Проблемы металлургического комплекса при вступлении России в ВТО

Введение

Всемирная торговая организация (ВТО) – это организация и, одновременно, комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. [1]

Вступление в ряды Всемирной торговой организации – одна из основных задач внешнеэкономической политики Российского государства. Предстоящее снятие торговых барьеров в отношениях России с развитыми странами мира неизбежно приведет к возрастанию конкуренции на внутреннем рынке страны. В связи с этим проблема всесторонней подготовки российской металлургической и металлоперерабатывающей отраслей к интеграции в мировое экономическое пространство уже сегодня выходит на первый план. [2] При всем своем потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются сегодня странами коллективно, при этом решающую роль имеет политика Всемирной торговой организации, которая объединяет около 150 государств и покрывает свыше 95% оборота мировой торговли.

Нормы и правила Всемирной торговой организации создают для российского бизнеса принципиально новую среду функционирования. Несовершенная законодательная база, слабый менеджмент, отсталые технологии отличают наше государство от стран-участниц ВТО и выступают преградой на пути присоединения России к их союзу. Поэтому сегодня необходима целевая подготовка России к членству в ВТО без ущерба экономической безопасности страны и с учетом интересов российского бизнеса.

Металлургия является одной из ключевых отраслей в экономике страны. От объемов её производства в значительной степени зависит налоговая база, экономика и безопасность страны. В отдельных моногородах от деятельности металлургических предприятий зависят жизни людей. Поэтому, необходимо заметить, что вопрос присоединения России к ВТО является стратегически важным для страны и ее будущего. Вопрос о присоединении России к торговому союзу на протяжении десятка лет обсуждался на всех уровнях власти во многих странах мира, однако до сих пор не решен. Некоторые государства поддерживают Россию в этом вопросе (напр., Польша), но есть те, кто косвенно препятствуют этому (напр., США). В некоторых ведущих странах мира сменилась политическая власть, поэтому есть надежды, что вопрос присоединения России к ВТО будет решен в ближайшее время.

За последние два года в связи с финансовым кризисом, сильно изменилась экономическая ситуация не только в России, но и в большинстве стран мира, поэтому в курсовой работе помимо информации из периодической литературы докризисного периода, приведены последние данные сайтов Министерства промышленности и торговли РФ и Всемирной торговой организации.

В курсовой работе рассматривается роль Всемирной торговой организации в международной торговле, этапы переговоров и преграды вступления России в ВТО, современное и будущее состояние металлургического комплекса страны, влияние финансового кризиса на него. Исследуются возможные последствия предполагаемого вступления России в ВТО с точки зрения способов и сроков адаптации российских предприятий и необходимости их модернизации.

Целью данной курсовой работы является ознакомление с подготовкой металлургического комплекса страны к работе в условиях ВТО, выявление проблем предприятий и возможных путей их решения, осведомление о том, какие основные задачи необходимо решить металлургическим предприятиям для успешного вхождения на международные рынки.

1.Всемирная торговая организация

1.1 Краткие сведения

Место расположения: Женева, Швейцария Основана: 1 января 1995 г. Создана: по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94) Членство: 153 страны (по состоянию на октябрь 2008 г.) Бюджет: 169 млн. швейцарских франков на 2005 г. (примерно 130 млн. долл США) Штат Секретариата: 500 сотрудников Глава: генеральный директор.

Цели и принципы. Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров. С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции. Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: - взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле; - взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения; - регулирование торговли преимущественно тарифными методами; - отказ от использования количественных и иных ограничений; - транспарентность торговой политики; - разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др. Важнейшими функциями ВТО являются: - контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; - проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами; - разрешение торговых споров; - мониторинг национальной торговой политики стран-членов; - техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО; - сотрудничество с международными специализированными организациями. Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

  • получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

  • устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

  • возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Структура ВТО

Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц. Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на октябрь 2008 г. насчитывалось 153, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств. Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место. Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция должна состояться в ноябре 2001 года в Дохе (Катар). В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами. Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.

1.2 Процедура присоединения и преграды на пути вступления России к ВТО

Процедура присоединения ко Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию. На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы (РГ) по присоединению России к ВТО (в РГ по присоединению России на сентябрь 2008 г. значилось 60 стран, при этом ЕС считается как одна страна).

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).

В свою очередь, присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме). В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

  • Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

  • Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

  • Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

  • Протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда. На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО. Однако Россия ведет переговоры на протяжении 15 лет. В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), преемником которого стала ВТО. Переговоры затянулись из-за того, что главные партнеры Москвы по переговорам - Брюссель и Вашингтон - проявляли несговорчивость и выставляли новые требования, в частности, по пошлинам на лес и сборам за транссибирские перелеты, по уровню господдержки российского агропромышленного комплекса и по нормам фитосанитарного и ветеринарного контроля.

В конце 2008 года власти России заявили, что не намерены вести переговоры бесконечно. В июне 2009 года главы правительств России, Казахстана и Белоруссии решили уведомить ВТО о вступлении в нее в качестве единой таможенной территории. Все три страны приостановили двусторонние переговоры по присоединению к организации на время проведения консультаций по формированию единой позиции Таможенного союза. В октябре 2009 года было объявлено, что Россия, Казахстан и Белоруссия возобновят переговоры о присоединении к ВТО по отдельности, но на согласованных позициях.

Президент России Дмитрий Медведев подписал закон о ратификации Протокола о единой системе тарифных преференций Таможенного союза, закон был принят Госдумой 20 ноября и одобрен Советом Федерации 25 ноября. Протокол, подписанный в Москве 12 декабря 2008 года, устанавливает порядок формирования и утверждения Комиссией Таможенного союза перечней стран-пользователей системы тарифных преференций союза, а также перечня товаров из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России создается в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Президенты трех стран в Минске подписали пакет документов о запуске работы Союза с 1 января следующего года. [3]

В рамках формирования единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года вступает в силу единый таможенный тариф, а с 1 июля 2010 года - единый Таможенный кодекс. Первый вице-премьер РФ и председатель комиссии Таможенного союза Игорь Шувалов в конце ноября заявил, что страны союза по-прежнему собираются вступать в ВТО одновременно и на единых условиях. [4]

Важно отметить, как по поводу создания Таможенного союза высказываются ведущие государства и международные организации. Так, глава представительства Еврокомиссии в Российской Федерации Фернандо Валенсуэла высказался за вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и заявил о продолжении переговоров по этому вопросу. «Мы очень поддерживаем вступление России в ВТО. Мы не имеем ничего против Таможенного союза. Мы продолжим переговоры с Россией о вступлении в ВТО. И даже в эти дни в Женеве проходят контакты по этому поводу», - сказал Валенсуэла на пресс-конференции в Москве, отвечая на вопрос о перспективах России в ВТО. В то же время, по его словам, озабоченность у ЕС вызывают возможные дополнительные тарифы. [5]

Президент РФ Дмитрий Медведев убежден, что создание Таможенного союза в равной степени выгодно России, Белоруссии и Казахстану, и отказ от этого объединения был бы ошибкой. "Таможенный союз нам нужен не больше, чем Белоруссии и Казахстану, но и не меньше. Это возможность торговать и развиваться по единым правилам", - сказал Медведев на встрече с белорусскими. Президент подчеркнул, что Россия не рассматривает достижение договоренностей о создании Таможенного союза как действия, идущие в разрез с планами по вступлению России в ВТО. "Считаю, что для наших стран одинаково важно быть в Таможенном союзе и уже с согласованной политикой вступать в ВТО", - подчеркнул Медведев. По его мнению, для всех трех государств выгоднее единые позиции, чем "какие-то разношерстные процессы". Президент РФ напомнил, что "несмотря на некоторые спорные ситуации, Россия остается для Белоруссии основным экономическим партнером, то есть российский рынок для белорусских товаров очень привлекателен". "Если кто- то не хочет единых правил, то нужно отказываться от Таможенного союза. Но мне представляется, что это не в наших интересах", - заявил Медведев.[6]

1.3 Мнение россиян о вступлении России в ВТО

В августе 2006 года компания «Башкирова и партнеры» провела специальное исследование, посвященное изучению мнения россиян о Всемирной торговой организации и предполагаемых последствиях вступления в нее нашей страны. Всего было опрошено 1500 граждан России в возрасте от 18 лет и старше. Участникам исследования было предложено ответить на следующие вопросы:

- "Как Вы относитесь к будущему вступлению России во Всемирную торговую организацию?"

- "Какие положительные последствия от вступления России в ВТО кажутся Вам наиболее привлекательными?"

Как показали результаты исследования, больше половины респондентов положительно оценивают перспективу вступления страны в ВТО (54,9%). Отрицательную оценку в целом дали 23,4 процента опрошенных. Причем чаще всего положительную оценку дают в возрастной группе 30-39 лет (62,8%). Реже всего в самой старшей возрастной группе 60 и старше (39,9%). Наиболее привлекательными последствиями вступления в ВТО россияне считают: - упрощение выхода российских компаний на международный рынок (40,5 %);

- рост российской экономики (32,6 %);

-появление большого количества рабочих мест (31,5 %), как следствие размещения производств иностранных компаний на территории России.

В группах с низким уровнем образования велико количество затруднившихся с ответом (44,1 % и 32,6 % соответственно). Больше всего россияне опасаются следующих возможных последствий вступления в ВТО: - роста цен на газ, бензин, электроэнергию (17,1 %), - общего роста цен и инфляции (17,1 %); - притока рабочей силы из-за границы и безработицы среди граждан РФ(15,5 %); Примечательно, что роста цен на газ, бензин, электроэнергию в большей степени опасаются жители Южного федерального округа 25,5 %. А более трети (39,1%) участников исследования, проживающих в Дальневосточном федеральном округе, опасаются притока рабочей силы из-за границы.

2. Металлургический комплекс страны

2.1 Современное состояние металлургии под влиянием финансового кризиса

В 2008 году перепроизводство стали на мировом рынке составило 10%, т.е. 130 млн. тонн. Результаты первого полугодия текущего года показывают, что в целом мировое производство стали снизилось на 160 млн. тонн, т.е. на 23%. При этом основной производитель стали – Китай увеличил долю присутствия на рынке с 38% в 1 полугодии 2008г. до 48% в 1 полугодии 2009 г. Россия осталась на 4-ом месте в мире по производству стали с объемом производства за 6 месяцев 2009 года 26,3 млн. тонн, (доля на рынке 5%), а США переместились с 3-его места на 5-е с объемом производства 24,1 млн. т (доля на рынке 4%).

Несмотря на беспрецедентные меры, предпринимаемые правительствами различных стран, по оценке мировой стальной ассоциации (World Steel), уровень развития мировой черной металлургии 2007 года будет достигнут не раньше 2012 года.

Металлургическая промышленность, пожалуй, в наибольшей степени ощутила на себе воздействие кризисных явлений. В том числе в силу особенностей предъявляемого на ее продукцию спроса, который резко сократился как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Металлурги оказались в тисках. Причем первыми на внутреннем рынке в силу собственных проблем стали сокращать потребление металлопродукции ключевые для металлургов отрасли – строительство (30% потребления продукции черной металлургии) и машиностроение (40%), а также предприятия топливно-энергетического комплекса.

В черной металлургии России за годы экономического роста произошли существенные изменения. Благоприятная конъюнктура на мировых рынках стальной продукции сопровождалась существенным ростом производства в России. Динамика работы отрасли за последние несколько лет демонстрировала положительную тенденцию, по всем производственным и финансово-экономическим показателям работы отрасли наблюдался рост :

  • рост производства готового проката за период 2000-2008 гг. на 21%,

  • прибыли – в 7 раз,

  • инвестиций – в 8,5 раз,

  • рост экспорта (в денежном выражении) – в 4,8 раза.

Начавшийся кризис привел к тому, что черная металлургия была отброшена в своем развитии на несколько лет назад. Только за первую половину 2009 года:

  • производство проката упало на 28%,

  • впервые за последние годы получен убыток от финансово-хозяйственной деятельности. По сути, предприятия черной металлургии за 6 месяцев, по сравнению с итогами 2008 года, потеряли более 550 млрд. рублей,

  • численность сократилась на 7% (25 тыс. чел.).

Не имея возможности реализовывать в прежних объемах металлопродукцию на российском и зарубежных рынках, российские металлургические заводы были вынуждены пойти на снижение объемов производства. Однако, если в IV квартале 2008 года объемы производства сократились практически вдвое, то в 2009 году по состоянию на июнь снижение объемов производства за полугодие составило по железорудному сырью 21,6%, по готовому прокату – 28%, по трубам стальным – 30%. Увеличение темпов роста производства в первом полугодии 2009 года связано с наращиванием объемов экспорта по сравнению с абсолютным минимумом в ноябре-декабре 2008 г.

Ситуация на системообразующих предприятиях, производящих 90% проката в России, несколько отличается от общеотраслевой. Уровень производства на этих предприятиях вырос с ноября 2008 – самого критического месяца – по июнь 2009 на 27%, что лучше среднеотраслевого значения. Тем не менее, по отношению к среднемесячным показателям докризисного периода (2008 год) уровень производства в июне текущего года все же ниже на 19% (в то время как по отрасли в целом – на 28%).Мониторинг системообразующих организаций черной металлургии подтверждает существенное снижение отгрузки на внутренний рынок. В декабре 2008 года произошло 70%-ое падение по отношению к среднемесячным докризисным показателям. В первой половине 2009 года отгрузка несколько выросла и по результатам июня составила 62% (по отношению к среднемесячным докризисным показателям).

В ноябре-декабре 2008 года объемы экспорта сократились на 26% по сравнению докризисным уровнем. В мае-июне 2009 года экспорт увеличился даже по сравнению с уровнем начала 2008 года – на 5-10%. Это свидетельствует о том, что традиционные экспортеры металлопродукции, которыми являются все системообразующие организации черной металлургии, сумели сориентироваться в условиях кризиса и направить поставки на перспективные рынки сбыта, где еще сохранился спрос. Российские компании на протяжении последних лет сохраняли структуру экспорта готового проката, в которой около 55% составляла заготовка и полуфабрикаты.

Особенностью текущего кризиса является тот факт, что российские металлурги сумели не только сохранить имеющуюся структуру экспорта, но и оптимизировать ее в сторону уменьшения доли поставок полуфабрикатов, что является свидетельством их конкурентоспособности на мировом рынке. Снижение мирового спроса на металлопродукцию сопровождалось одновременным падением цен.

Экспортные цены начали свое падение еще в августе, цены внутреннего рынка – в сентябре. К декабрю средние цены на металлопродукцию по внутреннему рынку потеряли почти 30% (по горячекатаному листу снижение превысило 50%).

В начале 2009 года тенденция не изменилась: цены находятся на уровне исторического минимума. В связи с этим, экспортные поставки осуществляются практически на уровне нулевой рентабельности, что не позволяет компаниям улучшить финансово-экономические показатели работы. В то же время, российская металлургия обладает рядом конкурентных преимуществ, которые использует для собственного развития и поддержания конкурентоспособности среди мировых стальных компаний. Сейчас на мировых рынках сложилась крайне жесткая конкурентная ситуация. Протекционизм традиционно усиливается в условиях экономического спада и снижения спроса на мировом рынке стали.

Началась волна взаимных антидемпинговых расследований в Китае и США, где, в ряде случаев заложниками торговых споров становятся российские компании. Так, например, в антидемпинговом расследовании в КНР в отношении трансформаторной стали объектами применения заградительных мер стали не только американские, но и российские экспортеры.

В настоящее время в отношении российского экспорта стальной продукции действует 27 ограничений в 11 странах мира. Есть все основания ожидать дальнейшего увеличения числа антидемпинговых процессов со стороны традиционных стран-импортеров российской металлопродукции. В ближайшей перспективе следует ожидать заградительных мер от Ирана и КНР. В этой ситуации необходимо усилить роль государственных органов в поддержке российских экспортеров по проведению пересмотра действующих против них мер.

Несмотря на сложную ситуацию в экономике, металлургия, в отличие от многих отраслей, еще сохраняет инвестиционный потенциал. Причиной этого являются крупные вложения предыдущих лет. В результате проведенной модернизации износ основных фондов снизился с 53% в 2000г. до 43% в 2008г.

В 2008 году наблюдался рекордный показатель инвестиций в металлургии – 199 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2007 году. Инвестиции в 2009 году, существенно сокращены. И сегодня компании оказались перед выбором: или приостановить проекты и нести существенные издержки связанные с их консервацией; или изыскивать кредитные ресурсы на рынке (в условиях низкой доступности кредита) и обращаться за господдержкой, для их (проектов) завершения.

Основные инвестиционные проекты в металлургии направлены на обеспечение спроса отраслей–потребителей: строительства, энергетического, тяжелого машиностроения, автомобильной промышленности, судостроения и инфраструктурных направлений, таких как ТЭК и железные дороги. Эти проекты формировались и реализуются в рамках Стратегии развития металлургии до 2020 года с учетом спроса, сформированного долгосрочными стратегиями развития приоритетных отраслей экономики (Транспортная стратегия, Энергетическая стратегия и т.д.), а также корпоративными стратегиями крупнейших инфраструктурных компаний.

При этом любая задержка сроков реализации ведет к стремительному росту издержек и снижению эффективности, а как следствие и целесообразности реализации проекта. Поэтому для выполнения стратегических целей и повышения конкурентоспособности предприятий в посткризисный период, завершение таких проектов необходимо поддержать.

Общая сумма инвестиций в отрасли в 2008 году составила 199 млрд. рублей. Успешно реализованы проекты на 80 млрд. рублей.

Эти проекты позволили:

  • Ввести в эксплуатацию электросталеплавильный комплекс на «Уральской Стали» (ООО «УК «Металлоинвест»);

  • Запустить 1-ю очередь литейно-прокатного комплекса на Выксунском металлургическом заводе (ЗАО «ОМК»),

  • Запустить новый трубопрокатный комплекс по производству бесшовных труб на таганрогском металлургическом заводе (ОАО «ТМК»),

  • Ввести в эксплуатацию трубоэлектросварочный стан по производству прямошовных одношовных труб диаметром до 1420 мм (ОАО «ТМК»).

В последнее время был реализован ряд проектов направленных на повышение энергоэффективности металлургических предприятий. Это позволило снизить потребление энергоресурсов от 5% до 50%.

Эти проекты позволили:

  • Ввести в эксплуатацию электросталеплавильные комплексы на Северском трубном заводе» (ОАО «ТМК») и на Первоуральском новотрубном заводе (ЗАО «Группа ЧТПЗ»);

  • Заменить природный газ на установки по вдуванию пылеугольного топлива на заводах ООО «ЕвразХолдинг»,

  • Построить новую водородную станцию, турбогенератор и новые нагревательные печи на Новолипецком металлургическом комбинате.

Ряду проектов оказывалась поддержка по нескольким направлениям:

  • Освобождение импортируемого оборудования от уплаты таможенной пошлины и НДС

  • Оказание содействия в ускорении возмещения экспортного НДС компаниям за 2008г. и 1 квартал 2009г.

В рамках поддержки проектов на международном уровне были активно задействованы институты межправительственного сотрудничества, а также отработан механизм взаимодействия с зарубежными финансовыми и страховыми компаниями.

3. Адаптация российских предприятий к условиям ВТО

3.1 Проблемы и пути их решения

Вступление России в ВТО может стать своего рода точкой отсчета, с которой начнется перестройка экономики, если страна будет ориентироваться на встраивание в глобальную экономику, используя данный процесс для повышения эффективности производства. [7] Но не для кого не секрет, что российские предприятия металлургической промышленности, как и многих других отраслей, не готовы к присоединению России к ВТО. Рассмотрим вопросы, которые необходимо решить металлургическим предприятиям для успешного вхождения на международные рынки и создания сильной конкуренции иностранным предприятиям.

Каковы основные причины низкой конкурентоспособности нашей промышленности?

Почти столетие страна не жила в рынке, в условиях жесткой конкуренции. Начало тому положила Великая Отечественная война – время, когда всё отечественное производство было направлено на вооружение и оборону страны. После - Советский Союз – время железного занавеса, когда не то, чтобы продукция, но даже навыки в управлении, менеджменте не перенимались и не передавались между странами. Отсюда слабый менеджмент, отсталые технологии, несовершенная законодательная база и многое другое. В наше время всё решают кадры. Мы живем в век стремительного развития техники и технологий, меняются требования к продукции, нормативно-правовая база деятельности предприятий. Даже по старым стандартам наши предприятия должны осуществлять переподготовку кадров хотя бы раз в пять лет. Таким образом, ежегодно должны проходить обучение 20 процентов специалистов. Однако в таком количестве ни на одном предприятии металлургии работники не проходят переподготовку. По последним данным, в Свердловской области этот показатель самый высокий у металлургов - восемь процентов, у остальных специальностей - 0,3-1 процент. «Основной проблемой на большинстве промышленных предприятий является не физический и моральный износ, хотя конечно, он присутствует, но стоит не на первом месте. Главную роль здесь играет квалифицированные кадры, создание системы подготовки этих кадров. Сегодня нашей проблемой является старая парадигма мышления, и изменения эти происходят очень долго, и связаны они не с промышленностью, а с нашим обществом», — отметил К. Захаров, области председатель Совета директоров ОАО «Челябинский завод «Теплоприбор».

Вторая причина - предприятия не умеют и не стремятся защищать свою интеллектуальную собственность. Нематериальные активы у них ничтожны. Любой грамотный юрист может остановить многие предприятия только на том основании, что выпускаемая продукция не защищена патентами. В правилах ВТО есть отдельное соглашение по интеллектуальной собственности.

Третья проблема - формирование систем менеджмента качества на всех предприятиях. Так, из тысяч предприятий Свердловской области лишь около двухсот сертифицированы. В Германии, например, любое предприятие, на котором работают более десяти человек, имеет сертификаты ISO, SA, сертифицирована практически вся выпускаемая продукция. Это другая жизненная философия, и мы пока от нее далеки.

Также существует проблема несовершенства налоговой и правовой базы. Зачастую законодательство РФ препятствует деятельности предприятий. В пример приведена ситуация в Свердловской области. К продукции средне уральского предприятия по выпуску титана у специалистов претензий нет. Она востребована на мировом рынке. Вроде бы производителю такой продукции иностранные конкуренты не страшны. Зато дома он получает палки в колеса. Специфика производства титана такова, что у потребителей немало отходов, которые во всем мире используются в технологическом цикле. Их принято возвращать на предприятие-изготовитель. Но на российской границе отходы эти облагаются пошлиной, почти как импорт готовой продукции со всеми экономическими последствиями. «Судя по характеру действующего законодательства, мы априори считаемся как бы контрабандистами, - комментирует руководитель маркетинговой службы этого предприятия Анатолий Строшков. - Очень уж долго нам приходится оформлять заграничные поставки, что в условиях ВТО неприемлемо». [8]

В настоящее время 17 стран мира применяют в отношении России антидемпинговые меры. Такие данные содержатся в мониторинге Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ, посвященном социально-экономическому развитию России в 2006г. По данным МЭРТ, в отношении России действуют 46 антидемпинговых пошлин, 4 ценовых ограничения и 4 квотных ограничения, а также 8 видов защитных мер, из которых 6 пошлин и 2 квотных ограничения. Антидемпинговые меры применяют Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Мексика, Перу, США, Таиланд, Турция, Украина, а также страны – члены ЕС-25 как единый таможенный союз. Антидемпинговые расследования проводятся также на Филиппинах и в Индонезии. Из числа стран – членов СНГ антидемпинговыми мерами для защиты внутреннего рынка пользуются пока только Украина и Казахстан. Кроме того, Украина является наиболее активным инициатором специальных защитных расследований, результаты которых "весьма чувствительны для двусторонних торговых отношений". Чаще всего проводятся антидемпинговые расследования в отношении таких традиционных товаров российского экспорта, как металлургическая продукция (57% от общего количества введенных мер), химикаты (17%), минеральные удобрения (11%).

Как сообщил ранее экс-глава Минэкономразвития РФ, а ныне президент Сбербанка РФ Герман Греф, в отношении российских товаров на мировом рынке действует более 100 ограничительных мер. По его словам, России решить эту проблему пока не удается из-за незавершенных переговоров по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Между тем вхождение РФ в эту организацию "развяжет руки с точки зрения создания конкурентных преимуществ России на мировом рынке". Г.Греф подчеркнул, что пока в переговорном процессе России тяжело использовать свой потенциал, в частности путем изменения таможенных пошлин. [8]

Импортная таможенная пошлина - пошлина, взимаемая государством с импортируемых товаров и поступающая в доход государственного бюджета. Включаются в цену и тем самым повышают цену на импортные товары и препятствуют их проникновению на внутренний рынок, способствуя защите национального производства.

В зависимости от целей подразделяются на:

  • фискальные,

  • покровительственные (протекционистские),

  • антидемпинговые,

  • преференциальные (предпочтительные),

  • компенсационные и др.

Ставки пошлин устанавливаются государством и публикуются в таможенном тарифе. В зависимости от степени обработки изделий действуют три вида ставок - минимальные (на сырье), максимальные (для готовых изделий) и льготные. Внутри ряда экономических группировок (например, ЕЭС) ввозные пошлины полностью отменены. Фискальная таможенная пошлина - налог, пошлина, вводимая правительством в целях увеличения поступлений в государственный бюджет. Фискальными таможенными пошлинами обычно облагаются импортные товары, если в стране не производятся аналогичные товары, и экспортные товары, пользующиеся высоким спросом на мировом рынке. Покровительственная таможенная пошлина - высокая таможенная пошлина, устанавливаемая на ввозимые готовые изделия для поощрения отечественного производителя. Защищает внутренний рынок от проникновения иностранных товаров, конкурирующих с товарами отечественного производства.

С одной стороны, такая защита способствует развитию национального производства отдельных товаров и даже целых отраслей. Однако с другой - чрезмерная защищенность не способствует созданию здоровой конкуренции и может привести к застойным явлениям. В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации товарам в соответствии с законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах могут временно применяться особые пошлины:

1) специальная пошлина;

2) антидемпинговая пошлина;

3) компенсационная Антидемпинговая таможенная пошлина - специальная таможенная пошлина, применяемая для защиты национального производства от "недобросовестной конкуренции" со стороны иностранных поставщиков. Пошлина применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Антидемпинговая пошлина применяется в отношении товара, который поставляется всеми экспортерами и является предметом демпингового импорта, причиняющего ущерб отрасли российской экономики, за исключением товара, поставляемого теми экспортерами, обязательства которых были одобрены Правительством Российской Федерации. Такие пошлины повышают цены на импортные товары на внутреннем рынке до нормального уровня и обеспечивают доходы государственному бюджету.

Антидемпинговые таможенные пошлины в Российской Федерации применяются, когда на таможенную территорию Российской Федерации ввозятся товары по цене значительно более низкой, чем их нормальная стоимость в стране экспорта на момент ввоза товара. Такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров или товаров-конкурентов, а также препятствует организации и расширению производства подобных товаров в стране. Антидемпинговая мера применяется по решению Правительства Российской Федерации в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта. Срок действия антидемпинговой меры не должен превышать пять лет со дня начала применения такой меры или со дня завершения повторного расследования, которое проводилось в связи с изменившимися обстоятельствами и одновременно касалось анализа демпингового импорта и связанного с ним ущерба отрасли российской экономики или в связи с истечением срока действия антидемпинговой меры. Предпочтительная таможенная пошлина устанавливаемая государством для создания особо благоприятного режима для одного или нескольких государств при ввозе всех или отдельных групп импортируемых товаров. Вводится в пониженных размерах для одной или нескольких стран для поощрения импорта определенных товаров. В мировой практике используется Генеральная система преференций для развивающихся стран, что способствует повышению конкурентоспособности их товаров на рынках импортирующих стран. Компенсационная таможенная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная таможенная пошлина призвана уравнять внутренние и импортные товары путем компенсации разницы в ценах и является формой защиты внутреннего рынка от субсидированного другими странами импорта. Компенсационные пошлины взимаются сверх ввозных пошлин и применяются в целях снижения конкурентоспособности импортных товаров на внутреннем рынке и тем самым играют протекционистскую роль. Ставка компенсационных пошлин зависит от величины субсидий и поэтому может значительно превышать ставку ввозной пошлины на тот же товар.

Для обобщающей оценки уровня тарифных барьеров в национальной экономике используются показатели средненоминального и средневзвешенного таможенного тарифа. Первый исчисляется виде среднего арифметического всех тарифных ставок и определяет некий формальный уровень импортных таможенных барьеров. Средневзвешенный тариф базируется на объемах реально взимаемых импортных пошлин в привязке к объемным и структурным показателям фактического импорта. Это – реальный уровень таможенного барьера, показывающий фактическую степень защищенности внутреннего рынка от иностранных товаров. Данные ставки различаются по укрупненным группам товаров (табл. 1)

Таблица 1 - Средневзвешенные величины ставок действующего импортного тарифа и начального и конечного уровней связывания ставок импортного тарифа (по статистике импорта 2000 г.)

Средневзвешенные ставки

Действующий тариф (Январь 2001, %)

Начальный уровень связывания ставки пошлины, %

Конечный уровень связывания ставки пошлины, %

Сельскохозяйственные товары

14,70

34,71

25,11

Промышленные товары

9,73

14,32

9,84

По всей номенклатуре товаров ТН ВЭД

10,92

19,18

12,82

Средневзвешенные ставки по укрупненным группам товаров

Действующий тариф (Январь 2001, %)

Начальный уровень связывания ставки пошлины, %

Конечный уровень связывания ставки пошлины, %

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

14,77

34,86

25,16

Минеральные продукты, в т.ч. топливно-энергетические товары

5,43

11,06

5,43

Продукция химической промышленности, каучук

8,48

10,22

6,09

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

8,73

14,62

7,85

Текстиль, текстильные изделия и обувь

11,69

18,31

12,37

Драгоценные камни. Драгоценные металлы и изделия из них

20,00

25,00

20,00

Металлы и изделия из них

11,35

19,29

11,70

Машины, оборудование и транспортные средства

9,48

14,83

8,75

Гипс, стекло, керамика

15,51

20,18

14,39

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

14,94

21,13

13,25

Прочие (часы, муз. Инструменты, разное)

18,04

20,20

16,43

Пояснения:

  • Начальный уровень связывания ставки пошлины – уровень импортной пошлины, с которым страна присоединяется к ВТО.

  • Конечный уровень связывания ставки пошлины – уровень импортной пошлины, до которого страна должна снизить начальный уровень импортной пошлины в течение имплементационного периода (6-8 лет) и с которым страна будет существовать в ВТО

Уровень импортных пошлин Россией после присоединения к ВТО должен в целом содействовать увеличению и изменению характера конкурентоспособности товаров отечественного производства. Не надо создавать тепличных условий для отечественных производителей. Вместе с этим целесообразно установить режим наибольшего благоприятствования для прямых иностранных инвестиций во все сектора экономики.

На сегодняшний момент ставка импортной пошлины на черные металлы составляет 15-20 %. Вступление в ВТО предполагает установление уровня связывания импортных пошлин, т.е. обсуждение с основными поставщиками той или иной продукции на внутренний рынок России пределов увеличения ставок таможенных пошлин в течение имплементационного периода (отрезка времени, в течение которого будет происходить изменение уровня связывания).

В соответствии со сложившейся ситуацией на мировом и внутреннем рынках черных металлов, а также с положением отечественной металлургии, представляется возможным рассмотрение следующих предложений по связыванию импортных пошлин.

Во-первых, важен дифференцированный подход в выборе пошлин на товары инвестиционного назначения (комплектующие и технологическое оборудование, особенно материало- и топливосберегающее). Необходимо выделять продукты, имеющие аналоги, производимые на территории Российской Федерации, и не имеющие таковых. На первую группу товаров целесообразно значительно снизить действующий тариф до уровня, близкого к 5 % и в дальнейшем довести до максимально низкого уровня в течение 2-3 лет. А продукты инвестиционного назначения, не производящиеся внутри страны, с нашей точки зрения, должны вообще ввозиться беспошлинно. При этом следует максимально упростить ввоз комплектующих.

Обоснование: Цена продажи таких импортных товаров гораздо выше цены отечественных, причем подчас зарубежные инвестиционные товары, закупаемые российскими металлургическими предприятиями попросту не имеют аналогов. Практика показывает, что предприятия черной металлургии осуществляют значительные инвестиционные вложения в не только в отечественное оборудование, но и в оборудование иностранного производства. В установлении указанных уровней связывания явно видна попытка мотивации российских предприятий машиностроения к повышению эффективности производства уже существующей товарной номенклатуры, а также к увеличению в ВВП доли производства продукции со значительным уровнем передела (готовая продукция, а не комплектующие). Снижение уровня связывания тарифа на эти товары позволит предприятиям черной металлургии не только в максимально сжатые сроки претворять в жизнь значительные инвестиционные программы, но и, при условии проведения сбалансированной межотраслевой государственной политики, в перспективе создать относительно дешевую сырьевую базу для отечественного машиностроения. Ведь именно эта отрасль является одним из основных потребителей продукции черной металлургии.

Во-вторых, предложенные Правительством РФ уровни связывания на некоторые виды сырья для черной металлургии (ферросплавы, отходы и лом металла) в размере 15 % в начале и 5 % в конце имплементационного периода, скорее всего, не соответствует целям интенсификации экономики России – такой уровень связывания обеспечит в будущем еще более устойчивую сырьевую ориентацию страны. Поэтому целесообразно установить начальный уровень связывания импортных пошлин на эту продукцию на уровне, приближающемся к 5 %. При этом – в целях содействия структурным изменениям в экономике – конечный уровень связывания приблизить к 0 %.

Обоснование: Сегодня иностранные поставщики (ЮАР, ЕС, Чехия и Словакия, Грузия, Турция, Швейцария и Лихтенштейн) обеспечивают российскую металлургию относительно дешевым сырьем указанных видов. Снижение уровня связывания до указанных размеров в течение 3 лет позволит в значительной степени снизить материальные издержки производства российской металлургии, что положительно скажется на уровне ее конкурентоспособности и позволит высвободить денежные ресурсы в целях эффективного инвестирования. Все это будет способствовать скорейшим структурным преобразованиям в российской экономике, снижению ее сырьевой направленности и повышению в ВВП доли производства продукции с высокой степенью передела.

В-третьих, целесообразно предложение Правительства установить связанный уровень импортных пошлин на металлопродукцию высокого качества – сортовой прокат и листовой прокат из коррозионно-стойкой и легированных сталей в размере 15 % в начале и 5 % в конце имплементационного периода (4 года). Начальный уровень связывания 13 % по холоднокатаному листовому прокату нужно увеличить до 20 %.

Обоснование: Временной лаг и значительная разница между уровнями связывания поможет – наряду с продуманной государственной инвестиционной политикой – привлечь дополнительные финансовые ресурсы в целях развития производства продукции с высоким уровнем добавленной стоимости.

В-четвертых, Правительство предлагает увязывать импортные пошлины на листовой прокат из железа и нелегированных сталей на первоначальном этапе с уровнем 10 % (5 % - конечный, имплементационный период – 3 года). Однако возможно несколько повысить верхний уровень связывания на продукцию с более высокой степенью передела, такую, как лист из электротехнической стали, с покрытием и проч. до 15 %.

Обоснование: Достаточная разница между уровнями связывания позволит не только при необходимости применить соответствующие механизмы государственного защитного воздействия, но и поможет предприятиям наиболее эффективным образом закончить начатые инвестиционные проекты по модернизации и обновлению производства и увеличению качества и сортамента производимой продукции, а также в условиях наибольшего благоприятствования начать новые. А повышение в ВВП доли продукции с высоким уровнем добавленной стоимости положительно скажется на развитии экономики в целом.

Каковы возможные пути решения этих проблем?

В перечне обязательных мероприятий программы подготовки к работе в условиях ВТО фигурирует сертификация. Каждому уважающему себя заводу необходимо обзавестись сертификатом, в котором указано, что оборудование, технология и продукция предприятия соответствуют определенным стандартам. Не просто так предприятия отказываются от сертификации, ведь нужного качества продукцию выпускать в массовом порядке пока не могут. Возможно приглашение иностранных специалистов с получения у них опыта в области менеджмента, производства, инноваций. Необходима разработка, внедрение и сертификация на предприятиях систем менеджмента качества ISO 9001, экологии ISO 14001, безопасности ОНSАS 18001, социальной ответственности SA 8000 и других стандартов. Нужно заметить, что в металлургической промышленности России есть предприятия, отвечающие этим стандартам и имеющие соответствующую сертификацию. ГМК "Норильский никель" получила первый сертификат соответствия стандартам ISO в 2005 году и с тех пор ежегодно подтверждает свой статус. По словам заместителя гендиректора ГМК "Норильский никель", Жака Розенберга , создание такой системы качества является ответом на требования рынка и всех заинтересованных сторон (потребителей продукции, акционеров, государства, общества и самих работников компании). "Мы имеем собственную внутреннюю мотивацию для совершенствования нашей системы менеджмента качества и экологического менеджмента. В конечном счете, это позволит усилить рыночные позиции компании, обеспечит устойчивый рост ее акционерной стоимости и финансовых показателей, а также заметно снизит нагрузку на экологию тех районов, где работают предприятия "Норильского никеля", – отметил он.

Важно решать проблемы обучения, повышения квалификации и аттестации руководства и специалистов предприятий в рамках подготовки к работе в условиях вступления России в ВТО.

«Современная ВТО способствует развитию мировой торговли. Это некий сертификат качества, который создает благоприятные условия для инвестирования, повышает доверие к стране, и это, безусловно, плюс», - отметил В.В.Путин в ходе интернет-конференции 6 июля 2006 года.

Необходим зрелый анализ последствий вступлений в ВТО, основанный не на прошлом, а на настоящем и будущем. И тогда на основе анализа действительно можно разрабатывать концепцию развития промышленности. Одним из главных путей решения является защита ноу-хау, инноваций, интеллектуальной собственности. Важно разработать систему патентов и четко определить их оценку. Сегодня, как и в прошлом, происходит «утечка мозгов» за границу: молодые, умные, перспективные специалисты уезжают на постоянную работу за границу, увозя с собой инновационные идеи, возможные решения проблем предприятий. Необходимо остановить эмиграцию путем повышения заработных плат, премий, награждений специалистов, путем улучшений условий труда. Возможно создание ежегодных российских премий за достижения в области науки (подобно Нобелевской премии) и массовое информирование о их проведении. Однако нужно заметить, что в последнее время выделяется большее количество грантов и стипендий молодым специалистам, студентам за научные достижения. Но в то же время, лишь малое количество проектов воплощается в жизнь, поэтому необходимо разработать систему внедрения инноваций в производство. Несомненно, улучшение условий труда позволит улучшить качество продукции и выйти на мировые стандарты.

Решением проблем внешнеторговой политики, в частности импорта металлургической продукции в другие страны может быть изменение таможенных пошлин и корректировка налогового законодательства. К примеру, существование проблем поставок стали в Китай. В 2008 году Китай отменил действие антидемпинговых таможенных пошлин в отношении всех видов холоднокатаного проката из России, Украины, Казахстана, Южной Кореи и Тайваня, сообщила пресс-служба Минэкономразвития РФ. "Министерство коммерции Китая официально уведомило о прекращении действия антидемпинговых пошлин в отношении всех видов холоднокатаного проката происхождением из России, Украины, Казахстана, республики Корея, Тайваня с 23 сентября 2008 года", – говорится в пресс-релизе. Китайские власти ввели антидемпинговые пошлины 23 сентября 2003 года сроком на пять лет. Ставка антидемпинговых пошлин в Китае в отношении продукции, производимой "Новолипецким металлургическим комбинатом" (НЛМК), составляла 7%, "Северсталью" – 9%, "Магнитогорским металлургическим комбинатом" (ММК) – 18%, а для всех остальных российских металлургических компаний действовала пошлина в размере 29%. По оценке Минэкономразвития, эти антидемпинговые меры стоили российским металлургам $80-100 млн в год недополученной прибыли. [10] Пекин обвиняет российские компании в демпинге. Как утверждает Министерство торговли КНР, американские и российские фирмы получают несправедливые правительственные субсидии и наносят "существенный вред" китайской экономике. По утверждению министерства, они продают в Китае некоторые виды стальной продукции, применяемой в энергетической промышленности, по заниженным ценам. [11] Как следствие, власти КНР намерены ввести пошлины на ввоз стали, что, несомненно, приведет к усложнению отношений между Россией и крупнейшим потребителем.

Соглашение ВТО об антидемпинговых процедурах разрешает правительствам стран-членов ВТО применять меры против товаров, ввозимых на территорию страны по демпинговым ценам, в случаях, когда это наносит материальный ущерб отечественным товаропроизводителям в данной отрасли. Перед применением антидемпинговых мер правительство страны-импортера должно согласно результатам расследования установить, что демпинг действительно имеет место, оценить его масштабы (насколько ниже та цена, по которой страна-экспортер поставляет данный товар, той цены, которая установлена на внутреннем рынке страны-экспортера или "нормальной стоимости" товара) и определить, что демпинг действительно наносит ущерб.

Статья VI Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ-1994) позволяет странам принимать меры против демпинга. Соглашение о применении антидемпинговых мер разъясняет и расширяет рамки Статьи VI ГАТТ-1994: оно четко определяет процедурные и качественные требования и их соотношение в процессе проведения антидемпингового расследования и применения, антидемпинговых мер. В результате члены ВТО могут применять такие меры, которые обычно бы считались нарушением принципов ГАТТ о "связывании" уровня импортных пошлин и недискриминации между торговыми партнерами: если случай демпинга подтверждается, пострадавший участник спора может установить дополнительные пошлины на импорт определенного вида продукции из отдельной демпингующей страны, чтобы максимально приблизить цену этой продукции к ее "нормальной стоимости" или же минимизировать ущерб, наносимый демпингом внутренним производителям страны-импортера. [13]

Россия будет активно защищать свой экспорт на внешних рынках от ограничительных мер, заявил премьер-министр Владимир Путин на совещании по развитию черной металлургии на Магнитогорском металлургическом комбинате. Путин считает, что "отечественная металлопродукции подвергается дискриминации во многих странах мира", поэтому российских производителей следует защищать на внешних рынках. По словам Путина, "в отношении экспорта металлопродукции из России действует примерно 30 различных ограничительных мер". "Нужно активизировать работу наших госорганов по их отмене, и мы будем это делать", – заявил глава правительства. "Нам тоже не нужно стесняться использовать инструменты защиты внутреннего рынка, если мы сталкиваемся с откровенным демпингом", – считает он. Премьер-министр призвал аккуратно использовать механизм импортных пошлин при защите рынка. "Что касается изменения импортных пошлин, то здесь мы должны соблюсти разумный баланс", – сказал он, пояснив, что "защита отечественных производителей не должна наносить ущерб ее потребителям – тем же строителям, производителям автомобильной техники, вагонов". Поэтому, как обещал Путин, государство поддержит российские металлургические компании и их инвестиционные программы. В частности, будет расширен перечень оборудования, ввоз которого в Россию освобожден от импортных пошлин. Премьер призвал металлургов повышать энергоэффективность производства, отметив, что для черной металлургии, на которую приходится более 28% выбросов углекислого газа, это очень актуально. Российские предприятия могут получить преференции при поставке товаров естественным монополиям. "Можно будет подумать даже и о принятии соответствующего закона", – считает Путин. Но, подчеркнул он, "здесь надо хорошенько подумать". "Цены то, несмотря на кризис, держите и держите на достаточно высоком уровне", – обратился Путин к металлургам. "И мы не можем загнать наши монополии в ситуацию, когда у них не будет выбора", – разъяснил свои опасения премьер. Путин рассчитывает, что "российские частные компании будут отдавать предпочтение продукции отечественной металлургии при их конкурентоспособности". [12]

В то же время, решение этих проблем предлагают сами металлурги, а именно:

  • Предлагается повысить таможенные пошлины на холоднокатаный прокат до 20%, на оцинковку, прокат с полимерным покрытием, сортовой прокат – с 5 до 15%.

  • Предлагается изменить порядок возмещения НДС. Металлурги просят установить ежемесячную подачу декларации (сейчас – раз в год). Например, дебиторская задолженность ММК составляет 16 млрд рублей, самые крупные должники комбината – трубные компании и автомобильные заводы. Так, долг "АвтоВАЗа" составляет около 1,7 млрд рублей, ГАЗа – 1,2 млрд.

  • Металлурги предлагают власти поддержать субсидирование ставок по кредитам для реализации инвестиционных проектов. Сейчас банки предлагают средства под высокую ставку – до 17% годовых.

  • Металлурги просят поддержать стимулировать спрос со стороны своих основных потребителей – строителей и автозаводов.

  • Государство, по их мнению, могло бы помочь, развивая ипотеку. Металлурги предлагают распространить льготы по налогу на доходы физических лиц на всю сумму, потраченную на строительство или покупку жилья (сейчас – до 2 млн. рублей и только при покупке).

  • Правительство должно стимулировать развитие автокомпонентных производств – четко прописать обязательства концернов по локализации либо повысить пошлины на ввоз кузовов. Сейчас все иностранные заводы (Volkswagen, Renault, Ford и др.) и большинство тех, кто собирает иномарки по лицензии ("Соллерс", "Ижавто" и др.), могут льготно (ставка – 0-3%) ввозить в Россию компоненты для сборки автомобилей. Со временем они должны локализовать производство автокомпонентов либо перейти на повышенные ставки (от 15%).

3.2 Деловая ситуация на примере ОАО «Металлург»

Комбинат «Металлург» был создан в эпоху строительства индустриальных гигантов в середине 50-х годов. Деятельность семи основных подразделений компании охватывала полный цикл производства стали: от коксохимического производства до выпуска металлических тарелок и столовых приборов. Основная продукция предприятия – металлопрокат. Благодаря непрерывным технологическим усовершенствованиям производства в течение 90-х годов, к 1999 году компания могла выпускать практически любую сталь и была способна удовлетворять запросы любого потребителя. Кроме того, внедрение передовых технологий замкнутого цикла водоснабжения, утилизации отходов производства позволило компании сделать производство экологически чистым. В 1999 году 90% доходов городского бюджета и около 60 % областного бюджета складывались из поступлений от ОАО «Металлург».

Проблемы на данном металлургическом предприятии сходны с проблемами других комбинатов металлургического комплекса. Предприятие производит продукцию низкого качества, что не позволяет ему конкурировать с иностранными производствами и сокращает экспорт. Поэтому необходимо улучшать качество выпуска, для чего можно провести совершенствование оборудования, улучшение технологий, вложение средств в исследования и разработки. Важно патентовать инновации и нематериальные активы. После принятия этих мер, предприятие, вероятно, выйдет на новый уровень качества и получит возможность сертифицировать свою продукцию в соответствии со стандартами ISO 9001, ISO 14001, которые являются «пропускным билетом» для работы предприятий в условиях ВТО.

Другой проблемой предприятия является недостаток высококвалифицированных кадров. Необходимо обучение персонала, переподготовка и повышение квалификации. Необходимо создание хороших условий труда, достойной заработной платы. На предприятии планируется применение западных методик работы, поэтому возможно привлечение иностранных специалистов, их поддержка, создание обучающего Центра. Возможно сотрудничество с другими предприятиями металлургии с целью обмена опытом, навыками, технологиями, объединения их в промышленные союзы для усиления своих позиций на рынке.

Проблемы ОАО «Металлург» схожи с проблемами всего металлургического комплекса. Для работы в условиях ВТО необходимо не «стоять на месте», а развиваться: обучать персонал, мотивировать сотрудников, поощрять их за прогрессивные идеи, вкладывать средства в инновации, предлагать эффективные разработки. Возможно, государство окажет финансовую поддержку предприятию, т.к. будет уверено в его стремлении развиваться. Необходимо совместно с другими предприятиями решать такие проблемы как применение таможенных пошлин, антидемпинговые меры и другие

3.3 Принимаемые государством меры по решению проблем

Стимулирование потребления стальной продукции отечественного производства, согласно оценкам экспертов, может быть обеспечено за счет повышения темпов роста национальной экономики после принятия Россией обязательств полноправного члена ВТО. По некоторым оценкам, преимущества членства в ВТО позволят России иметь ежегодно дополнительно 1% к прогнозируемым темпам роста ВВП. Существенным преимуществом для российского металлургического сектора после присоединения страны к ВТО станет облегчение доступа к иностранному оборудованию, что, в свою очередь, будет стимулировать технологическое перевооружение отрасли. Российские власти на всех уровнях управления занимаются вопросами подготовки промышленного комплекса страны к работе в условиях Всемирной торговой организации и принимают меры по их решению.

Правительство пытается оживить отрасль. В частности, установлена нулевая ставка ввозной таможенной пошлины на отходы и лом черных металлов, увеличены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов проката и труб из черных металлов сроком на девять месяцев, проведены специальные и антидемпинговые расследования в отношении металлопроката с полимерным покрытием и подшипниковых труб; установлены нулевые ставки ввозных пошлин и НДС на технологическое оборудование, не имеющее аналогов в России. Существующий арсенал специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на сегодняшний день наиболее широко задействован именно в черной металлургии. Наряду с решениями Правительства о повышении ставок ввозных таможенных пошлин по отдельным видам проката и труб из черных металлов, принятыми в начале 2009 года, в настоящее время действует ряд защитных мер, принятых по итогам проведенных ранее расследований:

  • специальная пошлина на трубы большого диаметра, происходящие из всех стран, в размере 8% от таможенной стоимости;

  • антидемпинговая пошлина на нержавеющий плоский прокат, происходящий из стран ЕС, в размере 0,84 евро за 1 кг;

  • антидемпинговая пошлина в размере 21,8% от таможенной стоимости и ценовые обязательства на машиностроительный крепеж, происходящий из Украины;

  • антидемпинговые пошлины в размере от 8,9% до 55,3% и количественные самоограничения на некоторые виды стальных труб, происходящих из Украины (котельные, насосно-компрессорные, нефтегазопроводные, обсадные, подшипниковые);

  • действует соглашение с Украиной об ограничении поставок прутков для армирования железобетонных конструкций (действует до 2011 года);

  • действует соглашение с Украиной о регулировании поставок плоского холоднокатаного проката (действует до 2011 года).

На сегодняшний день проводится ряд расследований. Антидемпинговые расследования:

  • в отношении нержавеющего плоского проката из Бразилии, Китая, Кореи и ЮАР;

  • подшипниковых труб из Китая;

  • проката с полимерным покрытием из Бельгии, Казахстана, Китая, Кореи и Финляндии;

  • стальных кованых валков из Украины;

Проводятся международные встречи металлургов, форумы, конференции. Так, в 2008 году в Москве состоялась 14-я Международная промышленная выставка «Металл-Экспо», участие в которой приняли 700 компаний из 30 стран мира. Форум металлургов продемонстрировал готовность игроков рынка работать в условиях любых экономических потрясений. В трудные времена всегда принято объединяться, чтобы вместе выстоять перед лицом экономической угрозы. «Металл-Экспо`2008» стала площадкой, позволившей проанализировать сложившееся положение и развитие ситуации, обменяться мнениями, найти новые формы сотрудничества. Свыше 22 000 руководителей и специалистов, участников и посетителей форума продуктивно поработали четыре дня, закладывая перспективу развития своих компаний. Поиск новых рыночных ниш, выработка консолидированных решений противостояния смерчу кризиса, конкретных антикризисных программ действий - все это реализовано в ходе 50 конференций и семинаров. На круглых столах в формате производитель — дилер и производитель — потребитель первые лица Северстали, ТМК, Северсталь-метиза, КУМЗа, АВТОВАЗа и других компаний откровенно обсуждали проблемы отрасли с партнерами и потребителями, с высокопоставленными чиновниками профильных ведомств.

В Свердловской области, где уровень концентрации промышленности в четыре раза выше, нежели в целом по стране организовываются заседание Межведомственной комиссии по подготовке организаций, расположенных на территории Свердловской области, к вступлению России во Всемирную торговую организацию, где рассматриваются следующие вопросы: разработка, внедрение и сертификация на предприятиях Свердловской области систем менеджмента качества ISO 9001, экологии ISO 14001, безопасности ОНSАS 18001, обсуждаются проблемы обучения, повышения квалификации и аттестации руководства и специалистов предприятий Свердловской области, а также исполнительных органов государственной области Свердловской области в рамках подготовки к работе в условиях вступления России в ВТО. По результатам обсуждения вопросов принято решение рекомендовать Свердловскому областному Союзу промышленников и предпринимателей (работодателей) и НП «Уральское качество» разработать областную Программу повышения качества продукции и услуг, предусматривающую меры региональной поддержки предприятий и организаций Свердловской области, внедряющих системы качества, на 2008-2010 годы. Также предложено рекомендовать ВТО-Центру, созданному на базе Уральского Государственного экономического университета, сформировать базы данных о законодательных и нормативных требованиях к продукции в стране и за рубежом и обеспечить доступ к ним всем предприятиям и организациям. Уральская наука, в том числе вузовская, помогает руководителям и работникам предприятий подготовиться к вхождению России в ВТО. Информационно-методический "ВТО-центр" предлагает методики, позволяющие проанализировать состояние предприятия по более чем полусотне критериев и подсказать руководителю пути решения проблем. Разработан 32-часовой курс дистанционного обучения персонала предприятия по соглашениям ВТО. Оперативно вносятся изменения в программы курсов повышения квалификации, чтобы сделать их максимально эффективными. Но бизнес пока еще не осознал, что нужно использовать возможности науки, в том числе вузовской.

Меры государственной поддержки позволят российской черной металлургии сохранить свои позиции на мировых рынках, завершить реализуемые инвестиционные проекты, направленные на импортозамещение, повышение качества и конкурентоспособности металлопродукции, снижение вредного воздействия на окружающую среду.

Заключение

Вступление в ВТО - это тот рубеж, который Россия должна преодолеть. Этот курс никто не менял и менять не собирается. Вступление в ВТО должно быть солидным, достойным, открывающим для России новые перспективы.

Президент РФ Дмитрий Медведев в ходе визита в Германию 05 июня 2008 г.

Вопрос присоединения России к Всемирной торговой организации решается уже на протяжении пятнадцати лет. С 1993 года проводится множество встреч, форумов по поводу вступления России в ВТО, состоится огромное количество заседаний, однако этот вопрос до сих пор не решен. Если раньше стоял вопрос вступать или не вступать в ВТО, то сегодня формулировка звучит так: на каких условиях вступать и какие преимущества получит Россия, став участницей ВТО? На пути присоединения России к ВТО помимо внешнеэкономических причин существуют преграды внутри страны, которые необходимо преодолеть в первую очередь. Не решив эти проблемы, мы не сможем даже подойти к порогу вступления в ВТО. К таким проблемам относятся несовершенство налоговой и правовой базы, недостаток квалифицированных кадров, отсутствие должной сертификации продукции и другие, импортные пошлины и другое.

Сегодня рост физического объема экспорта обеспечивается не за счет повышения качества металлопродукции, а вследствие временных ценовых преимуществ (например, низкий курс рубля). Конкурентоспособность отрасли находится на низком уровень вследствие ограниченности номенклатуры выпускаемой продукции и плохого качества. В это же время, в некоторых районах страны (Северо-западном, Центральном, на Дальнем Востоке) постепенно усиливается присутствие зарубежных компаний-производителей металлопроката высокого качества (например, доля казахстанского импорта в объеме российского потребления листа с покрытием приближается к 13 %).

Доля поставок продукции российского металлургического комплекса в конце 90-х гг. на внешний рынок значительно превышала объемы внутреннего потребления, однако сегодня наоборот. Металлургические предприятия наталкиваются на труднопреодолимые преграды в виде недостаточной защиты со стороны государства – внешнеторговые барьеры для ввоза основных средств инвестиционного назначения (комплектующие и технологическое оборудование), достаточно низкие ставки импортных пошлин на ввозимую из-за рубежа металлопродукцию с высоким уровнем добавленной стоимости.

Вступление России в ВТО в условиях благоприятной тарифной политики, безусловно, будет способствовать преодолению отставания и перевода металлургии на интенсивный путь развития. Уже с начала 2000х годов наиболее эффективные предприятия начинали планировать и реализовывать крупные инвестиционные вложения в целях обновления и модернизации основных производственных фондов, измеряемые сотнями миллионов долларов.

Уровень импортных пошлин Россией после присоединения к ВТО должен в целом содействовать увеличению и изменению характера конкурентоспособности товаров отечественного производства. Не надо создавать тепличных условий для отечественных производителей. Вместе с этим целесообразно установить режим наибольшего благоприятствования для прямых иностранных инвестиций во все сектора экономики.

В курсовой работе произведен обзор современного металлургического комплекса страны, освещены проблемы предприятий и возможные пути их решения на пути присоединения к ВТО. Приведены примеры предприятий Среднего Урала, т.к. здесь наибольшее сосредоточение промышленных предприятий России, Свердловская область играет в процессе вхождения России во Всемирную торговую организацию важнейшую роль и именно здесь в наибольшей степени представлены проблемы металлургического комплекса.

Важно отметить, что россияне поддерживают вступление нашей страны в Всемирную торговую организацию. Однако не многие предприятия готовы совершенствоваться и выпускать продукцию должного качества, применяя в производстве современные стандарты и системы качества.

Исследовав данную тему, можно сделать вывод, что вопрос присоединения России к ВТО будет решен тогда, когда появится уверенность в выгодных условиях участия России в ВТО, когда руководители металлургических предприятий осознают необходимость обучения и повышения квалификации работников, введения системы современных стандартов качества и сертификации, когда усовершенствуется налоговая и правовая база.

Список использованных источников

1. Интернет-сайт Всемирной торговой организации www.wto.ru

2. Материалы VIII Всероссийской конференции представителей малых предприятий

"Малый и средний бизнес на пороге вступления России в ВТО", 2007 г.

3. Интернет источник газеты «РИА Новости», 01.12.2009 г.

4. Интернет источник газеты «Взгляд», 01.12.2009 .

5. Интернет источник газеты «Взгляд», 01.12.2009.

6. Агентство экономической информации «ПРАЙМ-ТАСС», 23.11.2009.

7. М. Горбань, С. Гуриев, К. Юдаева «Россия в ВТО: миф и реальность»// «Вопросы экономики», 2002. - №2. – С.61-82.

8. Интернет источник газеты «Российская газета», 31.10.2007 г.

9. Отраслевое информационно-аналитическое агентство мониторинга "Известия металлургии" www.metallpress.ru, 26.02.07 г.

11. The Wall Street Journal, 11.12.2009 г.

12. Справочная информация о Соглашении ВТО об антидемпинговых процедурах www.wto.ru

10. Интернет журнал «Компания», 29.05.2009.

13. Интернет источник «Таможня», 24.07.2009.

14. Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ.-В ред. от 30.12.2006.- "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (принят ГД ФС РФ 18.11.2003)

14. Интернет-сайт Министерства промышленности и торговли РФ www.minprom.gov.ru

15. Интернет-сайт Министерства экономического развития РФ www.economy.gov.ru

16. Интернет-сайт Торгово-промышленной палаты РФ www.tpprf.ru

17. Паскачев А.Б., Кашин В.А., Бобоев М.Р. Большой толковый словарь налоговых терминов и норм.-М., 2002.

18. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой.-М., 2002

19. Бендиков М.А., Фролов И.Э. «Некоторые проблемы адаптации российских предприятий к условиям ВТО»// «Менеджмент в России и зарубежом», 2002. – №1