Системный подход к диагностике адаптивных способностей личности методика "Механизмы психологической защиты" (LSI)

Системный подход к диагностике адаптивных способностей личности методика "Механизмы психологической защиты" (LSI)

Мирошник Е. В., психолог, заместитель Генерального директора по кадрам Информационно-технического центра «Эффект-информ»

Когда речь идет об оценке уровня психической адаптации и развитии сотрудника, обобщения при наличии малого количества диагностических параметров опасны. Основной причиной недостатков, характерных для существующих теорий и практики оценки уровня психической адаптации и развития личности, является не использование или недостаточное использование системного подхода и инструментальных методик. Людям свойственно искать простые объяснения. Необходимо рассматривать данный вопрос с разных сторон, использовать системный подход к оценке успешности и эффективности сотрудника в деятельности. И исключить практику «черно-белого» мышления. Одной из основных, краеугольных проблем оценки является задача определения свойств и сочетания свойств личности и их развития, наличие которых приводит к освоению конкретной деятельности и эффективной адаптации, приводящих к успешной деятельности и развитию сотрудника, а также оценки необходимой степени выраженности этих свойств. Встает вопрос о надежном инструментарии, который позволял бы специалисту службы персонала выявлять сильные и слабые стороны в структуре личности сотрудника и сформировать план развития его карьеры. Нами разработана модель оценки адаптивных способностей личности («Способ оценки уровня психической адаптации и развития» Мирошник Е.В.,Чубаров М.М.,Старинец С.К.), которая включает в себя диагностику и оценку системных свойства личности: таких как, адаптация и стрессоустойчивость.

Уровень психологического благополучия и высокой психологической устойчивости (адаптивных способностей) личности сотрудника достигается за счет развития эмоциональной сферы, путем оптимизации стиля психологических защит.

Наиболее адаптивная защитная стратегия наблюдается у личности с невыраженным уровнем механизмов психологических защит, то есть использование всех защитных стратегий в оптимальных пределах. Уже неоднократно в печати и устных дискуссиях высказывалось мнение, что преобразования защитных механизмов составляют основу пограничной адаптации (Предсрыва). Поэтому резонно предположить, что выраженность тех или иных психологических защит могут служить косвенными признаками риска развития дезадаптации

Информация о базовой методике «Способ оценки уровня психической адаптации и развития» Р.Плутчика и Г.Келлермана «LSI» - "Механизмы психологической защиты".

Данный опросник - это одна из новейших технологий диагностики профессионально нежелательных качеств специалиста, адаптивного и неадаптивного защитного поведения личности в проблемных ситуациях его адаптивных способностей.

«Психологическая защита» со времен З.Фрейда используется для общего обозначения тех способов, которые психика человека использует в конфликте против невыносимых мыслей и эмоций.

«Защиты» представляют собой психические механизмы, служащие для разрешения внутренних конфликтов и переработки болезненных переживаний. Защитное поведение позволяет человеку снизить тревогу и защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, например, потеря близкого человека, потеря работы, потеря любви со стороны других людей, потеря уважения к себе и т. п., путем включения механизма психологической защиты, который помогает “уйти от угрожающей реальности”, иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человеку необходимо время для решения проблемы, но если время идет, а человек проблему не решает, то напряжение защитного механизма может являться препятствием в адаптации, поведение человека становится трудно-предсказуемым и неадаптированным.

В области диагностики защитных механизмов первостепенную роль изначально отводили проективным методам исследования. Однако, учитывая, что с помощью этих методов невозможно систематизировано оценить полный спектр защитных механизмов, ряд исследователей предприняли попытку создания опросников. На этом фоне методику «Индекс жизненного стиля. LSI» , описанную в 1979 на основе психоэволюционной теории эмоций Р. Плутчика и структурной теории Г. Келлермана, признают наиболее удачным диагностическим средством.

Методика позволяет диагностировать всю систему защит, выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряженности каждого механизма защит. Авторами был разработан структурный подход и установлена связь между эмоциями, защитами, состояниями, аффектами и диагностическими концепциями.

Были выявлены примитивные Механизмы Психологических Защит (МПЗ) (отрицание, замещение, регрессия и зрелые МПЗ (рационализация, компенсация, сублимация, интеллектуализация).

Термин «ЭМОЦИЯ» Р. Плутчик относит ко всей цепи реагирования человека на значимый стимул. Например, угроза потери работы со стороны начальника, приводит сотрудника к «мысли» - «опасность». Данная «мысль» может быть рефлексивна (осознана) или бессознательна и приводить к переживанию в виде «страха» или «гнева» о которой мы обычно думаем как об эмоции, а Р. Плутчик слово «эмоция»,относит ко всей комплексной цепи реакций. Состояние переживания - лишь звено в цепи реакции, за которым последует поведение сотрудника. И в зависимости от того, какой МПЗ будет использован сотрудником, зависит разрешение проблемы.

Если сотрудником осознан профиль его МПЗ, и он использует «зрелые» механизмы, то ситуация разрешится успешно и наоборот, при бессознательных автоматизмах запускаются «примитивные» защиты, приводящие к углублению конфликта между начальником и подчиненным.

Признано, что существуют 8 основных механизмов защиты, регулирующих 8 базисных эмоций: отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление, интеллектуализация, реактивное образование, компенсация. Некоторые из защитных механизмов выделяются как однозначные, другие представляют собой кластеры из нескольких вариантов защитных стратегий, близких по психологическому содержанию.

Защитные механизмы являются адаптивными, если используются в пределах среднестатистических показателей по группе, если же они выходят за пределы нормы, они могут приводить к дезадаптации, т.к. в этом случае поведение индивида определяется иным образом реальности, чем у его релевантного окружения. В интерпретацию шкал включены такие характеристики, как особенности защитного поведения в норме, соответствующие акцентуации характера, возможные девиации поведения, диагностические концепции, типы ролей в группе.

В результате ряда проведенных исследований удалось определить параметры конфликтности по выраженности психологических защитных механизмов личности сотрудника и закрепить этот параметр термином - профессионально нежелательное качество личности (ПНК). Это исследование успешно применяется в практике специалистов по работе с персоналом при отборе, мониторинге и оптимизации персонала организаций и компаний.

Краткое описание методики

Характеристика методики: опросник состоит из 97 утверждений /пунктов/, предполагающих две градации ответа: "верно" или "не верно. Оценка степени использования механизмов психологической защиты проводится по следующим шкалам:

1. Отрицание - подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия.

2. Подавление - неприятные эмоции блокируются посредством забывания реального стимула и всех объектов и обстоятельств, связанных с ним.

3. Регрессия - возвращение в стрессовой ситуации к более незрелым паттернам поведения и удовлетворения.

4. Компенсация - попытка исправления или замены объекта, вызывающего чувство неполноценности, нехватки, утраты (реальной или мнимой).

5. Проекция - приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональная основа для их неприятия и самопринятия на этом фоне.

6. Замещение - снятие напряжения путем переноса агрессии с более сильного или значимого субъекта (являющегося источником гнева) на более слабый объект или на самого себя.

7. Интеллектуализация - предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией.

8. Реактивное образование - выработка и подчеркивание социально одобряемого поведения, основанного на "высших социальных ценностях".

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа