Исследование систем управления (работа 4)

В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций. Решение же этих проблем не возможно без системного подхода к ним. Практической значимостью работы является необходимость сформулировать предложения по усовершенствованию системы управления организации. Целью исследования является необходимость раскрыть систему управления как объект исследования. Задачами исследования являются: рассмотреть типы системных представлений, используемых при изучении систем управления; определить методологию исследования систем управления, а также произвести диагностику целей, критериев эффективности управления. Предмет исследования является система управления. Объектом исследования – система управления предприятия ООО «Строй - ярмарка».

В таблице представлены основные этапы исследования системы управления предприятия ООО «Строй - ярмарка»

Содержание

Характеристика

1. Исследования в современном менеджменте

Исходные данные

Организационная структура

Предмет и объект исследования

Система управления

Основные черты менеджера

Название предприятия - ООО «Строй - ярмарка». Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью. ООО «Строй - ярмарка» является дочерней организацией в г. Шахунье ООО «Строй Мастер» г Урень, было организовано в 2005 году.

ООО «Строй - ярмарка» является организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим на территории РФ Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", а так же на основании Устава.

Целью деятельности организации, в соответствии с Уставом, является получение прибыли.

Юридический почтовый адрес - Россия, 606910, Нижегородская область, г. Шахунья, ул. Пархоменко 17.

Организация занимается ремонтом и отделкой жилых домов, производственных и других помещений, а также ремонтно-сервисным обслуживанием.

В ООО «Строй - ярмарка» действует дивизиональная структура управления.

Организационная структура управления предприятия (рис.1.) представляет собой следующее: во главе шахунского филиала стоит директор, которому подчиняются ряд отделов и служб – договорной отдел, технический отдел, офисная служба, сервисная служба, бухгалтерия.

В целом организационная структура предприятия построена рационально, т.е. каждый работник знает свои обязанности, линии подчинения выражены ясно, четко; полномочия и ответственность распределены таким образом, что обеспечивается оперативность и точность управления.

Предмет исследования является система управления. Объектом исследования – система управления предприятия ООО «Строй - ярмарка».

Система управления – это совокупность действий, определяющих направление управленческой деятельности.

Взаимосвязь элементов системы управления показана на рис. 2.

Менеджер – это современный руководитель, владеющий методологией научного исследования, который может самостоятельно анализировать систему управления организацией и реализовывать конкретные инновационные предложения по ее совершенствованию. Можно выделить следующие основные черты менеджера:

    проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно;

    умение заранее ставить проблемы, когда они еще только зарождаются;

    системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта;

    умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им;

    способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации;

    развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценке;

    психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют в действительности или демонстрируют;

    инновационность и безинерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного;

    способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения;

    умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера для решения поставленных задач;

    способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем «ухода в тень», умением обратиться за советом и помощью.

Методология исследования системы

Системный подход

Системный подход предусматривает:

    рассмотрение всей организации как некоторой целостности - системы, состоящей из относительно обособленных взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов и подсистем с особыми специфическими свойствами;

    рассмотрение организации как открытой многоцелевой системы, имеющей определенные «рамки» управляющей и управляемой (производственной) подсистем, взаимодействующие между собой внутреннюю среду и внешнюю среду, внешние и внутренние цели, подцели каждой из подсистем, стратегии достижения целей и т.п.; при этом изменение в одном из элементов любой системы вызывает изменения в других элементах и подсистемах, что основывается на диалектическом подходе к взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе;

    всестороннее изучение не только отдельных свойств взаимодействующих и взаимосвязанных между собой компонентов системы, ее внутренней и внешней среды, но и генерируемых при этом новых синергетических свойств, обладающих новыми качествами;

    изучение всей совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике, что требует исследования внутриорганизационных процессов адаптации, саморегулирования, самоорганизации, прогнозирования и планирования, координации, принятия решений и т.п.

Данный подход обладает существенными достоинствами по сравнению с другими, например:

    возможности системного подхода значительно шире для познания объекта исследования, в том числе его синергетических свойств;

    можно декомпозировать любой изучаемый объект с необходимой глубиной для достижения цели исследования, что обеспечивает выявление всего необходимого для изучения любого относительно неделимого элемента;

    создается более глубокая схема обоснования и выявления характера и достоверности связей и отношений в исследуемом объекте, и при этом формируются предпосылки для поиска новых механизмов эффективного функционирования объекта;

    обусловливается тесная связь с другими методологическими направлениями науки, а при необходимости имеется возможность совместного интегративного применения других методологических подходов, что повышает результативность исследования.

Системный подход к исследованию систем управления предполагает использование в том или ином виде многих наук, научных направлений и методов. К ним можно отнести, например, теорию сложных систем, системотехнику, исследование операций, теорию управления, теорию организации, информатику, метрологию, эконометрику; квалиметрию, системный, ситуационный, прогностический, диагностический, детальный и глобальный анализы и др. Между названными науками, научными направлениями и рядом методов исследования нередко нет четких границ, так как они часто используют примерно одни и те же математические методы. Однако все они обладают своей спецификой и имеют определенные особенности.

Планирование и организация исследования

Программа исследования

Блок - схема

Технология исследования

Программа исследований - это комплекс положений, определяющих цели и задачи у исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.

Программа состоит из следующих разделов:

    цель проведения исследования

    содержание проблемы, ее актуальность и важность

    гипотеза решения проблемы

    обеспечение исследования ресурсами

    предполагаемый результат

    эффективность исследования

Любое исследование является организованным процессом. В основе его организации лежит определенная технологическая схема, которая отражает последовательность и комбинацию использования методов исследования.

Это очень важный этап в процессе организации исследования. Здесь подразумеваются приемы и способы рационального построения процесса исследования. Например, строительство дома предполагает сначала возведение фундамента, потом самого здания и на заключительном этапе – крыши.

Диверсифицированные методы исследования:

Мозговая атака

Методы этого типа известны также под названиями мозгового штурма, конференций идей, коллективной генерации идей (КГЦ). Обычно при проведении мозговой атаки, или сессий КГИ, стараются выполнить определенные правила, суть которых сводится к тому, чтобы обеспечить как можно большую свободу мышления участников КГИ и высказывания ими новых идей; для этого рекомендуется приветствовать любые идеи, даже если они вначале кажутся сомнительными или абсурдными (обсуждение и оценка идей проводится позднее), не допускается критика, не объявляется ложной идея и не прекращается обсуждение ни одной идеи. Требуется высказывать как можно больше идей (желательно нетривиальных), стараться создавать как бы цепные реакции идей.

В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают прямую мозговую атаку, метод обмена мнениями, методы типа комиссий, судов (когда одна группа вносит как можно больше предложений, а вторая - старается их максимально критиковать) и т.п. В последнее время иногда мозговую атаку проводят в форме деловой игры.

Эффективность исследования систем

Критерии эффективности

Мышление исследователя

Результаты исследования

Можно выделить два основных типа критериев эффективности управления системой: первый – отражает степень достижения системой поставленной перед ним цели, а второй – позволяет оценивать и сравнивать различные процессы достижения поставленной цели.

Определим эффективность системы управления ООО «Строй - ярмарка» по следующим показателям.

    Продуктивность – так как основной целью деятельности ООО «Строй - ярмарка», согласно устава, является получение прибыли, можно считать, что эта цель достигнута в полной мере. Кроме того, к целям деятельности организации можно отнести оказание качественных услуг в короткие сроки. Данная цель, по мере совершенствования производственного процесса, достигается все в более короткие сроки. Также к одной из основных целей организации можно отнести борьбу с конкурентами путем увеличения конкурентных преимуществ. Конечно, нельзя сказать, что ООО «Строй - ярмарка» абсолютный лидер на рынке данного вида услуг, но занимает один из ведущих сегментов рынка. Таким образом, можно отметить, что и это цель достигается. По параметру «продуктивность» фирма находится на высоком уровне.

    Экономичность – это такой параметр, который показывает, на сколько рационально организация расходует имеющиеся у неё ресурсы. К основным ресурсам, которыми располагает ООО «Строй - ярмарка», можно отнести: трудовые ресурсы (кадры), технические ресурсы (оборудование) и информационные. Трудовые ресурсы – по параметру экономичности данного ресурса, можно отметить, что численность работников офиса соответствует объёму выполняемых работ, которые производятся качественно и в заданные сроки. Что же касается консультантов и монтажников, там значение данного параметра невысокое, так как вместо того, чтобы вести постоянный набор монтажников и консультантов, надо улучшать их производительность и повышать квалификацию, а не увеличивать количество работников. В целом же система по данному параметру достаточно экономична. Информационные ресурсы – если рассматривать документооборот между главным офисом и дочерней организацией, то можно заметить, что приказы и распоряжения осуществляются и начинают применяться в кратчайшие сроки. Это связано с тем, что ООО «Строй - ярмарка» активно использует в своей работе Интернет технологии, такие как: Интернет почта, система SKIPE, выделенный Интернет канал, использование Интернет сетей. Все это говорит об экономичности как данного параметра, так и системы в целом.

    Качество – все работы монтажные и строительные работы, производимые ООО «Строй – ярмарка», соответствуют существующим нормативным актам, ГОСТам и ТУ, принятым в этой сфере деятельности. Контроль качества монтажа оборудования на объекты отслеживает начальник технического отдела. Кроме того, на все оборудование имеются сертификаты соответствия качества продукции, предоставленные организации непосредственно заводом производителем.

    Прибыльность – данный показатель проверяется посредством анализа бухгалтерской отчётности. Проведя анализ необходимых документов, приведём следующие данные: за 2006 год доход организации составил 3 400 000,00 рублей, за вычетом всех издержек и отчислений, чистая прибыль составила 600 000,00 рублей. Таким образом, фирма считается рентабельной.

    Производительность – на данном этапе развития организации объёмы продукции растут, затраты возрастают, но более низкими темпами. Однако следует отметить, что с развитием сферы обслуживания населения, будут наблюдаться тенденции к снижению издержек.

    Качество трудовой жизни – в организации в полной мере представлен данный параметр. Сотрудники организации имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, а также на оплачиваемый учебный отпуск и оплачиваемый больничный. Кроме того, полностью оплачиваются расходы на сотовую связь, бензин, тем, у кого есть машины.

    Общая продуктивность – выявляется при анализе выше перечисленных показателей. То есть, в данном случае, система считается продуктивной, так как продуктивна каждая из её составных частей.

Большое значение в деятельности исследователя имеет мышление. Это активный процесс, опирающийся на знания, интуицию, привычки и навыки и определяющий поведение человека в конкретной ситуации

Это возможности, которые позволяют повысить эффективность управления и обеспечить устойчивое и перспективное развитие фирмы. Но качество исследования характеризует не только результат, но и его процессуальные характеристики: использование ресурсов, социально – психологическая атмосфера, опора на компьютерные технологии обработки информации, связь с текущей деятельностью персонала, тип организации.

Исследовательский подход должен быть присущ не только менеджеру, но и всему персоналу управления.