредственно связана с деятельностью руководителя организации. Основным направлением подобного вида деятельности является, обеспечение сотрудничества в коллективе, грамотная кадровая политика, обучение персонала, целенаправленная мотивация персонала.

Рассмотрим некоторые стандартные функции управления:

-использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач;

-отбор работников, наиболее подходящих для выполнения конкретной, а также обеспечение процесса их дальнейшего обучения;

-процесс снабжения сотрудников ресурсами, которые необходимы для надлежащего решения требуемого круга задач;

-использование периодических материальных выплат стимулирующего характера, с целью повышения производительности труда;

-отделение планирования от самой работы.2

Для более ясного представления, проблематики изучаемого явления рассмотрим некоторые системы управления:

1) система управления на основе контроля - тип управления, характеризующийся четкостью и жёсткостью функций, правил, команд и контролем за ходом процесса, при котором реакция организации на изменения появляется после свершения события.

Постепенно рынок насыщался, эпоха массового производства сменилась эпохой массового сбыта. Организация стала в большей степени зависеть от внешней среды, т.е. от спроса на ее товар.

Методы и формы менеджмента на этих фазах становятся все более связанными с проблематикой продвижения товара на рынок. Усиливается стратегическая ориентация менеджмента.3 В данном случае перед организацией встает задача не только предвидеть новые рынки для своих существующих товаров, а также стремится к созданию новых товаров, проектируемых на основании прогноза, отражающего будущие потребности потребителей.

2) система управления на основе экстраполяции, тип управления, основанный на апроксимационном характере принятия решений и предположений о том, что будущее может быть предсказано путём анализа сложившейся в прошлом тенденции развития предприятия.

2.2 Организационная структура как средство управления

Одним из основных понятий в теории управления производством является организационная структура, которая определяется как совокупность подсистем, объединенных иерархическими взаимосвязями, обеспечивающими распределение функций управления между руководством и подчиненными управленцами для достижения определённых целей предприятия.

Формируя определённую организационная структуру, руководитель объединяет материальные и человеческие ресурсы, используемые в управлении, упорядочивая структурные связи между ними. Также при формировании подобных структур, должно быть достигнуто определённое соответствие целям и решаемым задачам, составу и условиям функционирования объекта управления на производстве.

Организационную структуру определяют следующие характеристики:

-количество звеньев управления;

-количество уровней иерархии;

-степень централизации (децентрализации) управления;

-делегирование полномочий;

-норма управляемости.

Звено (отдел) - это организационно обособленный, самостоятельный орган управления, выполняющий определенные функции управления [2].

Уровень (ступень) иерархии - это группа звеньев, в которых ЛПР имеют одинаковые полномочия. Для каждого звена управления связи со всеми подчиненными ей уровнями называют внутренними, а остальные внешними [2].

Степень централизации (децентрализации) управления:

1) Система управления называется централизованной, если принятие решений осуществляется только в центральном (старшем) органе системы. Центральный орган управления имеет право распоряжаться всеми материальными, финансовыми и людскими ресурсами системы, принимать решения по целеполагания, перераспределять ресурсы из одной части системы в другую, координировать деятельность всех ее частей[2].

2) Система управления называется децентрализованной, если решения принимаются отдельными элементами системы независимо от других элементов и не корректируются центральным органом управления. Децентрализованная система обладает тем преимуществом, что в ней органы управления максимально приближены к объектам управления. Это повышает оперативность управления при небольших воздействиях внешней среды, учитываемых в рамках действующего плана. В реальных системах часть решений принимается централизованно, а часть - децентрализовано.

Делегирование полномочий - передача части функций и прав принятия решений нижестоящим системам управления. Используется для разгрузки центра, повышения оперативности и качества управления. В этом случае подчиненный действует от имени начальника, но ответственность перед вышестоящими органами полностью сохраняется за руководителем, делегировавшим свои полномочия. Нормой управляемости, является численное количество подчиненных, которыми может эффективно управлять один руководитель.

В настоящее время считается, что норма управляемости составляет 5-12 подчиненных на одного руководителя[2].

2.2.1 Виды организационных структур

Базовыми видами организационных структур считаются:

-функциональная;

-дивизиональная;

-линейная;

-линейно-штабная;

-проектная (программно-целевая);

-матричная.

Функциональная структура[10]. Функциональная структура является наиболее старейшей и наиболее часто используемой при организации системы управления производством.

Данный способ структурирования основан на создании звеньев, соответствующих одноименным функциям управления (планирование, контроль, учет, анализ и др.).

Преимуществами функциональной структуры управления являются:

-улучшение координации по уровням иерархии;

-исключение дублирования функций.

Недостатки функциональной структуры:

-угроза отхода от общей цели, что может привести к конфликтам между отделами;

-увеличение длительности цикла управления;

-отсутствие ответственности за результаты функционирования в целом.

Дивизиональная структура[10]. Слово «дивизиональный» происходит от английского division, что означает «разделение, часть, отдел». Деление системы управления в этом виде структуры может происходить по трем признакам:

-по продукту;

-по группам пользователей;

-по географическим регионам.

В образуемые отделы делегируется большинство полномочий центра, и они действуют как почти самостоятельные организаций. Потребность в дивизиональных продуктовых структур объясняется ростом числа услуг (продуктов), предлагаемых пользователям. Так, в ФАПСИ условно основными «продуктами» можно считать услуги связи, услуги по обеспечению информационной безопасности, услуги радиоразведки и информационное обеспечение органов государственной власти. В соответствии с предоставляемыми услугами организационная структура может быть представлена управленческими отделами, занимающимися соответствующими продуктами. Полномочия в сфере производства и сбыта подобного товара передаются одному руководителю. Управляющие функциональных служб, носящих второстепенный характер, должны отчитываться перед ним. Примером дивизиональной продуктовой структуры служит организация кафедры в вузе, где за каждую отдельную преподаваемую дисциплину (продукт) отвечает соответствующее должностное лицо - старший преподаватель.

Организационные структуры, ориентированные на пользователя, состоят из подразделений, каждое из которых работает на определенную категорию потребителей. Почти все крупные корпорации имеют такие отделы. Типичными примерами таких структур являются структуры коммерческих банков, многих торговых организаций и учебных заведений.4 Так, например, в 1999 г. председатель совета директоров Microsoft, Б. Гейтс представил план реструктуризации, согласно которому в компании выделяются пять групп в зависимости от типов обслуживаемых заказчиков: руководители по информационным технологиям, научные работники, разработчики, потребители, а также домашние и деловые пользователи Интернет. Предполагается, что это повысит конкурентоспособность компании. Другим примером служит организация вуза, в состав которого могут входить подготовительное отделение, ориентированное на абитуриентов, факультеты, ориентированные на подготовку специалистов с вьющим образованием, аспирантура, ориентированная на подготовку специалистов высшей квалификации.

Создание региональных дивизиональных структур, так же как и продуктовых, обусловлено ростом организации. Практически все транснациональные компании включают региональные подразделения. Причем такие подразделения имеют определенную самостоятельность. Выбор конкретного типа дивизиональной структуры (по продукту, пользователю или по географическому признаку) зависит от того, какой фактор особенно важен для организации в целях обеспечения ее стратегических планов. Несмотря на недостатки дивизиональной структуры (дублирование функций, сложность контроля подразделений), до последнего десятилетия этот вид структуры рассматривался как наиболее эффективный.

Линейная структура. В отличие от систем рассмотренных выше, данная структура основана на разделении по горизонтальным связям. Понятие линейных структур определяется подобным образом исходя из того, что ее элементы существуют на прямой вертикальной линии подчинения, от верхнего до нижнего уровня. Плоская линейная структура имеет от двух до трёх уровней и рассчитана на большое число работников, подчиняющихся одному руководителю. 5

Линейная многоуровневая структура[2] имеет низкую норму управляемости, т.е. небольшое число сотрудников подчиняется одному руководителю. Преимущество плоской структуры - ее простота. Однако при многоуровневой структуре эффективность труда выше.

Линейно-штабная структура[2]. Это сочетание линейной и функциональной структур. При этом в линейной структуре у ЛПР создается одна или несколько групп подчиненных управленцев одного уровня иерархии, отвечающих за отдельные функции управления. Это могут быть эксперты - советники, референты; юридические службы, службы охраны труда, контрольные органы. Необходимость в штабах возникает из-за увеличивающихся функциональных сложностей организации. Таким образом, линейное руководство дополняется штабным. Руководители придерживающиеся подобной структуры несут ответственность за достижение первичных целей. В свою очередь штабные руководители отвечают за решение задач, имеющим подчинение главным целям предприятия. Рассматривая подобную систему, можно заметить, что штабные руководители, подчиняются линейному руководству, выполняют функциональные обязанности консультантов.

Проектная (программно-целевая) структура[2]. Представляет собой временную структуру, создаваемую для решения конкретных задач. Являясь частью функционального подразделения, включающего определённые группы персонала, являющейся по своей сути высококвалифицированными специалистами из различных областей, собранные с целью осуществления сложного производственного задания. По завершению выполнения поставленной задачи, группа распускается. Характерной особенностью подобной структуры является то, что сотрудники находятся в подчинении у двух руководителей. В частности это руководитель проекта и руководитель структурного подразделения, в рамках которого данная группа работает.

Матричная структура[2]. Развитием проектных структур является получившая широкое распространение матричная структура. Она представляет собой комбинацию двух видов деления: по функциям по продукту. В матричной структуре имеется двойное подчинение: руководителю отдела (функциональная линия) и руководителю проекта. Руководитель проекта определяет, что и когда должно быть сделано, а руководители подразделений

- каким образом должна быть выполнена эта работа. Матричная структура имеет ряд очевидных преимуществ. Она дает возможность быстро адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям; способствует координации функций, прямому доступу к информации. Недостатками матричной структуры являются сложность и возможные конфликты целей.

2.3 Структура системы управления

Система управлением включает три подсистемы (рис. 1): управляющую систему (УС), объект управления (ОУ) В и систему связи (СС)6.

Системы с целенаправленным управлением, называются кибернетическими. К подобным системам можно онести технические, биологические, организационные, социальные, экономические системные образования.


Управляющая система совместно с системой связи образует систему управления (СУ). Основным элементом организационно-технических СУ является лицо, принимающее решение (ЛПР) - индивидуум или группа индивидуумов, имеющих право принимать окончательные решения по выбору одного из нескольких управляющих воздействий. Система связи включает канал прямой связи, по которому передается входная информация, включающее командную информацию, а также возможность обратной связи, с помощью которой осуществляется передача информации о состоянии ОУ. Основными группами функций системы управления являются:

-возможность принятия управленческих решений,

-способность преобразовать содержательную суть информации;

-механизмы обработки информационных потоков;

- обмен информацией.

Функции принятия решений заключается в способности создании новой информации, осуществляемую в ходе анализа, планирования и оперативного. Подобное связано с преобразованием поступающей информации о состоянии ОУ и внешней среды в управляющую информацию при решении определённого рода задач, а также выполнении аналитических расчетов, проводимых ЛПР.

Без автоматизации этой функции ИС не может считаться полноценной. Функции охватывают учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации и т.д. Эта группа функций преобразования информации не изменяет ее смысл, т.е. это рутинные функции, не связанные с содержательной обработкой информации.7

Группа функций связана с доведением выработанных воздействий до ОУ и обменом информацией между ЛПР (ограничение доступа, получение (сбор), передача информации по управлению в текстовой, графической, табличной и иных формах по телефону, системам передачи данных и т.д.).

Совокупность функций управления, выполняемых в системе при изменении среды, принято называть циклом управления. Выполняя цикл за циклом, система приближается к сформулированной цели. При этом от объектов управления в СУ поступает информация о текущем состоянии дел. ЛПР контролируют ее истинность, учитывают и анализируют в целях выявления отклонений от требуемого состояния и определения необходимости изменения текущего состояния.

2.4 Совершенствование системы управления производством

Совершенствование системы управлением сводится к сокращению длительности цикла управления и повышению качества управляющих решений. Эти требования носят противоречивый характер. При заданной производительности СУ сокращение длительности цикла управления приводит к необходимости уменьшения количества перерабатываемой информации, а следовательно, к снижению качества решений. Одновременное удовлетворение требований возможно лишь при условии, что будет повышена производительность УС и СС по передаче и переработке информации, причем повышение производительности обоих элементов должно быть согласованным. Это исходное положение для решения вопросов по совершенствованию управления. Основными путями совершенствования систем с управлением являются:

1. Оптимизация численности управленческого персонала.

2. Использование новых способов организации работы СУ.

3. Применение новых методов решения управленческих задач.

4. Изменение структуры СУ.

5. Перераспределение функций и задач в УС.

6. Механизация управленческого труда.

7. Автоматизация.

Рассмотрим каждый из путей.

1. Управляющая система - это, прежде всего люди. Самый естественный путь, позволяющий поднять производительность, - увеличить число людей. В результате численность управленческого персонала возрастала. Количество информации, которую надо перерабатывать каждому человеку во многих современных системах, настолько возросло, что далеко выходит за пределы человеческих возможностей. Поэтому дальнейшее увеличение численности людей, занятых в управлении, уже не может привести к повышению его эффективности. С ростом числа должностных лиц в УС неизбежно дробление функций управления. До некоторых пор координация работы управленческого персонала была возможна путем прямых связей между исполнителями. Затем появляется необходимость в специальном аппарате, осуществляющем эту координацию. Возникают потоки информации внутри самой УС. На их обслуживание требуются новые люди. Эффективность управления не повышается, а даже падает.

2. Организация работы управленческого персонала постоянно совершенствуется. Так, в органах управления используются методы параллельного сетевого планирования и управления с использованием компьютерных средств системного анализа, когда нижестоящие органы приступают к выработке решения на основе предварительных распоряжений, отданных ЛПР, не дожидаясь окончания планирования в вышестоящих органах управления. Освоение данного способа позволяет сократить время на

разработку планов в несколько раз.

3. Путь применения новых методов решения управленческих задач носит несколько односторонний характер, так как в большинстве случаев направлен на получение более качественных решений и требует увеличения времени.

4. При усложнении ОУ, как правило, производится замена простой структуры УС на более сложную, чаще всего иерархического типа, при упрощении ОУ - наоборот. Изменением структуры считается и введение обратной связи в систему. В результате перехода к более сложной структуре функции управления распределяются между большим числом элементов УС и производительность СУ повышается. Совершенствование структуры систем является довольно эффективным путем. Однако число возможных типовых структур для каждой конкретной системы сравнительно невелико, и к настоящему времени большинство сложных систем имеют такие структуры, изменение которых просто нецелесообразно.

5. Если подчиненные УС могут решать самостоятельно очень ограниченный круг задач, то, следовательно, центральный управляющий орган будет перегружен, и наоборот. Необходим оптимальный компромисс между централизацией и децентрализацией. Решить эту проблему раз и навсегда невозможно, так как функции и задачи управления в системах непрерывно изменяются.

6. Поскольку информация всегда требует определенного материального носителя, на котором она фиксируется, хранится и передается, то, очевидно, необходимы физические действия по обеспечению информационного процесса в СУ. Использование различных средств механизации позволяет значительно повысить эффективность этой стороны управления. К средствам механизации относятся средства для выполнения вычислительных работ, передачи сигналов и команд, документирования информации и размножения документов. В частности, использование ПЭВМ в качестве пишущей машинки относится к механизации, а не к автоматизации управления.

7. Сущность автоматизации заключается в использовании ЭВМ для усиления интеллектуальных возможностей ЛПР. Все рассмотренные ранее пути ведут так или иначе к повышению производительности УС и СС.

Глава 3. Предложения по совершенствованию производственной деятельности

Рассматривая предприятие КФ «НЕВА», можно заключить, что данное предприятие в целом правильно подошло к организации производственного процесса.

Рассматривая общее состояние кондитерской отрасли в настоящий момент таково, что КФ «НЕВА», имеет все необходимые предпосылки для реализации стратегии развития товара. О чём свидетельствует проведённый анализ ряда факторов, влияющих на возможность осуществления данной стратегии.

Немаловажный вопрос повышение конкурентоспособности предприятий кондитерской промышленности подразумевает решение ряда проблем. К важнейшим из них относятся: обновление морально устаревшего парка технологического оборудования; повышение качества продукции, включая экологическую безопасность ее изделий; снижение себестоимости готовых изделий за счет использования отечественных видов плодового и орехового сырья; увеличение срока годности готовых изделий, совершенствование упаковки.

В связи с этим, была разработана соответствующая стратегия развития, учтено финансовое обоснование данной стратегии.

Однако современное техническое состояние предприятия не совсем позволяет, совершенствовать технологию производства.

В связи с подобным обстоятельством запушен проект модернизации, и закупки новейшего оборудования в рамках разработанной стратегии позволит соперничать КФ «НЕВА» с крупными российскими кондитерскими предприятиями.

Анализ основных рынков сбыта кондитерской продукции показывает, что основным рынком является рынок кондитерских изделий Волгоградской области, Воронежской области, Москвы и Московской области (Табица 2.)

Данный анализ позволил нам выявить круг стратегических альтернатив дальнейшего развития предприятия.

С целью расширения сегмента рынка в данных регионах фабрика может применить такую форму организации бизнеса как франчайзинг. Под данным понятием подразумевается использование на определённых договорённостях, одним предприятием, сохраняющим свою юридическую независимость, торговую марку другой организации.

Другим шагом в подобном направлении, стало сдачей в аренду фирменных мощностей компании, которые были переданы в аренду юридическим лицам. Основным условием подобного договора аренды стала реализация и сбыт продукции в оговоренных объемах.

КФ «НЕВА» обязала предпринимателей арендующих ее производственные мощности, избежать изменения профиля торговли в течении документально закреплённого срока. Следствием подобного решения стало то, что у предприятия появляется реальная возможность реализации выпускаемой продукции через арендуемую сеть магазинов в тех же объемах не отвлекая оборотные средства на содержание торговых помещений, а также закупку продукции для поддержания ассортимента. Поэтому продажа франшиз позволила расширить сегмент на уже существующих рынках, а развитие товара позволило бы обеспечить высокую конкурентоспособность товара.

Также большое внимание стоит уделить позиционированию товара и его рекламе не только на новых рынках, но и в нашем городе.

Отметим основные принципы для позиционирования товара в целевом сегменте:

- позиционирование, основанное на отличительном качестве товара – использование натуральных ингредиентов;

- позиционирование, основанное на особом способе использования товара;

- позиционирование, ориентированное на определенную категорию потребителей - качество товара и его вкус;

- позиционирование по отношению к конкурирующему товару – импортные товары и товары, основанные на заменителях.

Основными методами позиционирования продукции на рынке являются реклама. Представляя собой, неличные формы коммуникационных воздействий, осуществляемых через платные средства массового распространения информации, с четко указанным источником финансирования, реклама предоставляет мощный инструмент для манипулирования поведением потенциального потребителя. Планируя использование средств рекламы, руководство должно хорошо представлять какую силу воздействия на массы обеспечивает та или иная рекламная технология.

Технология построения рекламной компании включает:

- чёткая постановка целей планируемой рекламной компании;

- определении потребительского сектора с целью дальнейшего воздействия;

- определение оптимального распространения рекламы для каждой целевой группы по определённым каналам воздействия;

- определение средств, которые в дальнейшем будут, является носителями рекламы;

- формирование плана-графика рекламной компании в развёрнутой форме.

- определёние колличесва денежных средств затраченных на рекламную деятельность.

Необходимо провести следующие мероприятия:

1. Рассылка презентационных брошюр, касающихся деятельности КФ «НЕВА.

2. Печать в ведущих газетах серий статей, рассказывающих о продукции КФ «НЕВА» в прессе, с целью создание и удержание положительного имиджа продукции.

3.Выпуск рекламного ролика на телевидении, и опубликование в газете т.е задействовать СМИ с целью рекламирования товара.

4. Выпуск книги об истории развития акционерного общества, о достижениях и проблемах предприятия и так далее используя средства торговли для формирования общественного мнения.

5. Размещение широкоформатных плакатов с рекламой новой продукции в крупных магазинных города, ведь именно они являются самым крупным источником сбыта данной продукции. Также размещение баннеров на улице города.

6. Необходимо печатать фирменный знак предприятия на упаковке более крупно разработать единую концепцию упаковки, т. е чтобы она была в едином стиле, но в тоже время разная. Это поможет покупателю быстрее найти продукцию фабрики среди других изделий, сделает продукцию более узнаваемой.

Немаловажную роль играет работа с клиентами мне бы хотелось предложить план работы с клиентами на данном предприятии, это позволит в итоге увеличить объем продаж в целом:

Необходимо организовать постоянную, хорошо отлаженная доставка продукции:

- установить дни доставки в отдаленные районы;

- соответствие штата грузчиков по штатному расписанию;

- наличие необходимого количества транспортных средств и водителей;

2. Высокое качество обслуживания:

- информировать клиента обо всех изменениях в работе предприятия;

- информировать клиента о появившихся новинках, предоставление рекламного материала, рекламного продукта;

- обратить внимание на скорость доставки;

- отслеживание ассортимента, как в торговом зале, так и в складском помещении;

- информирование об изменениях ассортимента.

3. Сохранение скидок клиентам даже при просрочке платежа:

для клиента:

- это дает клиенту уверенность в том, что он получит свою продукцию и постоянную скидку;

для предприятия:

- снижает риск потери клиента, тем самым дает возможность контролировать объемы продаж;

4. Увеличить отсрочку платежа до 10 банковских дней, это дает возможность осуществить минимум 2 заявки, что увеличит оборачиваемость товара, за счет чего увеличится объем

Заключение

Процесс преобразования систем управления, - сложный и непрерывный процесс воздействия, направленный на более продуктивную организацию управляющей системы, с целью достижения управляемым объектом наилучших производственно экономических показателей. Главная цель совершенствования системы управления состоит в повышении эффективности производства.

Каждое предприятие индивидуально, тем не менее, несмотря на разно-профильность экономических субъектов, основной целью создания и функционирования любой организации я валяется получение продукции, а также эффективная реализация с получение соответствующей прибыли. Вопрос совершенствования производства является неотъемлемой частью любой профессиональной группы, целью которой является получение наилучших результатов в промышленной деятельности предприятия

Решая поставленные во введении задачи, в контексте изучаемого вопроса, нами были изучены следующие аспекты данной темы.

Написанная курсовая работа состоит из трех частей, а также введения и заключения. В первой главе дана краткая характеристика предприятия (история возникновения, основные этапы развития) его основные технико-экономические показания. Также в данной главе были затронуты и рассмотрены вопросы стратегического планирования, миссия и цели предприятии, а также оперативное, текущее планирование. Были указанны конкретные лица, отвечающие за процессы планирования на предприятии. Также была проанализирована организационная структура предприятия, выявлены недостатки и достоинства данного построения.

Вторая глава данной работы посвящена теоретическим аспектам вопроса совершенноствования системы управления на предприятии. В частности нами были изучены общие вопросы понятия производства и его сущности, а также понятия управления предприятием. Рассмотернна классификация организационных структур имеющих место в современной практической деятельности производственного сектора.

Третья глава посвящена совершенствованию системы управления на КФ «НЕВА». Приведены некоторые рекомендации способствующие положительным тенденциям развития.

Несомненно, что, именно стремление к совершенствованию, в несение тенденции преобразовательного характера на производстве, являются залогом долговременного и позитивного развития производства. Именно совершенствование всех производственно значимых процессов должно быть ориентиром для управленческого состава любой современной организации.

Список литературы

1. Аваренко М.Т. Операционный менеджмент. – М.: Альфа, 2005. - 432 с.

2. Анфилатов B.C. , Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / B.C. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин; Под ред. А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 368 с.

3.Баринов В.А., Макаров Л.В. Корпоративная культура организации в России / Менеджмент в России и за рубежом, 2002. - №2. - 312 с.

4. Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы) / О.И. Волков. – М.: Инфра-М, 2006. – 401 с.

5. Виханский О. С. Наумов А. И. Менеджмент. - М.: Альфа, 2001.-216 с.

6. Вейлл Питер. Искусство менеджмента/Пер. с англ. Козыревой И.Б. -

М.: Новости, 1993. – 224 с.

7. Веселова Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры/ Под ред.

В.А.Трайнева. – М.: Дашков и К, 2002. – 340 с.

8. Викторов Н.И., Подлесных В.И. Системный подход к повышению эффективности производства. – Л.: Лениздат, 1988. – 136 с.

9. Вергилес Э.В. Стратегическое управление организацией:/ Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. – 17с

10. Воронина Э.М. Менеджмент предприятия и организации / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. - 181 с.

11.Казакова Ф. К. Экономика и социология труда. Учебное пособие. / Ф. К. Казакова, И. В. Белянина. – М.: МГИУ, 2006. – 44 с.

12.Корсаков М.Н. Экономика предприятия / М.Н. Корсаков. – СПб.: Питер, 2006. – 298 с.

13.Ксанимев С.Т. Производственный менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2001 . – 412 с.

14. Игнатьева А.В., Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 157 с.

15. Литвак Б. Г., Разработка управленческого решения: Учебник. — 3-е изд., испр. — М.: Дело, 2002. — 392 с.

16. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Психотехника управления и самотренировки.- М.: Издательство «Корпоративные стратегии», 2004,- 496с

17.Марыганова М. И. Экономика. Интегрированный учебный курс для вузов / М. И. Марыганова, Ю. П. Гладков. – М.: КноРус, 2006. – 448 с.

18.Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством / Ю.И. Ребрин. – Таганрог: ТРТУ, 2000. – 329 с.

19.Шеремет А. Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия / А. Д. Шеремет // Бухгалтерский учёт. – 2001. - №13.–С.77-78.

20.Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. К. А. Раицкого. – 2-е изд. – М. : Маркетинг, 2000. – 696 с.

Приложение


Рис 1. Обобщённый цикл управления




Таблица 2. География реализации продукции КФ «НЕВА».

Регионы

Начало года

1 квартал

2 квартал

3 квартал

Волгоградская область

326,15

426,15

328,784

657,5488

Иркутская область

119,925

119,925

128,4048

129,4549

Красноярский край

53,3

53,3

42,8016

40,06938

Хабаровский край

39,975

39,975

32,3904

28,76776

Приморский край

26,65

26,65

21,9792

19,52098

Москва

1146,575

946,575

833,032

802,742

Амурская область

26,65

26,65

23,136

18,49356

Воронежская область

293,275

393,275

246,272

230,8226

1 Аваренко М.Т. Операционный менеджмент. – М.: Альфа, 2005. - 52 с.

2 Виханский О. С. Наумов А. И. Менеджмент. - М.: Альфа, 2001.-124 с.

3 Ксанимев С.Т. Производственный менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2001 . – 116 с.

4 Воронина Э.М. Менеджмент предприятия и организации / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. - 78 с.

5 Анфилатов B.C. , Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / B.C. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин; Под ред. А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 251-256 с.

6 Анфилатов B.C. , Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / B.C. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин; Под ред. А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 258 с.

7 Анфилатов B.C. , Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / B.C. Анфилатов, А.А.Емельянов, А.А. Кукушкин; Под ред. А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 259 с.