Развитие западноевропейских стран в международном аспекте во второй половине ХХ века

Реферат: Развитие западноевропейских стран в международном аспекте во второй половине ХХ века

Послевоенное урегулирование сопровождалось острой политической борьбой и потребовало больших усилий со стороны великих держав и международных организаций. Главная роль в процессе урегулирования принадлежала двум странам, которые из-за их положения и влияния в мире назвали сверхдержавами – СССР и США. Влияние Великобритании и Франции на европейские дела было значительным, но уступало советскому и американскому влиянию.

Важнейшей из международных организаций была Организация Объединенных Наций, созданная в 1945 г. для поддержания мира и развития сотрудничества между народами. В системе ООН главными органами являются Генеральная Ассамблея (ГАООН) и Совет Безопасности (СБ), В ООН постоянно рассматривались проблемы послевоенного устройства и международных отношений. В ГАООН преобладало влияние США. СБ при голосовании руководствовался принципом единогласия. В условиях разногласий между державами это затрудняло принятие решений и ослабляло роль ООН в мировой политике.

Основные контуры послевоенного урегулирования были намечены на Тегеранской 1943 г. и Крымской (Ялтинской) 1945 г. конференциях руководителей СССР, США, Великобритании И.В. Сталина, Ф.Д. Рузвельта и У. Черчилля. Берлинская (Потсдамская) конференция лидеров трех великих держав, проходившая с 17 июля по 2 августа 1945 г., приняла ряд решений по германскому вопросу и по проблемам послевоенного сотрудничества.

Германия должна была внутренне преобразоваться на демократических началах, возвратить все завоеванные территории, передать СССР г. Кенигсберг и определенные пограничные территории – Польше. Территория германии была разделена на советскую, американскую, английскую и французскую зоны оккупации, а Берлин – на 4 соответствующих сектора. в перспективе они должны были объединиться в единое государство.

Но события развивались по иному сценарию. Причина этого заключалась в различных подходах Западных держав и СССР к вопросу о создании единой демократической Германии. CCCР пытался сделать всю Германию коммунистической, а Запад – антисоветской и капиталистической. У руководителей западных держав и Советского Союза были различные представления о демократии. В западных странах она ассоциировалась с либерализмом, а в СССР – с коммунизмом.

Американские планы, поддержанные Великобританией и Францией, предусматривали объединение западных зон оккупации в отдельное государство и превращение его в антикоммунистический бастион. Они были реализованы провозглашением в сентябре 1949 г. западногерманского государства – Федеративной Республики Германия. ФРГ сразу же примкнула к антисоветскому альянсу. На территории советской зоны оккупации в октябре 1949 г. была образована Германская Демократическая Республика. На четыре ближайших десятилетия германия оказалась расколотой на две части.

Германская проблема усугубилась и стала самой острой международной проблемой в Европе. ФРГ выступала от имени всех немцев, что вызывало сильное раздражение в СССР и в руководстве ГДР. В СССР подозрительно и даже враждебно относились к включению ФРГ в западноевропейские экономические и военно-политические структуры и особенно в Организацию Североатлантического договора (НАТО), в которую она была принята в 1955 г. На Западе негативной была реакция на сам факт провозглашения ГДР, затем на перекрытие в 1948 г. советскими властями транспортных путей, связывавших Берлин с Западной Германией, а также на подавление антиправительственных выступлений в Восточном Берлине и других городах в июне 1953 г. и сооружение в 1961 г. берлинской стены для предотвращения побегов восточных немцев на Запад. Всякий раз после этих событий на Западе разворачивались антисоветские пропагандистские кампании, а в СССР звучали обвинения в адрес западных держав в их неправомерных действиях. Тем не менее, обсуждение различных аспектов германской проблемы не прекращалось. И Восток и Запад выдвинули десятки предложений по ее разрешению, различные планы объединения ФРГ и ГДР. Но согласовать их не удавалось. Ни Сталин, ни Трумэн, новый президент США, не проявляли склонности к компромиссам. При этом Соединенные Штаты, первая ядерная держава, создавшая в 1945 г. атомное оружие, использовали его для оказания давления на СССР. Важную роль играл и факт нахождения американских войск в западной части Европы, а советских – в восточной. Это предопределило раскол Европы, в результате которого западные страны остались капиталистическими, а восточные стали строить социализм по советской модели.

Разногласия между западными державами с СССР парализовали деятельность Совета министров иностранных дел, созданного по решению Берлинской конференции в составе министров иностранных дел СССР, США, Великобритании, Франции и Китая для проведения подготовительной работы по мирному урегулированию. Совет Министров принял несколько согласованных решений, однако после шестой сессии в 1949 г. его деятельность была прекращена.

В то же время ряд проблем был успешно разрешен. 10 февраля 1947 г. в Париже были подписаны мирные договоры с пятью странами, бывшими союзниками гитлеровской Германии, – Италией, Финляндией, Болгарией, Венгрией и Румынией – и странами, объявившими им войну. После их ратификации СССР, США, Великобританией и Францией в ноябре 1947 г. они вступили в силу.

Согласно этим договорам, были восстановлены границы этих государств с некоторыми изменениями в пользу соседних стран, объявивших им войну. Италия признала независимость Албании и Эфиопии, лишилась всех своих колоний в Африке, государственный статус которых был определен позднее.

Политические постановления договоров предусматривали проведение в побежденных странах демократических преобразований, задержание военных преступников. Военные решения разрешали побежденным странам содержать вооруженные силы в размерах, необходимых для национальной обороны. Западные державы обязывались вывести свои воинские контингенты из Италии, Венгрии, Румынии, Болгарии в течение 90 дней со дня вступления договоров в силу. СССР разрешалось продолжить пребывание своих вооруженных сил в Венгрии и Румынии для обеспечения коммуникаций с Австрией, где до 1955 г. находились советские войска.

Договоры устанавливали объемы и порядок выплаты репараций пятью странами, а также компенсаций потерь иностранных собственников.

При обсуждении договоров обнаружилось стремление великих держав оказать покровительство тем из побежденных стран, с которыми предполагалось установить отношения сотрудничества.

Успешно был решен австрийский вопрос. 15 мая 1955 г. в Вене министры иностранных дел СССР, США, Великобритании, Франции и Австрии подписали Государственный договор. Он предусматривал восстановление суверенитета австрийского государства, его нейтрализацию, вывод с его территории оккупационных войск четырех великих держав.

В дальнейшем предстояло возвратиться к проблемам, вызванным расколом Германии и Европы.

Проблемы мирного урегулирования на Дальнем Востоке. Здесь предстояло разрешить японский, корейский и китайский вопросы. Япония, капитулировавшая 2 сентября 1945 г., была оккупирована американскими войсками под командованием генерала Д. Макартура. По решению Московского совещания министров иностранных дел СССР, США, Великобритании в декабре 1945 г. была создана Дальневосточная комиссия для Японии (ДВК) в составе 11 государств, в том числе СССР, США, Великобритании, Китая с местопребыванием в Вашингтоне. Перед ней ставилась задача разработки в общей политической линии по отношению к Японии. В то же время был учрежден Союзный совет – консультативный орган при главнокомандующем оккупационными войсками в Японии. Но принятие окончательного решения зависело от правительства США и генерала Макартура.

В 1945–1947 гг. в американской политике преобладало стремление лишить Японию возможности выступить в качестве сильного конкурента США на мировом рынке. В 1948 г. США взяли курс на создание американо-японского антикоммунистического альянса усиления Японии.

Многократные настойчивые попытки СССР не допустить втягивания Японии в сферу интересов США успеха не имели. При рассмотрении проекта мирного договора с Японией на Сан-францисской конференции 1951 г. советские поправки не были приняты к обсуждению. Поэтому СССР не подписал мирный договор и остался в состоянии войны с Японией.

Сан-францисский мирный договор подписали 49 стран. Он признавал прекращение состояния войны между Японией и другими участниками договора и признавал суверенитет японского народа над своей страной. Япония признала независимость Кореи, от казалась от претензий на Южный Сахалин, Курильские острова, остров Тайвань и ряд других островов в Тихом океане. Некоторые их тихоокеанских островов, в том числе Окинава, передавались под управление США. О том, что Южный Сахалин и Курилы принадлежат России, а Тайвань – Китаю, в договоре не говорилось .

Одновременно между США и Японией был подписан договор безопасности, согласно которому США получили право размещать свои войска в Японии на неопределенное время.

В апреле 1952 г. официально закончилась оккупация Японии. ДВК и Союзный совет были распущены. Последующие соглашения, подписанные между США и Японией, предусматривали оказание взаимной помощи в борьбе против коммунизма.

Реформы, проведенные в период авторитарного правления генерала Макартура, помощь США обеспечили значительный рост японской экономики, ускорившийся во время войн на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, которые увеличили спрос на японскую продукцию.

После капитуляции Японии была решена и участь и бывшей колонии – Кореи. По соглашению союзных держав территория Кореи была разделена на две зоны, граница между которыми проходила по 38 параллели. В Северной Корее находились советские войска, в Южной – американские. Они приняли капитуляцию находившихся там японских вооруженных сил. согласно постановлению Московского совещания министров иностранных дел СССР, США, Великобритании в декабре 1945 г. учреждалась совместная советско-американская комиссия, в задачу которой входило восстановление независимости Кореи и создание временного корейского демократического правительства.

Однако планы СССР и США в отношении Кореи были несовместимы. Каждая из стран стремилась создать условия для формирования правительства нужной ориентации. В результате Корея оказалась расколотой.

10 мая 1948 г. под патронатом американской администрации в Южной Корее были проведены сепаратные выборы. в Национальное собрание, которое провозгласило Корейскую республику и утвердило проамериканское правительство во главе с президентом Ли Сын Маном. В августе по инициативе Трудовой партии Кореи (коммунистической) при поддержке советской администрации в Северной и Южной Корее состоялись выборы в общее Верховное народное собрание. В Южной Корее они проводились нелегально. 9 сентября 1948 г. собрание провозгласило корейскую Народно-Демократическую республику (КНДР). Ее правительство возглавил Ким Ир Сен, отстаивавший идею строительства "Социализма корейского типа".

Отношения между Северной и Южной Кореей были весьма напряженными, и вскоре между ними началась война, 25 июня 1950 г. войска Северной Кореи перешли демаркационную линию и двинулись на юг, заняли Сеул. США. добились принятия СБ ООН в отсутствие представителя СССР резолюции, осуждавшей Северную Корею как агрессора.

Под флагом ООН в Корею были направлены войска 16 государств, но большую часть их составляли американцы. Они предприняли решительное наступление, заняли Пхеньян. Но войска Северной Кореи при поддержке советской авиации вынудили американские и южнокорейские войска отступить к 38 параллели. 25 июля 1953 г. воюющие стороны подписали перемирие, зафиксировавшее раздел Кореи по 38 параллели.

Капитуляция Японии, которая с 1937 г. вела войну за захват всего Китая, не принесла мира китайскому народу. В стране обострились противоречия между основными антагонистами – гоминьдановской администрацией Чан Кайши и Коммунистической партией (КПК) во главе с Мао Цзэдуном. Они то воевали между собой, то вели переговоры.

10 мая 1946 г. было подписано соглашение о прекращении гражданской войны и мирном разрешении всех спорных вопросов. Оно оказалось неустойчивым.

СССР и США поддерживали отношения в обеими соперничавшими сторонами. Но в итоге СССР стал поддерживать КПК, заявлявшую о своем стремлении превратить весь Китай в социалистическое государство, а США – отчасти буржуазной, отчасти феодально-компрадорский режим Чан Кайши. В этих условиях КПК отказалось от дальнейших переговоров.

В дальнейшем судьба Китая решалась в ходе военных операций, иногда прерываемых переговорами представителей воюющих сторон, безуспешными, как и прежде.

Гражданская война шла сначала с переменным успехом, но завершилась убедительной победой КПК и ее Народно-освободительной армии Китая (НОА). 1 июля 1946 г. Чан Кайши, контролировавший 3/4 территории Китая и обладавший более чем трехкратным преимуществом в численности вооруженных сил, начал всеобщее наступление и занял ряд новых районов. Но через год, несмотря на помощь США, наступательный порыв гоминьдановских войск иссяк.

НОА выросла численно и с помощью СССР значительно окрепла. В июне 1947 г. она перешла в контрнаступление и к концу 1949 г. овладела всем континентальным Китаем (кроме Тибета). Гоминьдановский режим в континентальном Китае рухнул, хотя США вложили в него 6 млрд. долларов. На прямую интервенцию в Китае американское правительство не решалось, опасалось взрыва недовольством в своей стране.

1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика. Она сразу же заявила о вступлении на путь социалистического развития. Чан Кайши нашел убежище на о. Тайвань под защитой США. КНР считал и считает Тайвань своей неотъемлемой частью. Но в 1954 г. американское правительство Д. Эйзенхауэра подписало с Чан Кайши договор "О взаимной безопасности" , а в 1958 г. США заявили , что Тайвань не является частью КНР, что вызвало резкие возражения со стороны Китайской Народной Республики.

Образование КНР привело к изменению геополитической ситуации в Азии в пользу социализма, что вызвало серьезную тревогу в США и других капиталистических странах.

Вскоре после окончания второй мировой войны отношения между капиталистическим Западом во главе с США, с одной стороны, и СССР и другими социалистическими странами – с другой, приняли характер "Холодной Войны", т.е. военно-политической конфронтации, продолжавшейся в основном с середины 40-х до 60-х гг. ХХ в. и окончательно прекращенной в 80 – начале 90-х гг. Открытым провозглашение "холодной войны" считается речь тогдашнего лидера английских консерваторов У. Черчилля, произнесенная в Вестминстерском колледже американского города Фултона 5 марта 1946 г. в присутствии президента США Г. Трумэна. Сталин охарактеризовали эту речь как призыв к войне против СССР. В ней Черчилль высказал предостережение об угрозе, исходящей от СССР, и призвал к созданию военно-политического союза западных государств во главе с США и Великобританией. На Западе с новой силой заявил о себе приглушенный второй мировой войной антикоммунизм. В своем крайнем выражении он призвал к уничтожению социализма любым путем, вплоть до применения атомного оружия.

СССР проявил понятную озабоченность об укреплении своих западных границ – этого требовали уроки второй мировой войны – и поддерживал социалистические страны. Но эта озабоченность сочеталась со стремлением расширить границы социалистического лагеря, поддержкой международного коммунистического и национально-освободительного движений, предсказаниями краха капитализма и торжества коммунизма в мировом масштабе.

Такая бескомпромиссность несла в себе опасность вооруженного столкновения между капиталистическими и социалистическими странами.

Составными элементами "холодной войны" являлись ожесточенная пропагандистская война, создание военно-политических блоков, гонка вооружений.

Крупнейшим из военно-политических блоков был блок НАТО, в который во время его основания в 1949 г. вошло 10 западноевропейских государств, США и Канада. Позже его участниками стали еще 4 государства. Блок имел антикоммунистическую направленность, и СССР добивался роспуска НАТО. когда же сделать это не удалось, Советский Союз выразил пожелание присоединиться к НАТО, но встретил отказ. После этого в противовес НАТО в 1955 г. был создан военно-политический союз восьми социалистических стран – Организация Варшавского договора (ОВД).

Наряду с образованием военно-политических объединений США создали цепь военных баз, которые в СССР и других социалистических странах рассматривали как прямую угрозу своей безопасности.

С появлением СССР в 1949 г. ядерного оружия соперничество между сверхдержавами усилилось. Началась гонка ядерных вооружений. Ядерное оружие и средства его доставки совершенствовались. В 50-х гг. были созданы водородная бомба огромной мощности, межконтинентальная баллистическая ракета. Появились атомные подводные лодки. в 60–70-х гг. ценой больших усилий СССР установил военно-стратегический паритет с США.

"Холодная война" нашла отражение и в военно-политических доктринах, которые по традиции формулировали американские президенты и государственные секретари. В первые послевоенные годы, когда США отошли от "Мягкой политики" Ф. Рузвельта и начали решительную борьбу с коммунизмом, на вооружение была взята доктрина "сдерживания". Она предусматривала оказание противодействия СССР в различных районах земного шара. Попытки "сдержать" СССР сочетались с постояянным вмешательством США во внутренние дела других государств.

Целям "сдерживания" соответствовали "доктрина Трумэна", предусматривавшая оказание военной и финансовой поддержки антикоммунистическим режимам и укрепление военных позиций США в странах, получивших американскую помощь. В дополнение к "доктрине Трумэна" был принят "план Маршалла", выдвинутый государственным секретарем США Дж. Маршаллом в 1947 г. В соответствии с эти планом США оказали 17 капиталистическим странам Европы экономическую помощь в размере 17 млрд. долларов для стабилизации экономики внутриполитического положения.

СССР, в свою очередь, оказывал экономическую и военную, поддержку социалистическим странам и другим дружественным ему режимам и антиамериканским силам.

Доктрины "сдерживания" американские политики придерживались на протяжении десятилетий, хотя некоторые государственные деятели относились к ней критически. Впоследствии в дополнение к этой доктрине принимались другие. Среди них – стратегия "массированного возмездия", предусматривавшая в случае конфликта с СССР использование всех средств ведения войны в любом районе земного шара; доктрина "отбрасывания" коммунизма, "отрыва" коммунистов других стран от СССР и др.

СССР имел свои планы борьбы против империализма и наступления на его позиции. Сверхдержавы разрабатывали и планы военных действий , но до их выполнения дело не дошло. Обе стороны боялись быть уничтоженными в ядерной войне.

В 50–60-х гг. существенно изменилась политическая карта мира. В результате мощного подъема национально-освободительного движения десятки колоний добились независимости. Но их экономическая зависимость от бывших метрополий, иностранного капитала не была преодолена. Колониализм ХІХ – первой половины ХХ в. трансформировался в неоклониализм, характеризующийся сочетанием политической самостоятельности, не всегда полной, с экономической несостоятельностью, необходимостью в иностранной поддержке. В своих интересах этим пользовались бывшие метрополии.

Процесс деколонизации проходил трудно, противоречиво. Он сопровождался конфликтами и войнами. Длительное время вели борьбу за независимость народны Индии и Индонезии. Страны Индокитая после второй войны и уходя японцев были втянуты почти в восьмилетнюю войну с Францией, решившей восстановить там свои позиции. Они победили, только народу Вьетнама для победы пришлось с 1965 до 1973 г. воевать с американцами. восемь лет, до 1962 г. сражался против Франции народ Алжира.

Сложное положение сложилось на Ближнем Востоке. В соответствии с решением ГА ОНН в мае 1948 г. на территории Палестины было создано государство Израиль. С тех пор начались почти непрерывные конфликты между палестинцами и израильтянами. В ходей войн 1948–49 и 1967 г.. Израиль занял территорию, отведенную ООН для палестинского государства. Палестинцы требовали ее возврата.

В 1956 г. возник Суэцкий кризис. Англия, Франция и Израиль совершили нападение на Египет. Их целью было возвращение под контроль западных стран Суэцкого канала, национализированного египетским правительством. Но после того, как СССР заявил о готовности предоставить Египту военную помощь, агрессия была прекращена.

Самым взрывоопасным конфликтом в Латинской Америке был Карибский кризис. В 1959 г. на Кубе произошла революция, и она вступила на путь социализма. СССР оказывал ей значительную помощь. После попытки кубинских контрреволюционеров, поддержанных США, свергнуть правительство Ф. Кастро, СССР доставил на Кубу ядерные ракеты средней дальности. Это вызвало резкую реакцию со стороны США. Стратегические силы США и СССР были приведены в боевую готовность Опасность ядерной войны никогда еще не была столь огромной. Но лидерам двух стран – Н.С. Хрущеву и Дж. Кеннеди удалось найти приемлемый компромисс: СССР вывозит ракеты с Кубы, а США дают ей гарантию ненападения в вывозили свои ракеты из Турции.

Не все складывалось благополучно и внутри социалистического лагеря. В 1949 г. произошел разрыв отношений между СССР и Югославией, правительство которой в Москве назвали "противником", а на рубеже 50–60-х гг. – с Китаем и ориентировавшейся на него Албанией, которые были не согласны с десталинизацией и другими актами советской политики.

В 1956 г. вспыхнули антиправительственные восстания в Польше и Венгрии. Они были подавлены советскими войсками. в 1968 г. войска СССР и других стран Варшавского договора прервали процесс демократических реформ в Чехословакии. действия СССР вызвали осуждение и протесты на Западе, но дальше этого дело не пошло.

Несмотря на конфронтационную атмосферу "холодной войны", СССР и США смогли заключить первое соглашение по контролю за вооружениями – Договор от 5 августа 1963 г. о запрещении испытаний в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. второй важный шаг был сделан в 1968 г., когда был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия. Его участниками стали около 160 государств. Подписание этих соглашений свидетельствовало о понимании лидерами многих стран опасности ядерной войны и предвещало поворот от глобальной конфронтации к разрядке международной напряженности.

С начала 70-х гг. в международных отношениях происходит разрядка напряженности. Ее предпосылками были осознание руководителями великих держав бессмысленности и опасности дальнейшей гонки вооружений, которых уже было произведено в избытке, достижение военно-стратегического паритета между СССР и США, ОВД и НАТО. немаловажное значение имело и стремление укрепить экономику за счет сокращения военных расходов.

Международно-правовое закрепление разрядка получила в ряде договоров и соглашений. В 70-х гг. только СССР и США подписали около 30 таких документов. "Основы взаимоотношений между СССР и США" 1972 г. содержали платформу улучшения советско-американских отношений, признавали необходимость мирного сосуществования.

Принципиальное значение имели первые соглашения об ограничении ядерных вооружений, подписанные в 1972 г. – Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических вооружений (ОСВ). Оба документа получили название соглашений ОСВ-1. Они предусматривали ограничение комплексов ПРО, пусковых установок и баллистических ракет. В 1979 г. был подписан еще один Договор – ОСВ-2. Но он не вступил в силу из-за отказа США от его ратификации.

По советско-западногерманскому договору 1970 г. стороны взяли обязательств соблюдать территориальную целостность всех государств Европы в существующих границах. Подобное условие содержалось в договорах, которые были заключены с ФРГ, Польшей, ГДР и Чехословакией в начале 70-х гг. Отказ ФРГ от пересмотра послевоенных границ в Европе, признание западными державами ГДР дали мощный импульс делу разрядки.

Крупным шагом в нормализации положения в Европе было Четырехсторонне соглашение по Западному Берлину 1971 г., подписанное представителями СССР, США, Великобритании а Франции. В нем зафиксированы непринадлежность Западного Берлина ФРГ, неприменение силы при решении вопросов, связанных с Западным Берлином.

Важной вехой в процессе разрядки и мирного сосуществования стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в котором приняли участие представители 33 европейских стран, США и Канады. Оно завершилось подписанием в Хельсинки Заключительного акта, закрепившего соглашения, касающиеся вопросов безопасности в Европе. Государства-участники СБСЕ взяли на себя обязательства руководствоваться в своей политике принципами нерушимости границ, мирного урегулирования споров, равноправия народов, уважения прав и свобод человека. Процесс , начатый в Хельсинки, был продолжен на последующих встречах представителей государств-участников ОБСЕ.

Однако дальнейшие действия советского и американского руководства привели к тому, что во второй половине 70-х гг. процесс разрядки затух и возобновилась "Холодная война". СССР решил заменить устаревшие ракеты СС-4 и СС-4 новыми, более мощными ракетами СС-20. Новые ракеты были размещены в европейской части СССР, в ГДР и Чехословакии. Это вызвало резкую реакцию Запада. Совет НАТО принял решение о развертывании на территории Англии, ФРГ, Италии, Бельгии и Нидерландов американских ракет "Першинг-2! и крылатых ракет, которое было начато в 1983 г.

В дальнейшем международное положение еще более обострилось. советское вторжение в Афганистан в декабре 1979 г. и установление там режима Б. Кармаля привело к войне между местными повстанцами, моджахедами, и советскими войсками. Действия СССР вызвали сильное недовольство в мусульманском мире и на Западе, осуждение ООН, ряд санкций против Советского Союза. США, арабские страны оказали моджахедам военную помощь. Договор ОСВ-2 уже подписанный президентом США Дж. картером, не был представлен им для ратификации в сенат. Был наложен запрет на продажу СССР зерна. Многие страны отказались от участия в Московской олимпиаде 1980 г.

В США брали верх политические силы, рассчитывавшие добиться военного превосходства над СССР. Внешняя политика Соединенных Штатов особенно ужесточилась после избрания на пост президента в 1980 г. Р. Рейгана, который назвал Советский Союз “империей зла”. В 1983 г. он выступил со стратегической оборонной инициативой (СОИ), предусматривавшей создание мощной системы противоракетной обороны с элементами космического базирования. ЕЕ практическая реализация привела бы к возобновлению гонки вооружений и огромнейшим военным расходам. советский Союз с его ослабленной экономикой реагировал на оборонную инициативу Р. Рейгана крайне негативно. Чтобы ослабить советскую экономику и поднять свою собственную США стремились с бить на мировом рынке цены на нефть, экспорт которой был важнейшим источником валютных поступлений в СССР.

Обе державы стремились укрепить свои позиции в странах Азии и Африки, что еще более усиливало напряженность в их отношениях. СССР считал неприемлемым расширение американского военного присутствия на Ближнем Востоке, в Африке, Индийском океане, вмешательство во внутренние дела Ирана, Ливана, Никарагуа, Гренады и других стран. США в свою очередь, были раздражены стремлением СССР подтолкнуть на путь социалистического развития.

Своей кульминации напряженность достигла осенью 1983 г., когда на Дальнем Востоке советский истребитель сбил южнокорейский пассажирский самолет “Боинг-747”, вторгшийся в воздушное пространство СССР. США и другие страны обвинили Советский Союз в убийстве 269 пассажиров “Боинга”. Ю.В. Андропов, глава ЦК КПСС, заявил, что этот полет выполнялся с разведывательными целями, а провокация с “Боингом” была направлена на продолжение гонки вооружений. Он объявил о невозможности дальнейшего участия СССР в переговорах о сокращении стратегических вооружений в Европе и о твердом намерении СССР продолжать размещение на европейском континенте ракет средней дальности “СС-20”.

Конфронтация на мировой арене создавала опасность мировой ядерной катастрофы. Требовалось найти выход из критического положения, и обстоятельства сложились так, что он был найден.

В середине 80-х гг. политический климат в мире стал изменяться в связи с приходом к руководству в СССР М.С. Горбачева и возросшим пониманием в Вашингтоне необходимости принятия неотложных мер для предотвращения ядерной войны.

М. С. Горбачев выдвинул тезис о новом политическом мышлении, который отдавал приоритет не классовым интересам и классовой борьбе, а общечеловеческим ценностям и сотрудничеству всех государств. СССР выдвинул предложение о ликвидации ядерного и химического оружия, предложил концепцию упрочения мира в различных регионах земного шара. В 1989 г. он вывел советские войска из Афганистана. В ноябре 1985 г. состоялась встреча М.С. Горбачева и Р. Рейгана в Женеве, которая прервала период жесткой конфронтации двух социальных систем. За тем последовал ряд новых встреч на высшем уровне. Они увенчались впечатляющим результатом  соглашениями уже не только об ограничении, но и об уничтожении оружия массового поражения.

Согласно советско-американскому договору 1987 г. были ликвидированы все ядерные ракеты средней и меньшей дальности. В 19901991 г. стороны договорились о ликвидации большей части химического оружия. Были ограничены подземные ядерные испытания. ПО договору 1991 г. о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-1) каждая сторона сокращала количество баллистических ракет до 1600, а количество боезарядов до 6000 (соответственно на 28  36 и 42%). Сокращение ядерных вооружений и принятие других мер по стабилизации международных отношений продолжалось и после распада СССР и ухода М.С. Горбачева с политической сцены. 1 февраля 1992 г. была принята российско-американская декларация о прекращении состояния “холодной войны”. Подписан договор СНВ-2, предусматривавший новое сокращение стратегических вооружений: количества ракет  на 2/3, ядерных боеголовок до 30003500 единиц для каждой из сторон.

К числу важнейших событий конца ХХ века относится объединение германии, закрепленное Договором от 12 сентября 1990 г., который был подписан министрами иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции. В ноябре был подписан двусторонний советско-германский Договор и добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве, ставший основой для стабильного развития отношений между двумя государствами. По итогам второй мировой войны были подведена черта.

Стабилизирующим фактором международных отношений в рассматриваемое время было улучшение отношений между КНР и СССР (потом  Россией), КНР и США, Вьетнама и США, двумя корейскими государствами. Более плодотворными стали русско-японские отношения, хотя до сих пор между Россией и Японией не подписан мирный договор из-за четырех Курильских островов, на которые претендует Япония.

В последнее время активизировалась деятельность ООН по поддержанию международной безопасности, хотя она не всегда дает желаемый результат. В ее работе меньшую роль стал играть идеологический фактор.

В послевоенный период активно развиваются интеграционные процессы на региональном и мировом уровнях. Среди регионов лидирует Западная Европа. В 1993 г. был создан Европейский Союз, объединивший 16 стран. В нем предусмотрено проведение единой экономической, внешней политики, установление единого гражданства. в начале 2002 г. была введена общая валюта  евро.

Интеграционные процессы в международном масштабе часто называют глобализацией. Она проявляется в усилении мировых финансовых, торговых, производственных, информационных и других связей. ОТ глобализации выигрывают развитые страны и люди, бедные же часто проигрывают. Это порождает недовольство , на почве которого в 1999 г. возникло движение антиглобализма. Антиглобалисты  это преимущественно молодежь различных национальностей, вероисповеданий, политических взглядов, протестующая против империализма, монополий и вообще существующей системы. Они организуют акции протеста во время проведения крупных экономических форумов, повсюду преследуют финансовую элиту, устраивают шумные манифестации и погромы. На рубеже тысячелетий обострились прежние и возникли некоторые новые проблемы, вызывающе озабоченность. После прекращения существования СССР в декабре 1991 г. исчезла одна сверхдержава, и мир стал однополюсным, в котором доминирует США. У многих стран это вызывает опасение, что Соединенные Штаты могут диктовать свои условия, и они предлагают создать многополярную систему международных отношений.

Большую тревогу вызывают многочисленные конфликты. В 2001 г. вновь обострились израильско-палестинские отношения. Палестинские террористы убивают израильтян, Израиль отвечает военными операциями против палестинцев. Не получил окончательного разрешения балканский вопрос. В его центре в 2000 г. оказалась Македония, в которой активизировались албанские сепаратисты. Продолжается спор между Индией и Пакистаном из-за области Кашмир. Конфликтная ситуация сохраняется в отношениях между рядом африканских стран.

Еще большую остроту приобрели глобальные проблемы. Все еще сохраняется опасность термоядерной войны, так как ядерным оружием обладает ряд стран. Факторами глобального кризиса являются истощение природных ресурсов, обостряющиеся экологические проблемы, разрыв в уровне жизни народов. Из 5-миллиардного населения планеты его большинство проживает в бедности, страдает от голода и недоедания. 2 млрд. человек лишено доступа к электроэнергии. Великая неграмотность. в мире много беженцев. Глобальной стала проблема терроризма. 11 сентября 2001 г. террористы направили два захваченных ими самолета, на два высотных здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и разрушили их. Погибло около 3 тыс. человек. Организация террористического акта приписывается саудовскому арабу Усама бен Ладену, скрывавшемуся в Афганистане. США потребовали выдачи бен Ладена и, получив отказ, применили военную силу и разгромили основные силы террористов в Афганистана. Антитеррористические действия США получили поддержку со стороны десятков стран мира, в том числе и России.

Стоящие на повестке дня глобальные проблемы не могут быть разрешены разрозненными действиями государств. Для их решения, по мнению ученых и политиков, необходимы объединенные усилия всего мирового сообщества, наполнение международных отношений новым содержанием.

Литература

    Всемирная история. М., 1983. Т. 13.

    Всемирная история нового и новейшего времени. Справ. пособие. Мн., 1998.

    Брандт В. Воспоминания. М., 1991.

    Грант Н. Конфликты ХХ века: Иллюстрированная история. М., 1995.

    Джонсон П. Современность. М., 1995.

    История войн. Ростов-на-Дону, 1997.

    История дипломатии. М., 1974. Т. 5. Кн. 1; М., 1979. Т. 5. Кн. 2.

    Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 года. М., 2000. Т. 1, 2.

    Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.

    Кто есть кто в мировой политике. М., 1990.

    Лазько Р.Р. Навейшая гісторыя краін Еўропы і Амерыкі. 19451999. Гомель, 2000.

    Степанова О.Л. “Холодная война”: историческая ретроспектива. М., 1992.

    США: военно-стратегические концепции. М., 1980.

    Халоша Б.М. Военно-политические союзы империализма после 1945 г.: Основные особенности и тенденции развития в 70-х  начале 80-х годов. М., 1982.