Развитие экономических отношений России со странами СНГ

ВВЕДЕНИЕ

Содружество Независимых Государств является одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций - глобализации и регионализации.

Эффективное использование комплекса возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество, открывает перед государствами - участниками СНГ реальные перспективы динамичного экономического роста и усиления их влияния на развитие мировой хозяйственной системы.

В настоящее время перед СНГ остро встают вопросы определения места в меняющейся конфигурации современного мира, повышения конкурентоспособности национальной экономики, превращения Содружества в региональное экономическое объединение, способное играть существенную роль в мировой экономике.

Содружество Независимых Государств обладает значительным ресурсным потенциалом. Оно занимает 16,4% мировой территории, на которой проживает примерно 4,4% мирового населения. На долю СНГ приходится примерно 20% мировых запасов нефти, 40% природного газа, 25% угля, 10% производства электроэнергии, 25% мировых запасов леса, почти 11% мировых возобновляемых водных ресурсов и 13% пахотных земель. Транспортно-коммуникационные системы государств - участников СНГ играют все большую роль в мировых транспортных связях.

В 2007 году в СНГ было произведено 3,1% мирового валового внутреннего продукта (по курсам национальных валют к доллару США), а экспорт товаров из государств - участников СНГ составлял 3,6% общемирового показателя.

Имеющийся значительный потенциал является достаточной основой для увеличения объемов производства, обеспечения экономической устойчивости и повышения благосостояния граждан государств - участников СНГ.

Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях перспектива динамичного развития экономических отношений России со странами СНГ приобретает особую значимость, определяя в немалой степени ее геостратегические позиции на постсоветском и евразийском пространстве.

Цель работы состоит в выявлении и анализе основных проблем развития экономических отношений России со странами СНГ.

Для достижения этих целей в курсовой работе поставлены следующие задачи:

    рассмотреть экономическое сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ;

    изучить цели, задачи и этапы экономического сотрудничества России с государствами-членами СНГ;

    определить основные сферы экономического сотрудничества России с государствами-членами СНГ;

    выделить системообразующие аспекты экономического сотрудничества России с государствами-членами СНГ;

    рассмотреть межрегиональное и приграничное сотрудничество с государствами-членами СНГ.

Предметом исследования является развитие экономических отношений России со странами СНГ и формирование более совершенного механизма экономического взаимодействия в рамках Содружества.

Объектом курсовой работы являются экономические отношения России с государствами-членами СНГ.

Период исследования 2007-2009 годы.

Теоретической и методологической основой курсовой работы являются труды отечественных ученых по исследуемой теме.

Методы исследования – анализ, индукция, дедукция.

Информационную базу курсовой работы составляют: федеральные законы, приказы, положения.

Структура курсовой работы предусматривает введение, пять теоретических вопросов, заключение и список использованных информационных источников.

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СО СТРАНАМИ СНГ

К настоящему времени как в России, так и в рамках СНГ приняты основополагающие документы, которые определяют основные подходы, приоритеты и перспективы работы на пространстве Содружества. В России это одобренные Правительством Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года. Наряду с Концепцией внешней политики Российской Федерации эти документы определяют основные интересы России в СНГ, ключевые принципы и приоритеты внешнеэкономической политики в регионе.

Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, наша страна выстраивает дружественные отношения с каждым из государств Содружества на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества. Мы последовательно придерживаемся рыночных принципов в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений. Эти базовые принципы являются объективной предпосылкой для продвижения современных форм интеграции на пространстве Содружества.

В ноябре 2008 года одобрена Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года.

Стратегия - комплексный документ, представляющий собой систему согласованных государствами - участниками СНГ взглядов на общие цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений и превращения Содружества Независимых Государств в полноправного значимого участника системы международных экономических отношений.

Страны СНГ - это важный рынок сбыта российских несырьевых товаров и услуг, в первую очередь машин и оборудования, приоритетная площадка для российских инвестиций, регион, позволяющий реализовывать транзитный потенциал России и стран-партнеров.

К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества на предстоящий период можно отнести формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций. С этой целью предстоит:

    продолжать работу по совершенствованию нормативной правовой базы сотрудничества, дальнейшей либерализации взаимной торговли, завершению формирования таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и элементов единого экономического пространства;

    предложить странам Содружества эффективные антикризисные программы, а возможно и антикризисные кредиты, направленные на минимизацию последствий влияния кризиса на реальный сектор экономики, финансовую и банковскую сферы;

    активизировать участие российских предпринимателей в приватизационных процессах в странах СНГ, в том числе в Украине, Белоруссии (промышленные и сельскохозяйственные предприятия), Казахстане (главным образом, организации банковской сферы), и с этой целью обеспечить отечественному бизнесу всестороннюю поддержку;

    сформировать более активную экономическую повестку двусторонних отношений, в том числе заседаний межправительственных комиссий со странами СНГ (поддержка реализуемых и намечаемых проектов с участием российского бизнеса, создание выгодных условий для участия российского бизнеса в процессах приватизации и конкурсах по госзакупкам и др.);

    эффективно использовать как важное конкурентное преимущество транспортный и транзитный потенциал Содружества Независимых Государств, обусловленный во многом выгодным географическим положением. Речь идет о развитии системы трубопроводного транспорта для расширения рынка сбыта энергоносителей, о создании международных транспортных коридоров для приближения регионов, в первую очередь приграничных, к международным рынкам сырья, товаров и услуг;

    приступить к разработке и реализации крупных инвестиционных проектов в области энергетики, в том числе атомной, транспорта, исследований космоса, нацеленных на реализацию конкурентных преимуществ России и государств-участников СНГ. Обозначить лидирующую роль России в их финансировании.

Мировой финансовый и экономический кризис оказывает существенное негативное влияние на экономическую ситуацию в странах СНГ, которые вплоть до последнего времени были одним из самых динамично развивающихся регионов мира. Сила воздействия кризиса на экономику стран СНГ проявляется по-разному в зависимости от степени их интеграции в глобальную экономику, состояния финансовой и банковской систем, фондового рынка. К концу 2008 года экономика ряда стран Содружества в полной мере ощутила влияние мирового финансово-кредитного кризиса - особенно заметным оно было в странах с относительно более высоким уровнем интеграции в мировую экономику.

Как и в других государствах, в странах СНГ от кризиса страдают реальный сектор экономики, государственные финансы, фондовый рынок, валютная и банковская сферы. Негативное воздействие на основные отрасли экономики стран СНГ оказало снижение мировых цен на нефть, металлы, зерно, а также сокращение внешнего спроса на ряд экспортируемых странами Содружества товаров.

В условиях снижения ценовой конъюнктуры, прекращения притока иностранного капитала, сокращения денежных переводов трудовых мигрантов экономическая ситуация на пространстве СНГ в ближайшей перспективе будет ухудшаться. Меры, принимаемые правительствами ряда стран СНГ, включают ужесточение денежной политики, сокращение бюджетных расходов и государственных инвестиций в реальный сектор экономики. Мы понимаем, что эти меры могут затронуть и финансирование проектов, реализуемых с участием российских инвесторов.

В складывающейся финансово-экономической ситуации на мировых рынках важно использовать потенциал интеграционных объединений для минимизации последствий кризиса. Такая работа ведется как в формате СНГ, так и по линии ЕврАзЭС, ШОС и Союзного государства. В СНГ (как интеграционном объединении) существует понимание необходимости согласованных действий по выходу из кризиса. Работа над скоординированными мерами ведется по линии Экономического совета, организуются встречи министров финансов государств Содружества для мониторинга ситуации и выработки антикризисных мер.

На заседаниях Экономического совета СНГ в 2008 году были приняты соответствующие решения по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса, предложения о поэтапной отмене ограничений во взаимной торговле, определен Перечень базовых документов, регламентирующих функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ, обсужден ход выполнения Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ в части экономического сотрудничества.

В 2008 году продолжалась работа по важнейшим направлениям интеграционного сотрудничества в Евразийском экономическом сообществе: формирование Таможенного союза; проведение согласованной экономической политики; активизация взаимодействия в реальном секторе экономики; совместное развитие энергетического рынка; формирование транспортного союза и реализация транзитного потенциала ЕврАзЭС формирование общего финансового рынка; взаимодействие в аграрном секторе и в области миграционной политики.

Пример конкретных практических шагов по преодолению последствий финансового кризиса – это работа по созданию Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Решение об этом принято 4 февраля 2009 г. на внеочередном заседании Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств) в Москве. Фонд создается для объединения усилий государств-членов ЕврАзЭС по противодействию негативным последствиям мирового финансового и экономического кризиса для национальных экономик. По линии Фонда, размер которого составит 10 млрд. долл. США, планируются предоставление займов, стабилизационных кредитов, финансирование взаимной торговли и инвестиционных проектов.

Высокие технологии – это та сфера, сотрудничество в которой позволит странам-партнерам повысить конкурентоспособность. Деятельность Центра высоких технологий Евразийского экономического сообщества, о создании которого также принято решение в начале февраля, будет нацелена на совместную разработку и реализацию научно-технических программ и инновационных проектов, а также отбор, экспертизу и реализацию венчурных проектов, предоставление консалтинговых услуг в сфере маркетинга и патентного права.

Следует также отметить работу, проведенную в рамках Шанхайской организации сотрудничества. В результате реализации Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее выполнению в 2008 году отмечена позитивная динамика в ряде сфер торгово-экономического сотрудничества, представляющих взаимный интерес: создание благоприятных условий для инвестиций, развитие транспортного сообщения и транзитного потенциала, современных информационно-коммуникационных технологий. Обращено внимание на необходимость более активного использования потенциалов Делового совета и Межбанковского объединения ШОС в целях укрепления на пространстве Организации благоприятной инвестиционной среды и привлечения бизнес-сообщества к реализации крупных совместных экономических проектов.

К числу успешных мероприятий, прошедших в 2008 году в рамках Союзного государства, можно отнести завершение в России и Белоруссии внутригосударственных процедур по введению в действие Соглашения о регулировании вопросов собственности Союзного государства и Соглашения об обеспечении равных прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства.

Также в 2008 году были решены многие вопросы формирования единого экономического пространства Союзного государства, ускорения межгосударственной интеграции, сохранения устойчивости национальных экономик в условиях мировой финансовой нестабильности.

В конце января 2009 года Минэкономразвития России провело совместное заседание коллегии с Минэкономики Белоруссии, на котором, в частности, был согласован План совместных действий правительств России и Белоруссии по повышению конкурентоспособности экономик в условиях экономического кризиса. Мероприятия Плана нацелены на минимизацию последствий кризиса, улучшение параметров платежного баланса, совершенствование условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли. Одним из положений плана совместных действий является создание благоприятных условий для расширения доступа российских и белорусских товаров на национальные рынки.

Координация действий осуществляется и на двусторонней основе. Значительное влияние на развитие внешней торговли России со странами СНГ в рамках двустороннего сотрудничества в 2008 году оказали деятельность межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству со странами СНГ, организация встреч на высшем и высоком уровнях, а также проведение экономических форумов и конференций. В ходе этих мероприятий приняты решения, направленные на совершенствование торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ, увеличение объемов торговли и реализацию крупных инвестиционных проектов.

Важную роль в системе координации деятельности всех участников внешнеэкономического процесса, действующих на пространстве СНГ, играют торговые представительства Российской Федерации. Торговые представительства действуют сейчас во всех странах СНГ, кроме Грузии. Одна из приоритетных задач нашего Министерства и других федеральных органов исполнительной власти заключается в содействии расширению присутствия российского бизнеса в экономике стран СНГ, в снятии препятствий для работы на рынках, для торговли и инвестиций. Такая задача поставлена перед торговыми представительствами в странах СНГ, и они активно ее решают.

Максимальное содействие российскому бизнесу в развитии торговли, инвестиционного сотрудничества, реализации проектов со странами СНГ - одна из важнейших задач Минэкономразвития России. Регулярные консультации с отечественными предпринимателями ведутся по линии созданного при Минэкономразвития России Совета по внешнеэкономической деятельности.

Важнейшими показателями, характеризующими степень эффективности интеграционных процессов во взаимной торговле, являются объём и динамика внешнеторгового оборота.

По данным ФТС России, внешнеторговый оборот России со странами СНГ в 2008 году составил 106,5 млрд. долларов США и вырос по сравнению с 2007 годом на 29,0%, в том числе экспорт – 69,9 млрд. долл. США (рост на 32,7%), импорт – 36,6 млрд. долл. США (рост на 22,5%).

Для торговли России практически со всеми странами СНГ характерно значительное положительное сальдо (по итогам 2008 года размер сальдо вырос на 10,5 млрд. долл. США или на 46,0% к 2007 году).

Рисунок 1 – Географическая структура торговли России со странами СНГ в 2008 году (2007 год) (в % от общего объема товарооборота со странами СНГ).

Крупнейшим экономическим партнером на протяжении многих лет остается Украина, доля которой в товарообороте России со странами СНГ в 2008 году составила 37,4%. Также основными торговыми партнерами России среди стран СНГ являются Белоруссия и Казахстан. На их долю в 2008 году приходилось более половины российского товарооборота со странами СНГ (соответственно – 32,1% и 18,5%).

В целом структура внешней торговли России со странами СНГ, в отличие от торговли с ЕС (основным торговым партнером), носит более рациональный характер. Хотя объем торговли России с Евросоюзом в целом существенно превышает товарооборот со странами СНГ, по отдельным товарам рынки стран Содружества более значимы. Так, наряду с продукцией ТЭКа (около 47% общего объема российского экспорта в СНГ), важными экспортными позициями являются поставки машинно-технической продукции в страны СНГ (18%) - по стоимости они в три раза превышают объемы экспорта аналогичной продукции в Евросоюз.

Начиная с четвертого квартала 2008 года кризис стал оказывать сильное негативное влияние на состояние взаимной торговли. Анализ помесячной динамики в последнем квартале прошедшего года и за два месяца 2009 года свидетельствует о значительном замедлении темпов роста экспорта и импорта России с государствами Содружества, наблюдается падение товарооборота фактически на 50 процентов.

Важной составляющей торгово-экономических отношений России со странами СНГ и показателем эффективности интеграционных процессов является инвестиционное сотрудничество.

Объем накопленных российских инвестиций в странах СНГ на конец 2008 года превысил 4,0 млрд. долл. США, а объем накопленных инвестиций стран СНГ в экономику России составил около 1,8 млрд. долл. США.

Российский бизнес занимает довольно значительные позиции на пространстве Содружества. Российская Федерация входит в десятку крупнейших инвесторов Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Таджикистана и Украины. Более 4 тысяч предприятий в странах СНГ с участием российского капитала действуют в различных сферах производства, банковском секторе, торговле и сфере услуг, транспорте, строительстве, агропромышленном комплексе.

Российские компании задействованы в реализации крупных проектов в нефтегазовой, металлургической, химической и пищевой промышленности стран Содружества, в производстве строительных материалов, они активно присутствуют на рекламном рынках. Телекоммуникационные компании работают в Армении, Белоруссии, Казахстане, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине. Серьезные инвестиции сосредоточены в банковской сфере.

Важным направлением экономического сотрудничества России со странами СНГ продолжает оставаться развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами. Для таких отраслей промышленности как машиностроение, металлургия и некоторых других, в которых поставки по кооперации занимают значительный удельный вес, поддержание кооперации критически необходимо для разработки, производства и реализации продукции.

Таблица 1 - Инвестиции из России в страны СНГ (январь-декабрь 2008 года) (тыс. долл. США)

Страна

Прямые инвестиции

Портфельные инвестиции

Прочие инвестиции

Инвестиции - всего

Азербайджан

10.37

11.23

997.70

1019.30

Армения

675949.19

0.20

615.80

676565.19

Беларусь

1323191.28

109.93

181691.80

1504993.02

Грузия

0.04

-

3810.45

3810.50

Казахстан

79058.12

159.74

95076.15

174294.01

Кыргызстан

73.06

-

39774.33

39847.39

Молдова

151414.32

0.27

17949.39

169363.98

Таджикистан

1143.51

-

26907.94

28051.45

Туркменистан

0.55

-

3991.00

3991.55

Узбекистан

699.82

250050.04

134320.34

385070.21

Украина

122507.63

463277.60

512144.29

1097929.50

ВСЕГО

1017279.20

2354047.90

713609.02

4084936.11

Таблица 2 - Инвестиции в Россию из стран СНГ (январь-декабрь 2008 года) (тыс. долл. США)

Страна

Прямые инвестиции

Портфельные инвестиции

Прочие инвестиции

Инвестиции - всего

Азербайджан

176225.83

1587.21

1535.55

179348.59

Армения

11062.52

1.40

33340.96

44404.88

Беларусь

53356.87

1556.76

138466.51

193380.15

Грузия

12363.02

1.29

919.41

13283.73

Казахстан

373662.41

6348.89

684741.17

1064752.45

Кыргызстан

27241.42

57.40

39111.19

66410.01

Молдова

6536.74

8.69

2643.13

9188.57

Таджикистан

97.90

4.71

8814.54

8917.15

Туркменистан

139.07

0.02

297.36

436.45

Узбекистан

9875.46

233.09

1423.53

11532.08

Украина

72976.72

2963.02

91354.66

167294.41

ВСЕГО

1002648.02

743537.96

12762.48

1758948.45

Проведение согласованной миграционной политики - один из определяющих факторов успешного хода интеграционных процессов. Формирование общего рынка труда государств Содружества является важным условием обеспечения свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

В 2008 году Россия по-прежнему оставалась основной принимающей страной и главным миграционным партнером для государств-участников СНГ, поскольку здесь относительно выше по сравнению со страной выезда уровень жизни и больше возможностей найти работу.

Таким образом, содействие российскому бизнесу в развитии торговли, инвестиционного сотрудничества, реализации проектов со странами СНГ являются основными задачами Минэкономразвития России, так же остается актуально развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами.

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С ГОСУДАРСТВАМИ-ЧЛЕНАМИ СНГ

Для достижения общих стратегических целей государств - участников СНГ необходимо использовать преимущества межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства и взаимовыгодной торговли.

Общими целями государств - участников СНГ являются:

    формирование согласованных условий для обеспечения устойчивого развития экономики;

    повышение благосостояния населения;

    развитие образования, здравоохранения, науки и культуры;

    обеспечение экономической, энергетической, продовольственной и экологической безопасности;

    создание условий для формирования и развития рыночных отношений, обеспечение равных возможностей и гарантий для всех субъектов хозяйственной деятельности;

    создание благоприятного инвестиционного климата для совместного использования финансовых ресурсов государств - участников СНГ, обеспечивающих развитие конкурентоспособного производства, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп и других субъектов хозяйственной деятельности;

    обеспечение доступа к товарным, трудовым и фондовым рынкам, а также к информации;

    создание системы поддержки и взаимовыгодного использования имеющихся стратегических ресурсов, транспортных коммуникаций и производственных мощностей;

    взаимовыгодное и согласованное развитие производственной специализации и кооперирования;

    осуществление структурно-технологической перестройки национальной экономики государств в целях повышения эффективности производства;

    сохранение и развитие трудового и интеллектуального потенциалов.

Системное достижение поставленных целей позволит государствам - участникам СНГ перейти на модель инновационно-инвестиционного развития экономики, основанной на знаниях, обеспечить участие в формировании мирового дохода и в его паритетном распределении.

Главными задачами государств - участников СНГ являются:

    эффективное использование географического и природного, экономического и транзитного потенциалов на благо интересов своих граждан;

    развитие институтов взаимного экономического сотрудничества для получения наибольшего эффекта от совпадения национальных экономических интересов;

    повышение глобальной конкурентоспособности национальной экономики;

    диверсификация структуры экспорта с увеличением доли продукции высоких технологий, высокой степени переработки и добавленной стоимости;

    развитие финансовых институтов и повышение инвестиционной привлекательности;

    взаимодействие в социальной сфере, создание условий для интеграции систем образования государств - участников СНГ, их согласованное развитие и сотрудничество.

Приоритетные направления развития взаимодействия:

    завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО);

    создание предпосылок для формирования общего экономического пространства;

    развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной;

    взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров;

    углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;

    формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего продвижению научно-технических разработок и изобретений;

    создание эффективных платежно-расчетных механизмов и более широкое использование фондового рынка для взаимного перетока капиталов;

    развитие частного сектора, основанного на расширении экономических свобод, укрепление прав собственности и законности, развитие государственно-частного партнерства.

Экономическая политика государств - участников СНГ в ближайшие годы будет ориентирована на развитие внутреннего рынка и защиту отечественных товаропроизводителей и потребителей, на более полное использование существующих и вновь создаваемых производственных мощностей. В связи с этим необходимо обеспечить сближение национального законодательства, правовых и экономических условий функционирования хозяйствующих субъектов, применение единых для всех государств - участников СНГ технологических стандартов и норм по охране окружающей среды.

Предполагается создать благоприятные условия для формирования среднего класса и снижения уровня бедности, определить точки экономического прорыва, создать систему государственной поддержки приоритетных направлений развития межгосударственного сотрудничества, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп, субъектов хозяйственной деятельности, решить проблему неплатежей и обеспечения сбалансированности торгово-платежных отношений между государствами - участниками СНГ. Следует разработать и принять комплекс действенных мер по ликвидации коррупции, существенному снижению уровня теневой экономики.

Таким образом, определили, что к основным целям организации являются: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; взаимная правовая помощь; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

3. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С СНГ

Последовательно решая задачи по дальнейшему развитию взаимодействия в области экономики, государства - участники СНГ будут расширять сотрудничество в следующих основных сферах.

Важнейшим критерием экономической интеграции является рост взаимной торговли. Совместные усилия будут направлены на создание необходимых условий для всемерного наращивания взаимного товарооборота, равных условий конкуренции и на обеспечение преимущественного действия рыночных факторов.

Государства - участники СНГ признают необходимым в целях расширения взаимной торговли создать условия для обеспечения в рамках Содружества Независимых Государств свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В максимальной степени будут использованы потенциальные возможности производственной специализации и кооперирования в целях увеличения объемов производства конкурентоспособных отечественных товаров и услуг для поставки на внутренний рынок и рынки третьих стран.

Государства - участники СНГ примут меры по совершенствованию тарифного и нетарифного регулирования, анализу практики применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, применяемых государствами - участниками СНГ во взаимной торговле, подготовке предложений по их минимизации.

Стратегической целью в сфере промышленной политики являются сближение экономических и правовых основ развития промышленности государств - участников СНГ, формирование на этой основе приоритетов развития отдельных отраслей с учетом кооперационных связей, отраслевой специализации и мировых тенденций развития.

Достижение указанной цели будет осуществляться поэтапно, начиная с выработки общих экономических и правовых основ, оценки уровня участия отдельных государств в их реализации и формирования программ развития.

Основными направлениями промышленной политики являются:

    ускорение институциональных преобразований в промышленности;

    совершенствование структуры промышленного производства;

    усиление инновационной направленности развития промышленности;

    усиление кооперационных связей.

Представляются актуальными следующие шаги по развитию промышленных и кооперационных связей:

    выявление причин и факторов, тормозящих производственное сотрудничество;

    создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп;

    разработка и совместное внедрение высоких технологий, что будет способствовать производству продукции, конкурентной на внутреннем и мировом рынках;

    подготовка межгосударственных программ в областях, представляющих взаимный интерес;

    проведение как общих для всех государств - участников СНГ, так и региональных экономических форумов, конференций, ярмарок и выставок.

Развитие военно-экономического сотрудничества заинтересованных государств будет осуществляться путем взаимодействия национальных оборонно-промышленных комплексов при разработке, производстве, модернизации, ремонте, обеспечении эксплуатации и утилизации продукции военного назначения, а также диверсификации и конверсии военного производства.

В сфере топливно-энергетического комплекса взаимодействие государств - участников СНГ будет осуществляться по следующим направлениям:

    сотрудничество государств - участников СНГ в области производства, транзита и реализации энергоресурсов путем проведения согласованных мер;

    развитие и укрепление технологической основы функционирования электроэнергетики на базе параллельно работающих энергосистем государств - участников СНГ;

    формирование общего электроэнергетического рынка государств - участников СНГ;

    развитие транснациональных транспортных энергетических сетей;

    развитие малой гидроэнергетики с учетом мирового опыта;

    разработка перспективной программы взаимодействия в развитии атомной энергетики, предусматривающей оценку потенциальных возможностей атомной энергии как альтернативного источника энергии в системе общего энергопотребления в государствах - участниках СНГ; создание условий безопасной эксплуатации АЭС, добыча и производство топлива, утилизация радиоактивных отходов, вывод установок из эксплуатации, радиологическая защита; анализ инвестиционных возможностей в рамках частного и государственного партнерства в развитии атомной энергетики;

    проведение согласованных мер, направленных на обеспечение энергетической безопасности и взаимодействие государств - участников СНГ в случае возникновения кризисных ситуаций в топливно-энергетическом комплексе;

    расширение взаимовыгодного сотрудничества в освоении месторождений углеводородного сырья на территории государств - участников СНГ и создание соответствующей инфраструктуры для его переработки и транспортировки;

    согласование действий экспортеров, транзитеров и импортеров топливно-энергетических ресурсов;

    разработка и осуществление международных проектов в области диверсификации источников получения углеводородного сырья;

    наращивание технических возможностей использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, создание условий для производства соответствующего оборудования на предприятиях государств - участников СНГ;

    совершенствование производственной базы топливно-энергетического комплекса, создание новых энергетических мощностей.

Ставится задача определить новые подходы к взаимодействию в области повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на основе применения мирового опыта. Будут актуализированы национальные энергетические программы государств - участников СНГ в части повышения их эффективности и энергосбережения, использования альтернативных видов энергетических ресурсов и решения экологических проблем.

В агропромышленной сфере государства - участники СНГ активизируют работу по формированию общего аграрного рынка в целях обеспечения населения продовольствием, дальнейшего развития взаимной торговли продовольствием, сельскохозяйственным сырьем, техникой и оборудованием.

Это будет обеспечиваться реализацией следующих мер:

    развитие производственной базы агропромышленного комплекса государств - участников СНГ, улучшение обеспечения сельскохозяйственной техникой, машинами и оборудованием сельских товаропроизводителей за счет широкого внедрения лизинговых операций;

    последовательная интеграция рынков зерна, сахара, мясомолочной и плодоовощной продукции;

    реализация согласованной аграрной политики большинства государств - участников СНГ, направленной на расширение и развитие взаимной торговли продовольствием;

    формирование балансов производства и потребления основных видов продовольствия;

    реализация высокотехнологичных проектов, позволяющих ускоренными темпами обеспечить значительный прирост производства важнейших видов продовольствия;

    создание взаимовыгодного таможенного режима между государствами - участниками СНГ, позволяющего создать благоприятные условия для развития национальных сельскохозяйственных рынков;

    проведение межрегиональных ярмарок, обеспечивающих беспрепятственный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам, и сокращение числа посредников на пути движения сельскохозяйственных товаров от производителя к потребителю;

    разработка совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств - участников СНГ и контроля качества продовольствия.

Необходимым условием стратегического развития взаимодействия в сфере транспорта является системное и последовательное совершенствование проводимой государствами - участниками СНГ согласованной транспортной политики путем осуществления следующих приоритетных направлений:

    формирование на пространстве СНГ сети транзитных транспортных магистралей континентального значения, транс- и евроазиатских транспортных коридоров;

    повышение эффективности тарифной политики;

    разработка концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств - участников СНГ;

    устранение негативного влияния фискально-административных барьеров при осуществлении международных автомобильных грузовых перевозок;

    гармонизация национальных систем организации воздушного движения государств - участников СНГ в соответствии со Стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО, создание условий для развития авиационных перевозок;

    повышение уровня взаимодействия между различными видами транспорта при осуществлении международных перевозок;

    совершенствование нормативно-правового обеспечения сотрудничества в области транспорта;

    формирование согласованной политики в области транспортной безопасности и защиты окружающей среды.

При осуществлении деятельности по реализации указанных приоритетных направлений предполагается разработать мероприятия, направленные на решение следующих основных задач:

    подготовка проекта межправительственного соглашения о согласованном развитии транспортных коридоров на пространстве СНГ;

    разработка и реализация комплекса мер по согласованному развитию участков сложившейся системы международных транспортных коридоров на территории государств - участников СНГ, повышению эффективности использования транспортной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности транспортных проектов;

    содействие в ускорении процедур пересечения границы;

    разработка и реализация комплекса мер по созданию общей системы технологического, таможенного, информационно-логистического и сервисного обеспечения перевозок грузов на участках международных транспортных коридоров;

    разработка комплекса мер по регулированию согласованной тарифной политики;

    формирование нормативно-правовой базы, регулирующей принципы ценообразования на услуги транспорта в международном сообщении между государствами - участниками СНГ;

    продолжение работы по оптимизации и повышению эффективности взаимного использования вагонов железнодорожными администрациями;

    формирование рынка транспортных и экспедиторских услуг на пространстве железных дорог колеи 1 520 мм.;

    согласование основных направлений развития рынка международных автотранспортных услуг государств - участников СНГ;

    разработка согласованных предложений по улучшению состояния транспортной инфраструктуры автомобильных дорог СНГ;

    разработка и реализация скоординированных национальных программ по поэтапной интеграции в европейскую и мировую аэронавигационные системы;

    создание экономических условий, стимулирующих развитие парка воздушных судов;

    совершенствование механизмов регулирования и надзора в области обеспечения безопасности полетов и развитие международной системы независимого расследования авиационных происшествий;

    осуществление разработок, направленных на транспортно-логистическое обеспечение взаимодействия видов транспорта при осуществлении международных перевозок;

    формирование системы мультимодальных транспортно-логистических центров;

    совершенствование системы информационного обмена, учета и документооборота на основе использования международных стандартов и нормативов;

    разработка и принятие в рамках СНГ международных договоров, создающих правовые условия для реализации приоритетных направлений транспортного сотрудничества;

    дальнейшая гармонизация законодательства государств - участников СНГ в сфере транспорта, в том числе в целях обеспечения интеграции в европейскую и азиатскую транспортные системы.

Реализация указанных приоритетных направлений предусматривает конкретизацию задач сотрудничества в каждом виде транспорта и преемственность в использовании сложившихся отраслевых межгосударственных связей.

Государства - участники СНГ признают необходимым осуществлять управление процессом ресурсе- и энергосбережения, создавая такие правовые условия, при которых максимально возможное замещение природного сырья, в частности минерального, вторичными ресурсами было бы привлекательным и экономически выгодным.

Экономическое развитие государств - участников СНГ будет осуществляться в рамках совершенствования технологий до уровня, позволяющего проводить абсолютное сокращение удельного расхода сырья и отходов на единицу продукции и обеспечивать создание системы рециркуляции вторичных ресурсов, снижение воздействия на природную среду.

Это предполагает переход к рациональному использованию ресурсов, включающему:

    создание, внедрение и использование ресурсосберегающих технологий;

    создание принципиально новых высокоэффективных видов материалов, выступающих заменителями природных аналогов;

    сокращение потерь природно-сырьевых ресурсов на всех стадиях их переработки и использования;

    увеличение объема использования отходов на всех стадиях производства продукции;

    развитие альтернативных источников энергии, в том числе нетрадиционных и возобновляемых источников.

В сфере валютно-финансового сотрудничества дальнейшее поддержание позитивных тенденций во многом будет определяться результатами формирования фондового рынка СНГ, а также создания интегрированного валютного рынка, основная цель которого - построение эффективной инфраструктуры для проведения конверсионных операций с национальными валютами и в конечном счете для значительного увеличения их использования во взаимных расчетах.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития валютно-финансового сотрудничества государств - участников СНГ являются:

    создание правовых основ взаимного допуска банков-резидентов государств - участников СНГ на валютные рынки друг друга в целях проведения конверсионных операций для обслуживания взаимных внешнеэкономических связей;

    разработка и реализация основных принципов политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ для сближения их национального валютного законодательства с учетом международной практики;

    разработка и осуществление мер по либерализации рынка финансовых услуг в целях предоставления хозяйствующим субъектам и финансовым учреждениям свободного доступа на рынки финансовых услуг государств - участников СНГ;

    определение и принятие порядка согласования основных макроэкономических показателей развития экономики государств - участников СНГ, первоначально предусматривающего рекомендательный характер его применения;

    развитие взаимодействия в области информационно-аналитического и консультативного сотрудничества между центральными (национальными) банками;

    повышение роли Межгосударственного банка, в том числе за счет ориентации его деятельности на финансирование программ развития в государствах - участниках СНГ;

    совершенствование надзора за деятельностью банков и иных кредитно- финансовых организаций;

    дальнейшее расширение использования национальных валют государств - участников СНГ в практике взаимных трансграничных расчетов;

    создание условий для функционирования надежных и эффективных механизмов денежных переводов граждан государств - участников СНГ с использованием широкой сети корреспондентских отношений между коммерческими банками государств - участников СНГ, международных систем переводов и других современных информационных технологий.

Предусматривается проведение регулярных консультаций руководителей финансово-экономических органов и центральных банков государств - участников СНГ в целях выработки совместных решений по минимизации влияния мировых финансовых кризисов.

В области сотрудничества налоговых органов государств - участников СНГ предполагается взаимодействие по следующим основным направлениям:

    дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в целях создания благоприятных правовых и экономических условий для субъектов хозяйственной деятельности, повышения конкурентоспособности экономики государств - участников СНГ и налаживания взаимовыгодных экономических связей на многосторонней основе;

    согласование основных направлений налоговой политики государств - участников СНГ;

    мониторинг практики применения налоговыми органами государств - участников СНГ соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения;

    подготовка предложений по унификации форм и методов налогового контроля;

    обмен информацией между налоговыми органами государств - участников СНГ в целях соблюдения налогового законодательства, предупреждения и пресечения налоговых правонарушений, предотвращения легализации доходов от незаконной деятельности;

    совершенствование форм международного налогового сотрудничества в области обмена информацией;

    организация подготовки и переподготовки кадров налоговых служб государств - участников СНГ в соответствии с международными стандартами и требованиями.

Сотрудничество таможенных органов государств - участников СНГ предполагается развивать по следующим основным направлениям:

    поэтапное сближение таможенного законодательства государств - участников СНГ на базе требований Всемирной таможенной организации;

    гармонизация таможенного законодательства государств - участников СНГ на базе вступивших в силу и действующих либо готовящихся к вступлению в силу новых таможенных кодексов, положения которых основаны на мировом опыте и положениях международных договоров, в том числе Киотской конвенции;

    инвентаризация международно-правовой базы СНГ в таможенной сфере;

    устранение барьеров при транзите грузов, содействие внедрению современных информационных технологий для предварительного декларирования грузов и транспортных средств.

Межгосударственное инновационное сотрудничество государств - участников СНГ является объективной необходимостью и предполагает:

    создание межгосударственного инновационного пространства, объединяющего ресурсы национальных инновационных систем, придающего системный характер инновационному развитию и способствующего использованию научно-технических разработок и изобретений;

    усиление инновационной компоненты экономического роста на основе формирования национальных инновационных систем и межгосударственных инновационных проектов;

    осуществление мер по созданию импортозамещаемых производств в отдельных сегментах экономики;

    увеличение доли отраслевой, академической и вузовской науки в формируемых системах научно-технических и инновационных фондов;

    формирование полноценного рынка нано- и биохимической продукции, новых материалов и лекарственных средств.

Сотрудничество в сфере информатизации предполагает создание программы сотрудничества, которая будет осуществляться через целевые программы международного сотрудничества по согласованным сферам деятельности. Получит дальнейшее развитие комплекс мер по проведению согласованной научно-технической, организационно-правовой и экономической политики в этой области.

Основными направлениями сотрудничества в данной сфере являются:

    создание национальных информационно-маркетинговых центров с объединением их в межгосударственную сеть для продвижения конкурентоспособных товаров и услуг;

    внедрение новых технологий и совершенствование процессов стандартизации, сертификации, лицензирования и координации работ по управлению качеством услуг;

    развитие и совершенствование рыночных отношений за счет либерализации рынка услуг;

    развитие потенциала частного предпринимательства;

    сотрудничество в области внедрения информационных технологий паспортно-визовых документов нового поколения;

    обеспечение доступности современных информационно-коммуникационных услуг для населения.

Государства - участники СНГ будут углублять и расширять сотрудничество в космической сфере путем:

    реализации комплекса мероприятий по развитию взаимовыгодной производственной, технологической и научной кооперации;

    выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере исследования и использования космического пространства в рамках межгосударственных программ с учетом наибольшей экономии при общем использовании ресурсов и результатов научных исследований;

    использования и развития глобальных навигационных спутниковых систем;

    проведения исследований космического пространства, включая астрофизические исследования и изучение планет;

    создания и развития наземной космической инфраструктуры;

    объединения усилий государств - участников СНГ для продвижения продукции космического назначения на внутренние и мировой рынки;

    предоставления коммерческих услуг по проведению запусков космических объектов государств - участников СНГ, третьих стран и международных организаций;

    развития конверсионной деятельности с использованием космических технологий;

    проведения исследований в области космической медицины и биологии.

Осуществление выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности позволит значительно расширить круг участников программ и проектов межгосударственного взаимодействия, а также предоставит возможность активизировать и сделать эффективным взаимодействие органов отраслевого сотрудничества СНГ.

Этот вид деятельности будет ориентирован на отрасли, определяющие научно-технический прогресс, в том числе информационно-коммуникационные технологии, альтернативные источники энергии, нанотехнологии, новые конструкционные материалы, оборудование и материалы для производства новых лекарственных средств.

В целях развития торгово-экономических отношений и повышения эффективности взаимодействия в экономической сфере будет проводиться работа по созданию постоянно действующих выставок государств - участников СНГ. Таким образом, к сферам совместной деятельности государств-членов относятся: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

4. СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

При проведении согласованной экономической политики в форме межгосударственных программ сотрудничества государства - участники СНГ будут инициировать или поддерживать предложения по созданию конкурентоспособных производств, наращиванию интеллектуального потенциала, формированию национальных инновационных систем.

Одновременно будут приниматься согласованные меры в отношении естественных монополий и проведения сбалансированной макроэкономической политики.

Взаимодействие государств - участников СНГ при осуществлении согласованной структурной политики, основанное на национальных интересах и понимаемое как равноправное объединение усилий и ресурсов государств - участников СНГ, согласованное воздействие на структурообразующие элементы экономики, будет направлено:

    на создание конкурентоспособной и социально ориентированной экономики, способной динамично развиваться на основе передовых достижений науки и техники;

    первоочередное развитие конкурентоспособных на мировом рынке производств;

    обеспечение материальных, финансовых и трудовых ресурсов для осуществления структурных изменений;

    достижение договоренностей по вопросам основных направлений технического перевооружения в отраслях, где особенно эффективны специализация и кооперация;

    диверсификацию экспортного потенциала государств - участников СНГ.

Предусматривается координация национальных программ структурной перестройки экономики государств - участников СНГ с выходом на разработку межгосударственных инновационных и инвестиционных программ и проектов, комплексного прогноза развития экономики и взаимных хозяйственных связей заинтересованных государств - участников СНГ на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Для формирования открытого и конкурентного рынка необходимо обеспечение взаимного доступа к экономической информации в максимально возможном объеме. В этих целях будут предприняты шаги для унификации и расширения публикуемых статистических данных о социально-экономическом положении государств - участников СНГ, а также обмена информацией по экономическим вопросам.

Основные усилия в области рынка труда и миграционных процессов будут направлены на формирование общего рынка труда, создание правовых, экономических и организационных условий для перехода к свободному перемещению рабочей силы на пространстве СНГ, решение проблемы согласованного регулирования трудовой миграции, повышение эффективности согласованной миграционной политики на основе достижения соответствия объемов, направлений и структуры миграционных потоков интересам мигрантов и с учетом законодательства принимающего государства. Предусматриваются также обеспечение интеграции иммигрантов в общество и формирование к ним толерантного отношения, противодействие незаконной миграции и формирование у граждан государств - участников СНГ уважительного отношения к законодательству, языку и культуре страны пребывания.

Решение проблемы согласованного регулирования трудовой миграции состоит в предоставлении трудящимся-мигрантам равных с постоянным населением страны пребывания прав при приеме на работу и расторжении трудовых соглашений, а также на социальное и медицинское обеспечение.

Для решения проблемы экономики предполагается:

    формирование системы экономических механизмов природопользования и охраны природной среды, введение платного природопользования; развитие финансово-кредитной системы по сохранению окружающей среды; стимулирование развития рынка экологических услуг, продукции, технологий и оборудования;

    внедрение инновационных проектов, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, малоотходных, безотходных и экологически безопасных технологических процессов;

    внедрение международной системы экологической маркировки товаров и пищевых продуктов;

    введение экономической ответственности природопользователей за загрязнение окружающей природной среды;

    проведение совместных исследований в целях точной фиксации происходящих перемен и прогнозов их последствий;

    разработка систем по охране водных ресурсов и повышению качества питьевой воды;

    организация разработки научно обоснованных экологических норм и стандартов (предельно допустимые концентрации выбрасываемых вредных веществ и физические факторы воздействия оборудования на человека), а также обоснование требований к экологической безопасности выпускаемой продукции;

    взаимодействие в области разработки, производства и взаимных поставок необходимой техники и приборов природоохранительного назначения, специальных технических средств и средств индивидуальной защиты для мониторинга, предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф;

    объединение и концентрация совместных усилий и ресурсов государств - участников СНГ для реализации межгосударственных приоритетных направлений развития образования, науки и техники в области рационального использования природных ресурсов, предотвращения загрязнения окружающей природной среды и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В области технического регулирования и метрологии необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях:

    гармонизация технических регламентов и нормативных документов на основе международных стандартов, метрология и оценка соответствия и аккредитации;

    проведение согласованной политики информационного обеспечения в области разработки и использования национальных, межгосударственных и международных стандартов;

    развитие стандартизации в приоритетных отраслях экономики;

    гармонизация процедур оценки соответствия на основе международных стандартов и требований относительно маркировки Единым знаком доступа на рынок;

    активизация деятельности соответствующих структур по охране и защите прав интеллектуальной собственности;

    совершенствование санитарных и фитосанитарных норм.

Развитие взаимодействия в области статистики будет направлено:

    на внедрение комплекса статистических классификаторов, унифицированных с международными стандартами;

    согласование и внедрение единых принципов создания статистических регистров экономических единиц на территории государств - участников СНГ.

Для обеспечения конкурентоспособного характера развития экономики государств - участников СНГ и защиты интересов их граждан сотрудничество в области антимонопольной и конкурентной политики предполагается развивать по следующим направлениям:

    совершенствование правовых и регулятивных аспектов конкурентной политики на основе общепринятых международных норм и правил;

    проведение антимонопольными органами совместных расследований деятельности транснациональных корпораций, наносящих ущерб государствам - участникам СНГ;

    обеспечение равных условий конкуренции при внешнеэкономических сделках;

    противодействие распространению недобросовестной и заведомо ложной рекламы на территории государств - участников СНГ;

    обеспечение гражданам государств - участников СНГ равных возможностей по защите прав потребителей;

    учет принципов конкуренции при разработке мер регулирования в различных секторах экономики;

    содействие развитию кооперационных связей и консолидации активов экономических операторов государств - участников СНГ в целях повышения конкурентоспособности производимой ими продукции на мировом рынке, не допуская при этом существенного ограничения конкуренции и монополизации товарных рынков.

В целях углубления межрегионального и приграничного сотрудничества, являющегося одним из факторов экономического роста, взаимодействие государств - участников СНГ в предстоящий период будет направлено:

    на постепенное формирование межгосударственного регионального рынка товаров, услуг, капитала, рабочей силы;

    установление прямых экономических связей между регионами;

    развитие приграничной торговли;

    содействие созданию на приграничных территориях особых или специальных экономических зон;

    осуществление совместных инвестиционных проектов;

    расширение сотрудничества в области сельского хозяйства, транспорта, информационных технологий и связи;

    оптимальное экономическое использование приграничных территорий, развитие на этих территориях производственной и социальной инфраструктуры;

    проведение на приграничных территориях совместных мероприятий по мониторингу и охране окружающей среды, обеспечению санитарной охраны территорий, предотвращению заноса заразных болезней животных;

    развитие приграничного туризма.

В сфере социальной политики предполагаются совершенствование взаимодействия в области охраны здоровья и медицинского обслуживания населения, обеспечение социальных гарантий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, лиц, приравненных к ним, участников боевых действий, а также дальнейшее развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в социальной сфере и обеспечивающей соответствующие социальные гарантии гражданам государств - участников СНГ.

Основными направлениями в области образования и науки являются:

    гарантированный равноправный доступ к образованию и содействие возможности получения высокого качества образования каждым гражданином в течение всей его жизни;

    расширение взаимодействия в научно-технологической, информационной, образовательной и других сферах гуманитарного сотрудничества;

    расширение возможностей подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, аттестации научных и научно-педагогических кадров;

    обеспечение в соответствии с применимыми международными договорами взаимного признания и эквивалентности документов о высшем образовании и ученых степенях.

Таким образом, государства - участники СНГ будут содействовать доступу к национальным и мировым рынкам товаров, услуг, технологий, инноваций, финансов, а также развитию секторальных рынков, прежде всего энергоресурсов и аграрного, в том числе для продвижения продукции совместного производства на рынки третьих стран.

5. МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ГОСУДАРСТВАМИ – ЧЛЕНАМИ СНГ

экономический сотрудничество товарооборот миграционный

В связи с развитием демократических принципов управления государствами, приобретением большей самостоятельности их территориальных образований, углублением и расширением торгово-экономических, производственных, культурных, научно-технических и других связей между регионами многих государств в последние годы все более усиливается проблема межрегионального сотрудничества. Учитывая нарастающие тенденции усиления межрегиональных связей в мировом хозяйстве, можно ожидать, что XXI век станет эпохой регионального сотрудничества. В рамках сотрудничества регионов многих стран осуществляются активные связи между хозяйствующими субъектами, создаются межрегиональные рынки, решаются задачи повышения эффективности национальных экономик.

В мире идет интенсивный процесс региональной организации межрегионального сотрудничества, особое внимание уделяется приграничному сотрудничеству, как наиболее активной форме межрегиональных отношений. В ООН и ЕС созданы специальные международные советы и комиссии по данной проблеме, регулярно проводятся международные конференции, семинары и симпозиумы по обобщению опыта и выработке рекомендаций по межрегиональному сотрудничеству.

В рамках развития общемирового процесса межрегиональных связей основой углубления интеграции в СНГ в XXI веке может также стать межрегиональное сотрудничество.

В настоящее время в Содружестве Независимых Государств сотрудничество регионов осуществляется с разной степенью интенсивности и определяется политикой каждой страны, возможностью удовлетворения взаимных потребностей регионов в товарах и сырье.

Межрегиональное сотрудничество в СНГ имеет объективную основу в виде взаимодополняющих производств и общих технологий, ранее действующих в составе единого народнохозяйственного комплекса, традиционных культурных и общественных связей и пока не забытого общего русского языка для общения.

В последнее время стали активно сотрудничать регионы Российской Федерации, Беларуси, Украины, Казахстана, Киргизии с другими регионами из стран Содружества.

Так, на конец 2001 года субъектами Российской Федерации было заключено 963 договоров и соглашений с административно-территориальными образованиями (АТО) стран СНГ. Наиболее активно работают со странами СНГ г. Москва – 62 соглашения, Оренбургская область – 62, Ярославская область – 44, Ростовская область – 56, Тюменская область – 35, г. Санкт-Петербург – 34, Омская область – 32. В числе перечисленных субъектов г. Москва имеет договора и соглашения о сотрудничестве с АТО практически всех стран СНГ. В Оренбургской области более одной трети соглашений заключены с АТО Республики Казахстан, которая является приграничной территорией. Много договоров и соглашений субъекты РФ заключили с АТО Украины. В значительной мере здесь лидируют приграничные к Украине регионы России (Ростовская область - 26 соглашений, Брянская область - 21, Белгородская область - 13). На республику Казахстан приходится 20,9% всех соглашений, Республику Беларусь - 20,6%, Республику Узбекистан - 8,7% и Республику Кыргызстан - 4,9%. Удельный вес остальных республик колеблется от 2 до 4%.

Правительство Украины, руководители ее разных министерств, ведомств, крупных коммерческих структур и администрации территориальных образований подписали с регионами России почти 240 разных документов. Приграничные с Украиной регионы России (Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская и Ростовская области) заключили Договор, подписали соглашения и протоколы о намерениях с Правительством Украины, министерствами и руководителями администраций почти всех областей Украины, в том числе с сопредельными областями (Донецкой, Запорожской, Луганской, Сумской, Харьковской и Черниговской). Из 45 подписанных между ними соглашений - 18 или 40% относятся к сопредельным областям Украины. Приграничная проблема отражена также в многостороннем Соглашении между руководителями приграничных областей Российской Федерации и Украины об организации и деятельности российско-украинской Ассоциации экономического и научно-технического сотрудничества - "Российско-Украинский Союз".

В свою очередь, регионы Украины осуществляют межрегиональное сотрудничество, кроме России, с 6-ю областями Беларуси, 8-ю областями Казахстана, Азербайджаном, Арменией, Грузией, 4-мя областями Узбекистана. Области Казахстана развивают торгово-экономические и кооперационные связи с регионами России, Киргизии, Узбекистана, Украины, Таджикистана.

В Регионах СНГ действуют многие совместные предприятия на основе кооперационных поставок, развивается общая инфраструктура внешнеторговых связей. Активно создаются межгосударственные финансово-промышленные группы. Например, "Интерагроинвест" (Пермская область России и Беларусь), "Интерсвинецаккумулятор" (Хабаровский край и Иркутская область России и Павлодарская область Казахстана).

В каждой стране СНГ можно выделить регионы наиболее активно участвующие в торгово-экономическом сотрудничестве с другими регионами СНГ. Так, в России из 89 субъектов на 10 ведущих регионов (г. Москва, Тюменская область, г. С-Петербург, Красноярский край, Свердловская, Московская, Иркутская, Челябинская, Пермская, Нижегородская области) приходится почти 70% общего товарооборота со странами СНГ; в Украине – на 5 областей – 80%, Казахстане – на 4 области - 72%.

Весомую роль в развитии межрегионального сотрудничества в СНГ имеют программы межрегионального и приграничного сотрудничества, которые были подписаны Российской Федерацией с Украиной и Казахстаном.

Сейчас в регионах стран СНГ формируется практически весь товарооборот Содружества. В тоже время во внешнеэкономической деятельности административно-территориальных образований и их хозяйствующих субъектов накопилось много проблем, требующих совместного решения.

Необходимо признать существенные расхождения в характере государственного устройства и рыночных режимов в государствах Содружества, что значительно затрудняет межрегиональное сотрудничество. Если в России регионы относительно экономически самостоятельны и их сотрудничество практически полностью обеспечено необходимой нормативно-правовой базой (включая договора и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, федеральные законы "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ", "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и др.), то во многих других странах внешнеэкономические связи строго контролируются государствами. В этих условиях целесообразно торгово-экономические отношения регионов перевести на долгосрочную основу путем разработки совместных региональных целевых программ.

Требуется провести работу по гармонизации национальных законодательств стран СНГ в части расширения полномочий регионов в области торгово-экономического и кооперационного сотрудничества.

В связи с кардинальным изменением производственных условий в размещении и специализации отраслей стран СНГ, отказа от сохранения прежних хозяйственных связей необходимо проинвентаризировать сдвиги в производстве государств-участников СНГ.

Межрегиональному и особенно приграничному сотрудничеству способствует развитие транспорта, обеспечение единых условий перевозок грузов и пассажиров, а также оплаты транспортных услуг.

Сдерживает сотрудничество регионов низкий уровень платежно-расчетных отношений, отсутствие реального механизма обеспечения совместной хозяйственной деятельности.

В условиях развития межрегионального сотрудничества усиливается роль общественных объединений, национальных союзов промышленников и предпринимателей, торгово-промышленных и хозяйственных палат, ассоциаций поддержки малого и среднего бизнеса, а также российских региональных ассоциаций социально-экономического взаимодействия субъектов РФ.

В целях более интенсивного межрегионального (включая приграничное) сотрудничества в СНГ, направленного на усиление интеграционных процессов, было бы целесообразно:

    разработать общий упрощенный порядок осуществления приграничной торговли и предпринимательской деятельности;

    подготовить двусторонние и многосторонние межправительственные соглашения между государствами о принципах сотрудничества приграничных регионов, предусматривающие меры по упрощению процедур оформления таможенного, пограничного, иммиграционного, ветеринарного и иных видов контроля для граждан пограничных территорий;

    разработать и утвердить гармонизированные законы о приграничных территориях с учетом многолетнего опыта европейских стран;

    создать в структуре Исполнительного комитета СНГ координирующий орган по межрегиональному и приграничному сотрудничеству;

    разработать общую концепцию сотрудничества регионов, с выделением приграничного сотрудничества.

Таким образом, России нужно развивать связи с СНГ, также, как и СНГ нуждается в России. Содружество для России — это жизненно необходимое пространство для сохранения статуса великой державы и для обеспечения собственного устойчивого развития. Умело налаженные связи со странами Содружества, могут принести России существенные выигрыши в виде доступа к минерально-сырьевой базе стран СНГ для укрепления собственной ресурсной базы; расширения рынка сбыта российской продукции; доступа к избыточной дешевой рабочей силе стран СНГ; помогут избежать нерациональной конкуренции со странами Содружества в торговле сырьевой продукцией через реализацию совместных проектов в области переработки первичных ресурсов. Страны Содружества, в свою очередь, остро нуждаются в финансовом донорстве России и преференциальном доступе на российский рынок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Страны СНГ и Содружество в целом являются для внешней политики России стратегическим приоритетом. От того, как складываются отношения с ними, во многом зависит прочность международного положения нашего государства. Более того, развитие двусторонних отношений является непременным условием укрепления самого СНГ. Сегодня, когда интеграционные процессы в рамках Содружества, прямо скажем, "пробуксовывают", наращивание сотрудничества с государствами-участниками на двусторонней основе приобретает для нас дополнительную актуальность.

Наибольшее постоянство в сотрудничестве демонстрировали Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, которые участвовали во всех или почти во всех соглашениях. Тяготела к этому и Армения. В то же время с самых первых встреч лидеров СНГ выделилась и группа стран, не стремящихся к укреплению институтов СНГ. Это Туркменистан и Украина. Промежуточную позицию заняла Беларусь. К сферам совместной деятельности государств-членов относятся: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Свободному перемещению товаров и услуг поможет ускорение реализации соглашения о создании зоны свободной торговли. Необходимо устранить технические барьеры и другие ограничения, мешающие развитию взаимных торговых связей, договориться об основных принципах координации внешнеторговой политики и защиты внутреннего рынка. Чтобы создать приоритетные условия и заинтересованность в торговых связях, требуется установить порядок взимания косвенных налогов, в том числе поэтапного сокращения и отмены НДС и акцизов на экспортируемые внутри Содружества товары и услуги, обеспечить полную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле.

Для формирования общего рыночного пространства важно согласование взаимосвязанных направлений реформирования и структурных преобразований экономики. Такую работу могли бы проводить экономические ведомства стран СНГ при содействии Межгосударственного экономического комитета Экономического союза. В частности, это касается прогнозов и программ экономического развития и взаимных хозяйственных связей на среднесрочную перспективу. Полезно было бы договориться о разработке совместного прогноза, в особенности в рамках Таможенного союза, что помогло бы проводить согласованные изменения в структуре национальных экономик, облегчить поиск взаимовыгодных вариантов развития специализации и кооперации производства. Результатом такой работы должны стать как межгосударственные, так и инвестиционные программы, подготавливаемые на уровне предприятий и финансово-промышленных групп.