Классификация инноваций. Особенности инновационной деятельности в условиях переходной экономики

Кафедра управления

Контрольная работа

По дисциплине:

«Инновационный менеджмент»

План

1. Какие направления классификации инноваций в большей мере отображают новизну инновационных изменений?

2. Особенности инновационной деятельности в условиях переходной экономики на Украине.

3. Какие требования предъявляются к научному содержанию проекта?

Список литературы

1. Какие направления классификации инноваций в большей мере отображают новизну инновационных изменений?

Инновации принято классифицировать по ряду признаков. Так, по степени радикальности, их значимости в экономическом развитии инновации можно подразделить на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие). За этим разделением стоят два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства (например, США). Догоняющий – дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония). На этом пути создаются так называемые приростные инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов. По направленности результатов инновации делятся на инновации как научный инструментарий, инновации – процессы и инновации – продукты. Выделяются также и другие классификации инноваций в соответствии с той ролью, которую они играют в развитии экономической системы.

Классификация инноваций по степени новизны – распределение совокупности инноваций на однородные по уровню новизны группы с целью оценки их значимости. Понятие новизны инновации может относиться к продукту или технологическому процессу в целом в случае его абсолютной новизны либо только к некоторым его элементам, изменяющим функции и характеристики существующего продукта или процесса. С этих позиций выделяются базисные инновации, которые относятся к принципиально новым продуктам; улучшающие инновации, касающиеся значительного усовершенствования существующих продуктов, а также инновации, связанные с внедрением новых или в значительной степени усовершенствованных методов производства.

Классификация инноваций по степени новизны осуществляется и по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С точки зрения технологических параметров инновации подразделяются на:

а) продуктовые – применение новых материалов и полуфабрикатов, а также комплектующих, получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты);

б) процессные – новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства (применительно к новым технологиям). По типу новизны для рынка в составе инноваций выделяются: новые для отрасли в мире, новые для отрасли в стране, новые для данного ИП (группы ИП).

2. Особенности инновационной деятельности в условиях переходной экономики на Украине

Темпы экономического роста, которые демонстрирует Украина на протяжении последних двух лет, являются едва ли не лучшим доказательством того, что страна уверенно встала на путь инновационного развития. Несмотря на впечатляющие показатели, можно утверждать, что пока речь идет только о необходимых, но еще далеко не достаточных шагах по переводу украинской экономики на инновационный путь развития.

Как и во многих других странах СНГ, на Украине после экономического спада, связанного, прежде всего, с развалом единого народнохозяйственного комплекса бывшего СССР и медленным налаживанием экономических связей с новыми партнерами как в СНГ, так и за его пределами, процесс возрождения экономики из-за отсутствия инвестиций начался с налаживания производства по старым технологиям. А когда через несколько лет стало ясно, что в условиях рынка продукция, произведенная по этим технологиям, не может быть конкурентоспособной и без инвестиций и инноваций не обойтись, вынужденно стали искать выход из создавшегося положения.

Сейчас очевидно, что нужно создать новые условия для инновационного развития, прежде всего, на законодательном уровне, и, в конечном счете, для достижения успеха разработать комплексную модель инновационного развития Украины.

Задачи по созданию инновационной модели развития и социальной ориентации экономической политики были определены еще два года назад в Послании Президента Украины к Верховной Раде Украины «Европейский выбор. Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002–2011 годы». Там было заявлено, что главным фактором ускорения и устойчивого экономического развития страны могут быть только научно-технические инновации. Реализация инновационной модели структурной перестройки экономики и на этой основе обеспечение экономического роста на Украине провозглашены основным принципом государственной политики.

Центральным органом исполнительной власти в сфере научно-технической и инновационной деятельности, который обеспечивает реализацию государственной инновационной политики, является Министерство образования и науки Украины. Координацию и нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности осуществляет в министерстве Департамент инновационного развития.

Одним из наиболее важных направлений реализации государственной инновационной политики является создание в этой сфере эффективной законодательной и нормативно-правовой базы.

Принятые на Украине законы «О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков» (1999 г. с последующими изменениями в 2001, 2002, 2004 годах), «Об инновационной деятельности» (2002 г.), «О приоритетных направлениях инновационной деятельности на Украине» (2003 г.) заложили фундамент формирования национальной инновационной системы, направленной на создание инновационной инфраструктуры, внедрение инноваций, более полное использование инновационного потенциала. Для обеспечения реализации этих законов был принят целый ряд постановлений правительства. Также было принято более 20 других законодательных актов, регулирующих отдельные аспекты деятельности в сфере инноваций. К чему это привело?

Во-первых, были определены приоритеты инновационной деятельности как по масштабности – государственные, отраслевые, региональные, – так и по срокам – долговременные и среднесрочные.

Во-вторых, кроме собственно определений «инновация», «инновационная структура» и т.д., были обозначены государственные преференции для различных субъектов инновационной деятельности (льготы по налогообложению прибыли и налога на добавленную стоимость, по таможенной пошлине и условия их получения). По сути, был определен механизм государственного инвестирования в инновационную деятельность за счет предоставления льгот. В чем они заключались?

В соответствии с Законом Украины «Об инновационной деятельности» инновационные проекты (подчеркнем: именно инновационные проекты, а не предприятия или другие юридические лица, которые эти проекты реализуют) могут получить льготы по налогообложению прибыли и налога на добавленную стоимость, а также по таможенной пошлине в объеме 50%.

Инновационные и инвестиционные проекты технологических парков, для которых установлен специальный режим инвестиционной и инновационной деятельности, вообще освобождаются от уплаты указанных налогов и пошлин. Правда, при этом неуплаченные налоги и сборы зачисляются на специальные счета, из которых средства могут быть израсходованы только на научно-техническую деятельность или на новые инновационные проекты. Вот это и есть государственная инвестиция.

К сожалению, не все законодательные акты пока работают в полном объеме.

В частности, в 2003–2004 годах приостановлено действие статей 21 и 22 закона «Об инновационной деятельности», которые определяют льготы по налогообложению для инновационных структур.

Как оказалась, большинство из стратегических приоритетных направлений инновационной деятельности, определенных Законом Украины «О приоритетных направлениях инновационной деятельности на Украине», ориентированы на развитие третьего-четвертого технологических укладов. Кроме того, существующая «всеохватность» среднесрочных приоритетных направлений инновационной деятельности приводит к углублению диспропорции развития экономики и к дальнейшей ее ориентации на функционирование в третьем-четвертом технологических укладах.

Сложившаяся ситуация вызывает необходимость уточнения указанных приоритетов с целью их конкретизации и определения таких направлений инновационного развития, которые будут соответствовать задачам развития высокоукладной экономики.

Министерство образования и науки в этом году уже начало работу по уточнению среднесрочных приоритетных направлений инновационной деятельности, приобщив к этому процессу все органы исполнительной власти, Национальную и отраслевые академии наук Украины, общественные научные и научно-технические организации.

Нерешенным на законодательном уровне остается чрезвычайно актуальный вопрос о коммерциализации результатов научно-технических исследований и разработок.

Уже длительное время в Верховной Раде Украины обсуждается проект закона о государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий, принятие которого позволит определить формы стимулирования процесса трансфера технологий для экономического и социального развития Украины, прекратить несанкционированное использование объектов интеллектуальной собственности, неконтролируемую передачу за пределы Украины отечественных результатов научно-технической деятельности, а также предотвратить проникновение на Украину морально устаревших технологий и неликвидной продукции.

Конечно, первостепенное значение имеют вопросы финансового обеспечения инновационного развития. За последнее время государство предприняло ряд конкретных мер по бюджетной поддержке инновационной деятельности предприятий.

В соответствии с Указом Президента Украины от 20 апреля 2004 года «О финансовой поддержке инновационной деятельности предприятий, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства» и постановлением Правительства Украины был разработан механизм определения на конкурсных основаниях таких предприятий для инновационного инвестирования их за счет не менее 10% от сумм, полученных при приватизации государственного имущества.

Одним из средств государственной финансовой поддержки выполнения инновационных проектов должно стать, начиная с 2005 года, формирование государственного заказа на инновационную продукцию.

В условиях недостаточной бюджетной поддержки инновационной деятельности особо важное значение приобретает стимулирование внебюджетного финансирования.

Ведущую роль в этом играет банковская система. Так, часть кредитных средств, использованных предприятиями в 2003 г., возросла, по сравнению с 2001 г., в 3 раза и составила 18% от общего объема финансирования инноваций. В то же время высокая цена кредитов делает их малодоступными для широкого круга субъектов инновационной деятельности.

С целью активного привлечения банковских кредитов в инновационную сферу, в том числе и для финансирования малого предпринимательства, министерством разработан механизм частичной компенсации процентной ставки за счет средств государственного бюджета. Проект соответствующего нормативного акта в настоящее время рассматривается правительством.

Для расширения возможностей финансового обеспечения инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины в 2003 году был создан Украинский банк реконструкции и развития.

Привлечению средств промышленности и частного сектора экономики к финансированию инновационных проектов и программ способствовало бы также возобновление деятельности Государственного инновационного фонда, отраслевых и региональных инновационных фондов.

Как известно, современный мировой рынок формируется на результатах достижений передовых высоких технологий, производстве товаров и предоставлении новых услуг. Украина, как страна, занимающая одно из первых мест в мире по количеству научных кадров, имеющая признанные в мире передовые научные школы, не может и не должна остаться в стороне от этого процесса. С целью выявления конкурентоспособных технологий и освоения их базовыми областями промышленности планируется, начиная с 2005 года, проведение Всеукраинского конкурса инновационных технологий.

Таким образом, деятельность правительства как на законодательном, так и на организационном уровне позволила создать базис для долгосрочного ускоренного инновационного подъема.

Особое внимание правительством уделялось организации функционирования системы технологических парков, поскольку на сегодняшний день именно они являются локомотивами инновационного развития.

Объемы выпускаемой технопарками Украины инновационной продукции возросли за предыдущий год более чем в два раза.

Даже на фоне динамического роста производства валового внутреннего продукта это весомый показатель. Возрастают объемы бюджетных отчислений технопарков. За последние полтора года они составили свыше 18,5 млн. долл. США. С каждым годом все больше средств выделяется технопарками на научные исследования (рис. 1).

Рис. 2. Бюджетная и научная эффективность технопарков на Украине в 2000 г. – I полугодии 2004 г. (млн. грн.)

Сейчас технопарками Украины реализуются 59 проектов по приоритетным направлениям инновационной деятельности. Наибольший объем инновационной продукции производится в таких областях, как машиностроение и приборостроение (75,81%). Подготовлены к рассмотрению еще 11 проектов, в том числе и такие уникальные инновационные проекты, направленные на освоение высоких технологий, как разработка сварки живых тканей.

В настоящее время идет подготовка к регистрации семи новых технопарков. Расширение их сети будет способствовать специализации технопарков по приоритетным направлениям инновационной деятельности и активизации их работы в регионах.

В 2004 году постановлением Кабинета Министров Украины были внесены изменения в Положение о порядке создания и функционирования технопарков, а: также инновационных структур других типов, усовершенствован порядок рассмотрения и утверждения приоритетных инновационных направлений их деятельности, сокращены сроки рассмотрения проектов и других материалов, уточнены особенности уплаты технопарками налогов и таможенного сбора.

Вместе с тем, ускоренное развитие инновационных структур других типов – технополисов, инновационных центров, инновационных бизнес-инкубаторов сдерживает недостаточная финансовая поддержка государства. На сегодняшний день созданы 44 региональных инновационных центра, 57 бизнес-инкубаторов, 5 центров инноваций и трансфера технологий в системе Министерства образования и науки, прорабатываются вопросы создания технополисов в Автономной Республике Крым («Таврида»), Киеве («Киевская политехника»), Харькове, Одессе.

Следует заметить, что реализация эффективной государственной политики невозможна без ее развития на региональном уровне. Именно благодаря структурно-инновационной перестройке экономики на местах повышается инновационная активность предприятий, увеличивается их инвестиционная привлекательность, что обеспечивает выпуск высокотехнологической, конкурентоспособной продукции, способствует социально-экономическому развитию регионов, а значит, и страны в целом.

Практика показывает, что на Украине наиболее динамичное развитие получили регионы с эффективной инновационной инфраструктурой, которая включает в себя научные и образовательные организации, исследовательские центры, предприятия, финансовые структуры, органы государственного управления, связанные инновационной цепочкой «образование-наука-производство-рынок». Благодаря формированию такой инфраструктуры регионы имеют дополнительное конкурентное преимущество на рынке товаров и услуг за счет возможности минимизировать затраты на внедрение инноваций. Приобщение к этому процессу системы образования предусматривает как непосредственное участие высших учебных заведений в развитии инноваций, так и образовательно-просветительскую деятельность, задача которой – высококачественное кадровое обеспечение экономики инновационного типа, формирование инновационной культуры в обществе.

Вопросу подготовки специалистов в сфере инновационной деятельности уделяется в последнее время повышенное внимание. С этой целью в министерстве разработаны программы по подготовке и переподготовке специалистов по менеджменту и маркетингу инноваций, введена система их аттестации. В центральных и местных органах исполнительной власти предусматривается создание структурных подразделений по вопросам трансфера технологий, инновационной деятельности и защите интеллектуальной собственности.

Поскольку, прежде всего, интеллектуальные, наукоемкие отрасли с использованием высококвалифицированного труда определяют стратегические направления развития экономики, государственная инновационная политика направлена на:

    использование уже существующих конкурентных преимуществ Украины, а именно: высокого уровня образования, значительного научно-технического потенциала, высококвалифицированных кадров, объектов интеллектуальной собственности, технологического потенциала оборонно-промышленной, авиакосмической, а также смежных отраслей, природных ресурсов, развитой минерально-сырьевой базы и транспортной инфраструктуры;

    реализацию проектов, которые обеспечивали бы снижение общего уровня расходов в экономике и развитие инфраструктуры и, следовательно, улучшали финансовое положение предприятий, способствовали повышению платежеспособного спроса на инновации и дальнейшей активизации инновационной деятельности.

Таким образом, модернизация украинской экономики на основе инновационного развития будет обеспечиваться комплексным применением всех доступных рычагов государственной политики при условии непротиворечивости их воздействия. На этих условиях эффективная инновационная политика государства может стать реальной гарантией многогранного сотрудничества государства и бизнеса и обеспечить условия для успешной инновационной деятельности во всех сферах жизни.

3. Какие требования предъявляются к научному содержанию проекта?

Научно-технические оценки должны ответить на следующие вопросы. Во-первых, насколько принятые технические решения соответствуют современным технологическим требованиям в индустриально развитых странах, способствуют движению к новому технологическому укладу производства. Во-вторых, каковы уровень и масштаб новизны проекта, его составных частей, наличие интеллектуального продукта или защищенной патентами интеллектуальной собственности. В-третьих, насколько перспективны заложенные в проект принципы технологии и технического оснащения, на какой рынок: внутренний, внешний (развитых, развивающихся стран) ориентируется выпуск новой продукции. Для научно-технической оценки проекта могут быть отобраны один – четыре существенных параметра, интересующих пользователей продукции, услуги, технологии, способов выполнения работ. Все другие параметры должны укладываться в рамки некоторых стандартов или общепринятого уровня, т.е. участвовать в оценке в качестве ограничений.

Оценить эффект научной деятельности очень сложно, так как в этой области существует ряд разнокачественных эффектов. Чтобы выявить их сущность, а также их взаимосвязь, следует проанализировать каждый из них. Интенсивное развитие научного труда во многом определяется тем, насколько своевременно в соответствии с требованиями НТР определяются направления исследований и разработок, а также тем, какой прирост научной информации достигается в результате проведения ФИ и ПИ.

Известно, что эффект, полученный вследствие создания научной продукции в процессе научного труда или в ПСНТ, представляет прирост информации. Этот эффект может быть только научным, если имело место приращение лишь научной информации. Он становится научно-техническим эффектом, если является результатом работы ПСНТ и выражается в приросте научно-технической информации. Наконец, развитие производства на базе научно-технической информации порождает прирост технической информации, представляющий технический эффект. Научный и научно-технический эффекты различны в условиях прироста информации, полученной от использования накопленных ранее знаний либо в процессе их получения.

Наука как система накопленных знаний развивается прежде всего по «вертикали» – путем совершенствования отраслей знаний и научных дисциплин и передачи накопленной информации от поколения к поколению. Одновременно происходит и «горизонтальный» обмен научной информацией, осуществляющийся через различные каналы: книги, периодические научные издания, патенты, стандарты, нормали, отчеты, прямую переписку, беседы, конференции и т.д. При этом «вертикальный» и «горизонтальный» характер развития науки как системы накопленных знаний тесно взаимосвязаны. Дифференциация и интеграция наук порождают появление новых отраслей знаний, специальностей, новой информации. Так, за 40 лет объем публикаций увеличился в 8-10 раз. За этот же срок за счет полученных научно-технических результатов научно-технический эффект увеличился в 2-3 раза. Во всех видах научной и научно-технической информации научный и научно-технический эффекты фактически выступают как потенциальный накопленный эффект. Возможность использования прироста информации, содержащейся в публикациях, равнозначна эффекту от будущего использования потребительской стоимости. Подобный же эффект выражается в применении научных и научно-технических результатов, возникающих при приросте информации от использования динамической части науки – научного труда.

Это дает основание использовать для оценки результативности научных исследований библиометрические показатели: число публикаций, ссылок, количество получаемых патентов, что объясняется простотой сбора данных, возможностью их использования для сравнения отдельных научных коллективов, определение научной политики. В США, например, создана база библиометрических данных, содержащая информацию о публикациях в ведущих научных журналах мира, регулярно подсчитывается индекс цитирования. Очевидно, что эти показатели не могут исчерпывающим образом отразить ни результаты НИР, ни качественный уровень и новизну статей. Многие научные публикации могут носить междисциплинарный характер, что затрудняет подсчет соответствующих показателей. Кроме того, использование в качестве оценки эффективности НИР библиометрических показателей, как показывает практика, ведет к искусственному росту числа публикаций.

Тем не менее, эти показатели, несмотря на отмеченные недостатки, используются на практике для оценки результативности научной деятельности. Исследователи отмечают при этом тесную связь между числом публикаций, уровнем финансирования НИР и научным статусом ученых. Наряду с библиометрическими данными для анализа эффективности научных исследований широко используются и другие количественные показатели: число приглашенных докладчиков на международные конференции, миграция ученых, получение грантов на научные исследования из зарубежных источников, членство в зарубежных академиях и научных обществах и т.п.

Список литературы

    Венчурный инновационный менеджмент [Текст]: интегральное учебное пособие / Мин-во образования и науки Украины, Нац. техничекий ун-т «ХПИ»; ред. Л.Н. Ивин. – Х.: НТУ «ХПИ», 2005. – 388 с.

    Зинов В.Г. Потребности в инновационных менеджерах [Текст] / В.Г. Зинов, Т.Я. Лебедева, В.Г. Яшин // Инновации. – 2008. – №3. – C. 38–49

    Инновационный менеджмент [Текст]: учебное пособие / ред. Л.Н. Оголева. – М.: Инфра-М, 2003. – 238 с.

    Колокольников О.Г. Менеджмент инновационных процессов на основе реструктуризации предприятия на технологические системы [Текст] / О.Г. Колокольников // Инновации. – 2007. – №1. – C. 91–95

    Краснокутська Н.В. Інноваційний менеджмент [Текст]: навчальний посібник / Н.В. Краснокутська; Мін-во освіти і науки України, КНЕУ. – К.: КНЕУ, 2003. – 504 с.

    Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент [Текст]: учебное пособие / Ю.П. Морозов, А.И. Гаврилов, А.Г. Городнов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 471 с.

    Правик Ю.М. Інвестиційний менеджмент [Текст]: навчальний посібник / Ю.М. Правик. – К.: Знання, 2007. – 431 с.

    Риск-менеджмент инноваций [Текст]: монография /, Т.А. Васильева, О.Н. Диденко, А.А. Епифанов. – Сумы: Деловые перспективы, 2005. – 260 с.

    Трифилова А.А. «Открытые инновации» – парадигма современного инновационного менеджмента [Текст] / А.А. Трифилова // Инновации. – 2008. – №1. – C. 73–78

    Трубачев Н.А. Особенности управления и справедливость распределения результатов инновационной деятельности на примере комплексного инновационного проекта [Текст] / Н.А. Трубачев // Инновации. – 2008. – №1. – C. 115–118